Подписаться на обновления
17 ноябряВоскресенье

usd цб 63.8881

eur цб 70.4111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   вторник, 1 декабря 2009 года, 09:48

Одновременно
Итоговый обзор фестивальной программы «Нового европейского театра»


Сцена из спектакля "Оргия толерантности" // netfest.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






NET — фестиваль «авторский», его афиша знакомит нас не только с определёнными тенденциями, но и с взглядом конкретных людей, отбирающих названия в афишу, на эти тенденции.

Что может быть общего между благонравным Евгением Гришковцом и спектаклем под названием «Оргия толерантности», который даже в либеральной Европе способен вызвать скандальную реакцию?

«Столпы общества балуются ролевыми играми, пользуясь услугами менеджера среднего звена». «Затурканный офисный планктон пришил сожительницу». «Прижитый во грехе ребёнок играл в компьютерные игры, не замечая разлагающегося трупа матери».

Организаторы фестиваля «NET — Новый европейский театр» свели их в одной афише вместе с оперной премьерой в Большом театре, читками «новой драмы» и музыкальным перформансом с Украины.

Насколько такая программа представительна для явления, которое представляет из себя новый европейский театр, — вопрос, который и по завершении фестиваля остаётся открытым.

Но для публики смысл фестиваля — не столько в отражении неких общих тенденций, сколько в возможности увидеть воочию вполне конкретные произведения театрального искусства.

Дуть или не дуть?

Обычное дело, когда разные люди обнаруживают в одном и том же произведении, например спектакле, совершенно разный смысл. Куда интереснее, когда столь же по-разному сами создатели спектакля изнутри понимают то, что показывают зрителям.

«Гамлет говорит актёрам: играйте так, как будто вы перед зеркалом. Театр начинается с зеркала гримёрки, точнее, со взгляда актёра на самого себя. Когда мы пристально смотрим в зеркало, мы понимаем, как мало принадлежим себе. Этот кто-то другой смотрит на нас. Кто-то более реальный. Странник, который странен, как собственная судьба…»

Это высказывание Оскара Коршуноваса, постановщика «Гамлета», которым открывался в этом году NET. А вот что за два дня до московского представления в отсутствие режиссёра говорил исполнитель главной роли:

«Клавдий — либерал, он хочет быть хорошим королём, идёт на компромиссы, всем всё разрешает, эти компромиссы накапливаются до критической массы — и появляется Гамлет. До какой черты мы толерантны? Сколько мы можем вытерпеть? Вчера это было ненормально, сегодня мы договариваемся, что это нормально, перестаём испытывать угрызения совести. И всё заканчивается Содомом и Гоморрой, уничтожением».

Наверное, чисто теоретически эти концепции не исключают друг друга, а могут быть взаимодополняемыми. Однако никаких конкретных соотнесений со словами актёра о «накоплении критической массы компромиссов» я на сцене не увидел.

А вот «поиски гамлетовского театра, который оказывается ловушкой для внутренней реальности», — это да, сколько угодно. Опорный элемент сценографии — гримёрный столик, с выдвижным ящичком, подсветкой, а главное — зеркалом.

Вглядываясь в это зеркало, актёры хором, наращивая мощь голоса, практически гипнотизируют себя вопросом: «Кто ты такой? Кто ты такой?»

Вокруг стоят кадки с цветами — может, от предыдущего представления остались в гримёрках, может, просто для красоты.

По факту «Гамлет» Коршуноваса — типичный евростандарт. Не самого последнего сорта, а пожалуй, что и первого. Но многие броские и эффектные решения напоминают о других «Гамлетах», и даже не всегда самых выдающихся.

К примеру, Призрак и Клавдий — это один и тот же актёр, и когда Гамлет предлагает сравнить портреты отца и дяди, этот актёр просто поворачивается головой к зеркалам разными сторонами, но у Стуруа Клавдий и Гамлет-старший уже отождествлялись, и достаточно давно.

