Подписаться на обновления
18 ноябряПонедельник

usd цб 63.8881

eur цб 70.4111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Ольга Киселева, iskusstvo-info.ru   воскресенье, 13 октября 2019 года, 16:00

Ольга Киселёва: «Человек, который входит в лес, должен понимать, что он на территории искусства»
Как искусство связано с экологией


Почтовая открытка с изображением вяза Бискарроса. Начало XX века
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Единственной достопримечательностью французского города Бискаррос на протяжении веков был старый вяз, нежно любимый его жителями. Несколько лет назад дерево погибло, и для создания нового символа мэрия пригласила художницу Ольгу Киселёву. Потратив весь бюджет проекта на исследования, она узнала, что дерево погибло от грибка, но если французскую породу скрестить с устойчивой к нему сибирской, его можно вернуть к жизни. Оживший вяз и есть произведение, созданное Киселёвой, — а художница разрабатывает новые проекты на стыке искусства и науки со священными деревьями разных религий.

Ваша история с деревом из Бискарроса — рассказ о воскрешении. Но как можно быть уверенным, что вы спасли и вернули к жизни именно старый вяз, а не просто привили новое дерево к старому стволу?

Прививка тут ни при чём. Старое дерево умерло от графиоза, его срубили и распилили на куски ещё до моего приезда в Бискаррос. Когда меня пригласили сделать произведение в память о вязе, речь шла о скульптуре из этих спилов, что меня не особенно вдохновило. Однако я узнала, что сохранились отростки старого вяза. Горожане неоднократно пытались их рассадить, но они погибали. Вместе с сотрудниками Национального института агрономии Франции (INRA) мы начали работать с этими отростками и выяснили, что сибирский вяз устойчив к графиозу. Тогда мы скрестили с ним один из отростков старого вяза — и этот отросток выжил.

Молодое дерево, которое сейчас выросло на месте средневекового вяза, зацветает точно теми же белыми цветами и тоже в форме венца. Старожилы, по крайней мере, очень довольны — они его узнали

Но как подтвердить, что дерево осталось прежним? Здесь нужна предыстория. В средние века в этом городе принц и пастушка полюбили друг друга, но юноше пришлось уйти на войну. Когда он вернулся, злые языки нашептали, что возлюбленная была неверна. Принц отверг девушку, и та умерла от горя под этим вязом. Потом и сам принц наложил на себя руки. С тех пор каждый год в годовщину смерти пастушки вяз зацветал белыми цветами, причём именно на этом дереве цветы располагались не по всей кроне, как это происходит обычно, а только в одном месте в форме круга — короны или венка. Во французском языке есть выражение «корона невинности», и считается, что таким образом дерево подтверждало чистоту и верность той девушки.

У сибирского вяза — того дерева, что мы скрестили с французским, — другие цветы, но они тоже расцветают на всей кроне. Однако молодое дерево, которое сейчас выросло на месте средневекового вяза, зацветает точно теми же белыми цветами и тоже в форме венца. Как цвело старое, я видела только на фотографии, но выглядит это очень похоже. Старожилы, по крайней мере, очень довольны — они его узнали.

С этого проекта началась целая история. Мы спасли всего одно дерево — пусть исторически важное и воспетое трубадурами, — но остальные деревья этой породы умирают из‑за глобального потепления и вызванного им графиоза по всему югу Европы. С Сорбонной и Министерством экологии мы разрабатываем большую программу по спасению французских вязов.

Вся исследовательская работа была, вероятно, проведена учёными. Что в этом проекте делаете вы, художник?

Проект начался с того, что меня в качестве художника пригласили создать произведение на месте дерева. Мы дюшановским методом доказали, что спасённое дерево и есть произведение искусства, а также сделали скульптуру-футляр, защищавшую саженец в первые годы его жизни. И сейчас мы не просто сажаем деревья: всё происходит в форме перформанса, иногда он сопровождается выставками и созданием произведений искусства в тех местах, где возрождаются леса. Всё это делается не потому что я художник и чувствую себя обязанной что‑то нарисовать или добавить к живым деревьям, но чтобы рассказать людям, которые живут поблизости, что наша работа — это не просто лесопосадки, а возрождение утраченного. Человек, который входит в лес, должен понимать, что оказывается на территории искусства.

