Подписаться на обновления
21 маяВторник

usd цб 64.4888

eur цб 71.9631

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Дарья Рязанова   пятница, 21 декабря 2018 года, 17:45

«Открытость — лучшая гарантия сохранности»
Как российским музеям стать востребованными в новой реальности


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Интерактивные экспозиции и комфортное пространство — важные инструменты привлечения посетителей в музеи, считает Максим Павлов, заведующий отделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи. О проблемах авторского права, модернизации музеев и развитии деятельности в интернете он рассказал в интервью «Частному корреспонденту».

— Какие проблемы — финансовые, технологические — существуют на данный момент в области музейного дела?

— Музейное дело — настолько огромный пласт культурной деятельности, что я не смогу перечислить все проблемы. Есть традиционные сложности, связанные с закупкой предметов, реставрацией, проведением комплексных исследований. Они существуют десятилетиями, и ещё десятилетиями будут существовать.

Есть проблемы стратегические. Мне, к примеру, хотелось бы видеть новые, современные музейные здания, соответствующие всем международным стандартам, которые строились бы и в Москве, и в других городах России. Они должны решить ещё одну и, может быть, самую важную проблему музеев в нашей стране — недостаток экспозиционно-выставочных площадей, площадей для хранения, помещений, в которых музеи смогли бы развивать различные виды образовательной деятельности. Ведь современный музей не может быть сосредоточен исключительно на хранении вещей и их экспонировании, он должен быть неким досугово-образовательным центром – конечно, в зависимости от его профиля, со своей спецификой.

— Какие проблемы в области авторского права, касающиеся музейного дела, Вы можете выделить? Как их можно разрешить?

— Безусловно, существует противоречие между вещным и авторским правом. Часто музеи являются обладателями произведений, но не являются обладателями авторского права на них. Проблема усугубляется, если мы имеем дело с произведениями сложными, аудиовизуальными, которые воспроизводятся в музеях – как в экспозиционных пространствах, так и в кинозалах. Пока я не вижу существенных подвижек в области законодательства, которые могли бы разрешить эти проблемы. Это сложный и деликатный вопрос, потому что, с одной стороны, он относится к экономической сфере, так как часто связан с получением дохода; а с другой стороны, связан с авторской волей, когда по определенной причине автор или его наследники могут закрыть доступ к ряду произведений.

Я думаю, что преодоление этого противоречия — путь долгий. Наверное, рано или поздно (и скорее рано, чем поздно, учитывая развитие современной информационной цивилизации), авторское право в его классическом буржуазном виде будет очень сильно трансформировано. Авторского (в традиционном понимании) права будет становиться всё меньше, а общественного права — всё больше.

В собрании Третьяковской галереи находится огромное количество работ, на которые авторское право уже не распространяется. При этом за музеем закреплено вещное право. Здесь мы сталкиваемся с еще одним сложным вопросом соотношения вещного права музея и общественных потребностей на воспроизведение картин, особенно классических. Мне кажется, что в случае, когда использование изображения того или иного музейного предмета не преследует ярко выраженных коммерческих интересов, позиция музеев должна быть более мягкой. Если же вопрос касается коммерческих целей, то по моему мнению музеи должны довольно жёстко защищать свои вещные права.

При этом я больше чем уверен, что рано или поздно наступит такое время, когда нажатием двух клавиш люди смогут узнать о любом предмете не только из Музейного фонда РФ, но и из учреждений культуры (в т.ч. немузейного типа) по всему миру. Это неизбежно. Препятствовать этому — значит просто закрываться от реальности. И, самое главное, непонятно, зачем, ведь открытость — лучшая гарантия сохранности.

— Как должно меняться современное пространство музеев?

— Современное музейное пространство должно стать более комфортным для посетителей. Людям должно быть в таких пространствах более удобно, они должны чувствовать себя более свободно. Однако нужно помнить и о том, что в музее есть свои правила, отличающиеся от правил культурно-досуговых центров, так что и модель поведения людей в рамках одного учреждения должна быть особенной, например, при переходе из лаунж-зоны в экспозиционную зону.

Сейчас некоторые специалисты рассматривают возможность организации открытого хранения. Я не против открытых хранений, но только если они конструктивно предусмотрены в том или ином музейном здании. Если же они не предусмотрены, эта часть фондов не должна быть доступной для посетителей, но просто обязана быть таковой в виртуальном пространстве.

