«Лирический герой Горчева — внучатый племянник чудаков Хармса и двоюродный брат персонажей Довлатова. Он грязен, помят, ругается матом, дерётся, пьёт… да, всё так. Но он, как никто другой, чуток к любой лжи и фальши, религиозному мракобесию, к несправедливости и бездушности государственной машины. Он не бежит от неё. И даже не всегда смеётся над ней. Чаще всего она ему просто (…)».
maccolit:
Я его очень любил, иногда ругался, иногда спорил. Мы прожили бок о бок, встречаясь каждый день, целых 6 лет. А были знакомы целых 13.
Мы живём, зная, что это закончится. Но мы не придаём этому слишком большого значения. Может, закончится, а может, нет. Тем более что церковь обещает, что нет, если будешь хорошо себя вести.
Мы ведём себя плохо. Мы курим и пьём, принимаем близко к сердцу всякую ерунду, а смерть ходит кругами, и эти круги сжимаются. Каждый день мы кого-то провожаем — то артиста, то писателя, то просто близкого друга. И уже не хватает слёз и эмоций.
Остаётся лишь провозгласить: «Смерть — это нормально, ребята!»
Горчев был православный, и скоро он попадёт на небеса. Он в это верил, хотя и был грешник, как все мы. Он попадёт на небеса, я в это верю. Это нормально. Но что нам эти небеса, когда его не будет рядом?
...И вот что явственно ощущаю: жить стало менее интересно. Пустяк? Нет.
Да не потому, что он писал интересные тексты, которые прикольно было читать. Нет. Разнообразие мира серьёзно нарушилось с уходом Горчева.
andboo:
«В русских буквах стало чуть меньше смысла. Так их больше никто не сможет приставлять друг к другу. Всё».
aspote:
«Чувствую себя, как сейчас, наверное, чувствует собака Степан. Ничего толком не понимаю, но плохо».
martishin:
«Это был мой самый любимый современный писатель. И единственный (!) писатель. Когда во время посиделок посреди ночи мы скачивали его тексты, распечатывали и читали вслух. Его рассказы давно уже разлетелись на афоризмы в нашей компании, а его абсурдизм являлся для нас эталоном.
Но это как Монти Пайтон. Или нравится пипец, или человек, недоумевая, плюётся во все стороны. Нам нравится.
Светлая память...»
chaburash:
«Вчерашнее непонятное ощущение чего-то плохого, непоправимого и несчастного сегодня подтвердилось кирпичом по голове. Умер Дмитрий Горчев. Мой абсолютно бесчувственный и бездуховный муж с утра залез в новостную ленту и сообщил.
Второй заметный тренд — это сетевые дневники, представляющие собой, по сути дела, растянутые во времени литературные произведения. Именно так их и читают: как своего рода роман с продолжением. К этому типу относятся блоги Евгения Гришковца (№ 2 в жэжэшном рейтинге), Татьяны Толстой (№ 8), Дмитрия Горчева (№ 18) и юной питерской поэтессы Алины Кудряшёвой (№ 20). Когда накапливается достаточное количество материала, контент из блогов благополучно издаётся в виде книги, именно так поступили недавно Гришковец, опубликовавший свои заметки под заголовком «Год жжизни», и Горчев, собравший всю свою блоговую прозу в книге «Дикая жизнь Гондваны».
Ну что это такое? Душа его отлетела, всё, что он успел нам сказать, сказал, теперь будем сами. Хотела ляпнуть, почему, почему такие люди так уходят, не дойдя даже до границы зрелого возраста… Не успев вырастить своих детей, сгрести все полагающиеся лавры, увидеть что-то вне своей очереди на чудо.
Когда я в первый раз прочла его тексты, у меня было чувство, что этого не может быть. Ну не может вот сейчас, в настоящем, появится такой писатель. Может, это вообще не один человек, а некий мифический проект, это же невероятно, что в наше время всеобщей грамотности человек отвечает за каждое слово и пишет не просто, чтобы наследить в ЖЖ. С его книгой «План спасения» я носилась как с писаной торбой, честно говоря. Моя старшая дочь отгоняла ею озабоченных одноклассников.
