Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи 
Ника Дубровская   четверг, 14 ноября 2013 года, 15:44

Почему среди звезд современного искусства женщины – редкость?
В Москве проходит выставка социальной графики «Феминисткий карандаш-2»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Если мы посмотрим на то, кем «производится культура» в России и за рубежом, то увидим, что она буквально делается женскими руками. Именно женщины трудятся на малооплачиваемых работах учителям, библиотекарями, сотрудниками культурных учреждений. В пространстве современного искусства работа делается руками многочисленных девочек, обслуживающих галереи и фонды. Они обзванивают, записывают, составляют, договариваются, заполняют и устраивают.

граффити группы Gandhi, фотография Ольги Ахметьевой

эскпозиция "Феминисткого карандаша", фотография Вики Ломаско

художник Delia Hagra, фотография Татьяны Сушенковой

Если же мы посмотрим кто руководит музеями, галереями, кто владеет и коллекционирует, то увидим в основном мужчин.

Мир искусства до боли напоминает устройство патриархальной семьи, где женщины выполняют всю «невидимую работу» (готовят, рожают, растят, обустраивают, плетут социальные связи), а мужчины выступают в роли руководителей, охранителей и... выгодополучателей всей ситуации.

Выставка «Феминистский карандаш» – это продуманная интервенция в сферу мужского влияния, разрушающая его самые значимые стереотипы. Ее курируют искусствовед Надя Плунгян и художница Вика Ломаско. Предыдущая – «Феминистский карандаш-1» - была показана в небольшом помещении хостела «Fabrica» и в ней участвовало всего 6 художниц. В этом году выставка проходит в рамках V Московской биеннале на фестивале МедиаУдар и организуется при поддержке Фонда Розы Люксембург. В «Карандаше» участвуют 35 художниц из-за границы и российских регионов. В рамках «ФК» прошли воркшопы и лекции.

Выставка сделана на ограниченных ресурсах, благодаря усилиям самих кураторов и многочисленных волонтерок.

На выставке представлены только работы художниц.

Австралийские исследовательницы Кэтрин О’Брайен (Katherine O’Brien) из Квинслендского университета и Карен Хэпгуд (Karen Hapgood) из Университета Монаша (Monash University) попробовали ответить на вопрос, почему в науке так мало женщин. В отличие от других людей, которые предпочитают психологическую подоплеку в этой теме (не говоря уже о грубом сексизме), они опирались на простейшие модели, которые приняты в экологии. Подход вполне оправдан: в настоящее время наука всё больше напоминает по своим распорядкам биологические системы с их конкуренцией, борьбой за ограниченные ресурсы, симбиозом и паразитизмом. Это означает, что известные наработки из экологии вполне применимы и к научному сообществу.

И, хотя многие участницы обозначили свое негативное отношение к сепаратистским тенденциям в феминизме, на мой взгляд, в существующем контексте, практика исключительности - разумна.

Большинство художниц не являются статусными представителями современного мира искусства. Для многих эта выставка - первая. Некоторые впервые оказались в Москве.

Обычно кураторы заняты привлечением на свои выставки звезд, бесконечными переговорами и лоббированием. Кураторы, конечно, хотят «открыть новые имена», но это штучная работа больше напоминающая рискованные ставки на лошадиных бегах.

То, что Надя Плунгян и Вика Ломаско на большой московской площадке разместили работы неизвестных художниц, среди которых есть даже 14-летняя школьница – довольно резкий жест по отношению к приемлемым художественным практикам.

Речь идет об открытии целого направления, целого социального пласта, который может постоянно расширяться, а не о продолжении подконтрольной миру искусства активности, когда в элитарное пространство впускают редких чужаков, демонстрируя некоторую «открытость».

Художницы

Все работы, представленные на выставке, разрушают основное табу современного искусства, презентующего себя как храм, в котором обитают небожители: особые люди, которым разрешено больше, чем простым смертным. Разрешение, конечно, полагается за их таланты, происхождение и другие достоинства, которые и легитимирует «правильная арт-выставка».

