Подписаться на обновления
16 июняВоскресенье

usd цб 64.4326

eur цб 72.6993

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  среда, 9 сентября 2009 года, 09:38

Олег Кулик: «Юродивые художники спасли духовность…»
Олег Кулик рассказывает о своём проекте «Пространственная литургия № 3»


Олег Кулик // Фото: Николай Кириллов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







В рамках III Московской международной биеннале современного искусства художник, а теперь и куратор Олег Кулик покажет проект «Пространственная литургия № 3». О том, как кризис влияет на искусство, Кулик рассказал «Часкору».

Один из самых известных современных российских художников, запомнившийся публике в образе «человека-собаки», представляет на III Московской биеннале современного искусства свой новый проект суперперформанс «Пространственная литургия № 3».

С этим проектом Кулик собирается вернуться в искусство, куда не намерен был возвращаться. В интервью «Часкору» художник рассказывает о своём видении перспектив российского перформанса, о том, как его изменила поездка в Монголию, о том, как отражается на искусстве экономический кризис.

— Вы делаете «суперперформанс, субъективный рассказ об искусстве последних сорока лет». Как, на ваш взгляд, искусство на протяжении этих лет менялось? Что оказалось способным объединить этот довольно длительный промежуток в одном художественном акте?
— Послевоенное искусство очень сильно изменялось, радикально переоткрывая себя для себя. Искусство в России в этот период как бы родилось заново.

«Первый авангард» растворился в социалистической реальности, после войны появился «второй авангард».

В парижском театре Шатле идут премьерные показы «Вечерни Девы Марии» Клаудио Монтеверди, поставленной к столетию Дягилевских сезонов. Художник этого юбилейно-богоугодного мероприятия Олег Кулик, превративший действие в литургию, обещает создать новую религию…

В 50-е годы из тюрем и лагерей вернулись люди, помнившие Лисицкого, Малевича, Татлина. Они стали развивать «чистое искусство», не вступавшее в коммуникации с социальной реальностью.

Уже в 1970-е появились художники другого типа, не желавшие строить искусство на жёсткой конфронтации с жизнью, — стало развиваться направление соц-арта. Художники брали образы, которые предлагала им реальность, но воспринимали её иронично.

К 80-м сформировался московский концептуализм, который занимался вопросами чистой эстетики, но в рамках той эстетики, которая была вокруг. Советским символам они придавали чисто эстетическое значение. Никакого политического или религиозного подтекста там не было.

В 90-е годы появилось поколение диких художников, московский радикальный акционизм. Все системы рухнули, многие известные представители современного искусства эмигрировали, остались молодые и глупые. Им ничего не оставалось, как орать.

Как сказал как-то Анатолий Осмоловский, «после постмодернизма остаётся только орать». Появилось искусство дикое, уличное. В нулевых годах сформировались западные институции — галереи, круг покупателей произведений современного искусства, аукционы, ярмарки.

Сейчас пора осознать, в чём был смысл всех изменений, что осталось в результате многих и многих художественных действий на протяжении этих десятилетий. Как оказалось, всех художников, помимо картин, скульптур, живописи, видео, объединяет живое действие — перформансы.

— Что это было за живое действие?
— Почему художники выходили на улицу, предпочитали делать трудные, скандальные, часто болезненные перформансы, которые не давали никакой прибыли, не производили никакого продукта, товара?

Новой выставкой в парижской галерее Рабуан-Муссьон постконцептуалист Олег Кулик подводит итоги акционистского периода своего творчества. К 180-летию графа Толстого мэтр российского арта, проникший в сны человечества, объяснил смысл своей инсталляции «Лев Толстой и куры». Кулик никогда не скрывал своего восхищения и преклонения перед Львом Толстым. Философские идеи писателя, образ его жизни давно вдохновляют Кулика. Инсталляция Кулика «Лев Толстой и куры» произвела фурор на недавней ретроспективе Кулика в ЦДХ, а затем была куплена французским музеем города Нанта. Мы публикуем эссе художника, в котором он объясняет, зачем живые куры гадят на голову мёртвого классика…

Это и были самые интересные моменты, когда художник решал вопросы за общество. Главный вопрос современного художника — чем он занимается, для чего его искусство служит, какие оно эмоции вызывает у зрителя. Связывает разных художников, разные поколения вытесненное в подсознание если не религиозное содержание, то почти духовная практика, сродни юродству.

Художественная практика, показывающая несерьёзность реальности, разбивающая трагическую серьёзность, ужасы, страхи.

Мне показалось, что если взять все перформансы, сделанные при разных обстоятельствах, с разными эмоциями, но объединённые тем, что это было тело художника, и переснять, перевести в игру светотени, то мы получим один непрерывный перформанс, раскрывающий все стороны жизни человека: и роды, и смерть, и распятие, и политику, и личное, и метафизическое.

