Подписаться на обновления
26 сентябряПонедельник

usd цб 63.8642

eur цб 71.5854

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияОбщественное достояние
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
Андрей Аствацатуров   вторник, 23 марта 2010 года, 10.56

Плохая хозяйка
Неомодернизм и современность: Джойс против Улицкой?


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Когда домой возвращается хозяин, отец семейства, румяная жена, оставив шитьё, поднимается из-за стола в радостной улыбке ему навстречу, а дети мал мала меньше, топая ножками, с визгом бегут в объятия любимого папаши. Такое бывает. Правда, очень редко. И в плохих книгах.

На самом же деле с появлением хозяина всем в доме становится нестерпимо скучно. «Припёрся… сейчас начнёт отчитывать… Почему посуда не убрана, почему игрушки разбросаны, почему то… почему сё…»

Недавнее агрессивное наступление, которое литературные неомодернисты предприняли в отношении защитников реализма , развернувшееся на страницах отечественных журналов и перекинувшееся в блоги, было лично для меня вполне ожидаемым.

Перед «новыми реалистами» стояли две задачи. Во-первых, вернуть читателя серьёзной литературе. Во-вторых, превзойти предшественников, утереть нос сорокиным и фигль-миглям. Обе задачи они провалили.

Ещё каких-нибудь десять лет назад неомодернисты чувствовали себя в контексте отечественной культуры весьма вольготно и уверенно.

Несломленные тоталитарным режимом, они в начале перестройки смело вышли на литературную сцену, готовясь из узкоклубных квартирно-котельных кумиров стать новыми властителями дум, литературной элитой. И отправить на пенсию вымирающих динозавров соцреализма.

Поначалу действительно всё вроде у них шло как нельзя лучше. Членство в союзах писателей и ПЕН-клубе, многочисленные публикации в «толстых» журналах (наконец-то их признали!), шумные поэтические вечера с вдумчивыми лицами поклонников и поэтов-неофитов.

Затем — триумфальные поездки на Запад в распростёртые объятия тамошних славистов и грантодателей. Восторги московско-петербургской интеллигенции, с умилением взиравшей на то, как они, вернувшись обратно, одаривают друг друга одной и той же литературной наградой.

Впрочем, с их стороны бывали и жалобы. Отечественные русисты-де мало о них пишут! А большие университеты прозябают в такой упрямой косности, что даже теперь, когда никаких запретов нет, по привычке их не замечают.

В самом деле, прилюдно жаловался один пожилой писатель, из потаённых, ни одной диссертации не защищено о Сосноре, Кривулине, Ширали.

Да что там диссертации! Профессора и доценты даже курсовые студентам не поручают писать о современных поэтах, заставляя научную молодёжь по десятому разу мусолить классиков!

Группе сравнительно молодых критиков и прозаиков удалось-таки раскочегарить дискуссию о «новом реализме», искусственно противопоставленном литературе как бы изысканной и вместе с тем безнадёжно оторванной от жизни; старый как мир и неразрешимый даже теоретически спор между «что» и «как».

Но всё это были скорее досадные мелочи, на которые и всерьёз-то обращать внимания не стоило. Кто первые поэты России и кто её первые писатели, было и без того всем ясно. Они — неомодернисты! Или постмодернисты. Так даже лучше звучит. Современнее.

Главное казалось сделанным: уничтожен проклятый Совок и стёрта сама память о гнусной совковой литературе. Осталось разве что договориться, кого считать генералами, кого фельдмаршалами в отставке, кого — полковниками, а кого — покамест рядовыми с правом дальнейшей выслуги.

Но времена меняются, как это иногда бывает. И притом крайне стремительно. Появляются новые писатели, которым дела нет до иерархии неомодернистов.

Возникают одна за другой премии, новые литературные олимпы, рядом с которыми их любимый беличий почему-то смотрится унылым пригорком.

