Подписаться на обновления
25 апреляВторник

usd цб 56.0794

eur цб 60.8461

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
Ольга Бурмакова   пятница, 22 апреля 2011 года, 08.00

Парадоксальный вопрос абортов в России
Абортов меньше не там, где их сделать труднее, а там, где их делать незачем


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Единственное, в чём сходятся сторонники ограничения абортов и защитники права на свободные аборты, — это в том, что аборт — это нехорошо. Правда, если первые опираются в основном на мораль, нравственность и традиционные ценности, то вторые говорят о сложных социальных обстоятельствах, которые приводят женщину к аборту.

Аборты, помимо важной социальной проблемы, — это популярная карта в политических играх. Вот, скажем, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил недавно прекратить финансирование абортов «за счёт средств налогоплательщиков», повторяя инициативы РПЦ, более ранние высказывания председателя комитета по делам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной и многих других политиков, чиновников и общественных деятелей. И любое подобное заявление приводит к возобновлению дискуссии о том, что же делать с невероятно большим количеством абортов в России (доля абортов от всех беременностей в 2007 году составила 45,8%, в 2008 году — 42,4%, в 2009 году — 40,2%).

При этом единственное, в чём сходятся сторонники ограничения абортов и защитники права на свободные аборты, — это в том, что аборт — это нехорошо. Правда, если первые опираются в основном на мораль, нравственность и традиционные ценности, то вторые говорят о сложных социальных обстоятельствах, которые приводят женщину к аборту. Поэтому различаются и подходы к уменьшению количества абортов — меры по ограничению собственно абортов или создание обстоятельств, в которых потребность в абортах отпадает.

Когда возникает вопрос «Делать или не делать аборт?» Когда а) беременность уже есть, но б) возможности родить и/или вырастить ребёнка нет. Соответственно, если наша задача — сделать так, чтобы абортов стало меньше, есть два направления для деятельности: а) уменьшение количества незапланированных беременностей и б) уменьшение количества ситуаций, в которых незапланированная беременность оказывается нежелательной. Начнём со второй половины.

Когда неожиданная беременность оказывается нежелательной?

— Когда она возникла в результате насилия и принуждения.

— Когда жизненные обстоятельства не позволяют женщине родить и/или вырастить ребёнка.

— Когда женщина не хочет рожать и выращивать ребёнка.

Первый пункт более или менее покрывается социальными показаниями к искусственному прерыванию беременности (хотя они не артикулируют, например, инцест, супружеское насилие, обманное пренебрежение контрацепцией со стороны мужчины). Что же касается жизненных обстоятельств, делающих беременность нежелательной для женщины, которая в другой ситуации предпочла бы её сохранить, — они могут быть самыми разнообразными, но в большинстве случаев связаны с материальным положением и с социальной нестабильностью.

25-летняя сотрудница информационного агентства Елена П. две недели назад сделала аборт. До сих пор она не может сдержать слёз, вспоминая, что избавилась от долгожданного малыша. «С мужем давно планировали ребёнка, — говорит Елена. — Когда забеременела, я так радовалась. Я и подумать не могла, что по животу ударит работодатель. Но когда я сообщила начальнику своего отдела о своём счастье, он рассвирепел. Кричал, мол, сейчас тысячи безработных талантливых журналистов, а я буду в декрете сидеть и только место занимать. Потом он немножко остыл и сказал, что если я всё же надумаю рожать, то могу рассчитывать только на часть оклада — около 9 тыс. рублей. А тут ещё у мужа с бизнесом проблемы начались — кредиты отдавать нечем. Мы прикинули и поняли, что ребёнка позволить себе не можем… В больнице творился настоящий кошмар. Желающих сделать аборт было очень много — целая очередь выстроилась. У меня началась истерика: постоянно привозили женщин после операции, бросали их на кровати и накрывали одеялами. Они стонали и охали. А мимо нашей палаты чинно ходили барышни с огромными животами. Было жутко».

Женщины не рожают, потому что не знают, на что им ребёнка растить и как гарантировать завтрашний день ему, если они и сами не могут ни на что рассчитывать.

«В такой ситуации надеяться на то, что женщина будет рожать больше детей, чем она сможет прокормить одна, не приходится».

