Подписаться на обновления
22 мартаПятница

usd цб 63.7420

eur цб 72.7870

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский, Игорь Манцов   понедельник, 16 мая 2011 года, 09:00

Помните Мандельштама?
Диалог мая. Дмитрий Бавильский и Игорь Манцов о том, что нас держит на плаву


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мы от воздуха и бескрайнего простора обалдели. Но потом-то поехали в Липки, где Лунгин снимал высоко чтимую мною «Свадьбу», и там где-то вдоль дороги на километры, на километры жуткие мусорные кучи.

Помните Мандельштама? Меня хронически не оставляет ощущение, что живём мы тяжело и безрадостно. И всё тяжелее и всё безрадостнее. Единственное доступное нам утешение — искусство.

Бавильский:
«Нельзя дышать, и твердь кишит червями, и ни одна звезда не говорит...»

Недавно в трудовой запаре спохватился, что за последние два месяца не посетил ни одного культурно-досугового мероприятия. Даже в новогодние каникулы не было сил встать и идти на выставку или на концерт — тупо восстанавливался после рабочих будней, восстановился и снова пошёл на работу. Это такое общее место — говорить про «работа — дом — работа» и про то, что месяцы проскакивают с угрожающей скоростью (не говоря уже о днях недели). Недавно сформулировал вот какой парадокс: если у тебя есть работа и, соответственно, деньги, то тебе некогда их потратить — весь твой жизненный цикл завязан на офис и ежевечернее отмокание от корпоративного ритма, какие уж тут траты?

Недавно поделился этой мыслью с читателями своего блога и напоролся на удивление девушки, живущей в Германии, которая говорит, что, вообще-то, живём мы неплохо, живы-здоровы и

депрессивное самоощущение — свойство россиян, что в других странах жизнь воспринимается как-то иначе.

Причём речь идёт не только и не столько об общественном неблагополучии, сколько об экзистенциальной заброшенности, которая, как мне казалось, повсеместна, тем более что мы же живём на сломе, на переломе эпох (так мне кажется), когда радикально меняются установки, привитые нам с детства, из-за чего многое обессмысливается. Тем не менее мы продолжаем жить, цепляться за жизнь и даже пытаемся что-то важное сделать.

Предлагаю, Игорь, поговорить о том, что позволяет держаться нам на плаву, о возможности гармоничного существования.

Но для начала скажите — может быть, я неправ в своём мироощущении и давным-давно превратился в хмурого пессимиста, травмированного информационной повесткой дня, обилием ненужной инфы и каких-то дел, не приносящих ни быстрого результата, ни скорых плодов?

Да и нужно ли чего-то ждать? Может быть, дело именно в этом — ничего не жди, мол, просто живи, вот и будет тебе счастье?

Манцов:
Меня, Дима, подмывает перевести всё вами сказанное в социальное измерение.

И в который раз повторить свою излюбленную формулу: у каждой социальной группы свои основания для тоски. Или, наоборот, для безумного веселия. Я категорически против обобщений.

Когда слышу в телевизоре, как жирные телевизионные коты говорят «мы», склеивая всю страну в один колобок, хохочу.

«Вы» — это кто такие??

Кем вы были до семнадцатого года?!

Я — отдельно.

Про искусство как единственное утешение: не уверен, что это универсально. Почти так же, как искусство, я люблю баню у друзей в Скуратове, прогулку со своими или даже с приятельскими маленькими детьми по весеннему лесопарку, много чего ещё.

Но мы же не будем снова о социалке??

Потому что если вы, допустим, «травмированный пессимист», то я тогда вообще зверь, которому иногда (но редко, редко) грезится кровь. Уж и не знаю, чья и к чему бы такие кошмары в обществе тотальной стабилизации…

Бавильский:
Не хочу про социальное, хочу про экзистенциальное. Скажем, про то, что природой (думаю, всё-таки гены) изначально заложен в нас с вами инстинкт саморазвития, ведущий по жизни. Этим движением очень многие цеплялки (причём чаще всего бессознательные) и объясняются.