Более того, издательства — ну понятное дело, там сидят прожжённые циничные коммерсанты — печатают и издают этих самых новых.

В такой ситуации, разумеется, чудовищно противоестественной, всё великое, неомодернистское оказывается где-то в сторонке, у своего родного пригорка, который в век бездуховности и реабилитации Совка вроде как не нужен.

Именно это плачевное состояние и выводит из себя прежних властителей дум. Им до обморочности неуютно в той маргинальной нише, где они волею судеб оказались. Они желают верховодить, оценивать, надзирать.

Это желание элементарно проистекает из той ясно поставленной эстетической задачи — идти в авангарде литературы, отваживаясь на смелые эксперименты, устанавливать новые каноны и поддерживать вкус.

Нынешние модернисты, не особо известные широкой читательской публике, часто стремятся представить своих литературных пращуров, высоких модернистов эдакими сверхэлитарными авторами, трудно и вяло читаемыми их современниками.

Это не так. Конечно, безумными тиражами модернисты похвастаться не могли. Но широкая читающая публика была знакома с их текстами или по крайней мере была хорошо осведомлена об их существовании.

Сложнейшая поэма Элиота «Бесплодная земля» породила в США культ вестлендеров; Вирджиния Вулф и её коллеги по блумсберийскому кругу долгое время были в Англии интеллектуальными лидерами; Джойса знали настолько широко, что его творчество даже обсуждалось на Первом съезде советских писателей; Селина читали парижские клошары.

Всё дело в том, что публика, даже широкая, чувствовала, что с ней разговаривают на языке её времени.

То, что случилось потом, после 1920-х, всем известно. Экономический кризис, красные тридцатые, столкновение в чудовищной схватке двух тоталитарных исполинов.

В то время как модернисты и авангардисты один за другим покидают литературную сцену, сами модернистские проекты начинают с успехом осуществляться в жизни, в политике, в идеологии государств.

Устанавливается власть новых, созванных с периферии культуры глубинных ценностей: расы, крови, почвы, классовой борьбы.

Модернизм как уже внелитературная, жизненная практика оказался проектом крайне дискомфортным, чреватым войной, насилием, звериными пытками и тому подобными прелестями.

Уже в начале 1970-х возникает новое, постмодернистское чувство жизни, либерально уравнявшее все возможные картины мира, отрицающее окончательное, истинное видение реальности, отказывающееся от власти одних ценностей над другими.

Здесь размывается граница между высоким и низким, элитарным и массовым. Появляются фигуры вроде Фаулза, Мёрдок, Эко, Пинчона, балансирующие на этой грани, предпринимающие интервенции в мир масскульта, но при этом старающиеся всеми доступными средствами подмигнуть интеллектуалу, умнику в очках, радетелю за смелый эксперимент, что, мол, их тексты рассчитаны в первую очередь на него.

Сама культура располагается на горизонтальной поверхности. Все её знаки (песни, пляски, реклама, бренды) не отсылают ни к каким сущностям и истинам.

Пространство заполняется симуляционными формами, неисчислимым количеством копий, не имеющих оригинала. Продолжение модернистского проекта в такой ситуации невозможно, потому что невозможно выполнить его задачу: говорить знаками эпохи и одновременно искать с их помощью вечное.

Модернист, неомодернист с его экспериментами утрачивает статус большого писателя, флагмана и закономерно оттесняется на периферию культуры.

В России этот процесс происходит с большим опозданием. Интерес к неомодернистам у читающей интеллигенции сначала долгое время искусственно поддерживался тем, что их тексты были каким-то полузапретным плодом, который вдруг в конце 1980-х всем разрешили попробовать.

Но с началом нулевых в России начинает формироваться естественный литературный процесс, книжный рынок. Активно принимаются за дело независимые издательства.

Появляется много новых фигур, которые, в отличие от неомодернистов, умеют использовать энергии масскульта, аккумулировать силы, сосредоточенные на поверхности культуры.

