Подписаться на обновления
18 апреляЧетверг

usd цб 63.9450

eur цб 72.3602

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Сергей Элькин   четверг, 31 января 2013 года, 12:05

Полифония мира в театре Звука
Александр и Людмила Бакши. Фрагменты беседы


Сцена из спектакля «Большой парад». Фото: Мария Баранова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




17 и 18 января на сцене The Dance Center of Columbia College (Чикаго) театр из Массачусетса Double Edge Theatre провел два предпремьерных показа спектакля «Великий парад» («The Grand Parade (of the Twentieth Century»). Официальная мировая премьера спектакля состоится 6 февраля в Вашингтоне, в помещении театра Arena Stage. В Москве спектакль увидят 17 марта в рамках фестиваля «Золотая маска».

Музыкальным драматургом “Великого парада” является российский композитор Александр Бакши, педагогом по вокалу и музыкальным режиссером выступает его жена Людмила Бакши. В беседе с вашим корреспондентом они рассказывают о своем американском опыте и концепции театра Звука.


Александр Бакши. Композитор. Родился в Сухуми. Закончил Государственную консерваторию в Ростове-на-Дону. С 1985 года живет и работает в Москве. Лауреат Государственной премии России 1994 года. Автор музыкальных мистерий (в том числе “Сидур-мистерия”, 1992, “Полифония мира”, 2001, “Из Красной книги”, 2003), симфонической и камерной музыки, исполняемой в крупнейших концертных залах и на фестивалях в России, Европе и Америке. Музыкальный драматург спектаклей К.Гинкаса, В.Фокина, Д.Крымова. Автор идеи театра Звука. В 2003 году вместе с Людмилой Бакши создал Лабораторию театра Звука. В первом в мире Международном фестивале театра Звука приняли участие Гидон Кремер, Хайнер Геббельс, Филипп Гласс, Гия Канчели, Юрий Норштейн. Автор рассказов “Как я стал евреем” и “Из Сухуми в Россию”.


Людмила Бакши. Практик и теоретик музыкально-театрального процесса. В 1991 году защитила диссертацию на тему современной музыки. Кандидат искусствоведения, доцент МГИМ имени А.Г.Шнитке. В качестве певицы участвовала в спектаклях “Сидур-мистерия”, “Нумер в гостинице города NN”, “Превращение” (режиссер - В.Фокин, композитор - А.Бакши)... Неоднократно пела на фестивалях в России, Европе, Америке, Японии. Музыкальный режиссер. Автор книги “Партитуры двух спектаклей”, публикаций в журналах “Знамя”, “Музыкальная академия”, “Театр”, “Октябрь” и др.

— Чем вас привлекла идея сотрудничества с американским театром?
— (АБ) Сейчас в России идет переосмысление идеи “театр-дом”. Сегодня российский “театр-дом” – это контора, которой управляют назначенные сверху директора и худруки, а в труппе состоит огромное количество актеров, многие из которых не заняты в спектаклях... И вот тут, в Америке, мы впервые увидели, что такое реальный театр-дом. Люди живут на ферме, сами себя обслуживают, где-то подрабатывают, и все держится на любви к театру...

В 1994 году Double Edge Theatre выкупил молочную ферму в городке Эшфилд (штат Массачусетс) и вскоре переселился туда из Бостона, создав первый в мире Фермерский центр (Farm Center), где учат театральному искусству. На ста пяти акрах земли располагаются дома для пятнадцати членов труппы, приглашенных артистов, студентов и гостей, исторические здания XVIII века, два театральных и репетиционные залы, художественная студия, галерея, театральный архив, концертный зал. А вокруг – холмы, ручьи, леса, бассейн в пруду, огород. Все это называется театр-лаборатория – уникальное место репетиций, экспериментов, общения, встреч. Актеры, студенты, режиссеры живут на ферме, там же репетируют и готовят новые спектакли. Раз в месяц театр организует специальный открытый тренинг для всех желающих.


— (АБ) Нас потрясло, что театральная идея, которая себя совершенно дискредитировала в России, нашла свое воплощение в Америке. Это главное, что нас здесь привлекло.

