Подписаться на обновления
10 декабряВторник

usd цб 63.7244

eur цб 70.5047

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Дмитрий Семячкин   понедельник, 10 ноября 2014 года, 09:00

Проект сети научных журналов открытого доступа: путь к Открытой науке в России


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Правительство РФ объявило о создании Севастопольского госуниверситета. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки России совместно с властями Севастополя и Росимуществом не позднее 1 января 2016 года завершить мероприятия, связанные с созданием и развитием университета [1]. На наш взгляд, это новое образовательное учреждение может стать хорошей площадкой для реализации пилотного проекта сети научных журналов открытого доступа. Проект может быть реализован при поддержке Минобрнауки, Федерального агентства научных организаций и Агентства стратегических инициатив и далее масштабирован на другие крупные российские вузы и научные организации.

В последнее время ведущие страны мира обращают пристальное внимание на проблему открытости результатов научных исследований. Это вполне естественно, так как открытость в перспективе позволит государству повысить прозрачность науки и, как следствие, сократить нерациональные затраты на неё. Станет возможным с одной стороны уйти от финансирования дублирующих исследований, с другой — от двойных затрат: сначала непосредственно на проведение исследования, а затем на доступ к его результатам.

Помимо получения прямой финансовой выгоды, реализуя принцип открытости, государство будет способствовать формированию конкурентной среды для развития разнообразных сервисов, основанных на научных данных, в том числе коммерческих (например, аналоги ORCID [2], DOI [3], экспертные системы, базы знаний, наукометрические и аналитические сервисы, мобильные приложения и др.). Немаловажным следствием открытости станет развитие общественной экспертизы качества науки в целом и формирование публичной базы экспертов, необходимой государству для качественного рецензирования и экспертного анализа новых научных проектов.

От открытого доступа выиграют и учёные — они получат возможность не только эффективнее получать, но и передавать научные знания. Согласно многочисленным исследованиям [4], цитируемость научных статей, опубликованных в открытом доступе, в среднем в несколько раз выше, чем у статей в платном доступе. Кроме этого, размещение научной статьи в журнале открытого доступа позволит учёному оперативно заявить об авторстве на идею и надёжно защититься от плагиата.

По плану Европейской комиссии [5], уже к 2016 году 60% всех публикаций европейских учёных, проводящих свои исследования за государственный счёт, будут размещаться в журналах открытого доступа. Отдельные страны (Великобритания [6], США [7], Австралия [8] и др.) уже сейчас на самом высоком уровне занимаются решением этой проблемы. Совсем недавно к числу стран, активно продвигающих открытый доступ к науке, присоединилась Дания [9]. Инициатива по открытию доступа к 80% (к 2017 году) и к 100% научных статей (к 2022 году) проводится на уровне Министерства науки и образования страны. Для этого созданы две рабочие группы, одна из которых будет заниматься разработкой технического решения, вторая — организационными вопросами. Реализация этого амбициозного плана достаточно сложна, так как большинство наиболее престижных западных научных журналов с большим импакт-фактором находятся в руках крупных коммерческих издательств, а по статистике именно в них учёные стремятся опубликовать свои лучшие работы. Например, издательство Elsevier со штатом сотрудников всего 7 тыс. человек выпускает более 2 тыс. высокорейтинговых научных журналов и имеет на этом почти один миллиард евро годового дохода [10].

Что касается России, то сейчас в нашей стране в этом отношении сложилась благоприятная ситуация. Научные журналы, в которых публикуется большинство результатов отечественных научных исследований, частично или полностью контролируются государством и финансируются за счёт государственного бюджета, что открывает широкие возможности для их переориентации на открытый доступ и построения на их базе полномасштабной инфраструктуры Открытой науки.

На наш взгляд, для этого возможны два сценария: консервативный с сохранением печатных версий и онлайн-размещением журналов в репозиториях открытого доступа и инновационный с отказом от печатных версий и созданием полноценных открытых журналов. И репозитории, и журналы открытого доступа в конечном счете призваны обеспечить открытость научных данных и составить основу инфраструктуры Открытой науки. Оба сценария могут реализовываться независимо друг от друга с различной степенью участия государства.

Консервативный сценарий

Консервативный сценарий подразумевает создание репозиториев, отвечающих всем требованиям открытости: доступ к материалам должен быть бесплатным, оперативным, постоянным, полнотекстовым и онлайн. Репозитории должны в полном объёме отвечать принципам открытых данных (API, открытые лицензии и др.) [11].

