Подписаться на обновления
22 февраляПятница

usd цб 65.5401

eur цб 74.2963

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 17 ноября 2008 года, 16:31

Оскар Рабин: «У нас была только любовь»
К 80-летию выдающегося российского художника Оскара Рабина в Третьяковке открыта его выставка под эпическим названием «Три жизни»


Оскар Рабин. Натюрморт с рыбой и газетой "Правда". 1968
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Классик второго авангарда вспоминает прошлое, а мы смотрим его новые работы на грандиозной ретроспективе в Третьяковке. Впрочем, и старые картины смотрим тоже, прослеживая путь в «три жизни», который прошел Оскар Рабин.

В год своего 80-летия в Москву прибыл «главный лианозовец». Название экспозиции подсказала его автобиографическая книга, где свою жизнь патриарх советского андеграунда делит на три периода: первый — со своего рождения и до смерти Сталина, второй — с 1953-го по 1978-й — год высылки из СССР и третий — парижский период. В 2007-м Рабину вернули паспорт и российское гражданство. Родина извинилась и встретила «одного из своих сыновей» с почетом.

Ряд громких выставок шестидесятников сейчас особенно важен, дабы соединить русскую художественную традицию от 20-х годов к 2000-м. Между концептуалистами 90-х и шестидесятниками произошел разрыв.

Однако масштабные экспозиции Вячеслава Калинина, Оскара Рабина, Игоря Вулоха не только официально закрепляют за нонконформистами титул классиков, но и позволяют ответить на вопрос, чем же для мировой культуры является живопись «второго авангарда».

Ретроспекция Оскара Яковлевича

Вторая волна «второго авангарда». Игорь Вулох пытается растворить «предмет», поэтому городская панорама, поле или тайга словно размыты. Это не удаление от предмета, а приближение к нему вплотную. Зона интереса Вулоха — поверхности и границы реальностей.

Первые картины традиционны. «Портрет Саши» (1953), «Кати болеет» (1955) — портреты детишек с небесными глазками, примерно как в работах Зинаиды Серебряковой. Вскоре в той же сугубо реалистической манере написан его первый «русский натюрморт» под комедийным названием «Всё, что осталось от получки».

Там уже есть стакан, бутылка водки, лук, черный хлеб. Весь этот набор, видоизменяясь, будет у Рабина переходить из картины в картину. Его не смущает мрачный пейзаж Лианозово. Он и здесь король! Художник шуточно изображает себя в виде трефового короля на фоне черных горбатых домишек.

Шикарен «Русский поп-арт» (1963). Порванная этикетка «Московской особой водки» висит простыней, заслоняя домики барачного типа. Название наверняка придумано позднее, поскольку Уорхол свою знаменитую банку супа «Кэмпбелл» продемонстрировал буквально накануне — в 1962-м.

Но название точное. Хотя Энди вывел на холстах то, что олицетворяло штатовское государство: товар — деньги — товар, его линия совпадала с доминирующей американской идеологией, прославляющей общество потребления. А Рабин, наоборот, шел вразрез с советскими идейными установками.

Вторая волна «второго авангарда». Герои Калинина целуются, дерутся, курят, играют в рулетку, чаевничают и хлещут водку. Картины состоят из впрессованных друг в друга любовников, домов и небес, куполов церквей и заводских труб. Из полотна в полотно переходят Петрушка, гитара, карты, рулетка, венецианские маски и шутовские колпаки.

Так что Уорхол для США и являлся настоящим капреалистом (по аналогии с соцреалистом). Только из-за разницы двух политических систем в СССР могли считать его революционером.

Огонек свечи, лампы, солнечное пятно во мраке Лианозово воспринимаются у Рабина как откровения. Дерзко с позиций научного атеизма выглядит сияющий Божьим ликом номер 5/8 на «Улице Иисуса Христа».

Смелы с политической точки зрения полотна, где на кладбище за распятым Христом — памятники Даниэлю и Синявскому. «Тихий» Рабин убийственно саркастичен, когда помещает над барачно-помоечной панорамой корявый транспарант «Ура». «Лампа и водка» — два «источника света» для русской души.

Ранние работы Рабина игривы, зрелые — пронизаны иронией, болью и специфичной русской метафизикой. Что я имею в виду?

Какой-либо предмет или образ становится центром мироздания если не буквально, как на космогонических полотнах Малевича или Кандинского, то посредством вполне земных реалий.