— Не обольщайтесь: это очень большое исключение для Америки.
— (АБ) Конечно, но тем более интересно увидеть, как актеры строят свою жизнь, как выглядит настоящее театральное братство...

— (ЛБ) В этом городке живут фермеры - открытые люди, тяготеющие к культуре. Никто не закрывает дверей, открытыми стоят машины... Все хотят учиться. Дети фермеров приходили ко мне на мастер-класс, мы показывали им “Полифонию мира”...

— (АБ) Для нас это колоссальный опыт. Тем более, он каким-то образом связан с нашей традицией, а не той идеей, которой одержима сегодняшняя Россия: главное в искусстве – зарабатывание денег. Но в этом, американском театре мы, конечно, гости.

— Как вам репетируется в Чикаго, в Танцевальном центре при Columbia College?
— Здесь очень уютно, но зал маленький. В Москве мы будем играть этот спектакль в Центре имени В.Мейерхольда. Там размеры сцены совсем другие. В Чикаго мы впервые. Город замечательный, но, в отличие от Нью-Йорка, вечером здесь людей нет. В первый же свободный день собираемся сходить в АРТ-институт.

Наша беседа с Александром и Людмилой Бакши состоялась за два дня до предпремьерных показов. И вот в переполненном зале (все билеты на оба дня были проданы) мы смотрим спектакль.

Кроме того, есть ведь замечательные композиторы, не слишком радикальные, которые могли бы написать для Мариинки — например, Александр Бакши или Александр Раскатов — и это было бы вполне привлекательно и не отталкивало бы.

В американском театре с американскими актерами Александр и Людмила Бакши продолжают развивать единственный в своем роде театр Звука. Спектакль “Великий парад” – это парад событий XX века, рассказанный языком музыки, танца, пластики, мимики и жеста. Слов в спектакле нет, актеры общаются друг с другом с помощью звукового и интонационного действия. С помощью звука создается атмосфера, строятся мизансцены, актеры используют звуки, как реплики, для общения между собой. Никакого пафоса, никакой сентиментальности – все очень сдержанно, все держится на полутонах и игре актеров. Актеры замечательно двигаются, поют, перевоплощаются из одного персонажа в другой. В точном соответствии с указаниями авторов они просто живут на сцене! В канву спектакля вставлены отрывки из речей лидеров стран, политических деятелей, фрагменты радио- и телевизионных программ. В таком роде сделан спектакль “Тарарабумбия. Шествие” в Московском театре “Школа драматического искусства”. Режиссер Дмитрий Крымов, Александр и Людмила Бакши вывели на сцену чеховских героев, и они объединились в едином шествии. Нечто подобное проделал и Этторе Скола в своем фильме “Бал”. Только если итальянский режиссер языком музыки, пластики, пантомимы рассказал историю Франции с тридцатых до восьмидесятых годов XX века, то режиссер-постановщик спектакля “Великий парад” Стейси Кляйн и супруги Бакши замахнулись на более грандиозную задачу. За один час перед нами проходит XX век со всеми его войнами, трагедиями, переворотами, насилием. Спектакль начинается и заканчивается сценой в еврейском местечке, где оживают персонажи шагаловских картин: петух, корова, мужчина, женщина... Идиллия продолжается недолго, “все жизни, все жизни, все жизни” попадают в круговорот не календарного, а настоящего XX века. На секунду подумалось: а может быть, этого века не было, и все это – лишь плод воспаленного воображения? Сейчас обитатели местечка проснутся, и все будет как раньше... Увы, к сожалению, все ужасы XX века были в действительности, и было все гораздо страшнее, чем на сцене.

“Великий парад” - спектакль удивительный. Умный, яркий, тонкий, глубокий, интеллигентный. Давно на американской сцене мне не приходилось видеть такого пиршества Театра в лучшем значении этого слова. А вот Александр Бакши о своей работе говорит самокритично:

— Я не обольщаюсь, что много сумел сделать – совсем немного. Слишком разные ментальности, разные подходы к театру, к музыке в театре. Театр-дом, а я в нем – гость. (Смеется.) Приходится приспосабливаться...

