Подписаться на обновления
1 июняСреда

usd цб 65.9962

eur цб 73.4406

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи 
Владимир Заманский   среда, 30 марта 2011 года, 09.00

Почётный славянин Бард
Интервью автора «Нетократии», успешного спикера и отца всемирно известных музыкальных проектов


Александр Бард // Remigiusz Józefowicz
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Участник поп-групп Army of Lovers, Vacuum, Alcazar оказался не только музыкантом, но и философом и писателем. «Частный корреспондент» поговорил с Александром Бардом о музыке, книгах, нетократах и жизни в Скандинавии.

Житель Стокгольма Александр Бард стал известен широкой российской публике как участник поп-группы Army of Lovers, имевшей ошеломляющий успех в Восточной Европе в 90-х. Потом был проект Vacuum, который тоже попал во многие мировые чарты.

Затем Alcazaar, который сегодня, так же как и Vacuum, продолжает успешно «турить» Россию на ностальгической волне. Думается, во многом за счёт успешных хитов, изготовленных под руководством Барда.

Мне хочется думать, что я ещё на взлёте. И мне нравится мой возраст. И жалею я только о том, что у меня больше никогда не будет столько свободного времени, как в 20 лет. «Никогда» — очень важная оговорка. Я не рассчитываю на старость, не строю на неё планы, стараюсь не думать о ней. Я живу в России, где положение старого человека почти целиком определяется доходами так называемых близких — не обязательно только родственников, иногда совсем даже наоборот. Рассматривать пенсию в качестве заметного вклада в жизненный бюджет нельзя.

В середине тысячных благодаря издательской деятельности питерского отделения Стокгольмской школы экономики увидел свет русский перевод его книги «Нетократия». Так мы узнали ещё одно амплуа Брада — он философ и писатель, предсказывающий скорую смерть буржуазии и господство новых властителей-нетократов.

Бард постоянно обозначал своё присутствие в России, и не только как гастролирующий музыкант, — выступал в качестве спикера по приглашению различных организаций, давал интервью «Снобу».

Третий музыкальный коллектив, где Александр был продюсером и участником, Body Without Organs (BWO), имел скорее нишевую известность. Сейчас набирает популярность новый проект Александра Барда и Андреаса Орна Gravitonas (на данный момент в шведских и российских чартах), готовятся к выпуску английское и русское издание Trilogia Futurica, написанной совместно с Яном Зодерквистом, куда, кроме «Нетократии», входят книги «Глобальная империя» и «Телесные машины».

— Мы можем многое прочесть о тебе в разных медиа. Но что ты можешь сказать? Пожалуйста, изложи краткое резюме — важнейшие моменты твоей жизни.
— Я философ и артист. Я пишу книги о философских последствиях происходящей глобальной интернет-революции. А также я делаю музыку в качестве автора песен, продюсера и артиста, в настоящий момент в рамках моего последнего проекта Gravitonas. Я живу в Стокгольме, в Швеции, но много путешествую по всему миру и владею несколькими домами в разных местах: в Нью-Йорке, Стамбуле и Мумбаи.

— Ты доволен полученным образованием?
— Изначально я экономист. Но позже добавил к сферам своего академического интереса философию и социологию. Музыка и искусство — это нечто, чему я научил себя посредством усердного труда.

— Что ты можешь сказать по поводу образовательной системы Швеции и Скандинавии в целом? Что там сейчас происходит?
— В Швеции одна из самых сложных систем высшего образования в мире, и шведские университеты процветают в сравнении с другими странами. Но образовательная система может быть более мультикультурной и международной даже в Швеции. Это мне нравится в таких странах, как США, Австралия, Британия и Сингапур, они притягивают студентов со всего мира. Эффекты от совместной работы за годы образования важны как минимум в той же мере, что и само образование. Так что вам нужно завести друзей со всего мира за то время, что вы в университете, а не просто подружиться с ребятами из вашего района и социального слоя.

— Ты помнишь первые упоминания о России, которые тебе встречались? Как это было?
— Я узнал о России и Советском Союзе во время учёбы, когда я был маленьким ребёнком, и, конечно, я узнал, что это была самая большая страна в мире и самая населённая в Европе. Я впервые самостоятельно путешествовал по Советскому Союзу в начале 1980-х и, конечно же, много раз возвращался в Россию и соседние постсоветские государства снова.

