Подписаться на обновления
16 июняВоскресенье

usd цб 64.4326

eur цб 72.6993

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Элина Войцеховская   вторник, 24 января 2012 года, 10:48

Под сенью двух Лилит в цвету: сюрреализм в Париже и Базеле
Базельские выставки. «Сюрреализм в Париже». Израильские комиксы. «Смерть вместо помощи»


Пегги Гуггенхайм в галерее «Art of This Century» //www.fondationbeyeler.ch
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Пегги носила две разные серьги, одну – от Ива Танги, а другую – от Александра Кальдера, чтобы провозгласить равенство симпатий к сюрреализму и абстракционизму.

              После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, пришел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна.
                    Книга пророка Даниила, 2:24

Главная базельская выставка «Сюрреализм в Париже» скоро закончится, на то она и выставка, поэтому гид писать бесполезно, каталог уже издан и он прекрасен, учебников на тему хватает, так же как и просвещенной и не очень критики.

Экфрасисов тоже будет не много. Предлагаемые записки – попытка структурировать историю или, скорее, предысторию искусств, кореллирующую в данном случае с эпистемологией, ибо речь идет охудожественном направлении, чрезвычайно насыщенном идеями. Ценность сюрреализма, в частности, в том, что он способен быть очень подходящей печкой для культурологических плясок.

Резон душка

Самая главная ошибка при посещении подобных выставок – уверенность в том, что экспонаты принадлежат глубокой истории. Не следует обольщаться: речь идет о вчерашнем дне. Никакие точки над «i» еще не поставлены, у сегодняшнего дня перед вчерашним только одно преимущество – вполне физическое ощущение того, что протухло, а что нет.

Автоматическое письмо — это действенный и работающий метод освобождения поэта от мира условного и материального. Создавая его, Бретон синтезировал многие источники: как наработки ранних предшественников сюрреалистов — символистов, так и психоанализ Фрейда, с которым он был прекрасно знаком (Бретон проходил обучение в Центре неврологии в Нанте), а также гегельянство, эстетику революционного террора и бунта. Многое перенял он и из дадаизма, приверженцем и адептом которого он и сам был на заре своей творческой жизни.

Откровенный душок успели дать картонки Ганса/Жана Арпа, одного из предводителей дадаизма, казалось бы пришитого к выставке так же, как сам Жан/Ганс пришивал к картону свои веревки – на живую нитку и непонятно зачем. Бумага умеет красиво состариться, картон – не очень, предназначение его сугубо техническое.

Adabsurdum современность дадаизма – только в концепции одноразовости: искусство хорошо тогда, когда оно воспринимается/возмущает/скандализирует сегодня, о будущем никто не заботится. Вечность – фикция, завтра не наступит никогда.

Меж тем резон присутствию арповских картонок на выставке все-таки есть, более того, резонов – по меньшей мере два.

Во-первых или во-вторых, это свое, практически родное, швейцарское: дадаизм – явление космополитическое, но логово его – Цюрих, Шпигельгассе, Арп умер в Базеле.

Во-вторых или во-первых, именно работа Арпа была первым коллекционным приобретением Пегги Гуггенхайм. Что касается Симоны Кан, ее коллекция началась с подаренного Бретоном небольшого рисунка Андре Дерена.

Визит двух дам

Кем же были дамы, взлелеявшие в своих салонах культурный пласт, ныне именуемый сюрреализмом?

Нет сомнения, направление существовало бы и без них, но размах его, а возможно и формы были бы совсем иными. Выставка была бы структурирована иначе, если бы в принципе была, и, как следствие, этих записок бы тоже, скорее всего, не было.

Годы жизни обеих муз, а заодно устроительниц сюр-очагов (роли гетер и матрон разыграны одновременно) практически синхронны и позволяют предположить что долголетие – признак того, что игра велась по правилам. Честная и осмысленная жизнь в искусстве, как правило, длинна. Видные сюрреалисты и сочувствующие жили, как правило, долго.

Симона Кан родилась в 1897 году в Икитосе,в Перу, и умерла в 1980 в Париже. Маргерит (Пегги) Гуггенхайм родилась в 1898 в Нью-Йорке и умерла в 1979 в Венеции. Как видно из фамилий, антисемитам и юдофилам есть где порезвиться.