«Мы прикинули и поняли, что ребёнка позволить себе не можем…»

«[Отцы] боятся позора. Мол, родил малыша, а прокормить его не смогу».

«Для многих это именно безысходность. Это не период какой-нибудь — год-другой переждать, пока ребёнок маленький, а потом всё нормализуется. Ничего подобного. Потому что за время, пока мать вынашивает ребёнка и кормит его грудью, она впадает в ситуацию глубокой нищеты».

Логично предположить, что именно на эту группу можно повлиять, обеспечив финансами и стабильностью. Государство в своей демографической политике делает некоторые попытки это сделать, но они выглядят скорее символическими, чем реальными. Всерьёз о помощи женщинам, отказавшимся от аборта, говорит только церковь да ЛДПР, которые, правда, настаивают на отказе от детей в пользу государства (вероятно, во избежание спекуляций) и заинтересованы только в детях «титульной нации».

«Материнский капитал незначительно повлиял на решение женщины рожать».

«И тут же выяснилось, что денег, предложенных мне властями в виде пособий и материнского капитала, никак не хватит на то, чтобы продержаться в тяжёлое время. Кричали «рожай-рожай», а как кризис грянул — мы оказались никому не нужны».

Вполне очевидно, что ограничение на аборты — от платных абортов до их полного запрета — бьёт в первую очередь по тем, кто не может обеспечить качество жизни себе и ребёнку. «Это удар по самым бедным и обездоленным, по несовершеннолетним, по студенткам, по всем тем, кто не может себе позволить платный аборт и уж тем более не может позволить себе родить и воспитать ребёнка». В ситуации безденежья часто бывает трудно найти сумму на аборт — стоят они недёшево. Люди, живущие в условиях хоть какой-то финансовой стабильности, плохо представляют, каково это — иметь деньги ровно на выживание сегодня, без какого-либо запаса на завтра. В этой ситуации многие скорее обратятся к «дешёвым» бабкиным средствам, что не идёт на пользу ни здоровью женщин, ни демографии.

При этом возникают вполне очевидные вопросы: если у женщины нет денег на аборт, откуда у неё деньги на выращивание ребёнка? Если у женщины нет средств и/или информированности и/или желания пользоваться контрацепцией, откуда у неё средства и готовность воспитывать ребёнка? Но чаще всего борцы с абортами методами их запрета предлагают ответы в духе «как-нибудь прокормят».

Что характерно, когда речь идёт о количестве рождённых детей, редко говорится о качестве жизни и их, и их родителей. Само появление новой жизни объявляется самоценностью. Желание людей не просто жить, а жить хорошо и обеспечивать такую же жизнь своим детям называется эгоизмом и отговорками. Возможность низкого качества жизни ребёнка замалчивается, исключается из обсуждения; снижение качества жизни матери рассматривается как необходимая жертва, которая оправдывается святостью материнства или просто потребностью страны/общества/государства в детях (обычно формулируется как «выход из демографического кризиса»).

При чём тут государство?

Полемизируя с автором статьи, из которой приводятся цитаты выше, другая женщина пишет:

«Я до сих пор не понимаю — при чём тут государство?! Это как в мультике «Простоквашино»: корова государственная, а телёнок-то наш! Вы что, простите, от государства ребёнка заимели? Это же ваше дитя, а не государственное!»

Это на самом деле очень интересный вопрос: при чём тут государство? Если женщина рожает для себя — то это её личное дело и ответственность она несёт только перед собой, ребёнком и, возможно, его отцом, если тот принимает какое-то участие в их судьбах. Но тогда неудивительно, что в ситуации нестабильной и тяжёлой немногие решаются взять на себя ответственность за ещё одну жизнь.

Однако в бесконечном обсуждении демографического кризиса звучит рефрен, что появление на свет детей необходимо стране. Государство — устами многочисленных политиков и чиновников — повторяет снова и снова, что ему нужны дети. И основным объектом его слов и действий оказываются женщины, на которых возлагается обязанность пополнения населения. Вот только среди действий недостаточно таких, которые помогли бы женщине справиться с трудностями вынашивания, родов и воспитания ребёнка, — тут она может полагаться только на свои силы.