Проект заказала религиозная организация, которая затем запретила учёным исследовать возрождённое дерево и использовать его иначе как для целей культа, которые предполагают ритуальное сожжение смолы в храме и воскурение фимиама

Случай Бискарроса простой: город пригласил нас заняться деревом, мы его вернули к жизни, и все остались довольны. Но есть и совсем другие истории. Например — история израильского дерева афарсемон. Туда меня тоже пригласили в качестве художника, но пригласили уже не муниципальные власти, а биологи, которые возродили это дерево буквально из пепла. Однако вскоре они столкнулись с проблемами уже не научного, а политического свойства. Дело в том, что исследовательский проект заказала и профинансировала религиозная организация, которая затем запретила учёным исследовать возрождённое дерево и использовать его иначе как для целей культа, которые предполагают ритуальное сожжение смолы в храме и воскурение фимиама. Этот заказ стал частью большого проекта по возрождению Соломонова храма. Самого храма ещё нет, а вот дерево вернуть к жизни удалось. Однако биологи, которые занимались афарсемоном, параллельно начали исследовать его свойства и обнаружили, что смолы можно использовать не только в культовых и парфюмерных целях, но также для лечения и профилактики рака кожи. Но партнёры запрещают учёным дальнейшие разработки, поскольку дерево свято и никаких кремов от рака для простых смертных из него делать не следует. Чтобы рассказать миру о своих открытиях и призвать общественность на помощь, учёные решили добавить в проект художественное измерение и пригласили меня. Сейчас мы готовим первую выставку и ждём реакции.

То есть вы выступаете в качестве коммуникатора между учёными и обществом, чтобы в результате общество повлияло на их религиозных заказчиков?

Мы думаем, что если дерево войдёт в мир культуры, религиозной организации будет сложнее настаивать, что оно принадлежит исключительно ей. Наша выставка не просто о том, насколько афарсемон целебен. Она разворачивается параллельно в двух пространствах: одна часть в пустыне Негев, где он растёт, а другая — в Аммане. В этих местах существует два очень важных для региона музея: израильский Музей современного искусства Негев и Музей современного искусства Иордании — арабской страны, с которой у Израиля непростые отношения.

В обоих музеях разместится одна и та же инсталляция, с помощью которой мы разговариваем с этим деревом. Инсталляцию мы реализовали при помощи французской телефонной компании Orange: с её оборудованием мы можем услышать, о чём говорят деревья — а они общаются между собой, — и перевести их речь на человеческий язык.

В течение дня у дерева может меняться толщина и форма ствола — от круглой до овальной — в зависимости от того, что оно переживает. Можно послушать звуки, которые производят древесные волокна. А ещё дерево выделяет разные по химическому составу газы. Всё это методы, которыми оно общается с другими деревьями, птицами, растениями — всем своим окружением

Восприятие времени у дерева отличается от человеческого: с ним всё происходит крайне медленно. Одно слово оно проговаривает за полдня, то есть в день произносит всего три или четыре, и все они очень простые — «вода», «ветер», «тепло». Таким образом деревья передают полезную информацию соседям. И знаете, эти слова на иврите и на арабском языке одинаковы. В семитских языках вообще очень много общих слов, и те, которые используют деревья, одни и те же. Это значит, что природа этого региона говорит на одном языке, пока люди общего языка не находят.

А как вы узнаёте, о чём говорят деревья?

Мы работаем с французской лабораторией нейроботаники, её сотрудники общаются с растениями и даже обучают их разным вещам. Есть разные способы понять деревья. Например, в течение дня у дерева может меняться толщина и форма ствола — от круглой до овальной — в зависимости от того, что оно переживает. Можно послушать звуки, которые производят древесные волокна. А ещё дерево выделяет разные по химическому составу газы. Всё это методы, которыми оно общается с другими деревьями, птицами, растениями — всем своим окружением. Можно также измерять циркуляцию соков внутри ствола, их скорость, температуру. Это самые простые способы коммуникации с деревьями — всего их сегодня около пятнадцати.

Как биологи понимают, что именно означает, например, изменение толщины ствола?

Изменение толщины означает, что дереву не хватает воды. Если меняется положение ствола в пространстве, это происходит под влиянием ветра определённой скорости и направления. Это простые вещи, которые не нужно долго объяснять. Разумеется, у самих учёных тем для общения с деревьями гораздо больше. Они, например, учат вставать упавшие деревья. Когда из‑за урагана падает ствол, дерево, как правило, умирает. Но некоторые умеют подниматься, поскольку в корнях создаётся необходимое напряжение, которое тянет ствол обратно. И биологи делают это знание доступным для многих деревьев. Вообще, жизнь растений — целый мир, о котором мы и не подозреваем.

Почему религиозная организация может предъявлять свои права на дерево? Особенно если это библейское дерево — культурное достояние человечества?

