Подписаться на обновления
27 июляСреда

usd цб 65.7408

eur цб 72.3478

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Страны  Люди  Обычаи  События  Казусы  Места  Города  Вещи 
  четверг, 7 июля 2011 года, 09.40

Основатель Lostfilm.tv Андрей Кравец: «В России главная задача продюсеров — снимать за копейки и быстро»
Куда уйдёт аудитория, что о зрителях думают продюсеры и почему «Доктор Хаус» захватил умы


Андрей Кравец
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Андрей Кравец когда-то впервые открыл нам «Остаться в живых» (Lost), «Доктора Хауса» (House M.D.), «Обмани меня» (Lie to me) и многие другие американские сериалы, вызывающие почти наркоманскую зависимость.

Сериалы, которые изменили наше отношение к самому понятию «сериал». Сериалы, которые коренным образом отличаются от того, что показывает наше ТВ.

— Андрей, чем вы занимались до увлечения сериалами? Чем зарабатываете сейчас?
— Я работал по профессии режиссёр кино и телевидения. Делал фильмы, телепрограммы.

За последние три года удалось построить уникальную студию звукозаписи. Она называется «Кравец» и находится в Питере. Мы разработали технологии, которые позволяют быстро и качественно озвучивать фильмы, сериалы, аудиокниги. Этим и зарабатываем. А то, что студия делает для Lostfilm.tv, является вкладом в рекламу и удовольствие от работы.

— А вы сами ещё стоите у микрофона, озвучиваете что-то?
— Нет, практически уже ничего не озвучиваю. Когда взялся за американские сериалы, многое приходилось делать самому. Но ещё три года назад стало понятно, что нагрузки слишком много. И пришлось набирать команду. Поэтому я уже редко сам озвучиваю или свожу готовый материал. Всем давно занимаются специально обученные люди: переводчики, выбранные на кастинге актёры, звукорежиссёр и редактор.

— Вы пользуетесь переводом с notabenoid.com или у вас свои переводчики?
— У нас только свои переводчики. Есть энтузиасты, которые бесплатно с нами сотрудничают, есть платные специалисты.

Студия «Кураж-Бамбей» — энтузиасты, которые адаптируют англоязычный продукт к отечественному уху — бесплатно или почти бесплатно делают русскую звуковую дорожку. Ими озвучены ситкомы «Теория большого взрыва», «Как я встретил вашу маму» и «Все ненавидят Криса». Основатель студии рассказал «Часкору», кто они, эти герои поколения торрентов.

Проект notabenoid.com считаю интересным, но бессмысленным. Нельзя толпой переводить материал. Получается лебедь, рак да щука. Коллективные переводы, которые я видел, ужасны.

Знаете, это как если, допустим, рисовал Рембрандт картину и вышел, не окончив писать холст. Тут же набежали некие люди и начали малевать, кто как умеет. Естественно, с благими намерениями. Только после этой мазни от Рембрандта ничего не останется. И это будет другая картина.

Вот если бы подобный проект объединял профессионалов, тогда да. Но, увы, у профессионалов вряд ли будет время заниматься подобным.

— Вы что-то зарабатываете на Lostfilm.tv или, наоборот, приходится вкладывать в проект?
— Ну, в минус мы не работаем… (улыбается. — Ю.Э.)

— Сериалов на Lostfilm.tv стало в последнее время очень много. Кто их отбирает? Если у свежего сериала рейтинг оказывается невысокий, вы бросаете его переводить?
— Выбираем, ориентируясь на свой вкус. Рейтинги нас мало интересуют. Как правило, ничего не бросаем. Скорее убираем из приоритетов. Но вообще стараемся закончить всё начатое.

— Учитывая неприятную историю разрыва с основателем Novafilm, о прямой конкуренции говорить не будем. У каждой студии есть свои поклонники, и они сами могут оценить качество работы тех или иных переводчиков. Хочется спросить, какой вы вообще видите перспективу этого необычного дела?
— Когда я начинал заниматься переводами пять лет назад, у меня была мечта, чтобы наше ТВ перестало выдавать халтурные перевод и озвучивание. Хотелось, чтобы по телевизору показывали новые интересные сериалы и не выдавали их через год-два в ночном эфире (как это было с сериалами «24 часа» или «Обмани меня» на ОРТ. — Ю.Э.). Но в то время сериалы никому ещё были не интересны. Даже пираты, продающие дешёвые диски с лотков, брезговали.

Посмотрите, что происходит сейчас. Телевидение стало уже через несколько дней показывать свежие серии хорошего сериала (я имею в виду шестой сезон «Остаться в живых» на ОРТ). За пять лет появилось множество фан-сайтов, ну а уж любительских релиз-групп перевода хоть пруд пруди. Приятно осознавать, что я приложил к этому руку (улыбается. — Ю.Э.).

