Подписаться на обновления
26 январяВоскресенье

usd цб 61.8031

eur цб 68.2924

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  воскресенье, 25 июля 2010 года, 09:58

Павел Крусанов: «Человек — функция вселенского организма…»
Питерский писатель отвечает на самые важные вопросы


Павел Крусанов // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Кто виноват? Что делать? Как спасти душу? Какой период переживает Россия? Как перестать беспокоиться и начать просто жить? В чём смысл жизни? Павел Крусанов, в школе и дома, мужественно говорит о главном.

После прочтения романа Павла Крусанова «Мёртвый язык» остаётся ощущение, что автор его знает ответы на все вопросы. Именно поэтому и хочется их ему задать. Собственно, в России писатель всегда отвечал за самые главные «ответы», ориентируя людей, потерявших системы координат в том, что сегодня происходит.

Вещество жизни не имеет информационных поводов, оно разлито всюду и выражено во всём. Писатель — это тот, кто извлекает вещество жизни из воздуха и фасует его в брикеты.

К сожалению, традиция эта оказалась потерянной, вместе с писательскими встречами в зале телецентра «Останкино». Но писатели (точнее, их ответы вызовам дня) хуже от этого не стали. Вот и захотелось расспросить Крусанова о том, что волнует всех и каждого. Респект мужеству человека, согласившегося в эпоху тотальной иронии, на беседу без подмигиваний и поддавков.

Да, на всякий случай. Для особенно непонятливых. Это не постмодернистская игра. Не стёб, но сугубо серьёзный разговор о насущном. Привыкайте.

— Как вы считаете, в каком периоде развития находится сейчас наша страна?
— Лев Гумилёв в восьмидесятые утешительно обещал России, исполнившей по его представлениям свою провиденциальную задачу, двести лет золотой осени.

Однако реальность предлагает нам нечто куда менее поэтическое — пепелище, гноище, деградацию притязаний во всех областях жизни, разобщение, апатию, потерю ориентации и шатание государственной воли, девальвацию, простите за пафос, нравственных и культурных ценностей, торжество корысти и тугое, неодолимое неприятие идеи бескорыстного служения, а также любой позитивной инициативы, связанной с перспективой развития страны, региона, города, села, отдельного хутора, а не с извлечением сиюминутной выгоды. В таком виде Россия обречена на позорное вымирание. В общем, это прописи, публицистика. Исхода три: естественное исчезновение через поглощение соседями России в её нынешних пределах (не очень реально), появление ответственного государственного правителя, чья воля способна оживить и расчистить пространство, и третий исход — появление при попытке поглощения России отечественного Гарибальди, поскольку народ и государство — такой материал, который имеет предельную точку сжатия, после которой может произойти взрыв.

— Россия стала частью мирового мейнстрима или же у неё, всё ещё, «свой путь» развития, та самая «особость», что мешает нормально жить? И будет ли Россия жить нормально если она станет «одной из»?
— Писатель — тот же артист, лицедей. Артист в широком смысле. И я прекрасно отдаю себе отчёт в том, где место артиста. Порой включишь ящик, посмотришь на Веллера или Глуховского и подумаешь: «Зачем, дружок, ты так далеко отошёл от буфета?» Вы, Дмитрий, тоже пытаетесь меня от него увести. Это негуманно. И тем не менее...

Частью мирового мейнстрима Россия не стала, если за таковой принимать извод англо-саксонской цивилизации. И это хорошо. Я не желаю своей стране этой жалкой участи — ходить в чужих обносках. У России, действительно, свой путь, как и положено самостоятельному цивилизационному центру. У Японии, Китая и арабского мира тоже свой путь. И этот путь оказывается благодатным, когда производит не раскол в умах, выраженный у нас в форме вечной тяжбы славянофилов и западников, а в арабском мире в ещё более пагубной форме, а когда ведёт к синтезу — то есть сохраняет образ своего мира, в нашем случае русского мира, и дополняет его тем, чего ему не хватает для того, чтобы оказаться в реальных мировых лидерах. Япония и Китай так именно и поступают. Японцы и китайцы остаются сами собой, а не перерождаются в каких-то общечеловеков. От России же мировой мейнстрим почему-то требуют именно что перестать быть собой и сделаться никем, народом без собственных свойств, живущим по правилам, написанным каким-то чужим дядей. Это, между прочим, тоже форма поглощения. А Россия не может просто стоять в ряду, каких-нибудь, допустим, скандинавских стран, она — или империя, или её нет. Западный мир, полный застарелых фобий, хочет и уже многое сделал для того, чтобы её не было. И это не конспирологический миф. Я хочу, чтобы Россия была. И на сегодняшний день идея евразийства — наиболее живительна для России, поскольку позволяет, не теряя идентичности, сохраняя лицо, гордо претендовать на мировое лидерство.