К таким фигурам относятся в первую очередь не любимые неомодернистами и их сторонниками-критиками Захар Прилепин и Всеволод Емелин.

И того, и другого регулярно обвиняют в масскультовости, что на самом деле смешно, поскольку и Прилепин, и Емелин вырабатывают совершенно индивидуальную неповторимую интонацию, оставаясь при этом писателями своего времени, активно востребованными далеко не только «презренной чернью», как того хотелось бы их хулителям.

Неомодернисты, верлибристы, будучи не в силах что-либо противопоставить этой новой, большой литературе, закономерно отодвигаются в тень, ибо справиться с задачами своего времени они явно не в состоянии.

А их претензии на духовно-эстетическое лидерство мало кому интересны, тем более что эпоха на дворе неолиберальная и каждый сам себе господин.

Литература — плохая хозяйка. Она отрезает ломти одновременно с нескольких буханок. Она не знает линейной истории. Авторы и тексты сосуществуют, а не передают друг другу эстафетные палочки под руководством опытных тренеров.

Некоторые линии литературы остаются непрерывными. Некоторые замирают, чтобы потом возобновиться. А сегодня не время модернистов.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Папы в декрете

Три личные истории и женский взгляд

Мы любим удивляться вещам, которые для развитых европейских стран — норма. Безбарьерная среда, инклюзивное образование для детей с особенностями развития или, к примеру, пеленальные столы в мужских туалетах. Мужчина с младенцем на руках — явление, не часто попадающееся на глаза на улицах городов, не говоря уже о такой редкости, как мужчина, находящийся в отпуске по уходу за ребенком. Более того, оказывается, не все знают, что по закону и у матери, и у отца в этом вопросе равные права: любой из родителей может уйти в такой отпуск.

26.09.2016 09:00, Анастасия Шунто для lady.tut.by


Слишком хорошие родители

Почему Колобку повезло с психологической сепарацией

— Я понимаю, что мне давно пора жить отдельно от родителей, — говорит 26-летняя Наташа, — снимать квартиру, и мне даже этого хочется. Чтобы чашечки-ложечки, ремонт — всё по-своему устроить. Но я не очень понимаю зачем. У меня с родителями прекрасные отношения. Они не лезут в мою жизнь. Если что-то советуют — только по делу. Вот ­мама не одобряла моего парня и была, как выяснилось, ­права. И сейчас она считает, что нет никакой необходимости платить за съёмную квартиру. «Разве тебе кто-то тут мешает?» — говорит.

22.09.2016 16:00, Светлана Скарлош для «Кота Шрёдингера»


Без признаков феминизма

Что такое лукизм, или как наша внешность влияет на нашу работу?

Лукизм (от англ. look — выглядеть, вид), или face fascism — предвзятое отношение к человеку, связанное с его внешностью, — такая же дискриминация, как и любая другая: расизм, сексизм, эйджизм и пр. Лукизм существует во всех сферах нашей жизни, например, на днях девушка писала в социальной сети о том, что продавец не дала ей примерять платье, мотивируя это тем, что «оно для более ярких женщин». Подвержен подобной дискриминации и рынок труда.

22.09.2016 09:00, Анна Петрова для lady.tut.by


От заикания до убийства

5 необычных социальных экспериментов

Опыты над людьми — дело сложное и часто непредсказуемое, даже когда это не противоречит закону. Тем не менее зачастую только так — посредством социальных экспериментов — удаётся понять как особенности человеческого поведения, так и специфику исторических событий.

21.09.2016 09:00, Андрей Позняков, diletant.media


Несовпадение по шкале ценностей

Два разных семейных сценария

Наши ценности - это то, что входит в ядро личности, отказавшись от них мы перестанем быть нами, и раскол именно по шкале ценностей делает наши союзы непрочными и недолговечными. Совпадение по шкале ценностей вещь необходимая, но недостаточная для построения любого союза, но несовпадение по шкале ценностей рано или поздно ставит под угрозу сам союз.