— Как вам работалось с актерами?
— (ЛБ) Актеры совершенно потрясающие. Есть две актрисы, в которых мы просто влюбились: Хейли Браун и Милена Дабова. Они обе поют, и между ними все время возникают звуковые диалоги. Одна призывает к миру, успокоению, а вторая отрицает спокойствие: невозможно, мир трагичен! Вокальные партии в спектакле очень сложные. Овладеть этим на самом деле очень сложно... Карлос Уриона, Мэттью Глассман, Джереми Луис Итон, Адам Брайт – все актеры очень талантливые. Они настолько открыты, настолько хотят все понять... Никакой опыт и никакое умение нам бы не помогли, если бы не их открытость. Мы получили колоссальное удовольствие от работы. Для ребят громадная победа – то, что они сделали. Дай Бог, чтобы они развивались дальше.

— (АБ) У режиссера-постановщика Стейси Кляйн есть идея сделать несколько спектаклей, связанных с личностью Марка Шагала. “Великий парад” – первый из них. Увлечение Шагалом проходит у нее сквозь многие спектакли... Идея спектакля состоит в том, чтобы показать парад событий XX века, в основном, американскими глазами. А поскольку я занимаюсь музыкальной драматургией, я пытался связать воедино разные события.

“На смену гармонии мира приходит полифония мира”

— (ЛБ) Сложность и в этом “...параде”, и в крымовском спектакле – когда перемежаются ряд картин, нужно через визуальное искусство и музыку найти что-то, что их связывает. На расстоянии, через время... Музыкальная драматургия – погружение вглубь, обнаружение скрытого, глубинного смысла, который движет историческими процессами, судьбами людей. Мы занимаемся звуковым действием. Саша всю свою жизнь мечтает создать театр не литературный, а театр Звука. Мы привыкли, что пьеса – обязательно литературная, и персонажи выражают свои мысли с помощью слов. А если это пьеса звуковая? Там есть те же герои, те же отношения, но нет слов. Как это услышать? Как сделать эту идею настолько яркой, пластичной, зримой и действенной, чтобы это было понятно? На самом деле это гигантская проблема.

— Я видел ваши спектакли “Еще Ван Гог” и “Полифония мира”, в которых эта проблема успешно решена.
— (ЛБ) А до этого был спектакль “Сидур-мистерия”, до этого – камерные пьесы Бакши, которые изначально задумывались как музыкально-драматические, с героями, персонажами, сюжетом... А потом пошел синтез музыкального творчества с драматическим, пластическим театром. “Полифония мира” – самое крупное из этих произведений.

— Для того, чтобы воплощать эти идеи, вам нужна компания единомышленников. Такие люди, как Кама Гинкас, Валерий Фокин, Дмитрий Крымов, вас понимают?
— (АБ) Я очень дружу с Камой Гинкасом. Мы не очень много сделали вместе, но для меня очень важно общение с ним. Кама - тот человек, с которым я могу обсуждать спектакли.

— (ЛБ) Кама Гинкас был первым человеком, который понял, чем я занимаюсь. У него на афише было написано: “Вокальное действие - Людмила Бакши”. Мы с ним преподавали вместе в Школе-студии МХАТ. Он набрал курс, и я там преподавала музыкальную режиссуру... Понимаете, у режиссеров другая школа, другое воспитание, другое представление о театре. Мышление в драме и мышление в музыке принципиально различно. Музыка – это искусство, которое одновременно сочетает конкретику с символикой, метафизикой, обобщением. А драматический режиссер предпочитает конкретику. Отсюда – проблемы, связанные с языком искусства, существованием на сцене. Очень тяжело работать с музыкантами и драматическими артистами, которые не подготовлены к этому. Они существуют в клеточках своих жанров, а то, чем занимается Саша, называется совмещением жанров.