Получается довольно странная ситуация: государство всеми силами — от неких признаков положительного стимулирования до куда более распространённых порицания и ограничения — стремится заставить женщин рожать и в то же время рожает женщина вроде как для себя, поэтому на практике все трудности по выращиванию ребёнка ложатся на её плечи.

«Нет, я не против. Я ни в коем случае не хочу делать свои проблемы чужими. У меня пока две руки, две ноги, неплохая голова, всё у меня хорошо, и, если Боженька будет милостив ко мне, то на том, что есть сейчас, я неплохо проживу (а вот если сломаю ногу-руку — уже не факт). Ну так скажите тогда честно и открыто: в нашей стране рожать детей — ТЯЖЕЛО. К чему эти популистские высказывания про какую-то землю многодетным, про материнский капитал, про то, про сё?»

Право не рожать

Третий пункт из списка чаще всего теряется в деталях дискуссий об аборте, а ведь именно он является ключевым с точки зрения прав женщины: женщина имеет право не рожать. Наличие у женщины здоровья для рождения ребёнка и средств для его содержания не значит, что она должна рожать. Это её личный выбор — иметь детей или не иметь, становиться матерью или не становиться, использовать своё тело для вынашивания ребёнка или нет.

Неудивительно, что «исследования, проведённые в нашей и в других странах, показали, что наиболее жёсткими противниками права женщины на аборт являются люди, у которых нет риска аборта, то есть в первую очередь мужчины, во вторую — женщины старше 50 лет. Иначе говоря, это люди, кому беременность не грозит». Право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью — вот сердцевина дискуссии об абортах, и именно оно оказывается ограниченным, как только ограничивается доступ женщин к абортам.

Как предотвратить незапланированную беременность?

Это первая половина вопроса. Есть два средства избежать неплановой беременности: воздержание и контрацепция.

Воздержание — способ, подходящий далеко не всем. Людям свойственно хотеть секса и заниматься им, и это стремление не подлежит внешнему контролю, как бы к нему ни стремились моралисты всех мастей. Но так получается, что для женщины секс связан с риском беременности — далеко не всегда желанной. Характерно, что борцы за мораль и нравственность рассматривают этот риск как «плату за (недозволенное) удовольствие». Они настойчиво предлагают выбор исключительно между воздержанием и супружеским сексом ради рождения детей, объявляя секс ради удовольствия аморальным, греховным, эгоистичным.

Всякое удовольствие должно быть отомщено. За него надо нести наказание — и желательно пожизненное. Поэтому им так нравятся торжественные фразы замогильным тоном: «Надо было раньше (головой) думать», «Теперь пеняй на себя», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Стремление пенализировать аборты здесь идёт рука об руку с борьбой с контрацепцией, потому что и то и другое позволяет «уйти от расплаты».

После мрачной статьи коллег об увеличении числа абортов как последствия кризиса с реальными историями женщин, которых кризис вынудил пойти на операцию по прерыванию беременности, у меня внутри что-то заболело. Я вспомнила, с какими трудностями столкнулась в 19 лет, когда забеременела и родила сына, и как теперь радуюсь каждому дню с ним. Я убеждена, что кризис — не повод для прерывания беременности и знакомства со всеми последствиями аборта. И готова объяснить, почему это так. В каком-то смысле мне тогда повезло, потому что я действительно не представляла себе многих аспектов взрослой жизни, а значит, и не боялась их. Родители были категорически против, считая, что я не смогу окончить университет, сделать карьеру и до конца жизни буду стоять у плиты. Ничего такого, смею заверить, не произошло. Обошлась без академа, окончила дневное отделение, с четвёртого курса начала полноценно работать, отдавая всю зарплату няням ради получения реального опыта работы. Но в первые годы в моей молодой студенческой семье был внутренний кризис сродни нынешнему мировому. Мы оба не работали, потому что только закончили второй курс. Мужа никто брать на работу без опыта не хотел, хотя рынок труда кипел и булькал. Тем не менее мы, как и все студенты, умудрялись неплохо жить и растить ребёнка. Сами квасили кефир, который заменял искусственное питание, многие детские вещи донашивали за другими детьми, взяли у родственников детскую кроватку.