В её творениях ощущается импульсивность, и вместе с тем они вызывают покой. С ними хочется побыть наедине. Значит, мастер своими художественными образами умеет показать несколько уровней реальности, которые считываются при известной доле внимания.
Её мир пластичен и склонен к трансформациям, что видно даже из названий работ «Дверь-Язык», «Рыба, или День и Ночь», «Мужчина-Бык», «Балерина-Арбуз».

Художницы «Феминисткого карандаша» – это, прежде всего, такие же люди, как и зрители. Они рассказывают истории, о которых не принято разговаривать в «приличных местах»: изнасилования, проституция, истории бездомных, психически больных, старость, разводы, домашняя работа, мигранты.

Но эта выставка - не рассказ о несчастьях. В ней очень много смешного, наглого и просто прекрасного.

Марина Напрушкина сделала инсталляцию, опубликовав письмо своей матери. В письме мать обвиняет Марину в пренебрежительном отношении к ребенку, к профессии, ко всей семье. Она пугает ее тюрьмой, сумой и старостью. Почему? Потому что Марина «занимается политикой». Очень точная и искренняя иллюстрация того, как политическое сталкивается с приватным.

Работы Тани Фасхундиновой «Кучер. Портрет деревни» в другом контексте смотрелись бы исключительно как утонченная графика, а на выставке Феминисткий Карандаш воспринимаются, как пронзительная история смерти целого мира, история отчуждения и равнодушия.

Таня, как и все остальные художницы ведет рассказ в формате дневника: «Мои племянники провели меня по деревне и рассказали о каждом доме».

Потеря интереса к графике и в целом к искусству рисования была связана с тем, что новые медиа – видео, фотография, инсталляция позволили прийти в искусство людям, не связанным жесткими цеховыми ограничениями.

Ведь 20 лет назад для того, чтобы научиться рисовать приходилось тратить долгие годы, демонстрировать определенные умения.

Сегодня оказалось, что умение и желание рисовать руками, рисовать то, что ты увидел сам - самый открытый и демократичный способ говорить со зрителем о насущном.

Так можно разговаривать. Этому можно учить других.

Никакой закрытости, элитарности – как раз наоборот!

На выставке представлена графическая серия Вики Ломаско «Девочки Нижнего Новгорода», в которых она рассказывает о жизни секс-работниц.

Когда-то Марат Гельман сделал выставку «Русское Бедное», вдохновившись фразой Бориса Гройса о странном для русского искусства преклонении перед дизайнерскими западными штуками, в то время как у нас есть собственная мощная традиция социально ориентированного искусства, идущая еще со времен Достоевского.

Результаты выставки описаны Гройсом во вступительной статье к каталогу: «Разумеется, «бедный» антидизайн - это тоже дизайн. Просто это особый вид дизайна - а именно, дизайн оригиналов, а не массовой продукции. И поскольку оригиналы весьма ценятся и в наше время, бедный вид не обязательно гарантирует низкую цену - как показывает опыт, дело происходит, скорее, наоборот».

Подлинное и не поддельное или, если так можно выразиться, не дизайнерское искусство – это как раз зарисовки Вики Ломаско.

Строго минималистичные – только фломастер бумага и одновременно очень прихотливые, почти барочно-агрессивные, в них не остается места для того, чтобы красоваться самой художнице, слишком силен напор истории, которую она рассказывает.

Работа Микаэлы – черно-красная граффити , на котором маленькая девочка противостоит стене своих родственников – выглядит монументально и трагично. Микаэла рассказывает о том, что происходит почти в каждой семье. Многие участницы выставки обменивались детскими впечатлениями, вспоминая как их родители ждали рождения мальчика и даже придумали мужское имя, а когда родилась девочка, то они не скрывали своего разочарования.

Гениальные работы группы Gandhi – пример того, как в общественном пространстве работает реалистичная выполненная практически в советских традициях монументальной живописи, - граффити.

Образы женщин-азиаток, появляющиеся на улицах российских городов – это жест прямого действия, интервенция в общественное пространство, перестраивающее его социальные коды.

