Подписаться на обновления
24 сентябряВоскресенье

usd цб 57.6527

eur цб 69.0737

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Olesia Vlasova, theoryandpractice.ru   пятница, 21 июля 2017 года, 10:00

Похороны высшего образования
Как должны измениться вузы, чтобы снова стать нужными


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




О том, что высшее образование надо менять, говорят все и давно, при этом понятия вроде «внедрения передовых технологий», «новых методов обучения» и «раннего профориентирования» настолько размылись, что, кажется, потеряли смысл.

Во время дискуссии «Образование будущего: альтернативы и возможности» на Петербургском международном экономическом форуме представители IT-компаний и независимых школ обсудили, что значат эти общие формулировки на деле, как должна меняться система высшего образования, чтобы оставаться актуальной, и есть ли у классических вузов шансы на выживание. «Теории и практики» законспектировали выступления участников.

Луэни Морелл

директор компании Lueny Morell & Associates, руководитель InnovaHiEd

«Многие университеты живут прошлым: учат современных студентов по программам XX века в аудиториях XIX столетия»

Мы живем в мире VUCA (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity) — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Здесь много возможностей — и огромная конкуренция. Это в полной мере касается и образования. В топ-5 рейтинга конкурентоспособности стран (рейтинг глобальной конкурентоспособности The Global Competitiveness Index. — Прим. ред.) входят государства, уделяющие значительное внимание развитию высшего образования во всех областях (по данным за 2014–2015 годы, это Швейцария, Сингапур, США, Финляндия и Германия). Туда же идет наиболее значительный поток миграции, а значит, идеи и умные головы. Эти страны знают формулу развития экономического и инновационного потенциала: «Образование = экономическое развитие».

Проблема в том, что многие университеты живут прошлым: учат современных студентов по программам XX века в аудиториях XIX столетия. Такое образование не способно решать поставленные перед ним задачи. Мы переживаем четвертую техническую революцию, люди и машины активно взаимодействуют. Специалисты, которые нужны сегодня и будут нужны завтра, уже не те, что были нужны в наше студенческое время. Современное образование должно быть построено на шести принципах:

Оно должно быть основано на требованиях общества и бизнеса. В процесс обучения должна быть вовлечена индустрия: ее представители, формирующие запрос на специалистов, должны консультировать студентов по программам, давать им свои проекты для работы и т. д.

Технологии должны все шире проникать в сектор образования: современные студенты родились с USB-соединением, для них использование гаджетов — норма.

Образование должно быть непрерывным и доступным в любой точке мира. Институты сегодня не единственный источник знаний, поэтому мы должны научить студентов постоянному самообразованию.

Надо воспитывать в студентах дух предпринимательства. Речь не столько о создании новых бизнесов, сколько о навыке продвигать свои идеи и доносить их до нужной аудитории.

Университеты должны оценивать свои результаты и, невзирая на хорошую репутацию, постоянно работать над улучшением своих программ и подходов.

Дмитрий Песков

директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ)

«Стартапы и крупные IT-компании отнимают у высшего образования рынок, делая то же самое, но дешевле, эффективнее и быстрее»

Граница между высшим, средним, дополнительным и любым другим образованием постепенно исчезает, и тогда никакого смысла в системе высшего образования нет. Все эти функции легко организуются другими агентами — причем быстрее, дешевле и эффективнее.

Представьте пять олимпийских колец. Центральное кольцо — это отрасль. В данном случае — университеты, которые в феодальной модели владеют правами на систему высшего образования. Эту отрасль атакуют с разных сторон четыре других кольца. Первое — это стартап, включающий в себя принципиально новые модели. Второе — крупные IT-компании, держатели цифровых платформ, на которых можно сделать сверхмасштабную и дешевую систему образования. Третье кольцо — это другие отрасли, которые понимают, что высшее образование — банкрот. Четвертое — это другие новые рынки, способные создавать опережающие системы подготовки. Все они это центральное кольцо высшего образования последовательно, со вкусом, поедают — отнимая у него рынки, делая то же самое, что раньше делала система высшего образования, но дешевле, эффективнее и быстрее.

Анастасия Бутрым

директор Британской высшей школы дизайна

«Представьте, что в мире нет ни одного вуза в течение, например, двух лет»

Необходимо ли сегодняшним выпускникам школ поступать в университет? Или в меняющемся мире есть альтернативные пути, которые дают им больше шансов стать профессионально успешными? Вопрос армии не хочется брать в расчет, поэтому давайте посмотрим, какие варианты есть у выпускника женского пола, когда отзвенел последний звонок. Например, у вашей дочери. Пусть ее зовут Оля. Оле 18, она только что окончила школу. Что дальше? Какие варианты?

