Подписаться на обновления
24 июляСреда

usd цб 63.1290

eur цб 70.6350

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Анна Сомерс Кокс, theartnewspaper.ru   вторник, 11 декабря 2018 года, 19:00

Оцифровать — значит сохранить
Музеи мира объединяются, чтобы способствовать оцифровке архивов


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Десять крупнейших музеев и культурных институций мира, в том числе Эрмитаж, подписали декларацию о сотрудничестве «Воспроизведение искусства и культурного наследия», апеллирующую к цифровым технологиям.

В мире объединяют усилия по сохранению культурного наследия. Эту глобальную цель преследует подписанная в Музее Виктории и Альберта (V&A) международная декларация, касающаяся вопросов цифрового воспроизведения, документирования и в некоторых случаях копирования произведений искусства. Документ под названием ReACH (Reproduction of Art and Cultural Heritage — «Воспроизведение искусства и культурного наследия») в декабре 2017 года подписали ЮНЕСКО, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Дворцовый музей (Пекин), Институт Варбурга (Лондон), Институт по сохранению культурного наследия Йельского университета (Нью-Хейвен), Лувр (Париж), Музей Ближнего Востока (Берлин), Смитсоновский институт (Вашингтон), V&A (Лондон) и художественный фонд Factum Arte (Мадрид). Вскоре, как ожидается, к нему присоединятся и другие музеи.

Идею подсказала выставка V&A на Венецианской архитектурной биеннале в 2016 году: экспозиция «Хрупкий мир» на пике террористической активности ИГИЛ (запрещенная в России организация. — TANR) исследовала, как копии могут помочь сохранить культурное наследие, находящееся под угрозой, причем не только из-за войн, но и в связи с природными катаклизмами, изменением климата, последствиями массового туризма и просто течением времени.

Разработка ReACH была приурочена к 150-летней годовщине первой международной конвенции «о распространении по всему миру воспроизведений предметов искусства и использовании гипсовых слепков, фотографий и гальванопластики во благо музеев всех стран», которая была подписана в 1867 году в Эрмитаже. Финансовую поддержку процессу оказал российский фонд Зиявудина Магомедова «Пери», который прошедшим летом поддержал конференцию на ту же тему в Эрмитаже. «Тема не новая, она волновала единомышленников еще 150 лет назад, — сказал на ней Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, — но остается актуальной в современной Европе. Особенно сейчас, когда в мире гибнут памятники, мы призваны защищать культурное наследие, сохранить его для будущих поколений».

Нынешняя редакция декларации принимает во внимание огромные возможности современных цифровых технологий, среди которых изображения ультравысокого разрешения, трехмерная печать, виртуальная реальность (VR) — все то, чему музеи исправно обучает Google Arts & Culture. В центре внимания ReACH — вопрос о создании цифровых копий работ при их документировании, особенно там, где произведения искусства оказались под угрозой разрушения или уничтожения. Директор V&A Тристрам Хант по этому поводу заметил, что обсуждение проблемы не должно ограничиться вопросами цифрового репродуцирования в западных странах. «Мы хотим глобального диалога, в первую очередь касающегося культурного наследия, оказавшегося в сложных обстоятельствах», — уточнил он.

Второй пункт декларации призывает поощрять учреждения культуры и отдельных граждан, создающих цифровой контент при условии открытого доступа к нему «для личного использования, некоммерческих исследований, образовательных и научных целей». Не ускользнула от внимания ReACH и проблема устаревания оборудования и программ — в будущем разработают стандарты, которые будут пересматриваться по мере развития технологий. В декларации подчеркивается, что сторонам, занятым цифровым воспроизведением или копированием предметов искусства, необходимо сотрудничать «для разработки систем, позволяющих обмениваться данными в границах всего мира». При подготовке текста рабочая группа ReACH активно консультировалась с международными экспертами по практическим вопросам: например, по поводу платформ для совместного использования архивов (Google, Wikimedia или другие).

В правовой области декларация затрагивает проблемы прав на воспроизведение работ, признания авторства, выплаты гонораров, лицензирования и борьбы с copyfraud — ложными претензиями авторов или учреждений в отношении произведений, признанных общественным достоянием; в этической сфере — то, как должны быть сделаны репродукции, чтобы не путать их с оригиналами.

На декабрьской конференции, посвященной подготовке текста декларации, много говорили о собственниках цифровых изображений и цитировали теоретика архитектуры Дэвида Гиссена, который считает, что ныне в 95% случаев наше первое знакомство с произведением искусства происходит по его цифровому воспроизведению. Это значит, что культурным институциям просто необходимо позаботиться о том, чтобы их коллекции были доступны в Сети, и не пытаться ограничивать права на использование изображений.

Так, Мерете Сандерхофф из Государственного музея искусств в Копенгагене (SMK) рассказала, как они с коллегами отреагировали, увидев принадлежащие музею картины в сериале «Она же Грейс» (снят в 2017 году по роману Маргарет Этвуд): не стали суетиться и настаивать на упоминании в титрах, а просто добавили подробности про эти картины в статью о сериале в Википедии и получили гораздо больше пиара. SMK также предоставляет изображения музейных работ мобильным приложениям, чтобы можно было превращать их в новые произведения искусства.

Еще одним новатором музейного мира в области цифровых технологий считается амстердамский Рейксмузеум. Действующий с 2012 года проект Rijksstudio сегодня позволяет получить информацию и скачать в высоком разрешении фото 602 тыс. экспонатов из почти миллионной коллекции. Изображения можно использовать в любых целях, в том числе коммерческих. А еще музей, что весьма нетипично, не скрывает стоимость оцифровки — около €1,5 млн в год.

Высокая стоимость работ по оцифровке породила некое брожение в среде музейщиков. Например, директор V&A Тристрам Хант в недавнем интервью газете Times обратил внимание на то, какой это дорогостоящий процесс. «В музейном мире живо обсуждают опыт Метрополитен-музея и объем его инвестиций в оцифровку коллекции, ведь таким образом изымаются средства из других сфер музейной жизни», — отметил он. Между тем в рейтинге музеев, решивших выложить свои коллекции в Сеть, V&A находится среди лидеров. Описания почти всех из 1,2 млн экспонатов сегодня уже доступны онлайн, при этом 475 тыс. из них помещены в Интернет с изображениями.

Источник: theartnewspaper.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.