Подписаться на обновления
19 октябряПятница

usd цб 65.7238

eur цб 75.5692

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   среда, 5 ноября 2014 года, 15:00

Одной ногой в Европе
В Оренбурге завершился Седьмой международный кинофестиваль «Восток-Запад. Классика и авангард». Жюри отдало явное предпочтение фильмам «западным» и «классическим»


Кадр из фильма «Оборона и защита» /kinopoisk.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Черно-белые ночи» А. Салаевa. «Утешь меня беседами» М. Турка. «Туи» Чжэ-Хан Кима. «Оборона и защита» Б. Йелчича. «Конгресс» А. Фольмана. «Мистериум. Начало» М. Норгаарда. «Две женщины» В. Глаголевой. «Дети священника» В. Брешана. «Сердце льва» Д. Карукоски. «Кто-то похожий на тебя» Э. Свенссона.

В Оренбурге завершился Седьмой международный кинофестиваль «Восток-Запад. Классика и авангард». Жюри отдало явное предпочтение фильмам «западным» и «классическим»

«Черно-белые ночи» А. Салаевa. «Утешь меня беседами» М. Турка. «Туи» Чжэ-Хан Кима. «Оборона и защита» Б. Йелчича. «Конгресс» А. Фольмана. «Мистериум. Начало» М. Норгаарда. «Две женщины» В. Глаголевой. «Дети священника» В. Брешана. «Сердце льва» Д. Карукоски. «Кто-то похожий на тебя» Э. Свенссона.

Азербайджанский сюрреалистический нуар - явление даже по фестивальным меркам диковинное. Жаль, что режиссеру не хватило элементарного профессионализма достойно реализовать весьма занятную и оригинальную идею. К тому же, это большая редкость для восточного национального кино, когда действие не привязано ни к каким этнокультурным реалиям и с тем же успехом может быть помещено в обстановку австралийскую, люксембургскую или гондурасскую.

"Черно-белые ночи" реж. Аяз Салаев

Герои фильма - молодая красавица, ее престарелый богатый муж, как сказали бы мы сегодня - "олигарх", а так же давний ее любовник, однокашник студенческих лет. По всей видимости, третий персонаж занимался оппозиционной политической деятельностью, пострадал и какое-то время был вынужден учительствовать в деревне. Могу предположить, что именно из-за политического контекста, малопонятного за пределами Азербайджана и с большим трудом "читаемого" в нынешней версии фильма: картина была запрещена властями и режиссер вынужден был ее переснимать. В результате на первый план вышел любовный треугольник, помещенный в фантасмагорические обстоятельства, связанные с творящимися чудесами на телеканале, который богач открыл ради своей жены и куда пригласил ее давнего приятеля в качестве ведущего.

Телеканал специализируется на немом черно-белом кино. Но неожиданно и технически совершенно необъяснимым образом в кадры шедевров Сергея Эйзенштейна и Фрица Ланга начинают вторгаться "прямые" и "цветные" трансляции из современной реальности. От малоимущих женщин до совокупляющихся черепах, а в первую очередь - из жизни главных героев фильма. Канал под угрозой закрытия, обманутый "олигарх" на грани разорения. Любовники тем временем планируют убийство мужа, потому что если он сядет в тюрьму, то она останется ни с чем, а если умрет, станет богатой вдовой. Потенциальный вдовец, со своей стороны, собирается спасти бизнес, подставив и посадив любовника, но судьба опережает события. Жена заманивает мужа на берег, любовник крадется к нему со спины, как вдруг женщина падает без сознания - в больнице выясняется, что у нее внематочная беременность. С истеричным смехом любовник наблюдает по телевизору за примирением супругов. Увы, воплощено это до такой степени топорно, что, несмотря на интересный замысел, в контексте использованных фрагментов знаменитой киноклассики, азербайджанские "Черно-белые ночи" смотрятся просто жалко.

"Утешь меня беседами" реж. Мартин Турк

В международном конкурсе фестиваля словенско-итальянский фильм был самым интересным и мастеровитым, хотя он и мало выбивается из среднеевропейских кинематографических стандартов.

Картина состоит из трех практически равных по хронометражу частей, но это не отдельные новеллы, а три тесно взаимосвязанные сюжетные линии. В первой после двадцати лет ссоры Янез и его старший сын Матей отправляются в Италию, чтоб разыскать пропавшего младшего брата Роберта. Они опрашивают тех, кто мог его видеть, узнают, что Роберт следовал по пятам за загадочным бомжом, сел на поезд, идущий в Австрию, и спрыгнул на приграничном полустанке.

