Подписаться на обновления
21 октябряПонедельник

usd цб 63.9542

eur цб 71.1299

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   пятница, 19 августа 2016 года, 19:00

«Окно в Европу»: вид на восток
Лучшие киноновинки фестиваля


Кадр из кинофильма "Его дочь". Реж. Татьяна Эверестова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Конкурс игрового кино кинофестиваля «Окно в Европу» подвел итоги — безусловными фаворитами смотра, проходящего у западной границы России, оказались картины, снятые в Бурятии и Якутии.

"Жили-были мы" реж. Анна Чернакова

Фильм из конкурсной программы открывал фестиваль, задав публике и гостям своеобразную планку выносливости: кто пережил этот киносеанс, тому дальнейшее уже казалось подарком судьбы. Среди фестивальной публики таковых нашлись считанные единицы, а вот обычные выборгские зрители оказались куда более терпеливыми и благодарными.

Завязка сюжета: мама уехала и возможно не вернется, папа тоже собрался в дорогу, да еще активная соседка к тему подкатывает, дочка пытается удержать папу в их старом доме. Дальнейшее напоминает сайентологический сеанс, разыгранный силами школьного драмкружка и при соответствующих материальных возможностях. Когда-то папа с мамой, еще шестиклассниками, играли вдвоем: папа заболел, мама пришла его навестить, они стали прыгать, потеряли шахматного коня... От коня переходим к стеклянному ключу, который необходим, чтоб открыть чулан, куда девочка, будущая мама, заперла по случайно проявившейся злобе мальчика, будущего папу, и теперь хочет освободить.

Бабушка из старого портрета дает совет - через картину отправиться в прошлое. Но каждый раз обзавестись ключом что-то мешает - "прежняя вина не дает двигаться вперед".

Приходится углубляться все дальше, сначала к дедушке из старого Петербурга, потом к дедушке того дедушки, потом к дедушке дедушки дедушки...

Последнего дедушку играет Владимир Ильин, предпоследнего - соавтор сценария и художник-постановщик Александр Адабашьян, петербургского деда - Михаил Жигалов, бабушку на портрете - Елена Сафонова. Для вида помогает, а на самом деле мешает девочке в ее поисках опереточно-демоничный персонаж в исполнении Дмитрия Певцова, работающего на уровне площадного аниматора даже на общем фоне, при том что и звезды-мэтры, и замечательный Леонид Бичевин в роли мнительного отца героини тоже, и талантливая Алена Бабенко, безвкусно воплощающая соседку-нахалку, прямо сказать, не блещут.


Сюжетная рамка, недвусмысленно (и осознанно, что подтвердили авторы) заимствованная из "Голубой чашки" Аркадия Гайдара, в соединении с "кармической" подоплекой и обязательной православной колокольней в финале создает идеологическую эклектикусквозь которую пробиться хотя бы до элементарной фабулы непросто, а главное, пропадает всякое желание в нее вникать. Так же и в картинке игровое кино соединяется с анимационной техникой, сделанной нарочито топорно - осознанный ход не выглядит решением, скорее проявлением скудости фантазии, помноженной на претенциозность. Приз от фонда Станислава и Андрея Ростоцких, врученный Александру Адабашьяну ("я даже не понял, за что" - с обидой заметил мэтр, получая его на церемонии закрытия) едва ли потешил амбиции творческой группы.

"Хит" реж. Маргарита Михайлова

Катя и Юля - не москвички, эти юные девы приехали из какого-то другого города, неизвестно какого, но, возможно, одного и того же - девушки сами не уверены, и авторы, видимо, тоже. Раньше бы их назвали "лимитой" и они мотались бы по общагам, сейчас они достаточно благополучно, сытно и спокойно живут на съемных квартирах, имеют творческую работу, а мечтают о большем.