Так что нам, несмотря на многочисленные душевные травмы, ещё повезло — внутри есть центр, который помогает мотивировать себя на интерес к жизни, принимающий самые разные формы — гурманство, меломанство или же привычка записывать собственные мысли, чтобы, избавляясь от них, таким образом двигаться дальше.

Скажем, вы, когда фильмы описываете, видите в них много чего такого, чего не видят другие. Широту взгляда вам обеспечивает то, что на языке бытового сознания называется кругозором, который на самом деле есть скорость одномоментных ассоциаций, обеспеченных золотым запасом всего предыдущего опыта. Чем опыта больше, тем шире расходятся круги сцеплений, круто же?!

Любите кино, Игорь?

Манцов:
Да, честно говоря, не очень, не фанат.

Уж точно не синефил, мне интересен кинематограф как способ тренировки внимательности.

И вижу я там то, что привнесли авторы: тупой ноль почти во всех здешних картинах, психологические бездны с антропологической точностью в картинах западных. Настаиваю на социальных мотивациях и объяснениях, гены-то ни при чём!

Просто, когда смотрю кино, пытаюсь культивировать интеллектуальную честность. Предварительно моделирую «ситуацию автора»: кто он в социально-психологическом смысле, к кому обращается, какие цели преследует, какие комплексы изживает, чей заказ выполняет…

Короче, вопрос «Кто говорит?» — первоочередной.

Прагматика высказывания — вот что лежит в основе любого вменяемого анализа, но у нас с этим катастрофа.

Первый раз нападу на «совок» и на его последствия. Плохо в «совке» было то, что во всех мозгах укоренилась идея равенства. С этой идеей до сих пор живут антисоветчики, они-то как раз больше всех заражены и мертвее всех мертвы.

Впрочем, это даже не совковое. Много раз писал: в России романтизм с его идеей разнообразия внутренних миров был не прожит, не выстрадан, а тупо заимствован. Отсюда в конечном счёте и убогий местный демократизм, и революции. Плюс аутентичный отечественный барин-дебил, все инкарнации которого хорошо описаны Гоголем.

Поэтому наш человек смотрит западное кино с позиции некоего безальтернативного типового убожества. Ему в голову не приходит, что мир разнообразен, а у тамошнего автора непременно другое мировоззрение, другие интенции, задачи, другая любовь, в конце концов.

То, что наши городят про западное искусство и про западную ментальность, — тяжелейший случай. Проблема России в том, что здесь живут очень невнимательные люди. Кино — тест, позволяющий сей факт выявить.

А я, наоборот, очень люблю всяческое Другое. Сознавая собственную ограниченность, не терплю людей, которые, корректно выражаясь, выёживаюцца.

Гордость, Россию погубит гордость, стремительно переходящая в гордыню.

Здесь у нас гордость, гонор и гордыня, а нужно культивировать достоинство.

Глядите, Дима, лёгкий смысловой сдвиг, а сразу другая система координат, Другая Страна!

Бавильский:
То, что вы говорите про восприятие кино, легко ложится на чтение литературы, профессиональной работой с которой я занимался два десятка лет, пока не эмигрировал в музыку.

Оттого, кстати, и эмигрировал, что перестала удовлетворять, огрубилась, задубела, как кожа рук у прачки, постоянно стирающей в холодной воде.

С пишущими ныне людьми происходит какое-то чудовищное одичание, схожее с тем, что Лидия Гинзбург наблюдала «после революции». Утрачиваются многие существенные навыки, люди перестают считывать смыслы, реагируют только на прямое высказывание и голую жанровую модель.

Подтексты и сугубо художественные вторые-третьи планы радикально игнорируются, нынешнему читателю важен голый сюжет, не выдающий никакого сухого остатка и не дарящий забвенья. Тупая однозначность — вот что ныне в чести, и я не знаю, какие социологические причины могут быть у этой ласковой дикости.

Может быть, людям, зарабатывающим на жизнь, просто не до искусства и литературы? Де, они тратят время и силы на что-то более существенное?