— (АБ) Когда мы делали “Полифонию мира”, на сцене было много профессиональных и фольклорных музыкантов. Как свести вместе шамана и Гидона Кремера? А они в финале спектакля играют вместе. Люда как раз и занималась совмещением разных миров... Монологическое искусство подразумевает, что есть один автор, который знает все, один дирижер, который знает всю партитуру, и музыканты, которые знают свои партии. В театре Звука на смену принципу дирижирования, когда музыкальный процесс управляется волей одного человека, приходит принцип режиссуры. Музыканты разыгрывают партитуру так же, как актеры разыгрывают пьесу по ролям. На смену гармонии мира приходит полифония мира.

— Понятие полифонии близко к понятию мультикультурализма – очень модной сегодня теме в современной культуре...
— Культура и история – то, что нас разделяет. Вот вышли пассажиры на поле. Нет самолета. Начинается дождь. Все пассажиры едины. Но когда те же люди заходят в самолет - оказываются в ситуации не такой экстремальной, - выясняется, что один из них – китаец, другой – еврей, третий – еще кто-то, и у каждого разные культурные коды. И вот эти коды нам и мешают. Мультикультурализм – это совсем не легко. Совмещение разных культурных пластов – сегодня самая актуальная тема и для России, и для Америки.

“Важна конкретика и индивидуальность исполнителя”

— Вы сочиняете партитуру спектакля и от первой до последней репетиции присутствуете на сцене вместе с режиссером и актерами?
— (АБ) Да, потому что я пишу сочинение не для скрипки и альта, а для конкретных исполнителей. Это не тот случай, когда композитор отдает произведение в симфонический оркестр, музыканты садятся и играют.

— Вы импровизируете по ходу репетиций?
— (АБ) Я сочиняю то, что могут сделать конкретные актеры. Если певица в этом диапазоне поет здорово, то я учитываю это при сочинении мелодии. Я не буду сочинять ноты, которые ей недоступны.

— Если через полгода спектакль захочет поставить другой театр, вы будете сочинять все по-другому?
— (АБ) Наверно. Но такие вещи создаются в расчете на конкретный театр и конкретных исполнителей. Принцип театра Звука заключается в том, что я пишу не для инструмента, а человека. Конечно, потом кто-то другой это может сыграть. “Полифонию мира” я писал для Гидона Кремера. Потом эту музыку играли другие исполнители, но написана она для Гидона. Это очень важно, потому что учитывался его звук, уникальность его личности. Мою фантазию возбуждает, когда я вижу перед собой конкретного человека. Это не просто скрипка, а герой со своей судьбой. Если кто-то другой исполнит это сочинение, оно уже будет другим.

— (ЛБ) Что такое шаркающие шаги или шуршание переворачивающегося листа? Для Саши принципиально важно, кто будет шаркать ногами. У него есть пьеса “Зима в Москве. Гололед...”. Это написано для Татьяны Гринденко и ансамбля солистов “Академия старинной музыки”.

— (АБ) Этот образ непереносим, потому что написан для Тани.

— (ЛБ) Звуки спектакля “Из Красной книги” Саша писал для Алексея Любимова – замечательного пианиста с особой, бисерной техникой игры. Это сочинение играется только, когда может Любимов. В пьесе “Трио” участвуют пианист, скрипач и виолончелист. У скрипача и виолончелиста - лирическое согласие, и в него врывается хам-пианист. В роли этого пианиста Саша видел одного конкретного человека. Любимов для этого не подходит. Образ не тот. Как в театре. Важна конкретика и индивидуальность исполнителя. Не амплуа, как в опере, а индивидуальность.

— Но ведь при этом вы существенно ограничиваете широту исполнения ваших произведений. Если, скажем, завтра к вам обратятся китайский скрипач или американский пианист с предложением исполнить ваши сочинения, вы скажете, что это невозможно?
— (АБ) Почему, бывали такие случаи. Играли. Пьесу “Диалог с Юрием Норштейном о гоголевской ”Шинели” я сочинил для Гидона Кремера. Ее исполняли американский скрипач с американским симфоническим оркестром.

“Мы живем в эпоху, когда глаз победил ухо”

— Мне кажется, я разговариваю с вами не как с музыкантами, а как с людьми театра.
—(АБ) Сейчас я стал себя чувствовать чужим в мире музыки.