Ответственность за беременность = ответственность за секс, и она снова оказывается исключительно на женщине, потому что это ей в случае сохранения неожиданной беременности придётся вынашивать ребёнка, а затем его выращивать (или принимать не менее сложное решение о передаче ребёнка в детский дом). Отец ребёнка в этой ситуации далеко не всегда оказывает поддержку и принимает на себя ответственность — и на него её не возлагают так прямо и жёстко, как на женщину. (За исключением тех случаев, когда женщину вообще пытаются лишить права выбора, — например, запрещая аборты без согласия мужа/отца ребёнка.) Если женщина и мужчина не состоят в долгосрочных отношениях, то участие отца ребёнка в беременности и дальнейшем воспитании ребёнка крайне сомнительно.

Второй способ — контрацепция, и хотя он не даёт стопроцентной гарантии, но зато предлагает альтернативу воздержанию и бессчётным родам, позволяя реализовывать человеческие потребности со значительно меньшим риском. Он же является лучшим средством профилактики абортов.

«И эксперты, и молодое поколение женщин говорят о том, что главной мерой, которая уменьшает число абортов, является использование эффективной контрацепции, а не морализаторство по поводу искусственного прерывания беременности».

Казалось бы, противники абортов как «детоубийства» должны ратовать за распространение контрацепции, чтобы все зачатия оказывались желанными и ожидаемыми. Но этого не происходит. Наоборот, многие общественные и политические силы настаивают на том, что «пропаганда контрацепции» ведёт к снижению рождаемости и потому так же вредна для демографии, как и аборты, которые она предотвращает. Такая позиция снова возвращает к выбору исключительно между воздержанием и размножением.

Парадоксальное мышление

Неудивительно и то, что женщины, выросшие при недостатке информации, но в изобилии мифов и эмоционального морализаторства, в своём репродуктивном поведении воспроизводят ту же нелогичность.

«Беременность рассматривается многими женщинами как своего рода стихийное бедствие или по меньшей мере как неожиданность. …Некоторые исследователи называют такое репродуктивное поведение иррациональным. Отсутствие рациональных установок проявляется не только в том, что женщины не употребляют контрацепцию, но и в том, что они рожают нежеланных детей или не рожают детей, когда хотели бы этого».

Откуда берётся такое иррациональное поведение? Причин у него немало. Значительную долю в его формировании играет элементарная неграмотность. Ей способствует и советское наследие — ведь растили этих женщин матери и бабушки, которые жили в обстоятельствах, в которых существовал выбор только между родами и абортом, а вопрос контрацепции практически не рассматривался; и то, что сейчас для того, чтобы получить достоверную информацию о контрацепции, нужно приложить определённые усилия.

Даже имея доступ к информации, многие женщины предпочитают опираться на мифы и «традиционный подход». Их мышление полно парадоксов: гормональные контрацептивы вредны — но экстренная контрацепция и аборты допустимы; не заботиться о себе стыдно — и поэтому лучше не посещать врача и не обсуждать с ним вопросы предохранения.

«Распространено мнение о том, что никакие средства не дают полных гарантий. При такой постановке вопроса любой секс признаётся опасным, а предохранение — необязательным».

Немалый вес играют социальные факторы. Во-первых, секс сам по себе остаётся делом, которым заниматься можно, а говорить о нём неловко. Многие не обсуждают «такие вопросы» с партнёрами. Во-вторых, мужчины нередко не хотят использовать презервативы или выражают неудовольствие по поводу их использования, потому что они якобы уменьшают удовольствие. А женщины боятся использовать гормональные средства, потому что боятся их влияния на внешность, — яркий пример проявления жёстких рамок мифа о красоте в жизни женщины. Свою роль играет давление церковных представлений о нравственности и греховности, которые перенимают даже неверующие люди.

Планирование семьи и сексуальное просвещение

Хотя понятие «планирование семьи» часто используют как синоним «контроля рождаемости», его значение намного шире. Это спектр действий по обеспечению репродуктивного здоровья и качественного родительства. Планирование семьи отдельно взятым человеком включает не только использование контрацепции и регулярные визиты к врачу, но и построение здоровых сексуальных отношений с ясной коммуникацией между партнёрами, и продуманную экономическую политику семьи и родительства.