Но, как мне кажется, в трудные годы значение искусства (успокоительного, единственно возможного для секулярного сознания, а то и утешителя) должно только возрастать. Может быть, оно и возрастает, но уже в формах для моего сознания просто недоступных.

Нынешняя литература похожа на кормовые помидоры, в которые для получения томатного привкуса следует добавлять немного кетчупа. Ну, то есть они яркие и румяные, однако, когда начинаешь есть, кажется, что это влажная вата.

Я перестал получать из нынешнего худла необходимые организму витамины (может быть, за немногими исключениями), оттого и перекинулся на симфоническую музыку. Она меня устраивает, поскольку предельно абстрактна и легко переводится на язык моих личных соответствий — и тогда, чтобы заполучить необходимую дозу кайфа, ты трудишься над этими соответствиями сам. А мне нравится, когда конечный результат зависит не от Другого, с особенностями его личной синдроматики, но от добросовестного тебя.

Возможно, я поступаю, как те не способные к диалогу с Другим русские зрители зарубежного кино, о которых вы рассуждали чуть выше (хотя чувство личного достоинства — важный для меня момент, весьма обострённый, воспалённый даже, что не есть гуд: всё-таки цивилизация учит покою и конформизму), но мы же с вами договаривались рассуждать о чём-то позитивном, поэтому я и говорю очередной раз о музыке.

Манцов:
У меня трудное отношение к отечественным писателям. Я когда-то даже эпическую поэму написал «Кем быть или не быть», она нравилась всем нашим здравомыслящим, и там было нечто вроде:

Гадиной-громадиной, грёбаным предателем,
Только не писателем, только не писателем.
Шапкозакидателем, взяткополучателем,
Только не писателем, только не писателем.
Только не Ахматовой, ничего подобного,
И не Солженицыным, рвёт, тошнит, не выдержу!
Может быть, Булгаковым? Нет уж, лучше грузчиком.
Хармсом? Вот спасибочки, тоже отвратительно.
Ваши позы важные, ваши души книжные
Ненавижу до смерти ничего подобного.

То есть я, Дима, целиком и полностью одобряю ваш побег из курятника. Литературе придаётся тут слишком большое значение. И это, кстати, ещё один несомненный, а не придуманный грех сталинизма.

Я против «железных пуленепробиваемых систем», а русская литература — это уже такое железо.

Впрочем, случаются чудеса, когда личное обаяние и личное достоинство перевешивают дискурсивное несогласие. Вот умер совсем недавно актёр и режиссёр Михаил Козаков. Всё, что говорил он в отношении культур-мультур, в отношении литературки, все эти его высокопарности мне в абсолютной степени не близки.

И это ещё мягко сказано! Максимально далёкий от меня в социально-психологическом плане человек.

Однако было во всей его повадке, в его способе дышать, говорить, делать паузы, курить трубку, причмокивать и даже, скажем так, выделывацца нечто побеждающее меня. Я реально опечалился, когда он заболел, когда умер. Козаков культивировал неабстрактное достоинство. Мало к кому из лично незнакомых людей я испытывал такую сильную нежную привязанность.

Повторюсь, люблю Козакова за то, что заставил уважать себя того человека, который попросту не выносит выдвинувшее и воспитавшее его сословие.

Светлая память Михаилу Козакову; хорошо, что он был.

А ещё мне нравится, что мы достигли стадии тотальной необязательности разговора. В стране, где железо доминирует и вечно побеждает живых, это результат!

Бавильский:
Мне Казаков никогда не нравился. Я всегда видел в нём Актёр Актёрыча. «Торгует чувством тот, кто перед светом всю душу выставляет напоказ…» Очень легко пестовать собственное достоинство под прицелом видеокамер.

