Подписаться на обновления
28 мартаВторник

usd цб 57.0233

eur цб 61.9615

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
Николай Турубар   вторник, 19 марта 2013 года, 13.15

Попытка 2.0
#ДДД: как может выглядеть книга будущего


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Самый устойчивый и неистребимый миф об интернете — миф о безграничных возможностях самореализации, самопрезентации и личного успеха при минимальных затратах. Первые, кто с энтузиазмом повелся на этот миф и почти довел его до совершенства — непризнанные писатели.

Термин «сетература» как обозначение сетевой литературы, противопоставленной по способу публикации и доставки читателю классической издательской системе, сложился и получил распространение к 1998 году. Невозможно подсчитать, сколько уже литературных произведений опубликовано в сети, но счет идет на миллионы единиц прозы всех жанров и десятки миллионов стихов. И весь этот вал породил всего лишь один успешный алгоритм достижения литературного успеха: издательство приметило талантливого автора и заключило с ним контракт. В области новых жанров миллионы опытов так же к качественному прорыву не привели, как бы грустно это ни звучало, но даже и гипертекст, как литературный прием, был изобретен задолго до интернета — Кортасар, Борхес, Набоков использовали его в своем творчестве.

Почти сразу после освоения Интернета сетература стала маргинальной областью, хотя время от времени писатели и предпринимают попытки угнаться за сетевыми трендами. Контент в Интернете мучительно мутирует — это очевидный факт. Контент укорачивается, становясь snackable — как картошка фри. Он бьется на сериалы и доставляется кусочками — возникают десятки литературных сериалов, сомнительных художественных достоинств и немонетизируемые в принципе. Но самое главное — контент выдается в сырой, необработанной потоковой форме в лентах социальный сетей, и почему-то не считается полуфабрикатом, он уже готов к употреблению в таком виде, и многим хватает только его — я имею в виду молодежь и поколение Вконтакте. В прошлом году стартовал проект Сильвии Хартман, которая публикует текст романа в момент написания, и можно подкараулить момент, когда новые слова и буквы будут возникать прямо на глазах у читателя. Как аттракцион — развлекает, как поиск нового формата — бессмысленно.

Меняется форма любого типа информации, всех ее составляющих: текста, аудио, изображений, видео. Раньше для каждого такого типа контента существовали удобные, понятные формы потребления: соответственно, книги и журналы, аудиокассеты и компакт-диски, фотоальбомы и видеокассеты. Но физические носители растворились в прошлом, и сейчас все человеческие знания перепаковываются в другие форматы. Появляются новые платформы digital publishing, такие, как 3Plet — «оживший» музыкальный альбом или NARR8 — интерактивная книга. Переупаковка художественного текста может сделать его привлекательнее визуально, может помочь удержать внимание читателя, особенно подростка, может снять вопрос качества текста с повестки дня, но не меняет его, не дает читателю новых эмоциональных эффектов, как, например, это происходит с новыми технологиями в кино.

Несколько лет назад я поставил перед собой задачу — попытаться придумать формат подачи литературного произведения, дающий читателю те самые новые эффекты восприятия, те впечатления, которые невозможно получить, читая бумажную книгу. И вот что из этого получилось.

Содержание

Сначала ясно было только одно — не хотелось делать стомиллионный развлекательный текст-таймкиллер. Хотелось увидеть современного героя в современных реалиях, его страхи, его надежды, его слабости и поиски смысла жизни.

«Сетература», в понимании DD, замыкается на содержании, поданном лапидарно, без особых лексических и стилевых прикрас, - то есть, пренебрегает традиционными эстетическими ценностями; выдвигает на первый план «что», не заботясь о том «как» это самое «что» изложено; не придает значения сущим, на его взгляд, пустякам – жанровым особенностям вещи, языку, интонации и так далее, отдавая приоритет над ними интерактивным особенностям интернет-общения – так называемым, «комментам», которые, дополняя основной текст, сплавляются с ним в пределах новой целостности.

