Подписаться на обновления
26 мартаВоскресенье

usd цб 57.4247

eur цб 61.8636

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Константин Рылёв   вторник, 29 декабря 2009 года, 09.37

Обыкновенное волшебство
Итоги-2009. Хит-парад выставок


На выставке "Поле притяжения" Энтони Гормли // Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







III Московская биеннале современного искусства. «Гараж». Гормли. Гробман. Слюсарев. «Архстояние». Коллекция Пино. Русский музей в Царицыне. Вивиан дель Рио и Василий Попов. «Американские художники из Российской империи». Дмитрий Каварга.

2009-й в изобразительном искусстве резво стартовал, пришпоренный декабрьским скандалом на прошлогодней премии Кандинского, где вручили главный приз евразийцу Беляеву-Гинтовту. Тогда стало понятно: в contemporary art слишком много политики как таковой.

Итоги-2009. Театр: гастрольные спектакли. Москва — самый фестивальный российский город: десяток крупных смотров в год. Однако они, увы, заслоняют собственно московскую жизнь.

«Отделите его идеи от его произведений, и ничего не останется», — кричали оппоненты победителя. Но если мы отделим от большинства художников их идеи, то в наше время заката концептуализма и постмодернизма рискуем остаться ни с чем. Произведения 90-х предполагали социально-политическую начинку. Ценилась мгновенная реакция на рынок и общественную конъюнктуру.

Кардинально перезагрузил задачу Олег Кулик своим проектом «Верю»: от концептуальных игр — к поискам духовности и образной поэтики. Подводя итоги 2009 года, можно сказать: новое направление прижилось и дало ростки.

Традиционную горячую десятку я составлю не только из экспозиций изобразительного искусства, но и из фотовыставок, поскольку в contemporary art жанры размыты: фотографы пытаются разнообразить свою манеру художественными приёмами, а для художников фото давно стало чуть ли не обязательным атрибутом.

Что касается выставочных площадок, то лидером здесь, безусловно, стал арт-центр «Гараж» Дарьи Жуковой. Её недавнее детище побило все рекорды по проведению резонансных экспозиций.

Итак, топ.

1. III Московская биеннале современного искусства. Основные площадки: «Гараж», фабрика «Красный Октябрь», ЦУМ, «Винзавод» (всего 10 тыс. кв. м выставочной площади).

Комиссару биеннале Иосифу Бакштейну и главному идеологу мероприятия французскому куратору Жан-Юберу Мартену удалось сотворить одно из самых громких событий уходящего года.

Впервые в арт-центр «Гараж», где демонстрировался основной проект «Без исключения» (дальнейшая разработка идей, заложенных Мартеном в свою нашумевшую выставку «Маги Земли» в Центре Помпиду), выстраивались длиннющие очереди. Такого ажиотажа вокруг выставок contemporary art Москва не видела.

Швейцарцы Штайнер и Ленцлингер создали установку («Курс лечения») для самостоятельного прохождения некоего магического ритуала инициации современного «компьютеризированного» человека.

Вообще на выставке «Без исключений» всё способствовало тому, чтобы посетители сошли со своего «взрослого» ума, дабы, как в детстве, почувствовать вкус к чудесам. Жан-Юбер Мартен подборкой экспонатов призывал стирать любые ограничения: социальные, политические, обывательские.

«Пространственная литургия № 3» Олега Кулика в ЦУМе — это тоже перевод брутального российского акционизма 90—2000-х на магические рельсы: в театр теней, в мифологию.

Соединение образной метафоры с социалом — уличный проект «Спальный район». Здесь стала хитом № 1 скульптура Светланы К-Лие «Тёрка = Только вода + Только дырки».

Из гостей III МБ следует отдельной строкой отметить экспозицию «Метаморфозы коллажа» классика второго русского авангарда Михаила Гробмана, подготовленную к 70-летию мэтра. Ряд крупных выставок шестидесятников закрепил за ними статус классиков, соединив художественные традиции 60-х с современным российским искусством.

2. Инсталляция «Поле притяжения» британского скульптора Энтони Гормли. Арт-центр «Гараж».

«Поле притяжения» — двести полупрозрачных скульптур, состоящих из сваренных стальных реек. Проходя сквозь эту массу призраков, чувствуешь себя героем кинофантастики, двигающегося со сверхскоростью. Поначалу охватывает растерянность, но потом ощущаешь сопричастность к каждому из персонажей. Список их собственных имён висит на стене: можно познакомиться поближе с любым из материально-виртуальных челов.

Выдающийся британский скульптор лично открывал выставку, прочитал лекцию и дал мастер-класс.