Достоинство не с этого начинается, Игорь, достоинство должно быть в первую очередь внутренним, приватным. Пять жён — это не от большого достоинства, как и понимание того, что любые проявления собственной жизни можно обратить в информационные поводы. Вчера по Первому каналу «чествовали» (sic!) Филиппа Киркорова, который показал могилу мамы, благословил жену своего отца (рассказав попутно, что у 75-летнего Бедроса пару лет назад родилась дочка, прожившая всего две недели, причём жена Бедроса сидела тут же). Не обошлось и без визита к Ванге и родового проклятья…

Я даже не знаю, с чем это сравнить, да и нужно ли это с чем-то сравнивать? Очевидно, что смотреть не нужно, но я и не смотрел, слушал, собираясь на премьеру «Утраченных иллюзий». Но ведь и слушать между делом стало противно. И неабстрактное достоинство потребовало у меня выключить телевизор.

Я помню, как долго Казаков собирался в эмиграцию, раздавая направо и налево интервью о том, как всё безнадёжно в России. Затем, переехав, такое же количество интервью было посвящено тому, как он врастает в Святую землю и играет Чехова на иврите. Но что-то не заладилось, Казаков вернулся, и снова потянулись серии публичных бесед о том, почему он вернулся. И всё это с той же самой горькой ухмылкой всезнайки и с этим пронзительным прищуром «промотавшегося отца»

На дух не переношу такой публичной самонадеянности: «Что мне Гекуба?» Неужели Киркоров или кто-то иной всерьёз полагают, что кому-то интересны обстоятельства их ничтожных мельтешений? Скорее всего, полагают, более того, рейтинги подтверждают всеобщую вовлечённость во весь этот стыд. Значит, люди, ведущиеся на этот подзамочный дискурс, непереносимы вдвойне.

Мне кажется, Игорь, что чувство собственного достоинства должно быть не только интровертным, но и экстравертным. У евреев есть очень хорошая заповедь, которую я часто в последнее время повторяю, — не класть камней перед слепыми. Достоинство в том, чтобы не соблазнять малых сих громокипящей пустотой. И не навязывать себя.

Казакова при всём этом, разумеется, можно уважать — не за то, что всю жизнь искал, где глубже (все же, поди, ищут), но за выхлоп: много чего после себя оставил. Сухой остаток ощутим, однако и это не самое главное — многие люди ведь проходят по жизни незаметными и незамеченными. И ничего, при этом своего достоинства не теряют.

Игорь, ну вот мы ведь тоже публично беседуем. Тоже, получается, овнешняем свои действия. Хотя и не навязываясь сильно-сильно, не трясём анонсами, на выводим себя в топ. С другой стороны, всё ли в наших действиях правильно с точки зрения неабстрактного достоинства?

Манцов:
Ха-ха-ха, но в России же и правда всё безнадёжно?? Старик смотрел в корень.

Впрочем, как и я.

Игорь, как правильнее понимать «минимализм»? Как самоограничение и самоукорот, который, по мнению Солженицына, должен явиться методом спасения нации (а мы от себя добавим, что и отдельного человека), или же как некоторое замедление, позволяющее отчётливее вглядываться в полутона и оттенки, коими жизни наши неимоверно богаты?

Впрочем, я уже тоже фактически старик. Родина-мать хочет, чтобы некоторые поскорее вымерли. Очень нравицца, как выразился встреченный нами в прошлом году в скверике у «Сокола» (помните, Дима?) русский националист Константин Крылов: «Уже принято решение по замене неэффективного населения». У Крылова какие-то свои спекулятивно-политические резоны, но в метафизическом смысле и я, не будучи русским националистом, думаю такое же.

Хотя мы ещё поглядим, кто кого тут заменит.

Мне, кстати, не нравится публично беседовать, и даже публиковаться не нравится.

Русскоязычная писака — нечто донельзя неприличное, какое уж тут, Дима, достоинство?! В том числе потому, что в массе своей русскоязычный читатель, мягко говоря, сомнителен.

Однако профессию менять поздно, денег по-прежнему нигде не платят, поэтому я решил развить чудовищную активность для того, чтобы всюду влезть и всё-всё завоевать. Так велит мне псевдоквазикапиталистическая Родина-мать!

