Подписаться на обновления
19 январяСуббота

usd цб 66.3309

eur цб 75.5841

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   понедельник, 25 августа 2014 года, 15:00

Пациенты скорее живы
В Выборге подвел итоги фестиваль российского кино «Окно в Европу»


Кадр из фильма «Мама дарагая!» //ruskino.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Как и в прошлом году, основную конкурсную программу составили 13 картин. На этот раз число оказалось более счастливым - средний уровень работ слегка вырос, хотя видеть в этом тенденцию, на мой взгляд, опрометчиво. Зато (и, может быть, как раз поэтому) без труда угадываются две другие тенденции, причем противоположные. С одной стороны - большой процент жанрового, развлекательного и особенно комедийного кино в фестивальной программе. А с другой - пронизывающие опять-таки большую часть фильмов тревожные, вплоть до откровенно апокалиптических, ощущения.

«Дар». Режиссер Сергей Карандашов

Эту экранизацию детской повести Курляндского "Моя бабушка - ведьма" задумывал еще сам Алексей Герман-старший. Переименование "Бабушки-ведьмы" в многозначительный и ассоциирующийся с Набоковым "Дар" для создателей картины вряд ли случайно, как и выбор визуальной эстетики для ее реализации. Режиссер, похоже, вообразил себя новым Германом: дымки, тени, котражуры и прочее операторское колдовство, предназначенное для создания "атмосфэры", собственно, становится главным содержанием произведения, нарратив же размывается до полного отсутствия связи между событиями, что призвана оправдать рамочная конструкция: все чудеса в решете, показанные на протяжении полутора часов - как бы сон заболевшего мальчика, если угодно понимать все так просто. В этом сне у мальчика неожиданно и необъяснимо пропала мама, зато появилась бабушка Поля в компании карликов-"лопотунов". Мальчик Вася - обычный школьник, тайно и безнадежно влюбленный в одноклассницу. В городе появляется цирк-шапито, а в классе Васи - новый ученик, смурной забияка. Голубоглазый блондинчик Вася постепенно узнает, что приехавшая с цирком артистка Амалия - "зарубежная ведьма", мечтающая о вечной молодости, для чего ей в полнолуние необходимо провести ритуал с жертвоприношением содержащейся в местном зверинце медведицы-оборотня по кличке Умка, а тренирующийся в стрельбе из лука по методике Вильгельма Телля новенький одноклассник - сын ведьмы Амалии. Медведицу, обреченную на убой, Вася заслоняет своей грудью, после чего просыпается в холодном поту на руках у заботливой мамы. Так или иначе, а зарубежные ведьмы с их сомнительными вильгельмами теллями, намеренные ради своей вечной жизни принести в жертву одухотворенного русского медведя (по счастью, всегда находятся больные мальчики, готовые грудью прикрыть медведя от стрелы) рассеялись, растаяли в дымке и облаках - спасибо оператору опять-таки. Воплощающая "зарубежную ведьму" Амалию Галина Тюнина, прекрасная и прежде всего театральная актриса, по-своему хороша в эксцентричном, магическо-цирковом макияже, с накладными ресницами и в экзотических шляпках из павлиньих перьев, но чудеса в решете она уже намного интереснее и, главное, содержательнее, отыграла в "Дозорах", а здесь - доигрывает по инерции ошметки найденных для Ольги-Совы красок, да большего тут, пожалуй, и не требуется. Тем не менее "Дар" отмечен дипломом фестиваля - что можно считать "утешительным призом", премией "на бедность", с формулировкой подстать самой картине: "за пронзительный лиризм атмосферы".

«Бесы». Режиссер Роман Шаляпин

Дебютирующий в качестве кинорежиссера театральный актер Роман Шаляпин говорит: "это не фильм, это высказывание" - что звучит подозрительно, тем более что на поверхностный взгляд фильм-высказывание более всего смахивает на междусобойный полулюбительский видеоарт. Однако забавно и вряд ли случайно, что за считанные месяцы - даже не годы! - в России появилось сразу две экранизации "Бесов" Достоевского, хотиненковская "официальная" и шаляпинская "независимая", а актер Евгений Ткачук поучаствовал в обеих, таким образом откатав и обязательную программу, и произвольную. Причем у Хотиненко он сыграл Шатова, а у своего друга и бывшего однокурсника по ГИТИСу Шаляпина - Верховенского, будто нарочно "отзеркалив" палача и жертву.

Правда, совсем без "хотиненко" (как я называю нарочитые до пошлости визуальные метафоры) и у Шаляпина не обошлось - постарался в первую очередь оператор, камера напрягается изо всех сил. А еще каждый раз над очередным обреченным появляется "символическая" белая голубка - сначала над Шатовым, потом над Кирилловым и наконец над Верховенским. История при этом драматургически - довольно скромная, с крошечным числом задействованных персонажей и единственным женским образом (Эркель - Нина Лощинина), при минимальном хронометраже еще и разбитая на короткие главки. Она захватывает только несколько узловых моментов криминальной фабулы романа: убийство Шатова, самоубийство Кириллова - и даже Ставрогин, важнейшая романе фигура, появляется только в виде призрака из видений Верховенского.

Но если у Хотиненко в его потугах на "фреску" под "бесами" и "бесовщиной" понимаются вполне конкретные явления, а именно - всякое противодействие устоявшейся социально-политической системе, то проблематика "Бесов" Шаляпина гораздо универсальнее, шире (я б ее сузил): природа любого авторитаризма. Я бы не стал говорить, что Шаляпин с Ткачуком открыли совершенно неведомую до них формулу власти одного над многими, заново высчитали геометрию пирамиды взаимного соподчинения. Но то, каким образом безудержное "своеволие" парадоксально оборачивается рабской зависимостью, а стремление к безграничной свободе - добровольным отказом от нее, они до некоторой степени осмыслили.

Конечно, центральная фигура в фильме - Верховенский-Ткачук, феерический Сатаны ради юродивый, постоянно напевающий очень точно найденный к случаю мотивчик Венгерского танца Брамса. Но и ансамбль в целом - как на подбор, благо это все народ "одной крови": Шатова играет Александр Алябьев, представитель следующего за курсом Ткачука и Шаляпина выпуска мастерской О.Л.Кудряшова в ГИТИСе, призрака Ставрогина - его однокурсник Евгений Матвеев, патлатого Липутина - тоже бывший гитисовец Олег Соколов, когда-то блеснувший в студенческих работах и спектаклях на Бронной, потом почти пропавший и сейчас возвращающийся на сцену (в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Богомолова) и экран (вот в "Бесах").