Вторая посвящен душевнобольной жене Янеза и его невестке с внучкой. Несмотря на давнюю ссору с отцом, Матей отправляет жену и дочь в родительский дом, чтоб присмотреть за недееспособной матерью, пока они будут искать брата в Италии. Третья часть возвращает сюжет к пропавшему Роберту. За столиком в кафе к нему неожиданно подсаживается бомж, проповедующий конец света. Бродяга пишет на листке несколько строк, после чего Роберт начинает его преследовать, выполнять его сомнительные "задания" (вроде воровства алкоголя в супермаркете) и, наблюдая, как наложением рук клошар "воскрешает" сбитого машиной пса, окончательно убеждается, что встретил Иисуса Христа собственной персоной.

Еще из первой новеллы можно узнать, что Роберт увлечен графологией, но в отличие от обычных специалистов, определяющих характер и устанавливающих личность по почерку, его интересуют противоположные задачи. Взглянув на записку бродяги и сопоставив ее со своими выкладками, Роберт делает вывод, что встретил Иисуса. С другой стороны, бродяга - персонаж призрачный, и никто, кроме Роберта, его не видит. Соскочив с поезда и добравшись до реки, бродяга, а за ним и Роберт, раздеваются догола, заходят в воду, где призрак бомжа растворяется окончательно.

"Зачем ты оставил меня?" - вопрошает Роберт, а выбравшись обратно на берег, сталкивается с отцом и братом, ожидающим его у брошенной одежды. В эпизоде на реке, когда тонкая психоаналитическая метафора превращается в плоскую религиозную притчу, концепция фильма начинает казаться слишком искусственной. И не только в силу избыточно изощренной при таких несложных выводах форме высказывания, но и из-за отсутствия у режиссера веры, позволяющей принимать предложенный им зримый образ Иисуса. А, значит, и тему взаимоотношений Отца и Сына, мотив "богооставленности" до конца всерьез. В отличие от польского кино, где даже при внешне антиклерикальном посыле ощущение присутствия Бога в мире никогда не пропадает, картина словенского режиссера, вполне отвечая высоким стандартам художественного качества, истинно религиозного чувства в себе не содержит. Во всяком случае, оно не ощущается, не транслируется. Но если Христос не воскрес, то и проповедь тщетна.

"Туи" реж. Чжэ-Хан Ким

Туи - девушка из Вьетнама, за деньги привезенная в Корею невеста. У нее неплохие отношения со свекром, она заботливо ухаживает за недееспособной свекровью, но неожиданно ее муж погибает, якобы разбившись на мотоцикле. Однако он никогда не был мотоциклистом, и более того, не имел пальцев, чтоб управлять машиной. Молодая вдова затевает собственное "расследование". Ей помогает "сосланный" в глухомань из Сеула полицейский. Но пока те выясняют обстоятельства гибели супруга - после выигрыша в полуподпольном казино не слишком крупной (пять миллионов вон, и они пропали, разумеется) суммы денег, на вдову и честного детектива «оказывается давление». А еще сильнее, чем коррупция, давит житейская обыденность.

Криминальная интрига, в конце концов, лишь формальный стержень фильма, режиссер стремится показать безотрадность существования южнокорейской провинции. Правда, многие моменты, наверняка важные и болезненные для самих корейцев, со стороны едва читаются, начиная с того, что вьетнамские женщины за деньги становятся для корейских мужчин женами - а едва героиня овдовела, к ней приходит свататься мать неустроенного холостяка из соседей. Коррупция в полиции, игорные дома, прочие проблемы.

Это, с одной стороны, универсальные моменты, с другой, имеющие столь ярко выраженную местную специфику, что кино, сделанное по всем артхаусным законам идеально, как никакое иное, соответствующее формату международного кинофестиваля - оказывается малопонятным, невыносимо занудным и, при всех своих объективных достоинствах, почти несмотрибельным. Мрачный взгляд режиссера (молодого и весьма бодрого, насколько я успел заметить, наблюдая его на фестивальных мероприятиях) на жизнь, на судьбу героев и на предполагаемое развитие событий обаяния картине не добавляют. Свекор, уставший от трудностей с женой, дает ей отравленную пищу и погибает вместе с ней сам, полицейские душат вдову-правдоискательницу, разжалованному столичному стражу порядка в этой обстановке тоже не жить.

