Подписаться на обновления
25 июняПонедельник

usd цб 63.2396

eur цб 73.7247

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Алена Глазунова   вторник, 12 декабря 2017 года, 19:51

От Бомарше до iPChain
История становления авторских обществ в России и за рубежом


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В настоящее время в мире существует глобальная сеть авторских обществ, миссия которых заключается в коллективном контроле за соблюдением авторских прав, когда отслеживать использование произведений в индивидуальном порядке становится невозможно. Рассказываем, как появились первые авторские общества, причем здесь великий французский драматург и какие технологии управления авторскими правами появились в 21 веке.

Каждая отдельная страна имеет свои национальные организации коллективного управления авторскими правами. В России данную деятельность осуществляют Российское авторское общество, Всероссийская организация интеллектуальной собственности, Российский союз правообладателей и другие. Авторские общества отстаивают права клиентов на основе закона «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года и статьи 1242 IV части ГК РФ, а также в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, к которой Россия присоединилась в 1994. Однако до установления общих принципов авторского права на глобальном уровне система коллективного управления прошла долгий путь формирования. Родиной первых авторских обществ является Франция. Это не случайное совпадение, а результат торжества Разума и Просвещения, давшего нам не только права автора, но и права человека – однако началось всё не с абстрактных идей, конечно, а со скандалов в Париже – в театре и в кафе-шантане.

В 1775 г. в лучшем драматическом театре страны Комеди Франсез состоялась премьера комедии Пьера Бомарше под названием «Севильский цирюльник». После успеха пьесы между драматургом и актерской труппой разразился конфликт из-за ущемления авторских прав. Бомарше подозревал пайщиков в недобросовестности. Он опасался умышленного снижения прибыли до такого уровня, что пьеса перейдет в полное распоряжение театра. Бомарше не устроили предложенные театром 4506 ливров, поскольку никакого достоверного финансового отчета ему так и не предоставили. Показ «Севильского цирюльника» был временно остановлен. Драматург продолжал настаивать на выполнении своих требований. Это привело к созданию первого прототипа организации по коллективной защите авторских прав. 3 июля 1777 года Бомарше пригласил на обед 22 коллег-драматургов, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. В результате этой судьбоносной встречи было принято решение образовать Бюро по правовой защите драматургов, целью которого стала борьба с произволом деления прибыли пайщиками и создание новой справедливой системы, учитывающей интересы обеих сторон.

Спустя 14 лет, в результате упорной борьбы, 13 января 1791 года Учредительное собрание приняло первый во Франции закон об авторских правах, подготовленный Бомарше, Лагарпом и Седеном. Людовик XVI ратифицировал его 19 января того же года. В марте Бюро по правовой защите драматургов было преобразовано в Генеральное агентство по защите авторских прав. Около 70 драматургов передало полномочия на управления своими произведениями руководителю организации Николя-ЭтьенуФрамери. К слову, Фрамери считается первым, кто высказал идею создания коллективной организации в трактате 1790 года «Об организации спектаклей в Париже», который и принёс ему славу автора этой идеи. Общество драматических авторов и композиторов (SACD), существующее до сих пор, возникло 7 марта 1829 года на базе созданных ранее структур. Оно и стало осуществлять коллективное управление правами.

Источник: gallica.bnf.fr


Одним из примечательных событий в истории становления коллективного управления правами стал судебный иск против кафе «Амбассадор», поданный в 1847 году композиторами Полем Анрионом и Виктором Паризо, а также автором слов Эрнестом Бурже при поддержке их издателя. Авторов возмутила необходимость платить за еду и места в кафе, где никто не платит за их произведения, исполняемые оркестром – поэтому они отказались платить по счёту, а следом подали иск на кафе-шантан. В результате рассмотрения предъявленной жалобы суд вынес решение о выплате авторского вознаграждения авторам произведений. Данный случай показал, во-первых, что за использование чужих произведений нужно платить, и, во-вторых, что контролировать нарушение авторских прав в сфере публичного исполнения очень сложно. После победы в судебном процессе, в 1850 г. во Франции было создано Временное агентство по защите прав авторов и композиторов. В 1851 году оно трансформировалось в Организацию авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM). На данный момент это одно крупнейших обществ по коллективному управлению авторскими правами в мире.

