Подписаться на обновления
17 ноябряСуббота

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Владимир Харитонов   среда, 31 марта 2010 года, 09:57

Обвиняется РАО
Дума наконец-то занялась «коллективным управлением авторскими правами»


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






История с обращением Российского авторского общества в прокуратуру по поводу бесплатного концерта хора ветеранов Великой Отечественной войны всколыхнула российские СМИ и добралась до Государственной думы.

8 апреля 2010 года комитет по культуре собрался рассмотреть ситуацию, сложившуюся в России в сфере так называемого коллективного управления авторскими правами. Однако ситуация эта будет и дальше оставаться нелепой, если законодатели ограничатся только тем, что ветераны получат право петь песни бесплатно.

Поют ведь не только ветераны. Тем более инициативных мытарей в лице РАО, Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и новоявленного Российского союза правообладателей, коллективно управляющих правами ничего не подозревающих об этом авторов, интересует не только публичное пение, но ещё и ретрансляция музыкальных произведений, музыкальный фон в ресторанах и отелях и даже сборы за музыку, которую авторы кинофильмов включают в свои произведения. Чтобы депутаты Думы не забыли, что проблема с коллективным управлением правами вовсе не ограничивается одним, хоть и абсолютно вопиющим случаем в Самаре, «Частный корреспондент» подготовил подборку выступлений участников заседания экспертной рабочей группы по интеллектуальным правам Государственной думы, состоявшегося 17 марта 2009 года.

Самарский хор ветеранов спел песни о войне и оказался должен. За публичное исполнение песен «Лён мой, лён», «От героев былых времён» и «Смуглянка» Российское авторское общество (РАО) выставило счёт. Ветераны и авторы песен в недоумении. Будут ли ветераны платить, теперь рассмотрят в Госдуме.

Сергей Иванович Пирожков (зам. директора «Центра кино «Победа», Белгород): Давно складывается конфликтная ситуация между большим количеством кинотеатров на территории России, осуществляющих показ отечественных и зарубежных кинофильмов, и РАО.

Суть указанного конфликта заключается в попытках РАО, к сожалению, небезуспешных, собирать с кинотеатров авторское вознаграждение за музыкальное сопровождение к кинофильмам в размере трёх процентов от валового сбора, получаемого кинотеатрами от продажи билетов на каждый кинофильм. Размеры отчислений при этом рассчитываются на основании постановления правительства РФ № 218 от 21 марта 1994 года, которое, являясь подзаконным актом, утратило силу вместе с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года с 1 января 2008 года в связи с введением в действие четвёртой части Гражданского кодекса РФ. Для справки, кассовые сборы за 2008 год по России составили свыше 800 млн долларов США. В 2009 году эти сборы несколько упали — 706 млн долларов США. То есть сумму, на которую претендует РАО, легко посчитать: это 24 млн и 21 млн соответственно.

(Тут следует пояснить, что положение о сборах за публичное исполнение музыки содержалось в старом законе об авторском праве и гарантировало получение композиторами вознаграждения за публичное исполнение их произведений во время концертов. Парадокс ситуации со сбором денег «для композиторов» сегодня в том, что при современном кинопроизводстве композитор уже получает вознаграждение как автор музыки, продавая её продюсеру. Надо ли уточнять, что демонстрация фильма в кинотеатре по умолчанию осуществляется публично?)

РАО, не принимая участие в расходах предприятия, при любых финансовых результатах — отрицательных, положительных — претендует на получение не только всей чистой прибыли предприятия, но и загоняет предприятие в убытки. Во что в денежном эквиваленте выльется для ООО «Центр кино «Победа» внебюджетная поддержка РАО за год? 1 млн 787 тысяч — это чистая прибыль после выплаты налогов. Предполагаемая плата РАО — 1 млн 821 тысяча. Итого: убыток 38 тысяч по финансовым результатам года. При обороте 60 млн примерно…

Задекларированной целью РАО является материальная помощь российским авторам. Обратимся к цифрам. 78% выручки от проката в нашем предприятии — это прокат голливудских фильмов. Соответственно, как утверждает РАО, они, получив свои 30% комиссионных, что прописано в их документах, перечисляют деньги своим американским коллегам, которые, взяв опять же свои комиссионные, по утверждению РАО, перечисляют их американским композиторам… Однако в Америке, подвинутой на соблюдении всяких авторских прав и имеющей мощнейшие юридические инструменты для отслеживания малейших нарушений в области права авторского, кинотеатры вообще не платят никаких отчислений никому.