Что дальше? Мне хочется, чтобы опыт моей студии, её технологии пригодились и были востребованы на телевидении.

— Как вам кажется, в будущем будет появляться всё больше энтузиастов-одиночек, которые будут предлагать свои бесчисленные версии переводов, или они будут собираться в более-менее крупные студии? И не влияет ли количество версий на качество?
— Появляться они, безусловно, будут. Это ведь, как им кажется, способ заявить о себе.

Другой вопрос, что, как правило, кроме локальной известности в узком кругу, им это занятие ничего не принесёт. Увы, это так. Но они верят в золотые горы. Не знаю, наверное, это и хорошо.

— Сразу после релиза свежей серии на Lostfilm.tv пользователь, взяв у вас фильм, уже через пару часов начинает раздавать его на сторонних ресурсах (торренты, онлайн-показы, собственный сайт), повышая свой личный рейтинг, популярность и посещаемость. Некоторые даже умудряются зарабатывать на рекламе. Как вы к этому относитесь?
— Отношусь плохо. Но это неизбежно. Бороться с этим равносильно борьбе с ветряными мельницами. Это обратная сторона моей работы. Ничего не поделаешь.

— Знаете ли вы, как Европа смотрит эти сериалы? У них всё по лицензии или тоже есть сетевые энтузиасты-переводчики?
— В основном они смотрят оригинал с субтитрами. На этой ниве и трудятся энтузиасты.

— Помогите разобраться в озвучке, которую предлагают телеканалы. Если я правильно понимаю, «Доктора Хауса» на «Домашнем», а также «Вспомни, что будет», «Остаться в живых» и «Обмани меня» на Первом канале озвучивали какие-то их собственные студии или подрядчики? Почему у вас не покупают?
— Интересный вопрос. Я беседовал с разными представителями студий, дистрибьюторов, каналов. Все говорят примерно следующее: «Классно, здорово, да, мы вас знаем». Но на этом всё заканчивается.

Все лгут! Если бы люди выполняли свои обещания, то никакого доктора Хауса, а вернее, воплотившего его образ актёра Хью Лори не было бы. В 18-летнем возрасте он заключил «дьявольское пари»: покончить жизнь самоубийством в сорок лет, если к тому моменту он не будет известен всему миру.

Вот пример телеканала «Домашний». Понимая неформальную популярность у фанатов «Доктора Хауса» в переводе моей студии, они решили обратиться к нам. Но потом раздумали, наняли двух переводчиков и оставили старые голоса озвучки. Заметьте, дело не дошло даже до обсуждения с нами. Выяснилось, наверное, что так выгоднее. Хотя могли хотя бы тексты переводов попросить. Уверяю вас, мы бы договорились.

Но у них вот такая логика…

Заказчиков не волнует качество переводов и озвучивания. Главное, чтобы технические параметры работы соответствовали стандартам. Готовый продукт (серия, фильм) уже продан заранее и деньги получены. До работы над переводом и озвучиванием. Никакого интереса, мотивации делать лучше у них нет. Естественно, я говорю о закадровом озвучивании.

— Что вы думаете о том, что молодёжь полностью отказывается от ТВ в пользу интернета (тех же торрентов)? Как вам кажется, у телевизионщиков ещё есть шанс вернуть молодёжь к экранам?
— Свой шанс ТВ упустило. И практически ничего не предпринимает для того, чтобы как-то обратить эту ситуацию. Попытка Первого канала делать «быстрые» переводы («Вспомни, что будет», «Остаться в живых») — это капля в море. Выглядит просто как отмазка, что ли. Потому что подобная работа должна сопровождаться активной работой в интернете: общением с фанами, рекламой и прочим. Так, как это происходит в Америке. Но нашему телевидению наплевать на своих зрителей (я имею в виду молодое поколение интернета), а на фанов тем более.

Представители центральных каналов считают, что они и так всё знают. У них бытует мнение, что интернет-сообщество можно не брать в расчёт, ибо его количественно мало в сравнении с теми, кто смотрит только телевизор. Отчасти это верно. Но интернет-аудитория растёт каждый день. И интеграция телевидения и интернета неизбежна. Это вопрос времени.

Я разговаривал об этом с разными представителями телеканалов. Это умные люди. И они понимают, что за сетевыми технологиями будущее. Но, как говорится, воз и ныне там. Скорее всего, потому что не эти продвинутые люди принимают эпохальные решения.

Такова моя версия. Как на самом деле, не знаю. Но мы имеем то, что имеем.

