Подписаться на обновления
22 январяВторник

usd цб 66.3634

eur цб 75.5481

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Денис Драгунский   пятница, 13 марта 2015 года, 09:30

От имени народа
Денис Драгунский о том, что гражданское общество совсем не синоним «хорошего» общества


Фото: geralt/pixabay.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Гражданское общество — это всего лишь способ самоорганизации людей вне контроля государственных институтов. Но такая самоорганизация совсем не обязательно бывает благородной и благолепной.

В давние советские годы в Союзе писателей случился большой скандал. Пришли из Комитета партийного контроля серые молодые люди с оловянными глазами и сделали, говоря по-нынешнему, аудит. И выяснилось, что крупнейшие советские писатели, столпы соцреализма, партийности и народности, имеют очень сильную недоплату по части партийных взносов. Настолько сильную, что возникал вопрос о сознательном занижении партвзносооблагаемой базы.

И были эти писатели приглашены на Старую площадь. А там в стародавние времена располагался Центральный комитет нашей ленинской партии — та же администрация президента, только при коммунистах.

Пригласили их, значит, в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС. Там за большим столом сидели товарищи в серых костюмах, с оловянными глазами. А у самого главного товарища глаза были как весь советский стратегический запас олова. Немудрено, что крупнейшие писатели оробели. И начали лепетать жалкие слова в свое оправдание.

Один говорил, что он забыл заплатить, потому что уже три года вдохновенно и безотрывно пишет роман, в котором разоблачает происки ревизионистов, империалистов и модернистов. Другой говорил, что песни на его стихи поют по всей стране, гонорары поступают крайне неравномерно и поэтому опоздания с уплатой взносов вызваны чисто техническими причинами. Третий и вовсе нес какую-то несусветицу про заграничные командировки.

И только четвертый вздохнул, развел руками, виновато улыбнулся и сказал: «Эх, да что говорить! Слаб человек…»

Именно его-то и простили. А остальным вкатили по строгачу с занесением. Почему? Потому что самая правильная общественная позиция в Стране Советов была пребывать в ничтожестве. Признавать, заявлять и всячески это подчеркивать.

Тем самым поддерживался давний консенсус между народом и властью.

Власть в России считала подведомственный народ стоеросовой дубиной, которая ничего не понимает, а если и понимает, то совершенно не так, как надо.

Стандартные слова литературного или театрального начальника: «Мы-то с вами все правильно понимаем, но народ, широкий, извиняюсь, читатель-зритель, не поймет и сделает неправильные выводы».

Дальше — еще интереснее. Начальник считал себя полномочным представителем народа. Поэтому всю свою личную глупость и гнусность он приписывал народу. И действовал «от имени народа», то есть от имени, мягко скажем, не самых лучших, не самых добрых и не самых умных людей.

Народ, со своей стороны, за столетия тоже составил свое собственное представление о власти. Твердое, но тоже вряд ли совершенно справедливое. «А за городом заборы, за заборами вожди», — пел Александр Галич. Вожди только и делают, что жрут шашлык и смотрят американское кино про голых баб.

По одну сторону негодяи, а по другую — сволочи. Хорошая компания для подписания и соблюдения общественного договора.

В этой разбойничьей идиллии было два исключения, два полюса, два идеала. Возвышенная фигура Мудрого Правителя и обсахаренный образ Простого Народа. Воплощение справедливости и кладезь нравственности. Но встречались они только в фантазиях самых отвязанных славянофилов, народников и советских почвенников.

В реальности государство давило гражданина, а гражданин в ответ воровал, чтобы элементарно выжить, — таков демократический взгляд на вещи. Или, с авторитарной точки зрения, гражданин обкрадывал государство, а государство давило его в ответ, чтоб он не растащил страну окончательно, до болта и гайки. Не вижу большой разницы между этими двумя концепциями. Важно, что этот бой был вечен. Он изматывал силы и нервы. «Кто Богу не грешен, царю не виноват?» — вопрошала русская пословица. «Был бы человек, а статья найдется!» — отвечали наши старшие современники.

Поэтому еще более надежной позицией было притвориться табуреткой. Замереть. Исчезнуть из поля зрения власти, зарывшись в ворох членских билетов, демонстрирующих мелкую лояльность. Смешные квадратики ДОСААФа, ОСВОДа и Общества зеленых насаждений. Или наслаждений? Не помню точно, хотя такой билет у меня тоже был.

Замерший и исчезнувший гражданин, однако, был плохим партнером власти в ее внезапно пробудившихся реформаторских устремлениях.