Итак, с одной стороны, кинотеатры, являющиеся, по сути, этакой «дойной коровой». С другой стороны, непрозрачная, общественная организация РАО, которая с каждым годом обретает всё большую силу. Получает аккредитацию и формальное, как они считают, право на экспроприацию денег посредством Гражданского кодекса, не неся абсолютно никаких затрат. Осуществляет фактически функцию сбора налога с вала… По-моему, назрела острая необходимость парламентского расследования деятельности РАО, правовой базы их существования, соответствия их методов и целей работы тем целям, которые они декларируют.

Речь должна идти не об ограничении существующего законодательства в сфере авторского права и интеллектуальной собственности, напротив, о его расширении, которое могло бы учесть реалии современного информационного общества и облегчить доступ граждан Российской Федерации к российскому культурному наследию в цифровой форме.

Саинов Г.Е. (президент Межрегионального союза кинотеатров): Я представляю большую сеть кинотеатров в Сибирском федеральном округе.

Тут уже звучало, что нет городов, в которых нет книжных магазинов. Есть города, в которых нет кинотеатров. И у нас есть города, до 40 тысяч населения, где наши партнёры и мы открывали кинотеатры. Скажу больше, есть города, в которых мы уже закрывали кинотеатры, потому что мы не выдерживали такого финансового бремени. Например, город Горно-Алтайск. Там наша компания открыла двухзальный кинотеатр. В результате финансового давления, которое нам сейчас продемонстрировали представители из Белгорода, мы закрыли кинотеатр, он не работал три месяца, мы нарвались на такие демонстрации, что в результате нам пришлось открыть убыточный однозальный кинотеатр, второй зал был закрыт. Такая тенденция у нас и в других городах. Мы закрыли двухзальный кинотеатр в Кемерово и готовы сейчас закрыть кинотеатр в городе Искитим, 40 тысяч населения. Я считаю, что здесь довольно наглядно была показана финансовая история работы кинотеатров, рано или поздно это всё закроется, я вам честное слово даю. Из-за РАО в том числе.

Онищук А.В. (президент ассоциации РАТЭК, Москва): Не первый год в Российской Федерации импортёры обязаны выплачивать с импорта пишущей, записывающей техники или носителей чистых, а также производителей определённые деньги авторским организациям или организациям, которые уполномочены авторами, исполнителями… Не споря с самим правом творческих работников на компенсацию, хотелось бы всё-таки порассуждать немного о механизмах ведения этого сбора, да и о самом сборе… Сбор носит компенсационный характер. То есть он должен компенсировать авторам недополученные средства. На протяжении многих лет ряд организаций претендуют на этот сбор и очень активно и в прессе, и в правительстве, но за все годы нам, потенциальным плательщикам, не ответили. Сколько авторы недополучают от частного копирования? Это принципиально важный вопрос. Где исследования? Повторю, не путать это с пиратством, это не пиратство: у меня есть легально приобретённое произведение, я делаю его копию…