Юля - начинающий архитектор, разработала свой проект, и уверена, что очень крутой. А ее взрослая подруга-землячка, приехавшая в Москву погостить (Юлия Ауг) знакомит Юлю со своим новых ухажером из интернета, богатым иностранцем с востока. Тот при удобном случае сразу начинает домогаться Юли, а Юля не то чтоб рада, но раздеться перед буржуем ради карьеры готова, племянник же похотливого азиата успевает сфотографировать Юлю топлесс на мобильник. Между тем у Юли есть мальчик, в нее влюбленный (Петр Скворцов, сыгравший у Серебренникова в киноверсии "Мученика"), и она постепенно сознает, что тоже его любит, но компрометирующее фото может все испортить, тем более, что убегая от незадачливого насильника, Юля невзначай прихватила его бумажник.

Катя - светский фотограф, но мечтает о карьере певицы и у нее уже есть своя группа (двух молодых музыкантов играют однокашники по "Гоголь-центру" Игорь Бычков и Александр Горчилин), но нет хита. А для предстоящего концерта нужен хит, тем более, что Кате оказывает протекцию ее редактор (Алексей Вертков), приглашает на выступление солидного продюсера, и тот готов заняться молодежью. Обе линии сходятся как раз на клубном концерте, откуда Катя, Юля и вся компания мчится в кабриолете по Садовому кольцу. Но на Воробьевых горах эйфория зажигательной ночи развеивается.

А все-таки тучи не сгущаются. Иллюзии и реальность, надежды и разочарования в "Хите" намешаны в примерно равной пропорции, другое дело, что без особого расчета, не продумано и вообще как-то безоглядно. Визуальные примочки (вылизанная картинка, декорированная компьютерной графикой) налицо, а последовательной осмысленности по итогам просмотра не обнаруживается. Девочка (Маргарита Михайлова - ровесница главных героинь) сняла про девочек, не задумываясь по-настоящему - даже если сама она считает иначе и уверена, что выдала произведение немыслимой содержательной глубины - что же она все-таки делает: драму бесповоротного разочарования, сатиру или историю взросления через пробы и ошибки? Вот у нее один солидный состоявшийся мужик обещает девице-архитектору "помощь" в обмен на "уступчивость" - и показан при том явным выродком. А другой, помоложе и не столь богатый, но тоже статусный и обеспеченный, берет под свое крыло девицу-вокалистку - и он, кажется, ведет себя и достойно, и искренне, хотя эта линия и брошена авторами, но похоже, что певичку и редактора ждет продолжение романа.

В фильме нет разоблачительного, изобличительного, моралистического пафоса - и это отчасти меня с "Хитом" примирило, по сегодняшним меркам отсутствие пропагандистской заказухи уже успокаивает, чуть ли не радует. Но трезвого взгляда со стороны на события и характеры, хотя бы потуг на анализ, тоже нет: происходящее вываливается на голову кучей, а дальше каждый остается с собственными ощущениями.

"Подлец" реж. Михаил Левитин-младший

Вор-домушник Иван (Владимир Вдовиченков) не лишен понятий о т.н. "чести", он даже "спасает" новенького члена банды, двадцатилетнего Андрюшку (Данила Шевченко) от растления главарем Жоржем (Жан Даниэль), промышляющим на пару с православным батюшкой Кириллом убийством старух, завещающим представителю РПЦ свои квартиры. Вероятно, поэтому Ивану так легко удается грабить квартиры, проникая в них под видом армейского офицера. А прекраснодушная офицерская вдова Вера Филимоновна (Ольга Остроумова) мечтает непременно о муже-военном для своей взрослой дочери Юленьки (Ольга Левитина). И застав Ивана "на деле" у себя в квартире, принимает его за жениха, а Юленька подыгрывает. Ну и Иван со своей стороны втягивается в игру, сначала вернувшись за забытой зажигалкой-талисманом, а потом и влюбляясь в девушку.

Водевильный сюжет заканчивается печальной развязкой - Иван, убереженный девушкой от убийства приятеля, все-таки грабит квартиру Веры Филимоновны, ему не мешает даже призрак покойного полковника Эдуарда Николаевича (в этой мерцающей роли выступает Валентин Гафт). Сердце вдовы не выдерживает разочарования и она умирает. В то же время простенькая коллизия не лишена постмодернистской иронии, само заглавие увязывается с цитатой из Гоголя, вложенной в уста вдовы: "А невесте передайте, что она подлец!"