То, что Верховенский стреляет точно в лоб разлегшемуся на мосту Шатову, Кириллов выпрыгивает с балкона, Лямшин ходит на костылях, а Эркель вообще девушка - тоже занятно, но не так уж принципиально, я смотрел с интересом, стараясь не заигрываться в "найди десять отличий", а по-настоящему загорелся на эпизоде, когда Верховенский в ослепительно-светлой белой комнате танцует голышом вокруг висящего в петле Ставрогина под все тот же Венгерский танец, цепляющийся за тело, приникающий своим телом к нему и превращающийся в клопа-кровопийцу - меня восхитило, как просто и лихо это сделали дебютанты, никакой мэтр себе бы этого не позволил. К сожалению, едва ли не самый неординарный опус выборгского конкурса остался без каких-либо призов и ни жюри, ни зрителями, ни критикой не был отмечен.

«Швейцар». Режиссер Аркадий Яхнис

В хорошей квартире, перепланированной из бывшей коммуналки, связанная девушка сидит под надзором пожилого вежливого мужчины, который когда не разговаривает по громкой телефонной связи, прослушивает катушки с записями старых разговоров. Девушка (Мария Бердинских) - заложница, чей отец должен что-то сделать в обмен на свободу дочери. А мужчина (Андрей Сергеев) - ветеран КГБ, в свое время по какому-то случаю, то ли из-за связи с актрисой, то ли еще почему переведенный в "швейцары" под прикрытием. У героя слабое сердце - и в буквальном смысле (он глотает таблетки), и выражаясь фигурально (пленницу он развязывает, она же, свободная от пут, напротив, привязывается к своему тюремщику). Среди собеседников-голосов - и деловые партнеры, сообщающие о том, как идут принадлежащие отставному (но не бывшему, конечно же) гэбисту денежные потоки, и некая Василиса - можно предположить, его прежняя привязанность, постоянно анонсирующая свою скорую кончину. А пока старик и девушка между прочим ведут разговоры по душам, за происходящим в квартире следят посредством мониторов и камер наблюдения еще двое агентов, по ходу комментирующих происходящее.

При чрезвычайной - до полного морока - переусложненности структуры, выстроенной, надо признать, изощренно; при насыщенной, визуально изобретательной картинке; при, наконец, точных актерских работах, "Швейцар", помимо того, что он просто скучный, отдает чем-то невыносимо затхлым. Сама исходная идея устарела лет на двадцать - в 90-е что-то похожее, но более внятное, писал Миндадзе для Абдрашитова. Сценарий "Швейцара" принадлежит Аркадию Яхнису в соавторстве с Евгенией Тирдатовой, люди они в кинематографе подкованные, но несмотря на имеющуюся практику, в большей степени теоретически. Балансирующий на грани криминального триллера, психоаналитической притчи и абсурдистской комедии (отголоски "Последней записи Крэппа" Беккета, "Стульев" и "Урока" Ионеско слышны в "Швейцаре" абсолютно явственно) "Швейцар" - конечно, не жанровое кино и даже не простая аллегория, а что-то весьма замысловатое. Эти привязанные к стульям призрачные пленники, с которыми герой намерен расправиться, обиженный на их недостаточно взаимную к нему любовь, и эта трогательная заложница, которую он в случайной борьбе убивает нелепым выстрелом из пистолета, и наблюдатели по ту сторону веб-камер, да и сам гэбист в швейцарской ливрее с позолотой, чье сердце останавливается, и остановив сразу после этого запись камер наблюдения, безликие "комментаторы" покидают свой "пост" - неуловимые фантомы, не позволяющие зацепиться за суть, хотя она в фильме, допустим, имеется. Но, не в пример выбранной форме для высказывания, она проста, если не примитивна.

Судя по тому, что в титрах фигурирует как "креативный продюсер" Андрей Панин, и его же памяти посвящен фильм, главная роль предназначалась ему, и хотя персонально к Андрею Сергееву претензий никаких нет, не исключено, что у Панина получился бы образ более живой и полнокровный. В том виде, в каком "Швейцар" предлагается сегодня, это просто мертвечина, где, продравшись через навороченную форму к реальному содержанию, неизбежно разочаровываешься скудостью авторской мысли.

«Пациенты». Режиссер Элла Омельченко

Мало-мальски смотрибельный фильм на фестивале российского кино - уже подарок, а такая картина, подобную которой навскидку не вспомнить - радость, в которую трудно поверить. Неудивительно, что не став официальным победителем смотра, "Пациенты" оказались осыпаны призами с разных сторон, получив от Варвары Арбузовой-Кулиш приз имени Саввы Кулиша "за оригинальность драматургических решений", от основного жюри - спецприз за дебют, и, что совсем уж удивительно - приз гильдии критиков из рук вечно недовольного Виктора Матизена, который нарочно для церемонии надел шляпу, чтоб перед Эллой Омельченко демонстративно ее снять.

То есть похожие фильмы в разное время и в разных местах появляются - что-то наподобие делал когда-то Тео ван Гог, в сходной стилистике и с аналогичными вопросами работают т.н. "независимые" американские режиссеры, но на русском языке - не могу найти примера. На статус шедевра "Пациенты" не тянут, кажется, в первую очередь потому, что режиссер сама не ставила задачу родить "шедевр", и это - отдельное достоинство ее произведения. Вместе с тем картина смотрится не просто с интересом, но с удовольствием, и очень легко, без напряжения, а после просмотра настоятельно требует осмысления.

Сергей и Леночка - супружеская пара. Он - драматург, сочиняющий сценарии мыльных опер, а мечтающий о карьере Чехова и создании сонетов. Она - актриса, рассчитывающая хотя бы озвучивать мультики, но начитывающая объявления станций для подмосковных электричек. Меж ними - разлад, средство от которого Сергей ищет у психоаналитика, а Лена - у православного батюшки. Юрий Геннадьевич советует Сергею развестись и освободиться, отец Сергий настаивает на сохранении семьи и необходимости терпеть, для чего хорошо бы повенчаться, ну или по крайней мере родить ребенка. Как ни странно, психоаналитик дает добро на зачатие, но беременность с токсикозом и сопутствующие капризы жены становятся для Сергея слишком трудным испытанием, и несмотря на старания батюшки герой из семьи уходит.

А дальше происходит важнейший в драматургии "Пациентов" поворот - супруги практически исчезают из поля зрения и на первый план выдвигаются психоаналитик с батюшкой. Сначала психоаналитик идет в церковь, а потом и батюшка - в кабинет к доктору. В результате батюшка отказывается от сана и подряжается работать "православным консультантом" в психоаналитический кабинет, доктор же спустя шесть месяцев готов бросить практику и, если уж не выучиться играть на балалайке, чем пренебрег в детстве, то хотя бы отречься от всего мирского.

