Подписаться на обновления
15 июляСреда

usd цб 71.1275

eur цб 80.6230

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
  среда, 15 апреля 2009 года, 11:23

Пинхас Полонский: «Откровение не прекратилось»
Ортодоксальная модернизация: еврейский ответ на вызовы современности


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Израиль — интересный и яркий пример модернизации в истории XX века. Еврейское государство на Ближнем Востоке сегодня представляет уникальный сплав тысячелетних традиций и достижений модерна, где камни древности соседствуют с хай-теком. Modern orthodox, ортодоксальный модернизм, «вязаные кипы» — так называют течение, к которому принадлежит большая часть религиозных евреев в сегодняшнем Израиле. О симфонии прогресса и традиции мы беседуем с одним из представителей этого направления, известным израильским исследователем религии Пинхасом Полонским.

          Процесс совершенствования целиком устремлен навстречу полной свободе…
                          Рав А.И. Кук

— В самом начале вашей вышедшей недавно в Москве книги «Две тысячи лет вместе», посвященной еврейско-христианскому диалогу, говорится, что Бог хочет от человека прежде всего взросления. Вы действительно считаете, что люди меняются с ходом истории?
— Безусловно, да. Если бы люди не менялись, у нас бы не менялся социум, а он меняется, и очень серьезно. Ведь сегодня в обществе невозможно то, что было нормой даже сто лет назад. Человек отличается от других существ тем, что строит цивилизацию, и эта цивилизация постоянно развивается. Прогресс в человеческом обществе существует, причем не только материальный, но и духовный.

— С материальным прогрессом более-менее понятно, но что нам позволяет говорить о прогрессе духовном?
— На этот вопрос мне довольно часто приходится отвечать. Для того чтобы оценить, происходит ли в мире духовный прогресс, нужно найти своего рода измеритель степени духовности. Давайте вспомним главные заповеди — а они одинаковы в иудаизме и в христианстве: возлюби ближнего как самого себя. И возлюби Бога. Это прописано и в еврейской Библии, и в Талмуде, и в Евангелии. Любовь к ближнему и любовь к Богу — взаимосвязанные понятия. Поскольку Бог создал человека по своему образу и подобию, то по степени любви человека к ближнему мы можем измерить, насколько этот человек любит Бога. И если человек создан по образу Бога, то его свободы и права есть производное от его божественного статуса. Соответственно, если в обществе присутствует уважение к личности, ее независимости, правам и свободам, то такое общество духовно, ибо видит в человеке образ Бога на земле. Степень свободы индивидуума, таким образом, есть прямое отражение духовности общества — ее уровнем, собственно, и измеряется духовный прогресс.

При этом не нужно судить о состоянии духовности общества по высказываниям отдельных мыслителей, пусть даже самых замечательных. Мы должны смотреть на нормы прошлого, а в соответствии с ними обычный человек долгое время ничего не значил. Вот почему общество прошлого, где существовало рабство или крепостное право, где людей держали в положении подневольных, даже несмотря на расцвет аристократической культуры, было менее духовно развито, нежели то, где все люди уже свободны. Точно так же общество, в котором человек, например, не может вступить в брак по своему выбору, духовно ниже по сравнению с тем, где человек может свободно выбрать свою вторую половину. И если говорить о несомненном духовном достижении последних столетий, поменялось именно отношение к праву человека на собственное решение. Кто-то скажет, что человек, наделенный такой свободой, в современном мире чаще, чем в прошлые века, становится наркоманом или преступником. Но разве в прошлом, если бы ему дали такую возможность, он не мог им стать? Так был ли он тогда более духовен или просто ограничен в возможностях? Свобода, естественно, имеет побочное действие, но тем не менее фундаментально она является мерилом духовного прогресса.

— Далеко не все, однако, могли бы с вами согласиться. В последнее время всё больше приходится слышать о вреде цивилизации и прогресса, что необходимо «возвращение к истокам»…
— По отношению ко всякого рода концепциям возврата к золотому веку прошлого лично я настроен, так сказать, резко анти. К примеру, кто-то говорит о вреде экологии, о том, что раньше мы, дескать, пили свежее молоко из-под коровы, а сегодня всюду добавляют химию… Но на самом деле в средневековом городе экологическая обстановка была несравненно хуже, чем в сегодняшнем мегаполисе. Потому что в средневековых городах помои текли по улицам, что вызывало отравления и эпидемии. Сегодня на земле живет гораздо больше людей, и мы, тем не менее, держимся в довольно приличных нормах. Но проблема фундаментализма даже не в этом…

