Подписаться на обновления
23 апреляВторник

usd цб 63.7860

eur цб 71.7210

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 11 марта 2010 года, 09:41

Ольга Свиблова: «Хорошие фотографы живут долго…»
Директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств не знает, когда закончится реконструкция её музейного комплекса


Ольга Свиблова // РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







В интервью «Часкору» Свиблова рассказала о сложностях, с которыми руководство музея столкнулось во время многолетнего ремонта, объяснила, как будет выглядеть обновлённый МДФ.

Даже многомощная Ольга Свиблова, один из самых авторитетных в стране деятелей арт-сцены, основатель и директор Московского дома фотографии, ставшего первым в стране мультимедийным комплексом актуальных искусств, не знает, когда закончится реконструкция зданий на Остоженке.

Размышления Ольги Свибловой, директора Московского дома фотографии, об искусстве погашения скандалов и о безмерной мудрости российской прокуратуры.

В интервью «Часкору» Ольга Свиблова рассказала о масштабных планах деятельности по внедрению фотоискусства в жизнь, работе фотошколы имени Родченко, а также о сложностях, с которыми руководство музейного комплекса столкнулось во время многолетнего ремонта. Ольга Свиблова объяснила, как будет выглядеть обновлённый Дом фотографии после открытия, и порассуждала о магических свойствах фотокамеры.

— Когда планируется открытие здания Мультимедийного комплекса актуальных искусств?
— Постановление о реконструкции музея «Московский дом фотографии», который с 2003 года является Мультимедийным комплексом актуальных искусств, было выпущено правительством Москвы в 1998 году.

Прошло 12 лет. С момента, когда мы переехали с Остоженки (там началась стройка и реконструкция), прошло пять. В новом здании будет 8,5 тыс. квадратных метров.

Теоретически такой объём площади при всех благоприятных обстоятельствах (учитывая, что это музей и там сложные инженерные конструкции, обеспечивающие климат-контроль) можно построить за два года.

Мы же завязли в этой реконструкции. И завязли прежде всего, с моей точки зрения, потому, что проект буксовал на уровне нашего проектировщика. Точнее, буксовала проектно-сметная документация…

С июля, после приезда мэра к нам на Остоженку, работа пошла. Проблем — огромное количество. Дизайн-проект, в котором не было ничего, кроме функциональных приспособлений пространства к задаче музейно-выставочного комплекса XXI века, выполненный в соответствии с распоряжением правительства Москвы, вообще не рассматривался экспертизой. В результате забыты выставочные стены, гардероб, освещение вестибюля. Cантехнику будем переделывать на средства друзей музея. Серверной, необходимой для обслуживания серверов, которые нам как раз выделяют в полном объёме, пока тоже нет ни в каких планах. Я надеюсь, что здравый смысл и логика всё-таки победят…

По планам мэрии, по бумагам, которые в очередной раз скорректированы, музей должен быть открыт в феврале. Будучи реалистом, думаю, что в конце апреля — начале мая он может быть открыт. Если все обязательства, взятые всеми участниками этого процесса, будут выполняться по плану и графику…

Если мы откроемся позже чем в мае, федеральная программа Года России во Франции и Года Франции в России будет нарушена, так как открытие музея совпадает с открытием ретроспективной выставки Аннет Мессаже — звезды мирового и французского современного искусства, обладательницы «Золотого льва» за проект на Венецианской биеннале четыре года назад. Я оптимист. Я надеюсь, что этого не произойдёт и музей, крайне важный для города, откроется вовремя.

— Город поначалу вас очень поддерживал, не так ли?
— В 1996 году город открыл первый в России музей, специализирующийся на фотографии, — Московский дом фотографии — и выделил для этого площади на Остоженке.

Город финансировал и финансирует существование музея на протяжении всех этих лет. Спасибо городу, что после реконструкции нам оставили, значительно расширив наши площади, наше местоположение на Остоженке.

Город настоял на том, чтобы нам не подселили инвесторов, которые превратили бы большую часть пространства в очередной торговый центр, оставив музею жалкие крохи.