20.09.2016 09:00, Юлия Рублева, facebook.com


Близость как травма

Созависимость — модель любых человеческих отношений

Доктор философских наук, Жюли Реше, рассказывает о том, что не существует человека, который был бы всецело самодостаточным, не нуждался бы в поддержке, не был бы травмирован самыми близкими ему людьми и не находился бы в доминантных отношениях. Почему самодостаточная, независимая и нетравмированная личность — это миф?

19.09.2016 09:00, Жюли Реше


Почему одной любви не достаточно

В прошлом году я стала свидетелем многих расставаний. Расставаний, которых я не ожидала, как не ожидали и сами эти пары. Но у всех была одна общая деталь: они все еще сильно любили друг друга, но, как не удивительно, этого оказалось не достаточно, чтобы сохранить отношения. Раньше я отстаивала идею, что любовь побеждает все, что любовь поможет все наладить, даже самые трудные отношения. Но потом я поняла, что одной любви не достаточно. Это основа, на которой строятся отношения, но не топливо, на котором они могут работать.

18.09.2016 09:00, soulpost.ru


Устаревшие качества «правильной» женщины

Замужество, высокие каблуки и талант борщевара

Замужем, женственная, хорошая хозяйка — этот набор шаблонов так долго служил нам эталоном «правильной», «настоящей» женщины, что мы и не заметили, как все эти определения потеряли и смысл, и актуальность.

17.09.2016 09:00, Ольга Морозова, lady.tut.by


Ты кидалт

Когда заканчивается детство, или откуда берутся инфантильные взрослые

Возрастные границы между детьми и взрослыми непостоянны: кто был зрелым воином в Средние века, тот сейчас еще учится в средней школе. Как в процессе истории меняется представление людей о возрасте, в рамках лектория Политеха и журнала The Prime Russian Magazine рассказала психотерапевт, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ Анна Варга.

16.09.2016 14:00, Настя Калашникова для theoryandpractice.ru


Шаблонные разговоры

Почему мы перестали понимать ценность произнесенных слов

С появлением социальных сетей, безлимитного интернета и дешёвых телефонных звонков появился ряд вопросов и ответов, которые со временем приобрели статус шаблонов. Самыми яркими примерами являются вопрос-шаблон: «Как дела?», ответ-шаблон: «Хорошо». Определённое время нас всех это раздражало, теперь мы привыкли и перестали обращать внимание. «Как дела?» и «Хорошо» стали неким приветствием.

15.09.2016 09:00, Никита R Рубцов






 
 

Новости

Мастер-класс «Глобальные тренды в обществе и в образовании»
Университет КГИ приглашает 20 сентября в 18.00 на онлайн мастер-класс Ивана Нинеко «Глобальные тренды в обществе и в образовании».
На активистов Гринпис на Кубани напал отряд неизвестных в масках
Ночью с 8 на 9 сентября, когда добровольные пожарные Гринпис России вернулись с пожара на базу на Кубани, на них напали восемь вооружённых человек в масках.
Завершен конкурс на лучший студенческий диплом «BE FIRST!»
Подведены итоги Конкурса на лучший студенческий диплом «Be First». Конкурс был организован издательством «Директ-Медиа» совместно с журналом «Университетская книга» на платформе «Университетская библиотека онлайн».
Сколько стоит потерять память?
АИИ представила в ЦЭМИ РАН результаты исследования «Информационная сверхпроводимость».
Главный форум России по новым образовательным технологиям #EdCrunch пройдет в НИТУ «МИСиС»
С 12 по 14 сентября 2016 года НИТУ «МИСиС» и «Рыбаков Фонд» проводят III международную конференцию по новым образовательным технологиям #EdCrunch. Главная тема этого года – «Смешанное обучение: традиции и будущее». Форум пройдет при поддержке Министерства образования и науки РФ.

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.