Подлецом номинально оказывается в фильме, конечно, Иван. На деле же бандиты узнают о том, что Иван решил переметнуться, после того, как Юленька отвела жениха на покаяние к православному батюшке, оказавшемуся тем самым отцом Кириллом, что отправляет с Жоржем отписавших церкви квартиру старух на тот свет. То есть в фильме находится место элементам и комедии положений, и мелодраматической сентиментальности, и по нынешним временам рискованной сатире (мало православных убийц, так еще и с армией не все просто: "не зря во всем мире наших военных называют вежливыми людьми" - говорит о ряженом домушнике прекраснодушная вдова офицера, который, кстати, и сам никогда в боях не участвовал, а просиживал штаны в военкомате, следовательно, отправлял на бойню молодых призывников) - хотя увязано одно с другим и третьим драматургически не всегда органично.

В актерском ансамбле или, как выразился на представлении фильма режиссер, "труппе" легко прослеживается "семейный подряд", ансамбль дополнен коллегами отца и матери режиссера по "Эрмитажу" и театра им. Моссовета соответственно (в частности, стариков в больнице играют Александр Пожаров и Юрий Амиго), и хотя каждый из них, по большому счету, выступает в привычном амплуа (от Ольги Левитиной, играющей Юленьку как неотмирную, воздушную фифочку-куколку до Жана Даниэля, предстающего в насмерть присохшем к нему гомосексуально-криминальном имидже), проглядывающая местами режиссерская небрежность дебютанта отчасти искупается актерской отдачей. Жюри ее не оценило.

"Искушение" реж. Александр Тютрюмов

Пробираясь через глухой лес на звуки арии Далилы из оперы Сен-Санса, молодая пара, собиравшаяся к кому-то на день рождения, но высаженная дорогой из попутки, попадает в лесную избушку, заставленную скульптурами. Хозяин сперва не желает пускать их на порог, но неожиданно сменяет гнев на милость, хотя и только по отношению к девушке, узнавая в ней давно желанный - по рекламной фотографии в туристическом журнале - женский образ. И сразу предлагает парню миллионы долларов отступных, желая, чтоб девушка стала его музой. Парень, недолго думая, соглашается. Недолго думая, соглашается и девушка.

Тем не менее разговоров, дискуссий, мыслей с цитатами из Пушкина и Лермонтова, Чехова и Гумилева, далее везде вплоть до "В лесу родилась елочка", хватает до утра. А под утро вместо разносчика заказанной на радостях пиццы является после многолетней отсидки бандюк, которому коробки с долларами принадлежат на самом деле. И девушка получает новое предложение уже от него - опять-таки его принимая. Парня же из бандитской машины выбрасывают на ходу не то живого, не то мертвого. А вот скульптор не согласился продать понравившуюся криминальному элементу скульптуру Сфинкса, только согласился подарить надгробие пса Анубиса.


Короче говоря, не продается только вдохновенье: последним жестом скульптор разбивает статуэтку, в которой видел воплощение ускользнувшей героини. Сценарист - Эрнест Ясан, но "Искушение" снято по повести Яна Тяате "Пересечение с главной дорогой". Хотя практически все действие фильма сосредоточено в камерном пространстве одного небольшого помещения, и можно подумать, что это пьеса. Много лет назад в театре им. А.Пушкина покойный Роман Козак ставил пьесу Тяате "Поздравляю с будним днем" - муторный спектакль был часа на три с антрактом, где несколько персонажей тоже мурыжили друг друга до умопомрачения, а под конец поздравили с будним днем и разошлись. "Искушение" все-таки малость поживее, особенно к финалу, даже какой-то экшн пробивается ненадолго, да и юмор нет-нет блеснет, к примеру, в эпизоде, когда персонажи выясняют, кто из них пырнул девушку ножом в попу. В главной роли скульптора-искусителя - Федор Добронравов. Равшана Куркова не впервые попадает в ситуацию с искушением при наличии эстонского акцента, она снималась у Вейко Ыынпуу в "Искушении святого Тыыну", сыграв там русскую проститутку, и опять-таки по сравнению с Ыынпуу опус Тютрюмова покажется захватывающим триллером.

