Подписаться на обновления
12 ноябряВторник

usd цб 63.9121

eur цб 70.4759

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Энергетика и экология  Компьютеры  Сеть  Мобильные технологии  Наука  Космонавтика  Военные технологии  Биотехнологии  Ноосфера  Транспорт  Краудфандинг  Эко-программа утилизации  Электронная
наука
 
Человеческий капитал  Данные НКО 
Сергей Бабкин, theoryandpractice.ru   вторник, 2 июля 2019 года, 16:00

Побочный продукт мозга
Как философия отменила свободную волю и величие человека


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Последние достижения нейронаук всерьез подрывают представления о том, что человек обладает свободной волей, рационально принимает решения и в целом является хозяином своей судьбы. Так, ученые полагают, что мозг создает иллюзию рационального замысла, а на деле наши поступки являются результатом зачастую хаотичной активности нейронов. Казалось бы, философия, вооружившись наследием Декарта и Канта, должна упорно противостоять таким нападкам на личность — на деле же она отменила субъекта (осознанно мыслящего и действующего человека) задолго до нейронаук. T&P разобрались, что философы думают о том, как мы мыслим.

Владимир Раевский

Заведующий лабораторией нейроонтогенеза Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

Максим Мирошниченко

Аспирант Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Диана Гаспарян

Доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Психофизиологическая проблема

Владимир Раевский: Прежде чем ответить на вопрос, есть ли в нейронауках единое представление о том, как возникает, работает и локализуется сознание, нужно понять, что такое сознание вообще. И здесь начинается чехарда: у каждого специалиста свое мнение по этому вопросу.

Объективно описать сознание возможно только в медицине. Первое, что должен определить врач, когда приходит к постели больного, — в сознании тот или нет. Причем сделать это так, чтобы все с ним согласились. По медицинским критериям сознание — это состояние, в котором человек может рассказать о своем самочувствии любым способом: речью, письмом, двинуть пальцем, моргнуть. Сознание предполагает возможность высказаться о себе (за исключением людей, столкнувшихся с синдромом «запертого человека», когда из-за паралича больной не может адекватно реагировать на внешние стимулы. — Прим. T&P).

Павел Симонов

Известный советский психофизиолог, биофизик и психолог, разработавший эффективные подходы к анализу человеческих эмоций, воли, сознания.

Согласно Павлу Симонову, еще один компонент сознания — возможность получить знание и передать его другому каким угодно способом. В случае человека — с помощью речи, письменности, символов, предметов искусства и культуры. Но животные тоже передают знания. Щенки, выросшие без матери, обычно менее способны к репродуктивной функции. Обучение начинается еще до рождения, когда животное в организме матери фиксирует целый ряд признаков, с которыми он столкнется после рождения, чтобы обеспечить себе выживание. Например, тепло материнского тела, ее сердцебиение, запах и вкус вод. С момента рождения оно находит все эти признаки, прислонившись к материнскому телу. Это позволяет говорить о наличии сознания и у животных.

Однако есть важное различие. И животные, и люди обладают викарным научением — то есть получением знаний из рук в руки, на основе наблюдений. Но, кроме этого, человек может обучаться, например, через предметы культуры: смотря на египетские пирамиды, мы примерно понимаем, как можно их построить, хотя сами этого не видели.

Если принять эти свойства сознания как определяющие, то можно сказать, что есть и механизм, который обеспечивает прием и передачу знания. Но где он? Как писал Сеченов, если Ньютон записывает свою формулу, если Гарибальди улыбается, когда его изгоняют из Италии за любовь к отечеству, если девушка вздыхает при мысли о первой любви — во всех случаях есть одно и то же: мышечное движение. Мы можем понять, находится ли субъект в сознании, лишь когда он совершил мышечное движение. Но еще существуют процессы, которые вызывают это движение, — в основе физиологии лежит какая-то психическая деятельность.

Вопрос о соотношении психологии и физиологии принципиален для нейронаук и называется «психофизиологическая проблема». Но как он был поставлен во времена Декарта, так и не решен до сих пор,

хотя очень хочется, что приводит ко множеству спекуляций.

