Подписаться на обновления
24 маяЧетверг

usd цб 61.5945

eur цб 72.1826

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Павел Протасов   понедельник, 7 сентября 2009 года, 09:12

Организатор, исполнитель, пособник...
РАО продолжает наступление


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Недавно отгремевшие скандалы из-за сбора Российским авторским обществом денег с организаторов концертов — всего лишь отголоски проблем в области коллективного управления авторскими правами. Абсурдность действий РАО и его стремление вмешаться даже в те ситуации, где в его присутствии нет необходимости, вызывает бурную реакцию и у непосредственных участников событий, и у сторонних наблюдателей.

Скандалы, связанные с авторскими правами, — вполне обычная вещь для интернета. В отличие от реального мира, в котором борьба с пиратством практически не чувствуется, в Сети большинство её пользователей за день успевают нарушить священный копирайт раз, наверное, десять. Поэтому особо примечательные события из области борьбы с пиратством служат объектом пристального внимания со стороны интернет-общественности: ссылки на них, сопровождаемые проклятиями в адрес «копирастов» и призывами «отменить авторское право», распространяются со скоростью лесного пожара. Хотя для решения проблем, связанных с авторским правом в Сети, таких флешмобов, разумеется, недостаточно, но выпустить пар никто не запрещает.

Так получилось, что в последнее время несколько таких крупных «эпидемий массового протеста» было связано с деятельностью Российского авторского общества. Прежде всего это «дело Deep Purple», инцидент, связанный с концертом этой группы в Ростове-на-Дону, когда Южный филиал РАО подал в суд на организаторов концерта за якобы невыплаченное группе авторское вознаграждение. Правда, если прочитать решение суда, то можно заметить, что вопрос о том, действительно ли вознаграждение выплачивалось, суд не интересовал вообще. Сейчас это решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В процессе обсуждения этого иска вдруг выяснилось, что авторов исполненных песен представители РАО определили не совсем правильно и предъявили иск в защиту тех авторов, которые и не авторы вовсе (а некоторых настоящих авторов в список, наоборот, не включили). Масла в огонь подлил писатель Леонид Каганов, которого РАО зачем-то записало в истцы по другому похожему делу, о концерте группы «Хор Турецкого», посчитав автором известной песни «Под небом голубым». На этом фоне истории с «Футбольным маршем» Блантера и сбором денег за музыку, играющую в номерах гостиниц, выглядели просто мелкими недоразумениями.

Как и многие судебные споры, касающиеся доменных имён, это дело тоже стало предметом опасений со стороны общественности: не будет ли решение по нему прецедентным и не позволит ли отбирать доменные имена у владельцев? Процессы из-за доменов чаще всего связаны с товарными знаками, что породило многочисленные споры: какой-нибудь злоумышленник может зарегистрировать товарный знак, совпадающий с «красивым» доменным именем, а после это имя отсудить.

Потом был флешмоб из-за судебного иска к издательству «ОГИ» по поводу незаконно опубликованных на сайте «Рутения» стихов Галича. Ну и наконец, «дело Deep Purple» повторилось: в Казани было возбуждено уголовное дело по факту проведения концерта группы «Машина времени», организаторы которого не заплатили отчисления РАО.

При распространении ссылок на эту историю блогеры часто цитируют слова казанского представителя Российского авторского общества Зуфара Хайрутдинова: «Организатор концертов не получил разрешение на проведение концерта от имени авторов песен, то есть РАО не заключило договор с организатором. Если автор песен сам организатор своего концерта, то он должен войти в контакт с РАО и либо отказаться от вознаграждения, либо заключить договор с РАО и получить авторское вознаграждение. Это прописано в договоре между автором и РАО».

Абсурдность этих слов очевидна. Если что-то «прописано в договоре между автором и РАО», то какое отношение к этому имеет организатор концерта, который стороной этого договора не является? Если автор песни сам организует свой концерт, то причём здесь РАО вообще? И, наконец, почему договор с РАО эквивалентен разрешению «от имени авторов песен»?

Но не стоит винить во всём абсурдность законов: в них ничего подобного нет. Прежде всего стоит вспомнить, для чего существует РАО и подобные ему организации по коллективному управлению правами. Есть масса ситуаций, когда кому-то хочется использовать чужие произведения. Любое такое использование должно осуществляться по лицензионному договору с правообладателем. Однако правообладателей много, пользователей ещё больше, и заключать договоры в индивидуальном порядке они, конечно же, не могут. Вот для того, чтобы собрать деньги с пользователей и раздать авторам, нужны коллективные управляющие. В статье 1242 ГК указано, что они создаются в случаях, когда «осуществление… прав в индивидуальном порядке затруднено».