Партнер Курковой, Кирилл Жандаров, звезд с неба не хватает, и Андрей Смоляков, играющий грабителя банков, явившегося за припрятанной добычей, новыми сторонами не открывается, но все терпимо, смотрибельно - непонятно только, зачем это в принципе нужно, почему взят именно этот материал, а не другой. И еще символико-мифологический подтекст с Пигмалионом и Галатеей, Анубисом и Сфинксом, а также "образом", напоминающем о Втором Пришествии, совсем уж лишний, обошлось бы "В лесу родилась елочка", ну в крайнем случае арией из оперы Сен-Санса - глядишь, и претензии не немыслимую религиозно-философскую глубину произведения не так коробили бы, и сомнений в праве этого никчемного 80-минутного фильма на существование возникало бы меньше.

"Птица" реж. Ксения Баскакова

Номинально главная героиня фильма - девочка Катя, страдающая закрытой, но тяжелой формой туберкулеза, оторванная в связи с этим от вроде бы любящей, но замороченной другими проблемами матери (Анастасия Мельникова), и оттого пребывающая в депрессии, отказывающаяся от еды и лекарств. Но фактически, по сути в центре внимания - персонаж Ивана Охлобыстина, на статус которого продюсеры определенно делали ставку. Играет Охлобыстин спивающегося рокера Олега Птицына, тоже туберкулезника, на почве чего они с Катей и знакомятся, а затем уже становятся друзьями. Кроме того, в проекте занят Гарик Сукачев, хотя появляется он спорадически, с накладными крыльями изображая ангела, когда в своих видениях персонаж отца Иоанна ходит по водам.

Автор сценария, между тем - Ярослава Пулинович, и очередная попытка сделать формату "новрусдобрдеткино" прививку молодежной соцдрамой предсказуемо дает очередного никчемного мутанта. Татуированный герой постоянно пьет, ругается и показывает непристойные жесты (не матом и не голый, но тем не менее), одновременно в ход идут иконки и песня из репертуара еще одного свежеворцерковленного коллеги "Прогулки по воде" - для "детского" формата, то есть, перебор. Уровень же мышления, морализм, пафос - абсолютно детсадовские.

Ну а сюжет, как водится - последнее, о чем думали создатели проекта: Олегу Птицыну жена изменяет с продюсером и требует развода с разделом имущества, члены команды предают солиста, с голосом проблемы, а решением станет, конечно же, Катя и ее вокал, неожиданно обнаружившийся ближе к финалу. В финале новая группа с Катей в роли солистки и при участии Птицына исполняет почему-то "Медведицу", десяти-с-лишним-летней давности совместный шлягер Лагутенко и Земфиры - посвежее ничего не нашлось для эффектной точки?

Самый же эффектный, ударный момент на протяжении всего фильм связан с заявлением Олега Птицына насчет того, что у его продюсера и успешного соперника за симпатию жены Шмакова (Кирилл Рубцов) слишком маленький "шмили-вили" - ну я даже не знаю, насколько это по-детски, в сущности, мало-мальски зрелому сознанию шутки про "шмили-вили" вряд ли придутся ко двору, стало быть, задача сделать детское, семейное, доброе и утверждающее традиционные ценности кино в значительной степени удалась. Ну при благословении отца Иоанна иначе и быть не могло. Охлобыстин фестивальную премьеру пропустил, уехав в паломничество на Афон.

"Черная вода" реж. Роман Каримов

Удачи у Каримова случаются через раз. После прорывного дебюта с "Неадекватными людьми" - бестолковая комедия "Вдребезги". Но затем - третья работа, когда от режиссера уже, казалось, нечего ждать, снова довольно любопытная, занятная вещица "Все и сразу". И теперь - "Черная вода". Формально - триллер, но, как честно предупредил режиссер во вводном слове, не все заметят, что это комедия. По сюжету два единокровных брата, Максим (его играет актер театра "Около" и пионер Петя из "Шапито-шоу" Дмитрий Богдан) и находящийся на излечении от наркомании Петр, страдающий к тому же клаустрофобией после того, как мать запирала его ребенком в комнате, а однажды заперла и повесилась, отправляются в глухомань, где приобрели сгоревший теплоход. С ними едет Полина, очередная девушка Максима (по всякой логике ясно, что Полина должна вскоре предпочесть Максиму Петра). Дорогой они обсуждают, была ли советская жизнь скудной и проходила в очередях, либо тогда жили честно и не ради себя, а ради великой цели - дискуссия несвежая, но кое-что обещающая.