Поразительно, насколько заведомо фарсовый, искусственный, условный сюжет убедительно разработан: справедливо оцененный фестивальным жюри сценарий Дмитрия Лемешева - высший сорт, он успешно избегает как идеологической заданности (какого бы то ни было вектора - нет уклона в "духовность", но нет и разоблачительной сатиры, особенно что касается образа отца Сергия: батюшки в новорусском кино - либо сусальные, либо, в лучшем случае, карикатурные - а здесь совершенно иное), так и потуг на афористичность, свойственных обычно "камерным" трагикомедиям. Но при этом каждая отдельная реплика - весома и содержательна, а развитие сюжетных линий на каждом повороте преподносит сюрпризы, ломает схемы, преодолевает инерцию зрительских ожиданий, и отличается, при всей парадоксальности, железной логикой. И вроде все просто, лаконично, без затей - а ощущение небывалого не покидает.

Идеальный кастинг, причем Павел Баршак (Сергей) и Тимофей Трибунцев (Юрий Геннадьевич) - прекрасные театральные актеры, но вот Дмитрий Мухамадеев, которого я тоже много раз видел на сцене, никогда не казался мне артистом необычайного дарования, а здесь его роль отца Сергия - едва ли не самая интересная (правда, озвучивал отца Сергия озвучивал другой исполнитель). Марьяна Кирсанова (Лена) - чуть менее яркая работа, но это не неудача актрисы, просто так надо для общего замысла, и исполнительница точно выполняет задачу.

Психоаналитик называет батюшку "священником от ума", предполагая (и угадывая), что в церковь он подался в силу определенных обстоятельств детства: отец - диссидент и алкоголик, напивался, бил мать, сын пожелал ему смерти, и на следующий день отца сбила машина. Того же рода упрек, по хорошему, следовало бы адресовать и самому психоаналитику, что он, собственно, и сделал, не дожидаясь ("врачу, исцелися сам"), а также и создателям "Пациентов", получившихся, при всех их неоспоримых достоинствах, избыточно рациональными. Но это и не "горе от ума" - это умное, ироничное, своевременное, а при кажущейся незамысловатости, не такое уж простое.

«Сын». Режиссер Арсений Гончуков

Присуждение гран-при от жюри черно-белой драме Гончукова большой неожиданностью не стало и особого впечатления ни на кого не произвело - это одна из немногих картин, которая, при всех вопросах, по крайней мере соответствует фестивальному формату, а не рассчитана на развлечение праздной публики. "Сын" - несомненно, более зрелая работа, чем предыдущий гончуковский "Полет". И сделанная с достоинством, с определенным вкусом, на хорошем профессиональном уровне, да и по проблематике заслуживающая как минимум уважения.

Главный герой Андрей живет где-то в провинциальном захолустье (то ли в Подмосковье, то ли в соседних областях) с матерью, страдающей тяжелой формой шизофрении. Ради приработка приторговывает наркотой, ходит также в библиотеку. Есть у Андрея и девушка, но все мысли занимает мать. Андрею удалось набрать денег и организовать поездку с матерью в Германию - болезнь неизлечимая, но там ей хотя бы могут обеспечить нормальный уход. Однако буквально накануне вылета герой находит мать на полу мертвой среди кучи упаковок из-под лекарств.

Смерть матери служит для композиции фильма своего рода "водоразделом". Вторая половина картины посвящена поездке Андрея в Москву. Ритм здесь еще больше замедляется, встречи с сестрами и отцом перемежаются долгими прогулками по городу. Одну из сестер Андрей просит купить гроб. Вторая вообще не хочет ничего знать и помнить о матери. Самая сильная, кульминационная, ключевая сцена - диалог с отцом: когда мать после смерти одного из сыновей заболела, он ушел из дома и теперь у него все хорошо. Сын рассказывает отцу совершенно невероятную историю - мать не только поправилась, но и вышла замуж, даже родила еще одного сына! Отец, как ни странно, верит.

Встреча была коротка - сын придушил отца собственными руками, вернулся к невесте и та ему объявила, что он сам скоро станет отцом и у него будет сын. Отправив подружку, Андрей перетягивает себе вены жгутом. Финал мне кажется крайне фальшивым, да и развязка с удушением отца - тоже сомнительной. Плюс совершенно необязательное ЧБ-изображение: Николай Хомерики с его"Сердца бумерангом" - явно не тот образец, на который стоит равняться и в чью сторону следовало бы двигаться. Но это, видимо, именно то направление, куда идет фестивальное кино, и "Сын" в него вписался лучше всего остального.

«Берцы». Режиссер Катя Шагалова

Речь у Шагаловой идет про ботиночки, подобно андерсеновским "красным башмачкам", непростые не в медицинском, а совсем в ином смысле - якобы они "ведут туда, куда надо". Главный герой Сергей, тележурналист, уволенный за смелый репортаж, очень нуждается в этих "берцах". Помимо того, что он лишился работы, его донимает влюбленная невеста, у него сложные отношения с матерью и отчимом, а еще более сложные - с психически нездоровой младшей сестрой-подростком. Василиса ревнует старшего брата как мужчину - сначала отваживает его невесту, а потом конфликтует с новой девушкой: Ира приходит к ним жить после того, как ее выгнал из дома муж - с Сергеем они познакомились и совокуплялись по платформам до по стройкам, и мстительные таджики-гастарбайтеры отправили супругу случайно заснятое видео. Если завязка покажется нелогичной, то надо набраться терпения для дальнейшего, потому что затем Василиса воспользовавшись слабостью пьяного брата попыталась с ним переспать, что и продемонстрировала Ирине, разбив их едва состоявшуюся пару.

Поражает воображение, что персонажи - более или менее благополучные люди: тележурналист, телеведущая, родители - тоже не нищие, месячный отдых на Кубе, во всяком случае, могут себе позволить, а при этом образ жизни они ведут опустившихся дегенератов - пьют не просыхая, дерутся, совокупляются по городским закоулкам и т.д. вплоть до инцеста. Если в этой нескладухе изначально закладывалась какая-то идея, то, может быть, Шагаловой показалось забавным взять структуру "доброй комедии", почти сказки, и напихать в нее "чернушных" элементов в духе "Груза 200", таким образом взорвав схему изнутри. В результате, однако, несмотря на отдельные смешные сценки в целом произведение выносит мозг своей претенциозной несуразностью.

