Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Александр Молчанов   пятница, 24 сентября 2010 года, 09:44

Первый по-любому
Российское телевидение сделало ещё один шаг навстречу западному качеству


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




До сих пор у поклонников жанра телесериала был только один вопрос к российскому телевидению: почему наши сериалы такие плохие, а западные — такие хорошие? Теперь появился и другой вопрос: почему наши сериалы стали показывать по одной серии в неделю? С вашего позволения, я отвечу.

Несколько месяцев назад мы с коллегами обсуждали будущий телевизионный сезон, часто употребляя при этом слова «глухарь» и «интерны». Все сходились в том, что громких телепремьер ждать не стоит: обжёгшись на запущенных ещё до кризиса высокобюджетных проектах, теленачальство больше не желает рисковать и пускает в дело только проверенные форматы. И тогда я осмелился предположить, что главным событием будущего сезона будет не какая-то громкая премьера, а переход на вертикальное программирование.

Идеальный зритель мелодрам должен иметь массу душевных сил, кои не на что направить. Он же обязан быть непробиваемо наивен и доверчив во всех социальных вопросах. Душевную щедрость он должен сочетать с социальным бесчувствием и желательно с атрофией аналитических способностей. В нашем сегодняшнем обществе оформились два взаимосвязанных дефицита — чувств и денег. С ними и работает телевидение в удобное для аудитории время.

Коллеги напомнили мне, что все попытки, предпринятые каналами ТНТ и РЕН в данном направлении, провалились — наш зритель привык получать всё, сразу и много. Если он смотрит сериал, он хочет видеть его не раз в неделю, а каждый вечер и желательно по две серии сразу. Кстати, это и является ответом на первый вопрос, вынесенный в анонс данной статьи: невозможно снимать 50—100 серий за сезон без потери качества. Если не верите, сравните наши сериалы с сериалами HBO, где стандартный заказ — 8 серий на сезон, или с британским сериалом «Шерлок», первый сезон которого вообще состоит из трёх серий.

Однако свершилось: Первый канал перешёл в новом телесезоне на вертикальное программирование. Отныне в будние дни на этом канале мы смотрим в понедельник один сериал, во вторник — другой, в среду — третий, в четверг — четвёртый. То есть прямо как на прекрасном западном эфирном ТВ, которого мы так хотим.

Это, разумеется, не очень понравилось зрителям, даже самым продвинутым. Некоторые считают, что нашему зрителю будет трудно запомнить, в какой день недели будут показывать его любимый сериал. Некоторые уверены, что наши сериалы не настолько хороши, чтобы выдавать их зрителю такими гомеопатическими дозами.

Попробуем разобраться, каковы плюсы и минусы вертикального программирования.

Начнём с интересов зрителя. Назовём его зритель А. Допустим, зритель А хочет смотреть любимый сериал каждый вечер. Любимый жанр зрителя А — мелодрама. Он получает свою мелодраму и счастлив. А вот зритель Б. Его любимый жанр — детектив. Он включает телевизор каждый вечер в надежде посмотреть детектив, но видит там только мелодраму. День за днём каждый вечер — сопли, слёзы и сплошная любовная любовь. Зритель Б навсегда выключает телевизор и идёт пить водку.

А вот зритель В, который любит комедии. А вот зритель Г, который любит историческое кино. А вот зритель Д, который любит интеллектуальные драмы. Ой, а где у нас зритель Д? Он же только что здесь стоял с томиком Камю под мышкой? Померещился? Бывает…

Вероятно, теперь всё будет выглядеть так: в понедельник зритель А смотрит свою мелодраму, во вторник зритель Б смотрит свой детектив, в среду зритель В смотрит свою комедию, в четверг зритель Г смотрит своё историческое кино (а зритель Д пусть всю неделю читает своего Камю). Всем сёстрам по серьгам. Повысится ли от этого суммарный рейтинг за всё время показов? Не обязательно. Но это позволит удерживать у экранов телевизоров более широкую аудиторию, пусть и в разное время.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию со стороны производителей сериалов.

Как запускают новые проекты на Западе? Есть определённая процедура: у автора (сценариста, режиссёра или продюсера) возникает идея сериала. Он показывает её представителям продюсерской компании. Если идея хороша, её показывают студии, которая производит съёмки. Если студия готова включиться в проект, идею показывают на одном из каналов (в США их около 400, включая кабельные). На этой стадии отсеивается множество плохих идей и, возможно, парочка хороших.

Затем пишется пилот сериала. Если он устраивает канал, заказываются съёмки пилота. Иногда, если есть сомнения в успехе, пилот могут показать в эфире до официальной премьеры сериала (как было, например, с сериалом Glee, который стал в итоге главным хитом прошлого сезона). Затем канал заказывает несколько серий (обычно 13). Съёмки идут параллельно с показом, опережая его на 3—4 серии.

Разумеется, такое возможно только при условии, что сериал идёт раз в неделю.