Дальше все покатилось само собой и стремительно, почти стихийно, превратилось в проект «2012 2.0», известный в Сети как #ДДД («Двадцать Двенадцать Два-Ноль»). Для тех, кто не в курсе, кратко расскажу о сюжете.

Бедная, замученная планета Земля «пока еще держится», несмотря на все то, что творит с ней Человек, которого стало слишком много. Человек в поисках ресурсов протыкает поверхность планеты иглами нефтяных вышек, дырявит стратосферу и вредит массой других способов, ставя планету на грань экологического коллапса… Пока ничего нового: о том, что такое реально происходит, сегодня знает и ребенок. Но кроме вреда физического Человек пробивает подобные озоновым дыры в невидимой, мыслящей оболочке Земли — в ноосфере. Человек бессмысленно плодит все новые и новые копии себя самого в социальных сетях, не понимая, чем это ему грозит. И в конце концов тот самый конец света, которым нас все пугали, случился, но его почти никто не заметил. Если не считать пяти главных героев книги «2012 2.0», в привычной жизни каждого из которых внезапно случается нечто, переворачивающее их представление о мире и природе вещей.

Художественный жанр романа четко не определен: здесь и триллер, и мистика, и фантастика с путешествиями в параллельные миры. Но в общем и целом книга про Интернет и социальные сети, про то, во что может и уже превратился Человек, и с чем он может столкнуться в ближайшее время. Привычные для литературы нравственные и философские вопросы здесь задаются в современном контексте.

Форма

После того, как я получил «мясо», сам контент, встал вопрос, что с ним делать дальше. Как журналист, проработавший в индустрии более 13 лет, сменивший бумагу на Интернет, я прекрасно видел все случившиеся метаморфозы контента за это время, и четко понимал, что такую книгу на бумаге издавать ни в коем случае нельзя. Надо привести форму подачи романа в соответствие с сегодняшним днем, учитывая все современные тренды: новые особенности потребления контента, распространение гаджетов и социальных сетей. В результате книга вышла в виде приложений на всех существующих современных платформах для мобильных устройств и электронных книг, также она доступна в Интернете для чтения из браузера. В этом нет ничего удивительного — никакая не новая платформа для издания, во всех этих многочисленных «сторах» и «маркетах» полно книг, и я просто сделал одно и то же приложение на всех этих платформах сразу.

«Большие» блоггеры становятся если не иконами литературного стиля, то символами «правильной» подачи материала как минимум, копилкой, инкубатором литературно-информационных клонов – во-вторых. И уже несутся по страницам сетературы содранные с лидеров, срисованные как из-под кальки, похожие друг на друга опусы, разглагольствования, объяснения, поучения и т.д., что, в общем-то, неплохо, образовательный уровень лидеров сетедвижения немаленький, неслабый уровень – можно выискать преинтереснейшие вещи, читаемые на раз, махом, чего не скажешь об отстающей неповоротливой колеснице изданий официальных, профессиональных, что тоже неплохо – им-то спешить некуда, есть время выбрать, подрихтовать, подчистить, отсеять-отстрелять, отобрать, вновь встретиться с признанным мэтром, дать слово неоперившемуся таланту, на первую полосу поместить звёздного песнописца, но…

Новое здесь другое: трансформировался сам контент книги. К основному ядру — собственно тексту — добавилась интерактивная интернет-надстройка: в тексте появились кликабельные элементы, атрибуты современного Интернета, но не в виде конъюнктурного антуража, а видоизменяющие сам сюжет. И аналогов такому подходу я пока не нашел в мировой практике. Создавалась надстройка, а это примерно треть книги, почти столько же, сколько контентная часть: на каждую пришлось по году. Итак, что же случилось с книгой?

