Подписаться на обновления
27 апреляЧетверг

usd цб 56.3131

eur цб 61.5052

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Соломон Воложин   понедельник, 3 марта 2014 года, 07.00

Почему не плодовит был Олеша
3 марта (по новому стилю) 1899 года родился советский писатель Юрий Олеша


Юрий Олеша
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В России явно начала выкристаллизовываться национальная идея. Чтоб предвидеть будущее, нужно посмотреть на предшествующий соответствующий – начало взлёта – период прошлого. И если он был с изъяном, то можно извлечь уроки из истории. Но полезно взглянуть и на сверх-, так сказать, историю. А там – средневековье/феодализм, новое время/капитализм и… Олеша в 1927 году, во времена НЭП-а написал сногсшибательный роман “Зависть”. В “Зависти” Олеша, сюжетно утверждая коллективизм на пути наибольшего сопротивления этому коллективизму, сделал художественное открытие – так называемый прозаический тип метафоры.

Конечно, я полемически заостряю внимание на “низкой” компоненте Возрождения, на “высокой” – манньеризма. Может, даже до крайности довожу. Но доведение до крайности – хороший способ понять скрытую тенденцию.

Вообще же в послевоенной советской литературе внимание на время и память первым обратил тот же Олеша, заговорив о «бессмысленном ожидании пропуска в ту страну, которая существует не в пространстве, а во времени, — в прошлое, в молодость».

Исторически первый механизм передачи общественного опыта –

следование образцу. Жизнь человека в таком обществе, основанном на традиции, детально регламентирована. И такая жизнь начала подходить к концу в Европе XII - XIII веков. К этому времени, за 600 предыдущих лет по сравнению с варваром-франком, германцем позднесредневековый человек в массе своей стал, что называется, сложным, начался массовый индивидуализм, “низкое” в моем определении. Индивидуализмом стали определяться, объясняться даже высокие появления человеческого духа.

«Любя друга, мы любим собственное благо, ибо хороший человек, став нашим другом, становится благом – поскольку мы его любим. Таким образом, каждый в дружбе любит собственное благо...»

Эти слова стали применимы к массе европейцев перед Возрождением. Тогда же и любовь нынешней модификации возникла, с возникновением массовой индивидуалистической личности (в Провансе, в преддверии Возрождения).

А вскоре и религия накренилась от растворения себя, верующего, в Боге – к постижению Бога через свой внутренний мир (протестантство); и наука возникла почти в то же время на тех же индивидуалистических стезях. В творчестве, понимаемом, как исключение из правил.

Но все это - даже высокое - настаиваю, отдает “низостью”, в смысле «освобождения индивида от всяких обязанностей к целому».

И вот, если средневековье живет под эгидой целого, “высокого”, капитализм – под эгидой индивидуального, “низкого”, то социализм должен опять вернуться – хоть и не отвергая индивидуального, но все же как-то да вернуться – опять под эгиду целого.

Начиная на свой страх и риск свое “низкое” от де Санктиса – этого на итальянский лад Белинского – я теперь, случайно, наткнулся и на марксистский перепев этого же самого мотива.

Венгр Эндре Фаркаш пишет (в книге “Мораль и революционность”, М., 1979, стр. 157), что альтруизм – эгоизм «в современных учебниках марксистской этики выражается в парной категории: коллективизм – гуманизм».

То есть свои термины “высокое - низкое” я могу заменить авторитетными терминами “коллективизм - гуманизм”. И тогда волнообразное качание стилей от готики до барокко можно изображать в этих – идейных – координатах:


Фаркаш, после всяческих реверансов антиаскетизму социализма, все же пишет:

«Конечно, лишь при коммунизме действительно не будет той почвы, на которой произрастают тенденции альтруизма и эгоизма, противоречия между ними... При социализме сохраняется разделение на классы и слои... сохраняется связанное с этим различие в интересах и, как следствие всего этого, отношения индивида и коллектива лишь в тенденции являются гармоничными... мы можем констатировать, что было бы еще преждевременно ожидать от социалистического общества проявления единства [индивидуального и общественного] в массовом масштабе... Надо стремиться к тому, чтобы интересы индивида и коллектива осуществлялись гармонически, но если при этом возникает конфликт, то конечным критерием социалистической морали выступает доминирующая роль интересов коллектива. Важнейший критерий морали – коллективность».