В 1837 году французские писатели, без сомнения, вдохновлённые примером драматургов, объединились для создания Общества литературных авторов (SGDLF). Создателями общества стали именитые авторы Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Александр Дюма и писательница Жорж Санд. Заседание генеральной ассамблеи общества состоялось 31 декабря того же года. Цель общества заключалась в контроле за использованием произведений в прессе и выплате авторских гонораров за публикации, поэтому участвовать в обществе могли только те авторы, книги которых печатались издателями: авторы, издающие себя сами, в общество вступить не могли. Эта частная ассоциация была признана институтом, действующим в общественных интересах декретом 10 декабря 1891 года.

С первой половины XIX века по первые десятилетия XX века шел процесс распространения практики создания авторских обществ по всему миру. В каждой отдельной стране они формировались в зависимости от местных исторических и культурных особенностей.

В России этот процесс пришелся на вторую половину XIX века. Первым авторским обществом, управляющим правами его членов на коллективной основе, стало Общество русских драматических писателей. Оно было создано 21 октября 1874 года по инициативе великого русского драматурга А. Н. Островского, чтобы отстаивать право авторов на получение вознаграждения в случаях публичного исполнения их пьес в театрах.

В 1875 году ряды организации пополнились композиторами под управлением Н. А. Римского-Корсакова, что привело к расширению названия (Общество русских драматических писателей и оперных композиторов). В общество, состоящее из 81 участника, входили такие известные писатели, как А.К. Толстой, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев.

Впоследствии организация несколько раз преобразовывалась. В 1904 она распалась на Драмсоюз и Московское общество драматических писателей (МОДПиК), но в 1930 два общества были объединены во Всероссийское общество драматургов и композиторов, которое в 1933 году трансформировалось в Управление по охране авторских прав. В 1938 г. к нему были присоединены организации Украины, Закавказья, Средней Азии и Белоруссии, и появилось новое название – «Всесоюзное управление по охране авторских прав» (ВУОАП). В его задачи входило взимание и выдача авторского гонорара за публичное исполнение произведений. В начале последнего десятилетия XX века в стране были созданы новые государственные авторские общества: Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), преобразованное позже в Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП), и Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

Вступление в силу закона 1993 года «Об авторском праве и смежных правах» стало важным событием в истории формирования института коллективного управления правами. В соответствии с новым законом в области авторских прав была создана Общероссийская государственная организация «Российское Авторское Общество». Она осуществляет коллективное управление правами авторов при использовании, воспроизведении и распространении их произведений. В 2008 году РАО получило государственную аккредитацию, которая в 2014 г. была продлена на 10 лет Министерством культуры России. По данным официального сайта организации, она представляет интересы более «26 000 российских и 2 000 000 иностранных авторов и правообладателей».

Российское авторское общество с 1993 года входит в состав членов Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), первой международной неправительственной некоммерческой организацией, объединившей авторские общества по всему миру. Она была создана в 1926 году в Париже группой обществ коллективного управления из 18 стран с целью эффективного контроля за соблюдением авторских прав. В 2016 году на генеральной ассамблее в Париже CISAC отпраздновала 90-летний юбилей. Согласно данным отчета за 2017 год, опубликованного на официальном сайте организации, на данный момент в состав CISAC входит 239 авторских общества из 123 стран. Она представляет интересы более 4 миллионов авторов.

Недавно в РАО сменилось руководство: главой совета директоров РАО стал Андрей Кричевский. Новый курс РАО, по его словам, состоит в технологическом перевооружении общества через внедрение новых продуктов, делающих возможность производить учёт использования результатов интеллектуальной деятельности более эффективно с помощью технологий блокчейн.

iPChain — некоммерческий проект по созданию сетевой инфраструктуры на основе блокчейн-технологий, который позволит хранить и обрабатывать информацию об объектах интеллектуальной собственности и сделках с ними. Это наш совместный проект с фондом «Сколково», Высшей школой экономики и университетом ИТМО. На основе инфраструктуры iPChain практически готов к запуску первый коммерческий проект — Национальный реестр интеллектуальной собственности (НРИС). НРИС – это, прежде всего, репозиторий цифровых форм объектов интеллектуальной собственности, который также будет оказывать услуги по депонированию нецифровых форм объектов и заниматься доставкой медиаконтента до цифровых витрин. По сути НРИС станет первым цифровым агрегатором нового формата — за счет использования функционала iPChain правообладателям и пользователям будет предоставляться возможность использования «умных контрактов», то есть автоматического исполнения сделок, сделок под условием и т. д.

