Подписаться на обновления
24 октябряСреда

usd цб 65.3101

eur цб 74.8584

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 4 апреля 2011 года, 10:25

Олег Пайбердин: «Пёрселла можно назвать одним из самых значимых оперных композиторов в истории…»
Известный композитор о самом важном классике английской музыки


Олег Пайбердин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Я думаю, что если бы Пёрселл услышал свою оперу «Дидона и Эней» в исполнении Arts Florissants и Вильяма Кристи, то это изменило бы его отношение к своей музыке и существенно повлияло на всё его последующее творчество после этой оперы.

Мы продолжаем цикл бесед с современными композиторами, рассказывающими о своих предшественниках. После Чайковского, Вагнера, Шуберта и Шёнберга пришла очередь Генри Пёрселла, о котором рассуждает известный авангардный композитор Олег Пайбердин.

— Первый вопрос будет очень простым: почему именно Пёрселл?
— Дело в том, что музыка Пёрселла для меня из старой музыки — самое замечательное и значительное, что доводилось слышать. При этом не умаляю достоинства музыки других мастеров прошлого (очень, например, люблю Окегема, Перотина, И.-С. Баха, Шарпантье, Люлли, Рамо, Куперена, Джезуальдо и др.). У меня много музыки Пёрселла в записях. Есть несколько моих самых любимых произведений, которые, я так думаю, даже повлияли на моё творчество.

Для меня всегда было загадкой, что человек, прожив всего 36 лет, оставил после себя так много. В его музыке привлекает некоторая «корявость». Англия, насколько знаю, в то время была культурно изолирована от Европы по религиозно-политическим причинам. Композиторы варились в собственном соку.

Мы продолжаем цикл бесед с современными композиторами, рассказывающими о своих предшественниках. После Чайковского, Вагнера, Шуберта, Шумана и Шёнберга пришла очередь Михаила Глинки, о котором рассуждает известный авангардный композитор Ольга Раева. Это уже второе её выступление в рамках нашего цикла бесед с современными композиторами. Первый раз Раева рассуждала о Бетховене, теперь пришло время поговорить об основателе русского симфонизма.

Одно время даже музыку запрещали исполнять публично (доходило до этого). Примерно в это время Пёрселл и формировался как музыкант. Огромное влияние на его музыкальный стиль оказывала народная английская музыка.

Многое у него основано на ритме английского слова. На примере Пёрселла можно увидеть, насколько язык влияет на музыкальный ритм и, соответственно, на все остальные компоненты музыки.

Интересно самому поиграть его клавирную музыку. Сразу бросается в глаза необычность, «неправильность» голосоведения. Фантастические задержания, таких нет ни у кого, остинатность и при этом виртуознейшая вариативность на остинато, фактура, сочетающая в себе гетерофонию и полифонию, а также неповторимые мелодические ходы — всё это до сих пор остаётся для меня притягательным в музыке Пёрселла.

— Если можно, давайте немного задержимся на «корявости» Пёрселла. Не могли бы вы более конкретно объяснить, в чём (технически) она выражается и что позволяет вам любоваться этими нарочитыми неправильностями? Фон всей прочей барочной музыки, состоящей из гладкописи?
— «Корявость» в музыке Пёрселла, если так можно сказать, наиболее ярко проявляется в его клавирных сочинениях, которые он писал для любителей, музицирующих в домашних условиях, для начинающих обучаться музыке.

Давно не смотрел эти произведения, но помню, что при первом с ними соприкосновении меня поразили брошенные задержания, то есть диссонансы, которые не разрешались в устойчивые тоны, а как бы повисали в воздухе. Или разрешение происходило в другом голосе, исполняемом одной рукой, а в другой руке начиналась новая музыкальная линия.

Подозреваю, что необычность эта происходит именно от того, что Пёрселл старался писать технически просто для лёгкости исполнения начинающего музыканта, но при этом пытался уместить в двух-трёхголосных фактурах пьес линии большего числа голосов.

Часто в одной горизонтальной линии у Пёрселла как бы упаковано несколько линий: такая виртуальная картинка, где одна линия исчезает, а другая в этот момент возникает, но это не скрытое голосоведение.

Часто встречающийся приём у Пёрселла — когда бас-остинато гармонически не совпадает с верхними голосами, при этом возникают терпкие звучания, так как всё время образуются диссонирующие задержания, разрешающиеся как бы с опозданием.