Хотите, Дима, в ближайшие месяцы завалю вас текстами?

Хотите не хотите, а завалю. Намереваюсь превзойти нелюбимого Киркорова в искусстве наглости.

К вопросу о Козакове. Вот вы именуете его Казаковым. Это значит, что мы говорим, хе-хе, о разных персонажах. Ваш Казаков неприятен, он, кстати, и с КГБ какой-то договор подписывал, о чём сам же в новейшее время и рассказал.

Мой же Козаков превосходен, сногсшибателен!

Пять жён — это мне нравится. Много детей и внуков — вообще прекрасно.

Не должно быть железобетонных априорных представлений. Козаков не мой человек, но он, парадоксальным образом, мой человек. Мы можем и должны противопоставлять тупому постсоветскому железобетону живое чувство.

А знаете, кстати, кто мои любимые русские писатели? Вы удивитесь, но это Аксёнов и Лимонов. А почему? Потому что первый, приезжая в любой город мира, имел с собою в сумочке спортивный костюм и кроссовки, чтобы совершать необходимые его организму пробежки.

Второй же описал в одной из своих весьма, на мой вкус, нудных книжек, как он занимается в тюремной камере гимнастикой: каждый час — обязательная серия трудных, изматывающих, едва ли не ритуальных отжиманий.

Люблю, когда человек делает усилие. Советский Союз при всём его неоспоримом скотстве требовал усилия и декларировал даже, что усилие это необходимо для души.

Постсоветская Россия декларирует единственное: «Жрать и ещё то, что рифмуется со словом «жрать»!» А тех, кто культивирует Усилие, Рост и Путь, собираются технологично заменить на тех, кто «жрать и то, что рифмуется».

Мне передали, кстати, что Лимонов почитал каких-то моих текстов в периодике и отозвался озадаченно: «Надо же, такой умный, а не еврей!» Очень-очень насмешило.

Не то насмешило, что «умный», и не то насмешило, что «не еврей», а то, что такая парадоксальная конструкция употреблена в отношении меня — человека, претендующего лишь на тишь, гладь, благодать, семью, детей; человека, презирающего претенциозный «ум» с сопутствующими выеб…ми.

Но, глядите, моё существование нужно каким-то весьма значительным людям для доказательства каких-то ихних значимых тезисов. Это к вопросу об оправдании того, что, презирая писателей, я по-прежнему, теперь уже за бесплатно, строчу.

У Лимонова мне нравится множество стихов, а у Аксёнова читал только «Мой дедушка — памятник» в журнале то ли «Костёр», а то ли «Пионер», и это было симпатично.

Достоинство, короче, в том, чтобы бегать и отжиматься.

Бавильский:
То, что вы говорите, Игорь, не противоречит тому, что говорю я. Просто мы с разных сторон заходим. Бегать и отжиматься следует для себя, для собственного здоровья, а не для других.

Кроме того, спортивные занятия — их никому не предъявишь, ими особенно не похвастаешься. То есть пафос моего достоинства — в жизни для себя. В том, чтобы жить своими, незаёмными ценностями и занятиями.

У меня такое ощущение, что многие психологические проблемы, порождающие всеобщую фрустрированность, возникают из-за того, что наши люди в своих жизненных основаниях зависят от других людей. Причём не только материально, но и психологически — отрыжка родовой общины или, если хотите, соборности.

Люди живут коллективным умом, а не своим собственным и постоянно смотрят на себя со стороны, вместо того чтобы смотреть на себя изнутри. Причём совершенно непонятно, чьими глазами они на себя смотрят, что за конструкт такой переживают как неотделимую от себя данность.