Мы точно знаем, что в устройстве сознания есть мышечный компонент. Но о чем говорит то, что мы фиксируем в мозге? О формировании психического состояния или нет? И как вычленить процессы, которые отвечают только за психическую деятельность? Непонятно, потому что в основе изучения нейронной деятельности лежат электроэнцефалограмма и магнитно-резонансная томография. Про ЭЭГ говорят, что судить о мозге по энцефалограмме — все равно что судить о моторе по его шуму. Хотя благодаря этому методу собрали множество эмпирических данных, успешно используемых в медицине, к сознанию они относятся мало, потому что взаимодействие между нейронами происходит не электрическим, а химическим путем. Сегодня мы можем зафиксировать химические процессы лишь косвенно, так что вопрос о сознании остается нерешенным.

Философия отворачивается от субъекта

Диана Гаспарян: Основное отличие в восприятии достижений нейронаук проходит по границе аналитической и континентальной философских традиций.

Континентальная философия следует общей исторической линии развития: Античность, Новое время, немецкий идеализм, трансцендентализм, диалектика, феноменология, экзистенциализм и т. д. Это направление, в отличие от аналитической философии, гораздо меньше ориентировано на научное знание.

К примеру, феноменология или диалектика используют классическое разделение сфер влияния: наука занимается природой, философия занимается смыслами. У них слишком разные языки, а потому и объекты изучения, и, следовательно, они вряд ли смогут помочь друг другу. По сути это разные оптики, в которые видны разные реальности. При этом внутри континентальной философии вызрела собственная, не менее жесткая, чем в науке, критика субъекта.

Классическая философия вводила субъект с большой долей опоры на христианскую канонику и идею трансцендентного бога, где мир — лишь объект для человеческого познания. Идея о том, что субъект (из ниоткуда) приходит с познавательными целями к миру, который, в свою очередь, покоится и ждет встречи, должна допускать чудо расположения субъекта за пределами мира. Принять это можно только с опорой на христианские мотивы — субъект обладает особым, дарованным свыше, божественным даром трансцендировать, то есть выходить за пределы мира. Но вне подкрепления христианством идея сверхъестественного субъекта познания теряет правдоподобность. После ослабления влияния догмы этот подход раскритиковали. Философы показали, что мир, природа и, разумеется, реальность мыслятся как всеобъемлющее, предельное, и поэтому ты либо в мире, либо нигде. Субъект уже не мыслится как некий сверхъестественный наблюдатель, как взгляд из ниоткуда, выражаясь словами Томаса Нагеля.

Критика субъекта в рамках континентальной философии также связана с утратой доверия его свободе. Субъекта пытаются свести к неким разнообразным внешним обстоятельствам, но не к физическим, как это делает наука, а смысловым. Пожалуй, наиболее систематически это сделал Мишель Фуко, заметив, что мы всегда рассуждаем внутри определенной исторической, социальной и культурной сетки. В частности, понятие субъекта появляется внутри новоевропейской, рационально ориентированной системы ценностей. Как только мы выходим за пределы этой системы, оно исчезает. Показав, как это понятие конструируется в определенный исторический период, он продемонстрировал, что субъект — не что-то изначальное и субстанциальное, как это было в классической философии, а всего лишь условность, культурный артефакт, языковая игра, то, что можно принять, а можно и отбросить.

Что-то похожее было проделано и в различных контекстах марксистского направления, где объявили, что субъект — это не совершенная изначальная сущность, а конструкт, который складывается из самых разных социальных, экономических и политических предпосылок. Определенный общественный порядок делает возможным возникновение одного или другого типа сознания или субъекта. Например, субъект может быть ответственным и разумным — так его определяет экономика капитализма, делающая ставку на рационального потребителя. Также субъект может быть стремящимся к выживанию — так его сконструирует эволюционная эпистемология, объявив частью животного мира. Если описания будут сделаны внутри дискурса христианства, субъект можно определить как бессмертную душу. А можно и вовсе отказаться от этого понятия, как в восточных религиях, где субъект объявлен иллюзией среди иллюзий.

Еще одна яркая критика субъекта в континентальной философии связана с развитием психоанализа и открытием бессознательного. Если в классической западноевропейской философии субъект мыслился как существо, обладающее рефлексией, способностью ставить цели и достигать их, то психоанализ показывает, что наша сознательность и целеустремленность — лишь обслуживающие средства, вторичные рационализации иррациональных импульсов, находящихся вне нашего контроля.