— Какие чувства доминировали во время первого визита?
— Советский Союз в 1980-е был очень тихим местом, но также и довольно скучным. В магазинах было не найти интересных вещей, люди были тихие и замкнутые. Выглядело всё бедновато. Сегодняшняя Россия — это совсем, совсем другое место. Гораздо более привлекательное!

— Твои проекты весьма успешны в Восточной Европе (конечно, не только там), верно? Почему?
— Мне нравится думать о себе как о «почётном славянине», и я определённо славянофил. Я открыто связан со славянской культурой, интересуюсь ею и всегда был таким. Также у меня есть черта характера, которая заключается в том, что я не боюсь обозначать конфликты, говорю свои мысли открыто и позволяю себе быть эмоциональным и драматичным на публике. Это определённо хорошо резонирует со славянской культурой. Славянская культура — одна из двух моих любимых культур на планете, другая — современная индийская. Я люблю современную Индию.

— О книгах и публикациях. Как много написанных работ ты опубликовал? Назови самые важные, пожалуйста.
— «Нетократы» (оригинальное издание вышло в 2000-м), «Глобальная империя» (2003), «Телесные машины» (2009). Вместе они называются «Трилогия Футурика». На данный момент только «Нетократы» были опубликованы на английском и русском, но все три книги выходят на английском этим летом. «Нетократы» во второй раз, две другие книги — впервые. Все три будут доступны в России в виде электронных книг и бумажных книг по запросу для начала.

— Ты работаешь над какой-либо книгой сейчас?
— Нет, мы с моим соавтором Яном Зодерквистом планировали написать «Трилогию Футурику», и у меня нет планов на любые другие книги в данный момент. Сейчас я читаю лекции по этим трём книгам по всему миру и, конечно, делаю восхитительную музыку в Gravitonas. Это отнимает почти всё моё ценное время.

— Что это такое — «шок новизны»? Интернет реально принёс это людям? Он продолжает его нести?
— Интернет-революция — мощный феномен современности, самое глубокое изменение в обществе со времён изобретения печатного пресса 500-летней давности. И эта глобальная революция только началась.

— Можешь указать нам, откуда ждать следующее большое изменение после интернета, как оно может выглядеть?
— Следующее большое изменение — это ещё больше интернета и даже ещё больше интернета. Все новые значимые технические и социальные прорывы в последующие 100 лет будут результатами стремительно растущей взаимосвязанности между людьми мира и сетевыми эффектами.

— Интерактивность и постоянная обратная связь — это хорошо? Что это даёт цивилизации?
— Я никогда не говорил, что большая интерактивность лучше или хуже. Я всегда говорил, что это по-настоящему революционно. Как только мы начинаем взаимодействовать, старые инструменты власти, такие как массмедиа (телевидение, радио, книги, газеты), утрачивают былую ценность и доминирующую роль. Поскольку требуются новые таланты, мы видим рождение и рост нового глобального суперкласса, который будет контролировать все другие классы и группы в обществе.

Лари Пейдж и Сергей Брин, основавшие Google, — первые представители этого нового глобального суперкласса: нетократы! Так что революция хороша для некоторых (нетократов) и плоха для других (старый господствующий класс, буржуазия).

— Нужно ли нам скрываться в абсолютно прозрачном мире?
— Мы можем пытаться, но в прозрачном мире трудно скрыться. Давать людям запутанную информацию эффективнее, чем просто пытаться абсолютно уйти от внимания. Если люди не знают, какая из циркулирующих о тебе историй правдива, ты эффективно скрылся.

— Что насчёт сегодняшней Швеции, что там происходит? Какие важные социальные процессы запущены последними прорывами?
— Швеция восхищает, ведь она богата, технологична, полна иммигрантами со всего мира (более 10% населения) и переживает быстрый экономический рост. Вся Скандинавия в этом смысле восхитительна, и это отличное место для жизни. Я также люблю здешнюю близость к природе, миролюбие и высокое качество жизни.

— Правда ли, что богатые и хорошо развитые страны нуждаются в свежей крови, чтобы избегать душевных проблем?
— Нет, не для того, чтобы избегать душевных проблем, а для того, чтобы оставаться бодрыми и преуспевающими, Скандинавские страны должны всё в большей степени развивать хорошие отношения с удалёнными частями планеты, такими как Азия. Это достигается, как всегда, через культурный обмен, торговлю и, конечно, миграцию.

