Архитектура XXI века причудливыми формами подчас напоминает инопланетные объекты. Применение таких конструкций стало возможным благодаря тому, что ведущие архитекторы Запада широко используют сетчатые кровли и оболочки. Между тем первым, кто их спроектировал, был российский инженер Владимир Шухов, на полвека опередивший свое время.
Сетчатая оболочка Mode Gakuen Cocoon Tower, Токио, Япония

Источник: ru.wikipedia.org
Sage Gateshead, Великобритания

Источник: ru.wikipedia.org
Сетчатая оболочка башни Хёрст, Нью-Йорк

Источник: ru.wikipedia.org
Оказывается, можно, если использовать легкие ячеистые перекрытия, которые были известны еще в Древнем Риме. Жилое помещение римлян, которое называлось «домус», перекрывалось легкой кровлей из переплетенных кизиловых прутьев, обмазанных сверху известью и глиной. В центре домуса находился внутренний двор (атрий) с большим отверстием в кровле для стока дождевой воды. Крыша делалась чуть покатой, с небольшим уклоном к центру.
Прямо под отверстием располагался бассейн, вокруг которого росли зеленые насаждения. Во время сильных холодов или снегопадов отверстие в крыше перекрывалось, что позволяло уберечь растения от непогоды. Впрочем, подобное жилье могли позволить себе лишь состоятельные римляне. Дома городской бедноты были покрыты черепицей, а то и вовсе тростником или щепой.
В западноевропейских городах черепица была в основном красного (на домах обычных горожан) и черного (на готических храмах) цвета. В средневековом Китае палитра была иной. Храмовые крыши покрывались черепицей голубого цвета (символ небес), крыши императорских дворцов — золотисто-желтой (цвет роскоши и богатства). Большинство жилых зданий Китая имели крыши причудливой формы, выложенные серой черепицей.
На Руси черепица получила широкое распространение при Петре I, который основал в окрестностях Петербурга несколько казенных черепичных заводов. Однако ее качество было невысоким. В 1743 году в указе императрицы Елизаветы Петровны было отмечено, что «где черепицу на кровли употребляют, то насквозь течет и трескается». Поэтому Зимний дворец предпочли крыть луженым листовым железом, которое поставлялось в Петербург с демидовских и строгановских заводов. Но железо стоило очень дорого. А черепица мало того что трескалась и протекала, к тому же была очень тяжелой, а потому необходимо было много стропил. В свою очередь, тяжелая кровля предъявляла повышенные требования к прочности несущих стен. В результате даже в конце XIX века в российских городах многие дома были покрыты деревянной дранкой, отчего случались многочисленные пожары. Неудивительно, что принципиально новый вид кровли был изобретен именно в России. Человека, который ее изобрел, звали Владимир Григорьевич Шухов.
Строительство первых в мире сетчатых оболочек-перекрытий двоякой кривизны конструкции В. Г. Шухова на Выксунском металлургическом заводе, Выкса, 1897

Источник: ru.wikipedia.org
Он родился в 1853 году в городке Грайворон Курской губернии. В 1876 году Шухов с отличием окончил Императорское московское техническое училище, после чего ему было предложено место ассистента у знаменитого математика Пафнутия Чебышева. Шухов отличался выдающимися способностями и, безусловно, сделал бы себе имя в математике, но он предпочел практическую стезю, отправившись в Баку на нефтяные месторождения. Нефтяники всего мира считают Шухова основателем теории и практики нефтедобычи и нефтепереработки. Например, президент компании «Лукойл» Вагит Алекперов отозвался о нем так: «Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга — все это Владимир Шухов».
Шуховская башня — единственная в мире гиперболоидная опора линии электропередачи расположена в пригороде Нижнего Новгорода на левом берегу Оки. Уникальное высотное сооружение — стальная сетчатая 128-метровая башня — служила опорой перехода через реку Оку ЛЭП НиГРЭС 120 киловольт. Авторо Владимир Григорьевич Шухов.