Главное — неразделённость этой литургии. Соединить его в одном пространстве — дать понять и зрителю, и художнику, что это не отдельные случаи, эксперименты, которые кого-то шокируют, кого-то пугают, что это искусство.

Прежний перформанс — антиэстетическая деятельность. Если западный перформанс носил антисоциальный, сугубо протестный характер, то русский перформанс имел налёт экзистенциальный, это была попытка просто выжить в этом мире, не задохнуться.

Поэтому у него есть шансы выжить, сместив акцент в сторону эстетики, почти магии.

— В вашем перформансе есть ирония?
— Чувство юмора — это то, что отличает божественное сознание от любого другого. Ирония там есть, некоторая доля нежного юмора.

Перформансы, которые мы воспроизводим, часто производились на грани жизни и смерти, это было создание какой-то своей, магической реальности. Игра света и тени — это в каком-то смысле само по себе ироничное действие, за ним скрывается живой человек, живой контекст, однако свет и тень — чистая эстетика, свободная от идеологии.

И в этом смысле русский перформанс рождается только сейчас. Прежний перформанс — скорее шаманическая практика, как справиться с этой реальностью, преодолеть его. Искусство соц-арта — это было искусство из подполья, некая плесень…

Русское искусство последних сорока лет не было искусством в чистом виде. Слишком много было в нём идеологии.

Ещё в самом начале авангарда Малевич ходил в комиссарском пиджаке, Шагал в Витебске если не расстреливал инакомыслящих, то краски, точно известно, отнимал. То же самое и с современным русским перформансом.

Ну почему художник бегает по улице и кусает людей за задницы? Почему художник себя распинает, почему рубит иконы или тонет в пруду? Это всё просто идиотизм.

И одновременно абсолютный дзен — потому что это оживляло реальность. Знаете, что являлось реабилитацией моего перформанса «человека-собаки»? То, что ни один человек, который меня видел, не вспомнил, что я был голый (я имею в виду тех зрителей, которые видели меня вживую, а не в записи).

Это был опыт восприятия другого, и вследствие такого действия меняешься сам.

— Вы изменились тут, изменялись после поездки в Монголию. Много ли было в вашей жизни подобных изменений?
— Не так много. Но они были окончательны и бесповоротны. Меньше всего в своей жизни я мечтал быть человеком-собакой. Это был проект ухода из искусства.

Выставка в Центре современного искусства, посвящённая переменам после падения Берлинской стены, говорит устами своих посетителей: «В Германии стена рухнула, а на обломках СССР выросло множество стен».

После расстрела парламента, после того, как я ушёл из галереи «Риджина», я хотел улавливать реальность, хотел, чтобы искусство не закрывало жизнь от людей…

Когда я укусил человека за задницу, меня сразу увидели. Но это была идея не художественного проекта, а идея ухода из культурного пространства. Тогда я себя ощущал художником, которого никто не видит.

Если ты думаешь, что ты одетый, а ты голый, то это иллюзия, если художника никто не видит, то он как художник тоже иллюзия, — так я тогда ощутил.

— Сколько раз можно прощаться с искусством? Вы прощались с искусством с помощью перформанса «Человек-собака», после Монголии вы говорили, что больше искусством заниматься не будете…
— Не совсем так. Я уехал в Монголию с желанием измениться, это было прощание с прежней жизнью. Огромное путешествие, которое с перерывами длилось пять лет, меня очень сильно сбалансировало.

Я хорошо знал Запад, мог сравнивать достаточно обоснованно нашу жизнь и европейскую, а Восток находился где-то на периферии сознания. Потом огромный мир Востока сожрал и Запад, и Россию.

Я понял, что наш мир — наследник великих традиций, которые часто пресекались, как-то развивались…

После Востока для меня исчез безусловный авторитет Запада. Меня перестали мучить страхи, что я это не понимаю, то не понимаю…

С другой стороны, появилось грустное чувство одиночества, чувство, что, если я не решу какую-то проблему, никто мне решение не подскажет, не спасёт. Мне очень не хотелось возвращаться. Один лама посоветовал не убегать от реальности, но посоветовал, как правильно воспринимать реальность: как будто всё имеешь, но ничего нельзя трогать, потому что оно всё нереально.

Но если прикоснёшься даже в мысли, то возникает дисбаланс в жизни, нарушение гармонии, травмы. Если следовать этому подходу, то ты выключаешься из этой реальности.

А для Бога всё происходящее — одни тени. Убивают ли, распинают, любят, ненавидят…

Для Бога заноза в пальце у кого-то и Вторая мировая война — абсолютно одинаковые явления. Не надо воспринимать мои слова как цинизм: это взгляд духовный, но психологически не очень комфортный.