"Оборона и защита" реж. Бобо Йелчич

Директор программ фестиваля Сергей Лаврентьев представлял фильм как нечто выдающееся и сетовал, что пришло на него совсем немного зрителей, учитывая достоинства картины и сложности, с которыми он ее добыл для показа. Однако к концу 83-минутной ленты и от тех, кто пришел, осталась едва ли половина. Фильм же - нормальное среднеевропейское кино, медленное, с подтекстом, ничем не выбивающееся из фестивального формата в плане как содержания, так и формы. Какая главная тема в бывшей Югославии? Разумеется, межнациональные отношения. Вот "Оборона и защита" как раз об этом. У немолодого героя Славко умирает лучший друг Дюла. Пропустить его похороны он не может. Но для христианина посещение мусульманских похорон чревато - не поймут и близкие, важные люди из христианской общины. С другой стороны, отдать последний долг другу и выглядеть достойно перед женой тоже важно для Славко. Кино лаконичное, трехчастное - до похорон, собственно похороны и то, что последовало за ними.

Ничего особенного, опять же, не последовало. Разделительной черты давно нет, внешне мир соблюдается, но прочность его относительна. Приехавший сын Славко давно был влюблен в Зехру, дочь умершего Дюлы, а та как раз ушла от мужа, но Славко предупреждает сына: она не для тебя, ты, конечно, сам решай, но смотри...

У самого Славко, видимо, будут проблемы - заканчивается картина его долгим ожиданием в приемной, куда он пришел по важному для него делу. Руководитель конторы - видный член христианского сообщества, и посещение мусульманских похорон скорее всего герою навредило. Напрямую из фильма этого не следует, режиссер вообще избегает прямых высказываний. Однако подтекст до того зыбкий, ритм настолько трудный, а сам материал, при универсальности темы, заезженный и в то же время далекий, что "Оборона и защита" оказывается трудным испытанием, не окупающим затраченных на просмотр усилий.

"Конгресс" реж. Ари Фольман

В "Конгрессе", как и в многократно премированном "Вальсе с Баширом", у именитого режиссера Фольмана одной из главных тем было забвение, а точнее, беспамятство, в котором Фольман упрекает кого угодно, кроме себя. Но в "Вальсе с Баширом" израильтянин плевал в спину армии своей страны (в России подобных ему называют национал-предателями и Пятой колонной, в Израиле таких считают независимыми интеллектуалами), а в голливудском и, соответственно, анти-голливудском, по посылу, "Конгрессе" брызжет слюной во все стороны.

В основе фильма - давнее сочинение Станислава Лема "Футурологический конгресс" (то есть "Конгресс" по линии Лема - еще и дальний свойственник "Солярису" Тарковского), но нет ничего более жалкого, чем устаревшая футурология, поэтому Фольман делает историю про "будущее", отталкиваясь от нашего, сегодняшнего "настоящего". Попутно сводя с этим настоящим свои личные счеты.

Героиня "Конгресса" - актриса Робин Райт, которую играет, соответственно, актриса Робин Райт. Когда-то Робин Райт была популярна, но капризничала, звездила и незаметно для себя вышла в тираж, с ней давно никто не хочет работать, хотя по ее словам ей еще нет 45 (настоящая Робин Райт - 1966 года рождения).У нее двое детей-подростков, почти взрослая дочь-панкушка, и сынок помладше, страдающий заболеванием, которое приводит, как говорит добрый доктор (Пол Джиаматти) к слепоте и глухоте, но не смотря на это изобретающий, подобно своим знаменитым однофамильцам, летательные аппараты. Короче говоря, поговнившись по старой привычке, Робин Райт поддается уговорам агента (Харви Кейтель) и заключает договор с компанией "Мирамаунт". Компания предполагает оцифровать Робин Райт с головы до ног с тем, чтоб в дальнейшем уже не она, а ее виртуальный образ играл в сериалах, снимался в кино и занимался всякой такой гадостью, а реальный прототип - своими делами.

Ожидаешь увидеть туповатую, но доходчивую сатиру на голливудскую систему и на цифровую цивилизацию. Отчасти так и есть - акулы голливудского капитализма омерзительны, а дивный новый мир виртуальных технологий тоталитарен. Но Фольману этого мало, амбиции уводят его гораздо дальше, поспевать за ним трудно и я, признаться, в сюжете запутался. Спустя двадцать лет после оцифровки Робин Райт, понюхав некую ампулу, отправляется на "футурологический конгресс", там, вопреки организаторам, выступает с протестной речью. Дальше начинается бедлам, мятеж, катастрофа, и героиня просыпается спустя какое-то время в совсем уже дивном новом мире. В мире "химиовечеринки", где изобретен некий код, позволяющий "потреблять" чужую личность не только как изображение, но и на телесном уровне, буквально становиться кем-то другим. В этом мире исчез календарь, время субъективно - каждый сам решает, когда начинается день, а Нью-Йорк превратился в город висячих садов и вечного карнавала. И Майкл Джексон обслуживает героиню в ресторане как официант. Встреча с Диланом, который для Робин друг и любовник, несколько скрашивает искусственную радость, но героиня хочет найти детей. Она выясняет, что и дочка "перешла", теперь она тоже в новом мире, но про свою прежнюю личность не помнит и мать не узнает, а та не узнает ее, больной сын – тоже неизвестно где. Тогда, с помощью Дилана, героиня возвращается в "правду", где все ужасно, нищета и болезни. Однако жив еще добрый доктор, от которого Робин узнает: сын долго болел и мог умереть, но ждал мать до последнего, и только за полгода до ее "возвращения" тоже "перешел". Теперь он в химическом мире, личность его потеряна, найти невозможно.

