Подписаться на обновления
24 маяПятница

usd цб 64.4913

eur цб 71.8369

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Дмитрий Шкрылев   воскресенье, 11 марта 2012 года, 00:38

Ровно год назад в Тохоку...
Синергия поисково-расследовательских подходов* и социально-значимых контекстов: волонтеры, журналисты, новые технологии и визуальные медиа


Съемочная группа в Тохоку, через 10 дней после катастрофы.
Фото: mobiledisco / Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




О роли, которую сыграли после трагедии Тохоку японские журналисты и репортеры-добровольцы визуальных медиа с использованием новых технологий. Они не только давали хронику событийи, но и создавали возможности для коммуникации, осмысления и исследования событий и последствий произошедшего.

Год назад 11 марта в Японии произошло землетрясение. Катастрофа в Тохоку, которую также называют великим землетрясением на северо-востоке Японии, была внесена, согласно докладу исследовательского центра «Пью» (Pew Research Center), в число наиболее широко и глубоко освещавшихся в 2011 году рядом мировых СМИ событий1. При подведении итогов года журналистами японское землетрясение также многократно оказывалось в зоне пристального внимания. Телекомпания Си-эн-эн в своих обзорах поставила японское землетрясение и цунами в список таких событий года, которые оказали и продолжат оказывать определяющее влияние на формирование облика всего мира в ближайшие годы. Одним из крупнейших событий 2011 года, в том числе по результатам интерактивных опросов, японскую трагедию в итоговых дайджестах назвали практически все ведущие мировые СМИ. Это событие также было отмечено в числе самых обсуждаемых по итогам 2011 года в сервисах социальных сетей Facebook и микроблогов Twitter. В выпущенную в 2011 году на факультете журналистики МГУ диссертацию «Пресса в условиях техногенной катастрофы глобального масштаба» был включен параграф об освещении российскими СМИ японской трагедии. В автореферате этой диссертации говорится: «Социальная ответственность прессы заключается, прежде всего, в ее способности объединить общество и государство для преодоления последствий текущей катастрофы и защиты от техногенных рисков в будущем» 2.

Данная статья посвящена объединяющей социальной роли, которую сыграли после трагедии в Тохоку японские журналисты и репортеры-добровольцы визуальных медиа с использованием новых технологий – путем не только хроникального информирования, но также создания возможностей для коммуникации, осмысления и исследования событий и последствий произошедшего для отдельных людей и общества в целом. Рассмотрены и описаны несколько вариантов такой коммуникации, получивших распространение в японских и японоязычных визуальных медиа в период после трагедии. Также затронута роль телевидения Японии в поисках пропавших после землетрясения и цунами – в частности, в налаживании особого пространства аудиовизуальной коммуникации для организации возможностей такого поиска. В целом на основе отражения в СМИ такого крупного в мировой истории события, как катастрофа в Тохоку, изучен японский и японоязычный сегмент медийной визуальной среды на стороне зрителя. Основная цель – понять, как визуальная среда становится исследовательским и расследовательским инструментом документалиста и зрителя, направленным на социальное преобразование. Под визуальной средой в данном случае подразумевается совокупное пространство визуальных медиа, а под визуальными медиа, в свою очередь, – не только традиционное телевидение и документальное кино, но также сетевые видеоархивы, видеопорталы и другие формы организации визуальной информации, восходящие к СМИ аудиовизуальной природы.

Данные рейтингов и социологических опросов показывают, что японская аудитория для получения сведений о происходящем в Тохоку в первую очередь обращалась именно к визуальным медиа. Японское рейтинговое агентство «Нильсен/Нэтрейтингс» собрала информацию об обращении японских пользователей к сетевым ресурсам в ту неделю, на которую приходится дата, когда произошла катастрофа в Тохоку (11 марта 2011 года), и сравнила полученные сведения с данными предшествующего трагедии периода. Выяснилось, что прирост числа японских пользователей портала агентства «Рейтер» в разделе «Видео о японском землетрясении» составил 204 процента, аудитории собственного портала телекомпании Эн-эйч-кей – 174 процента. Аудитория специализирующегося на прямом сетевом потоковом видеовещании портала «Юстрим» (Ustream) в части задействованной в тот же период ретрансляции японоязычного потока Эн-эйч-кей увеличилась более, чем в два с половиной раза (257 процентов), а независимого японского видеопортала «Смайлик видео» в разделе «Тихоокеанское землетрясение в районе Тохоку» возросла до 113 процентов.

Стихийное бедствие, обрушившееся на Японию 11 марта 2011 года, называют землетрясением Тохоку – на этот северо-восточный регион Японии пришёлся самый мощный удар. Чтобы защитить Тохоку от будущих цунами, токийский архитектор Киитиро Сако разработал проект «небесной деревни», который имеет шансы на реализацию.