Смысл коллективных управляющих как раз в том, что это организации-посредники для тех случаев, когда произведение используется без договора с правообладателем. Классическая ситуация, когда требуются их услуги, — это публичное исполнение музыки в заведениях, куда возможен доступ неограниченного круга лиц: ресторанах, кафе и т.д. Под «публичным исполнением» закон понимает не только живое пение, но и «представление с помощью технических средств», поэтому таким определением охватывается включённое радио или музыкальный проигрыватель.

Но жизнь оказалась богаче фантазии авторов Гражданского кодекса: Российское авторское общество принялось собирать вознаграждение и в тех случаях, когда пользователь может сам заключить договор с правообладателем, например, при организации концерта. Исполнитель, разумеется, может петь и чужие песни, но ничто не мешает ему также заключить прямой договор с их автором. Посредничество РАО будет нужно только в том случае, если песня исполняется без разрешения авторов (так называемое бездоговорное использование). Вдобавок если автор одновременно является и исполнителем, как это часто бывает на концертах, то никакого договора заключать вообще не нужно: в таком случае он сам использует своё собственное произведение.

Как средство шпионажа будут использоваться специальные электронные «маячки», которыми будут помечаться все основные смысловые части каждой новости. Сигнальную HTML-разметку обещают нанести на весь производимый агентством текст уже к ноябрю 2009 года. Затем «маячками» снабдят все фото- и видеоматериалы. А к 2010 году систему будут использовать и газеты, входящие в холдинг AP (а это в общей сложности больше полутора тысяч изданий). Впрочем, в агентстве не столь наивны, чтобы верить, что сигнальный «маячок» способен стать панацеей от плагиата.

При подаче исков к организаторам концертов РАО обычно ссылается на то, что платить авторское вознаграждение обязан организатор концерта. Однако закон такого понятия не знает. Оно фигурировало в третьей части «Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений», утверждённого постановлением правительства, но в позапрошлом году Верховный суд отменил эту часть положения. При этом в качестве основания для отмены ВС указал на превышение правительством своих полномочий: в соответствии с законодательством оно могло только определять размер ставок вознаграждения, но не порядок их выплаты и не круг лиц, которые должны его выплачивать. По мнению суда, плательщики вознаграждения должны определяться в соответствии с законом, тогда это был закон об авторском праве, а сейчас — четвёртая часть ГК, в которой этот вопрос решается точно так же. Это решение правительство пыталось обжаловать, но оно было оставлено в силе.

Но уже в этом году Верховный суд совместно с Высшим арбитражным принял постановление, посвящённое толкованию четвёртой части ГК. В его 32-м пункте содержалось указание на то, что плательщиком авторского вознаграждения является «юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение». Проще говоря, Верховный и Высший арбитражный суд явочным порядком сделали то, что нельзя было делать правительству: определили тот самый круг плательщиков, замаскировав это под толкование закона.

С тех пор РАО, подавая свои иски к организаторам концертов, постоянно ссылается именно на этот пункт совместного постановления судов. А иногда ещё и на отменённую третью часть положения о ставках. Собственно, и выделение организатора нужно как раз для того, чтобы создать видимость бездоговорного использования произведения и таким образом обосновать необходимость посредничества коллективного управляющего.

И закончим мы, пожалуй, ещё одной записью в блоге, про Моцарта, который «является клиентом РАО». Поводом для его написания стали обнаруженные автором в реестре РАО записи, в которых фигурировал Моцарт. После этого в блогах началась очередная волна перепечаток с комментариями о том, как «обнаглело РАО».

Боюсь, комментаторы не совсем правы. Если поискать по реестру имена давно умерших композиторов, произведения которых перешли в общественное достояние, то окажется, что все найденные произведения являются переработками. Даже если первоначальное произведение не охраняется авторским правом, то к переработке, сделанной ныне живущими авторами, это не относится. Вот права ныне живущих и защищает РАО. Вычеркнуть же Моцарта из числа «соавторов» нельзя: право автора на имя охраняется бессрочно.

Так что претензии к РАО в данном случае несправедливы: за общественное достояние денег оно не собирает. И будем надеяться, что не начнёт...




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.