Подписаться на обновления
24 августаСуббота

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Александр Соколянский   вторник, 22 сентября 2009 года, 09:57

Петушиный крик позитивизма
Некоторые соображения насчёт театрального сезона — 2009/2010


Памятник А. П. Чехову в Камергерском переулке // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Никакого диалога быть не может ни с Чеховым, ни с Пушкиным, ни с Шекспиром. Мы делаем вид, что обращаемся со своими вопросами к людям, которые писали не для нас и не на нашем языке, а потом придумываем за них удобные и актуальные ответы на наши вопросы.

Как уже сообщала читателям «Частного корреспондента» А. Никольская («С бору по сосенке»), главное событие нынешней театральной жизни — 150-летие со дня рождения А.П. Чехова. По сути, мы будем праздновать этот юбилей весь сезон, так что он даже не событие, а, скорее, сквозное действие.

Только что выпущенный Римасом Туминасом вахтанговский «Дядя Ваня» почти совершенен, есть ощущение, что спектакль так и останется первым и главным событием сезона до его завершения. Уж больно он хорош.

Уже вышел «Дядя Ваня» в Театре имени Вахтангова (режиссёр Римас Туминас, в заглавной роли Сергей Маковецкий). На подходе ещё один в Театре имени Моссовета (режиссёр Андрей Кончаловский, в заглавной роли Павел Деревянко).

Из Петербурга поступают весьма любопытные сведения о летних гастролях «Ленкома» и то ли сенсационном, то ли скандалёзном «Вишнёвом саде» (режиссёр Марк Захаров, главное в спектакле — беззастенчиво переписанный текст пьесы).

Московская премьера назначена на конец месяца: ждём с нетерпением, но насторожившись. И так далее.

Начало положено. 29 января 2010 года мы с подобающим энтузиазмом и с чувством выполненного долга помянем величайшего из писателей-новаторов конца ХIХ — начала ХХ века, который и в драме, и в прозе изо всех сил старался казаться неноватором (в поэзии таков же был Александр Блок).

Желательно было бы помянуть Антон Палыча в его собственном стиле: без ложной скромности, но с безукоризненной деликатностью. И никак не без юмора.

У покойного М.Л. Гаспарова в «Записях и выписках» есть отрезвляющая фраза: «Мережковский приставал к Чехову с вечными вопросами, а тот говорил: не забудьте, что у Тестова к селянке большая водка нужна» .

Предлагаю считать эту фразу главным духовно-нравственным ориентиром всех юбилейных торжеств. Тем более что сделать в честь Чехова что-нибудь другое — так, чтобы получилось по-умному, со вкусом и в его собственном стиле, — нам навряд ли удастся.

Не подумайте, что я хочу накаркать провалы всем чеховским премьерам. Ровно наоборот: желал, желаю и буду всем желать удачи, в том числе и тем театрам, от которых не жду ничего хорошего.

Например, Моссовету: а ну как дуэт Войницкого-Деревянко и Серебрякова-Филиппенко сам по себе, помимо безнадёжной режиссуры Кончаловского, окажется прекрасен?

Всё может быть. Но речь не об этом.

Речь о кондициях, на которых сегодня театр и его зритель предпочитают (или не предпочитают, а просто по-другому не выходит) вести свой диалог с Чеховым.

То есть что значит «диалог»?

Известно, что великий филолог Гаспаров, только что процитированный, занимал в этом вопросе крайнюю позицию: никаких таких диалогов нет и быть не может — ни с Чеховым, ни с Пушкиным, ни с Шекспиром.

Основная дата нового сезона — юбилей Чехова. И многие театры, разумеется, не упустят возможность отметиться. Хотя Чехова и без того ставят регулярно.
Как известно, столичный департамент культуры в нынешнем сезоне не будет финансировать премьеры. Да и вообще на дворе кризис. Однако театры это не останавливает: объявленные планы весьма обширны.
Живучесть театральных организмов впечатляет. При взгляде на всё запланированное возникает ощущение, что никакого кризиса нет и в помине: у большинства театров по четыре-пять премьер минимум…

Мы делаем вид, что обращаемся со своими вопросами к людям, которые писали не для нас и не на нашем языке, а потом придумываем за них удобные и актуальные ответы на наши вопросы.

Конечно, позиция Гаспарова, уже в силу её категоричности, обязывает к спору, и её не один раз оспаривали: умно, содержательно, доказательно.

С оппонентами приятно соглашаться. Штука, однако, в том, что ни одна из гуманитарных наук не знает окончательно верных или неверных позиций, и известная фраза «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно» — это, вероятно, один из рекордов в состязаниях по риторическому идиотизму.

Гуманитариям приходится жить в мире мнений, каковые могут быть лишь более или менее сильны и сообразны протекающему времени (или, напротив, сильны тем, что наотрез отказываются «духу времени» подчиниться).