Японский исследовательский центр «Номура» задался вопросами о том, какие именно источники информации жители центральной части Японии продолжали считать для себя самыми важными после трагедии в Тохоку и как изменялась степень их доверия к СМИ и иным источникам информации при попытке найти данные, имеющие отношение к катастрофе. По результатам опроса выяснилось, что важнейшими источниками информации при получении сведений о трагедии для большинства респондентов оказалось телевидение (каналы общественного вещания Эн-эйч-кей – 80,5 процентов, коммерческие телевещатели – 56,9 процента), а также японские представительства порталов Yahoo и Google (43,2 процента). Информация из газет продолжала оставаться значимой лишь примерно для трети опрошенных (36,3 процента) и менее одной пятой части респондентов опиралось на информацию газетных интернет-сайтов (18,6 процента). В оценке доверия к разнообразным источникам информации по шкале «повысилось-снизилось» снова в лидерах оказались визуальные медиа3.

С самого начала освещения катастрофы в Тохоку СМИ аудиовизуальной природы стали обращаться не только к «внешней», но и к «внутренней» стороне событий. То есть характер освещения был не только хроникальным (в смысле – поверхностно-хроникально-фиксирующим), но также глубинным, исследовательским. Документальное исследование, в свою очередь, было направлено не только на восстановление обстоятельств произошедшего или погружение в социально-проблемные аспекты последствий трагедии, но также и на одновременное проникновение в личностно-персональные стороны этих событий. Иными словами, визуальная среда отражения катастрофы в Тохоку практически сразу приобрела характер исследовательского аналитического инструмента документалистов и зрителей по изучению масштаба катастрофы и визуальной оценки ее последствий на макро- и микроуровнях.

Одним из примеров этого может быть весенний 2011 года спецвыпуск телекомпании Эн-эйч-кей о последствиях катастрофы в Тохоку (ролик с записью этой программы был перевыставлен на китайском видеопортале youku.com, где собрал свыше 200 тысяч просмотров, тогда как другие выпуски Эн-эйч-кей об этих же событиях, также перевыставленные на этом портале, собирали от шести до ста тысяч просмотров). Начало – словно кадры немой кинохроники. Камера – наблюдатель. Сменяющие друг друга панорамы смытых и раздробленных строений. Голые стволы выживших деревьев посреди порожденной стихией пустыни. Железнодорожные пути. Пострадавшие пешком идут с вещами по шпалам. Других несут спасатели. Камера в стиле cinema verite следует за обеспокоенным мужчиной. Вместо закадрового комментария – редкие поясняющие титры: «Транспортное сообщение отрезано, жители пострадавших районов оказались в изоляции. Мужчина ищет дочь. Нашел. Наконец-то смогли снова встретиться…». Мужчина обнимает плачущую дочь. Камера так близко, словно на происходящее в кадре смотрит не сторонний наблюдатель, а член их семьи «Все хорошо, все обошлось», – успокаивают они друг друга. Живое наблюдение, как в документальном кино, неожиданно сменяется репортажным стилем.

«Небывалое по силе в истории Японии колоссальное землетрясение магнитудой 9 баллов, за ним последовало цунами, дальше – пожары и разрушения», – рассказывает голос диктора Эн-эйч-кей за кадром. «Какой ужас!» – восклицает японец средних лет, глядя на то, как набегающая невероятных размеров волна сметает строения и подхватывает, словно игрушки, десятки автомобилей. Он отходит чуть в сторону и растерянно оглядывается, не понимая, что же с этим со всем делать дальше. «Куда бежать?» – плачет девочка лет семи, еще крепче прижимаясь к матери, взгляд которой тоже продолжает искать спасения. Позже людям, оказавшимся один на один с разгулом стихии, приходят на помощь спасатели, вынося раненых на своих плечах. Но у этих людей уже «не осталось ни домов, ни гостиниц», – узнаем мы из рассказа пострадавшей. «И вот как теперь выглядят пострадавшие районы», – возникает титр на фоне безмолвных кадров тотального опустошения. Микшер – в белое поле, и новый титр: «Экстренный выпуск. Великое землетрясение Тохоку и Канто».

После этого документальные кадры, которые мы только что видели, уплывают в плазменные мониторы за плечами ведущего в студии. Перед ведущим – прямо под его руками – огромная трехмерная виртуальная инсталляция объемного рельефа островов Японии и волн Тихого океана, поднимающихся от эпицентров землетрясения, произошедшего на дне океана. Один за другим появляются маркеры эпицентров с обозначением магнитуд и расходящихся волн. Цунами достигает «берегов», и фрагмент 3D-инсталляции с картой самых пострадавших от стихии районов перемещается к новой ведущей в студии. Появляется титр: «Информация о нанесенном ущербе». Каждый город и поселение подсвечены специальным маркером, напротив которого появляются сообщения о количестве пострадавших, погибших, пропавших без вести, объеме разрушений, текущей ситуации. «С чем же все-таки пришлось столкнуться лицом к лицу жителям пострадавших районов?» – задается вопросом первый ведущий. После этого – еще два часа сменяющих друг друга живых историй, репортажной хроники и глубинного всестороннего документального исследования последствий катастрофы.