Даже «Московский дворик» Поленова, как заметил в одном из интервью Оскар Яковлевич, может вызывать «молитвенное состояние». Это свойственно работам выдающихся русских живописцев: за непритязательными сюжетами чувствуется духовная вертикаль и космоцентричность.

Вселенная явлена здесь и сейчас, будь это левитановское поле, лунная река Куинджи или граненый стакан чая на столе Петрова-Водкина. Это в полной мере есть и у шестидесятников: Краснопевцева, Вейсберга, Плавинского.

Западные художники — чувственно-натуралистичны, восточные — философско-поэтичны. Русские выдают нечто срединное: метафизику, рожденную из обыденности.

У Оскара Рабина и Вячеслава Калинина на холстах — «московский космос»: Лианозово и Замоскворечье. У Рабина, несмотря на «непрезентабельность» панорамы, состоящей из чернеющих двухэтажек, в любой картине огонек, словно горящая свеча в темноте собора.

Эта «храмовость» его полотен завораживает. Калинин же тяготеет к фантасмагорическому цирку (хотя на его полотнах хватает церквей, но они только обрамление «городского аттракциона»).

Любопытно, что эта «вертикальность» стала пропадать на рабиновских полотнах 80-х. Живые символы утратили внутреннюю энергию (а сами картины увеличились в размерах) и стали формальны: газеты, кошка, водка.

Все это стало напоминать бигборд о творчестве художника, а не само его творчество. Не слишком впечатлило и когда Рабин стал приклеивать на холсты реальные предметы — они смотрятся как реклама собственных знаков-символов.

В 1991-м — год развала Союза — картина с горьким и говорящим названием «Всё должно исчезнуть». Поваленный крест, темные лампочки: чуть ли не единственное рабиновское полотно, лишенное света.

Сарказм художника уже направлен в сторону западных торговых отношений, заголовок одной из газет на картине: «Побьет ли Ренуар Ван Гога?» Разумеется, в аукционных ценах.

В 60-х Рабин с юмором изобразил себя в виде трефового короля, а «Автопортрете» 1997-го — рядом с фото на удостоверении личности стая волков на пустыре. Один из них, с нимбом вокруг серой головы, вырвался вперед и наступил лапой на эмигрантскую газету «Русская мысль».

Святой волк-одиночка: таким увидел себя художник без своего «королевства Лианозово» (по названию одного из старых полотен). Но и Париж Рабин стал изображать очень по-лианозовски: только вместо двухэтажек — кафе Chez Madame, а вместо «Столичной» — французское Chateau.

В 2000-х в рабиновских холстах опять появилась упоительная вертикальность: сочетание социального гротеска и метафизики души. Картина «Три паспорта» (2007) — достойное возвращение к самому себе.

В советском, французском и российском документах вмещается вся жизнь художника. В ироничной «Визе на кладбище» (2004) в графе «национальность»: «Русский + француз = еврей». А в графе «причина смерти» указано — «воля Божия». Есть телефон и e-mail.

К сожалению, репродукции его картин не передают их удивительную экспрессионистичную фактурность и теплоту. Окошки домов на оригиналах, кажется, излучают настоящий свет.

Небольшое интервью с мастером. «Король Лианозово» одет в непритязательный серый костюм. Но буквально в каждом жесте и слове мэтра ощущается внутреннее достоинство и непоказная мудрость.

Лианозово Парижа

— У нас сложилась странная ситуация: получился разрыв между художниками 60-х и 90-х, который отразил скандал 2005 года вокруг нью-йоркской выставки «Россия!». Шестидесятники оказались за бортом современного искусства. А сейчас они как бы возвращаются: ваша экспозиция, Калинина, Вулоха. Как вам кажется, что русской живописи дало ваше поколение?
— Разрыв действительно получился. Хотя никто об этом не думал и не предполагал. Наверное, потому что мы были уже взрослыми, сложившимися художниками, когда началась «оттепель». Поэтому у большинства шестидесятников сохранилось традиционное понимание искусства, эстетики. Следующее за нами поколение, Комар и Меламид например, уже старались порвать традиции. Мы же только в 60-е в оригиналах увидели абстрактное искусство и сюрреализм. Но такие разрывы между поколениями существуют и среди французских художников.

— В 20-е годы писались манифесты...
— А у нас принципиально не могло быть никаких манифестов, у нас была только любовь. Мы любили то, что в нас было заложено. Мы не пытались порвать со старым. Современность тоже бывает разная: положительная и отрицательная. И холодно бывает от этой современности, и неуютно. Я думаю, у нас что-то осталось от того старого уюта, старосветского. Где-то это сохранилось. Может, это и трогает в наших холстах. В современном искусстве как-то не до этого, надо делать что-то новое. Не до уюта, не до симпатии, не до любви.