Глава совета директоров РАО Андрей Кричевский, Коммерсант.ru

Активное технологическое развитие открывает новые возможности осуществления контроля за соблюдением авторских прав. На VI международном культурном форуме, проходившем в Санкт-Петербурге с 16 по 18 ноября, был представлен проект под названием iPChain. Это первая национальная децентрализованная сеть, которая, объединяя базы данных крупнейших научных и образовательных организаций, корпораций и холдингов, творческих объединений и организаций, производящих аудио- и аудиовизуальную продукцию, фондов поддержки научной деятельности, авторских обществ, и научной индустрии, формирует единую систему учета прав на объекты интеллектуальной собственности и сделок с ними. Платформа использует технологию блокчейн, что делает процесс управления правами более прозрачным.

Переход в цифровую среду, по словам выступавших на секции форума по интеллектуальной собственности, в будущем позволит обойтись без компании-посредника при заключении договора, что позволит использовать смарт-контракты и автоматизированные системы учёта использования произведений или объектов авторских прав. Еще одним преимуществом такой системы может стать возможность отслеживания истории пользования объектами.

Реализацией проекта занимается некоммерческая Ассоциация «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности». Наряду с инициаторами проекта фондом «Сколково» и Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в неё вошли университет «Высшая школа экономики» и университет ИТМО, авторские общества РАО, РСП и УПРАВИС, а также коммерческий банк «Новый век». Многие эксперты считают, что в будущем подобные платформы могут прийти на смену существующей системе коллективного управления, поскольку технология блокчейн, обеспечивая удобный контроль за использованием объектов интеллектуальной собственности, способствует возрождению системы индивидуального управления правами.

На той же секции выступал представитель проекта Musicoin Джоэль Бевакуа. Эта платформа собирает с пользователей средства за прослушивание музыкальных композиций и распределяет их среди авторов и исполнителей с помощью одноимённой криптовалюты.

В отличие от этой системы, iPChain не использует криптовалюту, так как является некоммерческим проектом. Интересно, что и здесь не обошлось без классического для интернета плагиата: похожие и одноимённые сервисы уже заявлены в Германии и в Китае, хотя там эта история развивается как типичный для наших дней ICO, и на сегодняшний день авторы клонов не собираются платить ни авторам концепции сети регистрации авторских прав, ни прочим правообладателям – но идея явно пошла «в массы».

Оглядываясь на историю авторских обществ, можно сказать, что французский опыт самоорганизации создателей произведений стал основой для формирования системы сбора средств в пользу авторов, которая внесла колоссальный вклад в формирование системы охраны прав автора в том виде, в котором она закреплена в международных конвенциях.

В теории, автоматизированные платформы типа iPChain смогут заменить авторские общества, но на практике во многих странах авторские общества пока еще продолжают играть значимую роль. Однако в том, что в эпоху новых медиа неизбежно изменится их роль и инструментарий, не приходится сомневаться.

Например, извечный вопрос – что происходит с произведениями, права на которые больше не охраняются? Ведь помимо имущественных прав те же французы всегда особо отмечали важность и значимость моральных прав автора, действие которых не ограничено во времени.

Среди них, вероятно, ключевым следует считать стремление довести свои произведения до всеобщего сведения, быть опубликованным. Означает ли это, что коллективные общества, которые работают без договора, в будущем – учитывая реалии новых медиа – должны позаботиться о том, чтобы после истечения срока охраны произведения были доступны свободно? Или социальная ответственность обществ по коллективному управлению заканчивается в тот момент, когда истекает срок имущественных прав? Но в этом случае кто, кроме этих обществ, в состоянии синхронизировать права сложных и коллективных произведений и подтверждать переход произведений в режим общественного достояния?

Остаётся надеяться, что новые технологии вроде iPChain могут рано или поздно расставить всё по своим местам. На секции про авторские права культурного форума в Санкт-Петербурге, модератор секции Иван Засурский заявил, что Ассоциация интернет-издателей и Ассоциация iPChain собираются заключить соглашение, по которому реестр «Ноосфера», который ведёт АИИ, станет одним из операторов сети iPChain. Учитывая, что реестр АИИ специализируется на общественном достоянии, произведениях на открытых лицензиях и сиротских работах, можно предположить, что в результате может действительно произойти определённое прояснение правового статуса многих объектов и произведений, а также постепенное «переползание» классики и советского наследия в открытый доступ.