Между тем, совокупная визуальная среда исследования события на макро- и микроуровнях может быть названа гораздо более полноценной, если она включает в себя осмысление не только средствами телевидения и сетевого видео, но также и средствами современного авторского документального кино. Хотя бы потому, что серьезные произведения кинодокументалистики традиционно считаются более глубокими и многоуровневыми по образной структуре и характеру проникновения в мир человеческой души – о них даже принято говорить как об «искусстве человековедения» 4, ориентированном на «исследование пространства души и чувств»5. И хотя подобные фильмы, как правило, редко выходят на большой экран в скором времени после события, в ситуации с катастрофой в Тохоку все оказалось несколько иначе.

В марте 2011 года осмыслением последствий катастрофы в Тохоку и их влияния на жизнь и мировоззрение простого японца уже занималась съемочная группа авторского документального кино под руководством Люси Уокер – обладательницы нескольких десятков престижных международных наград в сфере кинодокументалистики, включая номинацию на «Оскар» 2011 года. Ее новый фильм получил название «Цунами и сакура». Спустя шесть месяцев после начала работы над фильмом он был включен в программы международных кинофестивалей в Торонто, Лондоне, Нью-Йорке, а зимой – в шорт-лист номинантов «Оскара» 2012 года. «Независимое документальное кино часто имеет сжатые сроки завершающего этапа создания фильма, но даже по этим стандартам «Цунами и сакура» было создано с молниеносной скоростью», – рассказывали специалисты, принявшие участие в создании картины.

По словам авторов, фильм был задуман еще до трагедии – как «визуальное хайку», посвященное цветению сакуры и тому значению, которое имеет это событие в японской культуре. В момент последней стадии переговоров о командировке в Японию началось землетрясение. Люси Уокер рассказывает, что сначала задумалась об отмене поездки, но потом осознала всю важность создания такого фильма именно теперь. Поняла, что обязательно должна попасть на северо-восток Японии – в районы, пострадавшие от цунами: «Я чувствовала, что именно там центральная история».

Все прежние фильмы Люси Уокер отличала глубина исследования и философичность образов, ее герои всегда оказывались участниками событий и ситуаций, приводящих в итоге к трансформации их мировоззрения. Несмотря на шок от случившегося, герои новой ленты пошли на контакт со съемочной группой и были готовы открыто делиться опытом пережитого и тем, как произошедшее изменило их взгляды на жизнь и окружающий мир. По словам Люси Уокер, ее герои сами – без каких-либо подсказок со стороны режиссера – заговорили о метафоре с цветением сакуры и хрупкостью человеческой жизни. Монтаж фильма был поручен работающей четвертый год в США японке Аки Мидзутани, которая в момент землетрясения находилась у себя на родине. То, что получилось в итоге, вполне можно назвать сотворчеством британского режиссера Люси Уокер, японского редактора монтажа Аки Мидзутани и самих японцев, ставших героями этой японоязычной 40-минутной документальной ленты (в классификации фестивального документального кино – короткометражной).

Фильм начинается с атмосферы катастрофы. Мы видим совершенно новые, уникальные и вместе с тем узнаваемые теперь во всем мире кадры ненасытного «зверя» мартовского цунами – поглотителя домов, машин, людей. Неспешно, неумолимо, гулко. Волна надвигается на город – и он растворяется в потоке бесформенной жижи. Вода проносится сквозь лабиринты улиц и уносит с собой остатки крыш, кузовов и прежней жизни.

«Быстрее! Сюда, сюда, скорее! Вода прибывает! Как же близко-то!».

«Я услышал: Беги! Это цунами!».

«Мы решили выбраться во что бы то ни стало на машине, побросав самое необходимое в рюкзак».

Потом – пустыня. «Он умер прямо на моих глазах», - рассказывает мужчина о гибели своего самого близкого друга, снесенного волной. «Так трудно поверить, что это произошло в реальности», - говорит девушка, в памяти которой навсегда отпечаталось, как люди до последнего звали на помощь, а она уже ничем не могла им помочь. Одиноко блуждающий ветер задержался в каркасе полуразрушенного дома, чтобы полистать никому теперь не принадлежащие страницы полуразмытого фотоальбома.

И вдруг – на фоне этой пустыни практически на наших глазах зацветает сакура. Мы видим, как раскрывается и оживает цветок на ветках хрупкого на вид деревца, прошедшего, как и люди, сквозь все буйство стихии. И вот оно стоит, раскинув ветви, сплошь усеянные нежно-розовыми цветами. Живое дерево – посреди пост-апокалиптической свалки. «Здесь сакура? Смотрите – она выжила! И только-только начинает цвести!», – замечает один из жителей пострадавшего района. Героев фильма объединила трагедия, воля к жизни и почтительная любовь к цветам сакуры – символу японской культуры.

«Их недолговечность только подчеркивает их красоту».