Все персонажи — и главные, и второстепенные, стали «живыми», они получили имена настоящих людей, которые живут в реальном мире и имеют свои аккаунты в соцсетях. Собственно, имен в книге почти не стало: они превратились в ники, начинающиеся со знака @, как в твитере. На каждое имя можно кликнуть и попасть в аккаунт этого конкретного человека, который существовал и до проекта, он не был придуман для него. Появились хэштеги и названия брендов — тоже кликабельные. Кликнуть можно даже на мыслях персонажей, которые преобразовались в сообщения соцсетей: твиты, посты в Facebook, чекины Foursquare и заметки Evernote. Они выстроены в хронологическом порядке по сюжету книги, только по ним можно проследить развитие героев. Элементы соцсетей были вплетены в сюжет, стали его частью, влияя на его развитие и судьбу героев. Этот прием размыл границы реального и виртуального в книге, действие сюжета выплеснулось из романа в «эти наши интернеты». Например, когда в скандальной рубрике Артемия Лебедева «Субботние сиськи» появляется фотография очередной полуобнаженной блондинки, мало кто знает, что эта фотография — часть книги, точно такая же есть в романе, где ее появление диктуется сюжетом. Блогер-безпятиминут-стотысячник Евгений Козлов в своем твитере делает перепост чужого сообщения с просьбой девушки составить ей компанию в кино, и тут же через твитер находится компаньон: это тоже книга выплеснулась наружу. Другой твитерянин Антон Коробков-Землянский «помогает» через социальные сети снять квартиру вроде как виртуальному персонажу, но в процессе поиска участвуют и другие пользователя твитера, которые, предлагая варианты квартиры, не подозревают, что своими сообщениями в данный момент пишут книгу, являясь ее соавторами. И от того, в каком районе Москвы героиня «выберет» квартиру, зависит сюжет и территория его дальнейшего развития. «У меня проблема», — пишет мой персонаж @top_neo в своем твитере: — в моей квартире оказался посторонний человек, но вызывать полицию вроде не хочется. Что делать?». «Вызывай полицию нехотя», — советует кроме прочих пользователь @Olyapka, и ее твит тут же попадает в книгу.

Читатель, открывающий #ДДД в приложении через год после публикации, увидит «персонажей» книги в развитии, за пределами сюжета — просто кликнув по ссылке и попав на страницу в соцсетях. Это стирает границу между реальностью и вымыслом, по сути (и это следует из большинства развернутых отзывов) стирается граница между чтением и проживанием сюжета, меняется степень присвоения героев повествования, степень включенности в спор с авторами и с персонажами. Что важно, этот стереоэмоциональный эффект достигается без привлечения технологических наворотов, а благодаря алгоритму подачи вполне традиционного контента — текст, иллюстрации, музыка.

Цифры

Из #ДДД получился большой некоммерческий эксперимент, это и попытка нащупать новый формат и в то же время демонстрация того, как может выглядеть художественное произведение сейчас, при нынешнем потреблении контента. Контент книги преобразовался в точно такое же фрагментированное полотнище из обрывков социальных сетей, каким сегодня выглядит лента сообщений в Facebook или Vkontakte. Ники персонажей не склоняются, сами они постоянно оставляют следы своего присутствия в Instagram и Foursquare, в ленте полно названий брендов и их рекламы. Привычно? Да. Нелепо? Тоже да! Но именно так мы сейчас воспринимаем информацию, в таком пошинкованном виде.

Когда я затевал проект #ДДД, то, конечно же, до конца не понимал, во что это выльется. Всего в создании книги участвовало 26 человек и 5 различных студий, почти все бесплатно - это был крауд-сорсинг в чистом виде. Авторов текста, кстати, четыре: каждый писал за своего персонажа (я - за двух). Всего книга должна выйти на 13 различных платформах (9 мобильных, 2 - для электронных книг плюс флэш-версия для Интернета и аудиороман), на данный момент релизы вышли на 7. Сам роман (суммарно это 246 страниц текста и примерно 8 часов чтения) выходил в режиме сериала в Интернете по адресу paranoikteam.ru, а также в виде подкастов на , версию романа для электронных книг можно скачать на OZON.ru.

Суммарную статистику собрать сложно, к тому же проект еще продолжается, но сейчас это около 70 тысяч прочтений за три месяца, при этом книга еще не вышла на iOS ни в iPad-, ни в iPhone-варианте. За три месяца с октября по декабрь в социальных сетях было около 2 с половиной тысяч упоминаний проекта.