Но, так или иначе, сегодня позиция Гаспарова, увы, в силе.

Диалог отменяется.

Мне думается, что о сегодняшней неспособности к диалогу с культурным прошлым и c А.П. Чеховым в частности свидетельствует слишком многое.

Ярчайшим, хотя и косвенным доказательством оного я считаю успех книги «Жизнь Антона Чехова» («Anton Chekhov a life»). Монография в 850 страниц, написанная дотошным фактографом, отличным архивистом, но совершенно никаким литературоведом Дональдом Рейфилдом, переиздана уже дважды; по слухам, к январю готовится 4-е, подарочное издание.

Такой спрос на книгу о писателе — бесспорно, сенсация.

Рецензии на неё давно уж написали люди не мне чета — Андрей Турков, Андрей Немзер, Виктор Ерофеев, С. Гедройц. С ними не о чем спорить. Меня интересует не сама книга, а то, чем она нас, бедных, покорила.

Да, Рейфилд вываливает на голову читателю груды плохо осмысленных подробностей, касающихся чеховского быта, заработков, знакомств, сексуальных связей, болезней, политических взглядов и пр.

Автор книги декларировал однажды: «Я думаю, что личные, нравственные качества и гений существуют отдельно, сами по себе». Поэтому он старательно уклоняется от разговора о «гении» и тем самым лишает жизнь Чехова духовного объёма: «быт Чехова» — это ведь не то же, что «жизнь Чехова».

Да, когда Рейфилд вынужден давать хоть краткий комментарий к чеховским произведениям, он садится в калошу с удручающей регулярностью.

Его толкования чеховских сюжетов плоски, как сочинение троечника, и нередко сомнительны (в «Дяде Ване», по Рейфилду, «городские жители расстаются с родственниками, подавленные их жалким существованием в оскудевшем поместье», — да неужто? В «Вишнёвом саде» в финале «старшее поколение сохраняет свой авторитет, а у молодых рушатся планы и надежды» — это как же?).

Хуже того — сообщаемое Рейфилдом иногда заведомо ошибочно. Ну не имеет тема лжесвидетельства никакого отношения к «Человеку в футляре» — вот не имеет, и всё тут!

Наконец, Рейфилд, плохо разбирающийся в литературном стиле Чехова, о стиле его жизни, о стиле его общения тоже имеет очень куцее представление. Он не понимает ни юмора чеховских писем, ни их артистичности.

Чехов гениально подстраивается к любому из адресатов (умение сказать то, что хочешь, в той форме, в которой тебя поймут лучше всего, есть цель риторического искусства) и умеет подстроить их под себя — такого, каким хочет казаться.

С Сувориным и с Буниным, с Ликой Мизиновой и с Ольгой Книппер — Чехов всегда разный и всегда сам для себя определяет тон шутки, дистанцию, меру фамильярности.

Рейфилд же всё воспринимает с монотонной, почти патологической серьёзностью. Кажется, что даже тогда, когда Александр Чехов сообщает брату, что, мол, его замучили метеоризмы ( «…Пишу тебе это письмо при свете газового рожка, вставленного в anus» ), английский исследователь готов принять грубоватую шутку за серьёзную жалобу.

Ну мало ли как там лечатся эти странные русские.

Наверное, так изначально не планировалось, но «Вишнёвый сад» теперь, когда после смерти Олега Янковского (памяти которого посвящена премьера) из репертуара «Ленкома» ушла «Чайка», воспринимается послесловием к ней…

Вкус сложной, разнообразной, переливчатой игры, которую Чехов вёл с жизнью и с людьми, Рейфилдом не понят совершенно.

А если отчасти и понят (ну не может же человек быть таким беспросветным занудой, каким выглядит автор «Жизни Антона Чехова»!), то проигнорирован.

Может быть, нарочно: потому что в этой игре перед нами снова проявляется чеховский гений, а с «гениями» Рейфилд иметь дела не хочет.

Ну правда же! В Англии эта книжка вышла в 1997 году — неужели с тех пор никто не объяснил Рейфилду, что его пересказы чеховских сочинений невыносимо кургузы?

В жизни не поверю.

Но ему всё равно. Ему другого и не нужно. Более того, похоже, что спокойное, ничуть не наигранное равнодушие профессора Рейфилда к литературе входит в правила его работы.

Вспомним по аналогии: покойный митрополит Сурожский Антоний (Блюм), долго живший и трудившийся в Англии, не раз говорил, что английские богословы, очень многие, сделались совершенно равнодушны к Богу.

Приводил примеры: «Наша православная студентка на богословском факультете в Лондоне что-то сказала о Воскресении Христовом; профессор-англиканин ей сказал: «Не саботируйте собрание!» Она возразила: «Простите, я верую в Воскресение». — «Глупости! Если вы будете продолжать об этом говорить, я вас попрошу выйти вон!» — и он её исключил из семинара» (беседа «Созерцание и деятельность»).