«Последнее лето». Режиссер Евгений Звездаков

Еще один аутсайдер конкурса в сравнении с "Берцами", по крайней мере, не столь претенциозен. Поначалу кажется, что кино простовато, но небезнадежно - внушает оптимизм и явное владение режиссера основами профессии (пускай руку он набивал и не на самого высокого пошиба сериалах), и свежие мордашки молодых актеров (особенно Алексея Веселкина с его страдальческим взглядом и очень интересного Матвея Зубалевича), да и сюжет до какого-то момента увлекает, показавшись неординарным. Костя - сын богатых родителей, мама у него, правда, непонятно где и в кадре ни разу не появляется, а отец вроде бы готов о сыне позаботиться, да только сыну это не нужно. Учится Костя в финансовом, живет в хорошей квартире, машина у него есть, но умерла девушка, а ее можно было спасти. Пытался газом отравиться, ужа натянул мешок на голову - отец спас. Вместо благодарности родителю Костя затаил еще большую злобу. А тут подвернулся случай: пошел Костя в клуб развеяться, снял девушку, привел домой, а девушка подсыпала порошка в выпивку, открыла дверь друзьям, вещи они вынесли, очнувшемуся Косте дали по голове, а рожу разрисовали клоунским гримом. Обидчиков Костя быстро вычислил, но не стал разоблачать, а попросился в банду и стал вместе с ними грабить "барсиков", расписывая им физиономии под клоунов (такой фирменный знак, типа "черной кошки"), пока не добрался и до родного папы.

Богатый образованный мальчик, подавшийся в бандиты от личной драмы, а не ради адреналина в крови, не из жадности и не ради садистских утех - это, в принципе, любопытно, если б развить мотив. Да и предводитель шайки по кличке Санчез не так прост - то и дело начинает декламировать Бродского, а иной раз и вирши собственного сочинения. Ксю - та, что подцепила Костю в клубе - начинающая актрисулька, отсутствие талантов компенсирующая отсутствием комплексов, но все-таки мечтающая о карьере. Пельмень - боксер, и даже Щука, хоть и законченный инъекционный наркоман - тоже не совсем отморозок. Но не раскрывая характеры, не углубляясь в подоплеку событий (откуда такой поэтический Санчез со своим Бродским взялся, к примеру?), режиссер гонит сюжет по кругу. Костя наводит банду на своих однокурсников, один оказался геем - тогда Санчез подменяет Ксю в роли "живца". Другой "барсик", помощник депутата, откинул копыта при ограблении - рэкетир Рэд, связанный с местами, отмазывает компанию Санчеза на деньги, которые Костя берет у ограбленного им же папы - и папа дает. Ксю и Пельмень перебегают к Рэду и т д. и т.п. Отсутствие логики характеров, да и системы событий, при настойчивом морализаторстве, и отталкивает от фильма, который, приложи к нему побольше фантазии, поработай тщательнее - и мог стать оригинальным и значительным произведением.

«Девять дней и одно утро». Режиссер Вера Сторожева

С откровенно плохими фильмами легче, но про "Девять дней" не скажешь, что они совсем плохи, это достаточно профессиональная и небесталанная в целом (не считая исполнения главной роли) работа. Но от этого делается совсем скверно на душе.

Героиня фильма - модель и посол доброй воли при благотворительной организации, приехавшая с гуманитарной миссией, а вернее, с рекламной акцией в русскую глухомань аж из Парижа. Правда, Анна сама в этой глухомани родилась, а во Францию ее увезли приемные родители. До этого она воспитывалась в детдоме, о чем ей удалось благополучно забыть. Но тут ей снова и снова напоминают о прошлом, и что самое главное, у нее находится родная сестра Люба, хромая толстуха-банщица. Когда их мать-алкоголичка спалила хату и сама сгорела заживо, Любе на ногу во время пожара упала балка и она осталась инвалидом. Но Люба уверена в своей красоте, благополучии и абсолютном полноценности. Точно так же уверены в себе все вокруг. Не уверена в себе из действующих лиц одна только Анна. Тем не менее визит дамы на историческую родину обставлен с помпой - ее принимает мэр, рассчитывающий, что модель из Парижа поможет ему завязать отношения с каким-нибудь французским городком, подкладывает под мадемуазель своего сына - юноша не особо церемонится и в первый же вечер заваливает ее прямо в машине, пока французский бойфренд-фотолюбитель пробавляется съемкой прекрасных видов.

Честно говоря, я уже приготовился к тому, что "Девять дней и одно утро" - это лайт-версия "Юрьева дня", очередное для Сторожевой "Путешествие с домашними животными", и это меня тоже не радовало, но на деле все оказалось еще хуже. Ни мести прошлому, ни возвращения, примирения и погружения в него с Анной не происходит. В ней только что-то надломилось, но не изменилось, не перевернулось. В то же время надлом случился, вероятно, роковой, и неслучайно Анна годами сидела на диетах, берегла себя, а стоило заскочить обратно на "родину" - стала жрать, пить и гулять с первыми встречными, как отмороженная. Она приехала в убеждении (пусть ложном), что состоялась в жизни, что ей повезло. А туземные фрики ей поголовно сочувствуют - за тридцать, а не замужем официально и детей нет, тощая, по всему выходит - неудачливая, несчастная. При том что сочувствует ей такой контингент - "мама дарагая" (как называется еще один фильм из конкурсной программы). И вслед за ними Сторожева с соавторами настаивает: именно они, убогие и увечные, загнивающие в своем медвежьем углу заживо - молодцы, счастливцы и на своем месте, а моделька мотается туда-сюда, бедолага, и даже сергьи от Тиффани на ней - не свои, для рекламы одолженные.

Возведенное в моральный эталон самодовольство дегенератов у Сторожевой преподносится как торжество истинных ценностей. Купола-колокола в непосредственной близости от бараков и всяческого мусора подается не на контрасте вовсе - наоборот, в этом предлагается увидеть гармонию, как настоятельно требуется усмотреть красоту и доброту в уродливых, нищих, никчемных, даже внешне мало напоминающих людей существах.

Анну играет некая дамочка, живущая реально в Парижах, хотя, судя по акценту, приехавшая туда из мест много восточнее Москвы. Про таких актрис вежливые критики обычно пишут: "единственное, что можно о ней сказать наверняка - она блондинка", а я невежливый, потому предпочитаю промолчать. При этом актерский ансамбль в общем подобран удачно, особенно что касается отца и сына Пускепалисов в роли мэра и мэрского сынули соответственно, и на Светлану Тому в образе воспитательницы детдома смотреть интересно. Да если говорить о формальной, о художественной стороне дела, "Девять дней" дадут фору большинству своим конкурентам по части качества и вкуса. Но тем ужаснее, когда качественно и со вкусом преподносятся нелепые, античеловеческие идеи.

«Вкус Америки». Режиссер Ефим Грибов

Это уже вторая экранизация "Веселых похорон" Улицкой - первая, "Ниоткуда с любовью" советского мэтра Владимира Фокина ("ТАСС уполномочен заявить и т.п.) была показана шесть лет назад. Примечательно, что "конкурирующий" с более "патриотической" фокинской версией "Вкус Америки" снимался в то же самое время, только в Нью-Йорке - типичный пример кинематографического долгостроя. Но проблема, конечно, не только в трудностях производства картины.