Увы, дальше начинаются галлюцинации. Полина пропадает, потом появляется, но это уже как бы и не совсем Полина. К компании прибивается местная девушка Юленька. Туземцы разбрасывают свежее мясо в реку, окрестности полны воспоминаний о сгоревших на катере детях, а также о пропавшей свадьбе... Через некоторое время немногочисленные оставшиеся в деревне жители нападают на чужаков с камнями, подоспевшая полиция гостей спасает, а дядю Юленьки арестовывает за систематические изнасилования племянницы. Взятые Максимом пробы раскрывают и другой секрет: в воде "черного затона" содержится яд, вытекший из работавшего здесь прежде завода. Он давно растворился и теперь лишь вызывает галлюцинации, а в свое время именно от него погибли дети, виновник же, ответственный за отравление природы, инсценировал пожар, чтоб скрыть свой проступок.

Мистическое растворяется в материальном, экология мешается с психоанализом, а грань между сном и явью, как пожелал режиссер, теряется. Но если б даже Каримов всерьез полагал, что снимает новый "Солярис", и то было бы легче (хотя все равно - смешно, у нас нынче каждый выскочка если не второй Тарантино - значит, непременно новый Тарковский). Однако Каримов утверждает, что "выстебал" штампы ужастиков. И надо думать он уверен, что "Черная вода" - это страх как весело, хотя это ужас как уныло.

"Суперплохие" реж. Дмитрий Суворов

Александр Ревва, наголо обритый, играет дядю Витю, наркоторговца. Анне Чиповской досталась жена актера-неудачника, которая сначала отказывает ему в сексе, а затем, наоборот, зажигает по полной. Вообще на протяжении фильма этот актер-качок ("Райан Гослинг" - называет его похотливая соседка, которой необходимо, чтоб ее срочно удовлетворили, но сожителя нет рядом) только и хочет, что заняться сексом, но ему постоянно мешают. Главная помеха - младший брат, плохо дебютировавший в роли курьера, его напарника подстрелили, причем случайно и сожитель той самой похотливой соседки. Самое в этом во всем ужасное, что авторы, видимо, знали, что делали, и трудно говорить о неудаче, если этот ужас именно таким и был задуман. Собрать все штампы голливудских и британских криминальных комедий (от азиатской мафии до кокаина в банке из-под муки, идущего на тесто для пирога), бездумно намешать, сдобрить неспадающей эрекцией (но в трусах, поэтому "16 плюс") и повторением "трахать", "дристать", "пошел ты в жопу", и вот зал уже гогочет. А зал правда гогочет. Возможно, жюри тоже пошутило, присудив "Суперплохим" приз за "добротную сценарную работу".

"Дизлайк" реж. Павел Руминов

Для Руминова без разницы - слэшер, мелодрама или порно, у него все в одной стилистике, все с псевдокиноманским гарниром, но порно ("Машина любви", показанная на ММКФ) - это хотя бы что-то в его репертуаре новенькое, а в формате "слэшера" он уже неоднократно работал. Тематика, правда, в "Дизлайке" актуальная, модная, трендовая, особенно в свете недавнего "Убрать из друзей", которое Руминов наряду со всякими там "Криками" и "Пилами" не просто пародирует, но и постоянно о том напоминает вслух устами персонажей. И если у Каримова в "Черной воде" иронический подтекст настолько глубоко подводный, что не разглядеть, у Руминова, наоборот, им тычут в глаза и надоедают смертельно в первые же минуты.