Превращение Розенкранца и Гильденстерна в пару геев-трансвеститов, в платьицах и с дамскими сумочкми — и вовсе вчерашний день, что там говорить, если в студенческом (!) «Гамлете» из Владимира (!!) Розенкранц и Гильденстерн оказывались девушками, закованными в сбрую, ползающими на четвереньках, готовыми сорваться с поводков и всех покусать!

Про частные находки вроде того, что Гамлет прикладывает флейту к промежности и предлагает трансвеститу Розенкранцу на ней «поиграть», а тот задаётся вопросом «Дуть или не дуть?», решаясь всё-таки: «Дуть!» — можно говорить долго, и наблюдать за ними, пожалуй, до некоторой степени даже забавно. Но в пересказе они своё скромное обаяние теряют, а каким образом такие моменты должны работать на общую режиссёрскую концепцию, я, как ни старался, не уловил.

И дело, разумеется, не в заимствованиях — вряд ли Коршуновас видел хотя бы одного из упомянутых выше «Гамлетов», — а в точном соответствии общим направлениям современного театра.

К финалу у Коршуноваса внутритеатральная реальность окончательно поглощает всякую другую, Розенкранц и Гильденстерн, одетые в матроски, оборачиваются могильщиками с детскими лопатками — и всё это не выходя из-за гримёрных столиков.

История с раздеванием

Фильм Явора Гырдева «Дзифт» после успеха на 30-м ММКФ был даже выпущен в кинопрокат. И хотя денег собрал немного, случай для болгарской картины в любом случае уникальный.

Спектакль «Калигула», при всей условности театральной эстетики, в отличие от кинематографического натурализма «Дзифта», во многом с ним схож: он жёсткий, динамичный, с большим количеством обнажёнки — исполнитель заглавной роли Димо Алексиев не раз предстаёт перед публикой в чём мать родила, и ничего дурного в этом нет, тем более что он демонстрирует прекрасно натренированное тело, разве что грудные мышцы чересчур перекачал.

Символизм оформления столь же откровенен в своей простоте, всё сценографическое решение построено на восьмиграннике: красный шатёр, в котором разыгрывается действие, два ряда для зрителей, окружающих сценическую площадку с колодцем в центре и мини-бассейном внутри, с крышкой на этом колодце — геометрия пространства воспроизводит эмблему империи Калигулы.

Костюмы персонажей — чёрные шинели, чёрные рубашки, чёрные сапоги, чёрные ремни и перчатки и т.д. вплоть до чёрных трусов-боксёров — вызывают ассоциации со штурмовиками, точнее, с тем, как их себе представляют в секс-клубах для любителей садомазо, — в ход Гырдев пускает и хлысты с резиновыми наконечниками.

Плотского в болгарском «Калигуле» предостаточно — даже почившая Друзилла, то есть её «мёртвое» тело, участвует в представлении как самостоятельный, пусть и исключительно пассивный персонаж — сначала его таскает сам Калигула, затем раздевает, омывает и заворачивает в саван, убирая в выдвижной ящик-склеп, дородная девица, тоже вся в чёрном, обозначенная в программке как Persona Muta.

Зацикленность на телесном аспекте пьесы не сказывается отрицательно на философском её заряде — философии у Камю столько, что деваться некуда.

А вот с психологией в этой эротической драме дело обстоит хуже. Отчасти это определяется природой драматургии Камю. Но достаточно вспомнить, как играл Калигулу в ленсоветовской постановке Константин Хабенский: тот спектакль был не только философской, но и человеческой трагедией.

С «человеческим» в постановке Гырдева явный недобор: вся фантазия режиссёра уходит, с одной стороны, на плотскую, телесную сторону, с другой — на абстрактно-символико-философскую.

Средства, которые при этом использует режиссёр, могут вызывать сомнения по части вкуса, но надо признать, они простые и броские, к примеру, Геликон в последнем акте пьесы (спектакль длится почти два часа без перерыва) выходит в красном парике, в такого же цвета трусах-боксёрах под белой полупрозрачной юбкой-кринолином и с мегафоном в руках.

