Подписаться на обновления
22 январяВторник

usd цб 66.3634

eur цб 75.5481

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Дарья Рязанова   пятница, 21 декабря 2018 года, 17:45

«Открытость — лучшая гарантия сохранности»
Как российским музеям стать востребованными в новой реальности


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Интерактивные экспозиции и комфортное пространство — важные инструменты привлечения посетителей в музеи, считает Максим Павлов, заведующий отделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи. О проблемах авторского права, модернизации музеев и развитии деятельности в интернете он рассказал в интервью «Частному корреспонденту».

— Какие проблемы — финансовые, технологические — существуют на данный момент в области музейного дела?

— Музейное дело — настолько огромный пласт культурной деятельности, что я не смогу перечислить все проблемы. Есть традиционные сложности, связанные с закупкой предметов, реставрацией, проведением комплексных исследований. Они существуют десятилетиями, и ещё десятилетиями будут существовать.

Есть проблемы стратегические. Мне, к примеру, хотелось бы видеть новые, современные музейные здания, соответствующие всем международным стандартам, которые строились бы и в Москве, и в других городах России. Они должны решить ещё одну и, может быть, самую важную проблему музеев в нашей стране — недостаток экспозиционно-выставочных площадей, площадей для хранения, помещений, в которых музеи смогли бы развивать различные виды образовательной деятельности. Ведь современный музей не может быть сосредоточен исключительно на хранении вещей и их экспонировании, он должен быть неким досугово-образовательным центром – конечно, в зависимости от его профиля, со своей спецификой.

— Какие проблемы в области авторского права, касающиеся музейного дела, Вы можете выделить? Как их можно разрешить?

— Безусловно, существует противоречие между вещным и авторским правом. Часто музеи являются обладателями произведений, но не являются обладателями авторского права на них. Проблема усугубляется, если мы имеем дело с произведениями сложными, аудиовизуальными, которые воспроизводятся в музеях – как в экспозиционных пространствах, так и в кинозалах. Пока я не вижу существенных подвижек в области законодательства, которые могли бы разрешить эти проблемы. Это сложный и деликатный вопрос, потому что, с одной стороны, он относится к экономической сфере, так как часто связан с получением дохода; а с другой стороны, связан с авторской волей, когда по определенной причине автор или его наследники могут закрыть доступ к ряду произведений.

Я думаю, что преодоление этого противоречия — путь долгий. Наверное, рано или поздно (и скорее рано, чем поздно, учитывая развитие современной информационной цивилизации), авторское право в его классическом буржуазном виде будет очень сильно трансформировано. Авторского (в традиционном понимании) права будет становиться всё меньше, а общественного права — всё больше.

В собрании Третьяковской галереи находится огромное количество работ, на которые авторское право уже не распространяется. При этом за музеем закреплено вещное право. Здесь мы сталкиваемся с еще одним сложным вопросом соотношения вещного права музея и общественных потребностей на воспроизведение картин, особенно классических. Мне кажется, что в случае, когда использование изображения того или иного музейного предмета не преследует ярко выраженных коммерческих интересов, позиция музеев должна быть более мягкой. Если же вопрос касается коммерческих целей, то по моему мнению музеи должны довольно жёстко защищать свои вещные права.

При этом я больше чем уверен, что рано или поздно наступит такое время, когда нажатием двух клавиш люди смогут узнать о любом предмете не только из Музейного фонда РФ, но и из учреждений культуры (в т.ч. немузейного типа) по всему миру. Это неизбежно. Препятствовать этому — значит просто закрываться от реальности. И, самое главное, непонятно, зачем, ведь открытость — лучшая гарантия сохранности.

— Как должно меняться современное пространство музеев?

— Современное музейное пространство должно стать более комфортным для посетителей. Людям должно быть в таких пространствах более удобно, они должны чувствовать себя более свободно. Однако нужно помнить и о том, что в музее есть свои правила, отличающиеся от правил культурно-досуговых центров, так что и модель поведения людей в рамках одного учреждения должна быть особенной, например, при переходе из лаунж-зоны в экспозиционную зону.

