Подписаться на обновления
18 июняВторник

usd цб 64.3187

eur цб 72.1077

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
oleg_kozyrev   понедельник, 17 июня 2013 года, 13:49

Парадоксы общественного транспорта Москвы
Боюсь что проснусь однажды в городе, где уничтожены маршрутки, где срок действия проездного билета - пять секунд и все пересели на личные авто, ибо общественным транспортом пользоваться стало невозможно


Фото: marktristan/ flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




До сих пор я не встречал ни одной здравой концепции по развитию общественного транспорта в Москве. Иногда кажется, что основная проблема и властей, и инициативных групп типа "Городские проекты" в том, что участники публичного диалога сами-то общественным транспортом не пользуются на постоянном уровне. Иначе я не могу объяснить многие серьезные косяки в предлагаемых ими решениях.

Предлагаю посмотреть на Москву. В чем отличия этого города от очень многих городов мира и в чем схожесть?

Схожие черты очевидны. Есть города, где живет так же много людей, или даже больше. Часть из таких мегаполисов являются, как и Москва, столицами. Некоторые из этих городов тоже имеют исторический центр и, соответственно, не безграничные возможности для постройки новых дорог.

Парадокс 1

Но есть у Москвы одно важное отличие от очень многих стран. Это дефицит пространства для жизни. У очень многих людей нет своего жилья, а снимаемые квартиры для опять же многих носят характер жилья временного, которое часто приходится менять. Есть проблемы со школами и детсадами. Нередки случаи, когда родителям приходится везти детей в другую часть города - детсады и школы не в шаговой доступности. Мало кто работает в своем районе - трудно найти работу рядом с домом, поэтому очень многие едут в другой конец города для работы. Поликлиники, налоговые, ГИБДД, органы госвласти - из-за низкого уровня электронного документооборота и бюрократии, из-за недостатка учреждений людям приходится дополнительно перемещаться по городу. Да даже до парка, до зеленой зоны для прогулки людям приходится ехать.

Этот момент очень важно учитывать при проектировании дорожной сети и при размышлении о транспорте. Ведь в идеале общественный транспорт должен утром везти от дома до школы или детсада, потом до работы - это как минимум. А вечером еще обратно, да и в магазин чтобы заруливал. Очевидно, что в этой ситуации никакой общественный транспорт проблемы подобной семьи не решит. И семья безусловно будет выбирать машину, на которой довезет детей до детских учреждений, а потом уже доставит родителей либо до работы, либо до метро, от которого семья и поедет на работу.

Решение:

Здесь, как ни странно, решением будет не строительство дорог и не развитие общественного транспорта, а строительство школ и детсадов в микрорайонах (и, кстати, повышение уровня преподавания и понижения уровня коррупции в таких учреждениях), строительство поликлиник, ввод электронного документооборота в реальную практику работы органов госвласти - чтобы гражданин вообще не посещал никаких учреждений, по возможности, а все мог получить например через портал госуслуг.

Парадокс 2

В Москве и без того один из самых высоких в мире уровней пользования общественным транспортом.

Это значит, что агитация транспортников направлена вообще не на ту аудиторию. У нас пытаются убедить автомобилистов пересесть на общественный транспорт, тогда как надо убеждать пользователей общественного транспорта не уходить с него, не приобретать личные авто.

В первой половине дня загруженность дорог обычно меньше, чем вечером – такая ситуация удобнее для тех, кто едет на личном авто. Обогнать своих соседей-автомобилистов по пути в центр удаётся в основном тем пассажирам общественного транспорта, которые живут рядом с дальними станциями метро. Вечером загруженность дорог вырастает, и становится заметно больше районов, жителям которых выгоднее пользоваться общественным транспортом. В выигрыше оказываются почти все пассажиры метро. Во второй половине дня загруженность дорог обычно выше, чем утром. По вечерам значительная часть машин скапливается в относительно небольшом пространстве в центре города, перекрывая выезды на радиальные магистрали.