Слишком велика становится степень ответственности. К примеру, перформанс упирается в самого человека, не в то, что он делает, а что собой представляет.

Сейчас сложилась ситуация богемы, когда чем хуже, тем лучше. В 80-е годы часто говорили, что «хороший художник не может быть хорошим человеком». На самом деле он может не быть хорошим человеком, не знаю, но он должен понимать, каков мир на самом деле.

— Переживания, полученные в пустыне Гоби в Монголии нашли отражение в этом проекте?
— Нашли, хотя бы в том, что я всем этим занимаюсь, не делаю свой индивидуальный проект, а обращаюсь к истории, к культурному контексту, мне действительно интересно состояние атмосферы, среды в целом.

Эта среда состоит из вещей, которые я хорошо знаю, которые являлись некими вехами времени, вокруг которых велись оживлённые дискуссии.

Как их было сохранить? Собрать архивно? Но перформанс умирает в тот момент, когда он заканчивается. Остаются только воспоминания. А воспоминания — это тени. Я не знаю, что останется от современного русского искусства через пятьсот лет, думаю, только тени.

Если останется этот перформанс — те же тени, то он, скорее всего, даст ключ потомкам для понимания искусства нашего времени. Нас не интересует идеология, которой руководствовался тот или иной художник, — лишь форма пятна, тени, отбрасываемой предметом.

Это и есть, как я думаю, буддистский подход. Когда лежишь в пустыне, вокруг — чёрная выжженная земля, и везде горизонт, и только один ты. Всё остальное — воспоминания, фантазии…

В пустыне Гоби мы провели три дня без проводника, который куда-то ушёл, пропал. За эти три дня каждый из нашей группы попрощался с жизнью, перед глазами прошло всё, что было.

Двадцать лет я занимался перформансами, у меня была шкала ценностей — кто-то был лучше, кто-то хуже. Сейчас я смотрю на них и мне всё это безумно нравится. Мне кажется, что это такие юродивые, которые спасли духовность России, как бы смешно это ни прозвучало.

Под духовностью я понимаю не разговоры о высоком, а реальные действия — попытки людей спасти других от слишком серьёзного отношения к миру. Что такое кризис?

Все объелись, и теперь всех тошнит от обжорства. Все ели эти ценности, не важно, были у вас деньги или не было. Вы же хотели, чтобы ваши дети были богатые и жили на Манхэттене. Значит, мысленно уже ели…

— Ваш перформанс будет проходить в ЦУМе. Насколько уместно произносить все эти слова о кризисе в «храме торговли»?
— Однажды отца Александра Меня спросили о том, почему он доносит свои проповеди с помощью телевизора. Не портит ли их это? Он ответил: «Ну что вы, наоборот, телевизор осветится».

Посмотрите на то, как ЦУМ выглядит: со стороны Кузнецкого Моста это настоящая Кааба, со стороны Театральной — готический храм. Это чистое место силы. И одновременно средоточие класса luxury.

Luxury — жизнь как праздник. Конечно, ты этот праздник купил. Многие художники не понимают, почему я сижу в ЦУМе, они полагают, что правильнее — по чердакам и подвалам.

Но все они продают работы. А кому? Тем же людям, которые приходят в ЦУМ. Мелкие и средние бизнесмены, чиновники не покупают.

С другой стороны, пространство ничем нельзя испортить. ЦУМ — идеальное место, чтобы показать, что даже здесь, даже в низких бетонных потолках можно сделать нечто, что вскроет души людей.

Я уверен, что Москву ждёт незабываемый экспириенс для одних, интеллектуальная работа для других, духовный опыт для третьих. Об этом можно было бы не говорить, но… надо было как-то всё тут размещать.

Мы нашли одного очень могучего мексиканского экстрасенса. Показали ему наши отобранные перформансы, около ста, он стал их анализировать с точки зрения силы.

Мы использовали этот способ, последовательность, им подсказанную, для размещения работ. Получился целый магический лабиринт. Он подсказал размещение коридоров, зеркал, необходимые пропорции, звуки, цвета, последовательность появления тех или иных действий, которые имеют то или иное иньское-янское разрушающе-созидающее значение.

— Вы сказали, что пять лет уже ничего не делаете. Насколько этот перформанс можно считать возвращением к искусству или, скорее, это кураторский проект? Насколько активно будете теперь заниматься искусством, если будете?
— Это возвращение к искусству. Не так интенсивно. Из ближайших планов — создать в Николо-Ленивце на реке Угре, где проходит «Архстояние», проект «Архмолчание». Нам выделяют огромную поляну, и на ней, по задумке, нельзя будет говорить.