Оля не знает, с чем связать свою жизнь, поэтому погрузится в атмосферу свободолюбия, вольнодумия, студенчества и романтики. В хорошем вузе Оле помогут развить ее способности и повысить уровень культуры. После этого ей будет легче определиться с будущей профессией. Если параллельно с учебой Оля решит работать, то быстрее найдет себя в профессиональном плане.

Оля знает, в какой сфере хочет развиваться, но с профессией еще не определилась. В этом смысле узкое профессиональное образование — лотерея, а высшее образование дает возможность искать себя через расширение кругозора и системные знания.

Оля знает, в какой сфере хочет развиваться, у нее грандиозные творческие планы, с профессией она определилась. Это редкость, но такое тоже бывает. После вуза у Оли будет актуальное портфолио ее работ, хорошие шансы для развития карьеры и полезные связи с индустрией.

Оля точно знает, кем будет. Она увлекается творчеством, но для нее это в первую очередь ремесло, приносящее удовольствие. Оле интересна узкая конкретная область, и в данном случае ей не обязательно получать высшее образование. Хороший для нее вариант — профессиональное образование и краткосрочные программы самообучения. Но важно, чтобы у девушки был наставник — эксперт в той области, которой она занимается.

Оля — своенравная девушка с характером. Ее план — немедленно создать собственную компанию. Редко, но бывают творческие люди, которых рамки стандартного образования лишь ограничивают. Если ваша дочь говорит, что у нее есть бизнес-идея или иной творческий замысел и она не может отвлекаться на учебу, лучше дать ей возможность сделать паузу, так как совмещать обучение и стартап практически невозможно. А учиться современному поколению в любом случае предстоит всю жизнь.

Эпилог. Из пяти вариантов три более вероятны, и все они включают высшее образование как необходимый элемент Олиного профессионального успеха. Счет 3:2 в пользу высшего образования.

Представьте, что в мире нет ни одного вуза в течение, например, двух лет. Разве все сразу бросятся заниматься самообразованием и все востребованные вакансии заполнятся? Не все так плохо в высшем образовании. Да, бывают устаревшие методики. Да, кажется, что слишком долго. Но в большинстве случаев люди, которые жалеют о полученном высшем образовании, просто ошиблись с направлением или вузом.

Поэтому важно, чтобы родители показывали детям возможные пути развития и с уважением относились к их выбору, а профессионалы в сфере образования помогали вузам быстрее наладить взаимодействие с индустрией, оперативнее реагировать на запросы социума, иметь современную ресурсную базу, мотивированных преподавателей-практиков и доступ к глобальным знаниям. Именно высшее образование является фактором, который влияет на качество человеческого капитала. И альтернативы, я считаю, пока нет.

Сергей Солонин

генеральный директор ассоциации «ФинТех» и компании Qiwi

«Пока вуз разрабатывает программу, технологии уже теряют свою актуальность»

Мы вообще перестали смотреть на диплом о высшем образовании: гораздо важнее реальный опыт человека. По статистике Росстата, сегодня у 43% людей с высшим образованием работа не соответствует специальности. То есть государство тратит огромные деньги на вузы, и только треть этого ресурса потрачена не впустую. Кроме того, 24% выпускников вузов продолжают обучаться онлайн. Пока мы думали, запускать ли рынок онлайн-образования, он уже появился.

Вузы не дают студентам нужного уровня реальной подготовки, поэтому крупные компании сами создают курсы и корпоративные университеты. Позволить себе это могут не все, поэтому появляются те, кто может сделать это за корпорацию.

На создание пилота программы по новым IT-технологиям в вузе сегодня требуется полтора-два года. Внутри самой IT-компании новые технологии появляются в среднем раз в полгода. То есть пока вуз разрабатывает программу, технологии уже теряют свою актуальность. Современные профессии часто меняются, поэтому нужно держать руку на пульсе и собирать статистику с крупных корпораций вроде нашей. Мы публикуем новые вакансии и необходимые компетенции, умные интернет-машины собирают то, что нужно сегодня рынку, а альтернативные платформы актуализируют это в виде курсов. Надеюсь, их преподавателями будут не столько профессора-теоретики, сколько бизнесмены, те, кто внутри профессии.

Территорий, где нужны лицензии и сертификаты, не должно быть много. Если убрать такие направления, как медицина, для которых это необходимо, то останутся те, где нормальным условием станет госзаказ и балансирование образовательных пространств через выделение грантов и стипендий перспективным ученикам. Эта модель должна строиться на системе рейтингов, которые будут выставлять независимые агентства. Причем оценивать нужно не формат и статус, а качество и актуальность образовательных программ. Совместно с Odgers & Berndtson мы запускаем рейтинг современных образовательных программ и заведений. Он будет формировать новое понимание потребностей рынка труда и станет навигатором для абитуриентов.