Как убеждать? Ну конечно уж не сказками про то, какие у нас удобные автобусы, троллейбусы и трамваи. Людям нет смысла слышать это вранье - они стоят в пробках, стоят в очереди через турникеты - они видят, насколько все плохо.

Убедить можно только повышением качества общественного транспорта. Т.е. надо просто добиться, чтобы автобусы, троллейбусы и трамваи начали ходить регулярно, ездить быстро, быть комфортными для проезда. В общем в ту трудную минуту, когда пассажир висит на поручне, плавясь в пробке, важно, чтобы он не захотел купить стоящий в той же пробке, но все же с кондиционером и правильной музыкой (а не шансоном) автомобиль.

Решение:

Ввод в строй новых, современных трамваев, троллейбусов, автобусов. Уменьшение интервалов по маршрутам общественного транспорта. Поиск способов сокращения времени движения по маршруту.

Парадокс 3

Часам к восьми утра заразный воздух из метро на поверхность выходит, и дышат им, надышаться не могут, автомобилисты с пешеходами. Которые, кстати, когда до работы доберутся, наденут белые халаты врачей. Или сядут в свой кабинет в собесе. Или зайдут в аудиторию к студентам. Но пока врач-хирург с искажённым ненавистью лицом орёт из своей машины на женщину-пешехода: «Куда ж ты, сука старая, прёшь! Я ща выйду, ноги тебе оторву и в задницу засуну! Сдохнешь у меня, зараза!» И отвечает ему женщина-пешеход, воспитательница детского садика для одарённых детей: «Пасть заткни, козёл! И харю свою ублюдушную убери, а то кадык вырву!» И бежит она дальше на свою маршрутку, отталкивая конкурентов и не сортируя, кому из них три годика, а кому восемьдесят. Они все для неё сейчас, утром в понедельник, даже не конкуренты – враги.

Ненависть к маршруткам - странное явление, популярное в среде как городских властей, так и новоявленных агитаторов из "Городских проектов". Ненависть эту сложно объяснить рационально. И я пока что не видел ни одной убедительной статистики против маршруток. А ту, что видел - была подтасована. Вот несколько фактов. Современная хорошая маршрутка содержит столько же посадочных мест, сколько автобус - около двадцати. При этом площадь маршрутки, очевидно, меньше, чем у автобуса. И она физически занимает меньше места на дороге, чем автобус. Следующий момент. Представим себе, что транспортники захотят вычислить эффективое заполнение автобуса. Ну то есть захотят вычислить, сколько автобусов надо запустить на маршрут. Очевидно, что они всегда будут считать для автобуса и сидячие места и тех, кто стоит. Т.е. в их расчетах автобус всегда должен будет ходить реже, чем маршрутка. Причем минимум в два раза! Получается, если маршрутки на остановке вам ждать десять минут, автобуса вы будете ждать двадцать минут (если не больше). А в реальности эти интервалы могут достигать и тридцати минут и сорока. Ну и после таких интервалов какой же москвич не захочет приобрести личное авто?

Есть и еще кое-что. В современных маршрутках есть и стоячие места с поручнями. Т.е. маршрутки довольно гибко могут в часы пик увеличивать вместимость, не сильно теряя в интервале движения. И еще, что интересно, маршрутка движется в потоке быстрее автобуса и тем более троллейбуса. Фактически одна маршрутка дважды совершает поездку по маршруту, пока автобус совершает одну поездку. Т.е. в пересчете на сидячие места маршрутка оказывается в два раза вместительнее автобуса.

И еще. Если посмотреть на сеть дорог, как на кровеносную систему, то в этой схеме понятно, что маршрутки оптимально обслуживают мелкие улицы-капилляры. Если автобусу разумно двигаться по большим магистралям и улицам - его нерационально запускать в узкие улочки, ближе к домам горожан.

Важно! Я не хочу здесь сказать, что автобусы не нужны, троллейбусы не нужны, или трамваи. Я лишь хочу обратить внимание, что глупо игнорировать тот факт, что маршрутки в Москве спасли транспортную ситуацию и для очень многих людей оказались способными оказывать качественную транспортную услугу.