Танец Венеры главный герой изображает, брызгаясь водой из колодца-бассейна, с накрашенными губами. Такое ощущение, что Калигула у Гырдева не столько ставит экзистенциальный эксперимент, дабы нащупать границы личной свободы, сколько получает телесное удовольствие от садистских забав.

Театр терпимости

Поначалу много говорили о «скандальности» спектакля Яна Фабра «Оргия толерантности». Потом, когда билеты уже разошлись, а вокруг постановки возник нездоровый ажиотаж, решили притормозить коней и один из арт-директоров NET Роман Должанский на пресс-конференции заметил, что не надо, мол, нагнетать, что при всей радикальности художественных средств это обычный, нормальный спектакль, более того, «самый высокодуховный в программе фестиваля» (дословная цитата), и уточнил, что «средства могут покоробить и ошибочно быть приняты за содержание, а это всего лишь форма».

Ну с формой-то как раз в «Оргии толерантности» всё понятно — кучка артистов выкаблучивается полтора часа, кричит по любому поводу «фак ю» и имитирует непристойные действия.

Основным занятием на «Оргии» становится мастурбация: соответствующие пластические экзерсисы проходят через всё представление лейтмотивом.

Нынешний NET, дабы немного обновиться, добавил в свою афишу две специальные программы. Под одну, музыкальную, выделили соответствующий день. Вторую, драматургическую, развели по всему фестивалю. Обе программы удались.

Девушки, вступающие в половые сношения с неодушевлёнными предметами, и в частности с кожаными диванами, в последующей, весьма продолжительной сцене, сидя на тележках из супермаркета, «рожают» всевозможные продукты и товары народного потребления, в том числе и маленькие диванчики.

Естественно, оправдывая жанр «оргии», исполнители то и дело снимают трусы, но немолодых обнажённых мужчин можно наблюдать сколько угодно и в спектаклях Додина, а уж по части «духовности» никакому Яну Фабру до Льва Абрамовича и на цыпочках не дотянуться.

Бельгийские артисты посылают своё «фак ю» всему миру, начиная с мусульман и буддистов и заканчивая директорами-геями фестиваля и самим Яном Фабром, — типа это такая самоирония. Ну если уж они такие нетолерантные, попробовали бы «зафачить» патриарха Кирилла, что ли, или мэра Москвы на худой конец.

А то над Димой Биланом поглумились — тоже мне герои, над Димой-то Биланом и глумиться грех, для этого смелости ни художнической, ни человеческой вовсе не требуется.

Авторы спектакля устали от восторжествовавшей в Европе «толерантности» и решили быть «неполиткорректными». Но их «неполиткорректность» до того «политкорректна», что даже странно.

А что до толерантности, то общий посыл действия вовсе не против неё, просто Фабру и компании почему-то кажется, что уже победившая в цивилизованном мире толерантность какая-то ненастоящая и нужна другая, подлинная.

Бумажный солдат

Действие нидерландского спектакля «Великая война» разворачивается на нескольких миниатюрных площадках. Трое исполнителей при поддержке одного звукорежиссёра за пультом разыгрывают в миниатюре не столько даже сражения Первой мировой войны, сколько впечатления отдельных солдат, участвующих в ней: по жидкой земляной грязи топают сапоги, сгорают и обугливаются под воздействием газовых горелок зелёные ростки, появляются и исчезают миниатюрные фигурки, рвутся вспышками петарды, тонут в аквариуме кораблики, а на видеопроекции, которую мини-камеры выводят на большой экран, всё происходящее выглядит как страшный, но всё-таки прикольный мультик.

То, что видит на экране публика, не спектакль — спектакль разыгрывается почти незаметно от зрителя на камеру, а на экран проецируется нечто иное, и в целом действо представляет из себя не столько театральное представление, сколько мультимедийный перформанс. Выполненный на необычайно высоком уровне мастерства, да и придуманный весьма занятно.

Пожалуй, даже более занятно, чем, скажем, «Сталинградская битва» Резо Габриадзе, только у Габриадзе был спектакль и была поэзия, а в голландском перформансе поэзии нет совсем.