Главный недостаток сценария состоит в следующем. Перед тем, как попасть в открытый доступ, научная статья проходит долгий путь: отправляется в традиционный журнал, проходит рецензирование, публикуется, а затем, через установленное журналом время (в настоящее время период эмбарго по разным журналам может составлять до 5 лет), оказывается в репозитории открытого доступа.

Два года назад мы начали работу над пилотным проектом такого репозитория под названием «КиберЛенинка» [12]. Государственной поддержки проект не получил, поэтому вовлечение журналов идёт не так быстро, как хотелось бы: на данный момент по лицензионному договору размещено немногим более 450 научных изданий (около 230 тыс. научных статей) по широкому спектру дисциплин современной науки (медицина, экономика, техника и др.). Благодаря проведённой информационно-разъяснительной работе большинство издателей разрешили разместить свои журналы по открытой лицензии Creative Commons Attribution (CC-BY) [13], что является уникальным прецедентом в российской практике. Далее мы планируем проработать возможность использования открытой лицензии, недавно введённой в ГК РФ.


КиберЛенинка поддерживает концепцию открытых данных, используя для этого протокол OAI-PMH [14] и экспортируя свои данные в открытые международные репозитории научной информации такие, как Google Scholar [15], OCLC WorldCat [16], ROAR [17], BASE [18], OpenDOAR [19], RePEc [20], Соционет [21] и др.

Другая проблема состоит в том, что ряд популярных среди учёных отечественных научных изданий (например, журналы издательства «МАИК/Интерпериодика» [22]) распространяются исключительно по платной подписке. С их издателями не удается договориться даже об открытии части архивов (с эмбарго в несколько лет), несмотря на то, что этот шаг мог бы стать катализатором продаж свежих номеров журналов. Поэтому при реализации консервативного сценария крайне желательна помощь со стороны государства, направленная, с одной стороны, на регулирование деятельности научных журналов в части их обязательного размещения в репозиториях открытого доступа, с другой — на выработку новых правил, обязывающих публиковать основные результаты научно-квалификационных работ в открытом доступе.

Результаты, полученные в процессе реализации КиберЛенинки, говорят о востребованности отечественных научных изданий, прежде всего среди молодёжи (студентов, аспирантов, молодых исследователей). Многие из них, следуя принципу «если это нельзя найти в интернете, значит, этого нет», и не подозревали о существовании того или иного научного журнала. С помощью КиберЛенинки материалы журналов стали более доступны как в России, так на Западе и, вследствие чего стали больше цитироваться. Некоторые исследования стали обсуждаться на сайте КиберЛенинки и в социальных сетях. Неожиданным результатом стало то, что некоторые научные статьи оказались востребованы наиболее активной частью интернет-аудитории для удовлетворения своих интересов, получения справочной информации и др. (как это происходит со статьями из Википедии).

Инновационный сценарий

Следуя инновационному сценарию, необходимо создавать новые журналы открытого доступа (или трансформировать в них уже существующие традиционные издания). Подобно репозиториям открытого доступа они также должны удовлетворять всем требованиям открытости, поддерживать открытые данные и открытые лицензии. Примерами таких журналов могут быть уже зарекомендовавшие себя западные издания PLoS [23], PeerJ [24], F1000Research [25].

Открытые журналы предполагают по сравнению с репозиториями открытого доступа гораздо меньший срок размещения научной статьи в открытом доступе. После отправки статьи в журнал она практически сразу размещается в виде препринта на сайте журнала (в журнале PeerJ это происходит в течение суток), рецензируется экспертами, обсуждается всеми желающими и в конечном счёте публикуется уже как завершённая статья, попадая в системы цитирования и наукометрические базы.

Очевидным достоинством открытого журнала является возможность публичного рецензирования научной статьи до момента её опубликования, что открывает большие возможности для открытой дискуссии и контроля за решением рецензентов, а также отсеивания некачественных статей и плагиата.

Опыт реализации открытых журналов на Западе имеет коммерческую направленность: наиболее известные из них начинались как бизнес-проекты частных компаний. Поэтому одним из наиболее критикуемых моментов в отношении открытых журналов остаётся используемая ими финансовая модель, согласно которой издательства зарабатывают не на доступе к научным статьям, а на их публикации. Несмотря на это, западный рынок открытых журналов растёт: доходы издателей от выпуска журналов открытого доступа только в 2013 году увеличились на 32,8%, и, по прогнозам аналитиков, выручка от использования такой модели к 2017 году вырастет в три раза [26]. Это происходит по двум причинам. Во-первых, открытые журналы перестали уступать по уровню качества традиционным (недавно относительно молодой журнал открытого доступа PeerJ вошёл в наиболее авторитетную систему цитирования Web of Science [27]). Во-вторых, сегодня учёные осознали важность публикации в хороших журналах открытого доступа и выделяют на это бюджеты подобно другим статьям расходов на подписки, конференции и др.