Как оценивать эти цифры? С одной стороны - для Интернета и бесплатных мобильных приложений это вроде было мало, с другой стороны - это все же полноценная книга, а не, скажем, ролик Youtube. По идее, сравнивать нужно с дебютными книгами начинающих авторов, чьи бумажные книг, вышедшие в России за три месяца тиражом в 5000 экземпляров сейчас считается чуть ли не бестселлерами. Читающая публика — самые консервативные люди на свете — их первая реакция на слова «новый формат» — скепсис.

Качественные показатели следующие: средняя оценка, выставленная читателями в мобильных приложениях - 4,5 из 5. Тональность высказываний о проекте в социальных сетях: 68% нейтральные, 26% положительные, 6% - отрицательные, причем пятая часть негатива относится к долгому ожиданию релиза проекта на какой-то из платформ.

Лично я ожидал большего вирусного эффекта. Многие #ДДД просто не поняли, а кто-то отнесся к нему как к рекламному проекту, а не литературному. Хорошо характеризует ситуацию комментарий одного из пользователей, поставившего минимальную оценку (1 балл) книге в магазине Android: «Адски много букв. Как играть не понял».

Перспективы

Что дальше? Я не знаю. Монетизационная составляющая в книгу была заложена, и коммерческие запросы на продолжение проекта есть. Но пока не хочется с ними связываться: если и делать #ДДД2, то, как это ни парадоксально, гораздо больший упор должен быть уже не на форме, а на содержании. Чтобы формат доказал свою жизнеспособность, он должен понравиться в первую очередь читателям, которые его еще не раскусили, а не рекламодателям, увидевшим в нем возможности для своего продвижения. Так что только #ДДД2 покажет перспективы формата. А если он провалится или до него даже не дойдет дело: что ж, по крайней мере, я попробовал это сделать.

Cтатья подготовлена по заказу журнала "Интернет в цифрах"




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Реклама внутреннего мира

История преображений от Золушки до спорносексуалов

Начиная с образа диснеевской Золушки и заканчивая недавно возникшим поколением спорносексуалов, поп-культура активно продвигает идею о том, что хороший по сути своей человек достоин того, чтобы выглядеть как шаблонный красавец или красавица. При этом на преображение уходит много времени и денег, а что же человек получает взамен?

15.03.2017 03:00, Ksenia Donskaya


В условиях фриланса

Правила жизни российских журналистов на фрилансе

Можно сколько угодно читать западные советы для журналистов на фрилансе, но какой в этом смысл, если ты живешь в суровой российской реальности, получаешь гонорары в рублях и постоянно жалуешься на откровенное отсутствие этики у коллег по цеху? И чтобы у вас не было повода упрекнуть нас в западничестве и том, что «в России-то всё по-другому», мы решили собрать советы нескольких российских журналистов, которые работают только на фрилансе. Получилась целая энциклопедия правил журналистов-фрилансеров с главами о финансах, заказчиках, времени, самопродвижении и многом другом.

03.03.2017 14:35, blog.pressfeed.ru


Здесь вечной зиме не смениться весной

О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях

Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

16.02.2017 19:00, Андрей Фоменко


«Эта книга — история женского сада в искусстве живописи»

В общественном достоянии появился сборник эссе, посвященный женщинам-художницам

Портал publicdomainreview.org выложил в открытый доступ книгу «Женщины-художницы со времен Катарины де Вигри до Розы Бонер» под редакцией Уолтера Шоу Сперроу.

16.01.2017 16:00, nooregistry.ru


«Всем приятно комментировать Ленина»

Интервью с авторами «Проекта 1917» и «Страдающего Средневековья»

Интервью с создателями пабликов «Страдающее Средневековье», «Личка императора» и редакторами «Проекта 1917» Юрием Сапрыкиным и Серафимом Орехановым о том, помогает ли юмор делать сложные темы доступными и конвертировать их в реальные знания, почему пользователи Facebook и «ВКонтакте» такие разные и чего не хватает большим медиа.

