Подписаться на обновления
19 августаВоскресенье

usd цб 66.8757

eur цб 76.1848

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
Михаил Лифшиц   среда, 18 мая 2011 года, 01:48

Огромный труд великого знахаря
Александр Солженицын: «Двести лет вместе»


Александр Солженицын // Фото: Михаил Евстафьев
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В книге на основе архивных документов, свидетельств очевидцев и собственных размышлений автор оценил истинную, ранее не до конца понятную роль, которую играли евреи в жизни России ХVIII, ХIХ и ХХ веков. А также и то, как Россия и русский народ влияли на многочисленное еврейское население.

«Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и поиска доброжелательных решений на будущее. Но надо и не упускать из виду: за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими нынешними российскими».

                    Александр Солженицын



В начале второго тома определён предмет изучения, ведь книга — исследование (по-солженицынски: «В УЯСНЕНИИ»), или, словами В. Высоцкого, «кто ж такие евреи?».

Подробно и научно (на 19 страниц текста 84 ссылки на первоисточники) разбирает этот вопрос автор. Приводит цитаты, например: «…чем больше еврейство дробится физически, тем более оно внутренне сплачивается». Цитируемая фраза — либо обычная писательская выходка, текстовая красивость, не имеющая смысла, либо дьявольский посыл типа усиления классовой борьбы при социализме, чтобы руки развязать для расправ с невинными. А.И. Солженицын из этой науки делает вывод: евреи — это все кто хочешь: в ком есть еврейская кровь, или кто ходит в синагогу, или кто сам себя считает евреем, или кого другие считают евреем, или кто евреям сочувствует. Проще сослался бы на генерала Макашова: «Жиды — это плохие люди». Для полноты и наукообразия можно было бы так: «Все евреи — плохие люди, а все плохие люди — евреи».

Автор, мудрец и беспристрастный философ, одинаково строго относящийся и к русским, и к евреям (иногда только позволяющий себе простительное восклицание: «Эх! И нам бы так же, как они!»), делает следующие выводы.

1. Угнетения евреев в тех масштабах, о которых принято думать, в России не было. «Тюрьма народов» — это миф, раздутый недоброжелателями России. Евреи всегда жили лучше, чем русские крестьяне. Черта оседлости была в большой степени условной. Правительство не угнетало евреев, а, наоборот, о них заботилось, старалось приобщить евреев к положительным занятиям, к земледелию. Но евреи упорствовали, отлынивали, не хотели садиться на землю, а стремились заняться привычным для них непроизводительным трудом — торговлей, маклерством, винокурением, арендой. Другими словами, ограблением и спаиванием русского народа. Причины разные, но главная — в том, что евреи никогда не чувствовали себя настоящими гражданами России, считай, саботировали, не хотели трудиться по-настоящему, а так, вертелись, чтобы временно перебиться.

Как бы ни сложилась дальнейшая писательская судьба, сегодняшний Александр Исаевич несёт посмертную вахту вымученного литпамятника, каменноликого учителя жизни, железного дровосека, прорубившего творческий путь промеж «плохим» советским и «хорошим» антисоветским «обществом». Личные заслуги Солженицына перед новейшей историей неоспоримы, тома «Архипелага ГУЛАГ» и «Красного колеса» вынесли мозги советской интеллигенции, вернуть вещество на место Александр Исаевич пытался всю оставшуюся жизнь, не вышло, а теперь поздно. Читать его (с учётом введения в образовательную обязаловку) будут всё меньше и меньше, ну и лучше понимать, как ни парадоксально, станут «те, кому надо». Александр Исаевич ни капли не обидится — мало кто, как он, умел выдержать олимпийскую позу и в пору международного триумфа, и в смертный час читательского равнодушия.