Несмотря на то что Пёрселл использует модуляции в другие тональности, такое ощущение (оно субъективное), что он всегда вращается около одного центра, что создаёт немного сумрачный колорит звучания.

Уже с первых тактов внимание захватывает своеобразное мелодическое развёртывание, где постоянно используются широкие интервалы, скачки на диссонирующие тоны, синкопированный ритм на сильных долях. Пожалуй, такое преобладание диссонансов и формирует уникальный стиль музыки Пёрселла.

Иногда кажется, что придумал для себя некоторые пёрселловские принципы работы с материалом, которых, может быть, и нет, а я их дофантазировал уже с позиций нашего времени.

— Как вы считаете, как меняется со временем восприятие того или иного опуса? Недавно мы говорили с Курляндским о Моцарте, и он высказался в том духе, что аутентичное ощущение старинной музыки более невозможно, ведь его слушает человек с современным сознанием. Получается дорога в оба конца — мы точно так же меняем музыку прошлых эпох, как и она меняет нас. А что по этому поводу думаете вы?
— Пожалуй, соглашусь с этим. Аутентичное ощущение старинной музыки невозможно ещё и потому, что записей исполнения нет. Мы никогда не слышали, как действительно исполняли старинную музыку в то время, когда она создавалась.

Сегодняшняя школа аутентичного исполнения является наброском, чистым умным предположением, основанным на трактатах того времени. И мы точно изменили отношение к старой музыке (вот если бы возможно было для подтверждения этого спросить человека из того времени). Я не уверен, что эта музыка хорошо исполнялась в своё время с позиций нашего времени.

Мы не только меняем музыку прошлых эпох, мы каждый раз изменяем отношение к любому новому произведению. Музыкальное произведение — это чистая форма, осмысленный набор звуков. Здесь нет эмоций, чувств (в принципе это не возможно ни в одном произведении), а только фиксация определённого стиля мышления, которое помогает слушателю (и самому композитору) возобновлять, собирать вокруг себя в момент прослушивания (или просматривания партитуры, что гораздо проблематичнее) определённый ход мыслей и как бы воссоздавать внутри себя некую целостность, собирать своё человеческое существо в единое целое, и уже только после этого у слушающего появляются определённые эмоции и чувства, в которых закрепляется собранное состояние.

Я думаю, что если бы Пёрселл услышал свою оперу «Дидона и Эней» в исполнении Arts Florissants и Вильяма Кристи, то это изменило бы его отношение к своей музыке и существенно повлияло на всё его последующее творчество после этой оперы.

— Как вы думаете, почему композиторам ХХ века было интересно переписывать Пёрселла? Зачем, например, Бриттен сделал свою версию «Дидоны и Энея»? Как вы относитесь к его варианту оперы?
— Трудно сказать. В случае с Бриттеном можно предположить, что он таким образом совершал приношение своему гениальному предшественнику.

Ведь после Пёрселла практически не было английских композиторов такого уровня, как он. А потом, Бриттен — оперный композитор. Внутренние принципы, на которых строится опера, всегда легче постигать, когда непосредственно начинаешь работать с этим материалом.

Наверно, Бриттен в какой-то мере таким способом изучал оперное ремесло. Может быть, он решился на это, потому что его самого стали воспринимать как одного из заметных английских композиторов после Пёрселла.

И вообще, такая практика давно существует — когда композиторы редактируют, переписывают, дописывают чужие произведения. Бриттен, судя по всему, был таким «историком», поэтому ему была интересна подобного рода работа.

К его варианту пёрселловской оперы «Динона и Эней» отношусь прохладно, тем более что он туда что-то добавлял, чего там изначально не было.

Я не слышал бриттеновский вариант оперы, но смею предположить, что Бриттен в духе своего времени выписал все basso continuo, нарушив самый главный нерв в старинной музыке — сиюминутную импровизационность в заданных рамках, что придаёт драйв живому исполнению.

Сегодня музыканты, специализирующиеся на игре старинной музыки, стараются овладеть импровизацией на бас, тем самым приближаясь к аутентичности.