Бурная реакция профессора, заметим, характерна. Толерантные богословы новой формации готовы принять и вежливо обсудить всё что угодно, но только не открытое исповедание веры.

От этого они прямо-таки сатанеют.

То же и литературоведы, готовые вести разговор обо всём, кроме главного.

Нынешним всероссийским триумфом книга Рейфилда обязана именно тому, что из судьбы Чехова она выдавливает писательский гений; оставшиеся же капли преподносятся в предельно грубом и беззастенчиво искажаемом виде.

Именно, именно так! — радуется читатель, разучившийся наслаждаться чтением, от литературы мне большего и не надо. Мне подавай факты.

И Рейфилд их подаёт, не стараясь отделить важное от случайного и крупное от пренебрежимо малого.

«Купил собак, прописали пенсне, случился понос, напечатан «Ионыч», у брата Александра — нарыв, у сестры Маши — роман», — пародирует Рейфилда С. Гедройц, и его пародия верна настолько, насколько вообще бывает верна пародия. Сказать ли, что это недостаток книги? Нет, это авторский метод, он давно известен.

Имя ему — позитивизм. ХIХ век.

«Любой наблюдённый и доказанный факт просто в силу своей фактичности занимает законное место в ряду всех других фактов. Он может быть более или менее интересным, более или менее показательным, более или менее значительным, но в принципе он имеет всю полноту прав факта. Это «демократическое» равенство фактов между собой <…> несовместимо с тем «аристократическим», иерархическим принципом отбора фактов, без которого нельзя ни построить, ни сохранить никакого идеального канона» (С. Аверинцев. Образ античности в западноевропейской культуре ХХ века).

Мы вновь переживаем время, в котором научный, а за ним и обывательский рассудок решительно отмежёвываются от мира «духовных сущностей».

Нет бога, кроме факта, нет жизни, кроме быта, человек есть то, что он ест и т.д. (Официозное насаждение православия в России, на мой взгляд, лишь усугубляет размежевание, но это отдельная тема.)

Как и почему «петушиный крик позитивизма» (Ф. Ницше) подготавливает и обусловливает триумфы иррационалистического мышления, какие странные связи тут возникают — об этом в процитированной статье Аверинцева сказано блистательно: найдите, прочтите, получите куда большее удовольствие, чем от этих моих заметок.

Вот о чём никто не написал: о том, что профессор Рейфилд в своём позитивистском энтузиазме так же наивен и старомоден, как стриженая нигилистка, режущая лягушек на благо человечества, — какая-нибудь девица Ванскок из лесковского романа «На ножах».

К несчастью, анахронизмом его книгу назвать нельзя, нам она пришлась ровно впору. И можно опасаться (изо всех сил заклиная: «Да не быть по сему!»), что театральный сезон — 2009/2010 станет не просто чеховским, а рейфилдо-чеховским.

Вот, к примеру, из Театра имени Станиславского сообщают: драматург Елена Гремина специально для них пишет пьесу под рабочим названием «Чехов. Молодые годы». Как вы думаете, чем это она вдохновилась?

И вдохновилась ведь по делу, нашла, что называется, родственную душу.

Если кто не знает, Гремина — один из идеологов нашей «новой драмы», создатель Театра.doc, пропагандист вербатима (хотя сама, кажется, в этом жанре не пишет) и горячая поклонница английского New Writing.

Так ведь и книга Рейфилда возникла на той же волне, что New Writing (1996-й — первая ласточка «Shopping & Fucking» Марка Равенхилла, 1998-й — шедевр стиля «Психоз 4.48» Сары Кейн).

Параллели между поэтикой авторов «Ройял Корта», подхваченной нашими «новыми», и исследовательскими установками Рейфилда очевидны.

Неизбирательный интерес к быту, вера в самоценность фактов, не нуждающихся в интерпретации, декларативное сведение авторских полномочий к свидетельским, глухой эмпиризм, чуждый всему, что выходит за пределы чувственного опыта и т.д.

И как вывод из всего этого — ожесточённое недоверие к традиционным ценностным системам. Злейший враг «новой драмы» — не буржуазный зритель, который её в общем воспринял с удовольствием, как занятный, щекочущий нервы аттракцион, а театр, укоренённый в традиции: «театр с колоннами».

Честно говоря, судьба «новой драмы» как таковой меня не очень тревожит.

Тревожит влияние её нормативов на общетеатральное развитие. Правильней, впрочем, сказать, что сами эти нормативы — лишь крайнее выражение тех позитивистских умонастроений в обществе, с которыми театру так или иначе приходится считаться — или же бороться.