"Конгресс" - убожество во всех отношениях. Нарисован он просто жутко, хуже самой дикой анимэ. История путаная, мораль примитивная. Плюс ко всему Фольман пытается шутить, что ему дается еще хуже прочего. Шутки у него, естественно, в основном "безопасные": израильский "прогрессивный" режиссер предпочитает высмеивать евреев, которые скорее сами посмеются над тем, что "Стоит актрисе класса Б сняться в фильме про Холокост, так она сразу что-нибудь получает". Жанр, в котором режиссер работает, тоже становится предметом иронического отношения: "Фантастика - тупой жанр, она никогда не снималась в фантастике и не будет", решительно заявляет от лица Робин ее продюсер. А в "дивном новом мире" компания по генерации погоды приносит извинения за отсутствия симметрия в радуге - ну, может, это и в самом деле остроумно, не знаю.

"Мистериум. Начало" реж. Миккел Норгаард

Почему "Мистериум"?! В оригинальном названии нет никакого "Мистериума". С "Началом" - проще и вернее: фильм действительно больше смахивает на первый эпизод криминального телесериала, чем на полноценную кинокартину для театрального проката и тем более для международного кинофестиваля.

После провала спецоперации детектива Карла Мерка переводят в отдел "закрытых" расследований. Как бы на бумажную работу. А он вдруг вздумал открывать старые "висяки" заново. В этом ему помогает, конечно же, доблестный араб. Последний плохо говорит на языке страны, в которой живет и работает (в полиции, между прочим), но полон карьерных амбиций. И если для Карла отдел "кью" - унизительное наказание, то для Асада - возможность продвинуться по службе.

"Рамочный" сюжет к этому и сводится - о жизни самих детективов за пределами работы больше ничего не сообщается, известно только, что Карл обладает скверным характером и не любит коллег. В том числе того тупицу, что пятью годами ранее закрыл дело об исчезновении депутата Мереты Люнгор, списав его на самоубийство. Проштрафившийся вредина с арабом докапываются до истины - и надо же, бабенку даже не убили, но похитили и держат в плену, истязая в барокамере. Сделал это некий Лассе - разумеется, истинный ариец, но, как ни странно, не идейный нацист (а я-то думал, что если следователь - араб, то преступник - наверняка нацист, к этому приучают скандинавские кинодетективы последнего времени).

Лассе - полудатчанин-полушвед (прекрасный повод для копродукции), воспитанник приюта, куда попал после автокатастрофы, унесшей жизнь отца, а мать сделавшей инвалидом до конца дней. Кто бы мог подумать - в той же катастрофе погибли и родители Мереты. То ли Лассе посчитал, что трагедия случилась по вине Мереты в результате ее шалости, то ли действительно так и было. Спустя долгие годы он ее, уже депутата, успешную, красивую и популярную, похитил и в течение пяти лет держал в барокамере, доставшейся от отца, морского инженера (как удачно). Ну, что он хотел всю жизнь отомстить несчастной девочке, точно так же потерявшей в аварии родных - это еще как-то понять можно. Но зачем он убил единственного друга, которого опекал с приютских времен? Ведь именно друг помог ему встретиться с Меретой прежде, чем организовать похищение. Просто чтоб скрыть следы? Важнее была месть, чем лучший друг? И ладно бы этим дело ограничивалось, так ведь прежде, чем воспользовавшись беспомощностью брата Мереты (он повредился в уме после потери родителей), похитить и заточить ее, он встретился с ней под именем того самого друга и, тем же вечером, они переспали. Это-то для чего ему понадобилось? В общем, если смотреть сериал с подобным сюжетом зимним вечером лежа на диване, может, оно так и надо. В "Эркюле Пуаро" интриги не более внятные, но на то и сериал. А если убить больше полутора часов в кинотеатре - честное слово, кроме досады и недоумения ничего не чувствуешь.