— Мне показалось символичным, что Майкл Найман стал известным именно благодаря Пёрселлу — его «Реквием футбольным болельщикам», вошедший в фильм «Повар, вор, его жена, её любовник» и ставший в нём одним из главных (не только музыкальных) лейтмотивов, является переделкой одной из частей куда как менее известного широкой публике пёрселловского «Короля Артура». Барокко здесь смыкается с минимализмом. Почему опус Наймана стал столь популярным и почему мало кто, слушая его, вспоминает о Пёрселле?
— Дело в том, что минималисты, особенно те, которые пишут музыку к фильмам, часто используют прототипы из предшествующих эпох, в частности из барокко.

Найман взял элементы пёрселловского стиля, чтобы у зрителей возникло ощущение прошлого, что для фильма Гринуэя как раз более всего подходит.

Найман сделал музыку ближе к року, чем к Пёрселлу, поэтому для массового слушателя, тем более посмотревшего фильм, это гораздо ближе, чем аутентичная пёрселловская музыка, от которой отталкивается Майкл Найман.

Думаю, что после Наймана прослушивание оригинала для многих слушателей будет скучноватым, потому что в музыке Пёрселла нет прямолинейности, свойственной минимализму Наймана, в ней всё ненавязчиво и утончённо.

— Не очень понял про «близость к року», можете пояснить? Как рок смыкается с минимализмом, в противостоянии с барочностью?
— Я имею в виду чёткий вдалбливающий ритм, гармоническую основу (квадрат). Как раз минимализм и рок не противостоят барочности, а, наоборот, барокко является источником для них.

— Пёрселл как-то повлиял на ваше собственное творчество?
— Можно сказать, да. Конечно, совсем не по стилистике и технике письма. Скорее всего, меня захватил колорит, саунд музыки Пёрселла. Такое перетекание одной звучности в другую.

То, что для Шуберта было непосредственным прошлым, неразрывной цепью, в которой он сам следующее звено, для Шумана уже стало историей, качественно отличающимся временем. На композитора Антона Светличного музыка романтиков почти не повлияла (больше скорее повлиял Малер, о котором Антон говорил прошлой осенью). Тем интереснее проследить за чистым размышлением, к которому не примешиваются никакие субъективные моменты. А если и примешиваются, то в самой минимальной степени.

Когда я услышал пьесы Пёрселла для разных составов виол да гамба (4, 6, 8), мне захотелось написать что-то в этом духе. Как раз подвернулся состав из 12 альтов в Екатеринбурге — написал «Антем памяти Генри Пёрселла».

Ещё очень сильное воздействие на меня оказал диск с музыкой Пёрселла в исполнении Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге. Там записаны самые лучшие и показательные произведения Пёрселла, на мой взгляд. Чего стоят только антемы на смерть королевы Марии! Под воздействием этого написал, например, Sob Out для квартета кларнетов (или саксофонов).

Можно сказать, что музыка Пёрселла подарила мне внимание к звукоизвлечению. Я стал пристальнее вслушиваться в движение длинного звука. Посредниками здесь выступили именно услышанные записи аутентичного исполнения музыки Пёрселла.

Может быть, сама манера исполнения повлияла на меня больше. Кстати сказать, не только музыки Пёрселла, но и других старых композиторов. И всё это как-то замкнулось на музыке Пёрселла.

— А вы можете привести примеры влияния Пёрселла на других современных композиторов?
— Честно говоря, не знаю. Как-то не интересовался этим вопросом.

— Какие сочинения Пёрселла кажутся вам важнее и почему — оперные или инструментальные?
— Трудно так сразу сказать, потому что Пёрселл проявил себя в разных жанрах.

Безусловно, Пёрселла можно назвать одним из самых значимых оперных композиторов в истории музыки, но при этом в его операх рассыпаны самодостаточные замечательные инструментальные жемчужины.

Его инструментальная музыка притягивает своей неординарностью работы с ритмом, фактурой, тембром, идущими от английского слова. Пёрселловские хоровые и вокально-инструментальные антемы являются уникальными по мелодическому и инструментальному сочетанию.

Пожалуй, из всего наследия Пёрселла отдам предпочтение именно вокально-инструментальным произведениям Пёрселла.

— Почему Пёрселл кажется вам (если, разумеется, кажется) современным композитором?
— Современный — значит созвучный настоящему времени, отвечающий на зов времени. В музыке Пёрселла есть много такого, что не заболтано и звучит нетривиально, свежо, ново. Даже хорошо, что музыка Пёрселла не настолько часто исполняема, чтобы превратиться в необязательный фон повседневной жизни, как музыка бедного Вивальди или многие произведения И.С. Баха.