В России коммерческий вариант развития открытых журналов возможен, но также, на наш взгляд, представляет интерес и другой путь, для которого есть все предпосылки: государство создаёт сеть журналов открытого доступа по всем направлениям современной науки, в том числе на базе уже существующих журналов. Проект решает важную задачу — обеспечить актуальные открытые научные данные и открыть возможность для бизнеса разрабатывать на их основе различные сервисы.

Например, это могут быть научные репозитории, подобные КиберЛенинке или eLibrary [28], реализовать которые бизнес сможет самостоятельно, без финансовой поддержки государства и далее зарабатывать на них, определив способ монетизации. Другой пример — наукометрические сервисы, в числе которых — набирающая популярность альтметрика (альтернатива импакт-фактору), использующая сети профессионального общения и сотрудничества учёных.

От имени создаваемой в настоящее время Ассоциации учёных и научных организаций по содействию повышения открытости научных знаний «Открытая наука» [29] мы предлагаем возможный план реализации проекта сети научных журналов открытого доступа.

1. Общественное обсуждение инициативы, образование рабочей группы проекта.

2. Разработка программной платформы открытого журнала.

3. Пилотное внедрение разработанной программной платформы, создание одного или нескольких журналов открытого доступа на базе крупного национального или федерального университета.

4. Оценка результатов пилота. Масштабирование проекта до сети журналов открытого доступа по ключевым направлениям российской науки.

5. Обеспечение законодательной поддержки проекта в виде обязательной публикации всех исследований, финансируемых в рамках Федеральных целевых программ Министерства образования и науки и государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским научным фондом и др.), в сети журналов открытого доступа (по аналогии с требованиями в программе Horizon2020 [30]).


Приглашаем всех желающих обсудить нашу инициативу.

Email: contact@open-science.ru

Ссылки
1. Правительство РФ распорядилось создать Севастопольский госуниверситет.
2. ORCID.
3. Digital Object Identifier.
4. Antelman K. Do open access articles have a greater research impact? College and Research Libraries 65. 2004. pp. 372–382.
5. Scientific data: open access to research results will boost Europe's innovation capacity. European Commission Press Release. Brussels. 2012.
6. Open Access in UK.
7. Expanding Public Access to the Results of Federally Funded Research.
8. ARC Open Access Policy.
9. 100% Open Access in 2022: Denmark sets out ambitious targets.
10. Elsevier Annual reports.
11. Открытые данные в России.
12. КиберЛенинка.
13. Creative Commons Attribution.
14. The Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting.
15. Google Scholar.
16. OCLC WorldCat.
17. Registry of Open Access Repositories.
18. Bielefeld Academic Search Engine.
19. The Directory of Open Access Repositories.
20. Research Papers in Economics.
21. Соционет.
22. МАИК «Наука/Интерпериодика».
23. PLoS.
24. PeerJ.
25. F1000Research.
26. Open Access Journal Publishing 2014-2017. Simba Information. 2014. P.61.
27. Web of Science.
28. eLibrary.
29. Ассоциация учёных и научных организаций по содействию повышения открытости научных знаний «Открытая наука».
30. Guidelines on Open Access to Scientific Publications and Research Data in Horizon 2020. Version 1.0. 2013.

Источник: open-science.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Когда преподаватель — персонаж из хаоса

Как и чему учили студентов Толстой, Кэрролл и Набоков

Каждый хороший писатель немного педагог, но многие авторы действительно работали в школах и университетах. Один проводил на учениках психологические эксперименты, другой получил теплое местечко в университете как приглашенная знаменитость, а некоторые имели равную склонность и к литературе, и к преподаванию. T&P узнали, как читали лекции Набоков, Бродский и Борхес, почему Родари совершил революцию в педагогике и зачем Воннегут представлял себя садовником, заходя в университетскую аудиторию.

02.08.2019 19:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Хорошая школа

Физик Валерий Митрофанов о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

06.02.2019 13:00, kot.sh


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.