— Вот так сразу и фундаментализма?
— Желание вернуться в прошлое — это, в общем-то, одно из проявлений фундаменталистского тренда. Я, разумеется, применяю термин «фундаментализм» совсем не в политически-ругательном — «фанатики», «мракобесы» и т.д., — а в содержательном смысле. С религиоведческой точки зрения фундаментализм — это концепция типа «исходное было правильно, а всё, что напридумали после этого, — перечеркнуть». Фундаментализм требует оживления некоего фундамента, начального основания, отбрасывая последующий исторический опыт. Идея вернуться к основаниям имеет глубокие корни во всякой религии, ибо в ее рамках естественно предположить, что в начале было Дарование, Откровение, сверху спустился Высший Свет, а потом люди его как-то обрабатывали, понимали, воспринимали и где-то что-то, возможно, и напутали. Поэтому идея возвращения к основам найдет своих последователей.

Однако, как давно и хорошо известно, фундаменталистское возвращение — совершенно мнимое. Фундаменталист, декларируя возвращение к истокам, на самом деле вернуться никуда не может. Потому что прошлое уже скрыто от нас изменением ментальности и самой жизни вокруг, его уже невозможно воспринять напрямую. Что бы мы ни делали, мы никогда не сможем посмотреть на пресловутый «фундамент» глазами людей, которые жили в ту эпоху. Фундаменталист неизбежно смотрит на прошлое современными глазами, и поэтому фундаментализм есть явление модернизации, маскируемое под антимодернизацию и возвращение к истокам. Всякая наша попытка вернуться в прошлое будет, таким образом, скрытой модернизацией.

Но на своем сознательном уровне фундаменталист считает, что он возвращается к основам, и религиозная сущность такого подхода базируется на убеждении, что божественное и человеческое существуют отдельно. Есть божественное, изначально правильное, а есть человеческое, которое его искажает. Противоположный религиозный подход, предполагающий сознательную модернизацию, исходит из того, что любое развитие содержит элемент божественного.

— Вы имеете в виду ортодоксальный модернизм в иудаизме?
— Он же религиозный антифундаментализм. Применительно к иудаизму и Израилю он же в значительной степени коррелирует с религиозным сионизмом. С точки зрения ортодоксального модернизма отказ от развития в ходе истории будет отказом от восприятия божественного. Потому что развитие социума, культуры, науки и т.д. есть не искажение, а, наоборот, имманентное миру или продолжающееся Божественное откровение. Подобный вывод неизбежен, если исходить из того, что история — это голос Бога и что после изначального откровения Бог продолжает вести повседневный диалог с каждым народом в отдельности и человечеством в целом.

Откровение, таким образом, не прекратилось в древности в момент создания религии, но продолжалось тысячелетиями и продолжается сейчас. При этом оно выражается не в пророчестве, не в «чудесах» или мистических «голосах с Неба», но в самом обычном ходе человеческой истории. Нужно лишь попытаться вычленить из него обращенное к нам Божественное «послание», воспринимая и акцептируя которое религия развивается и модернизируется. При этом значение «ортодоксальный» подразумевает сохранение всех норм, сложившихся в религии, поскольку мы никак не можем отказываться от сказанных ранее Божественных слов. То есть нужно всё сохранить, но модернизировать — так происходит прогресс в рамках ортодоксальных ценностей.

— А как быть с тем, что модернизацию Нового времени некоторые считают второй Вавилонской башней?
— Это совсем иная история. Строители Вавилонской башни пыталась составить конкуренцию Богу, нам же надо поставить себя в ситуацию кооперации — мы должны быть содеятелями с Богом, ведь если мы созданы по Его образу и подобию, мы должны ощущать себя творцами, чувствовать себя ведущей силой.

Модернизация в сколь угодно ортодоксальной традиции происходила всегда, хотим ли мы ее открыто или внешне от нее отказываемся. Вопрос в том, когда мы начинаем сознательно желать процессов модернизации и стремиться к ней. В иудаизме это получает свое развитие в первой половине ХХ века — с рава Кука. Всё время изгнания, диаспоры, в течение почти 2 тыс. лет на первом месте стояла задача сохранения народа и его традиции до возвращения на Землю обетованную. Религиозный сионизм, наоборот, ставит ударение на модернизацию. Для евреев Израиля возвращение состоялось, задача сохранения решена — и поэтому на первый план выходит задача развития. И в этих условиях модернизация начинает восприниматься как необходимая религиозная ценность.