Семьи обеих происходят из франко-немецко-швейцарских приграничных областей, но одна семья осела в Париже, другая – в Нью-Йорке. Правильные двойники всегда немножко отрицают друг друга, и две мировые столицы в этом контексте очень уместны. Пример Симоны Кан показывает, что муза не обязана быть богата (= всемогуща). Пример Пегги Гуггенхайм показывает, что муза не обязана быть красива.

Впрочем, Симона была далеко не бедна – дочь владельца каучуковых плантаций (отсюда Перу), а Пегги – не безобразна, несмотря на неудачное пластическое посягательство на еврейский нос, который оказался устойчив к насилию и ничуть не уменьшился.

Портрет Пегги работы Мэн Рея, где она вся тонкая, блестящая, стриженая – один из символов той в меру прекрасной эпохи. Что же касается биографий обеих дам, то они, быть может, поинтереснее их коллекций.

Симона Рашель Кан первым браком была замужем за Андре Бретоном, теоретическим отцом сюрреализма (свидетелем со стороны жениха был Поль Валери), а ее младшая сестра Жанин – за Раймоном Кено.

Здесь обнаруживается еще одна параллель-отрицание. Бретон расшатывал, разбивал сюжеты, Кено – язык. Бретон позволял себе обрывки фраз, но не слов или, тем более, корней. И то, и другое одновременно невозможно, если нужно передать идею, а не ощущение.Мысль, даже туманная, должна быть сформулирована четко.

В кружке крутились и другие дамы – богема есть богема – но только Симона принимала деятельное участие в обсуждениях. Более того, Симона умела не только хорошо готовить и водить машину, но и писать собственные теоретические труды. Почему-то в этом помогал прочитанный от корки до корки «Капитал» Маркса.

В 29-м Андре подает на развод. Симона порывает с сюрреалистическим кружком и становится активной троцкисткой. Но с 1948 по 65 держит галерею, где выставляет только сюрреалистов.

Пишет очень разумные тексты-комментарии. От душечки в Симоне было не много, она выбирала мужей под увлечения, а не наоборот. Вторым ее мужем сталлевый политик и профессор социологии Мишель Коллине. Академическая карьера Симону не прельщала, а левизна – да, была.

Жизнь Пегги разнообразнее на трансокеанский лад. Потеряв отца на «Титанике», оказалась, лет в 14, не такой уж и богатой наследницей и оставалась ею, пока в нужный момент не умер дедушка.

В 23 года Пегги отправляется в Париж с целью потерять невинность. Заодно расправляется и с невинностью эстетической, под руководством самого Кокто.

После жизнь Пегги казалось бы течет по традиционному руслу: муж, двое детей, если забыть, что первым мужем был Лоранс Вайль, «король Монмартра», дадаист, работавший сразу во всех жанрах, ныне полузабытый, как обычно и случается с арт-персонажами, дарования которых сводятся в основном к умению принимать красивые позы и громко кричать.

Накануне войны Пегги ищет шато, чтобы устроить артистическую коммуну. Не находит ни шато, ни сочувствующих арт-колхозной идее, что, безусловно, делает честь сюр-художникам. Локальное резюме: даже очень большие деньги не избавляют ни от опереточного идиотизма – назвать дочь то ли Пиджин, то ли Пежеан (Pegeen, что можно прочесть по-французски как «Пеггин» sic! в мужском роде, Пеггин ребенок), а сына – Синдбадом?!– ни от мужниной неверности.

Ни от необходимости обивать дешевые пороги, все равно в каких целях, ни от собственноручного перепечатывания на машинке каталогов своих же коллекций. Но деньги делают жизнь интересной (подробная биография Пегги написана, и не одна, так же, как и списки ее любовников из числа богемы, но канона тут нет) и не всегда портят карму: Пегги спасла от верной гибели десятки интеллектуалов еврейского происхождения, устроив им выезд в Штаты.

Среди таких спасенных был и Макс Эрнст, второй муж Пегги и, в полном соответствии с фамилией, серьезный деятель сюрреализма, чьих творений было бы достаточно, чтобы оправдать существование направления, даже если бы Дали и Магритт не примкнули к нему.

Галерея Пегги Гуггенхайм существовала то в Париже, то в Лондоне, в самые критические моменты – в Нью-Йорке, время от времени распродавалась.

В конце концов, остатки коллекции были переданы в музей дяди, Соломона Гуггенхайма, а остатки остатков осели в Венеции, где Пегги жила последние три десятка лет.