Сейчас некоторые специалисты рассматривают возможность организации открытого хранения. Я не против открытых хранений, но только если они конструктивно предусмотрены в том или ином музейном здании. Если же они не предусмотрены, эта часть фондов не должна быть доступной для посетителей, но просто обязана быть таковой в виртуальном пространстве.

— Должна ли меняться работа музеев в области интеграции музейного пространства с новыми технологиями?

— Я выступаю за внедрение всевозможных новых средств, но они должны быть подходящими экспозиции и функциям музея. Например, я точно могу сказать, что размещение больших мельтешащих медиа-экранов непосредственно в одном экспозиционном пространстве рядом с работами старых мастеров живописи или графики — это плохая идея. Это не значит, что на выставке их не должно быть. Они могут использоваться в вводном разделе или в обособленных залах. Но надо продумать, как технологии будут сочетаться рядом с выставленными оригинальными предметами. Некоторые вещи из-за своей специфики (например, мигающая и статическая картинки) не должны, на мой взгляд, совмещаться в одном пространстве: либо это должно быть сделано очень деликатно, либо должно являться концептуальным новым произведением искусства, создаваемом посредством такого монтажа. Каждому средству нужно найти своё место, в этом и есть смысл современной практической музейной деятельности.

Музейная интерактивность должна быть не только мультимедийной, но и, что называется, тактильной. Сейчас многие музеи мира, например, в Японии, отходят от мультимедийности и приходят к сенсорной интерактивности: придумывают реплики для музейных предметов, которые можно потрогать, разобрать. Это интересно и детям, и взрослым.

— Может ли положительно повлиять на статистику посещаемости музеев его качественное представление в интернет-пространстве (социальные сети, канал на YouTube)? Каким оно должно быть?

— Доступ к музейным коллекциям с помощью современных технологий должен быть, более того, я считаю это необходимым условием выполнения конституционных норм: граждане Российской Федерации имеют право на доступ к произведениям культуры, в том числе к тем, которые являются частью Музейного фонда РФ. Впрочем, это же относится и к архивам, и к библиотекам.

Я считаю, что любые инструменты продвижения музея должны использоваться. Современные площадки для размещения контента могут помочь рассказать потенциальным гостям о том, как устроен музей. Россияне, к сожалению, часто думают, что музей – это анфилада залов. Им не очень понятно, чем занимаются сотрудники, которые не работают непосредственно в экспозиционных залах. А ведь большая часть музейщиков как раз там и не работает.

Далеко не во все помещения музея можно пустить посетителей, не всегда можно объяснить в ходе экскурсии, как работают отделы комплексных исследований, как проводятся экспертизы, как закупаются предметы, какие существуют музейные профессии, как вообще собираются экспозиции… Благодаря социальным сетям аудитория может об этом узнать.

— Какие шаги должно предпринять государство для реорганизации музейной деятельности?

— Один из главных принципов любых реформ — высокое доверие к коллективам и конкретным специалистам на местах. На мой взгляд, нужна меньшая забюрократизированность. Если этого достичь, я абсолютно уверен, в любом, даже самом маленьком музее, найдутся силы, которые смогут просчитать оптимальный путь для развития этого учреждения и привлечения посетителей.

Мне кажется, все наиболее яркие инициативы последних лет, которые реализовывались в музейной деятельности и в нашей стране, и в мире, исходят не сверху, а из самих учреждений. Задача государства – сделать так, чтобы эта самодеятельность была более эффективной, но в то же время не привела к разрушению той или иной институции, потому что такое, к сожалению, тоже возможно. Получается, в первую очередь нужны инициативы на местах. А задача государства — поддерживать эти инициативы, тем более, когда они разумны.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Музей для долгих выходных

Где посмотреть искусство онлайн

Впереди россиян ждут долгие праздники, и найти интересное занятие можно даже не выходя из дома. Один из вариантов – посещение виртуальных музеев крупнейших учреждений культуры России. Отличный способ провести время с пользой, ознакомившись с шедеврами мирового искусства.

