Подписаться на обновления
20 маяПонедельник

usd цб 64.6327

eur цб 72.2464

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Люся Ширшова   четверг, 11 мая 2017 года, 13:00

Открытое образование: вопросы, ответы и проблемы


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Небольшой ликбез для тех, кто ничего не знает об открытых образовательных ресурсах — с обилием ссылок и кратким экскурсом в историю.

Взгляните на первый веб-сайт, созданный самим Тимом Бернерс-Ли в лохматом 1991 году (это не прямо тот самый сайт, а восстановленная копия). Что вы на нём видите?


Правильно, каталог ссылок. Самый первый сайт в мире собирал базу знаний. Веб, собственно, и создавался как огромная копилка разных кусочков информации, которые можно друг с другом связать, пополнять силами пользователей и иметь к ним свободный доступ.

Первыми в сеть объединялись сервера образовательных учреждений для обмена научной информацией, а популярными сетевыми проектами становились онлайн-библиотеки (давайте вспомним динозавра в открытом доступе, действующего с 1971 года — Проект «Гутенберг», — и библиотеку Максима Мошкова в Рунете, которая действует по сей день). Кстати, просто чтобы была ясна неповоротливость законодательства касательно веб-инициатив: российские библиотеки получили право оцифровки книжных фондов только в 2008 году.

Библиотекарь штата Луизиана работает в далёкие от интернета времена. Источник: Википедия


Так или иначе, наполнялся тот веб, каким мы его видим сегодня, силами добровольцев, энтузиастов и некоммерческих фондов. Организации, официально занимающиеся наукой и образованием, в сеть выходить не спешили. Вот, скажем, занимательный факт: в 2002 году решение Массачусетского технологического института предоставить онлайн-доступ к своим курсам, лекциям и учебным материалам на платформе MIT OpenCourseWare вызвало бурю дискуссий на мировом образовательном поле — такие проекты требуют солидных долгосрочных вложений, а их окупаемость сомнительна. Что интересно, к тому времени почти 20% преподавателей института уже выкладывало свои наработки на личные сайты, и этот факт во многом повлиял на решение всё же запустить проект. Это был по-настоящему смелый шаг со стороны образовательной системы и со стороны одного из престижнейших технических вузов мира: поставив знания выше выгоды, профессоры и преподаватели МТИ открыли дорогу дальнейшим подобным инициативам во всём мире.

Повод для гордости из истории рунета: в том же 2002 году заработала страничка МехМата МГУ, на которой были опубликованы видеолекции, электронные книги и учебники, собиралась медиатека математических материалов. Между прочим, под спонсорством одного магазина компьютерной техники.

В 2005 году МТИ основал организацию OpenCourseWare Consortium, цель которой — объединение мировых вузов для открытия доступа к своим образовательным материалам. Это дало толчок запуску множества подобных инициатив во всём мире и породило целое движение Open Educational Resources (OER), поддерживаемое ЮНЕСКО. Насущные вопросы, которые решают организации, занимающиеся OER — это проблемы авторского права и вопросы лицензирования, формирование активного преподавательского сообщества, адаптация учебного материала под нужды современного мира. А мы с вами разберём основные вопросы, которые возникают у людей, никогда прежде не слыхавших о подобных глобальных инициативах.

Что такое OER (ООР)?

Точного определения открытым образовательным ресурсам (ООР, или open educational resources, или OER) до сих пор так и не дано, но с 2007 года таковыми принято считать свободные от авторского права, размещённые в открытом доступе образовательные, учебные и исследовательские материалы, ПО и инструменты, которые можно многократно использовать, видоизменять и распространять (не только в цифровом, но и в печатном формате). Обычно такой открытый образовательный контент распространяется по лицензии Creative Commons или по лицензии GNU.

Для чего нужны OER?

Открытие образовательных ресурсов позволяет совершенствовать учебные программы, персонализировать обучение, повышать квалификацию учителей и преподавателей, а также обеспечить доступность образования для максимального количества людей. Для справки: по прогнозам, к 2025 году число студентов достигнет 263 миллионов человек. Это количество значительно превышает количество доступных учебных мест.

Помимо этого, одной из положительных сторон OER называют ещё и экономическую целесообразность, но это крайне тонкая сторона вопроса — с одной стороны, благодаря OER происходит постоянная безболезненная оптимизация и совершенствование учебных программ, а с другой, для слаженной работы этого механизма требуется солидная материально-техническая база.

Предполагает ли использование OER получение сертификата об образовании?

Нет. Открытые образовательные ресурсы предназначены для ознакомления с учебными программами, информацией о заведении, обмена профессиональным опытом.

За чей счёт финансируются OER?

Как правило, за общественный. Это благотворительные фонды и некоммерческие организации (например, CK-12 Foundation, William and Flora Hewlett Foundation, Shuttleworth Foundation, Wikimedia Foundation).

Мы очень хотим открыть окно в мир знаний, но какой троянский конь нас там ждёт — неизвестно. Источник: flickr


Какие проблемы существуют в реализации принципов OER?

Глобальные организации, занимающиеся вопросами открытых образовательных ресурсов, создаются неслучайно. Необходимо участие общественности в решении важных вопросов: кто несёт ответственность за проверку прав интеллектуальной собственности? Как определить качество образовательных ресурсов? Как эффективно организовать совместную разработку электронных курсов? Как стимулировать образовательные учреждения и работников образования к разработке и совершенствованию открытого учебного контента? Ответы на эти вопросы нащупываются с 2010 года.