15.01.2017 14:00, Sergey Sdobnov, theoryandpractice.ru


«Никакой свободы в интернете нет»

Феликс Мучник, генеральный директор "СофтКей", о будущем российских технологий, правильном и неправильном импортозамещении и проблемах современного IT-образования

«Никакой электронной коммерции нет. Есть торговля разными способами: дистанционно, не интернетом, с прилавка и тому подобное. Есть разные методы оплаты: наличными, карточкой. Какая вам разница, карточкой мы платим в магазине или онлайн».

21.12.2016 16:15, Юнна Коцар


Данные или жизнь

«И увольнять тех, кто не публикует»

Интервью с руководителем АНО «Инфокультура» Иваном Бегтиным о том, что такое открытые данные, почему они необходимы обществу и как на них заработать.

19.12.2016 13:00, Агент Ноосферы


Ноосфера. Запуск

Федеральная резервная система банков знания будет запущена весной

16 декабря в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция «Защита авторских прав в Интернете. Запуск Федеральной резервной системе банков знания». В мероприятии приняли участие президент Ассоциации интернет-издателей (АИИ) Иван Засурский, исполнительный директор АИИ Владимир Харитонов, исполнительный директор «Викимедиа РУ» Станислав Козловский, исполнительный директор НП «НЭИКОН» Александр Кузнецов и руководитель проектов АИИ Наталия Трищенко.

17.12.2016 16:39, Агент Ноосферы


Постправда в журналистике

Президентские выборы США 2016 года или американский «не-дай-бог»

На данном этапе формирования сетевого общества источником власти выступает способность формировать общественное мнение, предлагая новые проекты идентичности. Сама идентичность при этом понимается как конструирование собственной картины мира через доступные смыслы и символы. В то же время, фрейминг общественного мнения осуществляется в первую очередь усилиями медиа, как институтами-главными источниками социетальной информации – той, которая обладает возможностью охватить большую аудиторию.

13.12.2016 13:00, Петр Комаревцев


Библиотека своими руками

«Нам нужна инфраструктура открытого доступа»

Как создать ресурс с месячной аудиторией в 3 миллиона человек, почему Голландия демонстрирует лучшие кейсы в сфере открытого доступа и где в интернете искать научную информацию – в интервью с Дмитрием Семячкиным и Михаилом Сергеевым, создателями научной электронной библиотеки «КиберЛенинка».

09.12.2016 13:00, Агент Ноосферы






 

Новости

Проект «Ноосфера. Запуск» представлен в Воронежском университете
24 марта в Воронежском государственном университете состоялось мероприятие, на котором президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта «Ноосфера. Запуск» Наталия Трищенко представили студентам ВГУ проект Федеральной резервной системы банков знания, рассказали о открытых лицензиях и новых тенденциях научной коммуникации, а также инициативе по открытой публикации выпускных работ студентов российских университетов.
Все произведения братьев Стругацких официально выложены в свободный доступ
Такое решение приняли наследники обоих великих писателей-фантастов.
Проект «Ноосфера. Запуск» представлен в ПсковГУ
16 марта 2017 года в Псковском государственном университете состоялось мероприятие Ассоциации интернет-издателей, на котором студентам были представлены последние исследования АИИ – «Открытый доступ к науке» и «Электронное книгоиздание в России», а также состоялось обсуждение тенденций новых медиа и научной коммуникации. С лекцией выступили преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Дарья Соколова и координатор проектов АИИ Наталия Трищенко.
Коллегия по жалобам на прессу рассмотрела дело «Открытой Росии» против РЕН ТВ
В Центральном доме журналиста состоялось заседание по рассмотрению жалобы «Открытой России» на репортажи РЕН ТВ, посвященные гражданскому активисту Ильдару Дадину и его супруге Анастасии Зотовой.
«Макдоналдс» высмеял хипстерские кофейни в рекламе «МакКафе»
Крошечные кружки, странная подача, пафосные пароли Wi-Fi и завышенные цены.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.