Да и самому себе он помогал плохо, стремясь переложить все свои социальные проблемы на власть. Конечно, он в этом не был виноват: всякая общественная самодеятельность десятилетиями тщательно истреблялась.

В перестроечные годы, когда государство окончательно осознало свое бессилие засеять все газоны, покрасить все заборы, а также накормить голодных, обогреть бездомных и позаботиться о стариках и инвалидах, вот тогда-то в демократической прессе начались разговоры о «гражданском обществе», которого у нас нет и которое нам так остро необходимо.

Между тем гражданское общество в Советском Союзе (равно как и в Российской империи), разумеется, было. Так сказать, имело место — хотя довольно скромное. Потому что

гражданское общество — это отнюдь не синоним «хорошего» общества, то есть свободного, гуманного и ответственного в своих внутренних отношениях.

«Гражданское общество» в точном смысле слова — это всего лишь сами граждане, их неполитические организации плюс свободная экономика (если она в стране есть). А «политическое общество» — это государственные институты (парламент, правительство и прочие органы власти), политические партии и государственная экономика. Вместе они образуют «универсальное общество», или, иначе говоря, «нацию-государство».

Но это в теории.

В народе же «гражданское общество» обычно называют просто «обществом». А «политическое общество» называют «властью». А вот слова «гражданское общество» относят к чему-то хорошему. К правозащитникам, филантропам и экологам.

В романе Оруэлла «1984» умный негодяй О'Брайен рассказывал наивному Уинстону Смиту про эволюцию политических технологий. Старинные деспоты говорили народу: «Ты не смеешь!» Ясное дело, это вызывало революции. Девиз тоталитарных государств был иной: «Ты должен!» Это лучше, но все равно вызывает вопросы. Кому я должен? Почему, за что и так далее. Оруэлловский «английский социализм» говорит человеку: «Ты — такой». Ты все смеешь. Ты никому ничего не должен. Просто ты сам так хочешь — жить в коммуне, упражняться в двоемыслии, бороться с врагами и обожать Старшего Брата. Ты — такой, и точка.

Вот мечта любого политика: чтобы люди принимали власть не просто как данность, с которой приходится смириться, а как исполнение желаний.

Кто сказал, что бизнес должен быть социально ответственным, а политика — демократической? Эти добродетели бизнес и политика приобретают под давлением общества.

Но беда в том, что общество может давить по-разному. Бывает общество, за которым репрессивное государство едва поспевает вприпрыжку. Потому что иначе его сожрет взбесившаяся сволочь, которая составляет если не большинство, то наиболее активное ядро этого общества. Так было в России после революции. В 1917 году солдаты убивали своих командиров вовсе не по приказу большевиков, а от широты душевной. Народ развернул такую вакханалию насилия, грабежа и дележа, что без чрезвычаек уже было не обойтись — в эти-то чрезвычайки и пошла та самая сволочь и стала убивать уже не просто так, а под контролем ЦК РКП(б) и Совнаркома.

Наше образованное сословие под словами «гражданское общество» чаще всего подразумевает именно «хорошее общество». Потому что иначе получаются вещи совсем неприятные.

Ведь что мы имеем в виду, говоря об активном, организованном, разнообразно структурированном гражданском обществе? Прежде всего это некоммерческие и негосударственные (неправительственные) организации. Но ведь любая экстремистская или даже террористическая группа, как правило, является неправительственной и некоммерческой. Такие группы активно общаются, координируют свои действия, обмениваются актуальной информацией и социальными методиками, занимаются просветительской деятельностью — своего рода, естественно. То есть они действуют точно так же, как благотворительные, экологические, женские, правозащитные, просветительские и тому подобные объединения, из которых, по общему мнению, и состоит «гражданское общество в хорошем смысле слова».

В большинство молодежных националистических организаций полиция не может внедриться, поскольку таких организаций нет. Нет такой партии. Есть группы молодых людей числом от 5 до 15 человек. Они сколачиваются по месту жительства или учебы. В каждой группе есть свой лидер, как правило, немного постарше. Люди созваниваются и уславливаются об очередной «акции», то есть о погроме. Участие строго добровольное. В общем, гражданская активность в чистом виде — если отвлечься от содержания.

Давайте постараемся понять существо проблемы. Гражданское общество — это всего лишь способ самоорганизации людей вне контроля государственных институтов. Но такая самоорганизация совсем не обязательно бывает благородной и благолепной.