— А на что вы жили эти пять лет?
— Заработал на прежних перформансах. Да и потом, мне много не нужно. На метро я не езжу, машины у меня нет, передвигаюсь по городу на велосипеде. А в Монголии жизнь дешёвая, в Индии — ещё дешевле.

— Почему решили возобновить художественную деятельность?
— Появилась цель. Сложилась новая картина мира, сформировалось собственное мировоззрение. В результате путешествий появилось осознание, что такое Восток, что такое Запад — родилось не символическое, а подлинное значение этих понятий и понимание, зачем это всё нужно.

— Как на искусстве отражается кризис?
— Очень хорошо. Художники стали думать не только о каких-то простых стратегиях, которые возникают в ситуации излишества, а о ситуации существования в режиме экономии, когда нет возможности снимать большие залы.

80 художников из 25 стран. Изготовитель оптических обманок Маркус Рец и рядом лондонские трюкачи братья Чепмен, глубокомысленный индус Аниш Капур и строгая сербская женщина Марина Абрамович. А на закуску — волшебный Спенсер Туник…

Сами заказчики начинают задаваться вопросами: «А то ли искусство мы покупали? А то ли искусство нам представляли? А что это был за период?»

Сейчас, когда ресурсов станет меньше, все задумаются о том, как жить дальше. Возникнет серьёзное рыхление почвы, никто не будет принимать вещи как должное.

Общество потерялось, утратило ориентиры. Это вызов для искусства. И возможность взглянуть на мир с точки зрения тени. Кризис есть избавление от унификации. Искусство перестаёт быть производственной базой дорогих вещей.

— Это понимание присутствовало и в тех вещах, которые вы воспроизводите в своём перформансе?
— Нет, это вещи наименее ангажированные. Наша инсталляция рассчитана на непосредственное впечатление. Хотелось бы увидеть тут зрителя, который придёт и что-то почувствует, а не начнёт анализировать или оценивать рыночную стоимость этого проекта.

Наш перформанс — то, что будет происходить со зрителями. Они тоже будут возникать в виде теней. И у них появится возможность выбора: то ли я такой же идиот, юродивый, как эти художники, и я могу ассоциироваться с их творениями, то ли я случайно попал в эту компанию.

Зеркала и плёнки играют магическую роль, воздействуют эмоционально, психологически, эстетически. В них будет отражаться и театр теней, и живые посетители. Мы попытаемся вызвать у зрителя понимание, что всё иллюзорно, что нет настоящего, нет прошлого. Что есть только игра.

Беседовал Николай Кириллов




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

17.05.2019 19:00, izbrannoe.com


Леони Нойман и Александр Лабас

Любовь на сломе эпох

В 1931 году фотограф из Германии Леони Нойман, выпускница Баухауса, приехала в Советский Союз, а четыре года спустя познакомилась с художником Александром Лабасом и вскоре стала его женой, оставшись в СССР навсегда. У обоих за плечами было драматическое прошлое, а впереди — неясное и даже опасное будущее. Нойман несколько лет активно работала в СССР как фотограф, однако до сих пор ее работы мало известны даже специалистам. Ее история — это классический сюжет «художник и его муза». С разрешения редакции журнала GARAGE Russia «Артгид» перелистывает сегодня страницы этой истории, начало которой пришлось на самые мрачные для искусства советского периода времена.

30.04.2019 19:00, Екатерина Алленова, artguide.com


Мы ждем перемен

Современное искусство, которое меняет жизнь к лучшему

В наше время искусство — во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?

07.04.2019 19:00, Элина Багмет, artchive.ru


«Сын человеческий» Магритта

Он творил магический реализм

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

01.04.2019 19:00, Снежана Петрова, diletant.media


Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты — все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?

31.03.2019 19:00, Анна Сидельникова, artchive.ru


Анатомия реальности

Ренессанс и границы искусства

Именно Ренессанс придумал тип интеллектуала, добивающегося успеха в разных областях знания: точных науках, архитектуре, инженерии, изобразительном искусстве и параллельно работающего над организацией городских празднеств и придворных спектаклей. И сегодня, каждый раз когда нужны аргументы в пользу очередного ухода искусства в какие‑нибудь сугубо прикладные области, мы вспоминаем homo universalis.

24.03.2019 19:00, Сергей Хачатуров, iskusstvo-info.ru


Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова

История любви в картинах

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.

25.02.2019 19:00, artchive.ru


Музы Пабло Пикассо

Недолгие романы и супружеские отношения

Для самого «дорогого» художника в мире – Пабло Пикассо – женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

19.02.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Фрида Кало и Диего Ривера

История любви в картинах

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность — с предательством, преданность — с ревностью, любовь — с болью.

17.02.2019 19:00, artchive.ru


Вандалы в российских музеях

Как портят музейные реликвии и крадут ценные экспонаты

Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров. Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах, никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.

10.02.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.