Источник: bgforum.ru
В 1878 году Шухов вернулся в Москву, где начал работать в частной фирме, проектировавшей сложные инженерные сооружения. По его проектам по всей России было построено 417 железнодорожных мостов, не считая депо, пакгаузов и других объектов. Кроме того, он разработал проект системы водоснабжения Москвы, а также построил вращающуюся сцену Московского художественного театра. Но и это еще не все. Между делом Шухов изобрел знаменитый паровой водотрубный котел, который завоевал золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Объем работы, которую он выполнял, был по плечу разве что проектному институту, между тем под началом Шухова трудились всего два десятка инженеров и техников. По воспоминаниям сотрудников, «все расчеты своих многочисленных сооружений Владимир Григорьевич делал только лично сам и так кратко, что понять их постороннему было очень трудно. Сосредоточенность его была поразительной. Приходя утром в контору, он садился за свой стол, раскрывал тетрадь большого формата и начинал, глубоко вдумываясь, писать цифры, цифры и только цифры».
Первая в мире гиперболоидная башня Шухова, Нижний Новгород, фотография А. О. Карелина, 1896

Невежественные люди с красными книжками
Изобретения Шухова поражали его современников своей новизной. А он в ответ на восторженные отзывы заказчиков лишь посмеивался. Например, поясняя, как он пришел к идее водотрубного котла, Шухов рассказывал: «Жена жаловалась на даче, что самовар долго не закипает. Пришлось сделать ей самовар с кипятильными трубами. Вот он-то и стал прообразом котла».
Аджигольский маяк под Херсоном (фото 1911 года), автор Владимир Шухов.

Источник: ru.wikipedia.org
На Всероссийской выставке 1896 года все внимание публики было приковано к невиданной водонапорной башне высотой 25 метров. Ее основание было сделано из железных брусьев, сложенных в виде гиперболоида, — казалось, что эта легкая конструкция вот-вот развалится, но все попытки свалить башню оказались безуспешными. Между прочим, она стоит и поныне, хотя за ней уже полвека никто не ухаживает. Также до сих пор стоит в Херсоне Аджиогольский маяк высотой 68 метров, созданный Шуховым по образу и подобию основания водонапорной башни.
На все вопросы посетителей выставки Шухов с невинным видом отвечал: «Однажды прихожу раньше обычного в свой кабинет и вижу: моя ивовая корзинка для бумаг перевернута вверх дном, а на ней стоит довольно тяжелый горшок с фикусом. И ясно встала передо мной будущая конструкция башни».
Строительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, фотография А. О. Карелина, 1895

Источник: ru.wikipedia.org
Казалось бы, все просто. Но за видимой простотой и экономичностью скрывался точный математический расчет. В действительности главным экспонатом выставки была вовсе не башня, а сетчатые металлические крыши четырех павильонов, которые спроектировал Шухов. Павильоны были легкими, а потому ни черепица, ни железо для кровли не подходили. Поэтому Шухов отказался от стропил и оставил лишь металлическую ромбовидную обрешетку, которая будто парила в воздухе. Посетители выставки бились об заклад, что ее сдует ветром или она развалится от первого же дождя, но оказалось, что прочность нового вида кровли значительно выше, чем у традиционных типов покрытий, что оно легко выдерживает ураганный ветер и высокую снеговую нагрузку. Немаловажно было и то, что шуховские крыши без стропил, как называли их современники, весили в 2 — 3 раза меньше, чем даже железная кровля. И собирать их можно было из простейших однотипных элементов: полосового железа толщиной 50 — 60 мм или тонких уголков.
Достоинством нового вида кровли было также то, что ей можно было придать произвольную конфигурацию. В 1897 году на чугуноплавильном заводе в Выксе Шухов создал сетчатое покрытие двоякой кривизны в форме паруса, наполненного ветром. Оно также сохранилось до наших дней.
Металло-стеклянные перекрытия ГУМа конструкции Шухова, Москва, 2007

Источник: ru.wikipedia.org
Среди других проектов Владимира Шухова, выполненных в начале XX века, — стеклянные перекрытия Музея изобразительных искусств, Верхних торговых рядов (ГУМ), магазина «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Петровского пассажа, ресторана «Метрополь», московского почтамта. Особенно впечатляет созданный им дебаркадер Киевского вокзала в Москве (ширина пролета — 48 метров, высота — 30 метров, длина — 230 метров).
Аналогичный проект Шухова для Казанского вокзала остался неосуществленным по веской причине — началась революция, и всем стало не до того. Два года Шухов сидел без дела и горько сетовал: «Все, что мы делаем, никому и ни для чего не нужно. Нашими действиями управляют невежественные люди с красными книжками, преследующие непонятные цели».
Его наперебой приглашали в Европу и Америку, но он отнекивался: «Мы должны работать и работать независимо от политики. Башни, котлы и стропила нужны, и мы будем нужны».
Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала в Москве