Да, я вспомнила, мы ещё гордились тем, что в Одессе он остановился на пару дней в той квартире, которую перед тем непосредственно снимали мы. Она была строго над морем. И Настя говорила: «Надо же, сам Горчев курил на том балконе, где ещё позавчера курила я».
А теперь он ушёл, хотя и совсем этого не хотел, и это очень-очень плохо. Я реву, как корова».
ezheg:
«Вчера умер писатель Дмитрий Горчев. Человек, «сделавший мизантропию очень привлекательной и симпатичной» (c) «Школа злословия».
Я честно скажу: не знаю, что ещё в современной российской прозе достойно чтения… Я не знаю, что говорить. Банальности вроде «талантливые рано уходят»?.. Блин. Очень обидно. Эти его маленькие рассказы, в которых только на первый взгляд есть всего лишь одна человеконенависть, помогали мне жить, как бы это пафосно ни звучало…»
piterskoi:
«Я никогда не был с ним знаком, и вряд ли бы мы познакомились. Хочу сказать, что бывают такие люди, которые делают мир лучше, и он был как раз из таких. Грустно, когда уходят такие молодые. Царствие небесное».
earl_diffuse:
«Этот мир стал темнее и скучнее. Светлая память хорошему, цельному человеку.
Пусть земля вам будет пухом, Дмитрий».
bezobraznaja_el:
«Вот уже почти год я считаю, что почти лично с ним знакома — мой нежный редактор Катя также и его редактор. Она рассказывала, восхищалась. Он такой талантливый, что это страшно. Каждый его текст хочется немедленно разучить наизусть и присвоить по возможности себе.
Вот здорово, если есть в действительности какая-нибудь лучшая и другая жизнь и он сейчас там. Идёт по щиколотку в тёплой водичке или сидит на взросшей траве. Любуется видами или просто спокойный, умиротворённый. Всё прошло, и ничего не болит».
filenko_e:
«Это был один из немногих писателей, чьё творчество я принимал безоговорочно, чьи тексты и рисунки любил. Его замечательный русский язык и безупречная интонация восхищали, казались недостижимым ориентиром. Каждый мой день начинался с обращения к его «Живому журналу», чтобы благодаря этим умным, ироничным, изысканным запискам найти способ примириться с действительностью.
Эта потеря из разряда невосполнимых. Скорблю вместе со всеми, кто знал и любил Дмитрия».
snegny_bars:
«Я не был знаком ранее ни с ним, ни с его творчеством. И сначала, когда стал читать его маленький рассказ «Когда ушли коммунисты», подумал, что это очередное либералишко, желающее поплясать на костях достойных людей и на руинах некогда могучей моей родины. Вскоре, однако, гнев мой сменился удивлением, и я понял, что мне стыдно: рассказ-то написан в саркастичном стиле, и автор поведал нам в том рассказе сермяжную правду, пусть местами и грубо, матом (а как ещё о таких вещах скажешь?), но правду. И ведь, в самом деле, приглядитесь: в наши дни то тут, то там начинают появляться первые признаки того, что до обманутого блеском золота, зелёными фантиками с изображением президентов и прочей дрянью равнодушного народа наконец-то начинает доходить, кто такие на самом деле были эти самые коммунисты и чего они хотели. Либералов, демократов и прочих живодёров народ постепенно отторгнет и презрит, а сама жизнь раскроет людям глаза и расставит всё по своим местам...
Спасибо тебе, Дима. И пусть земля тебе будет пухом».
alen_valen:
«Мне жалко современную русскую литературу. Умер писатель с самым (как мне кажется) тонким чувством языка.