Тому факту, что попытка посадить евреев на землю в Новороссии частично удалась, автор не придаёт большого значения, считая его, по-видимому, нетипичным. Ведь прижились некоторые еврейские хозяйства на юге. За несколько десятков лет эти хозяйства добились высоких урожаев и надоев, в этих хозяйствах выросла еврейская молодёжь, с детства привычная к сельскому труду. Даже делегация была в столицу с просьбой расширить площади. Наверное, успехи были бы весомее, но чиновники разворовывали то, что правительство давало еврейским переселенцам на обустройство на пустом месте, а наверх слали отчёты о неспособности евреев к земледелию. Эти отчёты цитирует А.И. Солженицын. К тому же настоящих свидетелей нет — почти всех евреев-крестьян Причерноморья убили немцы в Отечественную войну, а потомки немногочисленных уцелевших еврейских сельских жителей рассеяны по России и по миру.

2. Деятельность евреев наносила России экономический вред. Основные еврейские занятия: торговля вином, контрабанда, посредничество, аренда — приводили к угнетению, экономическому закабалению крестьянства и, конечно, к спаиванию русского народа. Из-за этого правительство пыталось ограничить еврейскую деятельность, уменьшить вред, который евреи приносили России. Но никакие меры не давали прямых результатов, скорее приводили к противоположному — ещё большему расползанию зла, потому что евреи любые меры обходили, честных государственных деятелей обманывали и переманивали на свою сторону, а нечестных чиновников подкупали.

При объяснении смысла полезных для России предприятий, затеянных евреями: развития банковского дела, строительства железных дорог, организации хлеботорговли и торговли лесом и др. — автор книги вскрывает тайные и низкие побуждения, подчёркивает антирусский и проеврейский характер этих предприятий. Иногда, впрочем, отмечая вскользь, что по тем временам дело это было неплохое и жаль, что оно развалилось, когда из него очередным ограничением заставили уйти евреев.

С таким же основанием можно было бы написать, что Третьяков скупал картины русских художников, чтобы разбогатеть, потом оставил галерею городу, чтобы прославиться, а П.И. Щукин обменял свои картины на генеральский чин. Разбору этих обвинений можно посвятить много страниц, а на последней странице небрежно согласиться с тем, что шедевры, собранные братьями Третьяковыми и братьями Щукиными, всё-таки приносят пользу родине.

3. Слухи о еврейских погромах сильно приукрашены. Обычно евреи сами провоцировали погромы своей наглостью, богатством, оскорблением святынь. Русское население от погромов страдало больше, чем еврейское, потому что у русских не было оружия, а евреи стреляли в людей, в портреты государя, в уважаемых народом общественных деятелей и членов царской семьи. Правительство никак не замешано в организации погромов (хоть в книгу и просочилось обращение одного деятеля к своим подчинённым, сделанное во время одесского погрома, что мы, мол, в душе согласны с тем, что надо бить евреев, но помогать погромщикам не должны). Православная церковь стояла (даже на коленях) за евреев, защищала их от громил. И самих же русских за эти погромы судили и наказывали.

Страдания евреев от погромов преувеличивали, особенно надеясь на реакцию богатых зарубежных евреев. Где убили 10 человек, кричали, что погибло 50, говорили об изнасилованиях и глумлении над трупами, а этого просто не было.

Поневоле вспомнишь унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

4. Евреи бегали от военной службы. Хоть и отмечает автор отдельные проявления еврейской храбрости на войне, но в целом роль евреев в войне, в обороне страны — негативная. Кроме того, отставные солдаты, жившие вне черты оседлости, выписывали себе кучу мнимых родственников, чем разрушали здоровый и спокойный быт свободной от евреев местности. В Первую мировую войну евреи-солдаты перебегали на сторону противника или дезертировали, евреи-поставщики воровали, евреи — жители прифронтовой полосы шпионили, за что их выселяли и брали из них заложников (автор признаёт, что выселяли бессистемно и бездарно). Евреи, жившие в странах-союзницах, подрывали авторитет России.

