Татьяна Бочарова. Новочеркасск: кровавый полдень. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009.
Татьяна Бочарова — историк и тележурналист из Ростова-на-Дону. Более двух десятилетий она кропотливо изучает обстоятельства расстрела несанкционированного, как сейчас бы сказали, митинга рабочих на главной площади Новочеркасска 2 июня 1962 года. Записывает воспоминания очевидцев (причём с той и другой стороны «баррикад»), собирает официальные бумаги по этому делу. Вместе с единомышленниками она разыскала захоронения расстрелянных, организовала эксгумацию, экспертизу, похороны. Во многом благодаря её энергии на месте расстрела был сооружён памятник, а в городе открыт музей. Созданный в 1992 году и возглавляемый Бочаровой фонд «Новочеркасская трагедия» ведёт большую историческую и правозащитную работу.
Небольшая часть накопленного материала вошла в книгу, вышедшую уже вторым изданием (первое было в 2002 году, к 40-летию трагедии). «Кровавый полдень», к удивлению многих столичных экспертов, вошёл в шорт-лист премии «НОС» и даже лидировал после первого тура финальных дебатов. Наверное, жюри показались актуальными размышления автора о столкновении жёсткой государственной вертикали и стихийной воли граждан в кризисных ситуациях.
Непосредственно истории расстрела посвящена первая часть тома; вторую часть составили мемуарно-публицистические очерки о деятельности фонда, политической ситуации в Новочеркасске и журналистской работе Бочаровой в 1990—2000-е годы. Редкие фотографии фигурантов дела, судебные постановления и другие материалы собраны в интереснейших приложениях. Книга основана исключительно на документально зафиксированных фактах, но в то же время имеет личное гражданское измерение — и тем ценна.
Трагедия в Новочеркасске — одна из самых мрачных страниц советской истории. Кровавость самого расстрела (точное число жертв и поныне не установлено) усугубляется жестокой судебной расправой с «зачинщиками беспорядков», хладнокровным сокрытием преступления (семьи погибших десятилетиями не знали, где похоронены их родственники), многолетней ложью и дискредитацией участников восстания. Многие очевидцы, как отмечает Бочарова, даже после снятия официального табу отказывались говорить с журналистами и правозащитниками на эту тему — слишком много лжи, грязи и страха с ней связано. Леденящие кровь страницы книги, посвящённые раскапыванию могил и опознанию останков, способны вызвать ассоциации с аналогичными разысканиями в Катыни, под Екатеринбургом, на бывших полигонах НКВД…
Выступление рабочих не имело никаких политических, антисоветских целей, которые инкриминировали участникам акции позже. Просто повышение цен на мясо и масло совпало с повышением норм выработки на электровозостроительном заводе. И без того скудные бюджеты семей рабочих в одночасье сокращались на 50—60%. Постепенно к бастующим подтянулись сочувствующие с других предприятий города. У властей в 1962 году не было навыков борьбы с многотысячными протестными демонстрациями граждан. Поэтому в операции «Фестиваль» (присвоенное ей кодовое название намекало на предстоявший форум молодёжи в Хельсинки) задействовали солдат внутренних войск, танкистов, разведбат. Они стреляли в основном в воздух. А с крыш, балконов и чердаков по толпе вели прицельный огонь «неустановленные лица». Кто были эти секретные снайперы? Кто отдавал им приказ?.. Архивы и свидетели, по словам Бочаровой, по-прежнему об этом молчат. Новочеркасская трагедия продолжает хранить свои тайны. И хотя «НОС» Бочаровой так в результате и не достался, возможно всё же, то обстоятельство, что книга на некоторое время оказалась в центре медийного внимания, будет способствовать их скорейшему раскрытию.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Мера свободы.
Литература в пути: из наследия XX века к задачам века XXI. - 7 запрещенных фильмов шестидесятых.
- Метафизика Гагарина.
В пасхальную неделю 1961 года сын плотника впервые в истории человечества преодолел земное притяжение. - Куда уходят мечты: размышления в годовщину космического юбилея.
От героев космоса к героям спецопераций: структуры чувственности. - Дневник архангельского пенсионера Паршинского, 1941 год.
Чудо, что кто-то решался посвящать свои мысли бумаге во времена сталинского правления, тем ценнее открытие новых дневников. - Бунт обреченных.
3 февраля незамеченной в российских СМИ прошла памятная дата, круглая годовщина трагедии, которую нацисты назвали в своё время «Мюльфиртельская охота на зайцев» . - Своеобразие русского национального характера.
Американский писатель и публицист русского происхождения предложил на страницах чешского издания "Literarni noviny" своё видение противоречий между Россей и Европой, основываясь на своеобразном трактовании истории Государства Российского. - Дионисийские разрывы или контролируемое безумие?
"Вольный стрелок" Андрей Бычков. - Месть упущенных возможностей.
- Советская повседневность через призму очуждения.