— Но вы же начинали как обычный композитор. Закончили консерваторию, сочиняли. Когда вы стали задумываться о театре Звука?
— (ЛБ) По-моему, он родился с этой идеей.

— (АБ) Я думал об этом с юности. Совсем молодым писал сочинения для трио или ансамбля. Это превращалось в драматические сцены. Потом я работал с Марком Пекарским и его Ансамблем ударных инструментов. Мы с ним делали Театр ударных, много работали вместе. С ним сделали “Сидур-мистерию” для восьми ударных и певицы. Люда там пела. Этот спектакль Фокин поставил в 1992 году. Сначала я пытался традиционные концертные формы превратить в театральное действие, а потом увлекся театром как таковым. Для меня концертная музыка совершенно мертвая.

— Даже когда она исполняется гениальными музыкантами?
— Абсолютно. Я имею в виду современную музыку. Где-то со второй половины XX века начинается смерть идеи музыки как самостоятельного искусства. Посмотрите на оперу. Во второй половине XX века не написано ни одной оперы, которая стала бы популярной. За малым исключением. Оперы Филиппа Гласса, например.

— Что-то из Джона Адамса...
— Что-то, но в принципе последние великие оперы написаны в первой половине XX века. Дальше опера как жанр начинает умирать. То же самое с симфонической музыкой. Я еще помню времена, когда премьера Симфонии Шостаковича становилась общественным событием. Мы детьми сидели в зале на премьере Пятнадцатой симфонии и видели Шостаковича. Это было невозможно пропустить! Последним таким событием для меня была премьера Первой симфонии Шнитке. Ее запретили в Москве и играли в Нижнем Новгороде. Потом жанр самостоятельной симфонической музыки стал умирать. Конечно, пишутся какие-то симфонии, но их можно слушать, а можно не слушать. Музыка – театр воображения. А мы сейчас живем в эпоху, когда глаз победил ухо. В лагере Шаламов читал Пастернака и этим спасался от происходящих вокруг ужасов. Ахматова пишет то же самое о музыке Шостаковича. Это была эпоха, когда стихи и музыка выполняли общественную функцию, они были жизненно необходимы. Потом это из культуры ушло. Театр воображения стал не нужен. Люди потеряли способность воспринимать музыкальное содержание в развитии, музыку как процесс. Постепенно музыка превратилась в традиционный авангард. Авангард не может быть академическим, но он стал им. Во всем мире огромное количество людей пишут музыку, которая уже написана много лет назад, повторяя ходы Шенберга, Веберна и пост-веберновской эпохи. Событием она не становится, потребности ее услышать нет. Исчерпала себя идея монолога, где публика молча слушает и внимает искусству исполнителя. Что такое монолог? Диалог, при котором одного заставляют молчать. А мы живем в эпоху интерактива, сплошного диалога. Ты что-то пишешь от себя лично, тебя тут же начинают комментировать. Ты не можешь быть в роли автора, который раз и навсегда что-то высказал, а вы как хотите, так понимайте. Надо входить в контакт с аудиторией. Сегодняшнее искусство все построено на этом. В музыке могут быть три аккорда, а в зрелищном ряде такое можно накрутить: и космос, и подводный мир, и что угодно... Казалось бы, нет никакого соответствия. Но именно в этом несоответствии мы ловим новый смысл. И в голове каждого слушателя новый смысл складывается в новый образ. Сегодняшнее искусство рассчитано на ответную реакцию, на диалог с публикой. Самое главное происходит не на сцене, а в зале.