Проблема начинается с материала - проза Улицкой настолько примитивна, что при буквальном перенесении на сцену или экран окочательно теряет видимость содержательности, присущую (но именно что видимость, иллюзия) до некоторой степени ее книгам в печатном виде. Фокин предпочел превратить "Веселые похороны" в приближенный к телеспектаклю карнавал-ревю. Грибов шел другим путем, но прибыл примерно туда же: манной кашей размазанная на два часа банальность, попытки разнообразить унылое действо изобразительным калейдоскопом, оживить монтажом, и необычайно разношерстный актерский состав, где нашлось место телекомику Семену Стругачеву, клоуну Леониду Лейкину, хорошей театральной актрисе Юлии Свежаковой, удивительной и легендарной Екатерине Голубевой, а также Эре Зиганшиной. Последней досталась роль православной знахарки, "простой русской женщины", обещающей тяжело больному художнику-эмигранту Алику, а вернее, его жене Нине, исцеление в случае крещения.

Алик (Стругачев) неизлечимо болен, и хотя окружен друзьями (в том числе трогательным Фимой, которого играет Лейкин), а пуще того - разнообразными женщинами (от старой возлюбленной по Ленинграду Ирины-Наташа Грегсон-Вагнер до свежеприбывшей в Америку Валентины-Юлии Свежаковой), и умирать ему совсем не хочется, но и креститься он не согласен.

Между тем, видимо, для режиссера момент религиозного, мировоззренческого выбора представляется в этом сюжете центральным - образам "батюшки" и раввина он уделяет много внимания, равно как и постоянно возвращаясь к написанной Аликом картине на мотив "тайной вечере" с плодами гранатов вместо людей за столом, хотя название фильма тоже не забывает оправдывать - Алик то и дело говорит про "вкус Америки" применительно то к хот-догам, то к вафле - на что ему пеняет выросшая в США и не говорящая по-русски Майка, дочь Ирины от Алика, в чем Ирина признается дочери только после смерти главного героя.

Улицкая, понятно, тоже про "веселые похороны" писала не в прямом значении, но в фильме Грибова веселья совсем уж мало, он нудный, унылый, псевдомногозначительный, во многих моментах откровенно фальшивый. Единственное, что в нем есть подлинно интересного - Екатерина Голубева в роли Нины: уникальной актрисе так идет (шел, увы - она умерла в Париже за три года до выборгской премьеры картины) эксцентричный имидж ее героини, эти странные прически и макияж, сиамская кошка на руках - к сожалению, такого рода декоративные элементы ни от скуки, ни от бессмыслицы не спасают, а лишь слегка разбавляют тоску, отнюдь не ностальгическую

«Дедушка твоей мечты». Режиссер Александр Стриженов

Фильм Александра Стриженова по сценарию Аркадия Инина на основе рассказа Леонида Якубовича - что к этому диагнозу еще можно добавить? Недоумение вызывает в этом произведении все, начиная с фабулы. После празднования 25-летия свадьбы в семье авиаконструктора Белкина (Николай Добрынин и Екатерина Стриженова) появляется загадочный старик, который выглядит как бомж, неизвестно откуда взявшийся. Старик (это самолично Леонид Якубович, красноносый и заклеенный со всех сторон головы искусственными седыми прядями) курит самокрутки, устраивает в доме разнообразные бытовые катастрофы, но, как скоро становится понятно, способен и творить чудеса - когда ест манную кашу. Супруги начинают нарочно кормить его кашей, и их благополучие разбухает, как каша в сказке Андерсена, а им все мало, как в сказке Пушкина.

Наверное, при столь сказочном контексте не надо задаваться вопросами, почему у скромного, не слишком успешного инженера имеется неплохой частный особняк в центре Москвы - тем более, что как раз это еще можно объяснить: все дело в предке, академике Белкине, лауреате Сталинской премии - Белкину-мл. остается только завидовать старшим и равняться на них. Откуда взялся фантасмагорический дед - тоже неважно, на то и комедия, на то и сказка. Гротескные мент и эфесбешник, сожители подруги главной героини Туси (Анна Ардова), непонятно для чего нужные, поскольку помощи от них ноль, а вреда очень много (офицер ФСБ в исполнении Виталия Хаева и вовсе старается присвоить деда в своекорыстных целях) - ну так, для количества и чтоб время протянуть.

Единственный, пожалуй, момент, на котором я сломался - это риэлтор Фишман, пришедший в отремонтированный и вылизанный для продажи особняк Белкиных, увидевший любительские рисунки загадочного дедушки и заявивший, что дедушка - еврей, потому что рисует он известное место на дороге к Иерусалиму. Дальше начинается такая галиматья с поиском аналога этого места неподалеку от Москвы, что описанию просто не поддается, но важно тут другое: благодаря дедушкиным чудесам Белкины скурвились, нормальная баба превратилась в "рублевскую жену" (а хочет быть и "владычицей морскою"), а честный труженик науки и техники, всегда готовый одолжить коллеге денег эменес - в лощеного буржуя. В любом случае происходящее героям приснилось - сразу двоим одновременно в пьяном сне после "серебряной свадьбы".

Выводить из этой убогой дешевки мораль - значит, не уважать не только себя, но и авторов картины. Зато традиционные семейные ценности и всяческие прочие скрепы - налицо. Жалко, что Стриженов поторопился со своим культом всемогущего Дедушки, подождал бы годик - ему за эти "скрепы" тоже дали бы Сталинскую премию

«На дне». Режиссер Владимир Котт

В Выборге были показаны новые картины обоих близнецов - "Испытание" Александра Котта, получившее гран-при на "Кинотавре", шло вне конкурса, а "На дне" брата Владимира участвовало в основной программе. Котт перенес действие пьесы Горького из ночлежки на помойку, то есть буквально, на свалку, ну и, конечно же, из начала 20-го века - в начало 21-го, в наши, то есть, дни. Оба хода что по отдельности, что в комплекте - не слишком свежие. Ну с современностью - понятно, а что касается помойки - свалка в принципе обстановка достаточно эффектная, пригодная как декорация для абсолютно любого, в особенности хрестоматийного сюжета, необязательно как метафора социального дна. С другой стороны, свалка как приют для разномастных маргиналов - материал, превосходно и до дна отработанный еще Эльдаром Рязановым в "Небесах обетованных". Ну и кроме того, если у Горького ночлежка - бытовая реалия, знакомая автору не понаслышке и перед постановкой в Художественном театре непосредственно изученная актерами, то для Котта горы мусора и одиноко торчащее из них дерево, на котором, как Иуда на осине, в последнем кадре висит предавший свою мечту и свой талант Актер (можно догадаться, что из кучи хлама раскидистые деревья не вырастают) - условная театральная декорация, и помещение персонажей пьесы в эту обстановку - чисто формальный прием. Неудивительно, что фильм больше смахивает на телеспектакль, к тому же и большинство актеров дико наигрывают. Из тех немногих, кто существует в заданных обстоятельствах органично - Евгения Добровольская, играющая Василису, и мальчик в роли Луки.