*

В связи с острым утверждением Фаркаша мне стало ясно, почему... не плодовит был Олеша.

Олеша в 1927 году, во времена НЭП-а написал сногсшибательный роман “Зависть”. Помню, читая его, я испытывал какой-то шок: какая изображена глубокая и страстная ненависть к коллективистскому, социалистическому началу, как могут некоторые писать, прямо-таки живописать!.. Так вот: больше нигде так щедр Олеша не был на “живопись”.

В “Зависти” Олеша, сюжетно утверждая коллективизм на пути наибольшего сопротивления этому коллективизму, сделал художественное открытие – так называемый прозаический тип метафоры. Ее так разъясняет Кожинов:

«Удивительно точное изображение предмета: “Голубой и розовый мир комнаты ходит кругом в перламутровом объективе пуговицы”, “человека окружают маленькие надписи, разбредшийся муравейник маленьких надписей: на вилках, ложках, тарелках, оправе пенсне, карандашах”. В такого рода тропах словно начинает говорить о себе мир мертвых вещей: они обретают голоса».

А ведь это же есть то самое, гачевское «освежающее восприятие самых обыденных вещей». Причем там, в “Зависти”, именно обыденные вещи так парадоксально живо даны. И Олеша это неявно признал в своей речи на 1-м съезде писателей:

«...Это были наиболее свежие, наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства... были вынуты из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений».

Случайно ли один из героев «Зависти», противный «колбасник» Бабичев, походит на энергичного и предприимчивого Валентина Катаева? Не завидовал ли Юрий Олеша своему другу и благодетелю? Не это ли чувство заставило Войновича писать гадости о Солженицыне?

Однако, самое знаменательное то, что яркость восприятий отдана Олешей мещанам (Кавалерову и Ивану Бабичеву), полемически отдана – у коллективиста (Андрея Бабичева) в “Зависти” «нет воображения».

Да, Олеша – социалистический писатель. Поэтому он душу индивидуалиста Кавалерова обкарнывает “сверху”:

«Я мечтал всю жизнь о необычайной любви... Та? Тонкорукая? Воображаемая?.. Мне снится, что прелестная девочка, мелко смеясь, лезет ко мне под простыню. Мои мечтания сбываются...»

Да, в поле коллективистского тяготения Олеша не дает торжествовать блеску Ивана Бабичева – духовного пастора эгоиста Кавалерова: искусство Ивана не выходит за границы развлекательности (довольно “низкие” границы) – Иван Бабичев работает эстрадником. Да, в своем просоциализме Олеша привел Кавалерова к моральному краху. Да, сознание и душа Олеши тянутся к коллективизму.

Но сердце Олеши, рожденного в старом мире, не поспевает за его душой и сознанием. Социалистическая стройка в стране – не его тема (по его же заявлению на том же съезде). Его конек – «сила первой вещи, сила пересказа первых впечатлений», т.е. как раз то, что открыло в эпоху раннего Возрождения мещанство как класс для искусства Нового времени.

Ведь что за руслу дало начало раннее Возрождение – радости обычной земной жизни. А что взялся показывать Олеша в “Зависти” – злорадность по отношению к ахиллесовым пятам коллективизма. И вот он берется очень живописно изображать советского правительственного деятеля в клозете, за умыванием, за утренней гимнастикой и т.д.: все эти подмышки, кишки, кальсоны, пах, звуки испражнения, фырканье, чавканье, храп, сопение. Не то что мертвые вещи, как пишет Кожинов, а что угодно у Олеши приобретает “самость”, обретает свой голос: и храпящая гортань совсановника (“Кракатоу... Кра... ка... тоуу”), и его прямая кишка (“...трам-ба-ба-бум!”).

А вот – безусловная и для индивидуалиста радость его врага, коллективиста: прекрасная квартира, красивые зубы, элегантный костюм, ноги любимой, увлеченность делом.

«- Что? - он всегда переспрашивает. Мысли его прилипают к бумаге, он не может оторвать их сразу.- Что-с? - И он отсутствует еще».