Итак, первое, величина сбора — непонятно, на основании чего правительство будет устанавливать тот или иной процент от электроники и пустых болванок-носителей. Сбор, он будет от чего? Процент от таможенной стоимости либо фиксированная сумма от каждого проданного гаджета? Почему с дорогого ноутбука он должен получать одну сумму, а с дешёвого другую? Может быть, логичнее ввести количественный сбор? То есть с каждого проданного — рубль, десять, миллион рублей, не знаю, это уже должны определить не мы. Ещё один принципиальный вопрос, который до сих пор не решён, какая техника участвует в копировании? Участвует мобильный телефон в копировании легальных произведений или нет? Через компьютер. Значит и мобильный, и компьютер. А электрический кабель участвует? Конечно. А провода участвуют? Да. Розетка участвует? Конечно. РАО «ЕЭС» — плательщик. 100 процентов. Все участвуют. Более того, я думаю, что и домостроительные комбинаты, потому что они размещают розетки, и эти розетки участвуют в копировании. Так мы можем зайти далеко. Мне кажется, нужно найти тот конечный продукт, без которого нельзя копировать. В конце концов, сам компьютер может быть носителем. Значит сам компьютер должен облагаться этим сбором. Поэтому здесь очень много вопросов, больше, чем ответов. В Европе, в разных странах по-разному всё предусмотрено. Где-то это фиксированная сумма с каждого, где-то это процент, где-то это только болванки, а где-то это много всяких товаров. Но я бы не стал оглядываться на европейский опыт. В Европе есть и ошибки. А в России ситуация нехорошая, у нас рынок электроники упал в прошлом году примерно на 45%. Безусловно, всё это приведёт к росту цен, безусловно, всё это приведёт к увеличению конкурентного неравенства, потому что найдутся организации, которые смогут договориться и вообще не будут платить или будут платить меньше. Значит легальные игроки рынка будут платить, остальные платить не будут… Готовимся к повышению цен.

Андрейкина М.С. (доцент кафедры менеджмента сценических искусств РАТИ (ГИТИС), декан режиссёрского факультета РАТИ, кандидат экономических наук, Москва): В силу монополии РАО и лакун законодательства, РАО заполняет эти лакуны самостоятельно. Соответственно у пользователей нет никакой возможности влиять на этот процесс. Самое главное, о чём говорят и филармонии, и особенно театры, это отсутствие какой бы то ни было ответственности РАО при выстраивании этих отношений. РАО диктует свои условия, за какой срок подать запрос по отечественному автору, по зарубежному автору; сейчас я говорю про театр по «большим правам». И добросовестный пользователь театра, даже если он абсолютно точно выполняет всю эту процедуру, у него нет абсолютно никакой гарантии, никаких рычагов, чтобы быть уверенным в получении разрешения на премьеру или хотя бы к какой-то момент… Если чего-то нет, РАО само придумывает. Например, ставки при бесплатном входе. РАО считает, что это право автора — делать подарок. Вот играет театр в больнице, в детском доме, играет бесплатно. Но артисты же у вас получают зарплату, или какой-то гонорар они получают, значит, во-первых, есть какие-то деньги. Во-вторых, в любом случае это право автора. С точки зрения закона трудно им возражать, это правда. Но что касается вознаграждения, то здесь опять же РАО устанавливает это самостоятельно, исходя из площади, количества мест и так далее. А за концерт, в котором используются охраняемые и неохраняемые произведения, берётся полная ставка. Например, одна филармония (они занимаются разного рода деятельностью, в том числе и постановкой спектаклей), получила на основании прямой лицензии от автора разрешение на постановку. После премьеры РАО обращается в прокуратуру с попыткой завести уголовное дело. Филармония предоставляет все доказательства, решение в её пользу, но на выяснение всех этих обстоятельств ушло пять месяцев, в течение которых спектакль по требованию РАО был отменён, работа театрального коллектива остановлена, с трудом привлечённые артисты уволились, спектакль закрылся. Кто возместит убытки, кто возместит ущёрб, нанесённый зрителю?

Что происходит? Почему Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности и новоявленный Российский союз правообладателей во главе с Н.С. Михалковым, миссия которых защищать авторские права во благо авторов и общества, ограждают людей от произведений искусства настолько, что значительно проще обратиться к массовой западной культуре, чем к своей собственной?

Орлова М.В. (юрист НП «Федерации рестораторов и отельеров», Москва):

Российское авторское общество собирает деньги. Но где отчёты, как они распределяют? Согласно сведениям статистического характера? Покажите мне хоть одни сведения статистического характера по ресторанному бизнесу, по гостиничному бизнесу. Таких сведений нет; мы с вами понимаем, что это верхушка айсберга. Статья предусматривает право автора на компенсацию или на двукратный ущерб. Мы с вами берём предприятие питания. Каков будет размер ущерба от прозвучавшей на предприятии питания одной песни? Это порядка, навскидку, 10 копеек. При этом Российским авторским обществом установлен внутренним документом размер компенсации за неправомерное использование в 50 тысяч рублей. И это применяется следующим образом: предприятию питания не всегда предлагается изначально (у нас разные предприятия питания), заключить лицензионный договор на удобных, понятных ему условиях. Идёт сплошное устрашение, начиная с административной, гражданской ответственности и заканчивая уголовной. В Москве, во всяком случае, как Российское авторское общество говорит, уже состоялся суд и управляющий рестораном приговорён к полутора годам условно за то, что на его предприятии незаконно прозвучало 15 песен в фонограмме.