Мой отец воевал в Отечественную войну с первого до последнего дня, мой дед воевал в Первую мировую унтером, а в Отечественную — ополченцем и был контужен и на той войне, и на этой. Мой прадед родился в Кронштадте в солдатской семье. Все знакомые моих родителей, и евреи, и русские, воевали, никто в тылу не подъедался. Так что про мой еврейский род А.И. Солженицын пишет неправду.

Год назад Владимир Владимирович Путин дал министерству образования ценное поручение: доработать учебные программы. Образовательное ведомство справилось с поставленной задачей, и в школьную программу наряду с уроками веротерпимости и толерантности вошёл раздел истории репрессий. Творчество Александра Исаевича Солженицына будет представлено его главным произведением — «Архипелагом ГУЛАГом». К чему бы это — рассуждают блогеры.

5. Огромный вред приносили евреи России во внешней политике. Преувеличенные слухи о притеснениях русских евреев возбуждали антирусские настроения в Европе, мешали проведению сбалансированной политики. Еврейские банкиры отказывали в кредитах, мешали сближению России с Западом.

6. Революция — чисто еврейское дело. Ушедшая от еврейства и не пришедшая никуда еврейская молодёжь раскачивала существующий строй. Евреи заставляли рабочих бастовать, стремились превратить требования об увеличении зарплаты в революцию. Принуждали рабочих бунтовать по-настоящему, строить баррикады, стрелять. А русские рабочие были недовольны только условиями труда и, если бы не подзуживание евреев, возможно, договорились бы с хозяевами. Для евреев же главное было — поджечь чужой дом — Россию. Ради такого поджога евреи-революционеры могли выступить и с антиеврейскими призывами.

Герберт Уэллс писал в «России во мгле», что в русской революции много евреев, но подчёркивал, что борются они не за еврейскую идею. Спектр интересов, приведших людей в революцию, необычайно широк. Шли от бедности, от богатства, от чистоты души и светлых устремлений, от подлости, от горя и от радости. Получались тираны, кровопийцы, герои, полководцы, провокаторы, кто угодно. Причём каждому еврею можно поставить в соответствие русского или грузина, который ничем не лучше или не хуже.

В дальнейшем или вычёркивали евреев из истории революции, говорили, что их в революции не было, а был только иуда Троцкий (это когда революция считалась хорошим делом), или, как А.И. Солженицын, усиливали роль, говорили, что вот они-то кашу и заварили. Исследуя причины такого сложного явления, как русская революция, столь настойчиво тянуть еврейскую нитку бессовестно. Тем более что существуют более авторитетные мнения. «Евреи не внесли решительно ничего нового, своего, не обнаружили не малейшей инициативы, никакой оригинальности: они только легко усваивали выработанные христианами понятия, идеи, привычки». Так писал Л.Г. Дейч, один из первых русских марксистов, в книге «Роль евреев в русском революционном движении» (ГИ, М—Л, 1926 г.).

7. Еврей — агент, представитель еврейства. Русский может быть великим человеком, может совершить благородный, героический поступок, может работать во благо родины, но может быть и подлецом, предателем, пьяницей. Русского можно наградить или наказать. Русский — это отдельный человек. Еврей только выполняет задание. Если еврей играет на скрипке, то «да, действительно, евреи музыкальны», если еврей не стал пахать, то «евреи не годятся для этого дела», если еврей не хочет креститься, то «евреи сохранили обособленность», если еврей крестился, то «евреи — конформисты». Во всяком деле нужно найти хоть одного еврея, а дальше можно смело объявить любое дело еврейской затеей. Даже если еврей прославил Россию, то «да, евреи талантливы, но полностью доверять им нельзя, потому что они, маскируясь, служат своему еврейству».

Если поверить А.И. Солженицыну, то я не существую. Моя душа, единственная в мире, не принадлежащая никому, кроме моих любимых людей, ничего не стоит. Про меня можно сказать только, что некоторые евреи совершенно не имеют музыкального слуха и что многие евреи носят очки.