"Две женщины" реж. Вера Глаголева

После "Одной войны" показалось, что Глаголева как режиссер преодолела инерцию и наконец-то состоялась в новом качестве, но "Две женщины" - это возвращение на круги своя. Приглашение Рэйфа Файнса на роль Ракитина не оправдано ничем, художественными соображениями уж точно, в крайнем случае – маркетинговыми. И то эффект от него под вопросом. Если уж на то пошло, то по-настоящему интересна в фильме, в отличие от Файнса, Сильви Тестю, лучшая французская киноактриса в своем поколении: ее эксцентричная гувернантка Елизавета Богдановна чем-то напоминает чеховскую Шарлотту.

В остальном попытка играть на штампах тургеневско-чеховского (конечно, псевдотургеневского и псевдочеховского) мифа о прекрасных временах дворянских гнезд у Глаголевой, чего следовало ожидать, обернулась растянутым на полчаса роликом в жанре "как упоительны в России вечера".

Колосится рожь. Шумит ливень. Герои пьют чай на фоне усадебного дома. Пересказывается в урезанном виде сюжет известной пьесы. Помещенные в вылизанную декорацию актеры не знают, что им делать, причем не только звезды, приглашенные издалека. Здесь неинтересный Балуев. Провинциально-старательная Малеванная. Совершенно никакой, невзрачный мальчик Никита Волков в роли Беляева (и как только в него все тетки повлюблялись?!). Абсолютно провальные главные роли, собственно, те самые "две женщины" (Анна Астраханцева-Вартаньян - Наталья Петровна, и Анна Леванова - Верочка). Ни новых смыслов в старой пьесе, ни оригинальных собственных идей, приложенных к материалу, в фильме Глаголевой нет. Только гламурные "под старину" красивости, ну разве что не "вальсы Шуберта и хруст французской булки"…

"Кто-то похожий на тебя" реж. Эйрик Свенссон

Финская девушка Каиса приезжает в Норвегию и среди полок супермаркета в Осло встречает парня, с которым у нее до этого случился роман в Стамбуле. Но парень ее не узнает, хотя вроде бы тот самый, только с усами. Тем не менее у них "заново" завязываются отношения. А потом героиня сталкивается с "настоящим" Якобом, без усов. Второй виток романа, разворачивающийся уже в Хельсинки, тоже неожиданно обрывается, однако встреча на платформах берлинской подземки обещает: все еще может наладится.

Чтоб оценить этот внешне невзрачный, но, возможно, глубокомысленный фильм, хорошо бы для начала определиться: авторы разыгрывали психоаналитическую притчу о фантазиях, двойниках и подменах в духе Пиранделло - или бытовую мелодраму, построенную на почти невероятных случайных совпадениях? Если второе - тогда "Кто-то похожий на тебя" вообще яйца выеденного не стоит, история годится разве что для телевизионной мелодрамы выходного дня. Но и по таким меркам не выдерживает критики. Если первое - тогда на уровне замысла она, при всей вторичности, могла бы показаться любопытной при более удачной реализации.

Два героя - два парня, практически неотличимых, не считая наличия усов у одного и отсутствия таковых у другого - как две конфликтующие, но уживающиеся в сознании героини фантазии, два умозрительных идеала. Актер Еспен Клуман-Хойнер, естественно, играет две роли сразу, и хотя все дело здесь в основном сводится к усам, жюри наградило именно его за лучшую мужскую роль - точнее, сразу за две главные роли.

К сожалению, с усами или без усов, а на "идеал" герой мог бы потянуть в каком-то другом случае, здесь же, волей-неволей, приходится воспринимать случившийся с финской девушкой (она еще и хореограф, бывшая танцовщица - то есть творческий человек, не обделенный выдумкой) как чисто бытовой. А это, учитывая хитрые перипетии, затруднительно. Злую шутку играет с сюжетом копродукция: расставание в Стамбуле, соединение в Берлине, встречи в Осло и Хельсинки проще объяснить совместным турецко-финско-норвежским производством (берлинский эпилог в таком случае трудно объяснить вообще чем-либо), нежели логикой сюжета или метафорой.

Про фильм "Я не вернусь" Ильмара Раага, совместное белорусско-российско-казахстанское произведение эстонского режиссера, совсем недавно доводилось писать в связи с награждением двух исполнительниц главных ролей в картине, Полины Пушкарук и Вика Лобачевой, на фестивале "Киношок" в Анапе.