Сегодня выпускники школ легко могут узнать спрос на интересующую их специальность, а в будущем за них это будут делать роботы. Высшее образование в том виде, в котором оно есть сейчас, неактуально, и попытки государства догнать перемены — бессмысленны.

Матс Нордлунд

директор компании Innovation Advisory Partners

«Университеты либо начнут меняться, либо будут вынуждены уйти с рынка»

Высшее образование — ключевое общественное благо. Университеты влияют на развитие территорий и сообществ, дают возможность связать исследовательскую и практическую деятельность, формируют кластер образованных граждан.

Мы, руководители бизнесов, заинтересованы в привлечении талантливых выпускников в свои компании. Но в университетах студентов учат создавать паровые машины и самолеты времен Второй мировой войны. Ключевые задачи университетского образования — обучать фактам, способности учиться, думать и создавать новое. Но и без университетов сейчас есть масса технологий, получить базовые знания по конкретным предметам можно и в интернете. Научиться учиться будет сложнее, здесь нужен наставник. Еще сложнее — научиться делать новое и находить пути для реализации идей.

Отчет, опубликованный Всемирным экономическим форумом, проводит сравнение между странами по количеству элитарных университетов (на первом месте США) и доступностью образования (США не входят даже в первую десятку). Государства должны принять решение, каким будет образование — доступным для элитарной прослойки или для широких масс. Это влияет на развитие страны в целом.

В будущем в сфере образования появятся нишевые и специализированные учебные заведения, способные быстрее адаптироваться к изменениям. Большие университеты либо начнут меняться, либо будут вынуждены уйти с рынка.

Светлана Ефремова

профессор, декан драматического отделения Университета штата Калифорния в Фуллертоне, актриса

«Современные студенты должны будут учиться всю жизнь»

В нашей сфере, в киноиндустрии, все быстро меняется, появляются новые технологии и форматы. Мы должны готовить студентов к этим изменениям и учить их использовать новые возможности. Например, сейчас даже не нужно самому приезжать на кастинг, можно просто прислать ссылку на работы, в которых вы играете. И это требует от будущих профессионалов иных навыков.

На нашем отделении 37 преподавателей. Большинство из них — люди, которые когда-то окончили университеты и много лет преподают одно и то же. Отсюда появляется догматизм. С тех пор изменилось все, даже понимание правды. Новое поколение студентов — не те люди, что были прежде: они не разговаривают, а пишут в соцсетях, они не умеют выражать эмоции. Все меняется — их уязвимость, их чувствительность и их способы самовыражения. Преподаватели должны это понимать и учитывать. Иногда я прихожу в университет и говорю: «Вчера я вас учила так, но все изменилось, сейчас нужно делать по-другому».

Чтобы всю жизнь работать в той или иной области и стать профессионалом, недостаточно осваивать какие-то практические навыки — нужно всерьез учиться основам, а также все время впитывать новое. Много именитых звезд — Мишель Пфайффер, Харрисон Форд — постоянно учатся, совершенствуются, и это правильно. Современные студенты должны будут учиться всю жизнь, чтобы быть лучшими представителями своей профессии.

Екатерина Черкес-заде

директор Консорциума независимых школ (Британская высшая школа дизайна, Московская школа кино, Московская архитектурная школа МАРШ, Школа компьютерных технологий Scream School)

«Система высшего образования никуда не исчезнет»

В ближайшее десятилетие образование сильно изменится. Университеты уже перестали быть гарантией успешной карьеры, бизнес готов инвестировать в собственные образовательные платформы, стремительно развиваются технологии, возникают новые профессии. Все это ставит под вопрос актуальность высшего образования в его классическом виде. Смогут ли университеты адаптироваться к изменениям и что ждет высшее образование через пять-десять лет?

Новая глобальная архитектура образования предполагает сращивание академической и технологической среды, возможность смешанных моделей обучения и появление новых форм, влияющих на рынок образования. Система высшего образования никуда не исчезнет. Тем не менее время изменений явно пришло. Высшее образование не должно контролироваться сверху, это должен быть свободный рынок, где индустрия и студент сами расставят все по своим местам. Через образование как вложение в социальный капитал можно и нужно строить новую экономику.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Игорь Волгин: «Школа должна давать толчок для самостоятельного думания»

Об уровне знаний нынешних студентов, системе образования и культуре

Если начинать перечисление различных титулов, званий и ипостасей Игоря Леонидовича Волгина, это займет, без преувеличения, половину газетной полосы. Широкой публике он известен как поэт, литературовед, историк. А еще для многих он учитель, вот уже почти полвека руководящий литературной студией МГУ «Луч», профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького, доктор филологических наук и один из крупнейших в мире достоевистов. Кроме того, он член Совета по русскому языку при Президенте РФ и ведущий интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер» на телеканале «Культура», удостоенной в 2016-м году высшей телевизионной награды ТЭФИ.