Афарсемон — не вполне библейское дерево, скорее иудейское. Патриарх Авраам, как известно, попытался принести в жертву своего сына, и вокруг скалы, где разворачивались эти события, царь Соломон воздвиг храм. В память об этом на протяжении веков коэны каждый день совершали символическое жертвоприношение из смолы афарсемона. Дерево стало священным, его было запрещено использовать для любых других целей, были разбиты специальные плантации, и еврейский народ их охранял. Клеопатра делала свои духи из смолы афарсемона: она специально посылала шпионов, которые её воровали, и устраивала войны, чтобы захватить плантации. Чтобы их защитить, были построены оборонительные сооружения, например Масада — крепость на берегу Мёртвого моря. Когда её осадили римляне и защитники поняли, что надежды нет, они подожгли плантации и покончили с собой. Уже в современную эпоху под пеплом нашли несколько окаменевших зёрнышек афарсемона. И сейчас мы сотрудничаем с лабораторией археоботаники, сотрудники которой ведут раскопки, разыскивая останки растений и анализируя их. Иногда эти растения удаётся возродить.

Что важнее — историческое дерево или символическое значение, присущее тем растениям, которые сейчас служат объектом почитания? Может ли другое дерево стать священным символом буддизма в иной биологической среде?

У вас ведь ещё есть проект с другим религиозным деревом — бодхи?

Считается, что под таким деревом Будда достиг просветления. Оно почитается как священное и растёт сейчас на севере Китая и даже у нас в Улан-Удэ. Однако на самом деле это не совсем то дерево, под которым медитировал принц Гаутама, а другая порода того же вида. Правильная порода, впрочем, тоже сохранилась, хотя далеко не так распространена. В этой истории мы задаёмся вопросом, что важнее — историческое дерево или символическое значение, присущее тем растениям, которые сейчас служат объектом почитания? Может ли другое дерево стать священным символом буддизма в иной биологической среде? Но про этот проект я пока мало что могу рассказать: он в самом начале, ещё не сделано ни одной работы.

Тема природы и экологии сейчас в большой моде. Почему именно теперь?

Здесь важны два момента. Во первых, на протяжении веков мы восхищались либо достижениями человека, либо разнообразной экзотикой, которая была для нас недоступна. Окружающая нас природа казалась чем‑то само собой разумеющимся, тем, что всегда есть и будет, что неинтересно и не возбуждает эмоций. Исключения из этого правила за всю историю — Левитан и ещё пара пейзажистов, которые никогда особенно не были в центре внимания. В последние же годы выяснилось, что природа — это что‑то, что от нас ускользает, что мы теряем и чем стоит заинтересоваться. Вторая причина заключается в развитии как раз того направления искусства, которым я занимаюсь, — сайенс-арта. Благодаря ему у художников появилась возможность непосредственно работать с учёными. Если уж мы соглашаемся с тем, что искусство существует не для того, чтобы украшать мир, а для того, чтобы его улучшать, сайенс-арт не просто позволяет привлечь внимание к проблемам, как это делал критический реализм, но предлагает реальные решения — например, создание нового дерева.

Кто из художников работает с природой так, чтобы произошёл этот эмоциональный сдвиг?

Например, Олафур Элиассон, Джеймс Таррелл, Марта де Менезеш — у них умные и сильные работы, я бы охарактеризовала их как интеллектуальные и зрелищные одновременно. Работы Элиассона и Таррелла широко известны, поэтому лучше расскажу о Марте. Например, она научными методами изменила узоры на крыльях бабочек: выведенных ею насекомых никогда не было в природе. Эти крылья одновременно и что‑то естественное, и результат вмешательства человека. Художественное вмешательство никак не поменяло гены насекомых, и новые типы крыльев не передадутся их потомству: они исчезнут из природы вместе с бабочками-однодневками. Произведения Марты буквально живут и умирают, напоминая об эфемерности искусства.

Художник приходит в лабораторию и задаёт сотрудникам вопросы, часто глупые и наивные. Случается, что этот новый наивный взгляд вдруг открывает для учёного совершенно другое направление мыслей, и совершается открытие

Но всё равно получается, что художник иллюстрирует открытия, но сам ничего не открывает?

Есть три вида сотрудничества. В первом случае художник приходит к учёному и задаёт волнующий его вопрос. Такой была моя работа с умершим деревом, когда учёные по моему заказу начали искать, как его спасти. Вторая ситуация — учёный сам приходит к художнику с какой‑то темой и предлагает подумать в одном направлении. Например, у меня была работа про биологические часы для Уральской биеннале: эти часы меняли скорость хода в зависимости от того, какой человек подходит к ним — быстрый или медленный. Я — человек крайне медленный, как и многие выходцы из Питера и все задумчивые флегматики-северяне. Когда к этим часам приближаюсь я, они начинают идти неспешно. А вот во время выставки в мадридском музее Рейна-София часы быстренько убежали на несколько суток вперед. Этот аппарат мы сделали на заводе «Уралмаш», вставив туда кардиологические датчики, которые придуманы для военных, работающих в тяжёлых условиях, например в танках и на подводных лодках. Эти инструменты придумали учёные, а я как художник создала форму и поместила её в социальный контекст. Существование этих часов показывает, что возможны ситуации, когда мы диктуем времени темп, а не живём, как принято уже почти двести лет, в диктатуре времени. И это сформулировала я, художник, а не учёные. Но если каждый живёт в своём времени, нам нужно как‑то скоординироваться. И часы — это форма демократии: каждый, кто к ним приближается, сообщает своё мнение о течении времени, и все эти мнения будут учитываться. Это тоже настоящее открытие: предложение новой формы демократии. В этом примере открытия совершаются и художником, и учёным. Третий способ сотрудничества — совместное исследование. Иногда художник приходит в лабораторию и задаёт сотрудникам вопросы, часто глупые и наивные. И иногда случается так, что этот новый наивный взгляд вдруг открывает для учёного совершенно другое направление мыслей, и совершается открытие...