— Писатель похож на актёра только тем, что работает собой и из себя, своим телом. Однако, в отличие от актёра (в том и ценность истинного литератора), он работает своим собственным, а не заёмным содержанием, вырабатывает смыслы, а не мнимости. И в этом, как мне кажется, одна из главных сложностей писательской работы — выходить «на сцену» без подстраховки.
— Бывают, тем не менее, писатели, которые работают с заёмным содержанием, но тут вы, в принципе, правы — такие писатели должны называться каким-то другим словом. Не будем о них. Остаются те, кто производит смыслы, выходит без подстраховки.

В этом случае из двух возможных стратегий более выигрышной мне кажется та, которая на первый взгляд выглядит как раз проигрышной и безответственной. Я имею в виду то обстоятельство, что в дальней перспективе выигрывает тот автор, который не боится подставиться. Не боится выглядеть неполиткорректным и смущать малых сих. А вот тот, кто подставляться ни в коем случае не желает, оказывается в итоге, как это ни парадоксально, более уязвимым. Несмотря на взвешенность и рассудочность суждений.

На эту тему можно было бы говорить довольно долго, но наглядные пособия позволяют нам экономить время. Вспомните Алексея Балабанова — полтора десятка лет назад редкий газетчик не окрестил его фашистом. Теперь те из них, кого не попёрли за бездарность, тем же пером курят ему фимиам. При этом сам Балабанов ничуть не изменился, в чём совершенно прав.

Вообще попадание в некий общественный нерв, отчего приходит в движение и негодует сало жизни, — есть одна из составляющих любой творческой задачи.

— Но трудно живётся не только писателям. И по объективным причинам и по субъективным тоже. А на вас посмотришь, вы всегда спокойны, точно знаете, что и как нужно делать. Есть ли у вас секрет выживания в сегодняшней России? Как перестать беспокоиться и начать просто жить?
— Насчёт личного спокойствия... Пожалуй, это мнимость. Нет суеты — так будет вернее. Суета уходит, когда перестаёшь изменять своим вчерашним убеждениям в угоду веянию нового дня, подувшему из форточки с видом на Содом, или общепринятому взгляду, продиктованному мудрыми соображениями корысти. Когда выдворяешь из личного пространств повседневной жизни позу, зависть и тщету. Тогда и начинаешь без оглядки на обстоятельства делать то, что должен, — а лучшего занятия в жизни для нас никто ещё не придумал.

— Ну, без подставы ничего не бывает, это правда. Ведь если слушать других людей, то не сделаешь ничего нового. Будешь только пережёвывать пережёванное другими. Политкорректным нужна только дача и гранты. Нормальные такие временщики: день простоять да ночь на своём белом шуме продержаться.

Люди не прощают силы, и если вы подставляетесь, вас бьют. Как быть с этим? Как правильно реагировать и реагировать ли, «приемля равнодушно»?
— Если заметят, бить будут в любом случае, сколь безобидным не покажется предъявленный текст. Засветился — учись держать удар. Вам ли не знать, что, скажем, в том же интернет-сообществе всегда найдётся колено, которое будет нацелено на вас по любому поводу и даже в силу его отсутствия. А уж если автор набрался дерзости поколебать сложившееся равновесие, то для хранителей культуры и прочих музейных работников он виновен однозначно.

Под прицелом критиков из Большого жюри один из претендентов на победу в нынешнем розыгрыше «Национального бестселлера» — идеологизированный роман-трактат Павла Крусанова «Мёртвый язык».