Мнение. На мой взгляд атака на маршрутки идет лишь потому, что в отличие от остального городского общественного транспорта они - частные. И это всего лишь банальная нечестная конкуренция.

Главное. С чего мы начинали? С того, чтобы удержать людей в общественном транспорте. Ну и, если повезет, кого-то пересадить с личного авто в общественное. Ну так ответим же честно на вопрос - что лучше конкурирует с личным автомобилем - маршрутка, которая останавливается ближе к дому и которая ходит чаще и в которой ты сидишь, а не стоишь. Или автобус, которых ходит раз в час, останавливается далеко и сесть в нем нереально?

Решение:

Перестать бороться с маршрутками в Москве. Менять их на современные, вместительные, с кондиционером. Использовать их в спальных районах - ближе к домам людей.

Попутное решение - перестать убирать сидячие места в автобусах ради стоячих. Увеличить среднее число сидячих мест в автобусах, чтобы обеспечить комфорт пассажирам.

Парадокс 4

Самое невероятное явление Москвы - пробки возле транспортных узлов, в т.ч. у конечных станций метро. Казалось бы - транспортные узлы-то - абсолютная вотчина транспортников. Ан нет, именно там и происходят главные проблемы.

Повторюсь, на мой взгляд беда из-за того. что транспортники просто не пользуются сами общественным транспортом. Иначе они бы очень удивились, узнав, какой круг делают автобусы, чтобы попасть например к Речному вокзалу (который является транспортным узлом и даже здание там отгрохали под это дело!). Иначе бы они засекли, сколько минут транспорт пытается выехать с Планерной (что тоже является транспортным узлом, причем недавно отгроханным). Смешно, но до 50% времени в пути общественный транспорт пытается въехать или отъехать от транспортного узла!

Я готов устроить экскурсию хоть Вучику, хоть Ликсутову что по Планерной, что по Речному и показать, где там и что можно изменить. Это понятно любому, кто просто хоть раз приезжал на эти станции. И так ведь по всем узловым направлениям в Москве.

Еще один парадокс - застраивание, избыточное застраивание этих узлов торговыми павильонами. Ну про это уже много писали - повторяться сильно не буду. Но хотя бы транспортные решения для торговых павильонов продумывали, или нет?

А ведь именно транспортные узлы, конечные станции метро - это ровно то место, где все идеи про общественный транспорт представлены в сконцентрированном виде. Если угодно, это демо-площадки либо работы, либо полного провала общественного транспорта столицы. Не распыляйтесь по Москве - сделайте нормально хотя бы десять -двадцать транспортных узлов.

Решение:

Развязать транспортные узлы. Сделать их приоритетными точками развития общественного транспорта. Продумать вылетные полосы для общественного транспорта, прибывающего к этим станциям или убывающего от него.

Парадокс 5

Слишком мягкое отношение к железнодорожникам. Они занимают много городской земли, но не идут навстречу по проектам строительства дорог вдоль железнодорожных путей. Северо-Западная хорда - хороший пример неумения городских властей договариваться. Решили просто проложить трассу по спальным районам меж окон людей.

Хватит уже волыниться с железной дорогой. Нужно найти способы, наконец, комплексно решить проблему городского транспорта. Выстроить систему пригородных поездов и совместить их со строительством автомобильных дорог вдоль жд-трасс где это возможно.

Важный момент - скоростные поезда. они не должны проходить по путям, где ходят электрички, сокращая их время в пути. Это бред, что из-за Сапсана пострадали кучи граждан, не могущих вовремя добраться до Москвы или выбраться из нее. Надо развивать скоростную железную дорогу, но за счет строительства новых путей, а не за счет сокращения путей старых.

Решение:

Прекращение практики запуска скоростных поездов по путям, которыми пользовались пригородные электрички. Развитие автомобильных дорог в зоне жд-трасс.

Парадокс 6

Неудобные остановки. Про этот парадокс я писал еще в "Дневнике замерзающего москвича". Ну кому могла взбрести в голову идея делать прозрачную крышу остановки? Только тому, кто не сидел на остановке в жаркий день. Я не против красивых остановок, не против антивандальных, но давайте все же не будем их делать продуваемыми для ветра и дождя, прозрачными для солнца и настолько металлическими, что зимой не посидишь.

