Подписаться на обновления
23 октябряВторник

usd цб 65.3065

eur цб 75.3702

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Maria Mikhantieva, theoryandpractice.ru   вторник, 25 сентября 2018 года, 13:00

Оксфорд для всех желающих
Как устроен первый блокчейн-университет


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Криптовалюты перестали бить рекорды, блокчейн больше не сенсация — теперь это просто технический инструмент. Например, для образования. Джошуа Брогги, в прошлом преподаватель философии из Оксфорда, запускает первый блокчейн-университет. Его проект Woolf обещает сократить бюрократическую волокиту, организовать учащимся личные занятия с лучшими профессорами мира и выдавать степени европейских университетов студентам, проживающим далеко за пределами ЕС. В начале октября Брогги выступит в Москве на конференции EdCrunch. T&P поговорили с ним и узнали, как Woolf решает проблему государственной аккредитации, где провести лабораторную, обучаясь онлайн, и почему проект — помощник, а не конкурент традиционных вузов.

Джошуа Брогги — основатель и директор первого блокчейн-университета Woolf. Доктор философии, сотрудник факультетов философии и теологии Вольфсон-колледжа (Оксфорд).

Ваш персональный профессор

— Чем Woolf отличается от других образовательных платформ — таких, как, например, Coursera?

— Woolf — это полноценный университет, в котором можно получить степень. Особое внимание в нем уделяется индивидуальным занятиям, как в Оксфорде — лично или посредством видеозвонков.

Woolf University — онлайн-университет, планирующий выдавать полноценные научные степени. По мысли создателей, использование блокчейна обещает упростить и удешевить бюрократические процедуры, принятые в обычных вузах, а также сделать оплату и хранение личных данных студентов более безопасными.

Большинство тех, кто учится онлайн, не заканчивает курс. Показатель отсева составляет 85%, основная причина — отсутствие личного взаимодействия. Woolf решает эту проблему, предлагая персональное обучение по более низкой цене, чем в университетах.

— Вы говорите, что Woolf должен сделать образование доступным. При этом делаете ставку на оксфордский подход, при котором в учебной группе не больше двух-трех человек. Разве это не снижает шансы учащихся попасть на курс к тому или иному профессору?

— Курсы в Woolf состоят из двух частей — это записи лекций и персональные консультации. Записи (по желанию профессора) могут быть доступны широкой публике. Да, невозможно всем учиться у одного преподавателя. Но все же мы можем сделать индивидуальное образование доступнее.

Технически это выглядит так: студенты смотрят заранее записанные лекции, прочитывают несколько сотен страниц, пишут эссе, чтобы подготовиться к очному занятию. Но профессору не нужно писать эссе, и тему он уже знает, так что может в течение недели проводить занятия с несколькими группами. В продуманной системе с низкими административными издержками это может принести профессору неплохой доход, даже при условии, что каждый студент платит не очень много.

Конечно, возможно, что по мере роста мы увеличим учебные группы, особенно для курсов, которые будут проходить на базе обычных офлайновых университетов. Но индивидуальное образование останется основой Woolf.

— Описывая Woolf, вы особенно упираете на то, что открыты не только для студентов, но и для преподавателей, которым проще запустить собственный курс у вас, чем в традиционном университете. Можно ли сказать, что ваш университет, по сути, образовательный маркетплейс?

— Не думаю, что консультации с тьютором могут считаться продуктом для маркетплейса. Конечно, в каком-то смысле любой университет можно назвать интеллектуальным маркетплейсом. Но профессора заинтересованы в своих студентах и интеллектуальной жизни, а не в финансовой выгоде — может быть, поэтому их положение в последнее время столь плачевно.

— Когда их станет много, как вы будете следить за качеством образования?

— Есть 10 основных принципов, которые должны соблюдать все аккредитованные образовательные институции, входящие в Европейское пространство высшего образования (Россия присоединилась к нему в 2003 году), и мы их придерживаемся.

Доказательства с нулевым разглашением — криптографический протокол, позволяющий доказать достоверность утверждения, не раскрывая его содержание.

Интересно тут скорее то, как обеспечить их выполнение программными методами, — и здесь как раз приходят на помощь возможности блокчейна (например, получения множества доказательств с нулевым разглашением).

