Подписаться на обновления
21 августаСреда

usd цб 66.7840

eur цб 73.9766

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
  четверг, 16 сентября 2010 года, 09:05

Олег Чиркунов: «Я бы хотел, чтобы Пермь называлась инновационной столицей России…»
Губернатор Пермского края о том, как с помощью культуры можно изменить ситуацию в регионе


Олег Чиркунов // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Пермский экономический форум, кажется, впервые в новой истории России выносит вопросы культурного строительства на повестку дня. Культурная модернизация — пермское ноу-хау, ставшее известным по всему миру.

— Какие проблемы кажутся вам в регионе самыми существенными?
— В какой-то мере ситуация в Пермском крае является отражением того, что происходит в России в целом. Проблемы, то и дело возникающие в разговорах о стране, относятся и к Перми: это и наша привязанность к сырьевым рынкам, низкая производительность труда, производство материальных продуктов, а не технологий или знаний. Всё это, как вы понимаете, ключевые проблемы, которые нужно решать не только в Пермском крае, но и во всех остальных субъектах Федерации.

— Можно ли эти вопросы решать с помощью культуры?
— Ну, не только культуры, другие способы тоже имеются. Например, образование. Многие насущные вопросы, стоящие перед Пермью, можно решать через создание кластера высшего образования, выращивания в Пермском крае университета мирового уровня.

В глухом урочище России: книга, изучающая историю Пермского края, предъявляет просто фантастическую реальность. Ну да, скажут, конечно, чего удивляться, если речь идёт о быте управляющего заводами миллионщика Саввы Морозова? А каково было рабочим при таких управляющих?

На сегодняшний день из тридцати федеральных национальных исследовательских университетов в стране два находятся в Пермском крае. Так что для нас высшее образование — тоже точка возможного развития.

Следующая важная тема — сама инновационная экономика. Нужно связать сегодняшние научные кадры, те же университеты, с промышленностью и её непосредственными нуждами. Наши учёные не всегда понимают, какие знания сегодня на мировом рынке являются наиболее востребованными. Из-за этого они не всегда могут вписаться в этот рынок.

Ещё одна задача — это создание комфортной, благоустроенной среды, чтобы люди хотели здесь жить. С этой целью мы создали мастер-план города Перми. Сегодня мы знаем, как наш город должен расти и развиваться дальше.

Не менее важно создать в крае конкурентную среду, в которой будет развиваться бизнес.

— В чём же здесь проблема?
— Например, в том, что у нас огромное количество услуг производится государством. Если сопоставить число работающих на крупных предприятиях, то есть налогоплательщиков, с числом бюджетников, живущих за их счёт, то окажется, что их количество примерно равно. Если к этому добавить, что на каждого работающего приходится примерно по одному пенсионеру, то получится, что один работающий в экономике должен кормить одного бюджетника и двух пенсионеров. А для этого, боюсь, у него кишка тонка.

— Можно ли переломить эту ситуацию?
— Мы стараемся всё больше самых разных услуг отдавать в рынок, например в образовании и здравоохранении. Мы передаём частным компаниям непрофильные услуги по питанию, стирке, уборке, лабораторным анализам и т.д.

Мы начинаем создавать частные медицинские кабинеты. Они становятся теми местами, где может расти бизнес. Так что в этом направлении работа идёт. Поэтому говорить о том, что экономику края мы поднимаем только за счёт культуры, не совсем точно.

— Но пока Пермь называют культурной столицей, а не столицей образования или, скажем, среднего бизнеса…
— Я бы хотел, чтобы Пермь называлась инновационной столицей России. Но до этого пока далеко.

Мы должны ставить перед собой цель, пусть даже трудновыполнимую, и постепенно подтягиваться к ней. Мысли имеют свойство материализоваться, становиться реальностью.

В этой части сегодня культурная жизнь Перми более успешна, чем, скажем, образовательная. Возможно, просто потому, что внешний мир гораздо легче воспринимает новости о культурных событиях, которые всегда на виду.

— Как начинался пермский культурный проект, как сформировалась его идеология? Кому и как пришла эта идея?
— Наверное, основная роль в этом процессе принадлежит двум людям: Сергею Гордееву и Марату Гельману.