Хорошо, что Солженицын начал исследование с 1795 года. Начни он на две тысячи лет раньше, от него бы не укрылись тайные еврейские намерения самого известного деятеля первых лет первого тысячелетия, отдавшего себя во спасение человечества.

8. Евреи — везде. Стоит чуть ослабить контроль, они тут же набегают. Захватили поставки в армию, скупили, сгноили, продали за границу, взвинтили цены. Дороговизна военного времени — во многом из-за них. Правда, отмечает автор, русские откупщики воровали так же (но эти-то воровали своё, а те — чьё?). Разрешили детям воинов поступать в высшие учебные заведения, так сразу троюродные племянники всех тыловых крыс заполнили университеты, в частности заняли места студентов-патриотов, добровольно ушедших на фронт. Евреев-студентов стало где половина, где 80%.

Бывшие жители ГДР после объединения налегли на бананы, ещё бы немного, и оставили бы они всю Германию, весь мир без этого полезного и вкусного продукта. Беда! Но обошлось, поели-поели и наелись, теперь не отличаются от других немцев. Может, и тут… Но не оставляет А.И. Солженицын такой надежды. Нет, не наедятся, дай только волю, и они всю Россию захапают.

9. Все причины активного участия евреев в русской революции приводятся крайне несимпатичные: упадок торговли, а евреи ничего другого не умели делать, нежелание идти на фронт, нежелание вернуться в те места, откуда их выселили, боязнь отказаться от роли штрейкбрехеров (работа в административных органах), стремление отомстить русскому народу за притеснения (работа в карательных органах). Тут и Б. Пастернаку достаётся за узость взглядов. Тут же спорный тезис о том, что иудаизм близок к большевизму, а православие — противоположно. Поэтому, мол, евреям в революции вольготнее. Сюда бы добавить высказывание Г.А. Зюганова, что Иисус Христос был первым коммунистом, тогда уж ни за что не сведёшь концы с концами.

10. А.И. Солженицын навязывает читателю мысль о непреодолимости границы, отделяющей евреев от человечества. Исследует, делит ассимиляцию на культурную, бытовую и прочую, которую ещё можно признать. Но уж в душе еврей — всё равно еврей, как бы ни маскировался. Но не только русские не должны растворять в себе евреев, но и хорошие по-солженицынски евреи должны соблюдать дистанцию. Приводится цитата: «Унизительно уповать на власть, чтобы она защитила от не любящего тебя народа, унизительно исходить благодарностью к лучшим, достойнейшим представителям этого народа за то, что они замолвили за тебя слово». Примените эти слова к любой житейской ситуации, и станет ясна их нелепость.

Мне кажется, что если вот так кратко записать основные тезисы книги А.И. Солженицына «Двести лет вместе», то опровергать их особенно не нужно, и так всё ясно. В книге эта суть скрыта в огромном количестве ссылок, цитат, странных, не сразу читаемых фраз, оговорок, искажённых слов и рассуждений вроде таких: может ли еврей радоваться успехам своей страны России и огорчаться от её неудач и что еврей при этом имеет в виду.

У меня есть знакомый (не еврей, не русский), страдающий тяжёлой болезнью. Человек он умный, образованный, но слишком самостоятельный, поэтому пытается лечиться от своей болезни сам. Он обратился через интернет во Всемирный институт здоровья, или Мировую академию самолечения, в какое-то такое виртуальное учреждение, точного названия я не знаю. Описал признаки болезни и попросил совета. Ему пришёл пространный ответ, который он дал мне прочитать. В документе содержалась россыпь медицинских, биологических и химических терминов. На двух страницах описано, как свободные радикалы переходят в аминокислоты, а молекулы проникают сквозь оболочки, от этого сердце бьётся ритмичней, лёгкие дышат свободней, почки работают лучше. А причина — в этих радикалах и молекулах, и это ясно любому здравомыслящему человеку. Только у врачей официальных медицинских учреждений «не хватает ума это понять». Так и было написано. Потом, конечно, советовали купить их лекарства за хорошие деньги. Написал этот документ классический современный знахарь. Я листочки вернул знакомому и посоветовал не связываться.

