Интересно, остался ли он таким же, каким был, или после заключения это будет немного другой Навальный. Еще интересней, возвращается ли он в ту же Москву, в центре которой две недели назад его затолкали в омоновский автобус, или это уже отчасти другой город.
Свой среди своих
То, что случилось за время отсутствия Навального, случилось не без его участия. Тем, кто еще не осознал степень его влияния, скажу - кабы не он (не он один, конечно, но он в первую очередь), вряд ли столько народу собралось бы 10 декабря на Болотной площади. По понятным причинам его слово к этому народу произносилось не им, на митинге просто зачитали его письмо:
«Бороться за свои права это легко и приятно. И это совсем не страшно. Не верьте глупостям о неизбежных беспорядках, драках с милицией и горящих автомобилях». Участники митинга, с опаской туда собиравшиеся, на своем опыте убедились – ничего из того, чем их пугали, не случилось.
«Единственное, но самое мощное оружие, нужное нам, есть у каждого - это чувство собственного достоинства, - продолжал, обращаясь к ним, Навальный. - Люди с чувством собственного достоинства есть. Их много. Десятки из них лежат сейчас на драных матрасах совсем рядом со мной. И я знаю, что тысячи их стоят сейчас на Площади Революции и на Болотной».
Почему, собственно, тысячи людей так возмутили фальсификации на выборах, чай, не в первый раз мухлюют? По той простой причине, что на эти выборы они дружно шли голосовать по Навальному.
Между прочим, ими напрочь была отвергнута инициатива ( «нах-нах»), связанная с ничуть не менее громкими именами Дмитрия Быкова, Бориса Немцова, Евгении Чириковой, Виктора Шендеровича, Владимира Рыжкова. Большинство недовольных избрало стратегию Навального из трех возможных – не приходить на выборы, испортить бюллетень для голосования и голосовать за любую партию, кроме той, которую припечатал острым словом все тот же Навальный.
«Я не голосовал за этих сволочей, я голосовал за других сволочей», - такой плакат держал в руках один из участников митинга 10 декабря. Доброе дело не осталось безнаказанным – за подаренные голоса Зюганов щедро расплатился словами об «оранжевой проказе».
«Это касается всех, - убеждал Навальный в своих интернет-воззваниях. - Националистов, либералов, левых, зелёных, вегетарианцев, марсиан». И объяснял, почему касается всех – украли-то голоса у всех.
Наивное обращение Навального ко всем сразу, на первый взгляд, показывает отсутствие за ним какой-либо политической силы. Он ни с теми, ни с другими. Для либералов националист, для националистов - либерал. Словом, свой среди чужих, чужой среди своих.
«Мне Алексей Навальный внушает панический ужас как будущий лидер обезумевших толп, - заявила со свойственной ей большевистской (точнее, антибольшевистской) прямотой Валерия Новодворская. - Тот, кто говорит о защите русских в России, уподобляется тем, кто говорил о защите немцев в Германии».
«Тот, кто пишет хвалебные оды Гайдару – либо сволочь, либо полный кретин, но никак не русский националист. Навальный Гайдара считает героем», - это слова не менее откровенного Максима Калашникова.
Чуткая российская власть, однако, воспринимает Навального всерьез, оттого что чувствует - пусть за ним и вправду нет конкретной политической силы, но кто-то да ведь есть. Этот кто-то, по Юлии Латыниной, не кто иной как «мы, российское третье сословие, виртуальная партия Навального». Вероятно, это преувеличение, и все же, думаю, членов этой партии не так уж мало.
Это настоящих буйных мало, вот и нет в так называемой несистемной оппозиции никого толком, кроме вожаков.
Куда больше тех, кто не имеют четких политических взглядов и пристрастий. Навальному удается их услышать и расшевелить. Они, молодые и средних лет бизнесмены и менеджеры, не читают партийных программных документов, зато читают блог Навального. Не только читают, но и следуют его советам. Повторяю, после выборов именно благодаря Навальному многие вообще оказались на Болотной площади, где слушали не столько выступавших несистемных лидеров (да большинству их и не было слышно), сколько себя самих.
