Создание электронной библиотеки — это трудоемкий процесс, который требует значительных усилий со стороны учреждения культуры для решения множества правовых и технических проблем. Разбираемся, зачем это им нужно - и нужно ли - и как открытая информация влияет на развитие общества.
Создатель Всемирной паутины Бернерс-Ли всегда выступал за открытость знаний в сети и общедоступность интернета. Он же отмечал, что со временем эта среда меняется: например, появляются закрытые системы — приложение iTunes на iPhone и даже социальная сеть Facebook, — а знания из общедоступных превращаются в элитарный ресурс, пользоваться которым может ограниченное число людей — слишком высока для всех остальных его стоимость. При этом в интернете до сих пор можно найти далеко не все: там нет анатомических атласов, необходимых для обучения на медицинских факультетах; там нет важных пособий по физике, математике и астрономии, по которым до сих пор занимаются в вузах; там нет многих классических произведений русской литературы, не говоря уже о книгах современных писателей и поэтов. Наконец, там почти нет нот и партитур: Чайковского, Римского-Корсакова, Кюи. Огромная часть доступной информации представлена или в очень плохом качестве, или исключительно на пиратских ресурсах, например, торрент-трекерах, зайти на которые с недавнего времени тоже стало потенциально проблематично. Получается, что ученого, исследователя, прилежного школьника или студента, наконец, человека, который пытается занять свой досуг, ставят перед достаточно сложным выбором: или он становится пиратом (при условии, что то или иное произведение все-таки есть в сети), или идет в библиотеку (в которой необходимого источника информации тоже может не оказаться, если, например, речь идет о провинциальном городе). Самое простое и очевидное в этой ситуации — отказаться от поисков. Все это не выглядело бы так критично, если бы не происходило достаточно часто. Одна из основных причин этой ситуации — отсутствие или малая наполненность электронных библиотек и архивов, на которых пользователи могли бы свободно читать и скачивать произведения, делиться ими, тем самым распространяя знания. Как показывает практика, благодаря размещению произведений науки, литературы и искусства в сети, растет их цитируемость: например, после того, как Метрополитен-музей выложил в открытый доступ 375 тысяч фотографий, поместив их под свободную лицензию Creative Commons Zero (CC0), количество скаченных с сайта изображений увеличилось на 64%, а трафик посещений онлайнколлекции — на 17%. Кроме этого, пользователи начали делиться ими в твиттере (FaceSwap the Met и Public Domain CutUp делали из изображений смешные картинки), а портал FiveThirtyEight провел анализ данных сайта музея, выяснив страну происхождения, год создания и приобретения каждого объекта коллекции. То, что библиотека постепенно должна становиться не только хранителем, но в большей степени распространителем знаний, платформой для инноваций, в какой-то мере даже дискуссионным клубом для его участников, отлично понимают и в Британской библиотеке: например, с 2012 года она предлагает возможность профессиональному сообществу изучить ряд тем, связанных с существованием библиотеки в сети посредством серии курсов Digital Scholarship Training Programme. Часть курсов посвящена управлению контентом на электронных порталах библиотек и архивов, часть — интеграции информации (mashups, API, семантическая сеть), краудсорсингу в библиотеках и музеях и даже программированию. Большинство лекций опубликовано под лицензиями Creative Commons, так что ознакомится с ними может любой желающий.