Кириченко-Чуркина А.В. (юрист НП «Бюро театральной рекламы «PR-Театр», Санкт-Петербург): Сегодня в Санкт-Петербурге ни один драматический театр не может себе позволить живой оркестр. Просто потому, что это дорого. Соответственно, встаёт вопрос о музыкальном сопровождении спектакля, который является основным продуктом деятельности театра. Театры создают фонограммы. Сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда мы имеем права на музыку, полученную напрямую от композитора, потому что это реально бывает дешевле, нежели получить права через РАО. И складывается ситуация, когда вознаграждение за использование произведений мы авторам можем выплачивать напрямую, а вознаграждение за использование фонограммы мы обязаны выплатить через ВОИС. То есть аккредитованную организацию по смежным правам. При этом фонограмму мы делаем на бюджетные деньги. Мы заплатили и готовы производителю фонограммы (часто это сам композитор) выплачивать фонограммные права напрямую, к нам приходит ВОИС и говорит: «баста». Потому что сегодня фонограммные права, в отличие от авторских, по закону безотзывные. И получается, что у нас некий семейный интимный союз с автором, в данном случае композитором, к нам приходит некто третий и говорит: «А в процессе использования вы будете меня терпеть». Ситуация, на мой взгляд, абсолютно абсурдная.

Мы получаем также по госконтракту деньги на сопутствующую основному виду деятельность: городские праздники, районные — 1 сентября, 9 мая — всё, что касается культурного обслуживания. К вопросу о ставках РАО. Скажем, бюджет районного мероприятия 100—150 тыс. рублей; предположим, даёт Комитет по культуре Санкт-Петербурга конкретному театру, чтобы в Петроградском районе провести мероприятие… Ставки РАО установлены советом [самого] РАО на каждый год… На мой вопрос: откуда ценообразование? Мне говорят: потому что мы так хотим. Вот так получается: ставки за массовые праздники, бесплатные для слушателей и зрителей, а районный праздник бесплатен, устанавливаются по головам, 10 рублей с головы. И выходит, что мы в РАО должны заплатить с 10 тысяч народонаселения. Теперь умножьте цифры. Это мы должны включить в смету мероприятия. 150 нам дают на организацию, а вот это сверху мы должны заложить в конкурсную документацию. Мы входим в противоречие с бюджетным законодательством. Потому что обосновать эту цифру мы не можем.

Козырев А.Н. (заместитель председателя научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности РАН): В докладе Международной организации интеллектуальной собственности есть пункт: Россия должна установить правила, согласно которым организации по коллективному управлению правами могут работать только с теми правообладателями, кто им передал свои права. Никаких исключений. Причём утверждается, что Россия такие обязательства на себя приняла.

Михайленко Р.А. (учредитель Общероссийской общественной организации «Российское общество участников культурно-досуговой деятельности»): …Мы проводили совместное шоу с Михаилом Турецким. Это сложное произведение, более того, концерт проводили мы с ними совместно, и индивидуальный предприниматель Михаил Борисович Турецкий подаёт заявление в РАО, чтобы ему выдали лицензию. Концерт назначен на 8 марта 2009 года, 7 марта во второй половине дня Михаил Борисович Турецкий получает отказ официально в Москве в главном офисе РАО. Аргументация такова — «не вы же продаёте билеты, не вы в Ростове непосредственно организовываете концерт». Но организовывает шоу и использует авторские произведения коллектив Михаила Турецкого! Этот аргументации просто РАО не слышит… Турецкому не была выдана лицензия. Да, Михаил Турецкий исполнял произведения 8 Марта незаконно. РАО начало судебное преследование по факту безлицензионного использования авторских произведений Михаилом Турецким. Но не Михаилом Турецким, а ООО «Юг-Арт», которое было назначено организатором мероприятия. В числе истцов на первом месте стоял Леонид Каганов, который в заявлении РАО признаётся автором песни «Под небом голубым» в исполнении Гребенщикова, он в свою очередь сделал официальное заявление в интернете и в прессе, что он не является автором этого произведения! Никакого отношения к этому не имеет. Следующим автором был Гребенщиков; и есть масса доказательств, что Гребенщиков, к сожалению, является только исполнителем этой песни, а в свою очередь авторами этого произведения являются совершенно другие лица. Этот довод тоже на суд никакого действия не возымел. Он признал и Леонида Каганова, и Гребенщикова авторами произведений, назначил выплатить им компенсацию за безлицензионное использование…