«Мы радуемся и когда они зацветают, и когда они опадают. В этом и есть душа японца. Опадание цветов – это же не обязательно грустно».

«Если эти деревья могут слышать и понимать чувства людей, пусть сделают так, чтобы такого больше не повторилось, и защитят жизни людей».

«Ведь если оставить надежду, то все, конец».

«Эти деревья тонули в соленой воде, но все равно выжили. Раз уж даже растения изо всех сил стараются держаться за жизнь, то мы, люди, тем более должны делать лучшее, на что мы способны».

«Цветение сакуры стало первой надеждой не только для людей в пострадавших районах, но и для всех японцев», – рассказала Аки Мидзутани на одном из премьерных показов. «Удивительно было увидеть, какую надежду сакура давала людям, которые потеряли все – дома, работу, друзей, семью», - говорит продюсер фильма Кира Карстенсен. «Получился целительный фильм о том, как люди с началом цветения сакуры находят мужество двигаться вперед, выживать и строить новую жизнь, несмотря на то, что столкнулись с такими потерями и разрушениями», - подводит итог Люси Уокер.

Временной разрыв между хроникальным освещением событий Тохоку и началом их глубинного осмысления можно назвать минимальным в японской истории последнего столетия – особенно если говорить о визуальной среде и рассмотреть это в сравнении с освещением событий так называемого великого землетрясения Канто. Речь – о землетрясении магнитудой 8,3 балла (на 0,7 меньше нынешнего) с последующим цунами. Трагедия произошла 1 сентября 1923 года в японском районе Канто. В результате стихии и последовавших пожаров были практически полностью разрушены Токио, Йокогама и ряд других городов. Катастрофа унесла жизни порядка 200 тысяч человек.

Полноценное глубокое документальное исследование и расследование обстоятельств и событий землетрясения Канто появилось лишь спустя полстолетия - в документальной книге Акиры Ёсимуры (известного японского писателя, который пока мало переводился в России, единственный перевод – вышедшая в 2002 году в издательстве «Муравей» книга «Покушение. Цесаревич Николай в Японии», по другому его роману режиссер Сёхэй Имамура снял свой фильм «Угорь»). Книга Акиры Ёсимуры о землетрясении 1923 года вышла в 1973 году - она так и называлась «Канто дайсинсай». И это было, разумеется, текстовое медиа.

На АЭС «Фукусима-1» в Японии снова произошёл взрыв. В прессе уже появилась информация о превышенном уровне радиации. Власти Японии эвакуируют население из зоны бедствия. Территория эвакуации расширена до 40 км.

Что касается исследования землетрясения Канто средствами визуальных медиа, то всемирно известные и снятые тогда же в 1923 году оператором Сирай Сигэру кадры тех событий представляли собой не глубинное проникновение в ситуацию, а 62-минутный хроникальный фильм. Еще три визуальные хроники землетрясения Канто были найдены уже в современную эпоху – то есть получается, что о некоторых альтернативных вариантах даже хроникального отражения тех событий стало известно лишь спустя более, чем полстолетия.

Об одном из найденных фильмов известно, что он был подарен в 1980 году аудиовизуальной библиотеке города Сасаяма префектуры Хёго. На сегодняшний день это единственный кинодокумент о землетрясении Канто, доступный для свободного просмотра через глобальную сеть Интернет. В кадре 18-минутного фильма – разрушенные дороги, мосты и постройки, беженцы, панорамные съемки, показывающие масштаб бедствия, тела погибших, восстановительные работы, попытки людей наладить свой быт. Второй фильм снял кинематографист Сабуро Исаяма. Известно, что его длительность составляет 20 минут. О третьем упоминается в книге известного исследователя японской документалистики Маркуса Норнеса, который пишет, что в соседней с пострадавшим районом префектуре у сотрудников местного кинотеатра была своя любительская камера. Они услышали о происходящем, отправились на место событий, отсняли несколько рулонов пленки и показали их в своем кинотеатре - а затем о существовании этого фильма было забыто на целых 70 лет.

Таким образом, возможности визуального исследования землетрясения Канто 1923 года ограничены 100 с небольшим минутами размытой черно-белой хроники – меньше, чем длительность только одного из уже описанных спецвыпусков Эн-эйч-кей о нынешней катастрофе. И хотя уже тогда была как профессиональная, так и любительская съемка, число профессиональных документалистов и репортеров-добровольцев было на много порядков меньше, чем сейчас, а их усилия были разрозненными. Историки документального кино называют тот период предысторией японского документализма.

Если же говорить об отражении нынешней катастрофы, то значительную роль в расширении масштаба и широты охвата событий в пострадавших районах сыграло объединение усилий Интернета и телевидения. Множество сюжетов и передач различных японских телекомпаний наряду с любительскими съемками создали в короткие сроки огромный массив общедоступных сетевых видеоархивов. К октябрю 2011 года запрос «То:хоку дайсинсай» («великое землетрясение в районе Тохоку») в разделах видео поисковиков Google и Yahoo выдавал в результатах свыше 10 тысяч роликов только в японском сегменте сети Интернет (10 тысяч 800 и 10 тысяч 658 соответственно).