Тут следует наконец упомянуть, что первоначальная галерея затевалась не только из любви к искусству, но и в пику дяде, при всей современности вкусов равнодушному к сюрреализму. Локального вывода кроме того, что разница эстетических воззрений есть фикция даже в рамках смежных поколений, кажется, сделать нельзя.

Поверхностно разобравшись с дамами, попробуем столь же поверхностно разобраться с теорией. Глубина не всегда уместна: чем глубже, тем темнее. Здесь же и вовсе нужно брать не вглубь, а вширь.

Вширь

Первоначальная идея Бретона, ставшая теоретической основой сюрреализма, гораздо шире изобразительного искусства во всем разнообразии его жанров. Ecritureautomatique (автоматическое письмо) - смысл термина интуитивно понятен, но пояснения все-таки необходимы. Идея глобальна и рассчитана на применение прежде всего в литературе, а именно – в поэзии.

Однако вдохновение Аполлинер черпал не только в своих любовных неудачах, но и в возникшем, как считается, в 1907 году кубизме — этой авангардистской игре геометрических форм. Стоило Полю Сезанну сказать, цитирую: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса...» — как все тут же крепко призадумались. А почему бы не расчленять всё видимое и невидимое на более мелкие части? Расщеплять, анализировать, находить первооснову всего сущего? И наоборот: почему бы из деталей, обрывков, кусков не склеивать нечто большее, делая мысль о важности деталей доминантой искусства?

Сюрреализм живописный есть прикладная разновидность сюрреализма литературного. Где-то здесь, по всей видимости, следует искать истоки верлибрического потока, затопившего поэзию, но это так, к слову.

Идея автоматического письма не нова. Во времена, когда поэзия была ученым занятием, неотрывным от жречества, автоматическое письмо было известно и... запрещено.

Цель понятна: хаос плодить не нужно, он прекрасно множится сам по себе. Заметим практически в скобках, что базельская публика, а особенно устроители выставок чудесно чувствуют параллели и наставили в залах, между сюр-экспонатов, Totenpfahl'и (мертвецкие, буквально переводя, столбы) из Английской Колумбии и прочих диких Аризон.

Идея уничтожения поэтического канона перенеслась на канон живописный. Таким образом, в обоих случаях имеем дело с а) жанровым расширением и б) ломкой старого канона. Что касается главных постулатов сюрреализма, их тоже легче перечислить по пунктам:

- вера в разрешение конфликта в пространстве между сном и реальностью;

- автоматическое письмо;

- фрагментирование фраз.

Все эти пункты логически проистекают один из другого. Сюрреализм – автоматизм, посредством которого следует изъясняться: в речи ли, на письме ли, на холсте ли.

Доля художников и писателей – глухая передача образов, неизвестно откуда взявшихся в сознании, пифийство без веры в Аполлона и, пожалуй, без лавровых листьев.

Разумные новаторы подтверждают старые истины. В конечном итоге речь шла об управляемом впадании в транс, жреческих галлюциногенных практиках. Сны, о которых идет речь, безусловно – вещие.

Художник не только видит собственные сны, но и чужие тоже, и умеет в них разобраться, подобно тому, как пророк Даниил смог увидеть и истолковать сон царя Валтазара. В этом смысле идеален Магритт с его идеально исполненными таблицами-толкованиями снов, оправдывающими и обозначающими абсолютно любую явь.

Необходимость донести точный месседж требует прециозной техники. Небрежность, неточность форм, крупный мазок лохматой кистью – враги сюр-искусства.

Классический и самый яркий пример – гранат, из граната – рыба, из рыбы – тигры и т.д. Классическая ассоциативная цепочка, к этому слон на тончайших ножках макси-комара, не считая винтовки, Галы на льдине, зайца, утки, яйца. (Игла появилась поколением позже.)

Второй манифест, видимо, должен был залатать прорехи в общественном восприятии первого. Он предполагал:

- долой политику, особенно с пролетарскими проблесками;

- да здравствует эзотерика как способ раскрепощения;

- никаких компромиссов с меркантильными составляющими упеха.

Долой политику и логику

Эти пункты, кажется, уже не связаны логически. Последний пункт тем интереснее, что колосс сюрреализма тем устойчивее, что выстроен на денежных мешках, а не на глиняных ногах валтазарова колосса. Но Бретон не кривит душой. Деньги подключились к идеям, а не наоборот.