Судом почему-то никогда не берётся во внимание, что на всех концертах, на которые мы получаем или не получаем лицензии, сотрудники РАО производят так называемое контрольное прослушивание. Что это значит? Это значит, приходит сотрудник РАО, включает либо видеокамеру, либо диктофон и в процессе всего концерта производит запись произведения, с нарушением как авторских, так и смежных прав. И никому за это ничего не было, причём многократно. РАО проводит как доказательство, фактически полученное с нарушением закона, в своих исковых заявлениях. Не надо даже доказательную базу собирать этих правонарушений — всё подшито к судебным делам.

Полностью стенограмму заседания экспертной рабочей группы по интеллектуальным правам вы можете прочесть на сайте рабочей группы.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Все сама!»

Почему мужья не помогают по дому

Я провела этот опрос в женском интернет-сообществе. Ведь должны же мужчины как-то это объяснять? В современном мире уже не так просто закатиться вальяжной колбаской на диван и покрикивать оттуда «яжемальчик». В детской поликлинике отцы радуют глаз. То один знаменитый актер говорит, что хозяйство полностью на нем, то другой участвует в кулинарном шоу «а этот суп я часто варю жене». Теперь уклоняться от домашних обязанностей надо с чувством, с толком, с расстановкой.

17.11.2018 09:00, Анна Уткина, matrony.ru


Живые принципы

«У них вкус присохшего кирпичика, приторных батончиков, детских слез, бабушкиной малины»

Утром, забегая с приятельницей в метро, я на лету выхватила у промоутера листовку. Спрятала ее в сумку, буркнула спасибо. «О, ты тоже читала пост Леши Д. о том, что нельзя сразу выбрасывать эти бумажки?» — спросила подруга. На секунду зависла. К уличным промоутерам у меня давняя эмпатия. Зародилась она, когда я день простояла на холоде, тыкая флаерами в прохожих. Память об окоченевшей попе — вот, что заставляло меня всякий раз доставать руку из кармана. И я подумала: а ведь все мои стойкие привычки и принципы — о пережитом.

12.11.2018 09:00, Вика Козинец, thedevochki.com


Почему вы не говорите о сексуальных проблемах с вашим партнером

Найти мужество, чтобы продвинуть ваши отношения вперед

Конфликты неизбежны в отношениях, а вопросы секса — одни из самых сложных в дискуссии. И все же конфликт — это еще не признак, что с вашими отношениями что-то не так. Наоборот, если вы спорите и при этом вместе хотите решить проблему, это только укрепит ваши отношения, пишет автор.

11.11.2018 13:00, Дэвид Ладден (David Ludden), inosmi.ru


Жизнь после валерьянки

Как перестать нервничать и начать меняться

Иногда хочется взять и послать всё к чертям! Со всяким бывает. И со мной случалось не раз. А когда вокруг ещё и знакомые жалуются «научрук считает мои исследования неперспективными», «начальство меня не понимает», «рутина достала, работаю ради денег, удовольствия не получаю», это желание накаляется до предела.

10.11.2018 09:00, Алёна Лесник, kot.sh


Нулевая причина для вступления в брак

«Потому что ты — это ты»

У меня есть сын, и у меня есть дочери. И у меня есть мой личный кошмар. Он касается того момента, когда моя прекрасная дочь, которую я носил на руках, которой менял подгузники и с которой мы смотрели вечером на огоньки за окном, однажды приведет какого-то, извините, идиота и скажет: «Папа, теперь этот ёжик будет жить с нами».