— А может, дело в том, что телевидение работает на провинцию, а продвинутая аудитория ему не нужна? Зрителей считают идиотами?
— Идиотами, конечно, никто никого не считает. Знаете, я был прошлым летом у родственников, в глубинке России. Там на обычную антенну ловится два телеканала — Первый (с помехами) и «Россия». Вся деревня (её старшее население) смотрит «Кармелиту», и все очень довольны. Выбора-то нет. Что показывают, то и смотрят. А безынтернетная молодёжь пьёт и развлекается.

Это, конечно, не значит, что везде в России так, но, думаю, данный пример показателен. Особо продвинутой аудитории в провинции мало. И телеканалы практически полностью удовлетворяют её потребность.

— Что вы думаете о перспективе появления на нашем ТВ качественных американских сериалов и в то же время возникновении сериала «Школа»?
— Сериал «Школа»... (вздыхает. — Ю.Э.)

Знаете, зрители, которые увлекаются американскими сериалами, задают себе вопрос: «Когда же у нас в России будет подобное кино? Почему у нас нет подобных сериалов?»

А вот есть у нас как минимум один сериал. Называется «Отряд». Юрий Минзянов, продюсер сериала, рискнул и снял достаточно интересную вещь. И где этот сериал? Нигде. Первый канал (да и другие тоже) отказался его показывать, сославшись на неформат. А если сериал не прошёл по российским каналам, считай убыток.

То есть сериал, где есть детектив, фантастика, приключения, мистика, — это неформат, а отмороженные дети в сериале «Школа» — формат. Вот, собственно, и весь ответ.

— Поэтому и нет у нас хороших отечественных сериалов, что не берут каналы?
— Сейчас у нас в России всеми творческими процессами руководят продюсеры. Они решают, что снимать и показывать. Их вкус и наличие бюджета для съёмок формирует то, что мы видим по телевизору.

Вот вам пример. Мой приятель — замечательный сценарист. На его совести несколько достаточно интересных фильмов и сериалов. Некий телеканал, специализирующийся на бандитско-детективном кино, попросил написать интересный сценарий к новому детективу. Типа что-то новенькое и свежее. Приятель сразу взбодрился и дал волю воображению. Написал сценарий детектива, где спецотдел, состоящий из людей с паранормальными способностями, помогает раскрывать самые глухие дела. Представитель канала, посмотрев синопсис, сказал: «Нет, никакой мистики и фантастики. Только реалии жизни». И приятель написал простой, стандартный сценарий детективного сериала. Ведь кушать всем хочется. И такой случай не единичный.

Нет у нас никакого института продюсеров ― ни виртуально, ни реального. На Западе продюсер не вкладывает деньги, а находит их. А уже потом вкладывает свои средства в проект.

У нас же продюсер-спонсор — обычное дело. И, как правило, он диктует, что, как и зачем снимать, то есть формирует то, что мы будем смотреть. Режиссёр является всего лишь инструментом.

Бортко, кстати, прекрасный продюсер. В большей степени продюсер, чем режиссёр.

— Наверняка слышали историю про «Теорию большого взрыва» и белорусских «Теоретиков». Можете как-то прокомментировать эту ситуацию?
— А вы знаете, считаю, хорошо, что хоть такое появилось, пусть и в Белоруссии. Хоть что-то развеет атмосферу детективно-любовно-приторных сериалов и фильмов. Копировать мы хорошо научились, во всяком случае ситкомы.

— Почему именно такие жанры берут, а не как «Хауса»? Даже легально, покупая права, переснимают «Няню» («Моя прекрасная няня») или «Женаты... с детьми» («Счастливы вместе»)? Наш зритель не готов смотреть ничего, кроме тупых комедий и сериалов про ментов? Ясно, что «Лост» — это огромные деньги, и его снимать наши не потянут. Но «Хаус» снимается в декорациях, и деньги надо только на сценарий, актёров, режиссёра. Хотя, вспоминая слухи о том, что Михаил Пореченков в роли гениального врача выступит, думается, что лучше б и не снимали вовсе.
— Наши «Лост» потянут, просто это, увы, никому не надо. В России главная задача продюсеров — снимать за копейки и быстро.

Что касается «Доктора Тырсы», то надо посмотреть, что получится у авторов. Я бы не стал огульно ругать то, чего нет. Кто знает, может, действительно что-то новое, прорывное в российском кино получится? Во всяком случае, хочется надеяться.

— Какие сериалы вы сами смотрите?
— Если честно, некогда. Да и трудно смотреть фильмы, сериалы. Всегда замечаю неточности или ошибки в работе. Не только в своей работе. Издержки профессии.