Смысл подставы, то есть предъявления без лакировки себя и своих убеждений (если ты имеешь убеждения, а не удовлетворяешься одними идеями), состоит именно в том, чтобы обезоружить недруга. Открылся раз — и получил по полной. Лукавый критик ликует — жертва его небрежного внимания в помоях. А в следующем предъявлении ты снова прежний и не подвинулся ни на пядь. Ты показал, что применённое к тебе оружие бессильно — ты выживаешь и при точечном ударе и при ковровой бомбардировке. Использовать те же средства снова и снова — уже бесчувствие вкуса. Даже недруг начинает вглядываться в тебя внимательнее, если он, конечно, самостоятельная фигура, а не кликуша-грантосос, отрабатывающий деньги за «правильный взгляд».

В моём случае, например, само название последнего романа «Мёртвый язык» — уже подстава. Будь это первая книга, редкий критик не отоспался бы на «мёртвом языке», переадресовав этот образ непосредственно к тексту, полагая, что это отличный кунштюк. А сегодня на эту наживку купился только человек из «OpenSpace», что, конечно, должным образом его характеризует.

— После «Укуса ангела» вы стали всероссийской знаменитостью. Изменили ли «медные трубы» ваш внутренний расклад или как-то откорректировали ваше поведение? Есть ли секреты противостояния чужому вниманию, вторгающемуся в ваше личное пространство?
— Я не ждал столь широкого внимания, поэтому отнёсся к нему с недоверием. Возможно, именно такие обстоятельства и не позволяют нам обольщаться признанностью. По крайней мере, у меня совершенно не изменился ближний круг общения, а это именно та аудитория, мнением которой хотелось бы дорожить. И именно она является тем читателем, к которому мне интересно было бы адресовать свои книги. Людей таких не больше полудюжины — если не удаётся преодолеть скепсис (допустим, он есть) ближнего круга, то внимание остальных не имеет никакого значения. Впрочем, если преодолеть удаётся, постороннее внимание тоже не имеет значения. Так — свежий летний ветерок, овевающий тебя после бани. А если оно не имеет значения, зачем пускать носителей этого не имеющего значения внимания в свою жизнь, в своё личное пространство?

— Иногда чужие вторгаются в него излишне агрессивно. Ведь если ты подставляешься, они решают, что ты делаешь это по слабости, а не от силы. У нас люди устроены странным образом и, например, вежливость воспринимают как корысть или заинтересованность — очень интересно устраивать в жизни потлач и смотреть, как люди смотрят не в тебя, но в зеркало.

«Мёртвый язык» — это действительно мощная подстава уже на уровне формы (не говоря о дискуссионности высказываемых там идей), то ли роман-манифест, то ли роман-трактат, где сюжет только мешается под ногами и нужен для наживки. Как вы сами определяете его жанр и дискурс?
— Против агрессивных нужно ставить защитные экраны, чтобы они скатывались по ним, точно с гуся вода. В принципе, это несложная техника, которая требует определённой невозмутимости и чувства юмора. Ведь по существу, это какая-то недошлифовка рассудка — воспринимать мужественное смирение, как бессилие, а доверие, как подвох.

Что касается «Мёртвого языка», то поначалу меня подмывало дать здесь какое-то жанровое уточнение типа роман-скелет или роман-высказывание. Однако Битов застолбил уже в «Улетающем Монахове» эту делянку, дав своему тексту подзаголовок роман-пунктир. В этом случае, мне показалось, лучше умолчать, чем откровенно повторить приём. Хотя по существу это именно роман-высказывание. В главах, состоящих из диалогов, например, время от времени вполне сознательно упускались уточнения относительно того, кто в данном случае говорит. Потому что это не имеет значения — все слова говорит автор, приносящий в жертву прямому высказыванию определённые догмы литературной формы. Причём сказать то, что говорится в «Мёртвом языке» мне требовалось именно средствами художественного письма, а не средствами пламенной документальной публицистики, к которой у времени куда меньше доверия, чем к хорошему вымыслу.