При этом канал постоянно отслеживает зрительские предпочтения, проводя опросы в фокус-группах. Например, если обнаруживается, что какой-то персонаж раздражает зрителей, такого персонажа могут убить в самый разгар сезона ко всеобщему удовольствию. Если после 3—4 первых серий обнаружится, что сериал не пользуется особым успехом, канал может отменить заказ на оставшиеся серии, уплатив производителю неустойку.

Если же сериал имеет стабильный рейтинг, канал заказывает оставшиеся серии (так называемые back nine, оставшиеся девять серий сезона). Затем принимается решение о продлении сериала на второй сезон или его закрытии.

Видимо, чтобы не вводить в состояние душевной ломки тех, кто привык потреблять сериальную продукцию еженедельно, НТВ поставило в новогодние дни «Бальзаковский возраст…» Это говорит о том, что данный сериал хорошо себя зарекомендовал как коммерческий проект — за то и удостоился служить отдохновением от бесконечной эстрады и юмора. Правда, в последние сезоны происходит странный дрейф ситкома в сторону эстрадного шоу.

Чем удобна такая система? Тем, что канал может в любую секунду остановить сериал, который не понравился зрителям. И останавливают так, что только пыль летит. Порядок цифр примерно такой (цитирую по книге Памелы Дуглас Writing The TV Drama Series): в сезон запускаются 500 проектов, из них 100 доходят до стадии написания пилотного сценария, 20 снимаются, 5 выходят в эфир, и только 1 становится успешным и продлевается на второй сезон.

Да, именно так, каждый Lost и House прошёл в эфир по трупам 500 менее успешных проектов. Именно поэтому Lost и House так хороши.

А как сериалы запускаются у нас? Возьмём, чтобы никого не обижать, некий сферический сериал в вакууме. В России есть восемь телеканалов, которые заказывают сериалы производителям. Производителей — около 400. Практически у каждого мало-мальски что-то из себя представляющего режиссёра есть свой небольшой продакшен. И вот наш режиссёр приходит к руководителю канала и предлагает что-то снять для него. Чуете разницу? В России основой нового проекта является не сценарий и даже не идея сериала, а личность режиссёра.

Допустим, личность режиссёра знакома руководителю телеканала и он готов запустить новый проект. Обычно в этот момент с полки берётся какая-нибудь книга. Слава богу, русская литература богата пригодными для экранизаций источниками. Кстати, иногда с полки снимается DVD с каким-нибудь успешным западным сериалом и… ну, в общем, вы понимаете.

Затем режиссёр получает бюджет и начинаются съёмки. Безусловно, канал контролирует процесс, редакторы читают сценарий, смотрят кастинг, принимают готовые серии. Однако будет ли сериал успешным, никто не знает. Ну вот никто и не знает, почему «Ликвидация» была успешной, а «Исаев» провалился. Вроде бы тот же режиссёр, тот же сценарист, всё то же самое, но в одном случае сработало, а во втором — нет.

Только когда сериал будет снят целиком и показан, можно сказать, успешен он или нет. Если вдруг оказалось, что сериал не нравится зрителям, канал может сделать только одно — снять его с показа, оборвав на полуслове (так случилось, например, с сериалом «Журов», который Первый канал закрыл после нескольких серий). Но сериал при этом уже снят целиком, деньги на съёмки уже потрачены! Более того, производители были так уверены в успехе, что сняли сразу два сезона. Теперь они могут рассчитывать лишь получить какие-то крохи на продаже DVD.

В отличие от российского кино, которое не является ни бизнесом, ни искусством, российское телевидение — это бизнес. Люди, которые им занимаются, — это бизнесмены, которые очень хорошо умеют считать деньги.

Переход на вертикальное программирование позволит отсекать на стадии производства негодные проекты, которые не нравятся зрителю. И в конце концов ещё на чуть-чуть приближает нас к тому, чтобы телевидение стало искусством.

Таким образом, в конце концов выиграем мы, зрители.

PS. Что же касается интеллектуалов вроде уважаемого зрителя Д с его Камю, ему придётся подождать лет пять — десять, пока в России появится хорошее кабельное телевидение с большим числом подписчиков. «Декстер», «Сопрано», «Прослушка», «Калифорнийский блудник» и прочие телешедевры никогда не были и не могли бы появиться на эфирном американском ТВ.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Масс маркет

Или Удобные люди

Сиденья без спинок, дискриминация стариков, аплодисменты у Петра Толстого, каша на митингах ЛДПР, утрата веры в людей и другие вещи, которые больше всего волнуют рядовых участников массовок и их бригадиров

28.05.2015 13:00, Андрей Лошак


Как избыток сериалов меняет телевидение

Что мы будем смотреть, когда сериалов станет ещё больше?