31.12.2018 10:00, Аса Сигурэ


Культура в авангарде

Международные законодательные инициативы, направленные на реформирование музейной и библиотечной деятельности

Деятельность современных музеев и библиотек, включающая активную оцифровку произведений, распространение их в сети и другие направленные на модернизацию учреждений проекты, требует вмешательства на законодательном уровне. Для эффективной цифровизации музеев и библиотек во всем мире создаются специальные организации и комитеты, принимаются декларации и корректируются законы об авторском праве.

26.12.2018 17:00, Мария Ицкова, Ольга Кареева


Советское кино online

Где смотреть лучшие фильмы 20-го века

«Кинематографу подвластно всё, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души», — некогда сказал Эльдар Рязанов, советский кинорежиссер, фильмы которого россияне с удовольствием смотрят уже не одно десятилетие. Возможно, именно благодаря этой особенности кинокартины советского периода пользуются популярностью и сегодня. Часть из них уже переведены в цифровой формат, поэтому любой желающий может посмотреть их онлайн. Рассказываем, где это можно сделать.

25.12.2018 16:00, Елена Никитина


В музей — по ссылке

Лучшие виртуальные туры по русским и зарубежным музеям

Сегодня для посещения музея достаточно нажатия нескольких клавиш: культурные сокровищницы предоставляют пользователям из любой точки света возможность пройтись по залам галереи и познакомиться с мировыми шедеврами. Более того, гостю не нужно будет ждать других участников экскурсионной группы или торопиться вслед за гидом: он может продолжать свое знакомство с экспонатами столько времени, сколько захочет.

24.12.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Новые библиотеки — новые читатели

О проблемах библиотек и их роли в образовании россиян

По мнению Якова Шрайберга, генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России, современная библиотека должна стать не только хранилищем архивов, но и пространством для получения образования. Однако на пути к модернизации возникают серьезные проблемы, в том числе связанные с вопросами авторского права и финансирования.

23.12.2018 17:00, Дарья Рязанова


«Если библиотека не будет доказывать свою нужность и важность, то она перестанет существовать»

Об уровне интереса россиян к чтению и роли открытых лицензий в распространении знаний «Частный корреспондент» поговорил с заместителем директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Ильёй Гавришиным.

22.12.2018 19:00, Дарья Рязанова


Глобальная реформация

Какие изменения ждут музейную отрасль в ближайшие годы

В 2012 году вышел Указ Президента №597, согласно которому к 2018 году в России должна была быть создана инфраструктура из 27 виртуальных музеев. Этот указ стал толчком к дальнейшему развитию учреждений культуры в интернете, в том числе инициировал выпуск официальных документов, регламентирующих развитие музейного дела в контексте информационных технологий.

18.12.2018 17:00, Аса Сигурэ


Деление зрителя на сегменты

Или Музейная коммуникация

Екатерина Алленова, редактор портала по искусству «Артгид», прочитала интервью с начальником службы маркетинга и коммуникаций Третьяковской галереи.

17.12.2018 16:00, Екатерина Алленова, редактор портала по искусству «Артгид» (artguide.com)


Виртуальные музеи мира в Академии культуры Google

И множество полезных материалов для детей и взрослых

Хотите увидеть шедевры из самых знаменитых музеев мира? Планируете урок-экскурсию, а достойных материалов совершенно нет? В таком случае сайт Академии культуры Google — то, что вам нужно.

16.12.2018 16:00, Елена Тулина, newtonew.com


Хранители Интернета?

«Некоторые называют нас хранителями — мне нравится говорить, что мы архивариусы»

Как бы сервисы подписок не убеждали вас в том, что всё можно найти на Amazon или Netflix, это не так. Хотите, например, почитать старую книгу Бретта Кавано (или их теперь печально известный ежегодник)? Любопытно посмотреть кучу винтажных объявлений с сигаретами? Как насчет просмотра самой большой коллекции тибетской буддийской литературы в мире? Есть лишь одно место в сегодняшнем мире, где это доступно, и это не Google или какие-то пиратские сайты.

15.12.2018 16:00, Натан Маттис, theidealist.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.