ОдноврЕмЕнно

Премьера моноспектакля Евгения Гришковца «+1» состоялась ещё весной, но именно этой постановке, единственной из постоянно идущих на московских сценах, выпала честь представлять российский театр в контексте нового европейского.

Хотя «+1» в знаковой системе, общепринятой для виртуальных дневников, означает всего лишь приобщение к уже высказанному выше (то есть ранее) мнению, а Гришковец с некоторых пор и сам приобщился к числу авторов таких дневников, спектакль — не про виртуальное пространство, а про реальное.

За положительную единицу счёта в данном случае Гришковец принимает самого себя, а заодно и любого, кто в нём захочет и сумеет увидеть собственное отражение, и дальше без малого два часа тщательно и, надо отдать должное, вдумчиво выстраивает систему пространственно-временных координат, чтобы определить в ней место для этой единицы: Марс и рай, история мировых цивилизаций, уходящая далее в прошлое, в дарвиновскую эволюцию, — всё это в локальных масштабах комнаты о двух окнах, в довольно уютном помещении.

Соответствующим образом решено пространство сцены: в центре — нормальное, пригодное для человеческого существования помещение, со столом, прочей нехитрой мебелью и выходящим на улицу окном, представляющим из себя видеоэкран, на котором воспроизводится изменчивый уличный пейзаж; за занавеской, как обнаружится в финале представления, ещё одно окно, но уже не пространственное, а временное, окно в прошлое — в нём можно будет увидеть лица со старых фотографий.

Вокруг этой импровизированной комнатушки или кабинета насыпан песчаный «марсианский пейзаж», для выхода в который персонажу необходимо надеть скафандр. Шаг вправо — и он на Марсе закрепляет за Россией новую завоёванную территорию, втыкая в холмик из инопланетного песка соответствующий флажок; шаг влево — и он уже в раю, и сквозь песок прорастают чахлые кустики, предположительно райские кущи.

На эту почти по Андрею Платонову выстроенную космогоническую систему Гришковец накручивает обычные свои ностальгические побасенки, говорит про то, что хорошо, конечно, когда пришёл усталый домой, а дома суп готовый и водка в холодильнике осталась, но после второй рюмки общества супа недостаточно, тянет к тем самым остальным человеческим миллиардам, а у них свои заботы, и тогда — третья рюмка, а с ней усталость возвращается обратно и ещё сильнее, чем была... а зритель-слушатель должен хлопать себя по лбу: ну точно, вот и у меня всё точно так же!

Гришковец с заметной настойчивостью стремится выйти за рамки привычного образа и сложившегося формата своих моноспектаклей, расширить «хронотоп» монологов до всемирно-исторических масштабов, сохраняя при этом привязанность к детским воспоминаниям и универсальным деталям обыденной повседневности.

Пролетарии всех стран

«Висмут» — рудник в Восточной Германии, где в конце 40-х годов и происходит действие спектакля. Вопреки названию, добывают там совсем другой химический элемент — уран для русских ядерных бомб.

Шахты, равно как и целлюлозная фабрика, о которой тоже идёт речь, находятся в зоне, оккупированной русскими, со всеми вытекающими порядками, образом и уровнем жизни населения. А Руммельплац — центральная площадь, где сосредоточена «светская жизнь» этого самого населения.

Как заявляли ещё на пресс-конференции перед началом фестиваля организаторы NET, завершаться он по традиции будет «большим немецким спектаклем», намекая, что год назад под занавес они привезли из Мюнхена «Трёх сестёр» Андреаса Кригенбурга. «Три сестры» были незабываемые.

У «Руммельплаца» по Вернеру Бройнигу в Берлинском театре им. М. Горького (режиссёр Армин Петрас) сходство с ними прослеживается только в одном: этот спектакль тоже «большой», если говорить о продолжительности, — больше трёх часов.