Социальные программы планирования семьи охватывают широкий спектр услуг по информированию и поддержке населения. Например, программа «Планирование семьи», созданная в России девяностых, занималась информированием населения, подготовкой специалистов, а также закупкой контрацептивов и бесплатным обеспечением социально незащищённых групп. Но эта программа была свёрнута — во многом из-за яростного сопротивления сексуальному просвещению подростков, которое входило в её планы.

Ирония в том, что сексуальное просвещение подростков, особенно включающее информацию о контрацепции, о рисках беременности, о венерических заболеваниях и т.д., приводит к тому, что подростки позже начинают вести половую жизнь, и снижает количество подростковых беременностей — то есть добивается ровно той цели, которую противники «развратного» сексуального просвещения пытаются реализовать путём запретов и замалчивания.

Как показывает практика стран, где распространена политика планирования семьи, наличие подобных программ и их деятельность формируют в общественном сознании приоритеты ответственного отношения к своему репродуктивному здоровью и ответственного родительства. Они же, кстати, подчёркивают ответственность не только женщин, но и мужчин в вопросах семьи и репродуктивного здоровья — своего и партнёра, важность согласия и открытости коммуникаций между партнёрами, снижая количество ситуаций типа «мужчине не нравятся презервативы» и «мне было неловко об этом говорить».

В России же информация о репродуктивном здоровье и о планировании семьи не то чтобы закрыта, но для того, чтобы получить доступ к ней, нужно приложить осознанные усилия, в том числе преодолеть мифологическое сознание и во многих случаях давление среды — окружения, которое настаивает на вреде контрацептивов, партнёров, которые сопротивляются использованию презервативов, общественного сознания, в котором женская сексуальность является запретной темой.

Несомненно, огромную роль оказывает влияние церкви. Хотя Россия является светским государством, но растущее вмешательство церкви во все сферы жизни, распространение идеологии «традиционных ценностей, морали и нравственности» приводит к тому, что и женщины, и мужчины всё чаще избегают заботы о своём сексуальном здоровье, стараясь не думать о «греховном». К тому же РПЦ является ярым противником планирования семьи. В её документе «Демографический кризис в России: причины и пути выхода» организации, занимающиеся вопросами планирования семьи, называются «антигосударственными организациями, ведущими демографическую войну против России». Там же предлагается «прекращение финансирования всех мероприятий по контролю над рождаемостью», включая контрацепцию.

Однако легальность и доступность аборта — это светский вопрос. Люди религиозные решают вопросы планирования семьи в соответствии с догмами своей религии и собственными морально-нравственными ценностями. Люди нерелигиозные тоже решают их в соответствии со своими морально-нравственными ценностями — мораль и нравственность не являются прерогативой религии. Вмешательство церкви в законодательство и государственную политику вне собственно церковных проблем недопустимо, поскольку вера и религиозные догмы — вопрос личных убеждений верующих, а государство занимается всем населением, независимо от их вероисповедания и взглядов. Однако именно такое вмешательство наблюдается во многих сферах, и особенно в демографических вопросах.

Впрочем, и светские борцы за повышение рождаемости часто предпочитают запретительные меры поощрительным. Говоря о «повышенной сексуализации общества», «развращении подростков» и прочем «тлетворном влиянии Запада», они перекрывают не столько действительно проблемный поток сексуальной объективации, насилия и нездоровых представлений о сексе и репродуктивных процессах, который проецируется СМИ, сколько доступ к качественной информации.

Для того чтобы узнать мифы о сексе и перенять культуру изнасилования, достаточно включить телевизор, открыть газету или пообщаться с ближайшим окружением. Для того чтобы узнать о контрацепции, о заботе о сексуальном здоровье, о здоровом построении сексуальных отношений, нужно приложить определённые усилия.