Что такое Creative Commons?

Основное отличие свободного лицензирования (copyleft) от принципов авторского права (copyright) состоит в том, что право интеллектуальной собственности налагает ограничения на использование, а свободная лицензия предоставляет разрешение, передаёт произведение в открытый доступ. Лицензия Creative Commons стала популярным стандартом, подробнее о её разновидностях можно прочитать в документе «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности». Там же можно найти общие рекомендации, примиряющие два лагеря: тех, кто открывает доступ к своему труду, и тех, кто использует чужой труд:

Если вы участвуете в разработке учебных материалов, примите сознательное решение о том, что вы поддерживаете принципы открытого доступа и принимаете возможный риск.

Если вы используете чьи-то материалы, пользуйтесь открытыми ресурсами. Обращайте внимание на условия, на которых распространяется тот или иной материал, проверьте наличие лицензии и оцените, понятен ли её смысл.

В России, согласно аналитическому докладу от 2011 года «Использование лицензии Creative Commons в Российской Федерации», под этой лицензией практически не распространяются открытые данные в сфере государственного управления; она совсем не используется библиотеками, музеями и архивами. Ещё в докладе говорится, что лицензия Creative Commons не используется для обмена научными данными, но уже с 2012 года эту ситуацию потихоньку начала исправлять «Киберленинка».

Какая государственная поддержка требуется для качественного внедрения OER?

От государства ожидается разработка стандартов в использовании открытого ПО и законодательных актов, регулирующих открытое лицензирование интеллектуальных форм собственности; консультационная поддержка работников образования и обеспечение образовательных учреждений бесперебойным доступом в интернет для обмена ресурсами. В России интернетизация осуществлялась в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Рекомендации ЮНЕСКО по работе с ООР в сфере высшего образования можно прочитать здесь.

А благодаря открытым ресурсам Википедии очень легко найти тематическую картинку и не нарушить никакие авторские права. Источник: Википедия


Какие глобальные OER-ресурсы наиболее известны?

Сегодня таких ресурсов — как мультиязычных, так и англоязычных, — существуют сотни. Но стоит перечислить хотя бы несколько крупных:

OER Commons — крупнейшая международная площадка для обмена учебными материалами между отдельными преподавателями и целыми организациями.

OAPEN — электронная библиотека академической литературы из библиотек вузов со всего мира.

ROAD — огромный каталог ресурсов от образовательных учреждений планеты, в основном, научного, а не педагогического характера.

Все известные платформы MOOC тоже сюда относятся — упомянутый выше MIT OpenCourseWare, edX, Coursera, Khan Academy.

Как обстоят дела с открытыми образовательными ресурсами в России?

В целом не так уж и плохо. ИИТО (Институт информационных технологий в образовании) в 2012 году подготовил для ЮНЕСКО отчёт об открытых образовательных ресурсах в России (странно, но только на английском). Назовём лишь несколько:

Единое окно доступа к информационным ресурсам — крупнейший образовательный каталог в России. Площадка, с которой можно начинать поиск и студентам, и школьникам, и родителям, и учителям/преподавателям.

Педсовет, Open Class, Innovative Teachers Network, Intel Education Galaxy — интернет-площадки для обмена профессиональным опытом между учителями и преподавателями.

Старейший в рунете портал дистанционного образования Интуит.

Лекториум и Универсариум как яркие отечественные представители видеокурсов и MOOC.

Иван Бегтин, директор некоммерческого партнёрства «Информационная культура» считает, что образованию как социальному институту необходимы не только открытые учебные ресурсы, но и открытые данные:

Открывать необходимо не только учебные материалы, но и данные о качестве образования, инфраструктуре и деятельности учреждения, заработных платах. Как, например, это делает американский проект Great Schools, собирающий подробные профили общеобразовательных школ страны, основанные на рейтингах и отзывах. В России же подобных инициатив, агрегирующих информацию от конечных пользователей системы образования, нет.

«Открытые» инициативы, будь то открытый доступ к науке, открытое правительство или открытые образовательные ресурсы — это требование и вызов информационной эпохи. Найти грань между свободой распространения информации и уважительным отношением к чужому труду, сформировать культуру создания качественного контента, противодействовать цензуре в интернете и направлять его ресурсы в общественное благо — долг каждого из нас.

Публикация в рамках проекта «Ноосфера. Запуск». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Источник: newtonew.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе

Анализ законопроекта и оценка его влияния

Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

13.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Музеи и цифровые технологии

Как развивается визуальное пространство

С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

30.04.2019 16:00, Айя Рено, te-st.ru


«Экспонаты трогать разрешается»

Как 3D-печать трансформирует музеи

За последнее десятилетие музеи и другие культурные учреждения по всему миру стали одним из самых интересных испытательных полигонов для 3D-печати. Скорее всего, это обусловлено природой объектов, которые эти учреждения изучают, собирают и показывают. Учитывая их хрупкость и историческую важность, к ним нельзя прикасаться, и обычно их выставляют за закрытыми стеклянными витринами. Историки Мирсини Самаруди и Карина Родригез Экаварриа рассказали о том, как 3D-печать меняет музеи и галереи.

29.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru


7 ценных коллекций и онлайн-библиотек

Подборка лучших электронных ресурсов

Полезные коллекции, о которых мы узнали за год: базы данных, архивы и другие незаменимые источники. Больше интересных ресурсов от ведущих институтов культуры ищите в прошлой подборке.

23.04.2019 16:00, edutainme.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.