— Зато ненависти хватает.
— Да, она всегда была на пару с завистью.

— Я имею в виду в творчестве.
— Так жизнь и творчество непосредственно связаны.

— Что касается вашей жизни и творчества, то в Париже, как Шагал Витебск, вы продолжали изображать Лианозово.
— Это сравнение только этим и может быть хорошо. Шагал — всемирно знаменитый художник. У нас в Париже каждый второй — такой известный, как я. Здесь, в России, это всегда преувеличивается: или под мостом ночует, или миллиардер. Середины не дано. А там мое творчество — это, в общем-то, середина. Там я уже 30 лет живу и работаю. Никто мне не мешает. О чем я мечтал всю жизнь. Что нам не хватало при советской власти — нам не давали работать. Указывали, как и что нам делать, не позволяли выставляться, не давали жить на то, что мы делаем. Они это за работу не признавали. Мы считались тунеядцами. Во Франции все эти проблемы отпали.

— Вместе с вашей публикой?
— Но какое-то количество поклонников у меня осталось. Им нравились мои картины. И нравились не только в том смысле, чтобы их посмотреть, они хотели с ними жить. Включая иностранцев, которые вроде бы далеки от моей тематики. Не могу пожаловаться на отсутствие внимания, даже когда только начинал рисовать. Уже с того времени находились люди, которым мои картинки что-то рассказывали. Не хочу сказать, что таких было большинство или очень много, но они были. Первую мою картинку коллекционер Георгий Кастаки купил за 50 рублей. Это по тем временам полмесяца работы на заводе. Конечно, это небольшая сумма, но скоро я мог жить от продажи своих картин. Поэтому у меня их почти не осталось: они разошлись по всему миру. Я был вынужден их продавать, чтобы жить и рисовать дальше. Может, последние два-три года стало полегче. Цены выросли. Поэтому можно немножко пособирать. Иностранцы охотно покупали мои картины и увозили. Потом опять приезжали. За границей существовали коллекционеры, у которых уже были мои полотна. Когда я приехал, естественно, они захотели приобрести новые. Проблема оказалась в другом: я попал в совершенно иной мир. В СССР я сам был советским, со всем плохим и хорошим. И это всё я мог передать в картине. А там… вот уже 30 лет прошло, а я до сих пор всё воспринимаю как-то со стороны. Умом и душой я понимаю: рая нет нигде. Когда мы идем по Парижу — это прекрасный город. И там мы видим, как всё имущество старой, сгорбленной женщины помещается в колясочке, которую она украла в супермаркете. Там полно таких, кому негде спать и жить. Все бывает — и воровство, и насилие. Уж не говоря о социальных демонстрациях, весьма колоритных, надо сказать. Я сочувствую им, но как для художника это не моя тематика. Для меня это чужое. Для меня остается актуальным та Россия, тот Союз, где я вырос. Франция, Париж, конечно, для русского всегда много значили. И до сих пор мы с женой каждый вечер с удовольствием гуляем. Но живем скорее затворнически.

Четвертая жизнь

— Первые годы вам тяжело было без России?
— На мой взгляд, ностальгия — это болезнь. Можно болеть, а можно не болеть. Вот я болел в детстве скарлатиной, а много людей не болели. То же самое и с ностальгией. Я не болел. Жене было несколько сложнее. Вы знаете, когда в 1993 году мы первый раз за долгие годы приехали в Россию, она месяца два-три не могла прийти в себя. У нас выставка была в Русском музее, и мы жили две недели в Петербурге. Мы 15 лет жили во Франции и привыкли к мысли, что не увидим наших родных, пока советская власть. И тут все перевернулось. Жена месяца два-три не понимала — на каком свете живем? Вроде любит Париж, а вроде уже и не любит. Но потом всё встало на свои места, жизнь берет свое.

— Как так получается, что у русских художников символичность и метафизика проступает в самых обыденных вещах, таких как, например, окраина Москвы? Не из-за барачной же экзотики или этнографического интереса покупали ваши работы за границей.
— И здесь их покупали не из-за экзотики: бараков и водки. Значит, мои картины что-то говорили их душе. Не внешняя сторона, а настроение. Это же воспринимали и иностранцы. Я даже не могу разговаривать с ними, как с вами. У нас нет общего языка. Но при помощи картинок контакт устанавливается. Хотя сюжет играет определенную роль. Паспорта эти — вся моя жизнь. Последний паспорт — это, может, даже уже четвертая жизнь, которая вот сейчас только начинается с получением паспорта. Я еще не знаю сам, что из этого получится.