— А вам не кажется, что этим вы как бы немного приземляете высокое искусство? Нет ли в этом заигрывания перед публикой?
— Нет, речь не идет о заигрывании с публикой. Просто надо отвечать потребностям сегодняшнего дня, а они другие. Совсем не такие, как во времена Баха и Шопена. Я не представляю сегодня, как написать оперу. Сама идея оперы, где все соответствует слову, умерла. В классике сложилась определенная символика. Меццо-сопрано и тенор поют про любовь. В жизни человек с высоким голосом не производит впечатления героя-любовника, правда? А в музыке по-другому. В музыке есть система координат, где высокое по тембру ассоциируется с чем-то высоким. Низкий голос – ад или земля, опора. Иван Сусанин или черт. Мы сейчас живем в другую эпоху, когда манера пения итальянской классической оперы, как отдельное явление, сосуществует с чем-то другим. Мне хочется, чтобы она смешивалась с чем-то другим. В опере это невозможно. Я сейчас стал работать с одной певицей. Считается, что у нее меццо-сопрано, а на самом деле у нее диапазон – три октавы. Этого никто никогда не использовал, потому что в опере все подчинено определенному амплуа. А я могу использовать весь ее диапазон, потому что мне плевать на условность амплуа. Это не заигрывание с публикой, ни в коем случае. Это другая задача музыки, попытка понять, что сегодня я слышу и почему я так слышу. “Полифония мира” – это то, как я слышу этот мир. Он такой.

“Его направление – максимализм. Композитор на стыке жанров”

— Как вам кажется, публика воспринимает ваши идеи? Вы находите у нее отклик?
— (АБ) У публики – да, у критиков часто нет. Музыкальные критики пытаются всех записать в какое-то течение. Неоклассицизм, додекафонизм, минимализм... Поскольку я не вхожу ни в одну школу, у меня часто бывают конфликты с музыковедами.

— Вы вне “измов”?
— Абсолютно. Мы существуем автономно. Есть несколько людей в мире, с которыми я нахожусь в душевном контакте. Например, немецкий композитор и режиссер абсолютно моего направления Хайнер Геббельс.

— (ЛБ) Саша про себя говорит, что его направление – максимализм. Композитор на стыке жанров.

— Правильно. Поэтому я не хочу называть вас театральным композитором. Это значит ограничить вас только зоной театра.
— (АБ) Любая музыка, которую я пишу, театральна.

— Давайте обрисуем круг близких вам людей. Татьяна Гринденко, Гидон Кремер, Марк Пекарский, Алексей Любимов...
— (ЛБ) Первый в Европе Ансамбль ударных из Страсбурга – с них началась музыка для ударных, как для солистов, гениальный американский тубист Джонатан Сасс...

— Как вы познакомились с Гидоном Кремером?
— (АБ) На фестивале в Локенхаусе Татьяна Гринденко сыграла мою пьесу “Шостакович-концерт”. Гидон услышал и сказал, что хочет ее сыграть. Он пригласил меня в Петербург, где у него намечалось выступление. У нас была одна репетиция. А пьеса немного странная. В отдалении - струнный ансамбль, впереди – скрипач, под потолком - человек, играющий на деревянном ящике. Оркестр играет в медленном темпе, а скрипач – в совершенно другом, бешеном. Мощное, активное соло скрипача вступает в конфликт с оркестром. Все события происходят за кадром, как всегда было в музыке Шостаковича. Она всегда начинается с события, которое произошло в жизни. Музыка – это отклик на это событие... Пьеса начинается с паузы. Все поднимают смычки и молча стоят. Вдруг начинается игра скрипки. А заканчивается конфликт ударом барабанщика по ящику. Все. Расстрел... Я пришел на репетицию и слышу, что Гидон стал играть в том же темпе, что и оркестр. Я подошел к Гидону и сказал, что эта тема играется в три раза быстрее. “А я смогу?” – он меня спрашивает. “Не знаю.” Репетиция закончилась. Я в шоке. Я ничего не услышал. Вообще, ничего! Вечером прихожу на концерт в полном недоумении. Я не понимаю, что будет. Какой-то ужас, наверно. И вот они начали играть. То, как играл Гидон, повторить невозможно. Такого я больше никогда в жизни не слышал. Это было фантастическое исполнение. На публику обрушились такое напряжение, такая мощь, что когда барабанщик в конце вдруг оборвал мелодию, в зале наступил шок! Полная тишина, потом аплодисменты... Я выхожу, автоматически кланяюсь и понимаю, что эта музыка мне больше не принадлежит. Эту музыку придумал Гидон... После концерта он мне сказал, что хочет сделать фестиваль моей музыки в Локенхаусе. Было это в 1997 году. Он создал новый ансамбль “Кремерата Балтика” и предложил мне писать музыку. Так началось наше сотрудничество. Несколько лет я писал для ансамбля “Кремерата Балтика”, ездил с ними на гастроли. Для них было очень важно иметь свой собственный, ни на кого не похожий репертуар. Я написал для них несколько сочинений, в том числе те, которые потом стали частью “Полифонии мира”. Так продолжалось до середины двухтысячных. Потом стало понятно, что ансамбль сильно вырос, стал много играть классической музыки, необходимость в особом репертуаре отпала. Но и сегодня наша дружба и связи продолжаются.