Фуко, Маркс, Ницше и Фрейд по-разному показывали, что понятие субъекта не обязательно и всегда обслуживает интересы капитала, права, языка, религии и т. д.

Субъект — существо подневольное. Оно несвободно и себе не принадлежит.

И это, конечно, скандал для всей западноевропейской рациональности, воспевающей самодостаточность и свободу субъекта во всем богатстве ее проявлений.

Философия обращается к нейронаукам

Диана Гаспарян: Аналитическая философия, в отличие от континентальной, совершает прыжок из Нового времени сразу в ХХ век (который уже вовсю идет под знаком господства науки), пропустив на своем пути немецкий идеализм, диалектику, экзистенциализм и феноменологию. Фактически это путь позитивизма — философского течения, настроенного на самое тесное сотрудничество с учеными.

Аналитическая философия сознания пытается работать научно конвертируемыми методами: все, что бы мы ни изобрели, должно быть не стыдно показать ученому. Поэтому, когда наука заинтересовалась сознанием, психикой, изучением мозга, аналитическая философия встретила это с большим энтузиазмом. Ей показалось, что наконец представился уникальный шанс объединить усилия философии и науки в поиске ответов на все философские вопросы, например «Что такое субъект?».

Бурный рост открытий в нейронауках оказал колоссальное влияние на аналитическую философию сознания. Практически каждому специалисту было ясно, что данные нейронаук или когнитивных наук непременно должны быть интегрированы в их теории. Заниматься философией сознания и не учитывать открытия в нейронауках стало попросту неприлично.

Активное сотрудничество с нейронауками привело к попыткам навсегда распрощаться с ключевыми философскими категориями, в частности субъектом. Ведь наука не понимает, что такое субъект. Она работает либо с тем, что непосредственно наблюдаемо, либо с тем, что измеримо. Ученый, который работает методом измерений и наблюдений, отлично справляется со своей задачей, изучая тело. Но так же отлично он понимает, что места субъекту в этом теле нет или само тело и есть субъект (и не нужно плодить призраков). Субъект для ученого — не более чем словесная конструкция, которой в физическом мире ничего не соответствует.

Поэтому понадобилось дополнительное усилие со стороны философии, в том числе аналитической философии сознания, чтобы показать ученым, что существует нечто, кроме нейронного процесса в мозге. Многие аналитические философы доказывали, что за нейронным процессом стоит некое переживание, не тождественное самому нейронному процессу, а физические процессы скорее сопровождают это переживание.

Например, я пробую лимон на вкус, и мои нейроны в этот момент находятся в определенном состоянии. Нейроученый видит здесь биохимию и говорит: «Восприятие кислого вкуса лимона и есть то, что я вижу на экране энцефалографа». То есть изменения нейронной активности и есть само переживание кислого. Но тут приходит философ и говорит: «Нет, это не то же самое. С помощью прибора ученый видит то, что сопутствует переживанию кислого вкуса, но, как бы тщательно он ни регистрировал эти изменения, он не может сам почувствовать вкус лимона так, как чувствует его испытуемый». Есть некое субъективное переживание, которое сохраняет свою особую реальность и не сводится к физическим процессам. Никто не может ощутить мой вкус лимона, и, если даже ученые научатся вызывать у себя «те же» ощущения, что у испытуемых, это будут уже их собственные ощущения.

Ученый, который чувствует «мой вкус лимона», в действительности чувствует «свой вкус лимона» или «свой мой вкус лимона».

Но, несмотря на эти аргументы, ученые по-прежнему пытаются всячески избавиться от помехи субъективных переживаний и в конечном итоге субъекта.

Свобода воли — это иллюзия

Диана Гаспарян: В науке также велико сомнение, что субъект, человек как таковой, обладает внутренним самоконтролем и свободой. Как мы знаем из многочисленных экспериментов (например, Либета и его продолжателей), активность мозга протекает так, что решение, которое впоследствии считывается человеком как свободное, является выбором, который осуществляет его мозг. Решение принимается на биологическом уровне и на материальном носителе, самой материей и по законам материи.

Это развязывает руки ученому, который может работать в привычном причинно-следственном континууме объяснений. Чтобы объяснить решение человека поднять правую или левую руку, ему не нужно апеллировать непонятно к чему, какому-то свободному решению, которое невозможно увидеть. Достаточно лишь показать, каким путем связывались нейроны в данной ситуации. Эту связь он и объявит причиной, которая жестким детерминистским образом приводит к поднятию руки.