01.09.2017 17:00, Арслан Хасавов


«Отвлеченное знание перестало быть ценностью»

Александр Архангельский об учебниках, советской школе и системе образования

Мы встречаемся с писателем, телеведущим и ординарным профессором НИУ «Высшая школа экономики» Александром Николаевичем Архангельским в одном из корпусов вуза на Мясницкой улице. Именно здесь проходят собеседования — финальный этап отбора лучших абитуриентов из числа рекордных для «Вышки» более, чем десяти тысяч человек, подавших документы.

29.08.2017 13:00, Арслан Хасавов


Как устроены японские школы

«Каникулы — это время, когда можно основательно сесть за учебу»

Почему у японских школьников нет свободного времени, зачем в классе проводить подобия саммитов и почему экзамен — одно из самых сложных событий в жизни, а объявление его результатов может довести до самоубийства, рассказывает преподаватель японского языка Александр Ульяновский.

01.08.2017 13:00, Диана Дорофеева


Бесполезное образование

Китаю и России избыточное число студентов вузов грозит социальным взрывом

В Китае уровень занятости среди выпускников магистратуры составляет всего 26%, среди бакалавров — 35%. Китайское экономическое чудо было обусловлено развитием трёх секторов экономики: экспортных производственных, строительных и крупных энергетических отраслей промышленности. Ни один из этих секторов не предполагает большое число рабочих мест для «белых воротничков». В Китае растёт число «муравейников», которые населяет низкооплачиваемый или безработный прекариат. Именно он может стать источником протестов не только в Китае, но и других странах Второго мира, в т.ч. и в России, где схожая ситуация с безработными выпускниками.

23.06.2017 04:00


Обязательный ЕГЭ по истории

В чем проблема новой инициативы министерства образования?

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

24.05.2017 13:00, Olesia Vlasova


«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»

Дмитрий Лихачев о том, как научиться учиться

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки.

16.05.2017 13:00


Не идите, дети

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

19.03.2017 14:00, Вера Афанасьева, vzsar.ru


Доспехи будущего

Чему и как учить ребенка сегодня, чтобы не жалеть об этом завтра?

Гарвард или Оксфорд? На какой вуз вы копите деньги для ребенка, который лет через 15 окончит среднюю школу? Эти размышления родителей бессмысленны, если не учитывать, что традиционное университетское образование в ближайший десяток лет вымрет. Хватит копить на потом – вкладывайте сейчас. Да, мы не можем предсказать будущее и научить детей в точности тому, что они будут делать. Однако сегодня мы в состоянии вооружить их теми инструментами, которые помогут им выжить завтра. И если уж инвестировать в образование своего ребенка, то только здесь, сейчас и с учетом завтрашнего дня. Копить нужно не деньги, а опыт и практические навыки, которые помогут ребенку освоиться в том мире, который ждет его в будущем.

10.03.2017 13:00, Лилия Гордиенко, womo.ua


Выживут только отличники

Почему 95% выпускников так и не знают иностранный язык

Это какой-то сговор. Нет другого объяснения, почему в российских школах сделано все для того, чтобы ученики не знали иностранный язык. Неважно, по какому учебнику занимаются с детьми, это лишь подспорье. Основная задача лежит на преподавателе. И тут возникает вопрос: почему даже у хороших учителей 95% детей в классе ничего не знает? Об этом рассуждает выпускница филологического факультета Волгоградского университета, журналист Юлия Доронина.

15.02.2017 13:00, Юлия Доронина, mel.fm


Нужны ли стране академики?

Интервью с ректором автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Когда произносят слово «академик», сразу представляется убелённый сединами старик, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли почти всё. Однако седины у современного академика может и не быть, как впрочем, глубоких морщин и скрипучего старческого голоса.

03.02.2017 16:00, Виктор Власов






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>

Новости

МГУ открыл дополнительный набор на обучение арт-менеджеров
С 24 по 29 августа философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводит дополнительный набор на новую образовательную программу «Прагматика и менеджмент культуры».
Лучшие вузы России 2017 по данным первого национального рейтинга
Ректор МГУ Виктор Садовничий объявил 20 лидеров национального рейтинга вузов России «Три миссии университетов». Заявление сделано на заседании общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия». Лучшие вузы России 2017 года представлены без указания конкретных мест.
Популярные у интернет-пользователей вузы не всегда самые лучшие
Специалисты компании «Яндекс» выяснили, что топ-20 учебных заведений, которые чаще всего ищут пользователи, лишь наполовину пересекается с лучшей двадцаткой вузов из Национального рейтинга российских университетов.
Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.