Спросим, что же во всем этом все-таки нового? И тут же ответим: детство, желание играть в куклы. Такое подростковое, пожалуй, детство, когда в куклы хочется играть еще больше, потому что уже стыдно.

Кукла Ханса Беллмера, в рост, вероятно, подростка, с одной головой и двумя раскоряченными, трогательно нагими нижними половинами тела, на шарнирах ив школьных черных башмачках. Кукла телесного цвета, с розовым трогательным отливом на коленях и прочих выступающих местах, как у барочных ангелов. Но те пухлы и более-менее бесполы.

Идея ухвачена тончайше: в куклах для взрослых важен именно телесный низ, голенастый и бесстыдный, торчащие и вывороченные коленки и все что над ними, до вывороченной талии огромной прото-Барби.

У людей случается бицефалия, двухголовое уродство. О случаях, когда на двух телах имеется только одна голова, автору не известно ничего.

Можно трактовать и так. Сидящая кукла нуждается в голове. Кукла лежащая обходится только телом. Идеальная кукла для сексуального созерцания.

И, наконец, кукла не стоила бы столь долгих рассуждений, если бы не являла антипод структуре сюрреализма с его двумя центрами-головами, обе из которых – женские.(Тела, конечно, тоже имелись и должным образом использовались, но в данном случае головы все-таки важнее.) Лолита становится Лилит, Лилит – Лолитой.

В это же время в том же Париже Балтюс писал своих чувственных девочек, а Долорес Г. еще не познакомилась с Гумбертом Г. Счастье разных кружков в том, что они практически не пересекаются. О синхронности говорить излишне.

У Поля Дельво кукольная тема переводится в два измерения, продолжается на холстах и отражается вполне реалистичными изображенияминю с огромными при этом, кукольными глазами.

В «Визите» стандартная ситуация инвертирована: мальчика волнует зрелая женщина. Но у него тоже кукольные глаза. О том, что вторая цель Дельво после кукольности – инверсии, говорит и его «Пигмалион», где скульптор окаменел и лишился рук, а то и вовсе умер (на заднем плане мелькает Лазарь), но умер не до конца (опять же Лазарь). А как же, демиургизм есть гордыня. «И весь я не умру», Пушкин. Да, «tunemourraspastoutentier». «весь ты не умрешь», Аполлинер. (Визуальная поэзия Аполлинера, в частности процитированный опус, тоже представлена на выставке.)

Бонус. Израильские комиксы

К сожалению, приходится лишь мельком упомянуть вторую базельскую выставку – ретроспективу израильского комикса под названием «Howtolove » («Как любить»).

Модель та же – оторвавшись от супер-идеи – в обоих случаях еврейских писаний – предпринята попытка начать сначала, с чистого листа. Комикс чуть-чуть честнее : обыгрываются нарочитые упрощения, перевод в чисто-еврейскую среду (настолько, насколько это возможно) европейских идей.

Процесс обратный сюрреализму. В этом последнем, а на самом деле, относительно первом, иудейская манера пророчествовать реинсталлируется в современную (не забываем, вчерашний день есть современность) европейскую действительность, без всяких ссылок на, под флагом безупречной новизны.

В этом смысле весьма интересны полотна прото-сюрреалиста Джорджо де Кирико (1888- 1978), который был лишь чуть-чуть старше классических сюрреалистов. Сюжеты можно, условно, разделие на две группы: нагромождение всего подряд или пуристическая абстракция.

Сюрреализм объединил оба подхода: громоздить можно все подряд, но не в произвольном порядке, а вернее беспорядке, а подчиняя последовательность идее. Демиургизм артифекса ограничен, поэтому идея предполагается лишь одна (пуризм).

«Lesplaisirsdupoète» («Наслаждения поэта») – идеальный образец просвещенного пуризма и понимания творческой обстановки, сочетающей средне-европейскую кабинетную строгость и средиземноморский жаркий полет.

Открытое (оксюморон) патио, бассейн, аркады и часы, показывающие два. Уже можно вставать, но еще можно и работать. Абстрактный женский силуэт, больше не надо. Любые дополнительные детали (цветы, голуби, даже книги) были бы лишними.