Многим трудно представить, почему может быть сложно найти информацию в век интернета. Но, во-первых, у немалой доли населения нет ни доступа к интернету, ни навыков его использования — в 2010 году число пользователей интернета составило 59%. Во-вторых, нужно иметь навыки поиска и отбора информации, уметь отделять вескую информацию от повторения мифов и чуши, которыми полнятся и интернет, и СМИ, и даже некоторые книги «по вопросу», нужно просто знать, что искать. А для того чтобы купить книгу или обратиться к врачу по «стыдному» вопросу, нужно преодолеть всё то же морализаторское социальное давление, при котором говорить обо всём, связанном с сексом, оказывается «неприлично». Особенно трудно всё это делать подросткам, у которых доступ к любым ресурсам, от интернета до врача, часто оказывается ограничен, поэтому неудивительно, что «по стране в целом статистика констатирует 10% абортов среди несовершеннолетних».

Россия — страна парадоксов…

…и в вопросе абортов — тоже. Заявляя о «собственном пути» и потому отрицая западный опыт или переворачивая его с ног на голову, как делает Е. Мизулина, говоря о пользе ограничения абортов, ставя в пример маленькое число абортов в Нидерландах, где они делаются по требованию за счёт государственного медицинского фонда, многие наши политические и общественные деятели воспроизводят иррациональное мышление, которое в их случае уже трудно объяснять невежеством и неинформированностью.

Подростки лишены информации о репродуктивном здоровье — а рост заболеваний, беременностей и абортов вызывает удивление и приписывается «развращению и порнографии». Потенциальные матери лишены финансовой поддержки и стабильности — а от них требуют выводить страну из демографического кризиса. Много говорится о вреде абортов для здоровья — и при этом аборты, особенно бесплатные, делаются наиболее травматичными методами.

«По-прежнему наиболее распространён в России входящий в ОМС «бесплатный» хирургический аборт (78,9%), который ВОЗ допускает только в исключительных случаях, когда нет возможности применить более щадящие методы. Право на аборт обеспечено, но то, как оно осуществляется в государственных медицинских учреждениях, можно уподобить наказанию, которое женщина несёт за нарушение гражданской повинности материнства».

Вполне очевидно, что очередная инициатива политиков по финансовому ограничению абортов не улучшит ситуацию, зато серьёзно нарушит права женщин и создаст новые проблемные зоны.

Также очевидно, что вопрос возможности и доступности абортов связан с широким спектром других вопросов в области правовой, демографической, гендерной, образовательной политики. Рассматривать его отдельно от них невозможно, да и не нужно, — тема абортов, напротив, акцентирует внимание на слабых местах и болевых точках этих областей. Но в целом опыт других стран и рассмотренные материалы приводят к одному выводу: проблема абортов решается не запретительными мерами, а сочетанием осознанного и рационального подхода к планированию семьи и репродуктивному здоровью и государственной поддержки как родительства, так и планирования семьи. То есть абортов меньше не там, где их сделать труднее, а там, где их делать незачем.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Днем сегодняшним

«А раньше бабы в поле рожали — и ничего!»

Всё познается в сравнении – и это мы часто сознательно и подсознательно делаем: мы сравниваем себя с другими, сравниваем наше время с прошлым, сравниваем нашу культуру с другой, сравниваем наш уровень менталитета, здоровья и медицины. И когда кажется, что то, что у нас есть здесь и сейчас – это очень мало и недостаточно для счастья, нужно просто вспомнить, как люди жили раньше.

26.07.2015 14:00, Адриана Имж


Не стоит горячиться

Как эффект hot-cold empathy gap влияет на прибыль супермаркетов

Кто из нас не приносил домой лишний пакет молока, брикет мороженого, пачку сухариков? Каждому знакомо возбуждённое состояние покупателя, когда невозможно остановиться перед искушением купить ненужный, но такой притягательный товар. О том, как научиться экономить и не попадать в ловушки владельцев магазинов.

25.06.2015 09:00, Ксения Маркова


Как одиночество искажает наше сознание

Последствия социальной изоляции

Мозг изолированного от контакта с другими людьми человека способен совершать странные метаморфозы с его сознанием, — уверен Михаэль Бонд, автор статей о психологии человеческого поведения и книги The Power of Others. Сайт T&P опубликовал перевод его статьи о последствиях социальной изоляции для человека и его восприятия реального мира.