А ведь очевидно, что управлять тем, что вне тебя, труднее, чем собой (хотя бы потому, что Другой непредсказуем, его не просчитаешь). Но вместо того чтобы пестовать самостоятельность и тренировать ум, наши люди подключаются к трансляторам коллективного бессознательного, доживая до полного размягчения мозга и превращения в траву. Я и сам, между прочим, люблю приговаривать: «Не моего ума дело…»

Это, знаете ли, как с матом, который экономит наши усилия. Ведь можно (нужно) конструировать для выражения своих чувств сложные семантические конструкции, а можно заменить их матерным штампом. Один раз заменил, второй, третий. Потом это входит в привычку и ты уже легко проносишься мимо усилий формулирования. Так, собственно, навык и трансформируется.

Лень хороша в сочетании с умом. В сочетании с инфантильностью она превращается в быдлячество. Говоря «не моего ума дело», я признаю ограниченность собственных возможностей, но не отказываюсь от стремления идти дальше.

И тут мы подходим к очень важному для меня обстоятельству — смысл существованию даёт инстинкт саморазвития и самосовершенствования. А без него ничего не интересно. Важно уметь себя замотивировать на интерес (и в необходимости мотивации и лежит главный наш экзистенциальный труд), тогда всё остальное отстроится — легко и просто.

Зачем-то (не знаю зачем) нужно постоянно развиваться, идти дальше, разрабатывая и придумывая что-то новое. То, что не делал раньше. Только интеллектуальное сопротивление внутренней траве позволяет наращивать мускулы мыслям и чувствам.

Ни Лимонова, ни Аксёнова не люблю и не читаю (как-то странно любить писателя за одну книгу или пару фраз), а вот обещание завалить «Часкор» текстами всячески приветствую. Ждём-с!

Манцов:
Тексты воспоследуют.

Хочу, кстати, выразить восторг по поводу бесед с композиторами о музыке прошлых лет и веков. Одни говорить не умеют, другие слишком упиваются формулировками, но в целом это и для меня пир духа, нечеловечески прекрасная тематика, читаю и порой едва ли не рыдаю: родные, так сказать, подобрались человечки.

Допустим, хорошо говорил про Бетховена Владимир Раннев . «Пропорция и напряжение — универсальные категории» — это уже совсем в нашу тему. Усилие, напряжение, м-да.

Дима, идея Пути — ключевая. Банальная, но ключевая.

Идея Пути, а не Жратвы!

Надо бы, кстати, сделать и всюду поразвесить такие лакокрасочные баннеры, три-четыре миллиона баннеров. Через год страна была бы другою. Но не сделают, не поразвесят.

Бегаешь и отжимаешься для себя, именно. Поэтому иной раз полезнее в одиночку побегать и покачаться, нежели читать нового общеупотребительного «пелевина», на которого типа положено наброситься. Хотя против Пелевина как такового ничего не имею. Ну, кроме того (см. выше), что он тоже «писатель земли русскай».

А про общинные архаические структуры мы уже говорили, но нужно повторять регулярно.

Вот смотрите, сейчас в телевизоре идёт передача про детское кино, там беседуют с режиссёром Грамматиковым и с подростками, девушками и юношами, которых Грамматиков на каких-то курсах и семинарах, в «Орлёнке» что ли, учит кинематографу. Это нечто абсолютно чудовищное!

Грамматиков рассказывает про работу с детьми, которые у него играют безобразно, да и в целом фильмы убогонькие, фальшивенькие, элементарного обаяния нету. «Шла сабака по роялю», умереть не встать.

Но ещё страшнее, когда поднимается в большом орлёнковском зале красивая, уже фактически половозрелая девочка и, стилизуя работу мысли с волнением, говорит, работая и на Грамматикова, и на камеру: «Конечно, мы смотрим зарубежное кино, и мы смотрим российские фильмы. Но в зарубежном кино — там что-то не то, и поэтому мы хотим смотреть отечественное кино».

Я визжал от восторга: «…там что-то не то».

Уже второе «непоротое поколение», примите и распишитесь.

Не страна, а косноязычный фальшак.

Да, ещё. Грамматиков, перед которым молодой корреспондент почему-то всё время лебезил, говорит: «Творческий человек не совершит большого зла!»

Не, эта отечественная культурка абсолютно уже за гранью добра и зла. Как много и про неё, и про себя, культуркиного типового представителя, рассказал этот «режиссёр-постановщик» в одной фразе.