Если говорить о сюжете, то здесь вы правы — здесь сюжет, действительно, наживка, живец, нужный и существующий лишь до тех пор, пока читатель не садится на крючок. После того, как живец проглочен, важна лишь волшебная нить, которую не перекусить. Нить, сплетённая из слов — именно она, эта нить, которая ни что иное, как язык, и является основным материалом и героем повествования. Иногда эта нить истончается, иногда становится плотнее и гуще, иногда начинает махриться… Но всё равно это всё та же нить, из которой соткана материя нашей жизни — язык. Такой вот, трам-тарарам, логополагающий дискурс.

— А почему вы не доверяете публицистике?
— Я здесь ни при чём. Речь о недоверии со стороны времени. Публицистика живёт в газете, в периодике, в аналитических программах радио, ТВ и определённых сетевых форматах, а это недолговечные, сиюминутные убежища. Метко воткнутая в точку сегодняшнего дня со всеми его социальными и культурно-историческими болячками, остро заточенная публицистика не пробивает завтрашний, а тем более послезавтрашний день, который уже ускользает от её жала, бросая через плечо насмешливый взгляд.

Со школьной скамьи мы помним имена — Белинский, Добролюбов, Писарев… Но кто сегодня читает этих беззаветных демократов? Не больше повезло и консервативному лагерю, в части публицистики, пожалуй, даже более блестящему. Я имею в виду Каткова, Победоносцева и Михаила Меньшикова.

Хорошая литература и хорошая публицистика, примерно равные по возможности вызвать живой отклик в дне сегодняшнем, имеют разный срок годности в исторической протяжённости — используя гастрономическую аналогию, это будет выглядеть примерно как вяленая бастурма и свежий овощ. Потому что хорошая литература так готовится, что имеет шанс выпасть из исторического времени. Только это я и имел в виду.

— Можно ли вам задать вопрос о смысле нашего существования. В чём он, на ваш взгляд, заключён?
— На любой вопрос — любой ответ. Конечно, в масштабах человеческого разумения никакого смысла у жизни нет. То есть человек просто не в состоянии постичь замысел не им сотворённой штуки. Потому что он сам часть, фрагмент этого замысла, встроенный в общую материю бытия.

Взять для примера часы. Скажем, какой-нибудь мыслящий анкер вполне может описать работающий механизм и перечесть все пружинки и зубчики на колёсах, но ему всё равно будет невдомёк, что снаружи есть циферблат и стрелки, которые показывают что-то вполне целесообразное Тому, кто эти часы сотворил, или тому, кто ими просто пользуется.

Человек — функция вселенского организма. И долг его, если угодно, в том, чтобы осуществить заключённые в него устремления. Главнейшее из которых — спасение души.

— Как же её можно спасать, спасти?
— Если мы соглашаемся с тем, что она, душа, есть, то она, как всякое явление сущего, требует о себе заботы, поскольку может быть уязвлена, подавлена или, напротив, может должным образом цвести и воспарять.

Я не святой старец и не махатма, который способен сказать вам последнюю правду. Ну… по крайней мере мы так думаем, что люди глубокой духовной практики на это способны. Путь спасения — по руководствам или без — можно искать всю жизнь, да так и не встать на него, оставаясь в иллюзии. Это затратные пути, как правило, не имеющие отношения к истине. По мне — надо просто жить и следовать установлениям той великой традиции, из лона которой ты вышел. Привнося по мере сил в каждый свой день толику героизма, которого так не хватает сегодня и нашей стране, и нашей великой традиции.

— Что вы понимаете под «великой традицией»?
— Духовные базы цивилизаций. То есть в первую очередь — мировые религии. И произрастающие из них этику и эстетику.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Живой труп», или Драма на Москве-реке

Какое событие стало сюжетом для Льва Толстого?

Лев Толстой взял сюжет для своей пьесы «Живой труп» из реальной жизни. Вернее, как это часто происходит, реальность в чем-то даже превзошла сценическую драму.

20.01.2020 19:00, Елена Минушкина, diletant.media


Ужасный век Грибоедова: тонкая презумпция на обстоятельства «толстых»

225 лет назад, 15 января 1795 года родился А. С. Грибоедов

«...здесь сидели за чайным столом: бригадный генерал 18-й дивизии Кальм; известный Грибоедов, адъютант Ермолова Воейков (оба привезённые с Кавказа); отставной поручик генерального штаба А. А. Тучков... предводитель дворянства Екатеринославской губернии Алексеев. Поздний чай произошёл оттого, что Воейков и Грибоедов были на допросе в комиссии, находящейся в крепости. Через час мы все были как старые знакомые. Предмет разговора понимается: вопросам, расспросам и взаимно сообщавшимся сведениям не было конца», — описывал грустную зиму 1826-го задержанный по Восстанию на Сенатской — на тот момент полковник — И. Липранди, прототип пушкинского Сильвио из «Выстрела», впоследствии оправданный.