17.06.2015 13:00, Наталья Орехова


Нужна ли семья «любой ценой»

О том, почему все так гонятся за пресловутым штампом в паспорте и какие проблемы влечёт за собой желание поскорее обзавестись семьёй «для галочки»

В нашей стране более половины брачных союзов вырастают из желания гарантий. Кстати, из того же самого желания появляются на свет более половины детей. О каких гарантиях идет речь, понятно без лишних слов. Есть прекрасный латиноамериканский роман Лауры Эскивель «Как вода для шоколада», в нём описывается строй семьи, при котором младшая дочь не имеет права на замужество или какую-то личную жизнь, поскольку обязана ухаживать за матерью до самой смерти.

11.06.2015 13:00, e_kowalski


Итак, духовные скрепы

Ортодоксальный взгляд на национальную самоидентификацию

Мудрость русского народа, его неповторимая двойственность и еще два десятка характеристик, определяющих «духовные скрепы», – все принципы и противоречия возрожденной русской идеи с позиции энтузиаста.

08.06.2015 09:30, Игорь Лебедев


Гражданский синдром

Россияне выбирают гражданское общество по Мэдисону и Фергюсону

Понимание гражданского общества в духе Дж. Мэдисона и А. Фергюсона свойственно 30% россиян. Гражданское общество отвергают только 19% населения страны. Однако гражданский тип сознания – только у 10% россиян, это средний класс мегаполисов. Депривированный тип сознания свойственен самой большой группе россиян – 35%.

28.05.2015 09:30


Есть ли личная жизнь после рождения ребёнка?

Свобода не потеряна, она видоизменилась

Путешествия, прогулки с друзьями, походы в кино, учёба и даже работа — вещи, от которых, казалось бы, с рождением ребёнка приходится отказываться. Действительно ли начинающие родители должны замыкаться на семье и как выкроить личное время, если нет возможности нанять няню?

25.05.2015 18:30, filevskayalinia


Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда недополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.

20.05.2015 09:30, Ирина Парфенова, психолог


Вернуться к началам терпимости

СПЧ для снижения радикализма призывает к широкому диалогу, политической конкуренции и терпимости к экспериментам в культуре

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принял рекомендации по итогам специального заседания "Рост радикализма как угроза правам человека", в которых призывает власть и общество предпринять ряд действий, позволяющих вернуться к началам терпимости и политического диалога, направленных на снижение напряженности в общественной атмосфере.

14.05.2015 09:30, Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека


Секреты воспитания

Как вырастить гения в домашних условиях

Папа заставлял маленького Бетховена играть на фортепиано по пятнадцать часов в день, Ньютона мать забросила после того, как вышла повторно замуж и родила еще троих детей, а Тургенева регулярно били. О самых популярных рецептах воспитания будущих вундеркиндов, или чем теория отличается от практики.

29.04.2015 18:30, Надежда Подколзина






 

Новости

«Ведомости»: в России разработали законопроект о блокировке VPN-сервисов и анонимайзеров
Российские власти разработали законопроект, который запретит использовать программы для обхода блокировки сайтов. Как пишут «Ведомости», чиновники хотят обязать анонимайзеры и VPN-сервисы блокировать сайты из реестра запрещённых ресурсов.
В России запустили сервис, помогающий людям с инвалидностью искать волонтеров
Интернет-портал Dislife межрегиональной общественной организации инвалидов «Доступ есть» открыл сервис, который помогает людям с инвалидностью связываться с находящимися поблизости волонтерами, сообщает «Интерфакс».
Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
В Петербурге студентов забрали с лекции для проверки на наркотики
Студентов петербургского университета телекоммуникаций забрали с лекции для сдачи теста на наркотики. Об этом сообщает правозащитная организация «Зона права» со ссылкой на одного из студентов, который сдал анализ.
ФСБ начала в Москве операцию «Анаконда» по массовому досмотру людей
В Москве началась спецоперация «Анаконда», во время которой сотрудники МВД и ФСБ будут досматривать граждан в поисках оружия, взрывчатки и других запрещенных предметов и веществ, сообщил 10 апреля «Лайф» и подтвердил РБК представитель московского ГУВД Александр Князев

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.