Подписаться на обновления
26 мартаВоскресенье

usd цб 57.4247

eur цб 61.8636

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Энергетика и экология  Компьютеры  Сеть  Мобильные технологии  Наука  Космонавтика  Военные технологии  Биотехнологии  Ноосфера  Транспорт  Краудфандинг  Эко-программа утилизации  Электронная
наука
 
Иван Засурский   пятница, 20 декабря 2013 года, 18.45

Победить плагиат легко
Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ


Дмитрий Песков, АСИ, обращается к участникам форсайт-парохода
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Последний год слышно много разговоров о реформе системы высшего образования. В качестве ориентиров и целей при проведении реформ называются сокращение или укрупнение ВУЗов, завершение перехода на Болонскую систему, динамическое формирование учёных советов, реформа ВАК и т.д. Критики предлагаемых реформ возражают, что ни один из предъявляемых обществу рецептов не только не гарантирует результатов, но даже не даёт шансов улучшить систему - не считая бюрократической отчётности (которая всегда рапортует об успехах реализации программ практически вне зависимости от качественных результатов предлагаемых решений).

В самом деле, как показывает опыт административных реформ на примере укрупнения ВУЗов на примере Южного федуниверситета, большая часть перемен происходит на бумаге. Если же говорить о сокращении числа ВУЗов, то здесь ни у кого нет сомнений, что только коррупционная составляющая подобных мер может быть действительно результативной, так как чётких однозначных критериев, отличающих плохой ВУЗ от хорошего найти практически невозможно за исключением главного и самого сложно измеримого показателя: уровня знаний учащихся.

А что если нацелиться на самые актуальные и жизненные проблемы вроде засилья плагиата, справиться с ним и получить возможность измерить реальный уровень науки и образования по результатам – уровню образования среди аспирантов и студентов, не прибегая к «уравниловке» зубрёжных тестов вроде ЕГЭ? А что если мы сделаем эти измерения открытыми не только для чиновников из минобрнауки, но и для самих студентов, дадим им возможность сверкнуть талантом, произвести впечатление на будущих работодателей и сделать свой вклад в науку ещё на студенческой скамье?

Тогда абитуриенты и их родители смогут выбрать лучшие ВУЗы, в то время как худшие будут с трудом искать халтурщиков и охотников за дипломами - пока за низкий уровень образования их не лишат аккредитации.

Чиновники исходят из того, что способа сделать систему образования прозрачной не существует, но они ошибаются. На помощь русской науке приходят информационно-коммуникационные технологии. Многое уже сказано о том, как интернет меняет мир, разрушает одни бизнесы и возвеличивает другие...

Однако до сих пор речь шла скорее об отдельных прорывах в сфере дистанционного образования - с одной стороны, и в жизни студентов – с другой. Ведь засилье плагиата и рефераты «из Википедии» - это тоже результат влияния информационных технологий. Но если первое говорит о потенциале, то второе скорее показывает глубину нерешённых проблем системы образования, в которой студенты часто сдают чужие работы вместо своих, а на экзамене получают доступ к шпаргалкам, в то время как само образование остаётся далёким от потребностей реальной жизни и не гарантирует трудоустройства по специальности.

Однако те же технологии, которые позволяют студентам мухлевать с отчётностью не хуже чиновников, могут поднять образование на новый уровень. Группа исследователей кафедр новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова разработала предложения по альтернативной стратегии реформы систем ВУЗов, в основе которой заложен инновационный механизм регулирования прав интеллектуальной собственности на учебные и квалификационные работы с помощью механизма свободных лицензий, новые требования к ВУЗам с государственной аккредитацией и публикация учебных работ в сети. По мнению экспертов, работы с этими инструментами достаточно для того, чтобы не только создать условия для коррекции стратегии реформ минобрнауки, но и совершить прорыв в сфере науки и образования, близкий по масштабу к «научной революции» в СССР в семидесятые годы, но с куда более стабильными результатами, дающими надежду на изменение ситуации в науке и её интеграцию в реальную экономику.

Суть предлагаемой стратегии состоит в том, что согласно новым требования к аккредитованным ВУЗам им необходимо будет обеспечить общедоступность всех учебных и курсовых работ учащихся, а также их дипломных и диссертационных исследований. Для этого ВУЗы смогут использовать свободные лицензии (введение которых в оборот ожидается уже в этом году вместе с другими поправками в IV часть ГК) или ограничиться внесением изменений в требования к учащимся ВУЗа (хотя, если честно, ВУЗы могли бы сделать это уже сегодня).