Когда в 2000 году при поддержке города, отселившего коммунальные квартиры по адресу Остоженка, 18, были открыты выставочные залы нашего музея в старом пространстве, ежемесячная посещаемость музея была в среднем 40 тыс. человек в месяц.

В момент закрытия музея на реконструкцию в конце 2005 года город выделил музею помещение для офисов и хранения коллекции, предоставив для этого часть библиотеки искусств Боголюбова. Выставочная работа музея не прерывалась даже на неделю. Для неё город предоставил нам около 1500 квадратных метров в ЦВЗ «Манеж».

Несмотря на то что, переехав в Манеж, мы на время потеряли часть публики, средняя посещаемость — около 30 тыс. человек в месяц, хотя получили больше метров, это понятно — люди должны были привыкнуть к новому адресу, кроме того, на Остоженке была аура, атмосфера.

Надеемся, всё это снова вернётся, когда мы откроемся после реконструкции. Поэтому, даже если у нас есть проблемы с реконструкцией, выясняемые с конкретными подрядчиками, проектировщиками и заказчиками, я должна сказать городу спасибо.

— Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о новом здании музейного комплекса.
— Это почти 3 тыс. квадратных метров выставочных площадей, разбитых на пять больших залов. Ещё мы можем использовать атриум. Пока мы не можем открыть запланированный кафетерий и книжный магазин.

Бывшие выставочные залы в доме 16 на Остоженке будут также использоваться в качестве выставочных пространств. Думаю, мы сможем адаптировать пространство так, чтобы приход в него и для художников, и для публики был праздником.

— У вас ведь не так давно открылась школа фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко…
— Да, на Красносельской. Отлично работает! Каждый год мы принимаем 30—35 студентов, которые проходят серьёзный творческий экзамен. Поначалу обучение в школе длилось два года, сейчас мы перешли на трёхлетний курс.

При этом программа составлена очень плотно. Студенты находятся там 8—10 часов каждый день. Обидно, что нам не хватает места, прежде всего для обучения детей. Количество детей, которые хотели бы учиться у нас фотографии, зашкаливает.

И на Остоженке будет работать отдельный центр детского обучения. Основы себя мы выносим из детства. В том числе это любовь к искусству и практические навыки. Фотоаппарат — это магический предмет! Пожалуй, это единственный близкий друг, который тебя никогда не покинет…

Статистика мировая и даже наша, российская, подтверждает, что хорошие фотографы живут долго… Фотоаппарат — это способ нахождения баланса с миром…

И это не менее сильно, чем тибетская медитация: если мы сможем заразить как можно больше людей любовью к фотографии, то мы дадим очень многое: интерес к жизни, неравнодушное отношение к ней, понимание того, что каждый из нас не винтик, а деятельный участник исторического процесса…

История зависит только от нас. Мы превращаем каждый прожитый день в историю — для себя, для своих детей.

— Можете ёмко сформулировать своё отношение к фотографии?
— Для начала фотография — часть современного искусства. Так было в XIX веке, так происходит и сейчас, в XXI веке. Кроме всех ментальных и эмоциональных компонентов, которыми обладает любое произведение искусства, в фотографии существует документальная составляющая.

Именно она является ферментом, настаивающим ценность любого фотографического свидетельства со временем. То, что сегодня анонимный незначимый отпечаток, завтра окажется уникальным свидетельством истории.

Любовь к документу, любовь к факту, которая была вытравлена в сознании нескольких поколений русских людей из-за абсолютной мифологизации истории после Октябрьской революции, нужно и можно вернуть прежде всего благодаря фотографии.

Не только знание, но и ощущение, переживание истории страны в целом, маленькой родины — города, деревни, села, — истории своей семьи делают человека личностью и гражданином, способным отвечать перед будущим.

Начиная с 1997 года мы ведём программу фотоархивации российской истории. В рамках этой программы собран уникальных исторический материал на базе музеев, архивов и частных собраний Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, который будет представлен на одноимённом сайте.

Одновременно мы стараемся давать заказы современным фотографам на съёмку современной российской действительности, причём не только в Москве, но и в других российских регионах.

Этой же цели — фотоархивации современной российской действительности — служит конкурс на лучший фоторепортаж о Москве «Серебряная камера», который в этом году прошёл уже в девятый раз.