Сходство удивило. Уж очень знахарский документ походил по стилю на книгу «Двести лет вместе»: всеми силами доказать то, чего нет, но в чём сам автор хочет быть уверен. А такое у Солженицына есть, хочется ему подогнать факты, ссылки, документы под заранее придуманную теорию. Я сам слышал, как он рассказывал по телевизору, что его сыновья — настоящие русские. А его сыновья на самом деле — настоящие американцы, и по виду, и по речи.

Зачем Солженицын написал эту книгу? Хотел привлечь к себе внимание, раз мало стали к нему прислушиваться, раз не удалось стать пророком, Львом Толстым? Может, со дна души у него поднялось то, что было всегда, но в такой степени не выходило наружу? Не знаю, не мне судить. Но книжку я прочитал, а таких немного среди тех, кто её купил. Душная книга.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Алгоритм не виноват

Что такое «парадокс дружбы» и как он работает в фейсбуке

Все мы вроде понимаем, что фейсбук формирует наши ленты, сортирует рекламу и списки людей, которых нам нужно добавить в друзья. Но это знание не спасает от ощущения, что вокруг только ужасные новости, а живем мы при этом скучнее всех, на кого подписаны. T&P опубликовали отрывок главы из книги научного журналиста Борислава Козловского «Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям» о том, почему в этом нельзя винить только коварные соцсети и как мы сами ограждаем себя от альтернативной информации.

14.08.2018 13:00, theoryandpractice.ru


Как изменчив этот мир...

Интервью Артёма Пудова с медиаменеджером, ТВ-продюсером и писателем Виктором Елисеевым

В издательстве «Эксмо» вышла книга Виктора Елисеева «Как заработать на своём имени» — пошаговая инструкция, призванная помочь читателям разобраться с инструментами self-marketing. Артём Пудов побеседовал с автором о жизненных ценностях, работе и будущем.

30.07.2018 16:00, Артём Пудов


Интимные сплетни

Почему партнер не обязательно должен быть приятным собеседником

В издательстве «Альпина Паблишер» выходит русская версия бестселлера «Забей на любовь! Руководство по рациональному выбору партнера» Майкла и Сары Беннет. T&P опубликовали отрывок из главы про то, что, помимо взаимного влечения или харизмы, забить можно и на «общий язык», без которого, по укоренившемуся мнению, отношения невозможны.

14.07.2018 13:00, theoryandpractice.ru


Солдаты на поле

Как футбол становится метафорой общественных отношений

Во время чемпионата мира по футболу повышение пенсионного возраста, правила общения российских женщин с иностранцами или контраст между праздничной атмосферой и положением политических заключенных становятся не меньшим поводом для новостей, чем происходящее на поле. Разумеется, это началось не сегодня. То, как футбол транслировал устройство социальных отношений раньше, описано в работе Ирины Градинари «„Я“ и „мы“ на зеленом квадрате. Футбол и советская коллективность в художественных фильмах сталинской эпохи». T&P опубликовали отрывок из этой статьи, которая вышла в сборнике «„Вратарь, не суйся за штрафную“: Футбол в культуре и истории Восточной Европы» издательства НЛО.

10.07.2018 13:00, theoryandpractice.ru


Кто мы такие в культурной пустыне

А что если наши религиозные представления зависят от экологии?

Американский биолог Роберт Сапольски уверен, что это так, и готов убедить вас. Кто мы такие? Этот вопрос не исчезает с радаров науки, искусства, религии, да и, пожалуй, всех остальных областей нашей жизни уже которое столетие: он тонет в жарких спорах, обречённый оставаться риторическим. Что, впрочем, не помешало Роберту Сапольски, американскому нейроэндокринологу, назвать книгу именно таким образом. «Кто мы такие? Гены, наше тело, общество» вышла совсем недавно в издательстве «Альпина».