03.11.2018 09:00, Владимир Берхин, moimozg.ru


Леди и джентельмены

Сумка на коленях, помада на бокале и другие правила этикета, которые нарушают почти все

Изо дня в день практически каждый человек нарушает этикет, даже не подозревая об этом. В этом материале собраны самые частые ошибки, которые не следует совершать.

29.10.2018 09:00, pics.ru


«Разводишься? Плохо борщ варила!»

Люди разводятся, потому что они заговорили

Хочешь впасть в депрессию — послушай мнение своей бабушки о твоем разводе: «Надо было лучше варить борщи, гладить рубашки. Мужчина любит быть сытым, и чтобы чисто в доме». А ты действительно не варила или не гладила! Тогда как бабушки с дедушками прожили вместе всю жизнь, бывало, ругались, но о разводе никогда не думали. Это правда: семьи были крепкие.

28.10.2018 09:00, Анна Уткина, matrony.ru


Как мужчины манипулируют женщинами

Какими методами воздействия?

Женщину принято считать главными манипуляторами в отношениях. Это она лисой кружит вокруг любимого, надеясь на подарок в виде норковой шубки. Это она при любом конфликте начинает лить «крокодиловы слезы», вызывая у партнера чувство вины. И манипулирует секcом ради осуществления своих желаний тоже она. Представительницы прекрасного пола знают сотни методов воздействия на мужчину, начиная от еды и заканчивая манипуляцией детьми. И, кажется, мужчина в отношениях просто обречен выполнять пожелания любимой. Но не все так однозначно!

22.10.2018 09:00, cluber.com.ua


«Я слишком старая для этого…»

Почему двадцатилетние девушки называют себя стариками

«Я слишком старая для этого», — удивительная фраза. С одной стороны, действительно, никто из нас не молодеет. С другой стороны, такие слова обычно произносят цветущие, розовощекие, от силы тридцатилетние девушки. И тут уж когнитивный диссонанс зашкаливает. Старая? Уже? А что же будет дальше?

20.10.2018 09:00, Елена Козарь, thedevochki.com


Как Голливуд рушит вашу интимную жизнь

Почему самые жаркие голливудские фильмы остужают наш пыл

В фильмах не существует ограничений сексуальной жизни человека: финансовой нестабильности, усталости, комплексов. Из-за этого создается впечатление, что герои фильма ведут полноценную, бурную сексуальную жизнь, и реальные пары пытаются воспроизвести эти картины в действительности. А если это не получается, чувствуют себя непривлекательными.

06.10.2018 09:00, inosmi.ru






 

Новости

Nintendo отсудила у владельцев пиратских сайтов 12 миллионов долларов
Минувшим летом компания Nintendo подала иск против нелегальных сайтов с ROM-образами классических игр. И, судя по последним данным, выиграла дело. На самом же сайте опубликовано извинение и совет перейти на официальный сайт Nintendo, если пользователям нужны легальные копии игр.
НОРА вернулась в Сибирь
7-8 ноября в Тюменском государственном университете прошла серия семинаров в рамках проекта Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов. Представители НЭИКОН рассказали студентам, сотрудникам университета и библиотекарям об открытой науке, новых тенденциях в научной коммуникации, а также о проекте НОРА.
В России зафиксировали рост социального неравенства
Несмотря на то, что в 2017 году в России зафиксировали самый низкий с 2006 года уровень социальной дифференциации, с 2018 года неравенство опять начало расти, сообщается в отчете института «Центр развития НИУ Высшая школа экономики».
Петербургские ученые запустили первое исследование, которое определит распространенность аутизма у детей и подростков
Исследование проводит лаборатория Междисциплинарных исследований детства СПбГУ. Она собирается выяснить на примере одного района Санкт-Петербурга, сколько детей, живущих там, имеет расстройство аутистического спектра (РАС). Это позволит сделать прогноз по распространению аутизма во всей стране.
НОРА представлена в Твери
22-23 октября в Тверском государственном университете прошла серия семинаров в рамках проекта Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов, в рамках которой представители НЭИКОН рассказали студентам, сотрудникам университета и библиотекарям об открытой науке, новых тенденциях в научной коммуникации, а также проекте НОРА.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.