И, кстати, посмотрите на зоны посадки пассажиров у транспортных узлов. Там крышу вообще-то от дождя или солнца можно делать на всей линии посадки, а не вклинивать одну-две остановки для отмазки.

Решение:

Остановки общественного транспорта должны обеспечивать базовый комфорт для пассажира и защиту в непогоду.

Парадокс 7

Тут буду краток - верните продажу всех билетов водителям общественного транспорта и отмените сроки действия проездных билетов (я говорю об издевательском пятидневном сроке проездных билетов и т.п. решения). Не надо думать, что люди не видят, что там, где они раньше тратили 28 рублей, тратят теперь 50. За одну поездку.

Решение:

Водители общественного транспорта должны продавать все те же билеты, что есть на остановках. Сроки действия всех видов проездных билетов (кроме проездных на месяц и подобных) должны быть увеличены минимум до года. Например, если я купил билет на две поездки, а проехал одну, то второй я могу воспользоваться хоть через год.

Вряд ли я все перечислил, но просто накопилось уже много замечаний к активным нашим московским транспортникам и их критикам - транспортоблогерам. Боюсь, если не высказаться, то проснусь однажды в городе, где уничтожены маршрутки, где срок действия проездного билета - пять секунд, где люди мучаются в пробках, и где все в итоге пересели на личные авто, ибо общественным транспортом пользоваться стало невозможно.

jutikla:
Согласна по всем пунктам! Продажа двух билетов вместо нужного одного - навязывание услуги, явное нарушение закона.

kofusun:
Что касается железных дорог - я бы добавил, что огромную проблему создают разделения районов железными дорогами, а зачастую - незначительными ветками вообще без движения.

Это же ненормально, что на 15 км Савеловской жд в черте Москвы есть всего лишь 3 (прописью - три!) через нее автомобильных перехода - на Руставели, около Окружной и мост у МКАД-а - Лианозовский проезд. Поэтому перепробег при необходимости из одного района попасть в соседний может достигать до 5-10 км! То есть автомобиль или пассажиро-места в общественном транспорте должны накрутить лишние 10 километров, с соответствующей стоимостью и временем, создавая пробки.Строить тоннели под ЖД, проколы хотя бы для легкового транспорта - будет эффективным и недорогим (ну делайте хоть втридорога, пока не пересажали) мероприятием.

sir_paul :
согласен со всем, но категорически не согласен с продажей билетов на одну-две поездки водителем.

он рулить должен а не отвлекаться на пассажиров, а продажа билетов во время остановки - потеря времени.

должны быть какие то автоматы по продаже билетов, на остановках или внутри автобуса.

oleg_kozyrev:
согласен, это был бы хороший путь. А вообще считаю, что можно было бы оплачивать смсками проезд

главное принцип - ты можешь заплатить в момент посадки в общественный транспорт. ибо очевидно что в промзоне, где ты сел вечером на трамвай, билет купить негде

Alekzzzzz:
Хорошо написано. Гораздо более ясный и понятный взгляд на проблему, чем фантазии и маниловщина "урбанистов" от Св. Вучика. В Москве свои реалии, далеко не понятные заокеанским грамотеям. Действительно, наши проблемы кроме нас самих никто не решит, а здесь у нас готовый конспект программы по решению транспортных проблем столицы.

И наконец кто-то написал о том, что строительство станций метро непосредственно у крупных автомагистралей - источник пробок и бестолковщины на транспорте. Возьмите например "Тушинскую", там метро в стороне от Волоколамского шоссе и все гораздо проще.

adpad:
Самое главно подмечено точно - все не для людей. УЖУЛИТЬ - как с билетом на 2 поездки. Я понимаю, что Ликсутов в год получил 300 млн дохода и ему лично

это не деньги. Даже круто - купи 2, используй 1.

Официальные интервалы движения вечером - после 19 - для троллейбусов 25-30 мин. Ну зачем они людям с Рублевки?

mishmush:
Парадокс номер 8.