Но все это есть недоступная мещанину радость жизни (ему не предоставят такую квартиру, он некрасив из-за своего гнилого образа жизни, ему не видать такого костюма из-за безденежья от безделья, и его не полюбит такая девушка). И все это тем более живописно описывается. Вожделенный недосягаемый для мещанина идеал. Ибо мещанину не дана соль жизни в молодой социалистической стране.

«В конце концов что ж особенного? Человек работает, человек дома, вечером, работает. Человек, уставившись в лист, ковыряет в ухе и говорит: ты - обыватель, Кавалеров. Конечно, он не заявляет этого... Но это понятно без слов».

Но вот описываются вещи, совсем не являющиеся прерогативой коллективиста:

«Розовейшее, тишайшее утро. Весна в разгаре. На всех подоконниках стоят цветочные ящики. Сквозь щели их просачивается киноварь очередного цветения».

И со следующей строки - следующее:

«(Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные отношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает...)»

Обыватель выброшен из жизни вообще. Радость жизни для него это зависть к жизни.

Но как бы то ни было, нужно наличие мещанина, чтоб обнаружилась так или иначе РАДОСТЬ ЖИЗНИ, чтоб любое дерево становилось Деревом; нужен глаз обывателя, дальние предки которого открыли изображение радости жизни.

- Как же Олеша не стал певцом индивидуализма?

- По закону Выготского.

По закону Выготского Олеша развоплощал материал: выразил свое приятие коллективизма, изображая его негативно (глазами мещан), и выразил свое неприятие индивидуализма, изображая его сочувственно (глазами мещан же). Олеша шел путем наибольшего сопротивления: чтоб вырвать индивидуализм из души своей, он со всей возможной прелестью давал “низкое” – чтоб победить сильнейшего, а не искусственно ослабленного противника.

А на пути наибольшего сопротивления как раз и совершаются открытия.

Но время НЭП-а кончилось. Постепенно стали замалчивать, что страна наша в массе своего населения осталась мещанской. И так отчаянно, как в “Зависти”, преодолевать мещанство стало вроде бы ни к чему.

Чтоб проявить в дальнейшем свои особенности, особенности художника по преимуществу, Олеше было два спасения. Одно – найти гармоничных советских людей, гармоничных в отношении индивидуального и общественного, каким был в “Зависти” советский сановник первого поколения Андрей Бабичев. А такие становились все более редкими – по мере утраты нашим обществом революционности; такие исчезали – по мере истребления Андреев Бабичевых Сталиным; такие перерождались – по мере внедрения тем же Сталиным системы привилегий для номенклатурных работников.

Второе спасение Олеше было в палочке-выручалочке под названием “антиаскетизм социализма” (не корейского, по крайней мере, а европейского социализма), а говоря общо, спасение Олеше было в переходе к широко понимаемому барокко, так же широко понимаемому, как повторяющийся маньеризм.

Вообще барочное мировоззрение я понимаю как в той или иной мере самообоманное мировоззрение. Потому самообманное, что безусловно гармоничное общество будет только при коммунизме, а все предыдущие периоды усталости от смут и времена достижения покоя оказывались иллюзорно-гармоническими. Значит – самообман, раз человек не замечал иллюзорности своих палочек-выручалочек.

Однако самообманы могут разниться по степени. У Галилея была минимальная степень. Но она и к обществу относилась минимально. У философов XVII века (Декарта, Спинозы...) степень самообмана тоже довольно мала (всепримиряющий разум). Потому мала, что их мирообъемлющие системы были довольно умозрительными: противоречивый мир, так или иначе, они объясняли, а на обустройство мира в гармоническом духе они не претендовали, особенно на социальном поприще.

Но уж всяческие веры: в высшую справедливость, разум, целесообразность, милосердие – все более или менее в Боге воплощавшиеся (хоть и не всегда в ортодоксально-церковном духе) – все они были самообманами в большой степени и в тем большей, чем искреннее была вера.

Причем, чем ближе было к ортодоксальным церковным и государственным идеям, тем, вероятно, меньше было самообмана и больше обмана других, больше фальши.