Два юриста
Те, кто помнят митинги и демонстрации, сотрясавшие Москву на рубеже девяностых, легко почувствуют разницу – на этот раз толпа была другой, помоложе и повеселее прежней, может, оттого, что состояла из более или менее благополучных молодых людей, то и дело посмеивавшихся над шутками друг друга. Особенно часто звучали насмешки над властью и ее враньем, которое, похоже, их достало.
Навальный, между прочим, весьма остер на язык. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть его блог в ЖЖ и почитать один-два едких поста о ворах-чиновниках. Владение Навальным словом - опознавательный знак «я свой» для говорящих с ним на одном языке.
Пусть не покажется странным это сравнение, но я бы сопоставил его словесное мастерство с путинским. Нацлидеру можно отказать в чем угодно, но только не в чуткости к аудитории и умении по-своему глаголом жечь в сердцах людей. Просто это другие люди, те, на кого рассчитано путинское остроумие.
Каждый из этих двух знает свой народ и говорит так, чтобы этому народу хотелось их слушать. Читатели «Роспила» - представители молодого, непоротого поколения, сформировавшегося в последние два десятилетия, стремятся к свободе, в отличие от многих людей постарше, для которых главное – лишь бы не было войны. «Сегодня наш многотысячный коллектив имеет заказы, имеет зарплату, имеет перспективу, и мы очень дорожим этой стабильностью», - сказал Путину на недавней «прямой линии» один из таких, и провокационно пообещал «выйти с мужиками» против митингующих «и отстоять свою стабильность, но, разумеется, в рамках закона».
«В рамках закона» – это такое заклинание, которое сам Путин в ходе встречи не раз с удовольствием повторял. Он ведь по образованию юрист. Как и Навальный.
Рамки закона бывают пошире и поуже, для Тверского суда, назначившего Навальному пятнадцать суток, они одни, для Европейского суда – другие. Эти рамки могут различаться и в московских границах – на Чистых прудах они такие, что мышь оттуда не могла проскочить, а на Площади Революции лимоновцам дали провести несанкционированный митинг и никого не стали задерживать.
Навальный - не только интернет-активист, но еще и практикующий адвокат, ведущий дела в судах и антимонопольных органах в защиту миноритарных акционеров. Ему особенно удаются иски против компаний с государственным участием о раскрытии тщательно скрываемой информации, так или иначе связанной с коррупционными схемами. Он воюет с властью не один, а с помощниками, которых отбирал через Интернет, заранее предупреждая: «Нам не нужны юристы с позицией: я равнодушный профессионал, мне что подтаскивать, что оттаскивать».
Путин, в отличие от Навального, не практикует право, и смотрит на его применение более спокойно. Скорее всего, для него и его команды закон – это то, что разрешено и регламентировано властью, средство обеспечения стабильности. Вот почему он не проявил ни малейшего уважения к протестующим против фальсификации на выборах и даже не устроил показательную порку («в рамках закона») виновных.
Для народа, который за Путина, это не имеет значения. Другим бездействие государства начинает действовать на нервы. Впрочем, в минувшую неделю это затронуло и кого-то из тех, первых.
«Весь народ возмущается, а мы будем сидеть молча», - это из популярного в Интернете видео депутатов-единороссов из заксобрания Владимирской области, где они, не стесняясь в выражениях, откровенничают: «это же ужас, что творилось» (на выборах), а суды еще отказываются принимать иски о нарушениях.
Так было несколько дней назад, а сегодня зашевелился Следственный комитет, и кто-то из «виртуальной партии Навального» уже не только размещает в интернете рассказы о вбросах и каруселях, но и идет в суд. Скажем, в Симоновский районный суд Москвы подал жалобу адвокат Дмитрий Черный, который сам был членом участковой избирательной комиссии и сохранил копию протокола, по которому „Единая Россия“ получила 721 голос, а в официальных итогах выборов их оказалось уже 912. Если таких жалоб будет много, судьи (из тех, кто держит нос по ветру) не смогут больше держать оборону.