Персонажи, которые рисует молодая художница из Казани Hagra (21 год) – это гопники и трансексуалы, интернет-зависимые подростки и женщины-супергерои. Вероятно, стилистика ее работ настолько неприемлема для российского арт-пространства, что именно их разорвали вандалы прямо на выставке.

Напоминающие блатные татуировки работы Хагры соседствуют с лирическими работами ZULIF, которые по своему неожиданны в рамках мероприятий современного искусства.

«Просто рисовать» сегодня совершенно не интеллектуальное и не почитаемое занятие. К тому же, это работы, сделанные женщиной, которая заявляет, что рисует “только для себя”. ZULIF рисует невидимый домашний мир, состоящий из глаженья белья, приоткрытой двери, шорохов. Мир женский, приватный.

В результате такого подбора участников произошло странное для современного искусства смешение активисток и художниц, зрителей и организаторов.

Всем было, что сказать, исчезло обычное отчуждение, исчезла театральная рампа, отделяющая условного творца от условного зрителя.

Несколько нехудожниц высказали желание принять участие в Феминистском Карандаше 3.

Представьте себе нормальную современную выставку, на которой зрители начнут напрашиваться в участники! Это невозможно, неприлично, этого не будет никогда!

Однако, разделение все равно прошло. Не как обычно: между зрителями и художниками, профессионалами и профанами, а между сочувствующими проекту и его недоброжелателями.

Россия – страна особая, населенная, в том числе, обиженными верующими, интересующими современным искусством казаками и беспощадными судейскими. В таком контексте устраивать выставку со словом “феминистский” в названии означало участвовать в противостоянии.

И оно было: начиная от оскорбительных высказываний некоторых посетителей, до мелкого хулиганства с рисованием фломастером членов под картинами художниц, которое почему то было опознано частью российского арт-мира, как значимый художественный жест.

Рвали работы, хихикали за спинами, пытались срывать воркшопы...

Однажды, кураторам пришлось вызывать полицию, чтобы вывести особенно нахальных посетителей.

Но в целом, на Феминистском Карандаше царила атмосфера дружелюбие, начала чего-то нового и прекрасного. Ведь если так много людей смогло собраться вместе, познакомиться, начать обсуждать общие проблемы, которые еще вчера казались такими исключительными и не разрешимыми, значит можно что-то изменить!

Возможно ли с помощью социальной графики отстоять права женщин и сделать мир более справедливым?

Я не знаю...

Но я уверена, что искусство - это осознанное движение к невозможному.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Лучшие фото с фестиваля Burning Man 2018

Экзотичный фестиваль в Неваде

Ежегодно в американском штате Невада посреди пустыни Блэк-Рок проходит восьмидневный фестиваль «радикального самовыражения» Burning Man. В этом году он закончился 3 сентября, его тема называлась I, Robot («Я, робот»). Rusbase собрали из Instagram самые эффектные фото и видео с «огненного» мероприятия — смотрите!

16.09.2018 13:00, Влада Стеканова, rb.ru


Исчезновение Агаты Кристи

Почти как в настоящем детективе

«Слухи о моей смерти сильно преувеличены» – знаменитая фраза Марка Твена, но то же самое выражение могла повторить в 1926 году и Агата Кристи. 36-летняя писательница уже тогда была популярным и признанным автором. Вышли ее первые рассказы об Эркюле Пуаро. Однако в жизни самой Агаты произошла катастрофа – муж Арчибальд Кристи признался супруге в любви к другой женщине и потребовал развода. После этого удара писательница собрала саквояж и скрылась в неизвестном направлении. Исчезновение вызвало общенациональный резонанс – беглянку, которую напрасно записали в мертвые, разыскивала вся Англия.

28.06.2018 19:00, Максим Новичков, diletant.media


«Я не в состоянии сопротивляться любви»

Загадка самоубийства в Венском лесу

30 января 1889 года жителям Вены сообщили, что 30-летний наследник престола Рудольф скончался от сердечного приступа. В действительности тела эрцгерцога и его любовницы Марии Вечеры с огнестрельными ранениями были найдены ранним утром в охотничьем замке Майерлинг. «Я не в состоянии сопротивляться любви», - значилось в прощальном послании 17-летней Марии. Ранее Рудольф предложил осуществить двойное самоубийство другой своей подруге - Мицци Каспар.