— Именно в такой последовательности?
— Есть такая книжка «Хорошее к великому», в ней сформулированы качества людей, способных на великие дела. В ней формулируется, что этим людям безразлично, кто воспользуется результатом их труда…

Пытаться взвесить, кто внёс больший вклад в «Пермский проект» и в какой последовательности, сложно. Сергей внёс больший вклад с точки зрения градопланирования. Когда мы его осуществляли, слово «культура» ещё не звучало. До этого этапа нам тогда было ещё далеко…

Марат пришёл сюда со своей мечтой о создании проекта мирового уровня, такого как «Русское бедное». Это целиком и полностью его идея. И успешность этого первого проекта заложила основу успешности дальнейших шагов.

— Когда вы пришли в здание Речного вокзала на открытие «Русского бедного», какое у вас было ощущение?
— Я могу сказать, какое у меня было ощущение, когда я туда шёл. Я ждал, что сейчас увижу что-то, чего не понимаю, но придётся делать умное лицо.

Когда я пришёл на выставку, то понял, что самое главное даже не в том, что представляло из себя «Русское бедное», а в реакции посетителей. Они были рады, им было интересно. И им не приходилось делать вид, они были искренни.

Ну не может не нравиться «Шарманка» Бродского, если в детстве ездил в Москву на зимние каникулы и видел Кремль в снегопад. Скелеты Флоренских вызывают улыбку. А резиновая «Правда», название газеты, выложенное из автомобильных покрышек…

Как мне кажется, эти ключевые вещи создавали на «Русском бедном» важный эмоциональный фон. Современное искусство в этом отношении уникально. Человек постепенно начинает видеть всё больше и больше, у него начинает формироваться вкус, он начинает делать для себя выводы, что ему нравится и почему, а что не нравится…

— У вас изменилось отношение к современному искусству?
— Наверное, и я за этот период прошёл в своём развитии какой-то этап. Какие-то вещи мне, безусловно, нравятся, что-то оставляет равнодушным.

— Должны ли личные вкусы главы региона влиять на содержание культурной политики края?
— Безусловно, нет. У руководителя региона иное предназначение. Он не может развивать или не развивать то, что ему нравится или не нравится. Он создаёт площадку для того, чтобы другие люди могли на ней самореализовываться. Если исходить из личных интересов главы региона, то спектр этой площадки и этой деятельности будет крайне узким.

Ни в одном из вопросов (в искусстве ли, в архитектуре) глава региона не должен руководствоваться только своими ощущениями. Правила игры должны быть сформулированы исходя из стратегических направлений. Принимая мастер-план города, надо определить: будет он расти вширь или развиваться компактно? С приоритетом общественного транспорта или личного?

На эти и многие другие вопросы надо отвечать на уровне правил. А дальше самым главным оказывается свобода. Вообще, ключевое слово развития нашего региона — «свобода». Я бы хотел, чтобы в Пермском крае жили люди, для которых ключевой ценностью является свобода.

— На какие категории людей вы опираетесь?
— Давайте сначала посмотрим на ключевую развилку: поддерживать слабых или сильных? С точки зрения морали и социальной ответственности надо поддерживать слабых. Это справедливо. Беда в том, что кого ты поддерживаешь, тех и будет больше.

Если поддерживать слабых, то, может быть, перед Богом ты будешь неплохо выглядеть, но когда-нибудь слабых станет так много, что всем станет плохо, несмотря на твою поддержку.

Думаю, всё-таки надо стараться поддерживать сильных, для того чтобы они смогли встать на ноги. Значит, важно выстроить экономику таким образом, чтобы мы в результате смогли оказывать какую-то поддержку и слабым.

Всегда важно правильно выбрать направление. Например, ради кого существует система образования? Ради тех, кто в ней работает? Или ради того, чтобы детям давать качественное образование?

Ответ вроде бы очевиден. Однако, когда принимаешь конкретные решения, выходит, что здравоохранение существует для врачей, а образование, по той же самой логике, для учителей.