Совершаемое по отношению к творчеству этих композиторов можно назвать культурным убийством, которое уже произошло, например, в отношении «Джоконды» Леонардо да Винчи. Толпы народа из разных стран мира идут к «Джоконде» в Лувр, но они не видят этой картины.

Парадокс в том, что сверхпубличность умертвила восприятие «Джоконды» как физически (оградив картину от свободного взгляда расстоянием, так как приблизиться к картине нельзя менее чем на 10—15 метров), так и духовно (неимоверная болтовня вокруг картины и самого Леонардо почти уничтожила для обывателя непосредственное, незашоренное восприятие шедевра аналогично тому, как многократное трение стирательной резинкой с каждым разом уничтожает написанное на бумаге).

Картина в лучшем случае существует теперь только для избранных служителей музея, реставраторов и искусствоведов. Для всех остальных она, боюсь, скрыта надолго (для моего поколения — навсегда). Чтобы произошло её возрождение, о «Джоконде» нужно на время забыть.

То, что о музыке И.С. Баха забыли в своё время на 100 лет, спасло наследие этого композитора для нашего времени.

Музыка Пёрселла интровертна, в ней много скрытых исключительных, характерных только для стиля композитора деталей, что заставляет вслушиваться в эту музыку именно сегодняшним перегруженным ухом. «Туманность», многослойность этой музыки сохраняет её от разрушения при восприятии, слава богу, и делает притягательной для сегодняшних слушателей, готовых пробираться сквозь «внешние» преграды пёрселловского стиля. Музыка Пёрселла не является мейнстримом, что позволяет ей быть современной до сих пор.

— Правильно ли я вас понимаю, что мейнстрим не может быть современен, почему?
— В определённом смысле мейнстрим является модой. Но это только обёртка, которая усыпляет сознание современного человека. На человека обрушиваются потоки информации, событий, которые необходимо осмыслить, но в захватывающем и перемалывающем мейнстриме нет места для этого.

Мейнстрим только всасывает, приклеивает ярлык и выплёвывает в забвение. Мейнстрим впускает только внешне шокирующее или гламурное, но в нём нет неспешности, сосредоточенности, глубины восприятия.

По крайней мере я так для себя рассматриваю это понятие. Попадающий в мейнстрим постепенно становится «живым трупом». Я понимаю современное как наиболее полно отвечающее на вызовы сегодняшних процессов.

Творчество Пёрселла как раз способно схватить всю сложность этих процессов и стать ключом для их восприятия и осмысления. Слушая музыку Пёрселла, открываешь для себя наиболее простой путь для понимания действительности. В этом и есть современность музыки Пёрселла.

— А как бы вы описали современный мейнстрим? Что сейчас можно «носить» в музыке?
— Музыкальный мейнстрим удручает. В Москве большое количество оркестров, но их репертуар очень скудный. Играется одно и то же. Разнообразие исполнителей и очень узкий репертуар на всех. Такое ощущение, что исполнители негласно соревнуются между собой на концертных площадках, исполняя одни и те же произведения Чайковского, Рахманинова, Бетховена...

У высокооплачиваемых солистов один и тот же репертуар из года в год. Это какой-то кошмар. Молодые музыканты подражают звёздам, берутся играть только самые ходовые сочинения, ставшие шлягерами в классике: несколько прелюдий Шопена, Рахманинова, Чайковского, несколько сонат Бетховена...

Я, кончено, утрирую, но по сути так и есть. Российский мейнстрим — это несколько раз пережёванная, проглоченная, отрыгнутая и снова проглоченная репертуарная пища, представленная одними и теми же именами солистов и дирижёров, до тошноты уже примелькавшихся.

Вот уж поистине сбываются пророческие предсказания автора книги «Кто убил классическую музыку», ведь концерты часто формируются не просто из шлягерных произведений классики, но даже из отрывков этих произведений.

Люди приходят уже не на концерт, а на какую-то концертную дегустацию, где можно быстро и в большом количестве «попробовать» мотивчики знаменитых арий и сцен из опер, кантат, симфоний... Поп-индустрия производит бесконечные ремиксы произведений Вивальди, Моцарта, Бетховена и т.д. — такой публичный показательный расстрел классики...