Ненависть к частнымнелегальным такси.

Совершенно ясно, что такси является общественным транспортом и каждое такси за день перевозит десятки пассажиров,

которые иначе пересели бы в свои машины. Такси является как раз тем самым промежуточным вариантом, для тех, кто готов отказаться от своей машины, но не готов пересесть в общественный транспорт. Таким образом, для того чтобы уменьшить общее число машин на улице, надо всячески поощрять такси и частный извоз, отменить все лицензии (и на маршрутки тоже). Зарегистрированным такси, надо, как это делается в Европе, давать право езды по выделенным полосам.

Парадокс номер 9.

Выделенные полосы для общественного транспорта. Пользоваться ими запрещено даже в ночное время, когда автобусы не ходят. Объяснить это с точки зрения логики не возможно. Общая скорость в результате снижается, из трех полос остаются две и даже ночью из-за этого легко возникнают пробки.

Для того, чтобы выделенные линии использовались более эффективно можно разрешить проезд по ним мотоциклов, машин с 2-мя или 3-мя и более пассажирами (система известная как HOV, high occupancy vehicle) и сделать выделенные линии динамическими, те работающими в зависимости от времени дня или даже загрузки (как реверсивные полосы).

Парадокс номер 10.

Это когда из-за небольшой аварии с царапиной на бампере на час тормозится все шоссе с тысячами машин. Экономический ущерб несоразмерен. По моим субъективным ощущениям две трети пробок происходят из за аварий с царапинами.

Происходит это из-за того, что люди по часу ждут приезда ГИБДД и боятся передвинуть машины. Хотя сейчас уже разрешается оформлять ОСАГО без приезда ГИБДД если ущерб меньше какого-то порога, но этим почти никто не пользуется, потому что нет должных стимулов. Для сравнения, в Америке на трассах развешены плакаты: "Fender Bender? Move vehicles from travel lanes" - т.е. водитель обязан убрать авто на обочину, если повреждения незначительны.

Предлагаю, в случае если у обоих водителей есть ОСАГО, нет разногласий по виновности и нет пострадавших - обязать водителей убирать машины с проезжей части, в противном случае существенно штрафовать за препятствование движению. Такое законодательство точно возможно, потому что оно действует, опять же в США, где для оформления ДТП не требуется приезд ни полиции ни страховщиков. Люди обмениваются номерами страховок и все оформляется за 5 минут.

russisch_berlin:
Уважаемый Олег! Темы Вы подняли злободневные, но некоторые из перечисленных Вами обстоятельств, проблемами не являются (а если это проблемы, то это "проблемы", характреные для очень многих больших городов, ).

Остановлюсь на одном существенном моменте: Вы достаточно много уделили вниямания маршруткам. "Маршрутка" и увеличение ее доли в транспортном сллите - это движение в сторону малоразвитых стран Африки. С ними как раз таки нужно бороться. (перечисленные Вами доводы в пользу маршруток очень и очень спорны). Но бороться нужно, предлагая что-то взамен. "Замен" возможен только при комплексном подходе: оптимизация автотранспортных потоков (включая полосность и ширину дорог, наличие и стоимость парковочных мест), пешеходных потоков, схем движения общественного транспорта и координации его движения и пр. В связи с этим возникает вопрос, занимается ли кто-то реально разработкой комплексных мер (с использованием достоверной исходной информации, валидных моделей ивсего того, что уже наработано мировым опытом).

oleg_kozyrev :
про страны Африки - это я много слышал от "Городских проектов"

никакими цифрами невозможно подтвердить, что автобусы лучше

маршрутки современные даже колясочников могут перевозить, какая там Африка? малокомпактный общественный транспорт оптимален для таких городов, как Москва