Поэтому, отвечая на вопрос о том, на кого сделать ставку и кого поддерживать, никогда не получится на сто процентов провести линию от начала до конца. Но всё же надо стараться делать так, чтобы у нас было всё больше и больше успешных людей. Важно поддерживать их, создавать условия для них. А они будут вытаскивать всех остальных.

— Вы сказали об образовании и здравоохранении. Оппоненты пермского культурного проекта всегда говорят, что это первоочередные траты, на которые нужно деньги пускать. И культура, может быть, забирает деньги у этих категорий, сфер.
— Нерационально истратить деньги можно в любой сфере. В культуре, в образовании, в здравоохранении. Эти отрасли могут серьёзно поконкурировать друг с другом по неэффективности.

Точно так же в культуре можно поставить себе задачу все деньги направить на сельские библиотеки. Что само по себе, может быть, и неплохо. Но желательно понять, кто и сколько в этих библиотеках читает, насколько это финансирование местным населением востребовано.

Идеальный формат — создать условия, чтобы у людей появилась возможность выбора, чтобы они могли выбирать, к какому врачу идти, в какой школе учить ребёнка, какое культурное мероприятие предпочесть. А уже в зависимости от выбора населения и его активности важно перераспределять средства: если деньги пойдут за человеком, то ничего другого делать и не потребуется.

Почему мы возимся с культурой? Какая у нас длинная цель? Уж точно не пиар, который нужен, конечно, но только на определённом, самом начальном этапе.

— Есть ли схожие проекты?
— Я бы провёл аналогию с проектом, который уже давным-давно делают европейцы под названием «Культурная столица Европы».

На это звание претендуют не Лондон и не Париж, а небольшие города. Европа, я имею в виду Европейскую комиссию, им больших денег не даёт. Скорее они дают городу статус, благодаря которому люди начинают раскручивать свои города как центры культуры и этим привлекать туристов. До 10—15 млн человек в год.

Это означает, что культура превращается в отрасль экономики. 15 млн человек — это уже вполне организованная жизнь для сферы общественного питания, гостиничного бизнеса, в какой-то мере для торговли.

Скорее всего, наша длинная цель связана именно с этим. Точнее, у нас две цели. Первое — это сделать жизнь людей более комфортной, насыщенной, чтобы они не мечтали уехать, ведь иначе обязательно уедут лучшие.

А вторая цель — поднять новую отрасль. Когда открывается или запускается новое производство какого-нибудь продукта или сборка автомобиля, даже если это эффективное производство, сколько людей там работает? Тысяча? Пятьсот?

Как-то забывается, что, когда открывается гостиница, там оказывается занято около 300 человек, в двух гостиницах — 500. Представляете, с точки зрения развития экономики региона какое значение имеет туристический трафик?

Надо воспринимать культуру как инструмент для поднятия новых отраслей. Вопрос в том, как это сделать удачно.

— А какие у Перми туристические перспективы?
— Огромные. Как у любого города. Любой город может стать туристическим центром. Вопрос в том, как, каким образом он создаст интерес к себе.

Вспомним Авиньон. Что такого есть в этом городе? Когда я впервые приехал в Авиньон, то не знал о существовании папского дворца, уже потом пошёл посмотрел недостроенный мост...

Ну и что? Достопримечательности исчерпываются одним днём. Зато все знают, что в течение там месяца или двух в Авиньоне есть жизнь. И люди едут туда, так как там интересно.

Главный театральный фестиваль мира! А если бы это был не театральный, а музыкальный фестиваль, если бы это был фестиваль художников или танцоров? Никакой разницы. Главное, что там есть жизнь.

Сейчас мы начали проект «Живая Пермь». И вот представьте себе на секунду, что длиться она будет два-три месяца в году. Поедут сюда туристы?

В этом году на «Живую Пермь» приехали художники из многих городов — это первый сигнал. В следующем году, например, приедет в пять раз больше. К этому надо готовить инфраструктуру, ведь пока город не приспособлен к тому, чтобы принять такое количество гостей…

— Каковы параметры туристического города?
— В год такой город должен принимать примерно столько же, сколько в нём жителей. Нет проблем принять такое количество туристов, если у тебя построена инфраструктура. А если её нет? Нужно её вырастить. Значит, нужно понимать, что если в 2020-м город должен принимать 10 млн туристов в год, то в 2018-м, например, план должен быть в районе 7 млн человек.