06.02.2018 19:00, Елена Бухтеева для diletant.media


Семья Ульяновых и семья Романовых

Если бы Александр III мог предвидеть, какое будущее ожидает его сына, он бы, безусловно, помиловал Александра Ульянова. Но, увы…

В ночь с 16-го на 17-е июля 1918 года была убита царская семья. За 30 лет до этого по приговору царского суда был казнен старший брат Ленина Александр Ульянов. По неофициальной версии, убийство царской семьи было местью Ленина за казнь брата.

16.07.2017 13:00, Михаил Ланцман


Моральное сложение

Голый велопробег в Лондоне

С тех пор как 11 лет назад голые велосипедисты впервые появились на улицах городов, “Голый велопробег” стал одной из визитных карточек британской столицы: именно в Лондоне он приобрел размер наиболее массовый и масштабный.

25.06.2015 16:00, Григорий Асмолов


В основном безвредна

Что нужно знать инопланетянам о Земле

С середины XX века человечество предприняло несколько попыток знакомства с инопланетными цивилизациями. Мы отправили в космос радиосообщения и пластинки на борту кораблей, и сегодня некоторые из них уже покинули пределы Солнечной системы. Интереснее всего в них — логика, по которой подбиралось их содержимое: возможно, она скажет о человечестве гораздо больше, чем все фотографии, записи и чертежи, вместе взятые. Вспомним сигнал «Аресибо», золотой диск «Вояджера» и другие космические письма.

21.01.2015 10:30, Наталия Киеня


Самые известные медицинские эксперименты на себе

Кого не пугала трагическая участь великого Карла Шееле, открывшего синильную кислоту и попробовавшего ее на вкус

История знает немало врачей, заболевших, исполняя свой долг. Но существовали и те, кто сознательно заражал себя или наносил себе вред, чтобы проверить гипотезу экспериментом.

22.09.2014 17:30, Максим Руссо


Сила ласкового моря

Фоторепортаж из Сочи от 21 июня

Необычная для конца июня прохлада на берегу Черного моря изрядно надоела туристам и аборигенам. Отчаянные сочинцы, не дождавшись потепления морской воды, вышли подразнить «добрых дракончиков».

25.06.2014 17:30


Великое дело — выключить свет

«Частный корреспондент» популярно разъясняет бессмысленность акции «Час Земли»

Пугающее количество недешёвой наружной рекламы в городе, постеры в метро, стилизованные юзерпики участников акции «Вконтакте», кросс-посты с призывами принять участие во всемирном благе в ЖЖ… Вот только есть ли действительный смысл в том, чтобы в рамках всемирного флешмоба выключать свет на час? Попробуем разобраться.

29.03.2014 08:05, Владимир Силаев


Не только пиво, парады и Riverdance

Зачем русским День святого Патрика?

Во всем мире в марте проходит неделя чествования крестителя Ирландии — святого Патрика. Блогер old-fox с большой любовью к русским и ирландцам рассказывает о том, почему нам близка ирландская культура, чему у нее учиться и чего не бояться.

17.03.2014 12:18, old-fox.livejournal.com






 

Новости

Найден древнейший геоглиф на плато Наска в Перу
На плато Наска в Перу найден геоглиф, являющийся древнейшим среди всех, ранее обнаруженных в этой местности. Гигантский рисунок представляет собой изображение косатки, сообщает Welt.
В Чехии установили почтовый антирекорд. Письмо из Сочи в Прагу шло 28 лет
Чешское агентство рекордов «Добрый день» зарегистрировало факт самой длительной почтовой доставки в истории страны — письмо шло 28 лет и 19 дней
Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку
Расселение протославян связали с Позднеантичным ледниковым периодом
Причиной больших исторических перемен в VI и VII столетиях мог быть неизвестный ранее период похолодания в Евразии

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.