— Люди на самом деле должны драться, чтобы чувствовать, что они живы?
— Не совсем. Нет ничего плохого в том, чтобы чувствовать себя живым через миролюбие. Но определённая степень любопытства и ощущение достижения тоже нужны для правильного жизненного баланса.

— Каких современных шведских авторов (публикующихся на английском) ты можешь рекомендовать для читающих эрудитов?
— Карл-Михаэль Эденборг — это новый шведский автор, который пишет крайне оригинальные и очень, очень умные тексты. Другой такой автор — Фредрик Харен, с которым я сотрудничаю в данный момент, так как Gravitonas делает музыку для его первой книги и кинематографического проекта. Но эти писатели ещё недоступны в английском и русском вариантах, однако я уверен, что скоро будут.

— Немного о Gravitonas. Команда проекта, что у вас есть и к чему идёте?
— Фронтмены Gravitonas — я и главный вокалист Андреас Орн. Мы оба пишем песни и продюсируем, так что это как новая группа, делающая свои записи и дающая свои концерты, так и продюсерская единица, которая пишет для других артистов и сотрудничает с ними. Вы можете посетить наш веб-сайт www.gravitonas.net, чтобы лучше понять, на что мы похожи и как мы работаем. Мы подписаны на Universal Music Russia и работаем с ними.

— Был ли прав Карл Маркс?
— Карл Маркс был прав социологически и не прав политически. Он понимал важность классовой борьбы и антагонизма в современном обществе задолго до всех остальных. Но он переоценил желание людей быть коллективом и недооценил их желание быть наедине, исследуя себя и выбирая собственные пути развития. Поэтому, как только люди достигают средних классов, они перестают быть социалистами и становятся либералами, чего Маркс так и не понял, ведь он хорошо понимал в социологии и ужасно — в психологии. Ницше понимал людей намного, намного лучше Маркса, он был мощным психологом, поэтому я ницшеанец, а не марксист.

— Что ты думаешь о перспективах глобальных музыкальных продаж в этой декаде?
— Я не думаю, что мы будем покупать или продавать музыку, фильмы и другие медиа в ближайшем будущем. Мы будем пользоваться потоковыми медиа, потребляя их напрямую через наши смартфоны и экраны компьютеров, за что мы тоже будем платить. Музыка идеально укладывается в эту концепцию. В Швеции сейчас все используют сервис Spotify, который существенно превосходит любые CD, скачивания или торренты. Россия отстаёт на несколько лет, потому что российские телекоммуникационные компании не так модны и современны, как телекоммуникационные компании, к примеру, в Скандинавии или Японии. Но я уверен, что потоковые медиа уже скоро распространятся в России.

— Не переживаем ли мы индуцированное музыкой возрождение социального единства, подобное тем, что были в 60-е (Лето Любви) и на грани 80-х и 90-х (Второе Лето Любви)?
— Возможно. Но я не знаю, что это такое в точности. Что бы ни пришло, это будет микс международной клубной культуры и онлайн-сообществ. В местах встречи этих миров происходят сейчас самые интересные вещи. Клабинг и интернет — прекрасная пара!

— Правда ли, что музыка становится всё более гипнотической?
— Я верю, что музыка меняется меньше, чем людям нравится думать, просто звуки меняются быстро в силу быстрой смены моды на них. Музыка в наши дни подобна модной индустрии. Популярные песни всё так же следуют определённым правилам, просто аранжировки и производство меняются быстрее, чем когда-либо.

— Интервал концентрации человеческого внимания становится всё короче. Что это означает в понятиях цивилизации?
— На самом деле процесс двусторонний. В некотором смысле наше внимание концентрируется на более короткие промежутки времени, но как только однажды люди по-настоящему вовлекаются, они тратят всё больше времени на то, во что вовлечены. Мы всё больше живём в мире субкультур, где мало общего имеем с физическим соседом, но массу — с кем-то, живущим на другой стороне планеты. С ним мы общаемся гораздо чаще, чем с нашими соседями.