— Итак, два месяца в Перми будет идти фестиваль, а потом туристическая инфраструктура будет простаивать?
—А как дела идут в Авиньоне? За счёт чего живёт этот городок? Вы правильно говорите — важно рассчитать расписание на весь год. Идеальный вариант мог бы выглядеть так: два месяца — «Живая Пермь», третий месяц — конференции и спортивные мероприятия, чемпионат мира по кёрлингу.

И это надо расписать на 15 лет вперёд. Так делают все города. Посмотрите на Барселону. У них происходит в день до 300 событий. Самых разных. В разных сферах жизни.

— Им проще, Барселона ведь расположена на перекрёстке всевозможных путей.
— Шарик-то круглый. Между нами, то есть между Азией и Европой, Барселона на краю света. На каком таком стыке путей? Туда лететь можно только специально, там нет пересадки. Куда полетите дальше?

Барселона — тупик. Но они себя так позиционировали. Конечно, климат, море. Но кто там в этом море купается? Никто, а город забит, как у нас электричка. Пройти невозможно! Смогли создать.

Кстати, в Барселоне тоже есть несезон. Подавляющее число туристических центров не могут загрузить себя больше чем на полгода. А на оставшиеся пять месяцев мы готовы поконкурировать с ними по климату…

— Вы были в Бильбао?
— Да, но впечатление от Музея Гуггенхайма оказалось более спокойным, чем от нашего «Русского бедного».

— Он действительно повлиял на экономику Страны Басков?
— Говорят… Я не проверял цифры. Но нельзя говорить, что прорыв в Бильбао осуществил именно музей. Да, музей создал определённый информационный ореол, но в самом музее было, кстати, не так уж и много посетителей.

Бильбао — город, сделанный достаточно комфортно. Есть аэропорт, на который можно посмотреть. Но в Авиньон я с удовольствием поеду ещё раз и ещё, а вот в Бильбао больше не поеду. Не могу сказать, что Бильбао является для нас эталоном... Для нас важны города, которые сами постоянно создают события.

— Вы не думали пойти по пути Бильбао и построить некий архитектурный аттракцион, который оказывался бы основной туристической приманкой? Или людей можно привлекать за счёт чего-то другого?
— Вопрос не ко мне, а к специалистам. По моим ощущениям, более важными для города могут быть постоянно воспроизводимые события.

Какая цель у турпоездки? Едут же ради целого комплекса событий и ощущений. Именно такой, фестивальный, событийный, туризм более интересен и гораздо перспективнее. При этом различного рода украшения в виде архитектурных аттракционов — да, конечно, но только бонусом. Должно быть что-то ещё.

Для того чтобы посмотреть на здание любого из великих архитекторов, не надо уезжать из Европы. Они там уже понастроили всё что могли. Другим возьмём.

— В Москве событий масса. Каждый день приезжают тысячи людей, а при этом город остаётся совершенно не туристическим. Перспективы Москвы в этом смысле более чем проблематичны. Почему Пермь со своими событиями может оказаться туристическим городом, а Москва нет?
— Москва — объективно важный туристический центр. Другое дело, что там больше делового трафика. Зачем столице нужны все эти бедные туристы, когда в ней постоянно тусят ребята с пачками денег, торчащими из карманов, оставляющие в ресторанах принципиально другие суммы.

Что будет делать Москва, когда эти люди перестанут туда ездить, — другой большой вопрос, но сегодня Москва упакована так, что ей не до туристов. Сегодня Москва ест более жирный пирог. Ей копейки не нужны. Но этот тренд может закончиться…

— Мне кажется, он может продолжаться бесконечно. Или вы имеете в виду децентрализацию?
— Да я имею в виду даже то, как меняется моё собственное отношение к Москве… Я её очень люблю, мне в ней комфортно. Но с какого-то времени, приезжая туда, я стал напрягаться. Например, начал ездить на электричке.