Источник:
Приговор — условный расстрел
В начале 1919 года возникла необходимость строительства на Шаболовке в Москве башни для радиостанции Коминтерна. Уже в феврале 1919 года Шухов представил проект башни высотой 350 метров. Однако для такой высокой конструкции в стране не нашлось металла. В июле Совет рабоче-крестьянской обороны утвердил уменьшенный, 150-метровый, вариант этой башни. Из-за организационных неполадок строительство началось лишь поздней осенью, хотя перебои в снабжении необходимыми материалами продолжались.
Проект 350-метровой башни В. Г. Шухова, 1919

Источник: ru.wikipedia.org
Дневник Шухова пестрит записями: «Железа нет… Тросов и блоков нет… Дров для рабочих нет... В конторе холод, чертежных принадлежностей нет… Артель наша распадается. Бригадир не скрывает своего насмешливого презрения ко мне как к лицу, не умеющему наживать и хапать».
Но главное — не было монтажного крана. Поэтому секции приходилось поднимать на лебедках. В июне 1921 года при подъеме четвертой секции лопнул трос одной из лебедок, и гигантская конструкция рухнула вниз с высоты 75 метров. При этом она основательно деформировала ранее возведенные секции и превратила в металлолом секции, лежавшие на земле.
30 июля 1921 года после судебного заседания инженер меланхолично записал в дневнике: «Приговор Шухову — условный расстрел».
Шуховская башня на Шаболовке в Москве

Источник: ru.wikipedia.org
Башня радиостанции была сдана в эксплуатацию в середине марта 1922 года. Даже с учетом аварии темпы ее возведения были очень высокими и по сегодняшним меркам. Сейчас башня, которая долгое время была символом советского телевидения, заброшена и находится под угрозой разрушения.
Лишь в 1926 году один из архитекторов предложил Шухову спроектировать перекрытия для двух строившихся гаражей в Москве. Позже этот архитектор рассказывал: «Владимир Григорьевич усадил меня на диван, а сам стоит, восьмидесятилетний. Не о гараже, проект которого я ему привез, шла речь, а о красоте: с каким жаром объяснял он игру сомкнутых и разомкнутых сводов русских церквей!»
Последним проектом Владимира Шухова было восстановление минарета медресе Улугбека в Самарканде. После землетрясения минарет накренился и угрожал упасть. С помощью хитро сконструированного механизма огромное сооружение весом около 2,5 тысячи тонн и высотой 35 метров удалось оторвать от основания, а затем вновь поставить на место.
Медресе Улугбека, Узбекистан, Самарканд

Источник: ru.wikipedia.org
Умер Владимир Григорьевич Шухов в феврале 1939 года. Американская техническая энциклопедия, отдавая должное таланту и заслугам Шухова, назвала его величайшим инженером мира. На Западе интерес к творчеству Владимира Шухова пробудился в 50-х годах, когда немецкие и американские архитекторы начали копировать его сетчатые оболочки. Сейчас без этого элемента конструкции не обходится ни одно сложное сооружение. Именно сетчатые оболочки мэр Нью-Йорка планирует использовать для озеленения города.
Источник: www.c-cafe.ru.
Впервые опубликовано в Первой крымской , N 345.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Москва — это нечто сказочное».
Как менялся облик столицы от Ивана Грозного до конца советской эпохи. - Архитектор, ученый, идеолог.
Ко дню рождения Вячеслава Леонидовича Глазычева. - Сплетни 19 века.
Лиссабонское подворье. - Особняк из конопли.
Зеленые и 3-D технологии на рынке недвижимости. - Архитектура будущего.
Как и где мы будем жить в XXI веке. - Дом Шаляпина или щитовая?
История дома 3 в 3-м Зачатьевском переулке, более известного всем как дом Ф.И. Шаляпина, с начала 2000-х годов буквально расцвечена яркими красками. - Страсти по Хундертвассеру.
15 лет назад, 19 февраля 2000 года, умер австрийский архитектор и живописец Фриденсрайх Хундертвассер — революционер в области архитектуры, создатель неповторимого экологичного стиля. - Национальная премия нашла «Аптекарский огород».
Артем Паршин рассказал, каково быть первым ландшафтным архитектором МГУ. - Русская форма.
История национальных заимствований. - 10 русских усадеб, достойных внимания.