О творчестве Татьяны Толстой написано немало критических отзывов, отражающих все ступени роста писательницы и серьезных изменений ее манеры письма. Впрочем, главное - все-таки широкое читательское признание, хотя мысли и рассуждения профессионалов о литературе также очень важны. Книги Толстой, находящиеся в том самом «среднем положении» между Сциллой беллетристики и Харибдой интеллектуальной литературы, давно и заслуженно любимы российскими читателями, причем внимание общественности направлено не только на творчество Толстой, но и, скажем, на многочисленные дискуссионные Интернет-заметки Татьяны Никитичны.
На современном отечественном книжном рынке существует ряд, казалось бы, незыблемых и жестких правил. Одно из наиболее известных – сборники рассказов мало покупают, поэтому их лучше не издавать. Цельная большая история в форме романа, таким образом, приоритетней множества коротких текстов, во всяком случае, для книжного формата, а рассказы молодых и уже признанных писателей, что вполне логично, постепенно уходят в литературные журналы. Все это парадоксально контрастирует с одной тенденцией в жанре интеллектуальной прозы, принципиально важной для понимания сегодняшней русской литературы: в последние годы синтез жанров (роман из коротких новелл или рассказов, сплав романа и эссе и прочие причудливые соединения) становится все более привычным, и главенство большого «романа идей» над более сжатыми, даже экспериментальными романами, ставится под вопрос.
Отрадно, что некоторые известные писатели (например, Денис Драгунский) нарушают жанровую монополию читательских предпочтений. Их сборники выпускаются значительными тиражами, о них говорят и в читательской, и в критической среде. К числу таких авторов, безусловно, и относится Татьяна Никитична Толстая – писательница и известная телеведущая. Ее новый сборник «Легкие миры», выпущенный в 2014 году после долгого перерыва, стал бестселлером, и было решено выпустить книгу «Невидимая дева» - компиляцию из старых текстов и двух новых произведений. Уже обложка книги – юная девушка смотрит в окно на потрясающий пейзаж, рядом - стол с цветами и едой - сообщает читателям о характере прозы Толстой – рефлексивной, эмоциональной, одновременно аналитической и ностальгической.
О творчестве Татьяны Толстой написано немало критических отзывов, отражающих все ступени роста писательницы и серьезных изменений ее манеры письма. Впрочем, главное - все-таки широкое читательское признание, хотя мысли и рассуждения профессионалов о литературе также очень важны. Книги Толстой, находящиеся в том самом «среднем положении» между Сциллой беллетристики и Харибдой интеллектуальной литературы, давно и заслуженно любимы российскими читателями, причем внимание общественности направлено не только на творчество Толстой, но и, скажем, на многочисленные дискуссионные Интернет-заметки Татьяны Никитичны.
В чем же секрет успеха рассказов Толстой? Герои Татьяны Толстой – простые, иногда несчастные или «лишние» люди из числа тех, кого мы по причине вечной спешки не замечаем в толпе. Писательница искренне вглядывается в судьбы своих персонажей, психологически точно и резко обрисовывает их характеры, будь то наивная и глупая Соня из одноименного рассказа, ставшая жертвой многолетнего женского коварства, или недалекий, странный Петерс («Петерс»), чья жизнь проходит между думами о загадочном женском поле и скучной, монотонной работой:
«...Стали расходиться, он бросился за ней в раздевалку, держа шубу на вытянутых руках, смотрел, как она переобувалась, как совала ногу в цветном чулке в уютный меховой сапожок, как обматывалась белым платком и рывком вдевала на плечо сумку – все его волновало. Хлопнула дверью, и только он ее и видел – махнула варежкой, вскочила в троллейбус и скрылась в белой метели. Но и это было как обещание".
Два рассказа («Ночь», «Охота на мамонта») привлекают внимание своей внутренней изощренностью, мастерской словесной «выделкой»: в первом из них Толстая описывает один день из жизни человека, навсегда и крепко-накрепко привязанного к своей матери, во втором девушка Зоя, с виду вполне милая, оказывается одержима маниакальными мыслями. Новые тексты - маленькая повесть «Невидимая дева» и дополнительная глава из повести «На малом огне» под названием «Учителя», в целом, продолжают основную линию сборника «Легкие миры»: Толстая вспоминает об интересных фактах из своего детства под углом зрения как взрослого человека, так и чувствительного, восприимчивого ребенка. Автор старается обходиться без излишних сентиментальностей, но оставаться при этом вовлеченной в жизненный и событийный водоворот.
Сборник рассказов «Невидимая дева» привлечет внимание читателя отточенными, местами саркастичными, местами лиричными текстами, приглашает в увлекательное путешествие по лучшим произведениям короткой прозы Татьяны Толстой, а наличие двух дополнительных рассказов делает книгу особенно ценной.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Смертельная жажда жизни.
«Нежность к мертвым», дебютный роман Ильи Данишевского, изданный «Опустошителем», предъявляет едва ли не самого странного автора, пишущего сегодня по-русски. - Разомкнуть характеристики человека.
- Эраст Фандорин русской критики.
Александр Чанцев: когда рыбы встречают птиц. - Впереди вечность.
В воскресенье, 25 октября в возрасте 83-х лет после продолжительной болезни скончался в больнице писатель Юрий Витальевич Мамлеев. - Нина Садур: нервная система бравых пьес.
- Алексей А. Шепелёв: О новом романе "Москва-bad" и будущем литературы.
- «Наше вам с кисточкой».
- Как найти и не потерять своё счастье.
Рецепты от Светланы Храмовой. - Мой неправильный ты.
Фрагмент из романа. - На золотых дождях.
Отрывок из новой книги.