О популяризации информации в области науки и культуры думают и более крупные проекты. Europeana — цифровая библиотека, запущенная в ноябре 2008 года Европейским союзом — в «Стратегии развития на 20152020 год» указывала, что ее основополагающей целью является развитие инфраструктуры, максимально удобной для читателя. В связи с этим она налаживает сотрудничество с обширной сетью европейских библиотек, музеев и архивов (более 3 тысяч учреждений), увеличивает объемы цифровых материалов, разрабатывает стандарты обработки и предоставления данных, модернизирует как портал, так и систему распространения электронных произведений. Оцифровка и публикация произведений в сети способна обеспечить большую сохранность аналоговым носителям, которые, несмотря на развитие технологий, до сих пор остаются под угрозой: например, в 2005 году публичная библиотека в Нортене (графство Дэвон, Англия) сгорела изза того, что свет от увеличительного стекла упал на груду листовок, находящихся поблизости с коробками книг. По словам экспертов, тогда было утрачено 90% коллекции, в том числе и редкие экземпляры. В 2003 году Национальная библиотека и архив Ирака (NLA), основанная в 1920м, была разграблена и подожжена в ходе военных действий. По оценкам экспертов, было уничтожено 60% архивных материалов, среди которых — исторические фотографии, карты, книги, например, древнейшие копии Корана.То, что обеспечить полную защиту бумажным носителям невозможно, доказывает и пожар в ИНИОН РАН, случившийся в январе 2015 года. По оценкам президента РАН Владимира Фортова, в результате пожара погибло более 20% фонда, то есть 5,42 млн экземпляров изданий, среди которых — материалы генеральной ассамблеи ООН на русском языке, документы НАТО, материалы международного суда, часть библиотеки Института мировой литературы и Института славяноведения. Те издания, которые удалось спасти, были залиты водой и заморожены, и теперь пролежат в криокамерах долгие годы, ожидая восстановления. В конце концов, публикация фондов библиотек и архивов в сети способна сгладить информационное неравенство, которое негативно влияет на культурный обмен, развитие науки и образования и даже на экономическую эффективность. В более локальном масштабе подобная программа была реализована в США: проект Open eBooks, созданный по инициативе Белого дома, нацелен на обеспечение электронными ресурсами 20 млн детей из малообеспеченных семей. За время существования проекта было распространено более 170 млн экземпляров книг. О том, что электронные книги необходимы цифровому обществу, начинают задумываться и в России: с 2004 года в стране реализуется проект Министерства культуры Российской Федерации, так называемая Национальная электронная библиотека (НЭБ). Изменяется и общее видение роли библиотечных сотрудников в процессе дистрибуции книг: например, на портале Российской национальной библиотеки есть онлайн-консультант, который может посоветовать книгу, рассказать пользователю, можно ли найти ее на сайте, прочитать или скачать к себе на компьютер. К сожалению, пока что реализация этих проектов оставляет желать лучшего: в электронных библиотеках нет многих даже классических книг (например, на сайте НЭБ пользователь не сможет найти известнейшее стихотворение М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий...». На портале присутствуют только два романса, один из которых — на древнерусском), а консультанта на сайте РНБ можно прождать не один час. Сложный поиск и зачастую неудобная инфраструктура сайта только усугубляют ситуацию.
По словам партнера архитектурного бюро SVESMI (Ротердам — Москва) и программного директора магистерской программы НИУ ВШЭ/ Институт Стрелка «Advanced Urban Design» Анастасии Смирновой, «по сути библиотеки перестают быть публичными — огромное количество людей предпочитает проводить время гдето еще. Посещаемость стабильно падает, обстановка в большинстве библиотек остается довольно унылой — по сравнению, скажем, с антикафе или новейшими книжными магазинами».Однако упадок библиотек объясняется все же не их обстановкой, а новыми потребностями людей. Эта подтверждают данные социологических опросов: например, согласно исследованию ВЦИОМ за 2015 год, каждый четвертый россиянин не видит необходимости в посещении библиотек изза того, что читает книги в интернете. В 2011 году 63% россиян предпочитали бумажные книги электронным, тогда как 4 года спустя их доля снизилась до 47%. Вполне возможно, что даже эта цифра сейчас стала значительно ниже. При этом посещаемость электронных порталов библиотек непрерывно растет: например, на том же портале Europeana ежемесячно бывает от 11 до 13 млн человек. Читатели считают, что привлечь аудиторию в библиотеки мог бы обновленный книжный фонд, доступ к электронным версиям изданий через интернет, оборудованные читальные залы с доступом в сеть, а также кружки, секции и рекламная информация о пользе чтения. Тем не менее, все очевиднее становится факт того, что возвращать людей в библиотеки старого образца смысла нет — они все равно туда не вернутся, и в этом не помогут ни семинары, ни открытые дни, ни мероприятия для школьников, студентов и их родителей. Единственное, что может спасти ситуацию, — организация библиотеки нового типа, библиотеки, существующей в сети, библиотеки, которая была бы максимально удобной для пользователей.
Глава из книги "Электронная библиотека: инструкция по установке"
Источник: nauchkor.ru
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Жизнь без интернета.
Я пишу это эссе из пиццерии. - Почему мы перестали заниматься сексом.
Люди все чаще предпочитают общение в сети. - Виртуальные музеи мира в Академии культуры Google.
И множество полезных материалов для детей и взрослых. - Хранители Интернета?
«Некоторые называют нас хранителями — мне нравится говорить, что мы архивариусы». - В Берлине прошла конференция по открытому доступу.
- Либком-2018: открытый доступ и открытые данные.
- В рамках VII Санкт-Петербургского международного форума прошла дискуссия о защите творческого контента в интернете.
- Почему интернет — это отражение нашей психики.
Убрать нельзя оставить. - Финалисты конкурса лучших фотографий года в Instagram.
Пейзажи, портреты и снимки собак. - Как Instagram занял важное место в современной культуре.
Начало и наши дни.