А чем глубже был человек, тем меньше он поддавался гипнозу самообмана (можно проверить, не был ли таким Паскаль, ушедший из науки и светской жизни в аскетический монастырь янсенистов...).

В наше время, оказавшись в подобной – самообманно-обманной – ситуации, Олеша показал себя достаточно глубоким, чтоб фальшь ощутить и от творчества (романного, по крайней мере) – отказался.

Задачу-то (барочную) он себе поставил:

«...во мне имеется сила красок и будет нелепостью, если эти краски не будут использованы...

Много было такого в моей юности, в моих мечтаниях, в моих отношениях к миру, что и теперь я могу изобразить в произведении как принадлежащее человеку нового мира.

Все свое ощущение красоты, изящества, благородства, все свое ви`дение одуванчика, руки, перил, прыжка до самых сложных психологических концепций - я постараюсь воплотить в этих вещах в том смысле, чтобы доказать, что новое социалистическое отношение к миру есть в чистейшем смысле человеческое отношение».

Но выполнять такую задачу Олеша не стал.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

05.12.2015 08:00, Максим Медведев


А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

05.12.2015 08:00, Игорь Фунт



Чужая среди своих

Дина Рубина: «Мы живем в омерзительном регионе»

Писательница Дина Рубина живет сегодня в маленьком городке Маале-Адумим в Иудее, в нескольких километрах от Иерусалима. О том, почему она не стала частью местной литературной элиты, что поняла за 25 лет жизни в Израиле и как это повлияло на ее творчество.

20.08.2015 19:00, Алла Борисова



Метафора во плоти

Почему поэтическое мышление основано на телесном опыте

Классическая философия дуализма оказалась под угрозой: оказалось, что противостояние духа и материи — на самом деле взаимовыгодное сотрудничество. Абстрактное мышление рождается из метафор, которые опираются на наш чувственный опыт.

24.07.2015 19:00, Елена Щур


Список Тарковского

Фильмы, которые Андрей Тарковский на своих лекциях советовал своим студентам для обязательного просмотра

Режиссер "Соляриса", "Сталкера" и "Пути к Брессону" – о тех фильмах, которые помогут развить художественный вкус.

18.07.2015 18:00


«Есть ощущение, что мы живем в последние времена для свободной литературы»

Писатель Дмитрий Глуховский о текущем влиянии государства на умы

Деньги, государственная политика, вечные проблемы России, отношения с Сергеем Лукьяненко и другие герои бесед с Дмитрием Глуховским: "Государство не должно рассказывать, кто хорош и кто плох, во что мне верить. Предоставьте себя мне самому, а я сам разберусь".

08.07.2015 16:30, Temych


Любовь как источник таланта

К юбилею Константина Райкина

Сегодня празднует 65-летие Константин Райкин - актер и режиссер, мимика которого хорошо знакома не только гостям театра "Сатирикон", но и каждому советскому зрителю. Дань восторга ко дню рождения талантливого артиста.

08.07.2015 15:00, Галина Иванова


Николай Васильевич меняет профессию

Кем работали известные писатели?

Сталин называл писателей «инженерами человеческих душ». Настоящих инженеров среди литераторов было не так уж и много, зато представителей других профессий — хоть отбавляй. Чехов и Дойл вели врачебную практику, Воннегут торговал автомобилями, Керуак собирал хлопок, а Веничка Ерофеев и вовсе брался за любую работу: от сторожа до лаборанта паразитологической экспедиции.

06.07.2015 15:00, Мария Иванова






 

Новости

Задержаны 10 семей защитников парка Торфянка
Сегодня утром в своих квартирах были задержаны более 10 защитников парка Торфянка с семьями.
Технологии от школьников
В Москве стартовала открытая олимпиада 3D-технологий
Отказ пролить свет
Власти Нидерландов отказались рассекречивать документы по Boeing, потерпевшему крушение в июле прошлого года на Украине
Слабоумие вместо Паркинсона
Актеру Робину Уильямсу был поставлен ошибочный диагноз
Памятка до тюрьмы доведет
Генпрокуратура предложила возбудить уголовное дело против авторов "памятки туристам" для поездки в Крым

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.