— Какие места (и/или регионы) ты избегаешь посещать сегодня?
— Мне надоело плохое отношение Америки к иностранцам, так что я минимизирую количество поездок в США. Но кроме этого, нет других мест на планете, которых я избегаю сознательно. Конечно, есть некоторые измученные войной страны в Африке, куда люди путешествуют только в случае необходимости. Но тут дело не в местах, а в том, что всегда тяжело и опасно путешествовать по ввергнутым в войну странам.

— Какие страны ты всё ещё не посетил?
— Очень немногие, я побывал в абсолютном большинстве стран мира, включая все европейские и американские и почти все страны Азии тоже.

— Тебе случалось находить интересных людей через Facebook?
— У меня нет времени искать людей на Facebook. Скорее Facebook — это хороший способ оставаться в контакте с людьми, которых я знаю. Конечно, многие люди пытаются добавлять меня каждый день там, но у меня есть секретарь, который удаляет эти запросы для меня. Я в любом случае не добавляю людей, которых не знаю. Если кто-то хочет познакомиться со мной или пообщаться, им лучше не пробовать меня добавить, а пойти на страницы Gravitonas в том же Facebook.

— Ты можешь представить себя на индийской или китайской сцене, создающим проекты там?
— В Индии — да, определённо. Я работал в Тайване, так что я считаю, что связан и с китайской культурой, но я нахожу Индию более волнующей и интересной. Индия — свободная страна, Тайвань тоже, но Китай полон цензуры, потому я не люблю там работать. Музыка и искусство должны быть свободны и не подвергаемы цензуре.

— Становится ли лучше на российской сцене? Какие коллективы ты можешь упомянуть оттуда?
— В настоящий момент я работаю с Roma Kenga, а также с новым дуэтом из Калининграда Fagault & Marina.

Сегодня физическую возможность авторства имеют сразу 1,8 млрд человек, получивших доступ к самовыражению в интернете. Вовсе не думая о художественном творчестве, об ars imitatur, они фигурируют в Сети своей персонажностью, создавая ментальные слепки своей натуры ради контакта с ментальными слепками других натур. Казалось бы, для общения. Но, рассматривая этот феномен в рамках мегаэволюции, мы видим, что он развивает идею отражения и копирования, теперь на материале не героической, а рядовой личности.

Я люблю работать с новыми свежими именами, а не просто петь дуэтом с бывшими знаменитостями, как это часто бывает при сотрудничестве зарубежных и российских артистов. Россия — это хорошее место для работы, но она всё ещё отстаёт на несколько лет от модной сегодня Румынии, к примеру, если говорить о международном статусе продюсеров. Русские проявят свой ум, если они будут уделять время усиленному изучению английского языка. Поскольку английский — международный язык сегодня, который все используют для общения с друзьями и карьерного продвижения. Если ты не можешь хорошо писать и петь на английском, у тебя не может быть международной карьеры.

— Какие человеческие привычки лучше уничтожить?
— Зависть. Когда люди становятся завистливыми к успехам других, я всегда вычёркиваю их из своего круга друзей. Успех других должен вдохновлять, а не служить причиной зависти. Зависть — ужасная человеческая ошибка.

— Ты веришь в конец страдания?
— Нет, не особо. Ведь если мы прекратим страдать, мы одновременно прекратим быть гуманными и станем безответственными, небрежными и высокомерными. Но мы можем и должны минимизировать страдания, особенно для детей и невинных.

— В завершение несколько слов для молодых русских артистов и тех, кто хочет пополнить их ряды.
— Учите английский, как можно больше и глубже. Заводите больше друзей других национальностей. Если вы длительное время общаетесь только с русскими, вас не вдохновят иностранцы, вы не сможете понять их ценностей с самого начала. Вы никогда не достигнете интернационального успеха, если не будете общаться с людьми извне. Только один из пятидесяти людей мира — русский. Почему же надо упускать из внимания интересные 98% населения мира? Так что интересуйтесь миром за пределами России и вдохновляйтесь им тоже.

Позволяйте себе больше свободы, свободы мнения, свободы выражения, больше артистической свободы. Страна и культура только тогда интересны в смысле искусства, когда они вольны выражать себя и экспериментировать.

Поощряйте тех, кто старается! Русские должны рассматривать себя как способных к созданию замечательной музыки, искусства и моды, а не только как экспортёров нефти, продающих её ради закупок итальянской и американской поп-культуры. Поощряйте в особенности тех, кто находит уникальные русские способы выразить себя, мир в последнюю очередь интересуется теми русскими, что копируют уже сделанное до них.