Ученые (как и философы) много обсуждают, есть ли свобода воли или нет, является ли она просто словом, довеском, оставленным нам в наследство уходящей эпохой христианства. В ответ на эти сомнения некоторые философы возражают: «Что же делать с интуицией свободы, чувством свободного выбора, которое есть у каждого из нас в момент совершения поступка, ощущением, что я всегда могу отменить свой выбор?» Но ученые не сдаются. Они говорят, что это чувство объясняется тем, что мозг специально создает для нас иллюзию, которая нужна, чтобы вся система принятия решений (мозгом) могла работать бесперебойно. Что можно сказать об этом аргументе? Сегодня его нельзя ни защитить, ни опровергнуть.

Субъект — это мозг

Максим Мирошниченко: Американский философ Уилфред Селлерс в 1960-е годы положил начало очень важной коллизии для аналитической философии, а именно расхождению между нашим привычным пониманием себя как субъектов, обладающих внутренним измерением, состояниями и желаниями, и научным пониманием мира, которое объясняет все в терминах причинных связей, дискретных процессов и универсального математического естествознания.

Это противоречие создает точку отсчета для проекта нейрофилософии, которая указывает, что последние достижения науки показывают, что вся традиция, задающая привычный способ нашего самообъяснения, неадекватна и нуждается в научном объяснении, которое предоставит подлинную картину реальности. Например, философы Пол и Патрисия Черчленд, а также Томас Метцингер говорят, что подлинная реальность — нейробиологическая и что познающий субъект — это мозг, который постигает мир вместо меня.

На мой взгляд, наиболее релевантную позицию насчет субъекта развивают феноменологические исследования на стыке философской и когнитивной наук. Мы не знаем, как переключаться между речью когнитивной науки, которая объясняет все в причинных терминах, и языком философии, которая апеллирует к привычным концептам и повседневному опыту. Программа энактивизма частично разрешает это противоречие.

Энактивизм, возникший в начале 1990-х годов, связан с именами Франсиско Варелы, Эвана Томпсона и Элеанор Рош. В рамках этого направления сознание объясняется с позиции самого обладателя (то есть субъекта), вопреки когнитивно-научному мейнстриму, который говорит, что нужно изучать бессознательные процессы в мозге, а не остатки субъективного опыта. При этом энактивизм указывает, что сознание обладает телесным характером, включено во внешние взаимодействия и является продуктом неподконтрольных ему событий.

Так субъект, который понимается как рефлексивное самосознание, обладающее внутренним пространством и событиями, также оказывается результатом процессов иммунного, соматического и вегетативного характера.

В проекте энактивизма когнитивная наука существенно расширяется, поскольку

сознание больше не сводится исключительно к нейробиологическому субстрату. Теперь это динамическая система, которая включает в себя и мозг, и внешнюю среду, и тело,

необычным образом подчиненная буддийскому принципу взаимозависимого возникновения. Согласно этому принципу, где мы встречаем одно, там всегда имеем дело и с другим. Каждый из элементов системы возникает одновременно со всеми остальными и немыслим вне общего контекста. С одной стороны, такое объяснение деконструирует субъект, с другой — указывает на диалектическую взаимозависимость составляющих сознания.

Эту идею во многом перенимает ученица Жака Деррида Катрин Малабу (хотя она и не причисляет себя к энактивистам). С одной стороны, пишет Малабу, мы можем говорить о себе как о тени, которая отбрасывается на мозг (субъект познания и действия). На эту тень, как на холст, опыт наносит свои следы, которые затем преобразуют мозг. С другой стороны, мозг не просто пассивно воспринимает события вокруг, но способен действовать и самостоятельно изменять человека. Поэтому мы не можем помыслить себя вне мозга, но и мозг нельзя представить вне нас.

Мозг — это сеть

Максим Мирошниченко: Другая проблема, которая волнует Катрин Малабу, — биополитический аспект нейронауки. В книге «Что нам делать с нашим мозгом?» она критикует науку, которая сводит человека к его нейробиологическим функциям, и неолиберализм, требующий от него гибкости, стрессоустойчивости и быстрой обучаемости. Это предполагает очень редукционистское понимание мозга, ретранслятором которого является как раз мейнстрим когнитивной науки, который рассматривает человека в качестве побочного продукта мозга, адаптирующегося к среде и эволюционирующего только под воздействием внешних факторов.