Если в переносе действия на условно-декоративную свалку (пускай и реальную, арендованную съемочной группой под Минском за 30 000 рублей по кассовому чеку), где в вип-хижине, сооруженной из остова списанного троллейбуса, обитает Васька Пепел и по которой рассекает на мини-джипе Костылев, ничего особенного по сегодняшним эстетическим стандартам нет, то Лука, воплотившийся не в старце, как у Горького, а в мальчике-подростке, ясноглазом отроке (14-летний Семен Трескунов снимается давно по разным проектам, участвовал и в "Мамах", и в "Светофоре", и в "Ночной бабочке", и даже в "Шагале-Малевиче") - решение не просто заметное, но и знаковое. Лукавый старец в пьесе приходит неизвестно откуда и непонятно куда девается. Юный Лука в фильме прибывает с очередным мусоровозом, а его мертвое тело заваливают опять-таки мусором: Лука встал между Костылевым и готовым напасть на него с гвоздем Васькой, закрыл Костылева телом и, жертвуя собой, спас ему жизнь. Помимо этих внешних обстоятельств, само существование Луки среди других обитателей свалки резко отличается от всех возможных доныне версий: в нем нет ни обманчивой благости, ни тайной злобы - это своего рода Христос (или, если угодно оценить подобный режиссерский взгляд скептически - Исусик), который, с одной стороны, невинен и готов на жертвы, а с другой - не по годам умудрен и разговаривает со всеми невзирая на лица твердо и решительно, как власть имеющий и причастный тайнам. Что проявляется не только в интонациях, взглядах (отлично переданных малолетнимисполнителем), но и собственно в дописанном специально для такого случая тексте (например, Лука в фильме жестко говорит про Василису: "лютая баба" - вместо снисходительно-иронической характеристики "сурьезная бабочка" в пьесе). Плюс ко всему образ Луки важен не только концептуально, но и как конструктивный элемент: он единственный, у кого есть телефон (даже у Костылева на джипе телефона почему-то нет), да не простой мобильник, а айфон, пусть и с расколотым экраном. На него Лука снимает своего рода "видеоблоги" для каждого из персонажей, часть из них включена в основную картину, часть дается на титрах, последним идет монолог, как ни странно, Костылева, с признанием, что он не такой уж плохой человек, ходит в церковь и за всех молится.

В то же время Лука при любой реализации этого образа - один из основных "трех китов", на которых держится характерология пьесы, и таковым он остается в фильме Котта. А вот два других, знакомых до оскомины из школьных уроков о "трех правдах", то есть Сатин и Бубнов, отходят на второй план, Бубнов вообще почти потерян, Сатин в подчеркнуто театральном исполнении Сергея Сосновского по-прежнему повторяет неведомого значения сложные и умные слова ("макробиотика" в его устах весьма органична), но несмотря на вязаную шапочку и заплывшую физиономию ничего нового в себе не несет. Зато неожиданно выходит вперед и становится одним из двух, наряду с Лукой, полюсом притяжения в драматургии фильма Актер. Играет Сверчкова-Задонского (в оригинале - Сверчкова-Заволжского, но Дон нынче актуальнее) Михаил Ефремов. Персонаж Ефремова - это прежде всего автопародия исполнителя на самого себя. Ефремов от лица своего персонажа Актера говорит, что когда-то играл Шекспира, но не вписался в постмодернизм с его перформансами, акциями и политическими памфлетами (!), до последнего ратовал за русский психологический театр, застольный период, "дом" и "храм", затем ушел в сериалы, там запил, дрался с режиссерами и продюсерами, срывал съемки, в результате остался без работы, без жилья и без карьеры. Ефремовский наигрыш еще более нарочит, чем у остальных участников ансамбля - но эта нарочитость и более осмысленна, коль скоро роль Актера воспринимается как пародия Ефремова на самого себя. Статус Актера как персонажа в фильме подчеркивает и дарованное ему с подачи Луки "чудо" - обретение взамен прежних развалившихся новеньких крепких ботинок, так необходимы ему для начала новой жизни: Актер подается в дворники и вместе с гастарбайтерами и, надев оранжевый жилет, подметает осенние листья на дорожке в парке, накапливая деньги на лечение от алкоголизма, чем провоцирует насмешки Сатина.

Помимо помойки как тотальной, определяющей всю художественную структуру фильма метафоры (можно даже сказать - аллегории, достаточно прямолинейной), в картине есть целый набор по-своему занятных, броских находок, связанных с символическим образным рядом. Скажем, розовый пони, приготовленный Васькой в подарок для Натальи, или пупс, которому Актер-Ефремов откручивает ручки-ножки, читая сквозь респираторную маску (ему пыль вредна, видите ли) монолог про Бедного Йорика - а несчастная китайская кукла жалобно пищит. Вообще что касается отдельных персонажей - тут много точных попаданий и любопытных решений. Очень кстати приходится Татарин - полупомешанный, но правоверный мусульманин, тут и придумывать практически ничего заново не требуется.

Колоритна семейка Костылевых - Борис Каморзин в босковской кофте с олимпийской символикой, растрепанная Василиса-Евгения Добровольская и Наталья-Агния Кузнецова с шрамом на щеке. Ансамбль довершает пара карликов - неважно, что здесь делают, главное, что живописны и приятно разнообразят помойный пейзаж, с особым чувством - в броском эпизоде импровизированной "дискотеки", когда под старый кассетник обитатели свалки замедленно, подобно зомби, почти не шевелясь, танцуют парный медляк под "Белые розы" из репертуара "Ласкового мая" (причем в фильме продолжительностью 134 минуты, кажется, никакой другой музыки, кроме этого бессмертного раннеперестроечного шлягера, нет вовсе).

Смертей и особенно насильственных в фильме больше, чем в исходной пьесе, начиная с того, что Анна хотя и серьезно нездорова, но умирает не от болезни - ее душит Клещ, не в силах дождаться естественной кончины. Отрок Лука не уходит, а погибает от случайного удара гвоздем. Актер, как и полагается, удавился. Но как ни странно, "чернухой" в этом "На дне" и не пахнет, несмотря на множество разговоров о запахе - слишком уж театральна искусственно придуманная для фильма картинка.