С любовью, Александр.

Беседовал Владимир Заманский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

06.12.2015 17:00, Ив Фэрбенкс


Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

02.12.2015 08:00, Денис Драгунский


«Меня арестовывали 40 человек — Интерпол, ФБР, полиция»

Киберпроделки хакера из Борисова

Белорус Дмитрий Насковец организовал транснациональную аферу — создал веб-ресурс для кардеров, помогавший им обходить системы безопасности американских банков. Хакеру грозило 40 лет заключения, но он пошёл на сделку с правосудием и отсидел 33 месяца в знаменитой Федеральной тюрьме на Манхэттене и два года где-то в Пенсильвании в ожидании депортации, которой ему удалось избежать вопреки общепринятой практике. В интервью dev.by Насковец рассказал о международных тюремных приключениях и тонкостях "скромного стартапа".

21.07.2015 18:00, Наталья Провалинская


Панк или пропал

Одна жизнь и несколько смертей Константина Ступина — последнего русского панка

«Константин пропал. Его мы не найдем, — говорит Павел Калинин, крупный, сутулый мужчина за рулем Renault Kangoo, — последний раз его видели недели 3 назад. Приехали бы вы на месяц пораньше, когда он был в тубдиспансере и более-менее адекватный».

08.06.2015 13:00, Денис Бояринов


Записки из лагеря

«Частный корреспондент» нашел чтиво пострашнее «Дневника Анны Франк»

Миллионы невинных людей были загублены не в лагерях фашистов, а в наших родных, отечественных мясорубках. В ЖЖ воскресили дневник Хавы Волович, которая попала в советский лагерь по вымышленному приговору и просидела больше 20 лет.

01.05.2015 11:06, Алёна Городецкая


Любящие папы способны творить чудеса

Отец сделал вдохновляющую серию снимков для сына с синдромом Дауна

Уильям Лоуренс — самый младший в семье, ему 1 год. С рождения он немного отличается от своих братьев и сестер — у него синдром Дауна. Но благодаря своему отцу он обладает особым даром — Уил может летать! Алан, отец малыша, создает все эти фотографии с надеждой, что они будут воодушевлять Уила.

21.04.2015 17:45


Лавирующий в темноте

Жизнь слепых людей в мегаполисе

«Частный корреспондент» пообщался со старшим научным сотрудником музея Всероссийского общества слепых Владимиром Александровичем Ирхой и выяснил некоторые детали практической стороны жизни слепых людей в большом городе.

21.04.2015 09:46, Алёна Городецкая


О Голливуде, запретных удовольствиях и копчике

Неудачный танец, который изменил жизнь

Удивительная история с трагическим началом и неожиданно счастливым концом, рассказанная врачом с очаровательным чувством юмора, к счастью свойственным ещё практикующим докторам приемных отделений наших больниц.

15.04.2015 17:45, gevella


Студентка, активистка, секс-работница: осознанный выбор

Что представляют собой работницы секс-индустрии и гордятся ли они тем, чем занимаются? В Австралии сотни девушек, предоставляющих секс-услуги, начали писать о себе в социальных сетях, выкладывать фотографии и вести блоги. Русская служба Би-би-си рассказала о тех, кто не стыдится своего образа жизни.

10.04.2015 15:00


Гагарин, я вас любила

Каким знают Героя Советского Союза современники: брендом страны или «зачетным» юзерпиком?

Шестидесятники с гордостью давали детям имя Юрий в честь героя Юрия Гагарина. Теперь имя Гагарина — украшение вечеринок, метафора в песнях, повод для иронии в кино. Что сделали с мифом о герое и что миф сделал с образом Гагарина, разбирался «Частный корреспондент».

10.04.2015 14:05, Алёна Городецкая






 
 

Новости

Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку
Расселение протославян связали с Позднеантичным ледниковым периодом
Причиной больших исторических перемен в VI и VII столетиях мог быть неизвестный ранее период похолодания в Евразии
Штраф за репост
Суд оштрафовал гражданку Краснодара за перепост карикатур Кукрыниксов
Еще один космический феномен
Кровавая суперлуна взойдет над Россией 28 сентября

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.