Тот же самый приз "Я не вернусь" получил и в Оренбурге. Заслуженно, спору нет. Поспорить можно было бы, правда, о том, есть ли смысл включать в конкурсную программу фильмы, уже настолько затасканные по разным другим фестивалям, а главное, уже побывавшие в прокате. Причем последнее обстоятельство касается не только картины Раага - и "Конгресс", и "Мистериум" также шли в прокате, пусть и ограниченном.

"Дети священника" реж. Винко Брешан

"Интеллигентное фрикасе на тему эротических девиаций", как охарактеризовал картину С.Лаврентьев, на поверку, чего я, собственно, и боялся, оказалось популистской эксплуатацией штампов балканского кино с агрессивным антиклерикальным посылом. Причем если б речь шла о православии или исламе, разразился бы скандал на весь мир, но безответная Римская Церковью и этот мелочный выпад проглатывает с истинно христианским смирением.

Сербско-хорватская копродукция "Дети священника" начинается как комедия. Вроде бы, на первый взгляд, относительно безобидная. Молодой священник отец Флориан в островном городке на Адриатике, где уже есть общеуважаемый пастырь, не в силах мирится с тем, что смертность превышает рождаемость, предлагает продавцу презервативов дырявить их. Продавать тайно непригодный к употреблению товар, дабы избавить покупателей от греха, а город спасти от вымирания. Конкурент торговца, прознав про то, охотно присоединяется к затее, поскольку побывал в плену у мусульман и у православных во время войны и не хочет, чтоб на его опустевшую землю пришли враги. Но очень скоро незащищенный секс дает побочные эффекты.

Торговец, который по закону не может усыновлять детей и не способен иметь собственных, собирается воспитать подкидыша. Но ребенок оказывается сыном местной юродивой и это пугает потенциального приемного отца, из-за чего у него возникает конфликт с любимой женой. Местная юная трубачка, играющая для подработки на похоронах, беременна от погибшего парня. Дед с бабкой будущего новорожденного хотят получить внука, а девушка рожать не желает. Тогда они запирают ее на чердаке до возможного срока аборта, что приводит к выкидышу и невозможности для героини в дальнейшем иметь детей.

Дальше больше. Топится еще одна беременная, а отцом ее ребенка оказывается тот самый всеми уважаемый престарелый священник. Успев исповедаться молодому, старик снимает с себя ответственность за смерть девушки. Главный герой, впрочем, тоже болен смертельной болезнью и исповедуется. Церковник, услышав про весь этот ужас, сам спешит, в свою очередь, на исповедь. Так церковная тайна покрывает грехи и преступления, а церковь выглядит средоточием похоти и глупости одновременно, где даже самые благие намерения ведут прямиком в ад, священники же оказываются лицемерами и аферистами в одном лице.

Вместе с тем по балканской моде и в полном соответствии со зрительскими ожиданиями, рядом с человеческими драмами, всегда, находится место пошлому несмешному анекдоту, из каковых складывается почти вся первая часть фильма. Они и разыграны как вставные скетчи, оттого драматическое развитие отдельных микросюжетов приводит к еще более резким выпадам в адрес церкви.

Скорее всего режиссер даже не ставил перед собой задач кого-то обличить и унизить, что еще можно было бы понять, он просто вульгарнейшим образом спекулировал на моментах, пользующихся наибольшим успехом как у просвещенной фестивальной, так и у непритязательной широкой публики. Ну, что ж, своего он добился: уже неоднократно отмеченные на других фестивалях, "Дети священника" в Оренбурге получили приз за режиссуру.

"Сердце льва" реж. Доме Карукоски

Герой "Сердца льва", безработный неонацист Теппо, борец за "белую Финляндию", влюбляется в Сари, у которой есть сын-негритенок Рамадани от предыдущей связи. И не просто негритенок, а еще и правоверный мусульманин. Чернокожий отец живет в Швеции, но иногда приезжает в гости. Когда-то Теппо пережил горе - его невесту изнасиловали маррокканцы. Теппо, будучи даже неонацистом, страшно переживает, что побил марокканца-насильника, осужденного условно (!), с такой "жестокостью", что тот едва не попал в реанимацию (то есть для насильника все обошлось и без больницы, и без тюрьмы). Как признается Теппо ближе к финалу, и невесту арабы снасильничали не просто из-за природной арабской злобы, но в отместку за то, что он с друзьями нападал на марокканские лавки - то есть будто бы и справедливость восстановили.