В Москве я уже не могу сесть в машину, ибо мне уготованы два варианта. Либо надо мотать нервы на кулак, стоя в пробке, либо полностью напряжённым ехать по встречной полосе. Первое выматывает, а второе я не практикую.

И что? В городе становится всё меньше и меньше комфорта, понимаете? Я точно стал меньше бывать в Москве. Намного меньше, чем раньше.

— Почему вы выбрали городом-побратимом культурного процесса именно Питер?
— Это не мы их, это они нас выбрали. Мы заявились на звание культурной столицы России, они решили этот процесс не упускать. Для нас это интересно: Питер хороший город и по людям, и по настроению.

Москве никто не нужен, она самодостаточная. Удивительно, зачем Питеру мы. Видимо, Питер заинтересован в создании иллюзии конкуренции.

— Именно иллюзии?
— Ну конечно, ведь Питер должен конкурировать с Парижем, а не с нами. Но умные люди в Питере понимают, что для них выгодно завести разговор о конкуренции за культурное первенство: ничем не рискуя, они слегка оживят свою кровь.

— Просто если действительно предлагать такую смычку Питер — Пермь иностранным туристам…
— Вопрос в том, а те ли туристы нам нужны, которые приехали смотреть Эрмитаж? Скорее нет.

— Эрмитажи есть по всей Европе, есть Лувр, Прадо, а в Перми есть что-то такое, чего нет в Европе, Питере?..
— Если мы про события, то это «авиньонская ситуация». Надо думать и смотреть, какую картинку мы действительно создаём.

— Как это выглядит с точки зрения экономического проектирования? Ведь фестивали очень медленно деньги отдают. Надо какое-то количество лет вкладывать, пока они не становятся данностью, которая для всех очевидна.
— Возможно… А может быть, напротив, в культуру сегодня выгодно вкладывать деньги. На самом деле не так уж дорого всё это стоит, даже если сравнивать, к примеру, с профессиональным спортом.

Скорее основные деньги мы потратим на инфраструктурные объекты: на аэропорт, музей, театр. Хотя театр и аэропорт надо строить в любом случае, иначе мы их просто потеряем. Новое не создадим, а потеряем то, что есть. И это достаточно серьёзные инвестиции, хотя по сравнению со стоимостью дорог — сущие копейки.

— Вы начали говорить про новые театр и аэропорт. Как пермский культурный проект должен развиваться в перспективе?
— Постепенно культурный проект должен перейти в параметр числа туристов, приезжающих в город. Вот дальняя стратегическая точка, пока выглядящая как мечта.

Важной вехой на этом пути должен стать проект «Культурная столица Европы». Не знаю, на какой это выпадет год, 2016-й или 2020-й, не так важно…

Обратным отсчётом надо ставить себе задачу расписывать каждый месяц, каждую неделю, каждый день событиями и обсуждать, как это можно заполнить, что заполняется без нашего финансового ресурса, а что с нашей помощью.

Пока целиком всё это не прописано, но мы уже вплотную подошли к тому, чтобы начать заполнять десятилетний план.

— Какова методика?
— Всё просто. 2020 год. Пять миллионов туристов. Значит, у нас за 12 месяцев должно пройти сколько-то мероприятий, на которые должно приехать столько-то народа.

Создание Пермского государственного музея современного искусства стало одной из главных художественных новостей високосного года. Его дебютная выставка «Русское бедное» прозвучала на всю страну. Главный московский маршан Марат Гельман со товарищи совершил прорыв, о котором, кажется, никто и не мечтал, открыв в полузаброшенном Речном вокзале, монументально стоящем на берегу Камы, настоящий, активно действующий центр современной культуры. Ничуть не хуже какого-нибудь «Гаража», между прочим. Что значит этот музей для столицы Пермского края, оценить пока трудно. Однако замах на формирование у пермяков нового самоощущения воодушевляет даже самых отъявленных скептиков.

Какие-то строчки этого плана мы может заполнить уже сегодня, например: июль 2020 года, «Живая Пермь». В мае, через год, — Дягилевские сезоны.

Заполним и увидим, что то, чем мы обладаем уже сегодня, и то, что нам предстоит сделать, разнится на 4,5 млн туристов. Заполним все остальные клеточки, разница нивелируется.