Мне уже приходилось писать о том, как пагубно влияет на сегодняшнее актёрское искусство практика так называемых читок, которые «новая драма» легитимизировала в качестве полноценных театральных представлений; тема эта далеко не закрыта.

Но вот пример вполне конкретный: первая чеховская премьера сезона. Театр имени Вахтангова.

«Дядя Ваня» в постановке Римаса Туминаса — успех несомненный и значительный. Я всецело присоединяюсь к похвалам коллег (прессу можно почитать на сайте), и то, о чём буду говорить сейчас, никак не отменяет главного: это спектакль мастерский, остроумный, отточенный по рисунку, обильный неожиданными и превосходными режиссёрскими находками.

Временами — очень смешной (чаще, впрочем, смеёшься не потому, что режиссёр нас удачно позабавил, а просто от удовольствия: ах, как хорошо, какая точная деталь придумана!).

Однако.

Во-первых, в спектакле действительно много актёрских удач, но насчёт их ценности можно спорить. Чеховские персонажи в спектакле Туминаса — все, за вычетом лишь дяди Вани (удача Сергея Маковецкого бесспорно весома и дорогого стоит), — двухмерны.

Ольга Егошина в своей блестящей статье сравнивает персонажей Туминаса с графическими карикатурами, а дядя Ваня среди них — «портрет, написанный маслом»: это очень точно.

Слов нет, карикатуры отменно хороши.

Все — от профессора Серебрякова (Владимир Симонов), самовлюблённого индюка, который самому себе кажется орлом, до старой няни Марины (Галина Коновалова), которая превращена в иссохшую, полубезумную экс-гувернантку с мертвенно-белым лицом и цветком в седых волосах.

Придумано лихо — но до чего же не в лад автору!

Чеховский Серебряков тем и замечателен, что ярлык на него не навесишь. Он может вызывать жалость и даже невольную симпатию (это хорошо получалось у Олега Табакова в не очень складном мхатовском спектакле), персонаж Симонова — ни в коем случае.

Особенно жаль в этом смысле Соню, которую играет совсем молодая Евгения Крегжде (в другом составе — Мария Бердинских). Актриса наделена замечательной пластичностью, переливчатостью внешних данных.

Как её Соня умеет вдруг превращаться из дурнушки в красавицу, как снова угасает — прелесть, да и только. Вот кто, вероятно, мог бы сыграть «третье измерение» образа — да ещё так, чтобы за ним просвечивало четвёртое. Но Туминасу дар актрисы нужен не за этим.

Знаменитый финальный монолог («Мы, дядя Ваня, будем жить» и т.д.) Соня-Крегжде начинает вполне привычно, тихо и печально, но с каждым словом в неё вливается какая-то злобная сила.

Сжимается кулачок, лицо стервенеет. Фразы становятся рублеными, интонация — митинговой, смысловые ударения ставятся на глаголах: «Мы /люфт/ отдохнём! Мы услышим! /люфт/ ангелов, мы увидим! /люфт/ всё небо в алмазах!» и т.д.

Не знаю, насколько удалось мне передать на бумаге то, что звучит в спектакле, но вот довольно точная аналогия: ясноглазый мальчик из «Кабаре» Боба Фосса — тот самый, у которого песня «Tomorrow belongs to me» начинается как лирическая баллада, а кончается как нацистский гимн.

Неожиданно, сильно, здорово. Но при этом, разумеется, ни о каком «диалоге с Чеховым» нет и речи: это сочинено режиссёром поверх написанного, без оглядки на собственный смысл Сониного монолога.

И сложное «я» персонажа безжалостно низводится на уровень двухмерности: тот самый, к которому приучает зрителя «новая драма», принципиально предпочитающая типаж индивидуальности.

Во-вторых, заостряя черты персонажей, доводя их до карикатурности, Туминас по идее должен был бы заострить и смысл своего собственного высказывания.

Этого не случилось. Режиссёрский сюжет спектакля как-то ускользает из виду: всё прекрасно, но что вы, собственно, хотели сказать? В чём состояла, извините за выражение, сверхзадача?

Господи, какой стыд: «…извините за выражение…» — как будто тут есть за что извиняться. Да, я живу в мире, где сверхзадачи существуют, они должны ставиться и выполняться.

«Новая драма» — нет. Римас Туминас, с которым мы знакомы лет двадцать, — безусловно, да. Просто на этот раз он свою сверхзадачу как-то хитроумно спрятал — может быть, слишком хитроумно.

А может быть, и нет. Мне вспомнилась ещё одна из чудесных гаспаровских выписок, то есть предположительно гаспаровских. Честно перелистал всю книгу, не нашёл, цитирую по памяти.

«Чехов был врач и понимал, что Россия больна. А на больных не кричат».




ОТПРАВИТЬ:       



 






Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.