Основным латиноамериканским сюжетом в наступающем году будет судьба Уго Чавеса. Этот десантный полковник сумел сделать себя одной из ключевых фигур мировой политики и главной фигурой политики латиноамериканской. Пожалуй, даже Фидель Кастро в свои лучшие годы такого влияния не достигал.
Основным латиноамериканским сюжетом в наступающем году будет судьба Уго Чавеса. Этот десантный полковник сумел сделать себя одной из ключевых фигур мировой политики и главной фигурой политики латиноамериканской. Пожалуй, даже Фидель Кастро в свои лучшие годы такого влияния не достигал.
Весь проект латиноамериканского «народного социализма» держится на нем. Если Чавес уйдет, проект посыплется очень быстро. Харизматик в политике вообще весьма важен, особенно в политике латиноамериканской, особенно когда речь идет о политике левопопулистской. А никого хотя бы отдаленно сравнимого с венесуэльским президентом по харизматичности на континенте нет.
Чавес объединяет всех латиноамериканских левых, он их неформальный лидер, не претендующий при этом ни на какую формализацию своего статуса. Он выводит местный социалистический проект на глобальный уровень.
При этом самому Чавесу надо удержать власть в Венесуэле, ведь именно статус президента этой страны является базой для его континентальных и глобальных амбиций.
Нельзя не отметить того факта, что Чавес до сих пор не стал диктатором. В Венесуэле сохраняются практически все элементы классической демократии — многопартийность, свободные выборы, независимые СМИ. Поражение Чавеса на референдуме в конце 2007 года, приход оппозиции к власти в наиболее экономически развитых регионах страны годом позже свидетельствуют о том, что социализм в экономике не отменил демократии в политике.
В этом смысле Венесуэлу можно назвать анти-Китаем. В Китае экономический либерализм органично сочетается с авторитарным политическим режимом. Впрочем, это никак не мешает дружбе Каракаса и Пекина на антиамериканской почве.
В конечном счете всё сводится к проклятой и желанной черной жидкости — нефти. Венесуэла держится только и исключительно на ней (чем весьма напоминает одну очень большую далекую от нее страну, расположенную на северо-востоке Евразии). Любовь к Чавесу своего народа, народов Кубы и Боливии, всех «антиимпериалистических сил» оплачивается нефтедолларами, в основном, как это ни парадоксально, американскими, ведь главным покупателем венесуэльской нефти остаются США. Социализм неэффективен экономически, поэтому без подобного источника финансирования он начнет рушиться. Как это случилось всё в той же огромной стране на северо-востоке Евразии.
Чавес после недавних региональных выборов, которые он расценил как свой успех, уже анонсировал проведение повторного референдума с прежним вопросом об изменениях в конституцию страны. В частности, речь идет о снятии ограничений на количество сроков пребывания одного человека на посту президента. Чавес хочет остаться навсегда, так положено лидерам подобного типа. Однако и здесь Чавес представляет собой явное исключение: он хочет оставаться всегда, проводя демократические выборы. А для этого ему нужны деньги, которые неоткуда брать, кроме как из нефти.
И если нефть и дальше будет так же катастрофически дешеветь, Чавесу придется выбирать: либо становиться настоящим классическим диктатором (что может очень сильно подорвать его имидж за пределами Венесуэлы), либо рано или поздно проиграть. Не на референдуме, так на выборах. После чего объединять его левых коллег на континенте станет некому. И социализм потерпит очередное историческое поражение.
Читать @chaskor |