Также мы издаём четырёхтомник «Россия: ХХ век в фотографиях». Первый том сборника уже выпущен. Эту книгу мы дарим городским и районным библиотекам, проводя презентацию одновременно с показом одноимённой выставки.

В каждом из российских регионов она меняется, в неё включаются фотографии, собранные из местных архивов, практически во всех городах, где мы её показывали, это запустило собственные процессы фотоархивации на базе региональных музеев, архивов и частных коллекций.

Для нас это самый радостный результат, так как важно, чтобы интерес к истории и бережное отношение к ней охватили всю страну. Работа с историей и обращение к ней меняют людей.

Старые карточки возвращают нам понимание, как в разных обстоятельствах жили наши родители, бабушки и дедушки, жили, выживали и, несмотря на все исторические катаклизмы, умели быть счастливы; это понимание важно для каждого человека.

Несколько лет назад в «Огоньке» были опубликованы школьные сочинения о том, как дети разного возраста, с девяти до семнадцати лет, представляют отечественную историю. Даже Хармс не придумал бы подобного абсурда. Можно смеяться, а можно плакать.

Незнание истории — страшная вещь. «На пустом месте даже глупость не растёт», — говорил поэт Алексей Парщиков… Из-за незнания всю жизнь можно потерять! Можно потерять деньги. Карьеру. Но без знания истории люди не могут обрести человеческого достоинства. Без знания истории невозможен процесс самоидентификации.

Самая страшная потеря — ощущение потери собственной истории, истории собственного народа. Города. Это единственное, что человека всегда держит в состоянии человеческого достоинства. В котором он отвечает за свои слова, свои поступки.

Прошлое в значительной степени отвечает перед будущим. Знание истории — это процесс самоидентификации. Словами можно жонглировать, поэтому есть советская интерпретация истории, есть антисоветская или постсоветская.

Фотография — это факт. И факт эмоциональный. Но мы переживаем его трезво. Материальная составляющая нашей истории, запечатлённая в архитектуре, предметах быта и обихода, во многом утеряна из-за трагических катаклизмов ХХ века и диких лет становления новой формации в начале ХXI века. Тем бережнее надо относиться к сохранению того, что ещё осталось.

Это относится и к фотоархивам. Многое утеряно из-за цензуры и самоцензуры. Ещё больше погибло по халатности. До сих пор условия хранения фотоархивов в большинстве своём не соответствуют мировым стандартам.

Между тем уже более 15 лет известно, что, например, негативы, существующие больше 70 лет, трагически разрушаются из-за гибели целлюлозного слоя. Весь мир занимается переводом фотоистории на другие, современные носители. У нас эта работа в зачатке. В настоящий момент коллекция музея насчитывает более 80 тыс. единиц хранения — от дагерротипов до наших дней.

Мы работаем с ней как с фактом искусства и как с историческим документом, стараясь создавать выставки с разной драматургией. Каждая из них имеет месседж. Важно, чтобы люди не просто поняли этот месседж, но эмоционально пережили. Выставка — это как спектакль. Она должна захватить зрителя. Только тогда он будет видеть, а не смотреть.

— Кто из документальных фотографов вас больше всего потрясает?
— Можно выделить два сильных впечатления. Первое — это когда в детстве, в самом начале 60-х, я с родителями случайно попала на выставку о Хрущёве.

Я не знала, что дядя, размахивающий кукурузой, играющий на гармошке и бьющий ботинком по трибуне, руководит страной. Я просто увидела живого человека. Мне было любопытно и весело наблюдать за его яркой мимикой, неожиданными ситуациями, в которых он был заснят. Много позже, когда мы делали ретроспективную выставку классика советской фотографии Дмитрия Бальтерманца, я поняла, что это были его фотографии.

Второй укол — фотографии Максима Дмитриева, которые я увидела на выставке в ЦВЗ «Манеж», кажется в конце 80-х годов. Максим Дмитриев — великий нижегородский фотограф, он создал самый полный фотопортрет России конца XIX — начала XX века. Но тогда меня поразило чувство человеческого достоинства, которое было на лицах всех людей, которых он снимал, — неважно, крестьян, мещан или царской семьи…

Наверное, поэтому на нашей первой Фотобиеннале 1996 года одной из тем стала забытая история. И в рамках этой темы в Третьяковской галерее мы показали большую выставку Дмитриева. Кстати, спасибо нижегородскому архиву, который эту выставку предоставил, и Сергею Кириенко, который её поддержал.