— Как вы думаете, почему «Хаус» стал мировым лидером и люди не могут от него оторваться, фанатеют, сравнивают Хью Лори с Богом? В чём секрет?
— Секрет прост. И Бог тут ни при чём. Благоразумному зрителю хочется поступать так, как это делает Хаус. В реальной жизни, если так делать, всё может кончиться плачевно. А вот представить на 40 минут себя доктором Хаусом, пережить крутые эмоции — это пожалуйста. В этом и чудо кинематографа.

Беседовала Юлия Эйдель




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

06.12.2015 17:00, Ив Фэрбенкс


Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

02.12.2015 08:00, Денис Драгунский


«Меня арестовывали 40 человек — Интерпол, ФБР, полиция»

Киберпроделки хакера из Борисова

Белорус Дмитрий Насковец организовал транснациональную аферу — создал веб-ресурс для кардеров, помогавший им обходить системы безопасности американских банков. Хакеру грозило 40 лет заключения, но он пошёл на сделку с правосудием и отсидел 33 месяца в знаменитой Федеральной тюрьме на Манхэттене и два года где-то в Пенсильвании в ожидании депортации, которой ему удалось избежать вопреки общепринятой практике. В интервью dev.by Насковец рассказал о международных тюремных приключениях и тонкостях "скромного стартапа".

21.07.2015 18:00, Наталья Провалинская


Панк или пропал

Одна жизнь и несколько смертей Константина Ступина — последнего русского панка

«Константин пропал. Его мы не найдем, — говорит Павел Калинин, крупный, сутулый мужчина за рулем Renault Kangoo, — последний раз его видели недели 3 назад. Приехали бы вы на месяц пораньше, когда он был в тубдиспансере и более-менее адекватный».

08.06.2015 13:00, Денис Бояринов


Записки из лагеря

«Частный корреспондент» нашел чтиво пострашнее «Дневника Анны Франк»

Миллионы невинных людей были загублены не в лагерях фашистов, а в наших родных, отечественных мясорубках. В ЖЖ воскресили дневник Хавы Волович, которая попала в советский лагерь по вымышленному приговору и просидела больше 20 лет.

01.05.2015 11:06, Алёна Городецкая


Любящие папы способны творить чудеса

Отец сделал вдохновляющую серию снимков для сына с синдромом Дауна

Уильям Лоуренс — самый младший в семье, ему 1 год. С рождения он немного отличается от своих братьев и сестер — у него синдром Дауна. Но благодаря своему отцу он обладает особым даром — Уил может летать! Алан, отец малыша, создает все эти фотографии с надеждой, что они будут воодушевлять Уила.

21.04.2015 17:45


Лавирующий в темноте

Жизнь слепых людей в мегаполисе

«Частный корреспондент» пообщался со старшим научным сотрудником музея Всероссийского общества слепых Владимиром Александровичем Ирхой и выяснил некоторые детали практической стороны жизни слепых людей в большом городе.

21.04.2015 09:46, Алёна Городецкая


О Голливуде, запретных удовольствиях и копчике

Неудачный танец, который изменил жизнь

Удивительная история с трагическим началом и неожиданно счастливым концом, рассказанная врачом с очаровательным чувством юмора, к счастью свойственным ещё практикующим докторам приемных отделений наших больниц.

15.04.2015 17:45, gevella


Студентка, активистка, секс-работница: осознанный выбор

Что представляют собой работницы секс-индустрии и гордятся ли они тем, чем занимаются? В Австралии сотни девушек, предоставляющих секс-услуги, начали писать о себе в социальных сетях, выкладывать фотографии и вести блоги. Русская служба Би-би-си рассказала о тех, кто не стыдится своего образа жизни.

10.04.2015 15:00


Гагарин, я вас любила

Каким знают Героя Советского Союза современники: брендом страны или «зачетным» юзерпиком?

Шестидесятники с гордостью давали детям имя Юрий в честь героя Юрия Гагарина. Теперь имя Гагарина — украшение вечеринок, метафора в песнях, повод для иронии в кино. Что сделали с мифом о герое и что миф сделал с образом Гагарина, разбирался «Частный корреспондент».

10.04.2015 14:05, Алёна Городецкая






 
 

Новости

Небо-зеркало
В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект
Умрем ли мы от супервспышки?
Астрофизики сообщили о возможности Солнца произвести супервспышку
Расселение протославян связали с Позднеантичным ледниковым периодом
Причиной больших исторических перемен в VI и VII столетиях мог быть неизвестный ранее период похолодания в Евразии
Штраф за репост
Суд оштрафовал гражданку Краснодара за перепост карикатур Кукрыниксов
Еще один космический феномен
Кровавая суперлуна взойдет над Россией 28 сентября

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.