07.07.2018 13:00, Анастасия Коврижкина, newtonew.com


«Москва была грязным, запущенным и беспорядочным городом»

Воспоминания о городах мира Ильфа и Петрова

Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», встретившийся с читателем в первой половине 1928-го, в течение года после публикации совершенно не рецензировался. Одна из первых статей об этом произведении появилась только 17 июня 1929 года. Рецензия Анатолия Тарасенкова так и называлась: «Книга, о которой не пишут». Наследие Ильфа и Петрова – это не только художественные произведения, но и публицистические очерки, заметки и записные книжки, благодаря которым можно узнать многое о современниках писателей и об эпохе, в которую им довелось жить.

25.06.2018 19:00, Дарья Пащенко, diletant.media


Нервная система креветки

Почему чем мы старше, тем меньше любим все новое

По подсчетам приматолога и нейробиолога Роберта Сапольски, к тридцати пяти годам большинство из нас перестает воспринимать новую музыку, а к тридцати девяти уже не хочется пробовать необычную еду. «Теории и практики» публикуют главу из сборника его эссе «Кто мы такие? Гены, наше тело, общество», в которой он объясняет, почему с возрастом нас все больше пугает все новое.

19.06.2018 13:00, theoryandpractice.ru


Господь дал нам талант: присягая – Родину защищать

Книга о жизни, смерти и воинском долге

В БОУ г. Омска «СОШ № 83» несколько лет назад побывал майор запаса Виктор Николаевич Николаев, награждённый орденом Красной Звезды, член Союза писателей России, автор книги «Живый в помощи (записки «афганца») и многих других, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2012 год.

16.06.2018 16:00, Виктор Власов


Жизненно важный продукт

Как Иван Грозный, Петр I и Сталин использовали алкоголь для управления страной

Автор книги «Краткая история пьянства от каменного века до наших дней: что, где, когда и по какому поводу» Марк Форсайт внимательно изучил историю алкоголя и его употребления разными народами в разные исторические периоды. T&P опубликовали главу, посвященную России. Зачем на Руси начали выстраивать «систему спаивания народа властями», а хозяев кабаков сделали по сути госслужащими, каким образом использовали алкоголь Петр I и Сталин и почему во всем виноват Иван Грозный — в беспощадной истории российского пьянства не всегда очевидно, что факт, а что всего лишь легенда.

09.06.2018 16:00, theoryandpractice.ru


Калсарикянни: что такое финский дзен

Или почему полезно быть немного ленивым

Скандинавские дзен-практики имеют свои названия: лагом, хюгге, калсарикянни. В них входит забота о себе — психологическая и физиологическая. Да еще и с алкоголем. Zozhnik.ru опубликовали главы из книги о «Калсарикянни» с разрешения издательства «Альпина паблишерс».

07.06.2018 09:00, zozhnik.ru






 

Новости

Московские библиотеки раздадут десятки тысяч списанных книг
4 июля на сайте knigi.bibliogorod.ru появится новый список книг, которые библиотеки готовы передать в добрые руки.
В Новосибирске вышел сборник стихов, посвящённых трагически погибшему поэту Виктору Iванiву
Книга «Город Iванiв», состоящая из поэтических посвящений новосибирскому писателю, поэту и переводчику Виктору Iванiву (Иванову), покончившему с собой в феврале 2015 года, вышла на его родине.
Издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве
В первый день выставки Нон-Фикшен издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы «Открытая наука». В основе программы лежит реализация проектов по расширению открытого доступа к научным знаниям.
Восьмой "Гарри Поттер"
Новая книга о Гарри Поттере выйдет в России в ноябре
От создателя Гарри Поттера
Джоан Роулинг пишет новую книгу для детей

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.