— Вы говорите «мы», но всё-таки вы из очень интеллигентной семьи: бабушка из знаменитого Смольного, отец — представитель ИТР, мама — преподаватель престижного лингвистического вуза, знаменитый и преуспевающий муж с французскими корнями… К вам в отечественной прессе относятся как к белой кости…
— Я не белая кость! (Резко.) Ненавижу деление на кости! Не забуду объявление в конце 80-х годов на столбе у метро «Пушкинская»: «Делаю родословные. Можно с документами и без»…

О каком воспитании можно говорить, если моя мама и мои две бабушки преподавали иностранные языки и не научили меня им в детстве?! На мой вопрос, почему меня не учили и почему мне французские книжки читали в переводе, отвечали: «Кто думал, что языки пригодятся?»

Мама — филолог. Папа — инженер. Нормальные физики и лирики… Я ребёнок хрущёвской оттепели. Единственное, с чем мне, безусловно, повезло, — с математической 444-й школой. Меня учили замечательные люди, умные и свободные. Они возились с нами двадцать четыре часа в сутки, ходили в театры, давали читать Солженицына, возили в этнографические и археологические экспедиции, устраивали с нами спектакли. Одним словом, жили с нами. Родителям ведь было некогда. Моя мама до сих пор работает, хотя ей 85 лет. В восемьдесят она оставила преподавание и начала писать кинорецензии. Освоила интернет. Нашла сайты, которые её с радостью печатают. На мой вопрос, как дела, она никогда не жалуется: делится киновпечатлениями, которым я искренне завидую: кино люблю больше жизни, а смотреть его почти некогда.

— Вы много путешествуете?
— Перед отлётом — бессонная ночь, в офисе заканчиваешь дела. Полчаса на сборы и попытка сна в самолёте. Приземлившись, открываешь график, составленный до этого ассистентами, а там — встреча за встречей, между ними такси, так как понять схему проезда в новом городе некогда.

Или заезд в выставочный зал, где ты, ничего не видя, монтируешь и открываешь выставку, и тут же домой. Попав в Париж в первый раз в 1988 году и в 1991 году там же встретив своего будущего мужа, побывав там за 20 лет тысячи раз, я всё время мечтаю, что у меня будет десять дней (ну хотя бы семь, ну хотя бы три) и я смогу наконец просто походить по Парижу. Посмотреть, как он выглядит. Посмотреть — без работы и без стресса опоздания с одной встречи на другую.

В своих путешествиях я не вижу окрестностей, но зато встречаю огромное количество людей, и могу согласиться с Вознесенским, который когда-то в 60-х годах написал после первой поездки в Америку: «Поубрать бы нам дураков вдвойне — и в твоей стране, и в моей стране…»

Количество людей одарённых, менее одарённых или гениальных, живых, пытающихся осмыслить то, что они делают, и количество людей, которые будут действовать по алгоритму, думаю, во всех странах одинаково. Просто есть какие-то страны, где лучше выстроены законы, необходимые рамки индивидуального и социального существования. В этих рамках удобнее жить и работать. Если говорить о комфорте, то это субъективно. Для меня, наверное, Франция самая комфортная страна.

— В которой вы упрямо не живёте…
— Это был мой сознательный выбор и условие нашего c Оливье брака… Мне нравится, что в этой стране полностью сохранены культурные напластования. На юге Франции, переезжая из одной деревни в другую, переезжаешь из века XIV через XV, XVI в XXI век. Культурные пласты сохранены не только в архитектуре или музеях, но и в каждом доме в вещах, вещицах, фотографиях, доставшихся от прадедушек и прабабушек.

Мы начинали делать проект о вокзалах, и было интересно сравнить историю российских и французских станций. Первый попавшийся антиквар на блошином рынке в Экс-ан-Провансе показал мне около 40 тыс. фотографий и почтовых карточек с полной фотоархивацией французских вокзалов, которая, кстати, ведётся до сих пор.