— Получается, что наличие собственного национального государства существенно влияет на процесс модернизации?
— Иудаизм — это религия, которая предполагает диалог Бога не только с индивидуумом, но и со всем народом. Государство же — это тело народа, и поэтому оно — один из первоначально необходимых элементов диалога Бога с народом. Поэтому с точки зрения иудаизма Государство Израиль, еврейское государство, имеет религиозную, а не только прагматическую ценность. Независимо от того, является ли это государство с точки зрения внутреннего устройства абсолютно светским, присутствуют ли в нем какие-то элементы религиозности либо оно полностью религиозное.

Правильное у нас государство или неправильное, зависит не от того, как оно позиционирует себя по отношению к религии, а от того, как оно ведет себя само по себе. От государства тоже требуется религиозное поведение. Есть заповеди, которые даны всему народу, — эти заповеди народ реализует через государство. В числе таких заповедей — обеспечение социальной справедливости, честный суд и т.п.

— Как это влияет на выбор формы правления?
— С точки зрения иудаизма этот вопрос также очень важен. Однако на него нет готовых ответов. Внутри ортодоксального иудаизма существует несколько различных точек зрения по этому поводу, конфликтующих между собой. Лично я изложу мнение рава У. Шерки, одного из идеологов современного ортодоксального модернизма. В Торе заповедь об устройстве государства сформулирована в Книге Второзакония (17:14) следующим образом: «Когда скажешь: «Поставлю над собою царя, подобно всем народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой». При этом не указывается конкретная форма власти, но подчеркивается, что она должна быть «подобно всем народам, которые вокруг». Это позволяет сделать вывод, что иудаизм, который в принципе стремится к экспорту — монотеизма, духовности человека как образа Бога, десяти заповедей, библейских ценностей и текстов и т.д., политическую систему при этом импортирует, а не экспортирует. То есть существуют, конечно, ограничения, но форма политического устройства может быть заимствована.

Поскольку разные народы и государства находятся на разных стадиях развития, мы должны взять себе ту политическую систему, которая имеет место у народов, с которыми мы общаемся и хотим общаться. Поэтому, возникни Государство Израиль 500 лет назад, нам, возможно, понадобилась бы монархия. А сегодня нужна демократия. При этом под демократией понимается реальная форма правления, существующая в определенном наборе государств, прежде всего в США и Европе. Можно взять некий общий знаменатель, характеризующий суть политического устройства во всех этих странах: выборы, парламентаризм, партии, свободная пресса, права человека — это и будет неотъемлемая часть демократии. Всё остальное вариабельно. При этом важно подчеркнуть — мы хотим демократии не потому, что это какое-нибудь волшебное слово, а потому, что демократические страны реально добились успеха. Поэтому мы в некотором смысле должны учиться у реальности, а не строить теоретическую модель того, какой должна быть демократия, и потом пытаться под эту модель всё подстроить. В данном случае я придерживаюсь консервативного взгляда, по принципу программиста: «если работает — не ломай». Если же нам что-то внутри нашего государства кажется неправильным, давайте посмотрим, как что работает у других, и научимся этому для себя.

Беседовал Василий Жарков

Полную версию интервью читайте во втором номере журнала «Гуманитарный контекст»




ОТПРАВИТЬ:       



 






Лёд тронулся

Вербное воскресенье

Сегодня Вербное воскресенье. Иисус въезжает в Иерусалим на осле. У городских ворот народ бросает одежду ему под ноги, машет пальмовыми ветвями, восклицает: «Осанна!» Спаситель отправляется в храм, опрокидывает столы менял, исцеляет слепых и хромых. В России пальмы не растут, поэтому вместо пальмовых веток используют вербные.

12.04.2020 15:00, Олег Давыдов


Анна Алексеева: «Мама грозилась покончить с собой»

Истории бывших сектантов

Они верят в прошлые жизни, управляют временем, готовятся к Армагеддону и мечтают стать шахидами. В России от пятисот до 2–3 тысяч сект и десятки тысяч сектантов. Определение секты никак не прописано в законодательстве, а депутаты не первый год думают над соответствующим законопроектом. Бывшие сектанты и их родственники рассказали «Снобу», есть ли жизнь после секты.