Горчев попал в зазор. Его мини-проза не попадала в воздуховскую мини-прозу, хотя прозы лучше не было. Но вряд ли он мечтал видеть себя в таком контексте.
Я думаю, ему хотелось видеть себя в обществе Чехова, Бунина и других приятных, язвительных собеседников, а за неимением — насладиться некоторым почётом (а не респектом) в Союзе писателей. Судя по его постам, для эспэшных классиков он остался братом меньшим — блогером.
Мне кажется, он написал бы повесть или даже роман в духе ВРЛ.
Наверняка многие думают: он мог бы. Я среди тех (не уверен, что их так уж много), кто считает: он уже сделал много для литературы».
kontopusiki:
«На одного писателя и места, куда можно было приходить с удовольствием, стало меньше. Стало сильно меньше, чем на одного, б**дь!
Извините, Дмитрий, если вы это слышите, это всплеск, ну вы же понимаете...»
Андрей:
«И вот пару лет назад один мой товарищ даёт мне книгу: «Бери! Оборжёшься! Супер!» На обложке стояло полузабытое имя — Дмитрий Горчев. Я пробежал пару страниц и не смог оторваться.
Не сломленные тоталитарным режимом, они в начале перестройки смело вышли на литературную сцену, готовясь из узкоклубных квартирно-котельных кумиров стать новыми властителями дум, литературной элитой. И отправить на пенсию вымирающих динозавров соцреализма.
Поначалу действительно всё вроде у них шло как нельзя лучше. Членство в союзах писателей и ПЕН-клубе, многочисленные публикации в «толстых» журналах (наконец-то их признали!), шумные поэтические вечера с вдумчивыми лицами поклонников и поэтов-неофитов.
Я смеялся до колик, порой задумывался, иногда недоумённо пожимал плечами, а в иных местах аж поёживался от восторга. Передо мной вставал знакомый до боли мир — мир питерских коммуналок, где живёт два миллиона человек, бесконечных проходных дворов, коломенских алкашей, пятиугольных кривых комнат, где в голову порой
лезет такая х**я, что даже и Горчеву не снилась. А может, и снилась. Я не знаю... Мир
этот наш, питерский. Не лощёный, не парадный, не гламурный.
Лирический герой Горчева — внучатый племянник чудаков Хармса и двоюродный брат персонажей Довлатова. Он грязен, помят, ругается матом, дерётся, пьёт… да, всё так. Но он, как никто другой, чуток к любой лжи и фальши, религиозному мракобесию, к несправедливости и бездушности государственной машины. Он не бежит от неё. И даже не всегда смеётся над ней. Чаще всего она ему просто (…). Потому что звёздное небо над головой и нравственный закон внутри — не пустой звук для него. И чтение Горчева — лучшая прививка от постоянной и целенаправленной промывки мозгов, от превращения человека, даже самого маленького, самого простого, в колёсики и винтики… Спасибо ему за это.
Светлая память...»
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Исследователь сознания.
Памяти знаменитого исследователя мозга Оливера Сакса. - Memento mori: парадоксальное искусство эпитафии .
Удачная эпитафия как произведение искусства: позволяет в лаконичной форме многое рассказать о человеке. - Идеолог и движущая сила реформы российских ИТК .
25 января умер Валерий Федорович Абрамкин. - Печальные страницы календаря 2012 года.
Звёзды не умирают: сгорая на яву, они продолжают жить в наших сердцах и душах. - Ты должен это знать! .
Великие изобретения наших соотечественников. - Хан.
Сегодня похоронили одного из самых лучших исследователей русского авангарда. - Последний киномагнат.
В возрасте 91-го года скончался кинопродюсер Дино Де Лаурентис. - Цветы на могилы муз, стихи — на могилы поэтов.
«Просто потому, что из обыденной жизни внезапно получилась поэзия…». - Поэтарх.
Памяти Андрея Вознесенского. - Самый главный друг спорта.
Чиновники в СССР дружески называли Самаранча Иваном Антоновичем.