Сегодня мы должны понять, когда и чем эти клеточки надо заполнить. Посчитать бюджеты и понять, например, какие клеточки будут незатратными, а в какие придётся вкладываться.

Наверняка будут проходить какие-то мероприятия, которые бизнес сделает и без нас. Конференции, семинары — всё то, что заполняет гостиницы.

— Вы говорили про спорт. Почему вы сегодня делаете акцент не на спорт, а на культуру? Спорт больше денег требует?
— И другой контингент.

— Не тех, на кого вы опираетесь?
— Какой социальный портрет мы хотим? Спорт тоже нужен, но в определённой пропорции.

Если делать в Перми только соревнования по боксу, то сюда будут приезжать определённые категории граждан. Если мы хотим, чтобы наша социальная картина складывалась более пёстрой и разнообразной, нужны мероприятия для самых разных категорий и слоёв, интересов и направленностей. Практика показывает, что побеждает всегда микст.

— Что нужно сделать для того, чтобы пермский культурный проект стал необратимым?
— Пройти весь этот путь. Прошлое нельзя изменить.

— Но оно же может уйти как вода в песок.
— Тогда я не знаю, как ответить на этот вопрос. Не могу дать никаких гарантий. Должно пройти очень много времени: ситуация способна начать приносить плоды, только если её держать много-много лет…

Если по добру, то внутренние процессы развития вообще не должны сильно зависеть от власти. В европейских городах влияние власти на все эти процессы весьма ограниченно…

— Там есть зрелое общество и авторитетное общественное мнение.
— Вот! А у нас с этим что-то серьёзные проблемы. И господствующее ныне умонастроение — скептицизм…

— Я про другое. Нужны образовательные структуры, которые бы воспитывали людей, понимающих, скажем, современное искусство, способных двигать процесс дальше. Школы, лекции, круглые столы…
— Не верю. Люди должны сами начать что-то делать.

Вот у нас есть два-три пермских художника, которые уже точно встанут на нашу платформу, им это близко, нужно. Тот же Залазаев, который сейчас выставлен в Париже, Павлюкевич, который, возможно, будет показан в Русском музее. Тот же Смирнов…

Сейчас, допустим, их трое, а если их станет тридцать? Количество перейдёт в качество процесса. С другой стороны, как они способны повлиять на общество? Никак.

Только в длинной перспективе что-то начнёт меняться. Вопрос ведь не в людях искусства, но, например, и в законодателях, только что вычеркнувших «Русское бедное» из списка областных премий.

Тоже ведь сигнал. Почему люди методом голосования считают возможным решать, что такое хорошо и что такое плохо в культуре?

— Вы говорите об оппозиции культурным инициативам?
— Я бы не называл это оппозицией, оппозиция — это всё-таки в несколько иной сфере. Но… Неприятие, конечно, имеется. Хотя я и не особо-то их за это осуждаю…

— Почему же у вас есть уверенность, что всё получится?
— Когда идёшь по определённому плану куда-то за горизонт, то не всегда знаешь, правильно ты идёшь или нет. Но в путешествии своём ты формулируешь принципы, которых надо придерживаться.

Например, не меняй направление. Если идёшь, так иди. Позже, когда возникнут другие ориентиры, увидишь, что следует корректировать и как.

Есть и другое правило. Надо ли остановиться и отдыхать? Нет, иначе сдохнешь без какого бы то ни было результата. Человек, понимающий, что идти лучше, чем сидеть, обладает жизненной философией, настроенной на результат. Скорее всего, он куда-то и дойдёт. Потому что альтернатива у него тут одна — умереть.

Надо уметь верить в то, что ты делаешь. Я ведь вам не говорю, что Пермь станет на ноги, чего-то там добьётся только потому, что она будет культурной столицей России. Может быть, она будет столицей образования, может быть, ещё чем-то другим.

Важно туда идти. А что по ходу будет открываться, какие дополнительные возможности — отдельная тема. Тогда можно будет и назад оглянуться и понять, что то, что мы уже сделали или прошли, — уже хорошо. Городок-то стал известен. В администрацию президента приезжаешь, а там говорят: о, в «Нью-Йорк Таймс» про вас читали. И это уже тоже результат, понимаете?