3. Экспозиция «Определённое состояние мира» (арт-объекты из коллекции Франсуа Пино). Арт-центр «Гараж».

Авторство центральных работ выставки принадлежало звезде английского contemporary art Джеффу Кунсу. И сам он прибыл прочитать москвичам доклад под условным названием «Я в искусстве».

Итоги-2009. Никогда ещё могущество литературной критики не было столь зримо. Премию для критиков разделю между ветеранами победоносной тереховской кампании. Художественный образ сильнее логики научного исследования, поэтому «Сад» Олега Ермакова стоит знаменитой монографии Хантингтона.

Самые дорогостоящие инсталляции мира произвели примерно то же впечатление, какое производит витрина супермаркета: блеск и пустота. Это вполне соответствовало представлению об идеальном произведении contemporary art Джеффа Кунса: «Мне нравятся надувные игрушки, я их часто копирую. По их модели устроено всё, включая человека: некая форма, а внутри пустота».

На выставке больше всего запомнились многочисленная охрана в чёрных костюмах, сторожащая копии надувных игрушек, выполненных в металле.

Охраняемый заповедник рекламно-глянцевой пустоты!

Это то состояние мира, от которого, на мой взгляд, нужно побыстрее дистанцироваться. Что и было сделано на следующей выставке в нашем топе.

4. Фотоэкспозиция «1 карта 2 маршрута» Амана Гельда и Александра Слюсарева. Пермский музей современного искусства / ПЕРММ

Александр Слюсарев, он же Сан Саныч, — классик современного фотоискусства. Отец-основатель московской школы метафизической фотографии. Его парафия: ветки, стены, блики, трещины, тени, отражения. Каждый предмет на его фото является вратами в иное измерение за счёт метафорической и символической нагрузки. Как крупный художник, Слюсарев посредством близкой реальности показывает дальнюю, мистическую.

Однако ему как великому художнику-интуиту не хватает аналитических способностей: отобрать, классифицировать по сериям или хотя бы привести в относительный порядок свои шедевры. Неспроста множество его выставок назывались просто «Александр Слюсарев» или там «Всякая всячина».

Частично мастер справился с этой задачей в своём дневнике в ЖЖ. Однако для экспозиции требуется более чёткий и строгий отбор. И тут весьма кстати было вмешательство галериста Марата Гельмана, не только отобравшего фото Слюсарева в серию под условным названием «Стены», но и уместно объединившего эти снимки с работами другого фотохудожника — Амана Гельда.

Это псевдоним и аккаунт российского фотографа Вячеслава Козлова, проживающего сейчас в Голландии, где он трудится аналитиком в дизайнерской фирме. Он тоже, как и коллега, ведёт успешный ЖЖ-дневник.

Аман Гельд бесконечно внимателен к различным поверхностям, часто снимая их в режиме макросъёмки. На его кадрах они представляются метафизическими или виртуальными пейзажами, вызывая у зрителей неожиданные ассоциативные ряды.

Гельман расположил фото Гельда в центре зала, а Слюсарева — на периферии, создав визуальный эффект от объёма, который создаёт метафизическое пространство фотографий. Благодаря этой экспозиционной находке зритель может «проходить сквозь стены», как герои фильма «Чародеи».

5. Два фестиваля ленд-арта «Архстояние»: зимний (тема «Масленица») и летний (тема «Вне земли»). Окрестности деревни Николо-Ленивец.

Эти фестивали объединили русскую языческую мифологию (ряженые Кощеи Бессмертные, Бабы-яги и прочая нечисть) с новой мифологией, созданной российскими художниками-авангардистами: супрематические крестьяне Малевича «вживую» расхаживали по полям и лесам Николо-Ленивца.

Оригинальные архитектурные конструкции Николая Полисского давно вышли за пределы Николо-Ленивца (где их начинал делать мастер) и «широко шагают» по Европе.

6. Выставка «Американские художники из Российской империи». Государственная Третьяковская галерея.

Экспозиция «Американские художники из Российской империи» заставляет гордиться достижениями российских художников-эмигрантов, радикально изменивших облик искусства XX века. Они взорвали рамки обыденного восприятия, изобретя революционную абстрактную живопись. Те из них, кто оказался в США, создали самобытный американский авангард.

На выставке были представлены работы Арчила Горки (1904—1948), Марка Ротко (1903—1970), Павла Челищева (1898—1957) и Давида Бурлюка (1882—1967).

Глядя на их вещи, приходишь к выводу, что русскому восприятию свойственны чувствительность к социальной несправедливости и склонность к символическому и мистическому реализму.

7. Экспозиция «Вокруг света с мольбертом». Музей-заповедник «Царицыно».