Если говорить конкретнее, то есть определенные техники — например, внутренний рейтинг колледжей. Или отзывы учащихся. С ними всегда щекотливая ситуация: например, есть опасность, что преподаватели для получения хороших оценок будут слишком снисходительны к студентам. Мы хотим, чтобы отзывы не были доступны публично, но были видны другим преподавателям и влияли на положение колледжа в общем рейтинге. Таким образом учащиеся получат четкое представление об уровне преподавания в выбранном колледже, а преподаватели — об успехах и проблемах его отдельных сотрудников.

— Традиционный университет — это не только посредник между учителем и учеником, но и, что называется, материальная база. Если перевести образование в онлайн, чем заменить библиотеки и лаборатории?

— Книги и библиотеки меняются. Студенты приходят в университетскую библиотеку и раскрывают не книги, а ноутбуки. У меня самого в библиотеке около 15 тысяч томов, и я все чаще замечаю, что с цифровой копией работать проще, даже если есть бумажная. Теперь вместе с бумажной книгой я заодно приобретаю цифровую — просто потому, что в ней удобнее искать.

С лабораториями сложнее: заменить их полностью нельзя. Некоторые университеты арендуют лабораторные помещения у других вузов. Надеюсь, что к тому времени, когда Woolf начнет предлагать курсы, требующие выполнения лабораторных работ, у нас будут и свои ресурсы, и тесные связи с другими учебными заведениями. До тех пор мы фокусируемся на курсах, которые можно проходить онлайн без привязки к географии. Чистая математика, искусственный интеллект, физика, философия, история, социология — в предметах, которые не требуют специального оборудования, мы многим можем дать фору.

— Рано или поздно любая открытая платформа сталкивается с проблемой контроля. В своей White Paper вы часто упоминаете демократические процедуры, но научный процесс во многом антидемократичен. Если на платформе развернется противоборство двух соперничающих научных школ, как вы планируете разрешать споры?

— Демократия приносит пользу в ограниченном числе сфер; к ним относится управление, и именно оно упоминается в нашей White Paper. Очевидно, общественный консенсус не имеет отношения к научным темам: мы не можем голосовать о том, как раковая опухоль должна реагировать на терапию, хотя можем устроить голосование по смежным вопросам — например, решить, стоит ли выделять больше средств на изучение рака или изучение болезней сердца.

Само собой, случаются пограничные ситуации, когда неясно, лежит ли решение проблемы в области научных фактов или общественных ценностей. Но прелесть коллегиальной системы как раз в том, что многие из этих споров не требуют разрешения. Один колледж может преподавать философию, а другой — считать ее лженаукой. Сохраняя разные колледжи в рамках одной сети и разрешая им спорить, мы вынудим лженауку отвечать на публичную критику, приводить доказательства и аргументы — это гораздо лучше, чем когда ученые сообщества прячутся в тени, вдали от острых вопросов.

Блокчейн вместо учебной части

— Когда технология блокчейна только набирала популярность, появилось множество публикаций о том, как она изменит мир. Затем, когда хайп утих, люди заговорили о том, что блокчейн — это всего лишь более безопасный и удобный способ хранить информацию и радикально он может изменить разве что жизнь всевозможных бюрократов. На какой стадии дискуссии о блокчейне в образовании?

— Я не уверен, что академическое сообщество вообще когда-либо испытывало воодушевление по поводу блокчейна. Возможно, потому, что бюрократов в университетах сейчас больше, чем ученых.

Интерес большинства университетов к блокчейну ограничивается хранением электронных дипломов — это интересно и лучше, чем ничего. Но мне в блокчейне наиболее важным кажется не безопасное хранение данных (хотя оно и необходимо), а новые формы социальной организации.

— Так ли нужен именно блокчейн? Его работа во многом зависит от вычислительных мощностей, вычисление каждого блока отнимает время. Стоимость обслуживания блокчейна выше, чем стоимость обслуживания централизованной базы данных.

Ethereum — блокчейн-платформа, работающая на базе смарт-контрактов.

Hyperledger Fabric — блокчейн-фреймворк для разработки корпоративных решений.

Stellar — блокчейн-платформа для валютных операций.