Первым по значимости источником визуальной информации о пострадавших стали сами жертвы, которые, оказавшись в эпицентре стихии, взяли в руки любительские камеры и превратились в репортеров-хроникеров. В качестве источника информации, метода расследования фактов, всестороннего исследования и восстановления обстоятельств актуального события в сжатые сроки продюсеры созданного в апреле 2011 года документального телефильма «Час, который потряс Японию» для рубрики «Мегаземлетрясение» канала «Дискавери» использовали так называемый визуальный краудсорсинг. Создатели фильма нашли подход для структурирования любительских съемок в поминутную реконструкцию почти в реальном времени того часа, когда началось землетрясение, затем пришла волна цунами и стала заполнять водой побережье, а у людей были лишь считанные секунды для принятия того или иного решения. И были такие, кто все же успевал при этом снимать происходящее и свои действия в процессе развития событий. С некоторыми из авторов уникальных съемок были сделаны интервью – личностно-персональные свидетельства участников катастрофы. В результате появился телефильм «Час, который потряс Японию».

Этот фильм также отправляет зрителя в виртуальное путешествие в самое сердце эпицентра японского землетрясения – туда, где происходил взлом земной коры и трение тектонических плит друг о друга с энергией, равной, по словам авторов, 600 миллионам бомб Хиросимы. Ультразвук со дна океана, порождаемый этим явлением, был записан сверхчувствительными гидрофонами специальной гидроакустической станции, а затем преобразован в различимый человеческим ухом звук, который также был продемонстрирован в фильме. Канал «Дискавери» имеет подписчиков в 180 странах, включая Японию, поэтому японцы стали не только соавторами, но и зрителями фильма. Кроме этого, японская аудитория фильма была расширена за счет возможностей сети Интернет. На одном из тысячи с лишним японских порталов, куда пользователи перевыложили видео этого телефильма, к началу мая было зафиксировано 21 тысяча 980 просмотров.

Важнейшим источником информации из пострадавших районов почти с самых первых дней после катастрофы стали волонтеры. Компьютеры в центрах добровольной помощи являлись одновременно накопителями данных о текущих событиях в данной местности. Информация, в том числе визуальная, собиралась из соответствующих центров на местах, а затем через Интернет и телевидение передавалась на широкую аудиторию. Для объединения данных из волонтерских центров были созданы специальные мультимедиа-порталы – такие, как shinsai.yahoo.co.jp, архив которого спустя шесть месяцев после трагедии насчитывал 28 тысяч 661 фото, сделанное волонтерами в пострадавших районах. Сотрудники центров стали репортерами-добровольцами и для телекомпаний, объединявших подобные сюжеты в постоянные рубрики «Посланий из пострадавших районов». После катастрофы в Тохоку рубрики с таким названием появились на каналах и видеопорталах новостей всех ведущих телекомпаний Японии – Эн-эйч-кей, Нихон тэрэби, Асахи тэрэби, Фудзи тэрэби и других.

Среди сюжетов «Посланий из пострадавших районов» есть посвященные группе Акио Коути из Японской организации взаимопомощи («Тасукэай Дзяпан»). Коути организовал поиск, очистку и восстановление семейных и памятных фотографий из домов жертв: «Чтобы сохранить и вернуть пострадавшим их воспоминания». К концу лета 2011 года владельцам было возвращено 500 снимков. Остальные найденные и восстановленные фотографии начали переводить в цифровую форму для создания каталога и базы данных этих фото с возможностью открытого компьютерного поиска. Волонтеры называли эти фото «сокровищами из руин». В момент передачи «сокровищ» камера репортеров-добровольцев в стиле авторского документального кино фиксировала экстремально персональные переживания, также попадавшие затем в телевизионные новости.

Описанная информационная деятельность волонтерских центров вполне может быть названа организованным визуальным краудсорсингом с использованием средств документалистики, поисково-расследовательских подходов, созданием визуального пространства совместного документального исследования с участием репортеров-добровольцев, Интернет-специалистов и профессиональных журналистов. При этом вполне очевидно, что такие совместные действия журналистов и волонтеров помогали людям в пострадавших районах вновь обрести себя, несли восстанавливающую социально-психологическую функцию.

Другой значимый поиск связан непосредственно с людьми, пропавшими без вести. Свыше ста сюжетов японской телекомпании Нихон тэрэби, шедших под рубрикой «Послания из пострадавших районов», посвящены коммуникации между потерявшими друг друга родственниками. В этих выпусках люди держали перед собой таблички с именами выживших и тех родных, кому они адресовали свои послания, происходил поиск близких и информации о них. Параллельно шел рассказ о том, какие действия в первую очередь смогли бы помочь наладить быт в пострадавших районах.