С другой стороны баррикад обосновался доморощенный российский минимализм, сделанный по рецепту американского первоисточника. Никуда не делись производители сочинений большого «почвенного» советского стиля в бесконечных симфонических и хоровых жанрах.

Всё это наваливается какой-то глыбой и задавливает любое проявление нового. Недавно в одной из телепередач сообщили в очередной раз, что в России лучшее музыкальное образование в мире. Обыватели тешат себя этой мыслью и все одним большим стадом бегут в пропасть...

Вот это сегодня и есть мейнстрим в России.

— Что нужно сделать для того, чтобы репертуарная ситуация в стране выровнялась и стала более адекватной времени и месту? Возможно ли такое выравнивание?
— Ещё год назад я бы ответил, что возможно, но сейчас скажу, что в ближайшие годы ничего не изменится. Основываюсь на своём личном опыте организации фестивалей и концертов новой музыки.

На государство сегодня надежды нет, на частные инициативы бизнеса — тем более. Чиновники, подписывающие гранты, не готовы долгосрочно поддерживать начинания в области современной академической музыки.

У них, судя по требованиям отчётности, палочная система — всё исчисляется количеством слушателей на концертах. А то, что слушателей нужно воспитывать ещё с начальных классов обучения, нужны серьёзные программы массового обучения музыке, как общей математике например, — об этом никто не собирается думать.

Чтобы репертуарная политика изменилась, необходимо, чтобы хотя бы требования по исполнению новой музыки при получении государственных грантов оркестрами выполнялись.

Но оркестры этого не делают. Нет системы, при которой учитывались бы интересы композиторов. Государство кивает на Союз композиторов, но эта организация себя исчерпала и находится в глубокой предсмертной агонии.

Это показал последний съезд Союза композиторов. Здесь в миниатюре дублируется принцип российской государственной власти, судя по процедуре выборов председателя союза. Инициативы исполнителей, готовых играть новую музыку и сотрудничать с ныне живущими композиторами, также остаются без внимания кого бы то ни было в государстве.

Замкнутый круг неразрешимых проблем. И главные трудности не в денежных средствах, а в головах большинства людей и чиновников. Недавно группа композиторов предложила Министерству культуры РФ хорошо продуманную систему взаимоотношений всех участников современного музыкального процесса, при которой патовая ситуация могла бы сдвинуться с мёртвой точки.

Композиторы предложили так называемую стратегию развития новой музыки в России для рассмотрения, но никаких сигналов с властной стороны не последовало. Власть не собирается вступать в диалог.

Деятельность современных композиторов в области экспериментальной музыки презираема и дискредитирована со всех сторон. Что остаётся? Делать что делаешь без каких-либо надежд на кого бы то ни было.

— А что происходит в Союзе композиторов? Ведь мало кто в курсе…
— В союзе ничего не происходит, в том-то и дело.

— Олег, но ведь и Пёрселл не состоял ни в каком музыкальном союзе. Может, они и не нужны вовсе?
— Союз в том виде, в котором он сохранился с советских времён, не нужен. Даже вреден. Старый союз выстраивался на советской идеологии. Сейчас ничего этого нет, поэтому и не работает ничего.

Мало того, формальное существование этого союза только расфокусировывает внимание общественности к композиторскому творчеству и вводит в заблуждение. Государство формально откупается мелкими подачками из бюджета, чтобы потом в отчётах говорить, что в стране есть композиторы, у которых свой профессиональный союз, который поддерживает своих членов.

А в союзе нет системы для обеспечения нормального процесса. Какие-то средства спускаются на союз каждый год для так называемой закупки произведений, но об этом знают только приближённые к руководству союза.

Сколько случаев мне коллеги рассказывали, что случайно попадали на «распил» скудных денег от министерства культуры. При этом никто не следит, что покупается, ведь это формально на бумаге.

Министерству наплевать, что композиторы просто гроши «распилили», а отдачи для общества никакой, ведь никто не слышит эти купленные государством произведения, поэтому покупкой это с натяжкой можно назвать. Эта советская система, по сути, давно уже развалилась (остался только «разлагающийся труп» организации), но новую никто не хочет создавать на уровне Министерства культуры РФ.