Оскар Рабин открывает выставку в Москве




ОТПРАВИТЬ:       



 






Музы Пабло Пикассо

Недолгие романы и супружеские отношения

Для самого «дорогого» художника в мире – Пабло Пикассо – женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

19.02.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Фрида Кало и Диего Ривера

История любви в картинах

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность — с предательством, преданность — с ревностью, любовь — с болью.

17.02.2019 19:00, artchive.ru


Вандалы в российских музеях

Как портят музейные реликвии и крадут ценные экспонаты

Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров. Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах, никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.

10.02.2019 19:00, kulturologia.ru


Картина Веласкеса «Сдача Бреды»

Толкование на разных уровнях

Это очень просто. Как всегда это бывает у Веласкеса, всё очевидно, надо только уметь смотреть и стараться понять, на что смотришь. Зритель видит тот самый момент, когда оборона города разрушена. Осада завершилась победой осаждающих, город пал.

28.01.2019 19:00, Максим Кантор, peremeny.ru


Сальвадор Дали и Гала

История любви в картинах

Совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен. Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой, — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней». Она была неиссякаемым источником его вдохновения: он писал ее портреты в течение многих десятков лет в разных стилях и техниках. Позволим этим картинам рассказать историю их любви.

22.01.2019 19:00, Наталья Азаренко, artchive.ru


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

История любви в картинах

О первой жене Пабло Пикассо как-то не принято хорошо отзываться. Ольгу Хохлову откровенно недолюбливали многие друзья художника. Да и сам он не скупился на нелестные оценки. А биографы Пикассо, по сути знавшие о ней только с его слов, редко удостаивали Ольгу серьезным вниманием. Была балериной, вышла замуж, родила сына, сошла с ума. Но чем эта женщина так привлекла Пикассо? Была ли их семейная жизнь несчастливой с самого начала? И как чувствовала себя Ольга, перед глазами которой сменялись любовницы Пабло, в то время как она оставалась его законной женой до конца своих дней?

15.01.2019 19:00, Евгения Сидельникова, artchive.ru


Классик поп-арта

Работы Дэвида Хокни, самого дорогого художника из ныне живущих

15 ноября аукционный дом Christie’s провел торги в Нью-Йорке. По итогам аукциона британский художник Дэвид Хокни, один из самых влиятельных деятелей искусства ХХ века, стал самым дорогим художником из ныне живущих. Покупатель, который захотел остаться анонимным, приобрел его картину «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» за $90,3 миллиона.

04.12.2018 19:00, buro247.ua


5 украденных шедевров живописи, которые до сих пор не найдены

Ван Гог, Вермеер и Пикассо

Шедевры искусства часто становятся жертвами нападений. В «Мону Лизу» швырялись камнями, Ивана Грозного с сыном исчертили ножом, в Матисса тыкали карандашом, картину Рембрандта «Даная» облили кислотой и порезали для большей убедительности. Люди, совершавшие эти поступки, придерживались своих личных целей, религиозных и политических убеждений или же просто страдали от различных психических расстройств. Но чаще всего людьми движет банальная жажда наживы, ради которой они совершают похищения известных полотен.

28.10.2018 19:00, Евгения Башурина, fraufluger.ru


Ещё одного «неизвестного Рембрандта» нашёл голландский арт-дилер

О картине «Пустите детей приходить ко мне»

Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

08.10.2018 19:00, artchive.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

02.10.2018 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Умер актер Сергей Юрский
В Москве в возрасте 83 лет скончался народный артист России Сергей Юрский, сообщила пресс-служба Театра имени Моссовета.
Умер рэпер Децл
Умер рэпер Кирилл Толмацкий, выступавший под псевдонимом Децл. Об этом в фейсбуке написал его отец Александр Толмацкий. Децлу было 35 лет.
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Культурное наследие и общественное достояние
В исследовании НП «Викимедиа РУ» «Культурное наследие и общественное достояние: Произведения литературы, науки и искусства, переходящие в Российской Федерации в режим общественного достояния с 1 января 2019 года» описаны ключевые статьи законодательства в области авторского права, которые регламентируют переход произведений в общественное достояние, а также указаны особенности, из-за которых значимые произведения советской эпохи до сих пор остаются охраняемыми.
Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.