Завязка сюжета - конфликт видеоблогеров Таши и Мити: Митя влюблен в Ташу, Таша обещает ответить ему взаимностью, если тот наберет миллион подписчиков, и не набрав их, Митя в онлайн-трансляции перерезает себе горло. Огорченная неожиданным последствием своего демарша Таша меняет образ гламурной телки на амплуа альтруистки, опекающей умственно отсталых, и среди них - одаренного юношу Гену, горячего поклонника ее блога. А спустя какое-то время семеро популярнейших видеоблогеров, и среди них Таша, собираются в загородном доме на презентацию "дьявольского" энергетического коктейля в формате "реалити-шоу". Тут появляется убийца в маске ребенка (маску Руминов использовал и на представлении картины перед показом, но на себе не показывал) и принимается всех крошить, загадывая загадке в духе "Пилы" и множества других подобных вещей: мол, кто из семерых убийца? Пытаясь уцелеть, блогеры попутно вступают в романтические отношения и напропалую поминают голливудские названия и имена, особо подчеркивая предстоящую через два дня премьеру очередных "Звездных войн".


Самый забавный, и он таким задуман, фрагмент "Дизлайка" - представление участников от одного из них, картавого умника, выступающего под ником Онегин. Крошево с расчлененкой, где к убийце-ребенку присоединяется помощник в черном черепе - просто жвачка, но тоже еще сколько-нибудь терпимо. Далее, когда начинаются рациональные объяснения произошедшего, сдобренные псевдоморалью (потому что странно было бы ждать от Руминова настоящей морали, и я не знаю, что здесь было бы хуже - циничный имморализм или проповедничество, упакованное в подобную эстетическую обертку, до которого дошел Вырыпаев). Жюри отметило дипломом оператора фильма Федора Стручева.

"Прикосновение ветра" реж. Ольга Веремеева

Проезжая по Приморскому проспекту после пересадки из "Сапсана" в автобус до Выборга, мы видели из окна питерский "дацан", буддистский храм - на него настоятельно обратила наше внимание одна из спутниц, оказавшаяся консультантом фильма "Прикосновение ветра". Действие картины происходит в Бурятии, куда прибывает со съемочной группой актриса, она же главная героиня, Юлия Ауг. Она ищет некоего Батыра, но Батыра нет и общается гостья с его младшим братом Эдуардом, постепенно признаваясь, что в годы учебы в московском театральном у нее с Батыром был роман, и даже настоящая любовь, от которой осталась дочь - но Батыр очень хотел вернуться после учебы домой, и когда сделал Юлии предложение, она отказала. Теперь, как выясняется уже совсем под конец, Юлия умирает, и вот приехала снова увидеть свою главную любовь.

Все-таки основной причиной приезда актрисы и героини в Бурятию (по сюжету, я имею в виду) были любовь или съемки - я, честно говоря, не до конца уловил, но восток, как известно, дело тонкое. Тем более, что приехала она все равно за одним, а нашла другое: преисполненную буддистской, а где-то и языческой духовности землю, с шествиями монахов в оранжевых одеяниях, диковинными строениями, целебными источниками, а заодно и рыбалкой на Байкале - то есть полным комплектом душеспасительных радостей вкупе с бонусами отдыха на природе, так что ощущение туристского промо от фильма остается в любом случае.

И вот расфуфыренная, в платье, шляпе и туфлях на шпильках московская дама приезжает просто из непонятных побуждений в дальние края - и заново обретает там себя. Вместе с тем Бурятия показана не как заповедник первобытных чистосердечных дикарей, но как идеальное сочетание традиционализма с модернизацией: не только Батыр - профессиональный актер с московской выучкой, но и Эдуард в опере басовые партии поет (в фильме звучит Гуго Вольф, а к финальным титрам ария Зорастро из "Волшебной флейты" Моцарта), все, что надо, они от запада взяли, а остального им своего хватает, тогда как западу (Москва в таком раскладе тоже как бы "запад") ой сколько чему есть у буддистского востока поучиться.