Это был урок истории. И хотя говорят, что уроки истории ничему не учат, мне трудно с этим согласиться. История дана нам для того, чтобы мы могли проектировать своё будущее. Взаимоотношениям с историей можно и нужно учиться.

— У вас отличные документальные фильмы, фотовыставок не помню…
— Но я же не фотограф! Я куратор. Думаю, что в создании фотографического шедевра 35 процентов — фиксация момента, 35 процентов — выбор удачного кадра и 30 — его производство, то есть печать, выбор материала и т.д.

Я работаю с выбором и производством, а также с артикуляцией текста через создание контекста. Фотографический шедевр, помещённый в неправильно сделанную выставку, может потеряться и не быть замечен. Задача куратора — обратить на него внимание. Сама же я фотографирую только тогда, когда мне нужно запомнить выставочное пространство или тип развески выставки, а также на каникулах — тогда камера становится способом жизни.

Какое место в современном искусстве занимает фотография? Что такое «доступное искусство»? Как понять, что в фотографии главное? И как современному искусству живётся в Перми? Говорит Сан Саныч Слюсарев.

В объектив попадает, как правило, ближайшее окружение: муж, ребёнок, собаки, дом и его окрестности. Мне доставляет удовольствие процесс съёмки, но дальше я никогда не смотрю отснятый материал и никогда не печатаю.

Ещё я берусь за камеру, а сегодня всё больше использую мобильный телефон, в редчайшие моменты пауз, которые выдаются в моих жёстко регламентированных переездах. Я ненавижу оказываться без дела в незнакомом месте. В чужом пространстве, с чужими людьми чувствую себя потерянной. Камера — способ преодоления этого дискомфорта, занятие, которое превращает потерянную минуту в момент азарта, даёт возможность интенсивной рефлексии. Благодаря камере я оказываюсь внутри и снаружи данной ситуации. Таким образом преодолевается психологический дискомфорт. (Кстати, думаю, что я не одна такая, кто снимает, не отсматривает и теряет отснятый материал.)

Раньше, когда фотографировали на плёнку, которая всегда была дорогостоящим материалом, человек думал, нажимая на спуск, цифровая камера даёт возможность снимать бездумно. Разобраться в отснятом материале, не потерять флешку и хотя бы перекинуть его на компьютер трудно не только любителю.

Я не говорю о том, что прогресс, требующий перевода отснятого материала на всё новые и новые носители, требует терпения и времени. Боюсь, что цифровая фотография, ставшая столь доступной для всех, во многом означает конец эпохи фотоархивации времени и истории. Поэтому так важно поддерживать профессиональных фотографов, занимающихся фотодокументацией и доводящих свои съёмки до отпечатков.

Отпечатки хранятся дольше. В конце концов их можно отсканировать и воспроизвести.

— Вы давно профессионально отслеживаете становление и развитие российской фотолетописи. Меняется ли со временем разница подходов к ней?
— В разное время российская фотография была по-разному похожа и отлична, если сравнивать её с американской, голландской, французской и т.д. фотографическими школами.

В начале ХХ века русские фотографы, в первую очередь модернисты, Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Эль Лисицкий, Георгий Петросов и другие были не только российским, но и мировым авангардом того времени. Они во многом сформировали течение, которое в истории получило название «модернизм». С середины 30-х годов железный занавес изолировал нашу страну, в том числе и фотографию, от мировых процессов, в которые российское искусство было активно вовлечено. Каноны соцреализма были придуманы в СССР и во многом приобрели визуальное воплощение благодаря советской фотографии. Позже эта эстетика перекочует и в другие тоталитарные режимы, например в Германию или Китай.

1960-е годы были периодом романтизма. С конца 50-х в том же СССР снимают Уильям Кляйн, Картье-Брессон, Марк Рибу, Пьер Була и многие другие великие европейские и американские фотографы. Да, они снимают жёстче. Может быть, потому, что смотрят на нашу реальность снаружи, а не изнутри, но в целом именно в это время, хотя длилось оно недолго, российская фотография даже в ситуации изоляционизма начинает двигаться в сторону общеевропейской гуманистической парадигмы.