В качестве социальной драмы "На дне" Котта - поделка примитивная и фальшивая, как философская метафора фильм получился наивным и вторичным, но более-менее приемлемым как вариант, хотя настолько анти-горьковским по посылу, по заложенному пафосу, что даже я, убежденный в абсолютном праве режиссера на любую интерпретацию литературного материала, остаюсь в некотором недоумении, для чего Котту понадобилась именно "На дне". По моей версии - именно "На дне" и именно в таком варианте нужна ему прежде всего в силу своей хрестоматийности. Не как текст определенного художественного уровня, не как привлекательный сюжет, не как набор ярких типажей - это все можно и без Горького найти - но как общеизвестное произведение из школьной программы, то есть, по большому счету, как предлог, как универсальная точка отсчета. У Котта неслучайно же в мусоре попадаются (и настойчиво лезут в кадр), среди прочей дряни, книжки классической русской и мировой литературы в разбросе от "Американской трагедии" Драйзера до "Отцов и детей" Тургенева - субстрат, на котором строит свой фильм Котт - не житейский, не бытовой, не социальный, но культурный, литературный, во многом мифологический. Потому упрекать "На дне" Котта в неправдоподобии - некорректно, благо ему и сверх того есть на что попенять. А спецприз жюри "за актуальное прочтение классики" картина формально заслужила - не придерешься.

«Зимы не будет». Режиссер Илья Демичев

К Земле приближается метеорит и, по всей видимости, грозит планете катастрофическим похолоданием. А тем временем студент-тинейджер (Никита Ефремов) влюбляется в мать своего лучшего друга и сверстника (Ксения Раппопорт) и успевает с ней переспать, пока муж (Александр Самойленко) изменяет ей с преподавательницей сына и его друга по литературе Анной Аркадьевной (Ингеборга Дапкунайте), за которой, в свою очередь, безуспешно ухаживает оторвавшийся от семейных корней грузин. На моей памяти этот грузин - первая заметная, пусть и драматургически не прописанная кинороль Владислава Ветрова, идеального Молчалина из гениального "Горя от ума" Туминаса, Ставрогина в "Бесах" Вайды и вообще ведущего актера в сегодняшнем "Современнике". Александру Самойленко повезло чуть больше - неверный муж и скверный отец Олег придуман подробнее, а учитывая, что Самойленко всегда играет персонажей второго плана и примерно одного амплуа, роль для него - этапная. Очень хорош мальчуковый дуэт - Никита Ефремов и менее известный, но явно одаренный Дмитрий Бедерин, до сих пор снимавшийся исключительно в сериалах. Раппопорт и Дапкунайте просто отрываются в откровенно фарсовых образах и обстоятельствах, благо их героинь по очереди, сначала Дапкунайте, а затем и Раппопорт по ошибке принимают за мертвых (первая будто бы задохнулась в пакете во время секса с любовником, вторая погибла от удара прикладом от "воскресшей" любовницы мужа), хоронят на свалке (такова нынешняя киномода - в фильме за фильмом похороны на помойке), а потом они возвращаются, выбравшись без посторонней помощи из под мусорной кучи. Правда, в фильме есть еще одна сюжетная линия, связанная с породистой лошадью, и она, и образующие ее персонажи (одного из них играет Михаил Евланов) то ли недотянута, то ли сильно пострадала от сокращения при монтаже.

Но все-таки до сих пор известный только по картине "Какраки" Илья Демичев сделал в целом неплохую и не совсем бессмысленную комедию - не претендуя на многое, но и не сильно обманывая ожидания, ловко соединяя доведенный до абсурда мелодраматизм с элементами черного юмора, как уже делал это, но гораздо более тонко, в своей предыдущей работе. Между прочим, и Шагалова в "Берцах", и Стриженов в "Дедушке моей мечты", а до них Островский в "Пельменях" и еще очень многие сегодня пытаются создать нечто в том же духе - актуальную черную абсурдистскую комедию на мелодраматическом субстрате. Демичев не то что преуспел больше остальных, но, по крайней мере, "Зимы не будет" - вещица местами действительно смешная, хотя и неровная. Диплом "за актерский ансамбль" - самое скромная из наград, которыми эту работу можно было отметить.

«Мама дарагая». Режиссер Ярослав Чеважевский

Графика не позволяет передать название фильма так, как оно звучит - с характерной интонацией и обязательным фрикативным "г" в слове дорогая. Не один год пролежавший недоделанным, показанный в конкурсе последним, фильм, кажется, доставил неожиданное удовольствие всем и безоговорочно, завоевав по результатам зрительского голосования главный приз в конкурсе "Выборгский счет", а от жюри отмеченный спецпризом "за верность жанру".

Чеважеский, начинавший как блестящий рекламщик ("А ты налей и отойди!" и др.), в отличие от большинства коллег, не старается казаться умнее других и не выдает свои картины за серьезное, претендующее на значительность высказывание - потому и сам не выглядит идиотом, и его фильмы никого не раздражают. При всем том "Мама дарагая", несмотря на забойное и наводящее на подозрение название - кино не только смешное, но и отнюдь не глупое, и, не в пример какому-нибудь "спасибо дедушке за победушку", через комедийный гротеск говорит о вполне реальных и серьезных проблемах.

Я только понаслышке знаю, что такое "еврейская мама", но тем не менее ситуация, в которой живет Славик Бронштейн (Дмитрий Аверин) вполне узнаваема по другим похожим сюжетам. Славику уже за двадцать, но мать не отпускает его от своей юбки ни на шаг, устроила работать к себе в аптеку, а будучи помешанной на гигиене, заботится о регулярном кварцевании квартиры и пичкает "сыну" таблетками от болезней, которые он еще не подцепил, но непременно подцепит, если не будет слушаться мамочку. Случайное знакомство с фрустрированной, закомплексованной, по любому поводу падающей в обморок девочкой Женей (Нина Лощинина - она же совершенно иного рода героиня Эркель в "Бесах" Романа Шаляпина) провоцирует Славика на самостоятельные поступки - и тогда еврейская мама вместе с православной соседкой тетей Любой в пику ему находят другую невесту, 36-летнюю вдову Зою Борисовну. Однако лучший друг Славика, коллега по аптеке и бывший однокашник матери по мединституту (а возможно, и отец парня, потому что тайна его происхождения покрыта мраком - мама признается, что с мужчинами сношений не имела иначе как во сне, когда была студенткой) с помощью приятеля-рокера устраивает все наилучшим образом и в финале, как полагается в старых, совсем старинных комедиях, заключается не один, а сразу четыре брака, включая маму с однокашником, спортивную сестру Жени с другом Славика гопником Юрой (Юра Колокольников) и даже вдовую Зою Борисовну, которой достался в качестве неплохого утешительного приза эксцентричный пастор-рокер (Артур Ваха).

"Мама дарагая", как многие участники выборгского конкурса, трудно шла к экрану (в результате фильм посвящен памяти Марины Голуб, не дожившей до премьеры, что вносит в невероятно смешной фильм привкус горечи) и являет собой замечательный в своем роде, помимо всего прочего, образец той разновидности комедии, которая еще недавно была возможна, а в ближайшем будущем обещает исчезнуть как особый поджанр, ну в русскоязычном кино точно: все эти "сомнительные" каламбуры типа "заеборисовна", наркоманские приколы и общий анархистский, нон-конформистский дух теперь явно не в "тренде".