— Какие события, кроме «Русского бедного», кажутся вам наиболее важными?
— «Живая Пермь». Числом вовлечённых в этот процесс людей. С точки зрения развития города «Живая Пермь» превосходит даже «Русское бедное».

«Русское бедное» — начало, база, от которой мы отталкивались. Ключевые моменты «Живой Перми» — это когда мне говорят: к нам приехало тридцать питерских художников. Вот из Самары ребята, вот екатеринбургские делают какую-то инсталляцию.

Люди приехали. Сами. Это значит, что в их города уже пошёл сигнал. И далее сюда потянутся остальные…

Не знаю, Марат Гельман признаёт это или нет, но «Живая Пермь» родилась как ответ недовольным нашествием приезжих. Мол, что вы тут привезли этих инородцев-художников…

Тут он говорит: «Я вам создам такое количество сугубо пермских событий, что вы обалдеете от того, что здесь можно сделать».

Было важно, чтобы это началось. И получилось же. Возможно, «Русское бедное» и «Живая Пермь» подтолкнут нашу общественность на какие-то другие проекты.

— Происходит цепная реакция?
— Я надеюсь на это. Может, какая-то цепная реакция возникнет. Для меня «Живая Пермь» — такое ключевое событие.

— Именно в этом году или в прошлом тоже?
— Ну, в прошлом было же самое-самое начало. А в этом году фестиваль продемонстрировал, что уже где-то что-то зацепилось. Теперь эти процессы будут только нарастать.

Любой художник понимает, что если он претендует на место в актуальном искусстве или просто хочет себя как-то проявить, то есть правильное место, куда он обязательно должен приехать. Там его примут, там ему помогут. А если не примут, то он может и сам на улице встать.

И приезжают, и неизвестно где размещаются, тусуются, гуляют, общаются, творят, что-то такое делают. Продержать бы эту ситуацию в активной фазе лет хотя бы пять.

И если получится, тогда мы не узнаем Пермь. Через пять лет она будет кишеть творчески состоятельными, а главное, свободными людьми.

Беседовала Ирина Гулая




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Эксперимент с интернет-голосованием в Москве может начаться с провала

Вокруг будущих выборов в Мосгордуму разгорается ещё один скандал - теперь касающийся голосования через интернет, поскольку специалисты уже на данном этапе обнаружили в нём несколько ключевых уязвимостей, которые власти предпочитают игнорировать.

21.08.2019 16:00



«Большинство женщин всё равно пытаются вернуться к мужчинам, с которыми было плохо и больно»

Интервью с директором центра «Насилию.нет» Анной Ривиной

15 августа Hulu выпустил заключительную серию третьего сезона «Рассказа служанки». По сюжету сериала, государством Галаад, пережившим экологическую катастрофу и резкое падение рождаемости, управляет жестокий фундаменталистский режим; женщина воспринимается как собственность государства и подвергается различным формам насилия. О том, какие из этих форм являются реальностью в современной России, рассказывает Анна Ривина — директор центра «Насилию.нет».

20.08.2019 13:00, Александра Борисова, knife.media


«Жить семейной жизнью — все равно что управлять боевым истребителем»

Как вступить в брак, если столько опасений

Жить семейной жизнью — это все равно что управлять современным боевым истребителем. Чтобы сесть за его штурвал, нужно немного безумия. Но чтобы лететь — нужно хорошо понимать, как, куда, зачем. И против кого воюем. Психолог Илья Павловский рассказал об острых углах в браке, о том, что мешает доверительному разговору супругов, и почему создание семьи похоже на уход в монастырь.

19.08.2019 09:00, Надежда Завальная, matrony.ru


6 важных экологичных законов, которые приняла Госдума за последнее время

Актуальные и нужные инициативы

Проблема экологии беспокоит мир уже давно. В Европе активно проводится политика сохранения окружающей среды, теперь не отстает и Россия. Рассмотрим самые важные и актуальные законопроекты Государственной думы, касающиеся непосредственно проблем экологии в нашей стране.

