23 апреля 2014 года Театру на Таганке исполнится 50 лет. К юбилею Театра группа выпускников Школы театрального лидера во главе с режиссером Дмитрией Волкостреловым и художником Ксенией Перетрухиной подготовили масштабную программу, включающую премьеры спектаклей, выставки, экскурсии, инсталляции, хепенинги и исторические реконструкции. Первым из этих проектов стала открывшаяся 25 ноября выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы», на которой театральное пространство, история и мифология знаменитой Таганки исследуются средствами современного искусства. Выставка вызвала бурное негодование некоторых артистов и сотрудников театра, которые обвинили создателей в разрушении «культурного кода» театра, назвали их деятельность «вторжением» и попытались сорвать открытие выставки.
Авторы выставки превратили театральное фойе в пространство современного искусства, преодолевающее непроницаемость границ репертуарного театра. Объектами выставки стали фразы-размышления: в фойе театра сняли афиши старых спектаклей, будто навечно прилипшие к стенам, и вместо них напечатали тексты, размышляющие о судьбе театра, возможной необходимости пересмотреть его историю и решить, что же делать дальше. Там встречаются и цитаты Жана-Люка Годара и Ханса-Тиса Лемана, и манифесты, мысли или вопросы участников Группы юбилейного года, в которую вошли художники, режиссеры и театроведы из команды Дмитрия Волкострелова.
Убрав афиши, создатели выставки оставили фотографии актеров, которые играют в театре, портреты Станиславского, Брехта, Вахтангова и Мейерхольда, как бы пригласив их поучаствовать в дискуссии. Это не только приглашение к диалогу, но и попытка показать, что театр – это не кладбище старых спектаклей, которые нужно охранять как мумии в музее, поддерживая определенную температуру исполнения. Театр – это люди, без которых немыслима его история, и от которых зависит его будущее. Именно к ним обращены тексты: к ушедшим, как мастерам театрального искусства; к живущим – как к тем, в чьих силах преобразовать театр и не дать ему остановиться на достигнутом.
Рядом с кабинетом Любимова, в котором по словам «защитника чести театра» висит «настоящее искусство» в виде цитат и портретов авторитетных деятелей культуры, на стене напечатано письмо-обращение создателей выставки к Юрию Петровичу. В письме авторы обращаются к Любимову как художники к художнику, говоря о глубоком уважении, большой чести войти в этот театр, и сожалении о том, что это происходит без его участия. Письмо соседствует с надписью «На этом месте висела афиша «Что делать?», как бы переадресующей вопрос основателю театра.
Выставка «Попытка альтернативы» - это лучший способ задать болезненный вопрос о будущем театра, раздираемого конфликтом интересов, именно так – напрямую и без концептуалистской иронии. Заменить афиши, олицетворяющие прошлое, текстами с вопросами и размышлениями о будущем, и оставить портреты тех людей, с которыми эти тексты ведут диалог и которые (некоторые из них) возможно способны найти решения обнаженных художниками проблем. Конечно жаль, что Юрий Петрович Любимов не вступил в этот диалог, будто-то бы ответив на письмо художников как Биньямин Нетаньяху Познеру: «ваша работа спрашивать, моя - не отвечать».
Кто-то назовет эту выставку провокацией, причем это может быть как негативной, так и позитивной оценкой. Действительно, из-за вызванного выставкой скандала это первое, что приходит в голову. Но провокативность вопроса не всегда означает попытку провокации. Как бы ни было – попытка удалась. И она не просто спровоцировала ответную реакцию, но и очень ярко продемонстрировала характер конфликта в самом театре – конфликта не только политического, но и человеческого, вынудив так называемых защитников герметичности и неприкосновенности театральных традиций измарать стены своего святилища заборными надписями. (на открытии меня преследовала мысль о том, что если бы это не сделали протестующие против выставки, их бы следовало сфабриковать самим создателям). Причем при всей незначительности и глупости их содержания, само их наличие уже о многом говорит.
Очевидно, что надписи оставили не посторонние посетители, совершенно не понимающие смысл происходящего, но люди, которые в отсутствие охраны могли вандализировать государственную собственность, если уж на то пошло. Один из таких людей, с которым я неосмотрительно вступила в спор перед самым закрытием театра, после ухода охранника запер меня в темном фойе, пока я одевалась (хорошо, что я сообразила найти служебный выход). Что можно сказать об их странной реакции? Агрессия? Защитный рефлекс? Полное непонимание сути проблем? Хотя скорее это банальное непонимание языка современного искусства, идущее от недостатка образования или от излишней убежденности в парадигме автономии искусства.
Подобные ситуации случаются не только в театре, но и в учебных заведениях, да и вообще в любых институтах культуры. Эта выставка удивительно коррелировала с ситуацией, свидетелем которой я стала в другой институции, также раздираемой противоречивыми желаниями реформирования и сохранения традиций. Имеет ли смысл называть здесь эту институцию? Или провести в ее стенах подобную выставку-акцию (провокацию) – такой жест институциональной критики? Хватит ли мне смелости, чтобы открыто выразить свое мнение? Можно ли расценивать эту нерешительность как благоразумную осторожность дипломата или трусливый уход от пресловутой гражданской ответственности? И если этот жест институциональной критики мог бы стать ярким художественным высказыванием, было ли бы это эффективно политически? Может ли искусство что-то изменить за пределами своей растягивающейся как резина, но не рвущейся автономии?
Пожалуй, кто-то ответит, что искусство может изменить своего зрителя - активизировать и заставить задуматься. И в этом смысле попытка поиска альтернативы, заставляющая задуматься не только о будущем конкретного театра, но и о собственной позиции по отношению к институции, к которой вы причастны, стала для меня пробуждением. Будем надеяться, что главным результатом этих поисков будут новые и свежие постановки.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Репетиции» на Таганке - задел на премьеры.
- Зерна упали в землю… Эльзы .
Первые результаты проекта «Репетиции» театра на Таганке. - У актеров Таганки открылось второе дыхание .
- «Репетиции» - Театр на вырост».
- «В нашем поколении дебилов было меньше» .
К юбилею Таганки. - Технология «оносороживания».
Сегодня под "носорожеством" можно понимать или религиозный фундаментализм, или все тот же лево-либеральный дискурс. - Новый год по театральному календарю .
Начало театрального сезона в столице сулит немало сюрпризов.