В связи с последним обстоятельством особо хочется отметить, что в отсутствие (по болезни) президента "Окна в Европу" Армена Медведева приз от его имени был вручен легендарному Михаилу Калику. Давно живущий в Израиле, нечасто приезжающий в Россию (и почти не бывающий в Москве), сделавший не так уж много картин, но вошедший в историю мирового кино художник в Выборге отметил 50-летие своего замечательного фильма "До свидания, мальчики!", но отнюдь не в качестве свадебного генерала. 87-летний Калик много и очень активно общался с публикой, провел творческую встречу, принял участие в концерте музыки Микаэла Таривердиева, в соавторстве с которым сделал почти все свои фильмы, и постоянно, не опасаясь создать неудобств окружающим, напоминал о том, о чем в России сейчас все меньше хотят говорить и слышать - о своем лагерном прошлом, о цензуре, уродовавшей его шедевры, а главное - о лицемерии как самой характерной черте тоталитарного общества. Воспринимая творчество и личность Михаила Калика как некий камертон, и не только сугубо эстетический, к натужному оптимизму, равно как и наигранной (как бы понарошку) тревоге, в равной степени присущим новому русскоязычному кино, трудно отнестись с полным доверием. Даже в тех случаях, когда авторам удается создать что-то более или менее пристойное в плане формы и занятное по содержанию.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



7 лучших фильмов с неожиданной развязкой

Картины, которые держат в напряжении до последней минуты

Такие кинокартины хочется посоветовать друзьям: захватывающий сюжет (с крайне неожиданным финалом), известные актёры и живописные сцены нравятся даже самым строгим критикам. Это фильмы, которые не подойдут для веселого вечера, но станут отличным поводом к долгой дискуссии после просмотра.

12.01.2019 19:00, fraufluger.ru


Бриллиантовая кинорука

Великий Леонид Гайдай

Его фильмы – наш с вами общий культурный код: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Мальчишка из Иркутска, сын батрака, любившего читать, Леонид Гайдай стал одним из самых кассовых режиссёров СССР и занял своё место в зале славы мирового кино.

06.01.2019 19:00, Алена Городецкая, jewish.ru


Бюджет в $200 млн, макет почти в натуральную величину и пять тонн динамита

Как снимали «Титаник»

Трагедией «Титаника» Джеймс Кэмерон заинтересовался в 1985 году, когда знаменитая экспедиция океанолога Роберта Балларда впервые обнаружила обломки корабля. Собственно, изначально режиссера увлекли только технологии исследования и съемки океанских глубин (что нашло отражение в фильме «Бездна»). Но прочитав книгу о «Титанике» исследователя Льюиса Эбернети и посмотрев классический документально-игровой фильм «Гибель „Титаника“», Кэмерон обнаружил основу для захватывающей истории. Эпический масштаб катастрофы режиссер решил совместить с любовной линией. Предлагая проект продюсерам 20th Century Fox, Кэмерон так и характеризовал будущую картину: «Ромео и Джульетта на гигантском корабле».

05.01.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Фильмы для новогоднего настроения

Волшебные истории Нового года

Список новогодних и рождественских фильмов с добрыми чудесами, которые идеально подходят для создания праздничной атмосферы. Без некоторых из этих кинолент уже нельзя представить зимние праздники.

30.12.2018 19:00, cameralabs.org


Для серьёзного вечера

10 сильных драм, которые стоят вашего времени

Среди этих фильмов обязательно найдется тот, который вам захочется пересмотреть или посоветовать своим друзьям. Не пустое, глубокое, хорошее кино, которое останется в памяти.

23.12.2018 19:00, Таня Касьян, womo.ua


Что вырезали цензоры из всенародно любимых советских комедий

Опасные кадры знаменитых фильмов

Советская цензура, славящаяся своей непримиримостью, «защищала» советских зрителей от сцен, которые могли бы смутить их, соблазнить или, самое ужасное, вызвать у них нездоровые ассоциации. Перед ее «ножом» все были равны – доставалось одинаково и начинающим режиссерам, и маститым. Удивительно, но даже в любимых нами сегодня старых комедиях «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» и «Любовь и голуби» бдительные цензоры находили потенциально опасные кадры.

15.12.2018 19:00, kulturologia.ru


Что сериалы говорят о нашем видении мира

Смерть кинематографа или новая литературная форма?

Писатель и психоаналитик Жерар Вайцман пытается показать, что телесериалы несут в себе новый коллективный нарратив, формируя новую цивилизацию. Торжество сериалов, по его мнению, можно рассматривать как своеобразную «смерть» национального кинематографа. Однако затем автор ставит под сомнение этот вывод. А может, сериал означает появление новой литературной формы?

08.12.2018 19:00, Мариз Эмель (Maryse Emel), inosmi.ru


Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии» дает 4 блестящих ответа на самые сложные вопросы

Удивительный пошаговый план того, как быть самим собой

Биографический фильм режиссера Брайана Сингера «Богемская рапсодия» о жизни лидера группы Queen Фредди Меркьюри рассказывает историю становления легендарной группы и знакомит зрителя с ее классическими произведениями. Кроме всего прочего, основываясь на примере жизненного пути Меркьюри, кинолента также предлагает зрителям несколько глубоких наблюдений о том, как лучше всего показать свои сильные стороны, истинного себя и добиться цели.

02.12.2018 09:00, cluber.com.ua


Как это снято: «Похитители велосипедов»

Открытый финал, непрофессиональные актёры и съёмки на улицах Рима

К юбилею «Похитителей велосипедов» вспоминаем историю создания картины и разбираемся, почему она считается одной из краеугольных лент мирового кино: обыденность как повод для сюжета, непрофессиональные актеры, натурные съемки, естественный свет и отнюдь не маленький бюджет.

01.12.2018 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Есть над чем задуматься

4 российские психологические драмы

Многие фильмы не подходят для спонтанного просмотра — для того, чтобы правильно воспринять идею, нужно настроиться на нужный лад: нельзя прийти в кинотеатр ради развлечения и выбрать тяжелый фильм. Некоторые сюжеты могут не только не совпасть по тональности с настроением зрителя, но и причинить ему нежеланный психологический дискомфорт.

24.11.2018 19:00, Мария Соловкина, fraufluger.ru






 

Новости

Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.
Съемки новой картины Никиты Михалкова начнутся в 2019 году
Кинокомпания «Золотой Орел» приступила к созданию новой картины режиссера Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Сценарий картины написан в жанре «современной драмы». Съемки будут проходить при поддержке нефтяной компании «Роснефть».
100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.