В самом деле, если по истечении имущественных прав объекты интеллектуальной собственности будут передаваться в открытый доступ, это позволит сформировать для авторов сервис полного цикла: вместо того, чтобы предавать работы забвению, проще ими поделиться.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Стратегическое сотрудничество

Россия и Кыргызстан построят единую инфраструктуру в сфере интеллектуальной собственности

Ассоциация IPChain будет развивать в Кыргызстане инновационный проект IPChain — сетевую «инфраструктуру доверия» для сферы интеллектуальной собственности (ИС).

17.01.2018 19:39, Евгений Алейников, rg.ru


Ввязался в криптогонку

Как меня охватила блокчейн-лихорадка

Биткоин-зависть — ультрасовременная болезнь. Она принесла огромные суммы денег. Инвесторы, словно в казино, делают ставки на то, какой из альткоинов выстрелит следующим. В сентябре рыночная капитализация криптовалют составила $137 млрд, сегодня же она равна $800 млрд. Это блокчейн-лихорадка.

15.01.2018 13:00, Анна Самойдюк для Rusbase


Блокчейн не панацея

Роспатент пытается поспеть за ростом цифровой экономики

Пресс-конференция с руководителем Роспатента Григорием Ивлиевым вызвала внимание журналистов к проблемам ведомства с одной из основных его обязанностей — регистрацией патентов. Потенциальное решение появилось только недавно,и хотя оно уже получило премию «Лучший проект на технологии блокчейн 2017 года», о нём до сих пор почти ничего не известно.

11.01.2018 18:00, Андрей Зданевич


Скованные одной цепью

Блокчейн объединит правообладателей

iPChain — это реестр информации об объектах интеллектуальной собственности, правах на них и всех сделках с ними. Реестр основан на технологии блокчейн. Это значит, что хранящиеся данные распределены между всеми участниками системы. Они полностью открыты и их нельзя изменить «задним числом». По словам руководителя направления разработок и новых технологий проекта iPChain Сергея Кузина, это проект должен стать основой инфраструктуры для всей сферы прав на интеллектуальную собственность в России.

29.12.2017 21:00, Андрей Зданевич


Интеллектуальная собственность в Евразийском контексте

Роль наднациональной интеграции обществ правообладателей, изменение концепции коллективного управления правами в цифровую эпоху, инновационные технологические решения в сфере управления правами на интеллектуальную собственность и распространения контента обсудили на секции «Цифровые технологии: интернационализация и глобализация инструментов управления правами интеллектуальной собственности» с участием руководителей авторских обществ и ведущих экспертов индустрии в рамках Международного форума «Антиконтрафакт-2017», завершившегося в минувшую пятницу в Бишкеке.

01.10.2017 16:00


Развитие коллективного управления правами в условиях цифровой глобализации

Доклад генерального директора ВОИС и РСП Андрея Кричевского на Санкт-Петербургском культурном форуме

«Я убежден, что, перестав держаться за институты старых формаций, с помощью новых технологий мы можем построить более честный и справедливый для всех мир интеллектуальной собственности, сегодня это даже не убеждение — это практически моральный императив».

12.09.2017 13:00


Когда искусство переходит в открытый доступ

Полгода назад Метрополитен-музей перевел 375 тысяч фотографий произведений из своей коллекции в открытый доступ. Результаты удивляют

В феврале этого года Метрополитен-музей, один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира, объявил о передаче всех фотографий своих произведений, являющихся общественным достоянием, под свободную лицензию Creative Commons. Так уникальная коллекция из 375 тысяч изображений оказалась опубликованной на официальном портале музея под лицензией, которая разрешает любому человеку свободно использовать, копировать, распространять и перерабатывать произведения.

10.09.2017 14:00


Здесь вечной зиме не смениться весной

О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях

Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

06.09.2017 17:00, Андрей Фоменко


Информационная сверхпроводимость и суперкомпетенции

Почему открытый доступ к знаниям в новых медиа стимулирует инновации

Суперкомпетенции – это один из медиа-эффектов этой «всемирной информационной системы» наряду с другим медиа-эффектом – информационной сверхпроводимостью, наиболее наглядно проявляющийся в распространении «вирусного» контента. Можно сказать, в целом, по аналогии с эффектом сверхпроводимости, что при выполнении ряда условий (открытого доступа к текстам, открытых лицензий, машиночитаемости, индексации поисковыми системами и лёгкости цитирования в социальных медиа, среди всего прочего) информация распространяется по сети как лесной пожар, не встречая никакого сопротивления. Чтобы понять это явление лучше и описать его подробнее, необходимо глубокое научное исследование.

31.08.2017 13:00, Иван Засурский






 
gs

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.