На родине «ё-папы» Николая Карамзина в 2005 году был установлен памятник букве, а в позапрошлом году ей придали официальный статус, обязав чиновников Ульяновской области вести делопроизводство через «ё».
В то время как буква «ё» сдаёт свои позиции практически по всей стране, в одном регионе России отношение к ней становится всё более восторженным. В Ульяновской области, на родине «ё-папы» Николая Карамзина, в 2005 году был установлен памятник букве, а в позапрошлом году ей придали официальный статус, обязав чиновников вести делопроизводство через «ё».
Идея установить памятник букве «ё» в Ульяновске возникла в 1997 году. «За год до этого я изучил несколько статей, посвящённых букве, и выяснил, что она была введена почти 200 лет назад, — поделился с «Часкором» автор идеи памятника краевед, доцент Ульяновского госуниверситета Сергей Петров. — В следующем году мы отпраздновали её юбилей в узком кругу единомышленников, и нам пришла в голову мысль увековечить эту литеру. Но нам сначала долго пришлось доказывать, что буква вовсе не обязательно ассоциируется с матом».
Эта же мысль приглянулась губернатору области Сергею Морозову, и в 2001 году был проведён конкурс на лучший проект памятника. Выиграл его ульяновский художник Александр Зинин. По его проекту памятник представлял собой гранитную стелу с вдавленной буквой «ё», со всеми неровностями типографского оттиска, использованного впервые в слове «слёзы» в альманахе «Аониды» 1797 года. Первоисточник хранится в отделе редких книг областной научной библиотеки. Открытие монумента было приурочено к 160-летию установки в Симбирске памятника Николаю Карамзину, издателю альманаха.
«Памятник открыли в 2005 году в центре города, на набережной Волги. Из-за того что художник не получил нужного материала вовремя, монумент получился больше похожим на надгробие, — рассказал «Часкору» житель Ульяновска Михаил Белый. — Приходишь к памятнику — и как на кладбище русского языка попадаешь, довольно иронично смотрелось. Впрочем, вскоре художник сделал ещё один монумент, из красного гранита, и буква «ё» во всех смыслах ожила». Впрочем, народ сначала к монументу отнёсся настороженно. «Ворчали, мол, делать нечего — деньги на глупости тратить, — говорит Сергей Петров. — Но вы зайдите на кладбище, сколько там дорогущих мавзолеев для Василиев Пупкиных. А ведь буква «ё» имеет для русского языка не меньшее значение, чем покойный Василий для своих родственников».
Монумент сразу стал одним из самых популярных мест отдыха жителей Ульяновска. Два с половиной года назад общественная организация «За русский язык» («ЗаРЯ») даже провела День поцелуя, своеобразный флешмоб. «Несколько сотен человек подходили к памятнику и целовали его в знак любви к русскому языку, — вспоминает Михаил Белый. — Самым брезгливым выдавали специальные салфетки, через которые они могли прикоснуться губами к памятнику».
К букве «ё» в Ульяновске вообще отношение уважительное. Например, в 2007 году губернатор области Сергей Морозов подписал распоряжение, по которому чиновники обязаны ставить точки над «е» там, где это необходимо. Были случаи, когда документы с непроставленными точками, какими бы важными бумаги ни были, просто возвращались для работы над ошибками.
Впрочем, на увековечивании одной буквы инициативные жители Ульяновска останавливаться не собираются. «В планах — установка ещё четырёх букв, уничтоженных другим нашим земляком — Владимиром Ульяновым-Лениным, — рассказывает Сергей Петров. — Это «i» (и десятеричное), ижица, ять и фита. Думаю, комплекс должен получиться весьма символичным».
Читать @chaskor |