События в Мумбаи еще больше осложнили и без того непростое положение в Пакистане. Эта страна продолжает свой долгий путь над пропастью, шансы сорваться в хаос, ведущий к войне, увеличиваются.
О внутренней ситуации в Пакистане «Частный корреспондент» уже писал в статьях «Уйдет ли слон от медведя к орлу?» и «Выбор сделан?». Теракты в Мумбаи, ответственность за которые Дели почти открыто возложил на Исламабад, еще более обостряют эту ситуацию.
По численности и уровню боевой подготовки личного состава, количеству и качеству обычных вооружений Пакистан входит в тройку сильнейших стран исламского мира, а наличие ядерного оружия и баллистических ракет тактического и оперативно-тактического назначения выводит его в десятку сильнейших на планете вообще. У него имеются на вооружении северокорейские и китайские тактические ракеты, а также ракеты «Гхори» собственного производства, способные нести ядерную БЧ на дальность 1,5—2 тыс. км. По-видимому, между Пакистаном и КНДР имела место сделка «ядерное оружие (пакистанское) в обмен на ракеты (корейские)». Очень значительную помощь Исламабаду в создании ракетно-ядерного потенциала оказал Пекин, спонсором проекта была Саудовская Аравия.
Население Пакистана на сегодняшний день составляет 147 млн человек, то есть уже превысило население России. Мобилизационный резерв — почти 22 млн человек. В случае прихода к власти в этой стране радикальных исламистов единственным способом остановить Пакистан будет массированный ядерный удар по нему. Надо сказать, что вероятность подобного развития событий очень велика.
9 апреля 2003 года, в день взятия американскими войсками Багдада, министр иностранных дел Индии заявил, что его страна оставляет за собой право нанести превентивный удар по Пакистану, поскольку эта страна поддерживает террористов. За прошедшие пять лет отношения между странами улучшились, но события в Мумбаи могут снова поставить вопрос о войне. Ядерная война между Индией и Пакистаном, учитывая высокую плотность населения и промышленных объектов, низкий уровень развития медицины в обеих странах, привела бы к гибели нескольких сот миллионов человек. Пакистан бы прекратил свое существование, но и от Индии мало что осталось бы. Готова ли Индия рискнуть и попытаться первым ударом обезоружить противника? В обычной войне ее победа гарантирована благодаря значительному превосходству в количестве и качестве боевой техники и в численности личного состава. Проблема именно в ядерном потенциале Пакистана.
Впрочем, если события будут развиваться именно таким образом, помощь Индии могут оказать США. Отношения между Вашингтоном и Исламабадом начали ухудшаться уже при Буше, а Обама в ходе своей избирательной кампании прямо высказывался за нанесение ударов по Пакистану. Конечно, от предвыборных обещаний (особенно обещаний такого рода) до их реализации — «дистанция огромного размера», но тенденции налицо. Пакистан для США из важнейшего стратегического союзника постепенно превращается в серьезнейшую проблему — и как оплот исламского терроризма, и как страна с ракетно-ядерным потенциалом, и как союзник Пекина.
Китай, безусловно, постарается сделать так, чтобы Пакистан не стал жертвой военной акции Дели и Вашингтона, но если до этого все-таки дойдет, вряд ли он рискнет напрямую помогать Исламабаду, втянувшись в войну с двумя ядерными державами. Тем более что переброска войск в район конфликта для Китая будет крайне затруднена по чисто географическим причинам. Через высочайшие в мире горы много не перебросишь.
Для России сегодня Пакистан прямой угрозы не представляет, его ракеты до нас пока не достают. Но ракетная программа Пакистана активно развивается, кроме того, именно его территория является оплотом движения «Талибан», которое в конце 90-х уже пыталось вести экспансию в Центральную Азию. Соответственно, военный разгром или даже территориальная дезинтеграция этой страны, причем проведенные чужими руками, были бы весьма выгодны для Москвы. Конечно, в этом случае Пакистан не перестал бы быть рассадником терроризма, но по крайней мере исчезла бы угроза, что террористы получат в свое распоряжение ракеты с ядерными БЧ. Экспансию террористических групп в Центральную Азию мы пока еще способны остановить на дальних подступах к своей границе (см. статью «Талибский Гудериан»).
Впрочем, нынешнее руководство Пакистана сделает всё, чтобы войны не было, оно прекрасно осознает свою слабость. Другое дело, что страна всё дальше заходит на пути к внутренней дестабилизации и хаосу.
ТК НТВ: Террористы рассорили Дели и Исламабад |
Читать @chaskor |