Одни граждане занимаются благотворительностью или правозащитой, а другие тренируют кулаки и преследуют «расово неполноценных» сограждан или иммигрантов, а то и своих оппонентов из числа правозащитников и просветителей.

Вот и получается, что у нас, да и во всем мире тоже, есть два гражданских общества. Общество Один и Общество Два. Условно говоря, «хорошее» и «плохое».

Образованное сословие 100 с лишним лет тому назад благодарило царские штыки за то, что они ограждают его от народного гнева. Нынче народный гнев реализуется не в виде хлебных бунтов, в которых незаслуженно страдают очкарики. Нынешняя его форма — это нацистская альтернатива демократическому развитию. Очкарикам придется еще круче.

Власть тоже прекрасно это понимает. И активно пугает Общество Один тем, что Общество Два может сорваться с цепи, если «хорошее гражданское общество» не поддержит государство. А те, которые не поддержат, будут записаны в иностранные агенты и выданы «плохому» на растерзание.

Государство, действуя кнутом и пряником, настойчиво стремится превратить общество — не все, разумеется, а только «гражданское», оно же «хорошее», оно же «ответственное», «продвинутое» и «организованное», — в продолжение государства, в его приводной ремень и интеллектуальный ресурс («плохое» пока используется в качестве пугала). Можно спросить: а что тут дурного? Общество и так является единственным ресурсом государства, а от бесконечной грызни и давиловки устали все: и оппозиция, и администрация. Отчего бы не сформировать некий Общественно-Государственный пакт и не начать вместе работать на благо отечества?

Оно бы, конечно, неплохо. В идеале. Но в жизни выходит запятая.

Общество — это континуум меньшинств. Попытки превратить общество в нечто единое сразу лишают его сил и перспектив.

Общественно-государственной гармонии достичь нельзя, да и не нужно. Общество и государство — это в принципе разные вещи. Только четкое противопоставление государственных и общественных интересов способно сформировать национальный интерес как фактор внутренней и внешней политики.

Более того. Если государству все-таки удастся интегрировать в свои структуры «хорошее гражданское общество», то «плохое» тут же многократно усилится, станет единственным структурным оппонентом власти, и нацистская альтернатива из маргинальных фантазий может стать политической реальностью.

«Хорошее гражданское общество» в отличие от государства и большинства организаций «плохого гражданского общества» не требует, чтобы личность ему подчинялась. Но оно защищает человека от посягательств государства. Вернее, от тех людей, которые называют себя «государством» и пытаются распоряжаться чужой жизнью и свободой.

Источник: gazeta.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Мы все теперь «хомо конфузус»

То, что сейчас происходит — не переходный период, это новая реальность, для жизни в которой человеку придется перестроиться

В нашей жизни стало больше сложных решений. Взять хотя бы тот факт, что раньше самым главным из них был выбор профессии. Это решение человек принимал один раз — и на всю жизнь. Но теперь этого уже недостаточно. Нужно постоянно учиться и переучиваться. И нам вновь и вновь приходится выбирать — чему. Это значит, что нужно постоянно быть в потоке, ориентироваться в непрерывно меняющейся ситуации. Как научить мозг работать в таких условиях, рассказали профессор СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований, доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская и доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов на Гайдаровском форуме.

22.01.2019 13:00, Анна Семенец, rosbalt.ru


Вокруг света за 72 дня

Как женщина-путешественница смогла победить героя романа Жюль Верн

Роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» увидел свет в 1873 году. 15 лет спустя, когда отсутствовали комфортабельные и быстрые способы путешествовать, интернет, а также нельзя было предсказать условия своей поездки, американская журналистка официально объявила, что намеревается пересечь земной шар за 75 дней.

21.01.2019 19:00, arov, kulturologia.ru


Романовы в цвете

Художница Ольга Ширнина раскрасила черно-белые снимки семьи Николая II

Московская художница Ольга Ширнина раскрасила черно-белые снимки семьи последнего русского императора Николая II. Старинные фотографии обрели вторую жизнь, и теперь мы можем посмотреть на голубоглазых дочерей царя в кружевных платьях, Николая II в сине-малиновом мундире, несчастного царевича Алексея и другие снимки.