200 картин из Русского музея призваны были показать трансформацию русского художественного сознания за 200 лет. От живописи конца XVIII века до работ XXI века. От идиллического образа заграницы к пролетарско-демократичному, от элитарно-буржуазного до глобализированного.

8. Выставка «Театр в творчестве художников 1910—1930-х годов». Государственная Третьяковская галерея.

1910—1930-е — самый продуктивный период для русского авангарда. Наибольший интерес на экспозиции вызвали эскизы костюмов художника-конструктивиста Эль Лисицкого для новой постановки футуристической оперы «Победа над солнцем» (композитор Михаил Матюшин, либреттист Алексей Кручёных, декоратор Казимир Малевич), премьера которой состоялась в 1913 году.

В 1923 году Лисицкий мыслил эту оперу как автоматизированный спектакль с марионетками, по сути, имитирующими роботов. Постановка не была осуществлена сначала «по техническим причинам». А затем — по идеологическим: подобные проекты всё больше расходились с планами партии относительно искусства.

Российские футуристы и конструктивисты сделали массу открытий, определивших развитие научно-фантастической и абстрактной эстетики. Новая постановка оперы была осуществлена только через 60 лет после премьеры силами западных немцев и американцев.

В оперу «Победа над солнцем» Малевич впервые ввёл «Чёрный квадрат» как элемент декорации.

9. Интерактивная инсталляция Дмитрия Каварги «Вхождение в тему». Галерея pop/off/art/.

Победитель маркинского конкурса на памятник Ельцину продолжает интересные эксперименты в области сайенс-арта. Однако «биоморфный радикал» на самом деле работает на стыке науки и магии. К тому же с изрядной долей иронии в отношении постмодернизма (не без уважения к нему, поскольку ирония и была главным оружием последнего).

Забавно, что со своей экспозицией Дмитрий стал предтечей основного проекта III Московской биеннале, связанного с магией. Каварга представил макеты — скульптуры своих домашних питомцев, которые, к сожалению, уже умерли.

Эти скульптуры оживали при помощи электронной музыки и интерактивной связи со зрителями (посредством биодатчиков). Материализация призраков происходила под звуковые цитаты из выступлений ведущих арт-критиков страны (Екатерины Дёготь, Андрея Ковалёва и др.).

Их речи, правда, подавались в замедленном темпе, искажённо, через фильтры и напоминали колдовские заклинания. Из почтения к первоисточникам Каварга проецировал на стены слайды с этими текстами, выглядевшие как мантры.

Постмодернизм по определению не предполагает храмов, но Каварга сделал именно постмодернистский храм, соединив полярности: аттракцион и шаманство, иронию и пафос. Несомненно, эта работа — некий переходный вид, «ланцетник» к дальнейшей эволюции российского contemporary art в сторону метафизики.

10. Фотоэкспозиция «Цвет и свет» Вивиан дель Рио и Василия Попова. Галерея Club S.

У Вивиан дель Рио стиль, близкий по сочетанию поэзии и будничности к работам Александра Слюсарева. Только её снимки корнями уходят в эстетику живописи абстракционизма.

Некоторые из её фото до такой степени напоминают клетки с полотен голландского абстракциониста Пита Мондриана или цветовые поля Ротко, что, только вплотную подойдя к снимку, можно убедиться: это всего лишь кусок стены панельного дома.

Серия дель Рио «Почтовые ящики» предполагает присутствие людей, коммуникацию. А фото Василия Попова населены случайными прохожими, снятыми в экспрессивной манере.

Таким образом, фотографии двух этих мастеров отлично дополнили друг друга, сделав общую экспозицию сентиментальным, но эстетически безупречным отражением мегаполиса.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Настоящая Неизвестная

Трагическая судьба дочери Ивана Крамского

На вопрос «знаком ли вам художник Крамской?» большинство из нас ответит утвердительно. Его картины, выставленные в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях более чем известны и многократно растиражированы. Кто не видел знаменитую «Неизвестную», которая постоянно возникает там, где ее вовсе не ждешь? Но если имя самого Крамского известно всем, то о его любимой дочери Софье слышали очень немногие. Удивительно, но эту художницу, в своё время по-настоящему знаменитую, сделали никому не известным человеком! Вот настоящая незнакомка — Софья Юнкер-Крамская, дочь Ивана Крамского.

04.03.2017 19:00, izbrannoe.com


Обратная сторона Муми-дола

Неизвестные картины Туве Янссон и новые истины Муми-троллей

Ее картины — настоящее открытие, и Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Творчеству культовой финской писательницы и художницы в 2017 году посвящены сразу две выставки, что неудивительно: роль Туве Янссон в изобразительном искусстве почти затмили ее милые персонажи. Представляем невероятно разнообразные работы создательницы Муми-троллей, находим новые изречения ее героев, и открываем жизненные секреты. «Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми…».