Идея разработчиков альтернативной концепции реформ проста: только доступ к учебным работам студентов университетов и колледжей даст реальное представление об уровне знаний учащихся ВУЗов. Это даёт мотивацию учащимся переходить от плагиата к цитированию, изучению источников и самостоятельной работе (когда все работы находятся в открытом доступе, спрятать передранные куски текста практически невозможно), а доступ кадровиков из частных компаний и государственных структур к учебным работам студентов поможет решить проблему поиска работы для талантливых и настойчивых, позволяя бизнесам и чиновникам подбирать кадры согласно явно выращенным интересам и опытам - даже в 19-20 лет (ведь по работам всё считывается).

Предъявление более чётких критериев к оценке работ (что неизбежно в случае их публичной «засветки») сделает больше для пропаганды и продвижения исследовательской деятельности, чем совещания всех чиновников от образования вместе взятых. И сделает больше для искоренения коррупции в ВУЗах, чем любые другие методы, от «укрупнения» ВУЗов до привлечения силовиков к охране ЕГЭ и расследованию экзаменационных испытаний.

На этом можно было бы остановиться, однако важно понимать, что любые изменения в системе образования должны учитывать трансформацию в сфере научно-исследовательской работы. И хотя в целом, конечно, это тема для отдельной статьи, важно хотя бы в общих чертах представлять себе направление этих изменений, чтобы не бродить в трёх соснах избитых схем, как это происходит последние десять лет.

Но если в образовании в первую очередь речь идёт о воспитании новых качеств личности, ориентированных на новую экономику постиндустриального типа (с акцентом на личную инициативу, потенциал роста и адаптацию к новым ролям и проектам в противовес идеалу фиксированной специализации индустриальной эпохи), то в сфере науки нас ждут не менее впечатляющие перемены, в основе которых стоят всё те же тенденции изменения информационной системы и форматов коммуникации, а также моделей медийного и издательского бизнеса.

Мир науки по-прежнему устроен так, как будто знание труднодоступно в архивах и библиотеках и нуждается в повторениях при каждом удобном случае. Однако так ли это в случае, если любые знания доступны по ссылке на расстоянии одного клика? Посты вместо статей, статьи вместо книг, мемы вместо идей - всё крутится быстрее на фоне сокращения объёмов текстов, однако научная работа по-прежнему предполагает многолетнее «заключение» по переписыванию чужих текстов и идей для того, чтобы корректно представить и защитить свою собственную...

Как могут крупные научные банки собирать публикации учёных бесплатно - но продавать за деньги (и это в эпоху Веб2.0? Почему мнения одного-двух рецензентов достаточно для публикации в научном журнале в эпоху, когда читатели уже стали со-авторами и в обсуждении любой мало-мальски интересной публикации могут участвовать сотни комментаторов?


Детей готовят к будущему старыми методами

Разумеется, перемены не будут ни быстрыми, ни безболезненными. Хуже всего придётся плагиаторам - но не только им тяжело адаптироваться к новым технологиям и реалиям коллективного разума. Как мы видим, государственные институты испытывают колоссальный дефицит идей и понимания новых возможностей. И это в целом совпадает с оценкой качества образования и науки в России по международным рейтингам (где русские ВУЗы держат, похоже, из жалости и уважения к традициям и интеллектуальным «месторождениям» наших широт, на которые по-прежнему предъявляют свои права полугосударственные монополии «больших ВУЗов»).

Однако трудно отделаться от ощущения, что интеллектуальная жизнь в России работает во много раз менее эффективно, чем даже всеми проклинаемая сырьевая экономика страны. Создаётся впечатление, что за последние 20 лет из страны были выкачаны все мозги вместе с «бурильщиками» и «поисковиками». Но без мозгов жить трудно, хотя и можно. Только не надо тогда делать вид, что Россия - это надолго, потому что не только финансирование науки, образования и здравоохранения, даже бюджет армейских разработок без серого вещества нельзя освоить: его можно только распилить.

Неудивительно, что идея создать прозрачные условия для оценки работы ВУЗов и новых научных рейтингов, в которых, помимо учёных с мировым именем, имеющим возможность публикации в труднодоступных иноязычных ресурсах, могли бы принимать участие практически все студенты и аспиранты русскоязычной системы образования в мире, привлекает много сторонников, которые продвигают эту идею независимо друг от друга.

На Форсайте Агентства стратегических инициатив группа, рассматривающая современные традиции развития образования, вполне самостоятельно пришла к выводу о необходимости обеспечения общедоступности учебных и квалификационных работ и создания баз знания, позволяющих строить рейтинги и другие инструменты оценки качества образования и индивидуального вклада в исследовательскую работу.