Бавильский:
Ну, слушайте, есть такие явления в отечественном кино, в сравнении с которыми Грамматиков кажется Бергманом. Далеко ходить не надо — на территории детского дискурса есть «Ералаш» с постоянно кочующим из передачи в передачу, с канала на канал г-ном Грачевским. Вот где запредельные пошлость и непрофессионализм, выдаваемые за любовь к школьникам и компетентность.

Причём особенно досаждает именно что перевёртыш подачи — примитивные, несмешные, дурно снятые короткометражки этого альманаха принято считать чем-то прямо противоположным —явлением ярким и независимым, весёлым и смешным. А уже давно не только не смешно, а попросту противно — всё та же официальная фальшь, маскирующаяся под свободу.

Но если начинать говорить про подмены, то есть опасность не остановиться, так этого добра сегодня много. И мы тоже уже говорили с вами об этом — наше время сплошь состоит из перевёртышей, прямо противоположных тому, что надо. Врачи не лечат, а калечат, учителя не учат мыслить, но сооружают горы стереотипов, милиция (она же полиция) не защищает, но воплощает одну из главных общественных опасностей. Попы не утешают верой, но составляют бизнес-планы.

В этой ситуации (да, плохо у нас с вами, Игорь, получается говорить про оптимистическое, хотя от темы — что же держит нас на плаву — мы тем не менее не отклоняемся) главным оказывается сопротивление этому мутному, несущемуся на тебя потоку, который уже многих сбил с ног и раздавил.

Сохраниться тут можно только одним способом — жить своим умом, интеллектуально преодолевая соблазны очевидного. Но это же ведь и самое трудное — стихийно становиться вопрекистом перманентно длящегося Судного дня, ибо посеешь привычку — пожнёшь характер. Сам не заметишь, как превратишься в странного ворчливого человека, брызжущего желчью. Мизантропа.

После того как нас отпустила советская идеология некоей социально-политической общности, люди не стали свободнее: свобода — это тяжкий труд и тяжёлая ежедневная обязанность. Не зная себя, многие дрейфуют в сторону первой сигнальной системы, раздражаясь и транслируя простые физиологические реакции.

Жить стало трудно, жить стало труднее, чем раньше, однако совершенно не хочется поддаваться мизантропии — в тяжёлые времена неабстрактным достоинством кажется не поддаваться унынию и не транслировать депрессию. Знаете, я даже в метро стараюсь ехать не с каменной физиономией замордованного жизнью существа, но улыбаться. Помогает.

Манцов:
Про Грачевского практически сняли с языка.

Я вот даже на листочке себе пометил: «Вмазать Грачевскому и его ералашику». Согласен и с каждым вашим словом, и с вашим пафосом: запредельная гнусь этот современный «Ералаш». В советское время редактура хоть как-то его чистила, а сейчас — квинтэссенция пошлости.

Есть там один автор, Щеглов кажется, вот он придумывает хотя бы профессиональные микросюжеты: начало, конец, структура, всё как положено. Если даже не смешно, то хотя бы вменяемо. Все остальные — за гранью.

Но у них же собственная гордость, которую озвучила девочка-сексапилочка из «Орлёнка»: «В иностранном кино — там что-то не то».

А у этих — то самое.

И конечно, появление этого несмешного г-на Грачевского, десятилетиями выпускающего пошлую неумную халтурку, во всех подряд программах с лейблом «маэстро», с подзаголовком «эффективный менеджер» — это диагноз и стране, и её культурке.

Я, кстати, полон оптимизма. Повторюсь, время работает на меня: скоро сами придут и всё дадут. Скоро их кукольный домик из банкнот рухнет. Вопрос полутора-двух лет.

Вот я не очень интересуюсь Достоевским; считаю, прав Лимонов, написавший, что эффект достоевских романов достигается рррезким ускорением чувств и движений персонажей, словно крутят кино на многократно повышенной скорости. Однако есть у него важный для меня образ-эпизод. Это когда Ганя, кажется, Иволгин отказывается лезть в печку за миллионом. Достоинство взыграло даже в подлеце.