— Технология распределенных реестров быстро меняется, сейчас есть много разных типов блокчейна — некоторые достаточно быстры и недороги. Сначала мы построили университет на блокчейне Ethereum, но он оказался слишком медленным и дорогим. Сейчас используем комбинацию Hyperledger Fabric и Stellar, это быстро и эффективно. Например, 100 тысяч транзакций на Stellar обходятся в $0,1 и выполняются меньше чем за 4 секунды. Hyperledger еще быстрее и дешевле.

Конечно, даже самый быстрый блокчейн медленнее централизованной базы данных или серверной системы. Зачем тогда он нужен? Причина проста: затраты на управление данными компенсируются экономией в других областях. Например, в управлении людьми. Простой пример: государственные аккредитационные агентства, как правило, требуют проводить аудит университета каждые пять лет, и в большинстве университетов работают специальные люди, чья задача — обеспечить готовность к очередной проверке. В Woolf мы сокращаем бюрократию среднего звена, посредников между преподавателями и государственными регуляторами.

— В некоторых юрисдикциях запрещены криптовалюты. Значит ли это, что студенты и преподаватели из этих юрисдикций не смогут использовать вашу платформу?

— Блокчейн-платформа Woolf работает на трех уровнях: персональная идентификация — для учета баллов и оценок, смарт-контракты — для администрирования процесса, денежные транзакции — для оплаты. При необходимости всегда можно сделать так, чтобы студент не имел доступа к платежным операциям, но сохранил доступ к собственно образовательным функциям платформы.

Конечно, возникает вопрос, почему некоторые страны хотят запретить криптовалюты; как правило, их страхи связаны с проблемой отмывания денег. На самом деле с помощью криптовалют можно контролировать финансовые потоки, автоматически собирать налоги и обеспечивать выполнение требований регулятора. Многие правительства просто плохо информированы, а их опасения касаются конкретной валюты — биткоина. Я уверен, что в течение следующих 10 лет мы еще увидим криптовалюты, выпущенные центральными банками.

Трансграничный университет

— Вы писали, что получаете предложения о сотрудничестве от многих университетов и образовательных консорциумов. Каких, например?

— Все обращения можно разделить на три группы. К первой относятся преподаватели, которые хотели бы открыть на базе Woolf собственный колледж. Обычно ведь ученый, который хочет запустить курс по своей специальности, должен запрашивать разрешение университета — а у нас, поскольку всю бюрократию заменил блокчейн, любой может начать преподавать: мы возьмем на себя администрирование, а студентам поможем получить степень. Сейчас мы хотим убедиться, что система работает, и пока к ее тестированию допускаем только топовых преподавателей из лучших университетов. Потом пригласим к сотрудничеству всех желающих.

Вторая группа — университеты. Они хотят привлечь студентов и преподавателей из-за рубежа или предложить степень тем, кто не может приехать в Европу. Их также интересует снижение административных расходов и поддержка своих PhD: многим из них приходится нелегко во время поиска работы, а Woolf может предложить им преподавательскую позицию.

К третьей группе относятся коммерческие структуры с собственными образовательными процессами. Например, крупные корпорации, которые хотят обучать персонал по аккредитованным программам — это Woolf тоже может, хотя это не основная задача.

— В одном из интервью вы сказали, что разрабатываете стратегию, которая обеспечит сертификатам Woolf максимальный «охват» — так, чтобы ваши выпускники «могли по праву гордиться своими дипломами». Можете рассказать о ней подробнее?

— Будем добиваться аккредитации в разных странах. Поскольку наш проект родом из Оксфорда, мы изначально были знакомы с британской системой аккредитации. Но она требует, чтобы большинство преподавателей вуза находились на территории страны. Смешно: если из ста преподавателей 49 находятся за границей, это не мешает получить аккредитацию, но как только зарубежных преподавателей становится 51, начинаются проблемы. Поэтому нам был нужен другой государственный партнер — одновременно член Британского Содружества и ЕС. Им стала Мальта — она останется в составе ЕС после «Брекзита», а ее университетская традиция родственна британской, так что мы встретились с министром образования Мальты и государственным агентством по аккредитации и недавно открыли на острове офис.

После этого начали разбираться с правилами аккредитации, принятыми во Франции, Италии и Испании (а они там совершенно другие!), чтобы обеспечить студентов из этих стран дипломами государственного образца. Это небыстрый процесс, учитывая, что правила выдачи университетских дипломов не слишком эволюционировали за последние 500 лет.