24.02.2017 19:00, artchive.ru


«Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь...»

Архивные документы и письма из жизни Марины Цветаевой

За два года, которые Марина Цветаева прожила в СССР после возвращения из эмиграции в 1939 году, она формально не подвергалась преследованиям за литературную деятельность. Ее просто не стали печатать. Единственная попытка Цветаевой издать сборник стихов была пресечена внутренней рецензией Гослитиздата. Ей не позволили быть даже литературным поденщиком: предоставленная вначале возможность делать переводы была быстро отнята. Безработица и изоляция довели ее до отчаяния, нищеты, а в конечном итоге — до самоубийства.

22.02.2017 19:00, izbrannoe.com


Допинг-контроль #11

О методе перекомпозиции: интернет-лекция Дмитрия Мишенина и Дениса Егельского

Художники испокон веков повторяли друг за другом разные сюжеты, перенимали техники, объединялись в арт-группы по идеологическим и формалистическим признакам. Подсматривали, цитировали, подражали, а иногда напрямую заимствовали удачные образы и находки друг у друга. Для всего этого они придумали ряд терминов — от оммажа до арт-ремейка — и в итоге объяснили, что в эпоху постмодернизма иначе творить нельзя.

19.02.2017 16:00, Дмитрий Мишенин


Возвращение блудного сына

410 лет назад, 15 июля 1606 года родился Рембрандт

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

15.07.2016 20:00, Игорь Фунт


Юдит Турба: «Терпкий привкус счастья»

И ничего себе интервью! – подумала я в какой-то момент, разглядывая идиллические пейзажи в окне, превосходные виды из ее мастерской – добротные, будто рассыпанные по склону холма домики немецкой деревушки, где живет прекрасная художница, утверждающая, что готова спрятаться от мира для того, чтобы ничто не отвлекало ее от работы, в которой она только тем и занимается, что отражает этот самый так раздражающий ее мир с большой любовью и симпатией.

11.06.2016 18:00, Светлана Храмова


Легка на подъем

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

08.05.2016 14:23, Семен Мартынов для журнала «Вокруг света»


Допинг-контроль №7

Заключительная беседа профессора Новой Академии Дениса Егельского и нового романтика Дмитрия Мишенина

«Когда я вижу все это, то понимаю, почему гениальный художник Александр Исачев, создатель белорусской психоделии, оказался не у дел в Петербурге 70-х годов и был вынужден жить в нищете и потом вернуться на Родину непризнанным чванливыми ленинградскими хиппи. Понимаю, почему Константин Васильев, автор русской готики, считался нацистом и был немодным в среде московской арт-тусовки, которая тяготела к концептуальному арту. Оба они изображали красивых русских. Волшебных русских. Иконопись, мистика, окутанная тайными знаниями ангелоподобная нация. В общем, все, что можно назвать Made in Beautiful Russia».

17.02.2016 20:00, Дмитрий Мишенин


От Яна ван Эйка до Билла Стоунхэма

18 самых странных картин в истории мировой живописи

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

21.01.2016 02:32


Внешний взгляд на плоть

Елена Яичникова о теле в современном искусстве

Портрет — главный жанр европейского искусства, ведь антропоцентризм западной мысли находил свое воплощение в художественных практиках во все времена. При помощи 10 современных художников, активно использовавших плоть в своих исследованиях, искусствовед Елена Яичникова рассказывает о том, как сюжеты XX века изменили модальность изображаемого тела.

01.12.2015 13:00, Андрей Носков






 

Новости

В сети появилась литературная карта мира
На сайте Reddit появилась литературная карта мира, где каждая страна представлена своей самой известной книгой местного автора.
Скончался американский музыкант Чак Берри
Рок-музыкант‚ певец и гитарист Чак Берри cкончался в возрасте 90 лет. Об этом сообщает Би-би-си.
Возрождая традиции
В Большом зале консерватории вновь зазвучит орган.
СМИ: Студия Warner Brothers собралась перезапустить «Матрицу»
Студия Warner Bros. решила перезапустить культовый фильм «Матрица». Об этом сообщает издание The Hollywood Reporter со ссылкой на анонимные источники. Сёстры Вачовски, написавшие сценарий и снявшие все три части киноэпопеи, в проект не вовлечены.
Названа причина смерти Джейн Остин
Сотрудники Британской библиотеки пришли к выводу, что английская писательница ослепла к концу жизни, вероятно, в результате отравления мышьяком, передает BBC.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.