Все это вкупе с почти моментальной "перековкой" характера (Теппо становится отчимом более любящим, чем родной отец) просто изумляет. Тем более, что мальчик поначалу гадит жениху матери по-черному: сжигает на его глазах финский флаг (представляю русское кино, где прекрасный таджикский мальчик спалил бы триколор РФ и остался героем, да еще живым), демонстративно по пять раз в день справляет на улице намаз, и заканчивает тем, что подсыпает ему в еду отраву. Сари, к тому моменту уже беременная от Теппо, по ошибке съедает кушанье, приготовленное сыном для отчима, и попадает в больницу на сохранение. А пока мать отлеживается, к Рамадани и Теппо вселяется младший брат последнего, совсем отвязный нацик, дезертировавший из армии, не пожелав подчиняться приказам "косоглазого" капрала, и прихвативший на память мешок гранат-"лимонок".

Брат Харри - самый выразительный персонаж. Яспер Пяякконен, обритый наголо и с татуировкой на черепе выглядит жутко, но вообще он красавчик, снимался в позапрошлогодней "Голой бухте", а до этого - у того же Карукоски в "Лапландской одиссее". Но и он, с чуть меньшей охотой, но тоже "перековывается" Правда, к сожалению, не до конца, потому что в сердцах бросает "лимонку" в машину отца Рамадани. Афрофинн-то выжил, а вот Харри, спасаясь от тюрьмы, подорвал сам себя в деревянном туалете на родовой земле своих предков.

"Сердце льва" в Оренбурге назвали лучшим фильмом международной конкурсной программы. Не поспоришь. В киношном плане это на редкость высококачественная продукция. Впечатляет отменная драматургическая разработка мотива, очень внятная, не путаная, но при этом и не тупая, не плоская, а многослойная, многоходовая. С неожиданными поворотами развития событий при, в общем, более чем традиционной общей сюжетной схеме. Рамадани по совету Теппо пытается защитить себя от расистских нападок одноклассников, педсовет его обвиняет в агрессии, грозит исключить из школы, а родители "обиженных" белых идут с битами разбираться. Тогда на сторону защитников негритенка встает неонацист Теппо, его брат-нацист Харри и их друзья, все поголовно активисты-нацисты. Они бьют нацистов-обывателей почем зря.

И потому картина, а также ее очередная фестивальная победа, огорчает вдвойне. Даже не обманчивой легкостью, с которой потомственные нацисты у Карукоски преображаются в интернационалистов. Как раз наоборот, с человеком и не такие случаются метаморфозы, если он человек, конечно. И с целыми нациями тоже: немцы почти все были в какой-то период если не воинствующими, то лояльными нацистами, а теперь уже которое десятилетие раскаиваются.

Обманчивость фильма проявляется в том, что замечательный режиссер по инерции представляет себе и нам нациков в образе опереточных скинхедов с татуировками, а их жертв - благодушными черными мальчуганами, которые пять раз в день совершают намаз, но при этом и математику учат, и "Властелина колец" читают. Гораздо сложнее ему вообразить фашиста в пиджаке, или в рясе, при хорошей должности, не в подворотне толкующего не как "надо черных мочить" (хотя одно другому не мешает, как мы знаем), но рассуждающего в популярных телешоу о духовности, о традиционных ценностях, о добре и справедливости.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Необыкновенные истории

7 фильмов про особенных людей

Очень часто нас в жизни окружают люди, которые отличаются от нас. Порой они нам кажутся непонятными, замкнутыми, необычными... Но стоит узнать их поближе, попытаться понять их, заглянуть немного глубже, и у нас появляется шанс хоть немного сделать существование в этом мире для них комфортнее и полноценнее. А нам это общение дарит потрясающий опыт и открывает для нас огромные внутренние миры, а иногда и внешние... Эта подборка из 7 фильмов именно о таких необыкновенных людях.

13.10.2018 19:00, Мария Сусова, fraufluger.ru


Творческий тандем

Режиссер Альфред Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд

Многие режиссеры предпочитают работать с одними и теми же художниками: с теми, кто их устраивает, кому они доверяют. Как говорит режиссер Джон Лэндис: «Так они могут быть уверены, что не будут разочарованы». Такая привязанность рождает известные творческие тандемы и характерный кинематографический стиль.

06.10.2018 19:00, tvkinoradio.ru


Кинократия

«Осенний марафон» Георгия Данелии

Фильм под изначальным названием «Горестная жизнь плута» был снят на основе сценария Александра Володина – драматурга, прославившегося своей пьесой «Пять вечеров». Картина вышла на экраны в 1979 году на пике так называемого брежневского «застоя». Настроение фильма полностью отражает свою эпоху, а главный герой в исполнении Олега Басилашвили пополнил ряды типично данелиевских протагонистов, как и персонажи «Мимино» или «Афони».