18.08.2019 16:00, recyclemag.ru


Скотч, фикус и флипчарт

В час дня в субботу, 3 августа, в штабе «ОВД-Инфо» немноголюдно. Уже собралось около 17 волонтеров, они тихонько обсуждают, как лучше разбавлять кофейный концентрат из пятилитровой канистры, кому не хватает ноутбука с работающим микрофоном, как отполированы каски стоящих у метро силовиков и почему сегодня ожидается меньше задержаний, чем неделю назад. Между столами снуют вездесущие техники. Их задача — обеспечить бесперебойную связь всем отделам, которые сидят в одной большой комнате.

18.08.2019 13:00, Екатерина Алипова, takiedela.ru


В защиту пухлых губ и упругой груди

Почему женщины создают стандарты

В инстаграмах и фейсбуках новый тренд — пользователи перестали стесняться и вовсю хейтят девушек, сделавших себе заметные пластические операции. Первой жертвой буллинга стала пиар-директор Ботанического сада, которую некрасиво «поздравили» с днем рождения подписчики страницы, второй — новая Миссис России. Слова «ботокс» и «гиалурон» стали ругательными. Психолог Елена Новоселова объясняет, что пошло не так и почему биологически колоть себе ботокс оправданно, а социально — вызывает презрение и насмешку.

18.08.2019 09:00, Елена Новоселова для журнала «Сноб»


Хроники уничтоженной природы — строительство газопровода «Северный поток 2»

GREENPEACE отправил в прокуратуру Ленинградской области письмо, где предложил применить к компании «Nord Stream 2 AG» наказания, предусмотренные Административным кодексом за нарушения законов «Об охране окружающей среды», «О животном мире» и «Об особо охраняемых природных территориях». Компания, прокладывающая очередной газопровод в Европу, заявляет, что следует самым жёстким международным экологическим требованиям. Почему же ей предъявлены такие серьёзные обвинения?

17.08.2019 16:00, Евгений Усов, пресс-секретарь российского отделения GREENPEACE


Свободные отношения

Возможно ли и к чему они приводят?

У жизни точно есть чувство юмора. Стоило мне заикнуться о толерантности к чужим жизненным позициям, как началось. Ключевым словом стало «консерватизм».

17.08.2019 09:00, Инана, thedevochki.com


Что не так с женской сексуальностью

Практически всё. С одной стороны, сохраняется табуирование всего, что так или иначе связанно с женской сексуальностью. Такое жесткое: «нельзя». Женщина до сих пор порицается за свои желания, свое тело и внешность, свое поведение. С другой стороны, есть давление тренда: «нужно». Когда сексуальность, чувственность, понимание своего тела, внешняя раскрепощенность – это некая обязанность для правильной женщины. Когда без желания продемонстрировать другим свою сексуальность и подчеркнуть свою женственность – женщина чувствует себя неполноценной.

16.08.2019 09:00, Никита Подгорнов






 

Самое читаемое



Новости

Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на онлайн-сервис с бесплатными консультациями онкологов
Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на работу сервиса бесплатных онлайн-консультаций врачей-онкологов «Просто спросить».
«ОВД-Инфо»: в центре Москвы задержали почти 180 человек
В центре Москвы 10 августа задержали более сотни человек, передает «ОВД-Инфо». Столичное МВД сообщает о 136 задержанных.
МВД сообщило о 20 тысячах участников митинга на проспекте Сахарова
При этом «Белый счетчик» сообщает, что к 14:40 на проспекте было не менее 28 тысяч протестующих, к 15:00 — 40 тысяч, к 15:30 — более 47 тысяч.
На акции протеста в центре Москвы задержали 828 человек
В Москве на акции «Вернем себе право на выборы» вдоль Бульварного кольца задержали 828 человек, сообщает «ОВД-Инфо». Ранее сообщалось о 685 задержанных.
Экологи предсказали исчезновение российского леса через 10 лет
Масштабные пожары в Сибири и Забайкалье за 10 лет могут привести к полному уничтожению запасов промыслового леса, в том числе ценных пород древесины вроде кедра. Об этом «Известиям» рассказал эксперт лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Кобяков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.