в небольших городах можно обойтись и автобусами, но вряд ли в Москве с ее сетью дорог

ankedish:
Сколько вас читаю, всегда приятно удивляюсь совпадению мыслей. Вас бы в мэры, я бы проголосовала. ))) И про ОТ: просто надо делать, пробовать, а это никто даже не пытается. Билетные автоматы должны быть на каждой остановке. Или карту можно придумать, кидаешь на нее деньги и просто прикладываешь при входе в автобус в специальной отметке, например. Про школы-сады согласна и про электронный документооборот. А то мне в ПФ ехать тут надо за бумажкой и потом в налоговую, а могла бы все из дома-с работы делать. Про маршрутки полностью поддерживаю. Зачем бороться с тем, что работает. Если придумаете лучше, это само отойдет на второй план, а может, и вымрет. А то как с выделенной полосой: у нас на Комсомольском с такими перерыва ми транспорт ходит, что на эту полосу с тоской смотрю. Хотя бы таксистам разрешили ей пользоваться.

thumm:
Отличный пост - в смысле, здорово, что ты так развернуто сформулировал свои соображения.

С частью твоих оценок я согласен, с частью - нет.

По пунктам:

1. Согласен. Мне кажется, очень часто москвичи нашего круга недооценивают выигрыш от ситуации "школа в 10 минутах ходьбы от дома" для их же собственных детей. Но вообще, конечно, разительный разброс в уровне школ неизбежно приводит к такой проблеме, и надо бы что-то с этим делать, и вопрос это не к транспортникам, конечно.

2. Конечно, нужно повышать комфорт и уменьшать время - независимо от того, работаешь ты на нынешних автомобилистов или на нынешних пользователей общ. транспорта. По-моему очевидно, что именно это власти и пытаются делать - хоть и с переменным успехом, но во многих случаях прогресс лично для меня очевиден.

3. Маленький автобус хорош для маленького пассажиропотока, большой - для большого. По-моему, это очевидно.

Если автобусы неэффективно пускать чаще, чем раз в 20 минут, надо пускать маленький. Если мы говорим про большой перегруженный ТПУ, через который проходит сотня людей в минуту, то беспорядочная толпа маршруток вокруг него приводит к тому, что все происходит медленно, все всем мешают и т.п.

Кроме того, оставлять маленькие автобусы на многих линиях надо, безусловно, но надо заставлять их работать по тем же правилам - общие билеты, время работы, расписание - что и большие. Не вижу в этом требовании вообще ничего, кроме хорошего.

4. Согласен на 100%. Кажется, транспортные власти тоже про это понимают (по крайне мере срочное строительство метро с целью разгрузить Выхино, Юго-Западную и Речной вокзал - кажется, ровно про это).

5. Согласен на 100%. Разговоры об оптимизации использования пригородных жд идут годами, но делается очень мало - а там же огромный ресурс в том числе для внутригородского общественного транспорта. Есть сквозные линии, просто оборудовать нормальные остановки/переходы и пустить по ним поезда раз в 10 минут хотя бы.

6. Согласен.

7. Не согласен от слова совсем. 50 рублей вместо 28 платят те, кто пользуется транспортом раз в год совершенно случайно. Те, кто пользуется ОТ постоянно (ну вот я, например) платят 20 рублей за поездку вместо 28. "И не надо думать, что люди (в моем лице) этого не видят".

Продажа билетов в автобусе замедляет процесс и прямо противоречит твоему же пункту 2.

yrjonpoika:
Одно замечание. Сказанное Вами не только Москвы касается. Во всех российских мегаполисах одна и та же хрень.

Источник: oleg-kozyrev.livejournal.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Победа благодаря и вопреки

9 мая 1945 года в 0:43 по московскому времени был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии

Почему Советский Союз победил Германию во Второй мировой войне? Казалось бы, все ответы на этот вопрос уже даны. Тут и превосходство советской стороны в людских и материальных ресурсах, тут и стойкость тоталитарной системы в условиях военного поражения, тут и традиционные стойкость и неприхотливость русского солдата и русского народа.

09.05.2019 13:00, Борис Соколов


Красный стяг над Поднебесной

Дисбаланс и парадокс России

Вселенная и время бесконечны. Значит, случиться может всё абсолютно. То есть любое событие неизбежно, даже если оно неисполнимо. Такое объяснение, в общем-то, не хуже других. Учитывая происходящее...

07.05.2019 16:00, Игорь Фунт


Не орите матом в моей альма-матер!