Вариантом объединения потенциалов технологий, исследовательско-расследовательских подходов и социальной функции визуальных медиа стал специально созданный после катастрофы на платформе Google мультиязычный сайт «Искатели людей». Он представлял собой сервис поиска и регистрации сведений о пропавших и тех, с кем потеряна связь – с поисковой строкой для ввода данных о пропавших на японском, английском и ряде других языков. Эту страницу одновременно транслировали через порталы телекомпании Эн-эйч-кей и волонтеров. По данным «Нильсен/Нэтрейтингс», в первые же три недели работы проекта число его посетителей превысило три миллиона человек. В течение шести месяцев после катастрофы на портале было собрано 2100 записей, касающихся поиска людьми своих близких.

На сетевых порталах профессиональных медиа визуальная информация по мере накопления приобретала характер интерактивных структурированных проектов. На портале Эн-эйч-кей, посвященном землетрясению, открывалась карта Японии с интерактивными маркерами, указывающими наиболее пострадавшие города. Маркеры активизировались при подведении курсора, а при нажатии («клике») каждый из них, в свою очередь, разворачивался в видеосюжет, посвященный тому, как все происходило именно в этом районе. Были представлены 15 местных названий в префектурах Иватэ, Мияги, Фукусима и Ибараки. Это такие города и поселения, как Хатиноэ, Мияко, Камаиси, Оофунато, Рикудзэнтаката, Кэсэннума, Минамисанрику, Сидзугававан, Оннагава, Исиномаки, Сиогама, Мацусима, аэропорт Сэндай, Минамисома, Токаймура.

Одно из странных последствий взрывов первых атомных бомб (6 и 9 августа 1945 года, Хиросима и Нагасаки) можно обозначить так: многие из нас живут с тех пор в мире хибакуся... По меньшей мере оказываются в нём всякий раз, когда речь заходит о Хиросиме и Нагасаки. «Хибакуся» — это слово, которым в Японии называют людей, пострадавших во время этих бомбардировок, но оставшихся в живых. Таких людей довольно много, и все они, разумеется, не могут забыть пережитого ужаса.

Сюжеты в среднем длились от 30 секунд до 9 минут. Общий хронометраж по городам составлял 38 минут 46 секунд. Плюс дополнительно хронология событий из 112 видеороликов, охватывавших период с 11 марта по 8 мая 2011 года. Это знаменитые обошедшие весь мир кадры из регионального офиса Эн-эйч-кей в Сэндае (районном центре префектуры Мияги), съемки набегающего цунами, сюжеты об устранении последствий стихийного бедствия, о жизни людей после катастрофы и т.д.

Другой проект Эн-эйч-кей назывался «Землетрясение умножить на будущее равно что?». Здесь происходил обмен опытом между теми, кто пережил катастрофу в Тохоку, и жителями других районов Японии, которым в разное время довелось пережить другие землетрясения. Для удобства обмена опытом было деление по возрастам и социальному статусу. К осени 2011 года в проекте оказалось размещено свыше 200 видеороликов и более тысячи текстовых сообщений. Люди рассказывали, как пережили различные события, что с ними происходило в момент землетрясений, как спасались и что делали потом.

Наконец, еще один проект Эн-эйч-кей назывался «Голоса из пострадавших районов». В дополнение к эфирной части он имел специальную подробную модерируемую электронную форму-анкету для сбора жалоб, мнений и пожеланий от пострадавших. В течение первых нескольких недель существования проекта там было собрано свыше ста сообщений. По результатам некоторых из них снимались специальные репортажи, другие попадали в выпуски программ в виде сообщений или сохранялись в открытом доступе на портале. Контекст – социально-проблемный. Например, в одном из таких сообщений 40-летняя женщина жаловалась на местные власти, которые не давали ей статуса беженца и пособий из-за того, что она с детьми и мужем, лишившись жилья, поселилась не в центре размещения беженцев (хинандзё), а в доме родителей.

В целом отражение катастрофы Тохоку и ее последствий продемонстрировало целую серию способов глубинного визуального исследования событий и обстоятельств. Объективы камер нам показали любительские съемки как самих жертв, так и волонтеров, работающих на месте катастрофы, – и сделано это было таким образом, что мы увидели свойственный ранее экспериментальному кино экстремально персональный взгляд на человека в момент трагедии и после нее, причем в развитии – сначала сразу, а потом спустя дни, недели, месяцы. Одновременно с этим эксперты, ученые и телепродюсеры показали многочисленные пространственные 3D-реконструкции с динамическим развитием событий самой катастрофы и поминутной визуализацией происходящего. А специально сконструированные для работы в сложных условиях роботы Квинс (Quince) – созданные специалистами технологического центра по исследованию и проектированию роботов будущего технического университета Тиба – дополнительно расширили возможности хроники, показав места, куда человеку в нынешних условиях попасть практически нереально. Они дали полный обзор помещений реакторов Фукусимы изнутри, в том числе в режиме видеосъемки «круговая панорама 360 градусов».