Вместо этого Малабу предлагает нейробиологический альтерглобализм, который опирается на понимание мозга, связанное с коннекционистской программой нейронауки. Она рассматривает мозг не как командный центр, а как сеть процессов, распределенных по сети. Такое понимание нейробиологии приводит к тому, что мы должны стать не гибкими, а пластичными, что предоставляет возможность политической эмансипации. Мозг перестает быть адаптирующимся объектом, становясь активно преобразующим свое окружение субъектом.

Пластичность, в отличие от гибкости, отсылает не только к податливости, но и к твердости, подразумевая определенность формы и накладывая весьма строгие ограничения на способность к деформации или изменению. Вместе с этим пластичность предлагает более эффективную способность к преобразованию — движение от одной определенности к другой (в отличие от гибкости, которая не подразумевает принятие субъектом конкретной формы).

Литература

Baker L. R. Persons and Bodies: A Constitution View. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000.

Frank J. Epiphenomenal Qualia // The Philosophical Quarterly, 1982, 32 (127), pp. 127–136.

Metzinger T. Being No One: The Self-Model Theory of Subjectivity. Cambridge, MA: MIT Press, 2003.

Nagel T. What is it like to be a bat? // The Philosophical Review, 1974, 83 (4), pp. 435–450.

Малабу К. Что нам делать с нашим мозгом? М.: V-A-C Press, 2019.

Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998.

Чалмерс Д. Сознающий ум. М.: URSS, 2017.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Реально ли чтение мыслей

И как оно может изменить нашу жизнь

Чтение мыслей или телепатия — способность передавать и принимать мысли, эмоции и образы на расстоянии, без сторонних средств, например, телефонов. Это давняя мечта человечества, о которой снимают фильмы и пишут книги. Но с 1882 года, когда термин «телепатия» был введен в Британском обществе психических исследований, ни один опыт не смог доказать, что это реализуемо. Поэтому мы считаем, что телепатии не существует.

07.10.2019 16:00, rb.ru


Вычислим, что у тебя на уме

О том, как поведение в онлайн-среде связано с уровнем знаний и как математика помогает разрабатывать грамотные тесты

А вы знаете, что такое психометрика? Вот и мы представляли себе эту дисциплину крайне смутно — до того, как Дмитрий Аббакумов, эксперт-психометрик, рассказал нам, как и зачем измеряют уровень знаний.

07.10.2019 13:00, Дмитрий Аббакумов, newtonew.com


Как двое подростков обнаружили бактерию, которая может расщеплять пластик

И каковы перспективы

Все началось в тот день, когда две старшеклассницы, увлекающиеся наукой, посетили пункт перевалки мусора в Ванкувере. Там они увидели тонны неперерабатываемого пластика. Подруги решили использовать свое увлечение, чтобы изменить мир к лучшему — и через семь лет и множество наград у них появился успешный стартап BioCellection.

01.10.2019 13:00, Вероника Елкина, rb.ru


Познать тела меру

Как сегодня определяют биологический возраст человека и при чем тут машинное обучение

Идея «линии жизни», которая спрятана где-то внутри человека и отмеряет отведенный ему срок, многим кажется привлекательной. Иначе почему кто-то седеет уже в 30, а кто-то ездит на велосипеде и в 90? Пока одни протягивают ладони гадалкам, а другие ходят с вопросом к кукушке, третьи уповают на достижения науки и сдают анализы на биомаркеры возраста. И хотя последний метод определения «истинного», биологического возраста кажется гораздо более достоверным, чем первые два, к толкованию его результатов стоит подходить не менее осторожно. «Чердак» рассказывает, по каким приметам сегодня ученые определяют возраст людей и как эти приметы ищут.

21.07.2019 13:00, Полина Лосева, chrdk.ru


Еще шаг, еще теплее

«Автор» глобального потепления Уоллес Брокер умер, но дело его переживет всех нас

Одним из главных популяризаторов термина «глобальное потепление» наряду с Уоллесом Брокером выступило агентство ТАСС (сюрприз). Но судьба была благосклонна к американскому ученому: отцом термина все равно считают его. Причина в том, что его и «советская» версии потепления отличаются друг от друга так же сильно, как горькое отличается от сладкого.