Из культовой серии «Записки вятского лоха». Апрель, 2019

Началова. Русская Мэрайа Кэри намного была красивей и великолепней тогда, раньше: когда «Времени круговорот»... Полненькая, в теле, чувиха. Нереальная. Над ней бы до сих пор угорали лохи типа меня. Не поменяй она красоту внутреннюю. И главное, неземной мэрайевский голос, фантастический свой фальцет — на красоту... внешнюю. Чужую. Извне. Вот и всё, в принципе. О человеке. Прекрасной девушке. Блестящей. Инопланетной. Под которую протанцевал полжизни... И ещё буду.

28.04.2019 16:00, Игорь Фунт


Тогда мы сделали ракеты

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым из жителей Земли поднялся в Космос. Год спустя был учреждён День космонавтики

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил облёт нашей планеты на космическом корабле «Восток», созданном творческим коллективом учёных, инженеров и конструкторов во главе с Сергеем Королёвым.

12.04.2019 08:00, Александр Головков


Русский разговор о погоде

Взаимосвязь климата и чувства ответственности у русского человека

Нигде так много не говорят о погоде и климате, как в России. Я имею в виду не сельскую местность, где это было бы естественно, а Москву и Петербург, защищенные от разгула стихий не хуже других мировых столиц. Приведу отрывок из раннего рассказа Фазиля Искандера «Начало».

23.03.2019 15:00, Михаил Эпштейн


Воспоминания детства, Дудь и российская действительность

Из серии «Записок вятского лоха». Март, 2019

Середина 1980-х... Поехали мы как-то полковым ансамблем на праздник 8 Марта в близлежащий поселковый Дом культуры. Небольшой концертик. Туды-сюды... И — танцы-шманцы по концовке. Все дела. Что-то типа армейской художественной самодеятельности — в помощь советским трудящимся. В данном случае — женщинам.

19.03.2019 16:00, Игорь Фунт


«Огромность тут важнее искусности. Сила нужнее таланта»

О менталитете, который проявляется в искусстве, и о том, как в действительности обстоят дела

Почему «Оскар» получают все эти «Зеленые книги», «Эрин Броккович», «Филадельфии» и прочие «12 лет рабства», «Милки» и «Миллионер из трущоб». Потому же, почему русские с такой упоительной маниакальной настойчивостью снимают и смотрят все эти «Сталинграды», «Панфиловцев» и «Т-34». Это все кино про войну. Только у нас разные войны.

16.03.2019 16:00, Антон Красовский, facebook.com


Как не потерять связь со своим детством

Один из главных признаков детства — молчаливое бессилие, но не по нему же мы скучаем

«Я учился быть ребенком, я искал себе причал. Я разбил весь лоб в щебенку об начало всех начал». Осмысливая эту цитату Бориса Гребенщикова, скажу так: на мой взгляд, когда нет своего «причала», то и о ребенке внутри нас речи идти не может. Одно с другим связано неразрывно.

14.03.2019 13:00, Дима Зицер, для журнала «Сноб»


Любовь, ничего боле…

Из серии «Записки вятского лоха». Февраль, 2019

Вдруг осенило: «Я у будки сорвал незабудки…». На глазах выступили слёзы. Откуда-то сверху спустилась небесная мантия, мягко укрывшая с головой. Пришло спокойствие, доступное только гению, постигшему суть рифмы. Успокоившись, так, на всякий случай… пробил на антиплагиат. В общем-то уверенный в эксклюзивности новой в литературе фразы. Нового в поэзии слова.

17.02.2019 16:00, Игорь Фунт


Записки вятского лоха. Январь, 2019 г.

Про «Игру престолов», пропаганду, Титаник и баню

Вспомнил вдруг, что знаменитую хоккейную суперсерию 1972 года мы выиграли. Специально посмотрел — ан нет, проиграли, оказывается. Но пропаганда в СССР была настолько сильна и настроена таким образом, что у нас, советских мальчишек, отложилось, что будто выиграли.

12.01.2019 16:00, Игорь Фунт






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.