Кроме того, композиция фильма "прошита" от и до эпизодами кастинга, как бы проходящего в театре Док, еще старом подвале на Трехпрудном, где не только Ауг, но и другие "претендентки" (среди них - Ксения Зорина и Наталья Перель) высказывают свои суждения о прочитанном сценарии будущей работы. Можно подумать, Ауг высказалась точнее, оттого предпочтение отдали ей - это тоже своего рода микро-сюжет, хотя прием с включением актерских комментариев в киноповествование отработан еще Годаром и Бергманом. На самом деле, конечно, с Ауг все выяснилось заранее, хотя на пресс-конференции уточнили, что актриса, уже точно зная о предстоящей работе, высказывалась от себя, от души, без подготовки. Вообще на фестивале было аж три картины с участием Юлии Ауг - помимо "Прикосновения ветра" еще "Хит" и, вне основного конкурса, "Метаморфозис", но именно за "Прикосновение ветра" актриса получила награду от жюри под председательством Сергея Урсуляка.

"Его дочь" реж. Татьяна Эверстова

"Иди только той дорогой, которую проложили предки, и тогда не заблудишься" - этим все сказано. В последние годы все больше снимается фильмов на национальных языках, и якуты в этом движении лидируют с колоссальным отрывом от остальных народностей. Но и якутские, и прочие фильмы подобного рода исключительно однотипны, однообразны по языку, посвящены неизменно одной и той же проблеме, а именно - спасительности для индивида традиционного морально-бытового уклада и катастрофы в случае его разрушение, связанного, как правило, с экспансией цивилизации. Героям "Его дочери" на сей счет можно не переживать, действие, судя по раздающемуся из радиоприемника гимну СССР, "дружбы народов надежный оплот" и т.п., а также мелькающим в обрывках якутских разговоров за столом Ирану-Ираку и арабам с израильтянами, происходит в 1980-е годы, период детства молодой женщины-режиссера; цивилизацией интернета и гаджетов пока что и не пахнет, ни в бытовом, ни в мировоззренческом отношении.

И героиня картины, якутская девочка Таня, живет у бабушки с дедушкой в деревне будто в раю, остальными потерянном. Отец ее давно умер, мать с сестрой в городе и, видимо, планирует снова выйти замуж. Но Таня уверена, что покойный отец всегда с ней, поэтому новый папа ей не нужен, да и близость с бабкой и дедом ей важнее, особенно, в отсутствие отца, с дедушкой. Нельзя сказать, что в жизни Тани нет места драмам, боли, смерти - погибает трагически дядя девочки в результате случайного выстрела из ручья; разбиваются птичьи яйца и Таня с двоюродным братом хоронит "останки", хотя считается, что это плохая примета - и как раз после этого случается несчастье с дядей; сама Таня, отправившись вслед за другими детьми вопреки дедовой заповеди ходить только по проложенным предками дорогам в лес, заблудилась, но ее вывела любимая корова - а вскоре эта корова заболела и ее собираются забить.

Тем не менее ничто не поколеблет гармонии с природой. Высшее проявления этой гармонии - путешествия Тани с дедом в Алаас, страну предков, на волшебное озеро талой воды посреди летней тундры. Засахаренная буколика, конечно, подается с приправой "магического реализма", который по обыкновению оборачивается на деле наглядным пособием по природоведению и этнографии, на мой вкус утомительным, хотя в данном конкретном случае по крайней мере без лживого почвеннического пафоса, уже не худший вариант. Гармонию, утраченную западной цивилизацией, но якобы сбереженную восточной, жюри отметило главным призом фестиваля.

Кадры из кинофильмов - okno-filmfest.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Весёлый человек с грустными глазами

История Давида Самойлова

О том, как поэт Давид Самойлов пересидел соперника в борьбе за сердце красавицы, сблизился со Сталиным и ушёл из дому, как Лев Толстой.

20.10.2019 19:00, Олег Хлебников, story.ru


Ограничение сознания влияет на вашу свободу

Подборка культовых фильмов, после которых вы начнете жить иначе

Представляем список фильмов, в которых показано, как конфайнмент (удержание, ограничение свободы) — даже временный — действует на сознание человека при различных условиях.