Ничто не может завлечь зрителей лучше сериалов, а значит, меньше их не станет. Уже сейчас телевизионщики исхитряются, чтобы выжить в суровых условиях отрасли: например, заказывают шоу вскладчину с зарубежными партнёрами, открывают дочерние производственные компании. Возможно, им станет чуть легче, когда достаточно американцев обзаведутся умными телевизорами и рекламный рынок встрепенётся благодаря таргетированным роликам. Ещё вероятнее, что каналы, желая сбалансировать бюджеты, приблизят золотой век недорогих реалити-шоу. Наверняка какие-то каналы не выживут, а останутся те, кто, мучаясь неутолимой жаждой и упираясь в потолок спроса, сделает правильную ставку — на воображение.

13.01.2015 11:10, Марат Кузаев


Передача мыслей на расстоянии

4 июля 1950 года свою первую трансляцию осуществила Радио Свободная Европа

Начался один из самых интересных экспериментов в области медиапропаганды. Итог — радио «Свободная Европа»: 21 страна, 28 языков, 1000 часов эфира в неделю, 17,6 миллионов слушателей. Бюджет — 90,2 миллиона долларов. Солидная глобальная машина по заражению идеями «американской» демократии, оплачиваемая Конгрессом США.

04.07.2014 08:00, Радиф Кашапов


Того и жди пройдут дожди

Этот диалог войдет в историю российской журналистики, если от нее что-то останется к тому моменту, когда этот учебник снова потребуется

«Достаточно того, что действительно признается ошибка тем или иным СМИ, убирается этот материал спорный? Может быть, действительно конфликт исчерпан и не стоит копья ломать?»

31.01.2014 16:50, Василий Гатов


Не столько дождь лил, сколько гром гремел

Журналисты и блогеры о возможном закрытии телеканала «Дождь»

Есть как сторонники крайних мер, ратующие за немедленное закрытие телеканала, так и те, кто счёл опрос, предложенный «Дождем», вполне уместным. Однако большинство мнений схожи со следующим: «Это был плохой вопрос. Тема была важная, обсуждать ее не просто можно, а нужно. Потому что мы до сих пор не знаем и малой части правды о Блокаде. Но вопрос был задан неудачный. «Дождь» за него извинился, и этого вполне достаточно».

29.01.2014 10:30


«Может быть перейдем на краудфандинг»

Татьяна Лазарева про холдинг «На коленке»

Перестать быть телевизионщиком невозможно — это в очередной раз доказали Татьяна Лазарева и Михаил Шац, которые ушли с телеканала СТС в конце прошлого года. Теперь ведущие осваивают просторы интернета: 24 мая на YouTube появился первый выпуск их проекта «Телевидение на коленке». Этот проект совершенно свободен от цензуры и предрассудков и является ярчайшим примером качественной политической сатиры в интернете. Более того, ничего даже отдаленно похожего не встретить и на центральных каналах, которые этот проект и пародирует. О том, как «Телевидение на коленке» будет развиваться в дальнейшем, есть ли у проекта границы юмора и том, с какими трудностями он сталкивается, рассказала Татьяна Лазарева.

07.08.2013 12:15, Анна Калачина


Выходит продюсер

Отрывок из книги, вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»

Кто такой продюсер и чем он занимается? Почему голливудское кино завоевало мир и в чем основные отличия российской киноиндустрии от американской? Как зарабатывают и теряют миллиарды на идеях и творческих решениях? «Выходит продюсер» Александра Роднянского — первая книга на русском языке, где подробно и доступно рассказывается о том, как придумывают и создают современные сериалы и фильмы и как продюсеры участвуют в формировании образа жизни миллионов людей — и, как следствие, окружающего мира.

01.07.2013 16:30, Александр Роднянский


На коленке — не на коленях

Популярные телеведущие и участники оппозиционного движения Татьяна Лазарева и Михаил Шац начали новый проект

Первый выпуск нарочито низкобюджетного шоу «Телевидение на коленке» выложен на Youtube (внимание, встречается ненормативная лексика). Слоганами нового шоу стали «Телевидение лучше делать на коленке, чем на коленях» и «Телевидение на коленке - мы опускаемся до уровня наших зрителей». И если первый посыл вполне понятен, то по поводу второго, как и по поводу идеи в целом и её реализации мнения зрителей весьма противоречивы. И пока кратки, как само шоу.

27.05.2013 12:01


Минута молчания? Можно. Но на большее не рассчитывайте

Заслуживает ли бойкота телеканал ТНТ, отмечающий День Победы так, как он его «отмечает»

Этнополитолог, кандидат философских наук Александр Юсуповский предложил обсудить программу телеканала ТНТ в День Победы 9 мая. Эксперты и блогеры ответили на вопрос «Заслуживает ли бойкота такой телеканал и реальна ли такая перспектива?».

16.05.2013 14:27


О телевидении (монолог)

или Гарик Мартиросян как современный интеллигент

«Редька, медок, лимончик…» – для телевидения что радость, что горе – всё хлеб. Знаете, что отличает сегодняшнего интеллигента от не интеллигента? Современный интеллигент не матерится вслух! …Кстати, вы видели сегодня хоть одну передачу, где нет повара и диетолога?

07.12.2012 13:50, Андрей Лопатин






 

Новости

От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.