24.03.2019 13:00, Александр Березин, chrdk.ru


Волшебные бактерии

Ученые проведут эксперимент, который будет длиться 500 лет. В чем его суть?

В 2514 году ученые приедут в Эдинбургский университет, откроют деревянную коробку и разобьют лежащие в ней стеклянные пузырьки, чтобы проверить состояние пятисотлетних бактерий внутри. Конечно, все это произойдет, если об эксперименте не забудут и наука, вместе с Эдинбургским университетом, все еще будут существовать.

03.02.2019 16:00, Анна Самойдюк


Рак, заморозка, симбиоз с бактериями

И другие пути к бессмертию

Вы можете утверждать, что хотели бы умереть в один прекрасный день, полностью забыв о прожитой жизни. Но мы прекрасно знаем: будь у вас возможность жить вечно, вы ей воспользовались бы. «Нож» рассказывает о нескольких технологиях, которые в ближайшем будущем позволят нам если не достичь бессмертия, то вплотную приблизиться к нему.

26.01.2019 13:00, Никита Шевцев, knife.media


Жена убийцы

Или изобретателя химоружия

Она первой из женщин защитила докторскую по химии в Германии. Но бросила науку ради карьеры мужа. А тот вскоре изобрел химоружие. После первого испытания удушающего хлора Клара Иммервар застрелилась. После новостей, что пестицидом «Циклон-Б» уничтожали евреев в концлагерях, покончил жизнь самоубийством и ее сын.

15.05.2018 13:00, Ганна Руденко, jewish.ru


Мистика или наука?

Как разные альтер-эго могут обладать разными умениями

Как в одном теле может жить несколько личностей, которые при «смене вахты» еще и наделяют это тело новыми способностями? И что вообще такое расщепление личности или диссоциативное расстройство идентичности? Нейроучёные нашли ответы.

30.04.2018 13:00, Анна Умеренко, newtonew.com


Он, она и их гормональные всплески

История отношений с научным подстрочником

Любовь — чувство самое настоящее. Такое же настоящее, как голод, радость или боль. И, соответственно, как у всякого другого настоящего чувства, у любви есть не только чувственно переживаемая нами сторона, но и «обратная» — нейрофизиологическая. Со сравнительно недавнего времени мы можем рассказывать истории о любви, вооружившись уже не только способностью поэтически описывать феномены, данные нам в непосредственном опыте субъективности, но и сверяясь с результатами экспериментов нейрофизиологов, равно как с теориями психологов и эволюционных биологов. Например, вот так.

09.04.2018 13:00, Даниил Кузнецов, chrdk.ru






 

Новости

Apple презентовала iPhone 11, новые умные часы и iPad
Apple представила три новых смартфона: iPhone 11 с двойной камерой, а также iPhone 11 Pro и iPhone 11 Pro Max с тройной. Три основные камеры на устройствах Apple появились впервые. Об этом компания рассказала в ходе ежегодной презентации новинок, трансляция которой велась на YouTube.
НП «НЭИКОН» приглашает принять участие в проекте «Открытая наука России»
В рамках проекта планируется модернизация российских репозиториев и их интеграция в мировые открытые системы, развитие новых сервисов технического сопровождения и наполнения репозиториев, а также популяризация ключевых идей открытой науки.
Инновационный центр «Сколково» приглашает на вторую ежегодную конференцию «Job and The City»
В рамках конференции участников ждет насыщенная деловая программа, включающая лекции, семинары и мастер-классы от ведущих коучей и лидеров рынка, разбор интересных кейсов, круглые столы по построению карьеры, кадровой перезагрузке и трансформации HR.
В сети обнаружили базу данных с телефонными номерами 419 млн пользователей Facebook
В интернете обнаружили базу данных пользователей Facebook с их номерами телефонов и ID, сообщает TechCrunch. По информации издания, это крупнейший скандал с утечкой данных пользователей Facebook.
«Научный корреспондент» завершил конкурс, посвященный тушению эндогенных пожаров
На конкурс была подана 31 работа. Итоги конкурса будут подведены экспертным жюри не позже конца лета.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.