12.10.2019 13:00, snob.ru


Волшебство Февронии

Почему все счастливые семьи счастливы одинаково

8 июля — день Петра и Февронии, пары, которую даже смерть не смогла разлучить. Их память отмечают сразу вслед за Иваном Купалой (7 июля), праздником, в ходе которого русский народ чтит божество любви. Логично: сперва любовь, потом брак. С 2008 года к дню влюблённых святых приурочен ещё и официальный День семьи, любви и верности. Жена президента предложила сделать его эмблемой ромашку.

08.07.2019 17:30, Олег Давыдов


Тайное большинство

Сколько в России православных?

Закон о свободе совести описывает особое место православия в России. Однако о том, сколько представителей самой большой конфессии живут в России, не знают даже социологи и священники.

26.05.2019 13:00, Роман Шляхтин, codaru.com


Счастливы верующие?

84% населения планеты относят себя к той или иной религиозной группе, и это влияет на их уровень счастья

Что делает людей счастливыми? Ответить на этот вопрос, пожалуй, трудно. О счастье говорят столетиями. Философы, мыслители и активисты вроде Аристотеля, Жан-Жака Руссо или Бертрана Рассела называли счастье и удовлетворенностью жизнью одной из главных целей, мотивирующей людей.

28.02.2018 13:00, Кайонда губерт Мгамаба (Kayonda Hubert Ngamaba)


Православие в XXI веке

Распространение православия в разных странах мира

Бóльшая часть православных христиан мира сконцентрирована в Европе, причем в контексте общей численности населения их доля сокращается, а вот эфиопская община старательно следует всем предписаниям религии и растет.

29.11.2017 13:00, inosmi.ru


Праздник для несчастных

Люди стоят в очередях к православным святыням в том числе и потому, что веры в государство у них больше нет

Вот уже много дней продолжается паломничество петербуржцев к частице мощей Николая Чудотворца. Подобные мероприятия, которые можно отнести не только к религиозной, но и культурной жизни города, традиционно порождают массу слухов и дискуссий.

27.07.2017 18:05, Людмила Семенова, rosbalt.ru


Такая Россия

30% православных считают, что Бога нет

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

06.04.2017 16:00, Николай Митрохин, takiedela.ru


Дары волхвов

«Первое рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»

Я спросила: «А Чей это портрет?» В ответ Леночка шепнула: «Это Богородица. У Ее Сына сегодня день Рожденья». «А чем это так вкусно пахнет?» — «Ладаном».

07.01.2017 13:00, Ирина Ахундова


Искусство добровольной боли

Как бороться с депрессией и нужно ли это делать

Как человек, долго и упорно борющийся со своими внутренними монстрами, я не один раз получала советы «просто отпусти» и «забей и двигайся дальше». Я никогда не понимала, что это значит. Как можно просто перешагнуть через черную дыру, которая находится в самом центре и, заглядывая в которую, я ни разу не видела дна. Я наблюдала за тем, как дыра постоянно расширялась, понемногу поглощая последние оплоты радости в моей жизни. Как у Бродского: «Сначала в бездну свалился стул, потом – упала кровать. Потом – мой стол, его я столкнул сам, не хочу скрывать».

24.05.2016 16:00, Юлия Ходаковская для The devochki






 

Новости

Социологи выяснили, что треть молодых мужчин вообще не занимается сексом
Социологи из Университета Индианы выяснили, что каждый третий мужчина в возрасте от 18 до 24 лет вообще не занимается сексом. Эта сфера жизни с каждым годом все меньше их интересует.
Число случаев заражения коронавирусом в мире превысило 13 млн
По данным Университета Джонса Хопкинса, умерли 570 776 инфицированных.
На пикетах в поддержку Сафронова задержали не менее 18 участников
У СИЗО «Лефортово» в Москве задержали не менее 18 человек, которые пришли поддержать бывшего коллегу, советника гендиректора «Роскосмоса» Ивана Сафронова, арестованного по обвинению в госизмене.
У СИЗО «Лефортово» начались задержания участников пикетов в поддержку Ивана Сафронова
В Москве около СИЗО «Лефортово» начались пикеты журналистов в поддержку бывшего корреспондента «Коммерсанта» Ивана Сафронова, арестованного по делу о госизмене.
Ученые прогнозируют потепление на 1,5 °C в ближайшие 5 лет
Ученые предсказывают глобальное потепление на 1,5 градуса по Цельсию в ближайшие пять лет — вероятность такого сценария 1 к 5, пишет The Guardian.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.