За последние 15 лет в России, и прежде всего в Москве, были показаны выставки большинства звёзд мировой фотографии. Появились фотографические альбомы. Даже если не все могут их купить, стал доступным интернет. Появилась коммуникация, и, как результат, современная русская фотография на глазах становится частью глобальных процессов.

…В человеческих отношениях нельзя притворяться. Во-первых, притворство — тяжёлый, неблагодарный труд. Кроме того, это дано не всем. Мне точно не дано. Я всегда знала, что из меня не получится актриса, да я и не хотела ей стать.

— А ведь в современной психотерапии есть драматические техники…
— Не люблю психотерапию. Это одна из причин, почему я покинула профессиональное поле деятельности. Единственное направление в психологии, которое, как мне кажется, может что-то изменить, — это бихевиоризм. Если мы научили человека здороваться и вести себя в рамках приличия, то это станет полезным, а затем приятным.

— Имея за плечами математическую школу, навыки системного мышления плюс добротную психологическую базу и харизму, вы, вероятно, могли бы стать успешным консультантом… Сейчас это очень модно.
— Ну и что? Мне хочется делать то, что интересно… Успешным может быть то, что необходимо тебе лично, во что ты в данный момент влюблён.

Но этого недостаточно. Необходимо проанализировать, будет ли это интересно другим людям, найдёт ли у них отклик и как добиться этого отклика. Это работа рацио, с упором на опыт и способность идентификации с различными возрастными, профессиональными, социальными сообществами. Поэтому один и тот же проект, например выставку Родченко, мы совершенно по-разному показываем во Франции, Англии или Голландии.

Культурный контекст в этих странах и их знакомство с мировым модернизмом — разные. Соответственно, в экспозиции, построенной на одном и том же материале, мы делаем совершенно различные акценты, достигаемые в первую очередь развеской и сопроводительными текстами.

— Ваша диссертация посвящена метафорам. Какую метафору своей судьбы вы можете дать?
— Кафкианское безумие. Потому что вопрос, с которого вы начали беседу, — окончание стройки музея — является на сегодняшний день вопросом, от которого танцует всё… Музей, как вы понимаете, плановое хозяйство… Притом что я достаточно лёгкий человек и могу в последний момент всё переменить, если изменилась ситуация или если мы эту ситуацию неправильно оценили.

Хотя я стараюсь всегда выполнять не только подписанные контракты, но и словесные обязательства. Что значит «переменить»? Есть выставки, которые планируются за несколько лет; бывают ситуации, когда ты решаешь выставку за час.

Например, несколько лет назад я приехала в Турцию, в замечательный музей Istanbul Modern, который открылся пять-шесть лет назад и стал сегодня одним из важнейших музеев мира. Там замечательные люди — суперпрофессионалы. На пресс-конференции я говорю не столько о нашей выставке «Тихое сопротивление русского пикториализма», сколько о моём восхищении музеем, который стремится всё делать perfecto.

Этот пафос очень понятен мне. Когда ты молодой музей, у которого нет бренда, на который можно опереться, ты стараешься, как дети стараются быть как родители или даже лучше. После пресс-конференции есть час свободного времени.

Турецкий куратор показывает издания, выпущенные музеем. Мне что-то нравится. Через десять минут появляется фотограф с огромным портфолио. За полчаса я отсмотрела больше 500 работ. Спросила, может ли он в течение двух часов, пока будет длиться открытие, принести готовые отпечатки в запакованном виде. Через два часа, как было уговорено, 150 работ были переданы мне в руки, а через три недели в Архитектурном музее мы счастливо открывали выставку Арифа Ашчи, одного из ведущих турецких фотографов, отлично вписавшуюся в Фотобиеннале. Выставка стала одним из хитов этой биеннале.

…Иногда не просто можно, а нужно что-то делать на лету… Но музей — это прежде всего консервативная организация! Он обязан прежде всего хранить! И мы храним, описываем, реставрируем нашу коллекцию, которая всё время пополняется. (Но я не люблю музеи, которые сидят на наследии и его не показывают! Если мы покупаем — всегда знаю, что это будет использовано… Через два года, через три. Всё пойдёт в дело.)