20.01.2019 19:00, grandpaper.ru


Приватность как преступление

Абсолютная цифровая прозрачность рано или поздно станет нормой, более того – обязательной для всех нормой, за уклонение от которой будут наказывать

Как-то давно в одном фантастическом рассказе мне попалась любопытная мысль: человек из будущего рассказывал о своей жизни и сообщал, что сослан в прошлое за некое преступление, суть которого он не может объяснить собеседнику, потому что тот живет в совершенно иной технологической и этической ситуации. Этот рассказ был написан ближе к середине прошлого века, и уже сейчас можно легко представить себе те преступления, за которые в наше время наказывают, но суть которых сложно объяснить человеку из предыдущих фаз технологического развития – это в том числе и всевозможные нарушения режима доступа к информации и приватности, интернет-буллинг, троллинг и всякая прочая порноместь.

20.01.2019 16:00, Федор Крашенинников, etika.nplus1.ru


Мода на мозги

Общество состоит из тех, кто не умеет учиться

Когда-то в детском саду воспитательница сказала: «А Лена у нас умеет читать» — и дала мне книгу. «Ну, давай», – вопросительно смотрела группа. Я словно услышала мысли ребят: «Вот выскочка». И не прочла ни слова. «Да ничего она не умеет, – кричали мальчишки, – врет». Лучше уж так, решила я. Лучше пусть думают, что я врушка, но не хвастунья. Читать я умела с трех лет.

20.01.2019 09:00, Елена Алчанова, thedevochki.com


Что делать тем, кто не хочет секса?

И как понять, что это нормально

Не смейтесь. Это серьезная проблема. Не хотеть секса — это нормально. Но наше общество так ориентированно на секс, что это создает дискомфорт для тех, кто не может разделять повальную страсть окружающих к обсуждению секс-повестки.

19.01.2019 09:00, Никита Подгорнов для журнала «Сноб»


«Не пойду в школу» и как с этим бороться

10 советов для родителей

Тревожность часто появляется впервые в школьном возрасте: дети боятся, что их будут ругать за плохую успеваемость, за недостаточное прилежание, переживают, что с ними не захотят дружить и еще много всего. Как результат — они не хотят идти в школу, а на уроках не могут сконцентрироваться, замыкаются или начинают хулиганить. Как взрослые могут помочь тревожному ребенку?

16.01.2019 03:00, womo.ua


В России женщина — глава семьи

Почему нам необходимы отношения на основе равенства полов

Это один из самых долгоиграющих стереотипов в нашей стране: мужчина — глава семьи. Он главный добытчик. Он опора. Он тот, «за кем последнее слово». И так далее. И, конечно, это очень вредный стереотип, в котором нет ничего адекватного. Доминанта одного из полов, не важно сильней он по факту, умнее, больше зарабатывает или что-то там еще, — это всегда контрпродуктивно для отношений. Это мы должны уже были зазубрить как 2×2.

15.01.2019 09:00, Никита Подгорнов для журнала «Сноб»


Разрешение жениться

Почему в начале 20 века создать семью было непросто

В наши дни чье-либо согласие вступающим в брак не требуется: разве что молодым людям, желающим оформить отношения до наступления совершеннолетия, желательно запастись согласием родителей, хотя закон прямо на этом не настаивает. Трудно представить, что всего сто с небольшим лет назад дело обстояло совсем иначе.

14.01.2019 19:00, Алексей Кузнецов, diletant.media


Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши

Сильнее страсти, больше, чем любовь

Кажется, их встреча была предопределена судьбой. И они встретились в 1953 году, чтобы каждый из них нашёл себя благодаря другому человеку. Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши на протяжении 40 лет были неотделимы друг от друга. Они могли находиться по разные стороны океана, но незримо были рядом. Что связывало талантливую актрису и блестящего модельера на протяжении нескольких десятилетий и почему после ухода Одри Хепбёрн Юбер де Живанши не смог остаться в профессии?

13.01.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Самый старый мужчина на планете умер в Японии
Житель острова Хоккайдо Масадзо Нонака, которого признали старейшим мужчиной на Земле, скончался в воскресенье, сообщает tv-asahi.
Назван самый комфортный для жизни город в России
Самым удобным для жизни российским городом признали Нижний Новгород, следует из рейтинга 226 лучших городов мира от исследователей сервиса Numbeo.
Госдума спустя 8 лет приняла закон о запрете жестокого обращения с животными
Госдума РФ окончательно приняла законопроект об ответственном обращении с животными, который был внесен на рассмотрение группой депутатов еще в 2010 году.
В Москве прошел суд по делу «Нового величия»
4-м фигурантам дела «Нового величия» продлили арест на 3 месяца — до 13 марта 2019 года.
Синоптики рассказали, какая погода будет на Новый год
Заведующая лабораторией Гидрометцентра России Людмила Паршина рассказала, к какой погоде россиянам готовиться в новогоднюю ночь.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.