Во время дискуссии с недавно назначенным заместителем министра образования Игорем Федюкиным он подчеркнул, что в сегодняшних российских ВУЗах студенты часто даже не догадываются, что есть ещё какой-то способ сдачи отчётности, кроме плагиата. Заместитель министра благосклонно отнёсся к идее, попросив представить конкретные предложения. Предложения правительству готово предоставить Агентство стратегических инициатив.

«На неделе мы внесем в правительство несколько предложений, довольно радикальных, не требующих вложений государственных средств и дающих невероятный эффект с точки зрения качества российского образования. Например, вуз не сможет пройти аккредитацию, если его курсовые, дипломные работы, кандидатские, докторские диссертации недоступны в открытом поиске в Интернете», - сообщил журналистам директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков в понедельник, передаёт Интерфакс. По его словам, подобную поисковую систему для государства готов создать российский бизнес на собственные средства.

«Представители бизнеса конкурируют за реализацию этой идеи. Они готовы сделать это бесплатно, взяв за основу лучшие мировые образцы», - отметил Песков. Он заявил, что создание такой системы онлайн-поиска разрушит практику взяточничества, сложившуюся во многих российских вузах: «Вы не можете дать деньги, получить диплом и быть уверены, что об этом не узнают. Резко возрастут требования к качеству образования. В разы вырастет доверие бизнеса к качеству дипломов. Работодатель будет знать, что диплом реальный. Он может зайти в Интернет, набрать фамилию работника и прочитать его курсовую, дипломную работу или кандидатскую и магистерскую диссертацию».

«Мы заинтересованы в том, чтобы в вузах не было плагиата. Единственно возможный механизм - это прозрачность образовательных результатов и их доступность для общественного контроля, чтобы их можно было обжаловать как результаты незаконных конкурсов. Для этого нужна только политическая воля», - подчеркнул Дмитрий Песков.

Необходимость реформы системы авторского права, как национальном, так и на международном уровне, — вывод, к которому всё чаще приходят специалисты (юристы, деятели культуры, экономисты и представители контентной индустрии) во всём мире. Сложившаяся в индустриальную эпоху система охраны прав авторов и полностью соответствовавшая способу функционирования индустрии XIX и первой половины XX веков уже не соответствует цифровой эпохе. Принципы охраны прав авторов, сформулированные в основных международных соглашениях — Бернской и Женевской конвенциях и договоре ВОИС об авторском праве, — не могут быть реализованы в полной мере в условиях, когда сам способ производства, распространения, доступа и использования культуры изменились под воздействием цифровых технологий и интернета.

Дмитрий Песков прав в том, что Яндекс и Google, а также соцсеть ВКонтакте наверняка проявят интерес к индексации и организации поиска по учебным работам. Уже существующие системы защиты от плагиата (например, «Антиплагиат» МГУ ) пополнят базы и сделают сдачу чужой работы под видом своей практически невозможной. У меня нет сомнений, что инициативу поддержат и в инновационном центре «Сколково». Один из его вице-президентов, Игорь Дроздов, является идеологом реформы авторского права на международном уровне. Другой, Станислав Наумов, также возглавляет экспертный совет АСИ и поддерживает проект создания базы знаний «Наука 2.0», для реализации которого необходима общедоступность учебных работ.

Однако скорость имплементации инициативы АСИ по искоренению плагиата и её эффективность во многом будут зависеть от того, какие требования к ВУЗам с госаккредитацией примет Минобрнауки и с какой даты ВУЗы обяжут выкладывать работы в сети. Пока что можно предположить, что в 2012 году можно успеть сделать только пилотные программы в ведущих ВУЗах и начать кампанию по правилам цитирования научных работ (чтобы те, кто передирает не все работы, а только избранные места, могли правильно ссылаться на свои источники). А вот в следующем, 2013 году, исключений для ВУЗов быть не должно.

Система электронных библиотек и открытых банков знания – краеугольный камень новой системы науки и образования. Других краеугольных камня три: это социальные сети и приложения, позволяющие сохранять и сдавать учебные работы, их коллективно рецензировать и реферировать (2), связанные с ними порядки зачета публикаций и вычисления индекса цитирования (3), а также принцип общедоступности работ, представленных для оценки, получения специальности, квалификации или степени, что убьет плагиат (4).

Именно Игорю Федюкину, по всей видимости, нужно будет разработать правила, по которым русская наука сможет развиваться в XXI веке. Общедоступность учебных работ - это первый шаг к победе над невежеством и систематическим обманом, благодаря которым наука сможет снова окрепнуть. И тогда вместо нашумевших сомнительных случаев защиты диссертаций на основе дипломных работ студентов факультета журналистики МГУ мы сможем наблюдать, как благодаря правильно оформленным цитатам рейтинги студентов ведущих ВУЗов растут, отражая их реальный вклад в формирование научных школ новой эпохи. Благо, вносимые в ГК изменения, легализующие свободные лицензии, дают инструмент, позволяющий сохранить авторские права при обеспечении доступа к материалам (а исследования из Физтеха под грифом «Секретно» выгладывать не обязательно).