Всё-таки когда ты работаешь с крупными зарубежными музеями и большими художниками, то всегда живёшь в плановом хозяйстве… Скажите, как я могу жить в плановом хозяйстве, если пять лет жду открытия музея?! А это — 3 тыс. выставочных метров! Тут не до метафор, когда я знаю, что крупнейшая экспозиция Года России во Франции и Франции в России должна открыться 29 июня, а уверенности в том, что музей будет сдан, всё ещё нет.

— Что даёт вам силы держаться достойно в такой ситуации?
— У меня есть три ответа: «Да», «Нет», «Посмотрим». Если сказал «да», слово надо держать кровь из носу, несмотря на то что всё: финансы, пространство, личные факторы — всё мешает осуществлению того, что ты обещал. Cлово надо держать. Noblesse oblige. Положение обязывает. И в работе, и в частной жизни.

Это простое правило, но реализация его в жизни, особенно в нашей жизни, — колоссальный стресс. Этот стресс надо уметь выдерживать. А ещё надо уметь не спать. И, если надо, просто очень много работать.

У меня есть в этой жизни всё, кроме времени. Никогда не знаешь, когда придётся расстаться с жизнью. В любой ситуации я скажу ей спасибо. Я видела много чудесного искусства, которое меня подпитывало и подпитывает, восстанавливая силы и давая новые.

Я встречалась с огромным количеством замечательных людей, случайных попутчиков или великих художников и учёных. Я сама — продукт встречи с людьми и с искусством.

Если у меня бывают бессонницы, то главное, что лезет в голову, — не дела, которые нужно доделать, а спасибо, которое ты не успел сказать людям. Кому-то за то, что увидел чудесную выставку. Кому-то — потому что прочёл интересную статью в газете.

А кому-то просто за то, что этот кто-то даже не помог, а просто не запретил твой проект. Ведь сказать нет всегда легче, чем разрешить или помочь.

Беседовала Юлия Горячева




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Мы ждем перемен

Современное искусство, которое меняет жизнь к лучшему

В наше время искусство — во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?

07.04.2019 19:00, Элина Багмет, artchive.ru


«Сын человеческий» Магритта

Он творил магический реализм

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

01.04.2019 19:00, Снежана Петрова, diletant.media


Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты — все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?

31.03.2019 19:00, Анна Сидельникова, artchive.ru


Анатомия реальности

Ренессанс и границы искусства

Именно Ренессанс придумал тип интеллектуала, добивающегося успеха в разных областях знания: точных науках, архитектуре, инженерии, изобразительном искусстве и параллельно работающего над организацией городских празднеств и придворных спектаклей. И сегодня, каждый раз когда нужны аргументы в пользу очередного ухода искусства в какие‑нибудь сугубо прикладные области, мы вспоминаем homo universalis.

24.03.2019 19:00, Сергей Хачатуров, iskusstvo-info.ru


Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова

История любви в картинах

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.

25.02.2019 19:00, artchive.ru


Музы Пабло Пикассо

Недолгие романы и супружеские отношения

Для самого «дорогого» художника в мире – Пабло Пикассо – женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

19.02.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Фрида Кало и Диего Ривера

История любви в картинах

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность — с предательством, преданность — с ревностью, любовь — с болью.

17.02.2019 19:00, artchive.ru


Вандалы в российских музеях

Как портят музейные реликвии и крадут ценные экспонаты

Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров. Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах, никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.

10.02.2019 19:00, kulturologia.ru


Картина Веласкеса «Сдача Бреды»

Толкование на разных уровнях

Это очень просто. Как всегда это бывает у Веласкеса, всё очевидно, надо только уметь смотреть и стараться понять, на что смотришь. Зритель видит тот самый момент, когда оборона города разрушена. Осада завершилась победой осаждающих, город пал.

28.01.2019 19:00, Максим Кантор, peremeny.ru


Сальвадор Дали и Гала

История любви в картинах

Совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен. Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой, — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней». Она была неиссякаемым источником его вдохновения: он писал ее портреты в течение многих десятков лет в разных стилях и техниках. Позволим этим картинам рассказать историю их любви.

22.01.2019 19:00, Наталья Азаренко, artchive.ru






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.