К мартовским выборам борцы с фальсификацией поднакопят опыта, профессионалы научат любителей. «Я пойду в марте наблюдателем и приведу друзей, - это из блога Максима Валецкого, - и хрен у нас кто протокол левый подсунет, нам, фарцовщикам 80-х, куклу не подложишь. …Игра должна быть честной и если есть хоть одна абсолютная ценность в политике – это честность выборов».
Они особо не рассчитывают, что кто-то способен одолеть Путина – только право, ничего личного.
Смотрите, кто пришел
Как уверяет в своем ЖЖ режиссер Кирилл Серебренников, «за последнее время много раз повторялся один и тот же диалог –
Я: Ну и как вам митинг?
Х: Ой, не знаю, не знаю... Вроде все хорошо, но не ясно, чего эти люди хотят, они все такие разные..., и потом - у них же нет лидера!
Я (орет): А ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ НУЖЕН ЛИДЕР!!!! Лидер, б..., - интернет!!!»
Многие обитатели социальных сетей не испытывают тоски по лидеру. Но исполняющий обязанности лидера существует, и уже давно. Вчера к нему было приковано внимание интернет-аудитории, сегодня его фото появилось на обложке глянцевого журнала, завтра-послезавтра он выйдет на телеэкран (для начала в кабельных сетях) - молодой, красивый и харизматичный.
«Какую биографию делают Навальному!» - восклицают одни, подозревая в том тайный популистский проект Кремля. Другие, напротив, видят в нем сходство с историческим персонажем из опломбированного вагона, снаряженного на иностранные деньги. Третьи не без оснований опасаются его участия в мероприятиях националистов с такими лозунгами, что хоть святых выноси.
Чем займется Навальный, выйдя из-под ареста? Скорее всего, вновь поведет за собой тех интернет-пользователей, кто надеется правовыми средствами заставить государство уважать человеческое достоинство, и в данный исторический момент требует от него действовать «в рамках закона» — избирательного законодательства. По профессии он юрист, и это многое объясняет. Станет ли блогер лидером, претендующим на что-то большее, и будет ли от того толк, не знаю, да и случиться это может не в ближайшие выборы. За последние сто лет Россией четырежды правили дипломированные юристы, и покуда наша страна не очень-то приблизилась к торжеству закона.
Две долгих недели от Навального ничего не было слышно. Надеюсь, со здоровьем у него все в порядке, во всяком случае, за решеткой он явно не голодал. Незнакомые люди принесли в камеру Навального столько всего, что спустя неделю после его ареста там, по свидетельству адвоката Вадима Кобзева, образовалось семь килограммов шоколада. Со слов Марка Григоряна, была еще передача с чурчхелой, сулугуни, лавашем и мандаринами с запиской: "от Кавказа, который хватит кормить".
Алексей Навальный долго молчал, послушаем, что он скажет теперь, ждать осталось совсем недолго.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Чем завершится библейская трагедия? .
- Отравление Навального.
Оппозиционный политик находится в тяжелом состоянии в омской больнице. - Навального задержали на «Забастовке избирателей» в Москве.
- #ДеньРоссии.
Как проходили митинги против коррупции: записи из соцсетей. - Как украсть миллион?
Мнение пользователей соцсетей о расследовании ФБК в отношении Медведева. - Самая та – Леся.
«Фу, воняет…». - Демократический минимум.
Что если к власти придет оппозиция? . - Провальный ход.
Идея введения виз расколола базу оппозиционера. - Всех – в урну!
С крахом электоральной политики заканчивается период тупой покорности. - Некоторые итоги.
О выборах, митинге, цифрах, победах, поражениях и гипотетическом втором туре.