— (ЛБ) Гидон Кремер – последний великий музыкант нашего времени. То, что он делает, находится за пределами простого исполнительства. Это абсолютно авторский мир. Сейчас много виртуозов, но таких музыкантов нет. Как и его учитель Давид Ойстрах, Гидон чувствует ответственность за музыку, за культуру. Для Ойстраха была жизненно важна связь с Шостаковичем. Они вместе создавали современную культуру. Сейчас это ушло, а у Гидона это есть. Новое поколение другое. Они больше обеспокоены своей собственной артистической судьбой, чем судьбой музыки.

— Я читал ваши рассказы “Как я стал евреем” и “Из Сухуми в Россию”. Что было после того, как вы стали евреем и приехали в Россию? Продолжение вашего литературного творчества последует?
— (АБ) Продолжение уже есть. У меня рассказов больше, чем два. Опубликованы пока только два.

— Каким вы представляете себе театр XXI века?
— (АБ) Трудно сказать. Классический театр развился в сторону узкой профессионализации. В XIX веке опера, балет и драма были на одной площадке. Первую часть “Фауста” Гете писал как драматический спектакль, вторую – как оперу. Потом возник театр одного актера, театр балета, театр современной хореографии, большая сцена, малая сцена, экспериментальная сцена... Сейчас идет смена парадигм, меняются все установки. Казалось бы, много открытий подарил нам театр конца XX – начала XXI веков. Кристоф Марталер, Хайнер Геббельс, Бартабас... А потом вдруг раз – и все прекратилось. Мне кажется, сейчас театр движется в сторону идеи синкретизма. Времена узкой специализации актеров прошли. Современный артист должен уметь не только разговаривать, но и петь, танцевать, быть немножко циркачом, ездить на велосипеде, ходить на проволоке... Появляются артисты, которых раньше не было. В нашем поколении есть один абсолютно синтетический артист Константин Райкин: он блистательно танцует, двигается и при этом является потрясающим драматическим актером. Я его считаю абсолютным гением. Мы с ним в “Сатириконе” сделали два спектакля: “Превращение” по Ф.Кафке и “Константин Райкин. Вечер с Достоевским” – сценическое переложение повести Ф.Достоевского “Записки из подполья”. В “Превращении” Райкин полтора часа молчит. Только движения и пластика. Один палец шевелится, и ты не можешь глаз оторвать от его пальца. А в Достоевском он полтора часа говорит... В нашем поколении Райкин был уникумом. Сейчас таких актеров уже много. Они могут петь, танцевать, говорить, на трапеции работать... Наверно, это не случайно. Время нуждается в синтетических актерах. Возвращаясь к Double Edge Theatre, скажу, что актеры этого театра тоже стараются расширять свои возможности: они не боятся петь, танцевать, быть цирковыми артистами. За такими актерами будущее.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Фаррух Закиров: «Сцену надо заслужить»

Специальное интервью с артистом накануне его дня рождения

Верится с трудом, но в юности будущий руководитель ансамбля «Ялла» Фаррух Закиров на полном серьезе считал, что у него нет яркого голоса. 16 апреля Фарруху Каримовичу исполняется 73 года. Во время интервью в канун дня рождения мне удается спросить его: «Почему?». Ответ: «Я понимал, что от природы оперного певца из меня не выйдет».

15.04.2019 21:00, Данара Курманова


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский


Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.