29.09.2018 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Сильный характер

10 фильмов о женщинах, поднимающих действительно важные вопросы

Невеста, вдохновившая Тарантино, немецкие террористки, женская версия Уолтера Уайта и Кэтрин Хепберн против сексизма: кино с женщинами на переднем плане, каким мы хотим его видеть.

22.09.2018 19:00, Елена Кушнир, knife.media


Кинотур

Влюбиться в город с первого взгляда

Благодаря фильмам, действие которых происходит в разных городах мира, у зрителей часто появляется желание посмотреть на места приключений киногероев своими глазами. «Вокруг света» рассказывает о пяти кинокартинах, где интересен не только сюжет, но и «географический фон».

15.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Чтобы костюмчик сидел

Модное кинопутешествие

Всемирно известные модельеры нередко создавали костюмы для фильмов. Благодаря этому у зрителей есть возможность не только познакомиться с работой модных кутюрье, но и проследить на экране, как менялась мода с течением времени. «Вокруг света» приглашает в модное кинопутешествие по миру костюмов в фильмах 1950–1970-х годов.

08.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Амбивалентность, как и было сказано

Фильмы фестиваля «Окно в Европу»

Завершившийся в приграничном Выборге 26-й фестиваль «Окно в Европу» продемонстрировал, по выражению одного из членов жюри, «кардиограмму российского кино», и, судя по ней, кино очень даже живо, хотя по-прежнему, как и год назад, страдает аритмией. Едва ли не самыми ожидаемыми показами, пускай и не совсем премьерными, на фестивале стали «Кислота» дебютанта в режиссуре Александра Горчилина и «Ван Гоги», с которыми в профессию после перерыва в четверть века вернулся Сергей Ливнев.

04.09.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


Италия без декораций

Как снимались «Римские каникулы»

Нестареющим «Римским каникулам» шестьдесят пять. Рассказываем, как Уильям Уайлер подхватил проект Фрэнка Капры, открыл миру Одри Хепберн, сэкономил на цветной пленке и создал шедевр Голливуда на территории Европы.

02.09.2018 19:00, Маргарита Васильева, tvkinoradio.ru


Рим глазами итальянцев

5 фильмов о Вечном городе

Вечный город не только привлекает туристов из разных уголков мира, но и вдохновляет видных деятелей искусства. «Вокруг света» предлагает обратиться к творчеству мастеров итальянского кинематографа, чтобы взглянуть на Рим их глазами.

25.08.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Черно-белая Япония

5 фильмов для знакомства с культурой Cтраны восходящего солнца

Кинолюбители по-разному относятся к японским фильмам. Одних завораживает созерцательность картин из Страны восходящего солнца, их необыкновенная атмосфера, другие откровенно скучают. «Вокруг света» предлагает отправиться в кинопутешествие по черно-белым японским фильмам, снятым в 1950–1960-х годах, и открыть для себя новые грани в загадочной культуре азиатской страны.

04.08.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru






 

Новости

На площадке IPQuorum.Innovation обсудили вопросы управления объектами интеллектуальной собственности
На коммуникационной площадке IPQuorum.Innovation, действующей в рамках выставочного пространства инфраструктуры IPChain на форуме «Открытые инновации 2018», прошел ряд мастер-классов, посвященных актуальным вопросам, касающимся управления объектами интеллектуальной собственности.
Как развивалась музыкальная индустрия

40 лет продаж в одной инфографике
Музыкальная индустрия видела немало перемен. В свое время виниловые пластинки уступили место кассетам, которые быстро исчезли под напором CD-дисков, а доходы музыкальной индустрии все росли. Росли, пока цифровые технологии не поменяли правила игры. Анализ четырех десятилетий развития музыкальной индустрии – это замечательная возможность проследить не только рост и падение продаж музыкальной индустрии, но и заметить ключевые перемены в технологиях и в поведении потребителей.

В рамках форума «Открытые инновации» IPChain откроет коммуникационную площадку IPQuorum.Innovation
С 15 по 17 октября на площадке будет проходить серия мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в интересах цифровой экономики.
НП «Викимедиа РУ» запустило Ресурсный центр «Открытое наследие»
24 сентября в рамках 6-й международной конференции НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование» был впервые представлен профессиональному сообществу проект «Открытое наследие» НП «Викимедиа РУ». На секции «Далёкое близкое. Горизонты открытого доступа» о новой инициативе партнёрства рассказала координатор проекта Наталия Трищенко.
Реальное кино за виртуальный Bablos
«Ампир V» режиссера Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина стал первым в мире фильмом, который снимается на криптоинвестиции.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.