В конечном счёте, электронные системы для научной работы радикально изменят то, как устроена исследовательская и преподавательская работа во всём мире, серьёзно меняя структуру научно-издательского сектора, сформировавшегося ещё в эпоху бумажных журналов. Мы движемся к эпохе коллективного разума, в основе которого – организация познавательных процессов человечества на электронной платформе с помощью архивов, библиотек, банков знания… Но для того, чтобы у людей проснулся интерес к источникам и самостоятельному анализу, «лёгкий путь» в учёбе должен быть заблокирован.

Благодаря решительному заявлению АСИ и консенсусу экспертов я могу уже сегодня дать хороший совет всем студентам: не списывайте. Рано или поздно, похоже, вас обязательно выведет на чистую воду система машинного поиска, и тогда позора не оберётесь!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Сохранить идентичность

Могут ли библиотеки раствориться в Интернете

Директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев о преимуществах, опасностях и перспективах создания Национальной электронной библиотеки (НЭБ).

23.06.2015 18:00


С другой стороны

Это интервью не требует ввода, потому что предмет его ясен с первых вопросов, а про собеседника мы обещали ничего не сообщать

Работодатель — банки, инвесткомпании, и особенно государство, начали осложнять мою жизнь гораздо раньше, чем я — его. Ну и если студент нашел и выбрал меня, и умудрился заработать деньги, чтобы оплатить мои самые дорогие тексты, значит он, вероятнее всего, чего-то стоит, а я просто помогаю вывести в верхний сектор рынка труда самый качественный продукт — человека, который может.

12.03.2014 11:00, Михаил Гельфанд


Невидимый научный фронт

Кто, как и за кого пишет дипломы и диссертации

«У чиновников есть проблема не плагиата, а авторства, когда они не сами пишут диссертации», – обмолвился в одном из интервью проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков. Тем самым намекнул: борьба с фальшивыми кандидатами и докторами с самого начала пошла по ложному пути. На простой вопрос «Кто автор вашей работы?» не смогут ответить не только многие «остепененные» чиновники, но и тысячи выпускников вузов и школ. Масштабы проблемы - в расследовании корреспондента «Русского Репортера» из Твери.

17.02.2014 09:00, Юлия Овсянникова


Диссертации опубликуют до защиты

Правительство подготовило новое положение о ВАК

Правительство опубликовало новое положение о ВАК, согласно которому радикально изменились правила защиты диссертаций в России: работы опубликуют до защиты, срок давности по "проблемным" работам увеличился с 3 до 10 лет, можно будет защищать научную работу, написанную на иностранном языке.  Пока на правительственном сайте идёт обсуждение нового положения, мы решили опубликовать его текст целиком, вместе с пояснительной запиской.

15.12.2013 08:00, Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников, И.А. Шишканова


Копия жизни

Борьба за качественное образование и науку превратилась в политические манипуляции и информационную войну

История про борьбу с плагиатом в России должна со временем стать притчей во языцех и обрасти большим количеством анекдотов. Иначе оправдать происходящее в глазах будущих поколений будет довольно сложно.

12.12.2013 10:24, Юлия Эйдель


Поступок Комиссарова

«Передал заявление в ВАК»: признание ошибки стало триумфом

Глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров отказался от степени кандидата наук после того, как в его диссертации были обнаружены неправомерные заимствования. Впервые за историю публичных проверок научных работ автор не стал оспаривать результаты, ругаться в прессе и угрожать судом, а самостоятельно подал заявление в Высшую аттестационную комиссию с просьбой аннулировать присвоенную ему научную степень и разрешить второй раз написать кандидатскую диссертацию и публично ее защитить.

03.12.2013 17:21, Юлия Эйдель, Иван Засурский


КиберБиблиотека

Открытая наука, немного коммунизма и борьба с плагиатом

Неоднократные заявления Д.А. Медведева о необходимости ускорения процесса внедрения в России технологий борьбы с плагиатом в научной и образовательной сфере и создания общедоступного банка знаний с инструментами публичного экспертного обсуждения научных работ (научных статей, дипломов, диссертаций и т.п.) находят конкретное воплощение. В Сети набирает обороты бесплатная научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

19.11.2013 15:09


Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации

Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

18.07.2013 18:00






 
Электронная наука

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.