Вот об это достоинство самых неожиданных, может быть, даже и подлецов постсоветское скотство разобьётся.

Бавильский:
По-вашему, чем хуже — тем лучше. Я бы, может, и согласился, если бы не одно обстоятельство: на условное «хуже» приходится время нашей жизни. Одно «радует» — чем сложнее жизнь, тем важнее в ней роль искусства. Ведь других утешителей просто нет.

А если важно искусство, то существенной оказывается экспертиза, причём даже не общественная, но твоя собственная, личная, позволяющая отличать фуфло и подделки от чего-то настоящего.

Именно в этот момент все наши занятия, безнадёжные с точки зрения денег и конкурентоспособности, оказываются важными и востребованными — хотя бы в нашей частной жизни.

Манцов:
Я снова настаиваю: баня, побегать и поотжимацца бывает соизмеримо с искусством!

Или вот на 1 Мая с многолюдным семейством Касаткиных выезжал на природу, подальше от Тулы. Выпили шампанского брюттт за трудящихся и против, естественно, кровопийцев; было воистину прекрасно.

Мы от воздуха и бескрайнего простора обалдели. Но потом-то поехали в Липки, где Лунгин снимал высоко чтимую мною «Свадьбу», и там где-то вдоль дороги на километры, на километры жуткие мусорные кучи.

Жжжуткие.

И душа моя была уязвлена тогда страданиями.

Не такова ли и вся наша родина: загаженная, чтобы не сказать засранная — не пойми кем и не пойми для чего.

Но потом мы снова как сумасшедшие слонялись часами по весенним полям, лугам и холмам, стремительная импортная машина едва, хе-хе, за нами поспевала. И снова стало на душе хорошо. Искусство было вчера на втором, короче, плане. На четвёртом.

Наши туфтогоны не понимают, кстати, насколько Запад озабочен категорией «достоинство». Там на каждом социокультурном уровне осуществляется соответствующая работа. Положим, любимая многими и у нас, и во всём мире модель мира по Кастанеде. Этот его «концепт воина», наследующий некоему базовому для Запада рыцарскому канону:

«Поступки обладают силой. Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это — его последняя битва. В действии с полным осознанием того, что это действие может стать для тебя последней битвой на земле, есть особое всепоглощающее счастье».

«Утешение, небеса, страх — всё это слова, которые создают настроения, которым человек учится, даже не спрашивая об их ценности. Так чёрные маги завладевают его преданностью».

Совсем скоро наиболее проницательные из отечественных нэпманов догадаются, что их постсоветская эволюция — путь не на Запад, а, наоборот, во тьму тьмутараканской архаики.

И самые совестливые из этих наиболее проницательных либо, ко всеобщему удовольствию, наложат на себя руки, либо, к ещё большему всеобщему удовольствию, возглавят наше новое социальное движение.

Я согласен с вами, Дима, а вы, в свою очередь, говорите то же, что Кастанеда: необходимо постоянно «спрашивать о ценности слов, которые создают настроения».

Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своей собственной рукой.

Бавильский:
Своя рука — владыка: ты царь, живи один. Что и требовалось доказать. Точнее, то, что ни в каких доказательствах не нуждается…




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев






 

Новости

Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Нарьян-Маре
28 февраля 2019 года в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» в Ненецкой центральной библиотеке им. А. И. Пичкова в Нарьян-Маре директор НП «Викимедия РУ» Владимир Медейко провёл семинар, на котором рассказал о теоретических и практических вопросах, связанных с авторским правом, общественным достоянием, открытыми и свободными лицензиями, особенностях работы библиотек в цифровую эпоху, представил проект «Открытое наследие» и созданные в его рамках материалы и передал несколько экземпляров книг.
В 2019 году вручат две Нобелевские премии по литературе
В прошлом году награду не присуждали из-за скандала, связанного с домогательствами.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.