От этого пункта, от подчинения эстетики высшим идеям, сюрреалистам следовало идти дальше, и попытки были предприняты, но оказались неудачными. Практически все деятели близкие к сюрреализму, от Дали до Джакометти, приложились к ювелирным делам. Поражает неописуемаяугловатостьи нелепость этих изделий, плохо сочетающаяся с живописно-скульптурными стилями тех же мастеров. Ювелирные сталлажи коллекций бронзового века явно не удостоились взгляда сюрреалистов, а они были бы правильной точкой отсчета для непрофессиональных злотокузнецов. На открытии своей «The Art of This Century Gallery» Пегги носила две разные серьги, одну – от Ива Танги, а другую – от Александра Кальдера, чтобы провозгласить равенство симпатий к сюрреализму и абстракционизму.

Уши Пегги, надо заметить, были не менее устойчивы к грубым воздействиям, чем ее нос – обе серьги огромны. Следует при этом заметить, что посягательств на фасоны костюмов у сюр-художников было гораздо меньше, судя по фотографиям, они носили вполне традиционные одежды. Почему творческая мысль сюр-художников не посягнула на костюмы, придется порассуждать как-нибудь в другой раз.

Чтобы перейти к подобию нравоучительного вывода, скажем, что одновременно в Базеле (такой уж город) имелась еще одна выставка: «TodstattHilfe » («Смерть вместо помощи»), о вреде, наносимом психиатрами своим пациентам.

Разумеется, устроители (они сайентологи, но далеко не кретины) подобрали много эффектных примеров, из числа знаменитостей.

Сюда же можно было бы отнести несчастную Пежеан, дочь Пегги Гуггенхайм, умершую в 41 год от передоза транквилизаторов. Она была художницей-примитивисткой, ее находили небесталанной, но кому как не детям миллионеров-меценатов знать цену таким похвалам.

Сюрреалисты же заслужили свои долгие жизни, в частности, тем, что понимали, что если в голове крутится непонятное, то кушетки и таблетки от этого не избавят.

А ведь они, с их снами наяву, были бы идеальными пациентами. Зрителям же и читателям напомнить, кажется, больше нечего, кроме того, что любое направление, в живописи ли, в литературе ли, есть частность. В лучшем случае прекрасная.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

17.05.2019 19:00, izbrannoe.com


Леони Нойман и Александр Лабас

Любовь на сломе эпох

В 1931 году фотограф из Германии Леони Нойман, выпускница Баухауса, приехала в Советский Союз, а четыре года спустя познакомилась с художником Александром Лабасом и вскоре стала его женой, оставшись в СССР навсегда. У обоих за плечами было драматическое прошлое, а впереди — неясное и даже опасное будущее. Нойман несколько лет активно работала в СССР как фотограф, однако до сих пор ее работы мало известны даже специалистам. Ее история — это классический сюжет «художник и его муза». С разрешения редакции журнала GARAGE Russia «Артгид» перелистывает сегодня страницы этой истории, начало которой пришлось на самые мрачные для искусства советского периода времена.

30.04.2019 19:00, Екатерина Алленова, artguide.com


Мы ждем перемен

Современное искусство, которое меняет жизнь к лучшему

В наше время искусство — во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?

07.04.2019 19:00, Элина Багмет, artchive.ru


«Сын человеческий» Магритта

Он творил магический реализм

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

01.04.2019 19:00, Снежана Петрова, diletant.media


Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты — все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?

31.03.2019 19:00, Анна Сидельникова, artchive.ru


Анатомия реальности

Ренессанс и границы искусства

Именно Ренессанс придумал тип интеллектуала, добивающегося успеха в разных областях знания: точных науках, архитектуре, инженерии, изобразительном искусстве и параллельно работающего над организацией городских празднеств и придворных спектаклей. И сегодня, каждый раз когда нужны аргументы в пользу очередного ухода искусства в какие‑нибудь сугубо прикладные области, мы вспоминаем homo universalis.

24.03.2019 19:00, Сергей Хачатуров, iskusstvo-info.ru


Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова

История любви в картинах

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.

25.02.2019 19:00, artchive.ru


Музы Пабло Пикассо

Недолгие романы и супружеские отношения

Для самого «дорогого» художника в мире – Пабло Пикассо – женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

19.02.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Фрида Кало и Диего Ривера

История любви в картинах

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность — с предательством, преданность — с ревностью, любовь — с болью.

17.02.2019 19:00, artchive.ru


Вандалы в российских музеях

Как портят музейные реликвии и крадут ценные экспонаты

Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров. Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах, никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.

10.02.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.