Кроме этого, портал Google в рамках раздела Google Street View запустил в 2011 году проект «До и после цунами», позволяющий визуально исследовать все местности, затронутые катастрофой – увидеть, что было раньше (до начала стихийного бедствия) и как это выглядит теперь, совершить виртуальное путешествие по всем пострадавшим районам Японии в режиме интерактивной документальной панорамы 360 градусов с одновременным перемещением внутри документального изображения (как в компьютерной игре), а также посмотреть спутниковые снимки этих районов – также до и после трагедии.

Японский известный Интернет-журналист и исследователь новых медиа Хироюки Фудзисиро, выступая в апреле 2011-го года в Японском национальном пресс-клубе, отметил: «Масс-медиа заново показали свою мощь. …Удалось наблюдать множество случаев слияния Интернета и телевидения. …Особенно при передаче жизненно-необходимой информации». Таким образом, речь может идти об объединении новых визуальных и медиа-технологий с исследовательскими и расследовательскими подходами в журналистике, потенциалов теледокументалистов и сетевых репортеров, зрителей и интернет-пользователей (широкой совокупной аудитории ТВ и Интернета) для создания контента, работающего на скорейшую психологическую реабилитацию общества в период после переломной катастрофы.

В полном варианте читайте эту статью в сборнике «Япония: переломные моменты истории», выпускаемом Российской ассоциацией японоведов и Отделом японской культуры Japan Foundation

_____________________________________

* - Синергия (от греч. Synergeia – сотрудничество, содружество) – совместное действие, взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии (Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. С. 414).

- Поисково-расследовательские подходы – то есть подходы, связанные с глубинным исследованием, поиском и расследованием, при этом исследование и расследование понимаются как «разновидности познавательной деятельности в журналистике» (Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 190).

1 В основном исследовались американские СМИ. См.: The Year in the News 2011. The Pew Research Center, 2011. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.journalism.org/sites/journalism.org/files/FINAL-The%20Year%20in%20News.pdf (дата обращения: 13.01.12).

2 Гегель И. В. Пресса в условиях техногенной катастрофы глобального масштаба. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2011. URL: http://mediascope.ru/node/893

3 Ответы распределились следующим образом: каналы общественного вещания Эн-эйч-кей (28,8 против 4,7 процента), японские представительства порталов Yahoo, Google и т.п. (17,5 против 4,2 процента), коммерческие вещатели (7,2 против 13,7 процента), газеты (2,8 против 5,9 процента). Опрос проводился 19-20 марта 2011 года среди жителей района Канто в возрасте от 20 до 59 лет интернет-подразделением центра «Номура», в выборке участвовало 3224 человека. Район Канто, который также был частично затронут стихией, граничит с наиболее пострадавшим от землетрясения и цунами районом Тохоку. В Канто входят столичный округ Токио и шесть префектур кэн – Канагава, Сайтама, Гумма, Тотиги, Ибараки, Тиба.

4 Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм – опыты социального творчества. М.: Материк, 2005. С. 108

5Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе. М.: ВГИК, 2004. С. 447




ОТПРАВИТЬ:       



 





Чем «суверенный интернет» отличается от Китайского Файерволла

О свободе интернета и ограничениях

Сто тридцать раз уже рассказывал, но мне снова и опять задают этот вопрос. Потому, не вдаваясь в целеполагание и бред «разработчиков закона», я хочу на картинках показать техническое отличие по ровно одному пункту — «установка специального оборудования для противодействия угрозам».

15.05.2019 09:00, teletype.in


Онлайн-колонизация

Почему интернет перестал быть свободным

Часто кажется, что новые технологии принесут новое, лучшее общество. Однако машины и программы не создают новый мир сами по себе: его создают использующие их люди. Даниил Жайворонок разбирается в том, как интернет усилил неравенство и заставил нас укрепиться в собственных предрассудках.

13.05.2019 13:00, Даниил Жайворонок, knife.media


Интернет-самиздат

Где читать и общаться в сети?

Где читать книги, не попавшие на полки магазинов, и публиковать тексты, которые могут заметить большие издатели. Топ—10 самиздат-ресурсов в обзоре «Литературно».

07.05.2019 13:00, literaturno.com


Фейк-ньюс, искусство и когнитивная справедливость

О том, что любые новости могут быть фейком

В своем эссе, опубликованном в журнале October № 159 (Winter 2017), историк и теоретик искусства Дэвид Джослит, автор таких книг, как «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» и «После искусства», критикует капиталистический спектакль, выносит приговор американским «свободным медиа» и объясняет, как современное искусство может противостоять трампизму. Редакция «Артгида» благодарит Дмитрия Потемкина за перевод этой статьи Джослита.

15.04.2019 13:00, Дэвид Джослит, Дмитрий Потемкин, artguide.com


Мы решили всерьез заняться соцсетями. Пьеса

Типичные ошибки редакций по работе с соцсетями — в формате пьесы

Ушедший 2018 год ознаменовался кризисом взаимоотношений между прессой и Фейсбуком. Первые считают, что их обделяют аудиторией; второй — что медийщики думают только о себе. Истина, как всегда, где‑то посередине. Представим, какие диалоги происходят в редакции, которая решила серьезно заняться соцсетями.