Произведение это прозаическое и повествовательное. Спектакль принципиально фрагментарен, линейный сюжет в нём прослеживается пунктирно и только при большом усилии воли можно понять, как развиваются характеры персонажей и отношения между ними.

Режиссёр использует каноны, если не сказать штампы эпического театра Брехта, хотя и с противоположным идеологическим знаком, но с непременными, пусть стилизованными и лишь в начале спектакля, вокальными и хореографическими номерами.

При этом отбойные молотки, которыми долбят помост, настоящие и кирка, которую в финале врубают в доски помоста, тоже.

В одном из эпизодов актёры объясняют, что жизнь и театр — разные вещи, что они против натурализма и что им удалось его преодолеть, говорится это в момент, когда один из персонажей, главный бухгалтер предприятия, с которым заигрывает героиня, выскакивает из мини-бассейна под помостом без трусов.

На пустой сцене, через которую и проложен помост в зал, помимо минимально необходимой меблировки и бутафории — только пара лампочек, как от цветомузыки в первом действии, которые во втором заменяют красной сигнальной мигалкой.

Да ещё в определённый момент над сценой нависает мощный вентилятор и гонит воздух не только под задранную юбку героини, но и в сторону зрителей вместе с кусками рваного картона — так рождается образ целлюлозной фабрики.

Среди персонажей сразу выделяются двое — профессорский сынок и сын бывшего эсэсовца, одного отправили на рудник «нарабатывать трудовые мозоли», иначе интеллигенту не поступить в университет в победившей стране «народной демократии», ну а со вторым и так всё понятно — вольнонаёмный в шахте для него ещё не худший вариант.

Степень условности действия задаётся не только отсутствием бытовых декораций, но и тем, что потенциального студента из профессорской семьи играет актёр в возрасте около сорока лет, сына эсэсовца — мулат (что смешно, то смешно), а ещё там появляется один страдающий триппером — так это вообще переодетая дама-актриса с накладными усиками.

Из других эффектных режиссёрских приёмов в первую очередь бросается в глаза, причём, к сожалению, в прямом смысле слова, ослепляющий свет прожекторов, направленных прямо на зрителей — не на протяжении всего представления, а только в некоторых сценах, но довольно часто тем не менее.

Если первое действие по содержанию в основном социально-политическое, хотя уже и там персонажи волочатся за официанткой с вечно подбитым глазом, то во втором внимание больше приковано к двум лирическим линиям, в частности профессорский сынок завязывает отношения с дочкой крупного партийно-хозяйственного работника.

Однако дело идёт к тому, что трудящиеся Восточной Германии недовольны социализмом и решаются на забастовку, а ответственный работник остаётся в недоумении по поводу перспектив первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян.

Режиссёр, которого родители-коммунисты в трёхлетнем возрасте привезли из Западной Германии в Восточную, разбирается с прошлым страны, которую считает своей.

Насколько глубоко и точно — судить вне контекста трудно. Из трёхчасового зрелища в памяти остаются гонимый вентилятором картонный мусор, вспышки прожекторов да пара анекдотов, может и бородатых для Германии, но по-своему занятных. Типа «Почему в советской оккупационной зоне туалетная бумага всегда такая жёсткая?» — «Чтобы каждая жопа стала красной».

Вопрос, почему в программу фестиваля, название которого расшифровывается как «новый европейский театр», попали именно эти, а не иные постановки, особенно что касается русскоязычных проектов Москвы и ближнего зарубежья, конечно, риторический. Фестиваль в каком-то смысле «авторский», и его афиша знакомит нас не только с определёнными тенденциями, но и с взглядом конкретных людей, отбирающих названия в афишу, на эти тенденции.

К примеру, проходивший встык с NETфестиваль «Сезон Станиславского», в общем-то по программе оказался, пожалуй, не менее радикальным, чем NET, хотя вроде бы апеллирует не к новаторству, а к традиции.

Но чем больше фестивалей, тем больше у зрителя возможностей самому на личном опыте определиться, что считать новым, что скандальным, а что — бросовым и никчёмным.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

11.11.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.