— Если с государственной аккредитацией все так сложно, может быть, она вообще не нужна? Есть же, в конце концов, репутация в академическом сообществе, и есть примеры вузов, которым она заменяет официальную аккредитацию.

— Пока выпускникам будет нужна работа, а работодателям — подтверждение их компетенций, аккредитация будет необходима: сейчас это единственный способ подтвердить уровень учебного заведения (в будущем, возможно, появятся другие варианты). В Европе система аккредитации защищает студентов от мошенничества и некачественного образования — это тоже вечная проблема. Предполагается также, что аккредитация способствует постоянному совершенствованию университетов, хотя не совсем понятно, как обозначить это в юридических терминах, — по идее, «совершенствование» должно быть обусловлено внутренней культурой образовательного учреждения.

Когда создавались текущие образовательные стандарты, они не учитывали, что студенты могут постоянно путешествовать или учиться онлайн. Для таких трансграничных институций, как Woolf, они не подходят. Что не менее важно, современные системы аккредитации очень дорогостоящие, при этом оплачиваются они из кармана тех, кто учит и учится — например, чтобы возместить затраты на получение аккредитации, некоторые вузы сокращают размеры компенсации преподавателей, большинство которых работают по краткосрочным контрактам.

ECTS — European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления баллов. Учитывает работу, проделанную студентом при освоении образовательной программы или курса.

Мы рассчитываем, что наши партнеры-регуляторы с пониманием отнесутся к внегосударственному характеру Woolf и будут рассматривать его преподавательскую деятельность как относящуюся к своей юрисдикции, — а мы обязуемся должным образом собирать и предоставлять им всю необходимую для этого информацию. Проще говоря, мы хотим сделать так, чтобы студент из Нью-Йорка мог получить баллы ECTS, учась у преподавателя из Москвы.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Случайность или…?

Кто такие «школьные стрелки» и почему благополучные внешне дети устраивают «акты возмездия»

Школьные акты насилия становятся пугающей российской повседневностью. Почти в каждом случае «школьного террора» выясняется, что убийцы были поклонниками «Колумбайна» и играли дома в компьютерные игры. На этом всё обсуждение обычно и заканчивается — будто это главные причины того, что дети слетают с катушек.

20.10.2018 13:00, Алексей Гершман, knife.media


«Меня отпускали на учебу, а я работал ночью»

Как совмещать магистратуру и работу

Пойти в магистратуру все чаще решают те, кто даже не задумывался о втором высшем из-за работы. Пары по вечерам и субботам, прикладные знания и возможность поступить на бюджет привлекают многих, но с легкостью совмещать карьеру и учебу выходит не у каждого. Как отпроситься из офиса в пять вечера, договориться с преподавателем об отработках и прогуливать грамотно — T&P посоветовались с экспертами и работающими магистрами и составили инструкцию для тех, кто вернулся в университет, но не готов увольняться.

08.10.2018 13:00, Соня Емельянова, theoryandpractice.ru


Письма из России

Cтудент из Франции о том, зачем приезжать учиться в МГИМО, чтобы понять русский народ

«Теории и практики» продолжают разговаривать с иностранцами, которые приехали учиться в Россию, и узнавать, зачем они это сделали и какие чувства у них оставил полученный опыт. В материале — студент из Франции, который благодаря своему происхождению увлекся концепцией национальности, мечтал понять русского человека и освоить русский язык.

02.07.2018 13:00, Эльмира Какабаева, theoryandpractice.ru


Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов

Как вернуть к нему интерес?

Произведения Александра Сергеевича Пушкина мы изучаем чуть ли не все 11 лет школы. Потом, спустя годы, так и не понимаем, почему Пушкин — «наше всё». О том, как школа не объясняет, а только убивает интерес детей к главному русскому поэту, — учитель литературы Александр Закуренко.