11.02.2019 13:00, Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond, jrnlst.ru


Реклама Reebok

Хотели как лучше, получилось как всегда

Новая реклама Reebok стала самой обсуждаемой новостью за последнее время, а цитата «Пересядь на мужское лицо» — фразой дня.

09.02.2019 09:00, Данара Курманова, живуспортом.рф


Как изменятся функции журналиста в 2019 году

За что завтра будут платить в медиа

Переход СМИ в цифру обычно рассматривают с точки зрения бизнеса или технологий. Там в целом все понятно: технологии все лучше, а бизнес все хуже. Именно это обстоятельство все чаще заставляет работников медиа смотреть на свое будущее уже в ином ракурсе: с точки зрения личной стратегии. В каких структурах, форматах, проектах и пр. придется работать в ближайшем будущем, если традиционные СМИ лихорадит? Что нужно уметь и знать? За что завтра будут платить в медиа, если известно, что цифра изменит саму профессию так же сильно, как и отрасль?

14.01.2019 16:00, Андрей Мирошниченко, медиаэксперт, jrnlst.ru


Интернет-СМИ через 10 лет: попытка прогноза

Будущее глазами экспертов

Конечно, все предугадать невозможно: ну кто, например, мог еще зимой 2010 года, когда только появился планшет Apple iPad, предвидеть, что подобные ему устройства всего несколько лет спустя станут одним из основных инструментов медиапотребления. Или вот другой пример – недавнее интервью главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова газете «Московский комсомолец»: «Вы знаете, я ведь был первым, кто в 1997 году завел сайт “Эха Москвы”. У нас в интернете возник первый сайт традиционных медиа. Надо мной все смеялись и говорили: “Это игрушка Венедиктова”. Или: “Венедиктов сошел с ума. У него слетела крыша”. Какой сайт – мы великое радио! Я говорил: “Ребята, это будущее”».

13.07.2015 13:00, Денис Лавникевич


Журналисты под платформой

Еще раз об экономике внимания

Михаил Калашников, автор замечательного блога MediaSkunk, написал очень важный текст, совпавший по времени с новостями о найме журналистов в «ньюсрумы» Apple, Twitter и, судя по всему, еще и Facebook. Это короткий текст, «три абзаца», но его имеет смысл разобрать целиком. Не то, чтобы в нем все было правильно или все было ошибкой — но есть явные недоговоренности и недочеты, которые снижают ценность сказанного (а местами просто перечеркивают ее).

09.07.2015 18:30, Василий Гатов


Живущие в Паутине

Осознанный выбор или интернет-зависимость?

Аудитория Рунета достигла почти 80 млн человек, треть из них являются онлайн-покупателями. Особенно активно развиваются мобильные технологии: доля трафика за прошлый год выросла в полтора раза, а число пользователей удвоилось. Цифры красноречивы, но что происходит с человеком, которого затянула Глобальная паутина? Кто и кем управляет в ней? Что даёт, а что забирает Сеть? Какое влияние она оказывает на пользователя и как пользователь влияет на неё? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе конференции «Интернет и социокультурные трансформации».

06.07.2015 09:00






 

Новости

Отдел политики «Коммерсанта» в полном составе подал в отставку
Из «Коммерсанта» уволили двух ведущих журналиста издания — специального корреспондента Ивана Сафронова и редактора Максима Иванова. Они покинули издательский дом по требованию владельца Алишера Усманова. Причиной увольнения стала статья о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста председателя Совета Федерации.
Хакатон по открытым данным HACKNOWLEGE
25-26 мая 2019 года Ассоциация интернет-издателей и НП «Викимедиа РУ» проводят хакатон по использованию свободных данных и свободного контента. К участию приглашаются программисты, проектировщики, дизайнеры и специалисты по работе с профильными сервисами. Открытие хакатона проведут эксперты проектов «Викимедиа» и Цифровой платформы «Ноосфера».
Китай заблокировал «Википедию» на всех языках
В Китае запретили доступ к онлайн-энциклопедии «Википедия» на всех языках, пишет Центр исследований интернет-цензуры OONI.
Депутаты хотят запретить писать о любых поводах для санкций
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий распространять любую информацию, которая может способствовать введению санкций против России или российских компаний. Также не следует писать о том, что люди и компании, уже подвергнутые санкциям, их не соблюдают или обходят.
«Ноосфера» на #ССsummit
11 мая в рамках Creative Commons Global Summit 2019 состоялся хакатон по поиску решений для обеспечения доступа к общественному достоянию. Сессию открыл президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедрой новых медиа и теориии коммуникации Иван Засурский, который представил проект Цифровой платформы «Ноосфера» как успешный кейс создания реестра произведений в открытом доступе.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.