15.01.2020 19:00, Игорь Фунт


Вернуться в Сорренто

Внучка Максима Горького о Сталине, своем деде и о любви

Марфа Максимовна Пешкова — внучка великого русского писателя Максима Горького. Ей 94 года. Она одиноко и скромно живёт в Подмосковье, абсолютно открыта для общения, но собеседников почти совсем нет. О жизни семьи — наша беседа.

14.01.2020 19:00, Лариса Максимова, story.ru


Цитадель Этель Войнич

Как она стала классиком

Говоря пристрастно, она стала автором всего «одного романа», который сразу после выхода, в общем-то, не принес ей большой славы. Дело в том, что его первые читатели — американцы и англичане — были не совсем правильным адресатом. Настоящие поклонники ее бунтарского духа жили далеко от них — в вечно мятежной и дикой России. И пока писательница переезжала из города в город, с континента на континент, меняя ремесло и увлечения, они зачитывали ее «Овода» до дыр и боготворили героя романа. Дожив до глубокой старости, она случайно узнала о том, что ее слава в далекой России незыблема, как стяг свободы.

24.12.2019 19:00, Наталья Клевалина, vokrugsveta.ru


Вуди Аллен. «Случай с Кугельмасом»

Всегда ли любовь связана с разочарованием?

Кугельмас, профессор классической литературы в Сити-колледж, был несчастлив во втором браке. Дафна Кугельмас оказалась плебейкой. Вдобавок у него было два олуха от первой жены, Фло, и он сидел по уши в алиментах и хлопотах о потомках.

15.12.2019 19:00, izbrannoe.com


Нос — иностранный агент

(По мотивам произведений Н. В. Гоголя: повести «Нос», поэмы"Мертвы души«, повести «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

Однажды случилось у нас необыкновенно странное происшествие. Некто по фамилии Ковалев, человек средних лет, живший в столице, служил в одном силовом ведомстве, так расплодившихся у нас. Был он майором ФСБ и ходил на работу на Лубянку.

03.12.2019 16:00, Михаил Ланцман


В уездном городе N-ске

Выдуманные города литературных произведений

Вымышленные города на страницах русской классики стали появляться с начала XIX века. Одни писатели придумывали их, чтобы показать типичную российскую жизнь в провинции, другие придавали им черты реальных мест и говорили то, чего не могли сказать прямо. О несуществующих городах в книгах Александра Островского, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Лескова и других писателей — читайте в нашем материале.

25.11.2019 19:00, Анастасия Войко, culture.ru


«Любовь не измеряют стажем»

Истинная история Друниной

«Отношения Друниной и Каплера — это история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных». Такую формулу любви применил к этой паре кинорежиссёр Эльдар Рязанов. У дочери Юлии Друниной Елены Липатниковой своя версия...

24.11.2019 19:00, Александр Ганулич, story.ru


Погибшие, но милые созданья

Как продавали любовь в русской классике

Обобщенный образ проститутки в русской классике напоминает образ маленького человека, сломленного средой и враждебным миром. Тела несчастных ежедневно умерщвляются, живые чистые души тянутся к свету — и не могут выбраться из неволи, но хотят спасать и быть спасенными. Однако к началу XX века феномен проституции в литературе был переосмыслен неожиданным образом: оказалось, что спасать некому, а главное — некого. Светлана Волошина рассказывает, как продажная любовь лишилась христианских оттенков и погрузилась в мрак отчаяния.

18.11.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Смертный приговор Николая Клюева

«С молотом в руке, в медвежьей дикой шкуре!»

135 лет назад, 22 октября 1884 года родился Николай Клюев. Основоположник новокрестьянства, жертва сталинского террора.

22.10.2019 16:00, Игорь Фунт






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.