12.06.2018 19:00, Александр Закуренко, mel.fm


Богатые и бедные за одной партой

О социальном неравенстве

Мы и сами не заметили, как оказались в мире, где есть богатые и бедные. Это случилось на памяти буквально одного поколения. Только что наши родители перезанимали друг у друга до получки, а мы перешивали мамины юбки на модные майки – и вот уже один имеет недвижимость на Гавайях, а другой живет все в той же хрущевке и старые модные майки на всякий случай не выбрасывает. У всех сложилось по-своему: разные профессии, разные семьи супруга/супруги, разные устремления – всё это после 40 лет принесло разные финансовые плоды.

11.06.2018 13:00, Инна Карпова, matrony.ru


Легко отвлекаетесь, когда учитесь?

Используйте задания-ориентиры

Мне нравится игра про белых медведей. Суть игры простая: не думайте про белых медведей. Первый, кто про них подумает — проиграл. Это игра-обман, потому что в нее невозможно играть. Пытаясь не думать про белых медведей вы думаете про них, а потому проигрываете. Урок, который преподает эта игра: сложно контролировать поток собственных мыслей. Что еще хуже — часто вы вообще не можете повлиять на ход мыслей напрямую. Заставлять себя сосредоточиться на чтении книги или лекции не особо работает.

14.05.2018 09:00, Влад Сиваков, Скотт Янг, brainhack.me


Научите учителя

В институте для учителей

Как только оканчиваю свои двухнедельные курсы повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО», сразу пишу об этом – меня переполняют эмоции. Знаете, дорогие читатели-знатоки, учителей необходимо обучать и тратить на это немалое время. Почему? Работая с детьми и постоянно практикуясь в предмете, учителя забывают теорию и думают, что их годами выработанная методика самая эффективная. А тем временем меняется стандарт образования и программа, появляются новые требования и методическая литература, издаются учебники и знания учителя по обыкновению устаревают.

01.05.2018 16:00, Виктор Власов


«Спасибо, что не бьют»

Будни провинциальной школы, в которую ходит моя дочь

Мы были обычной московской семьёй, но по некоторым причинам были вынуждены переехать в город N. Краснодарского края. Это районный центр и городок с населением в 55 тысяч человек. Дочка пошла во второй класс местной школы. С тех пор прошло полтора года… Сказать, что я готова уехать с одной сумкой вещей, — это ничего не сказать. И вот почему.

12.03.2018 09:00, SMA, mel.fm


«Ольга Павловна, я б на вас женился!»

Молодые учительницы о работе со старшеклассниками

Расспросили молодых учительниц, каково это — учить уму-разуму старшеклассников, когда ты сама — только-только с университетской скамьи. Несколько историй о заигрываниях, запирании в классе и «наездах» родителей.

26.02.2018 13:00, Елена Колосова для lady.tut.by


Привет, училка!

Зачем молодые преподаватели переехали в деревню

Две молодые учительницы едут работать из города в село. Как в старых советских фильмах. «Такие дела» отправились в село Глазок Тамбовской области посмотреть, как живут современные романтики-педагоги, бросившие теплые мегаполисы.

22.01.2018 16:00, Римма Авшалумова для «Такие дела»






 

Новости

«Научный корреспондент» запустил конкурс, посвященный тушению эндогенных пожаров
Конкурс нацелен на поиск эффективных технологических решений по ликвидации эндогенных пожаров на угольных разрезах с возможностью последующего восстановления. Призовой фонд конкурса составляет более 2 миллионов рублей.
Госдума ввела штрафы до 50 тысяч рублей за рекламу дипломов и курсовых на заказ
Из-за «негативного эффекта на качество подготовки обучающихся».
В Твери состоится серия семинаров об открытой науке
В ходе встреч в Тверском государственном университете российские и зарубежные эксперты расскажут о правовых основах свободного распространения научной информации, роли и месте открытых репозиториев в информационной инфраструктуре открытого доступа, социальной ответственности учёных, последствиях научного пиратства и проекте «Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов».
Пессимисты ведут бизнес лучше оптимистов
Ученые из университета Бата, Лондонской школы экономики и университета Кардиффа выяснили, что предприниматели-пессимисты ведут бизнес гораздо успешнее своих оптимистичных коллег. Результаты исследования публикует European Economic Review.
Государственной публичной научно-технической библиотеке России – 60 лет
17 октября ГПНТБ России отмечает 60-летие. Библиотека была создана в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 1154 от 17 окт. 1958 г. на базе Государственной научной библиотеки.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.