19.10.2019 19:00, cameralabs.org


Любимая пианистка Сталина

История Марины Юдиной

В 1960-е годы она была настоящей легендой музыкального мира. Публика слушала ее стоя, не отпускала со сцены. В конце концов, окончательно устав, пожилая женщина показывала со сцены руки, заклеенные пластырем: «Простите, я больше не могу... Резала рыбу кошкам».

18.10.2019 16:00, izbrannoe.com


Тяжелые шутки

Разбор нашумевшего «Джокера»

«Это самый тяжелый фильм», «это самые пронзительные шутки», «это жизнь в ее прямом воплощении». Такие отзывы мы слышим от людей, выходящих из кинотеатра после просмотра фильма «Джокер». Ему пророчат «Оскар», он самый обсуждаемый, после него плачут и уходят в депрессию. Посмотрели, что говорят об этом кино пользователи социальных сетей.

15.10.2019 19:00, Редакция "Частного корреспондента"


Инга Кузнецова: «Это антиутопия с прогнозом на завтрашнее утро»

Интервью, посвященное новому роману писательницы

Роман «Промежуток» Инги Кузнецовой — о том, что с нами сегодня происходит и какие формы может принять социальный протест, если запретить не только дело, но и слово. Сможет ли Промежуток, в котором оказались герои, стать Просветом в недалеком будущем? Какую цену стоит заплатить, чтобы построить новую реальность «с нуля»?

15.10.2019 16:00, Игорь Бондарь-Терещенко


Ловушка для Вирджинии Вулф

Дом стал для нее роковым

В 1919 году писательница купила загородный дом — маленький особняк XVIII века Монкс-хаус, «Монашескую обитель». Сейчас этот дом сделали её музеем. «Сказочное место!» — такие записи оставляют посетители. А вот сама писательница так и не смогла ужиться с этой «сказкой». Почему?

14.10.2019 19:00, Дмитрий Воденников, story.ru


Настоящий детектив

Артур Конан Дойль в роли Шерлока Холмса: как писатель расследовал реальное преступление

Конан-Дойль — известный всему свету сочинитель похождений Шерлока Холмса, спустился недавно с высоты фантазии и изобразил лично Шерлока Холмса, чтобы доказать невиновность одного молодого адвоката, Георга Эдальи, осужденного в 1903 году, совершенно несправедливо, к 7 годам тюремного заключения.

13.10.2019 19:00, grandpaper.ru


Ольга Киселёва: «Человек, который входит в лес, должен понимать, что он на территории искусства»

Как искусство связано с экологией

Единственной достопримечательностью французского города Бискаррос на протяжении веков был старый вяз, нежно любимый его жителями. Несколько лет назад дерево погибло, и для создания нового символа мэрия пригласила художницу Ольгу Киселёву. Потратив весь бюджет проекта на исследования, она узнала, что дерево погибло от грибка, но если французскую породу скрестить с устойчивой к нему сибирской, его можно вернуть к жизни. Оживший вяз и есть произведение, созданное Киселёвой, — а художница разрабатывает новые проекты на стыке искусства и науки со священными деревьями разных религий.

13.10.2019 16:00, Ольга Киселева, iskusstvo-info.ru


Подкинуть дров для осенней хандры

Самые пронзительные фильмы

Для человека абсолютно естественно желание испытывать всю гамму чувств — от предельной радости до предельной грусти. Если вы соскучились по фильмам с глубоким смыслом, искренним сюжетом и широкой палитрой эмоций, то эта подборка — для вас.

12.10.2019 19:00, cameralabs.org


«Творчество — прежде всего чувство, а чувства нельзя вечно контролировать»

Джордж Оруэлл. Эссе «Литература и тоталитаризм»

Джордж Оруэлл родился в семье чиновника из опиумного департамента британской Индии, работал в полиции колониальной Бирмы, воевал на стороне ополчения в гражданской войне в Испании. Во время Второй мировой вел антифашистские передачи на BBC. Сегодня Оруэлл наиболее известен как автор слов «мыслепреступление» и «новояз», антиутопии «1984» и притчи «Скотный двор» — аллегории на революцию 1917 года в России. Публикуем эссе Оруэлла о том, как живое слово закономерно умирает при тоталитарных режимах.

11.10.2019 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.