— Должна ли меняться работа музеев в области интеграции музейного пространства с новыми технологиями?

— Я выступаю за внедрение всевозможных новых средств, но они должны быть подходящими экспозиции и функциям музея. Например, я точно могу сказать, что размещение больших мельтешащих медиа-экранов непосредственно в одном экспозиционном пространстве рядом с работами старых мастеров живописи или графики — это плохая идея. Это не значит, что на выставке их не должно быть. Они могут использоваться в вводном разделе или в обособленных залах. Но надо продумать, как технологии будут сочетаться рядом с выставленными оригинальными предметами. Некоторые вещи из-за своей специфики (например, мигающая и статическая картинки) не должны, на мой взгляд, совмещаться в одном пространстве: либо это должно быть сделано очень деликатно, либо должно являться концептуальным новым произведением искусства, создаваемом посредством такого монтажа. Каждому средству нужно найти своё место, в этом и есть смысл современной практической музейной деятельности.

Музейная интерактивность должна быть не только мультимедийной, но и, что называется, тактильной. Сейчас многие музеи мира, например, в Японии, отходят от мультимедийности и приходят к сенсорной интерактивности: придумывают реплики для музейных предметов, которые можно потрогать, разобрать. Это интересно и детям, и взрослым.

— Может ли положительно повлиять на статистику посещаемости музеев его качественное представление в интернет-пространстве (социальные сети, канал на YouTube)? Каким оно должно быть?

— Доступ к музейным коллекциям с помощью современных технологий должен быть, более того, я считаю это необходимым условием выполнения конституционных норм: граждане Российской Федерации имеют право на доступ к произведениям культуры, в том числе к тем, которые являются частью Музейного фонда РФ. Впрочем, это же относится и к архивам, и к библиотекам.

Я считаю, что любые инструменты продвижения музея должны использоваться. Современные площадки для размещения контента могут помочь рассказать потенциальным гостям о том, как устроен музей. Россияне, к сожалению, часто думают, что музей – это анфилада залов. Им не очень понятно, чем занимаются сотрудники, которые не работают непосредственно в экспозиционных залах. А ведь большая часть музейщиков как раз там и не работает.

Далеко не во все помещения музея можно пустить посетителей, не всегда можно объяснить в ходе экскурсии, как работают отделы комплексных исследований, как проводятся экспертизы, как закупаются предметы, какие существуют музейные профессии, как вообще собираются экспозиции… Благодаря социальным сетям аудитория может об этом узнать.

— Какие шаги должно предпринять государство для реорганизации музейной деятельности?

— Один из главных принципов любых реформ — высокое доверие к коллективам и конкретным специалистам на местах. На мой взгляд, нужна меньшая забюрократизированность. Если этого достичь, я абсолютно уверен, в любом, даже самом маленьком музее, найдутся силы, которые смогут просчитать оптимальный путь для развития этого учреждения и привлечения посетителей.

Мне кажется, все наиболее яркие инициативы последних лет, которые реализовывались в музейной деятельности и в нашей стране, и в мире, исходят не сверху, а из самих учреждений. Задача государства – сделать так, чтобы эта самодеятельность была более эффективной, но в то же время не привела к разрушению той или иной институции, потому что такое, к сожалению, тоже возможно. Получается, в первую очередь нужны инициативы на местах. А задача государства — поддерживать эти инициативы, тем более, когда они разумны.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Музеи и цифровые технологии

Как развивается визуальное пространство

С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

30.04.2019 16:00, Айя Рено, te-st.ru


«Экспонаты трогать разрешается»

Как 3D-печать трансформирует музеи

За последнее десятилетие музеи и другие культурные учреждения по всему миру стали одним из самых интересных испытательных полигонов для 3D-печати. Скорее всего, это обусловлено природой объектов, которые эти учреждения изучают, собирают и показывают. Учитывая их хрупкость и историческую важность, к ним нельзя прикасаться, и обычно их выставляют за закрытыми стеклянными витринами. Историки Мирсини Самаруди и Карина Родригез Экаварриа рассказали о том, как 3D-печать меняет музеи и галереи.

29.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru


7 ценных коллекций и онлайн-библиотек

Подборка лучших электронных ресурсов

Полезные коллекции, о которых мы узнали за год: базы данных, архивы и другие незаменимые источники. Больше интересных ресурсов от ведущих институтов культуры ищите в прошлой подборке.

23.04.2019 16:00, edutainme.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.