Предложения по созданию новой системы, как я уже говорил, от группы молодых композиторов поступили...

Если бы не было ничего, то легче было бы создать что-то совсем иное, чем сейчас имеем. Гораздо труднее выходить с предложениями, когда сегмент, отведённый на современную академическую музыку, формально занят старым союзом.

Прискорбно, что до сих пор не появилась система, в которой исполнители составили бы с композиторами единое целое со взаимными стимулами сотрудничества. Без интеграции с исполнителями ничего работать не будет. Стимулировать необходимо не только труд композиторов, но и желание исполнителей играть созданное композиторами.

Новую систему взаимоотношений композиторов в социуме надо создавать. Последние пять лет я пытался на своём уровне что-то изменить: инициировал фестиваль «Другое пространство», создал ансамбль «Галерея актуальной музыки», организовал много концертов.

На основании этого опыта могу сказать сейчас, что без системной финансовой поддержки государства ничего не заработает. О частной поддержке в нашей стране бессмысленно сегодня говорить. Для этого государством вообще не создано никаких условий и стимулов бизнесу.

— Как же была устроена композиторская жизнь в эпоху Пёрселла — без творческих союзов и т.д.?
— Важную роль во времена Пёрселла в устройстве всех аспектов жизни играла церковь, в искусстве — тоже. Как мы помним, католическая церковь вообще заменяла государство, без одобрения папы не заходили даже на престол.

Пёрселл долгое время работал органистом, пел и писал для церковного хора. Он был встроен в церковный обиход. Также его жаловали при дворе, он написал много придворной музыки. Заказчиком, можно сказать, было государство в лице церкви и двора.

То есть если транспонировать уклад во времена Пёрселла на наше время, то этим сейчас на Западе занимаются созданные государством разного рода специальные институции для поддержки композиторов, исполнения новой музыки...

У нас ведь была целая государственная программа в советские времена, она соответствовала государственному устройству страны, поэтому действовала.

Для того времени союзы были реальной работающей системой поддержки композиторов и продвижения их музыки. Но сейчас всё изменилось, а каркас прошлой системы остался.

Или его нужно наполнять новым содержанием, учитывающим все нынешние реалии государственного и общественного устройства, или нужно закрывать союз и создавать совершенно новые организации, занимающиеся продвижением современной академической музыки.

Надо соответствовать времени, а не цепляться за прошлое, тем самым обрекая целые поколения на бескультурье. Именно государство должно взять на себя ответственность за построение новой системы, то есть для начала должен начаться диалог чиновников министерства культуры с теми из профессионального композиторского и менеджерского сообщества, кто уже что-то делает в области академической музыки.

— Есть ли какие-то пересечения между эпохой барокко и нынешними временами?
— Как-то мало что общего нахожу.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко






 

Новости

IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.
На площадке IPQuorum.Innovation обсудили вопросы управления объектами интеллектуальной собственности
На коммуникационной площадке IPQuorum.Innovation, действующей в рамках выставочного пространства инфраструктуры IPChain на форуме «Открытые инновации 2018», прошел ряд мастер-классов, посвященных актуальным вопросам, касающимся управления объектами интеллектуальной собственности.
Как развивалась музыкальная индустрия

40 лет продаж в одной инфографике
Музыкальная индустрия видела немало перемен. В свое время виниловые пластинки уступили место кассетам, которые быстро исчезли под напором CD-дисков, а доходы музыкальной индустрии все росли. Росли, пока цифровые технологии не поменяли правила игры. Анализ четырех десятилетий развития музыкальной индустрии – это замечательная возможность проследить не только рост и падение продаж музыкальной индустрии, но и заметить ключевые перемены в технологиях и в поведении потребителей.

В рамках форума «Открытые инновации» IPChain откроет коммуникационную площадку IPQuorum.Innovation
С 15 по 17 октября на площадке будет проходить серия мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в интересах цифровой экономики.
НП «Викимедиа РУ» запустило Ресурсный центр «Открытое наследие»
24 сентября в рамках 6-й международной конференции НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование» был впервые представлен профессиональному сообществу проект «Открытое наследие» НП «Викимедиа РУ». На секции «Далёкое близкое. Горизонты открытого доступа» о новой инициативе партнёрства рассказала координатор проекта Наталия Трищенко.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.