Приходит зритель на выставку, понимает, что экологическая ситуация катастрофическая, но сделать всё равно ничего не может?

Любой зритель тоже кем‑то работает или занимает какое‑то положение в обществе: может быть, он учёный, может, государственный деятель, а может, просто гражданин, который проголосует на выборах за кандидата, который придерживается опредёленной экологической позиции. Знаете, я тоже не верила, что люди все вместе могут что‑то изменить. У меня был плохой советский опыт. Однако несколько лет назад я застала в Париже международный климатический форум, куда съезжались политики обсуждать экологические проблемы. Тогда же в публичном пространстве появились экологические инсталляции и работы на тему природы. И я вдруг увидела, что мои соседи, которые раньше не интересовались этой темой, вдруг начали сортировать мусор бумажка к бумажке, выключать свет на лестнице, утеплять окна. Они неожиданно стали бережно относиться к ресурсам, и не потому, что у них денег не хватает на воду и электричество, но потому, что они осознали, как это важно. В этот момент я поняла, что это может сработать.

Источник: iskusstvo-info.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Наёмное оружие

Записки Хельмута

Всемирно известный фотохудожник Хельмут Ньютон утверждал, что весь эротизм его фотографий — это то, чего на самом деле хотят женщины. А он всего лишь исполнитель, «наёмный пистолет». Так ли это?

27.10.2019 19:00, story.ru


Дерзкие и громкие

8 самых известных арт-краж

Из художественной галереи в Сан-Франциско утром 15 октября 2019-го вынесли гравюру Сальвадора Дали «Горящий жираф». Преступнику понадобилось всего 32 секунды, чтобы войти в галерею Dennis Rae Fine Art, снять с мольберта гравюру размером 50 на 60 сантиметров и беспрепятственно уйти.

22.10.2019 19:00, Ксения Гашо, vokrugsveta.ru


Тусовщик советской Москвы

Правдивая история Льва Збарского

Проехав в детстве с мёртвым Лениным в одном купе, он полюбил веселье. Его рисунки украшали книги Эренбурга, Чуковского и Евтушенко, сам же Лев Збарский с женой, прозванной «самым красивым оружием Кремля», украшал светскую жизнь советской Москвы.

15.09.2019 19:00, Алексей Викторов, jewish.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

15.08.2019 19:00, izbrannoe.com


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

17.05.2019 19:00, izbrannoe.com


Леони Нойман и Александр Лабас

Любовь на сломе эпох

В 1931 году фотограф из Германии Леони Нойман, выпускница Баухауса, приехала в Советский Союз, а четыре года спустя познакомилась с художником Александром Лабасом и вскоре стала его женой, оставшись в СССР навсегда. У обоих за плечами было драматическое прошлое, а впереди — неясное и даже опасное будущее. Нойман несколько лет активно работала в СССР как фотограф, однако до сих пор ее работы мало известны даже специалистам. Ее история — это классический сюжет «художник и его муза». С разрешения редакции журнала GARAGE Russia «Артгид» перелистывает сегодня страницы этой истории, начало которой пришлось на самые мрачные для искусства советского периода времена.

30.04.2019 19:00, Екатерина Алленова, artguide.com


«Сын человеческий» Магритта

Он творил магический реализм

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

01.04.2019 19:00, Снежана Петрова, diletant.media


Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты — все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?

31.03.2019 19:00, Анна Сидельникова, artchive.ru


Анатомия реальности

Ренессанс и границы искусства

Именно Ренессанс придумал тип интеллектуала, добивающегося успеха в разных областях знания: точных науках, архитектуре, инженерии, изобразительном искусстве и параллельно работающего над организацией городских празднеств и придворных спектаклей. И сегодня, каждый раз когда нужны аргументы в пользу очередного ухода искусства в какие‑нибудь сугубо прикладные области, мы вспоминаем homo universalis.

24.03.2019 19:00, Сергей Хачатуров, iskusstvo-info.ru


Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова

История любви в картинах

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.

25.02.2019 19:00, artchive.ru






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.